Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМСТЕРДА́М

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 630

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Паппе, В. Н. Стрелецкий, Г. А. Шатохина-Мордвинцева
Амстердам. Панорама центральной части города.

АМСТЕРДА́М (Am­ster­dam, пер­во­на­чаль­но Am­stelle­damme – «пло­ти­на на р. Ам­стел»), сто­ли­ца Ни­дер­лан­дов. А. – важ­ный куль­тур­ный и эко­но­мич. центр, са­мый круп­ный по чис­лен­но­сти жи­те­лей го­род стра­ны. Нас. 745 тыс. чел. (с при­го­ро­да­ми св. 1,1 млн. чел., 2005; 100 тыс. чел. в нач. 18 в.; 642 тыс. чел. в 1920; 769 тыс. чел. в 1946; макс. чис­лен­ность – 872 тыс. чел. в 1958, позд­нее по­сте­пен­но со­кра­ща­лась: 866 тыс. чел. в 1967; 676 тыс. чел. в 1985). Во 2-й пол. 20 в. в пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции А. боль­шое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла су­бур­ба­ни­за­ция.

Рас­по­ло­жен в устье р. Ам­стел, на юж. бе­ре­гу зал. Эйс­сел­мер. Со­еди­нён с Се­вер­ным м. дву­мя дос­туп­ны­ми для мор­ских су­дов ка­на­ла­ми: Норд­зе-ка­нал свя­зы­ва­ет А. с аван­пор­том Эй­мёй­ден, Норд­хол­ландс-ка­нал – с пор­том Хел­дер. Мор­ской порт А. – вто­рой по гру­зо­обо­ро­ту порт стра­ны по­сле Рот­тер­да­ма (св. 25 млн. т в год; об­слу­жи­ва­ет пре­им. внут­рен­ние по­треб­но­сти); со­еди­нён ка­на­лом с р. Рейн. Круп­ный транс­порт­ный центр, в т. ч. глав­ный узел же­лезных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Ме­ж­ду­нар. аэро­порт Схип­хол – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе (св. 20 млн. пас­са­жи­ров и ок. 1,5 млн. т гру­зов в год). А. име­ет хо­рошо раз­ви­тую и раз­ветв­лён­ную сеть внут­ри­гор. транс­пор­та, мет­ро­по­ли­тен.

Амстердам. Канал Лелиграхт. Фото В. М. Паппе

В 13 в. на мес­те А. су­ще­ст­во­ва­ло ры­ба­чье по­се­ле­ние, ко­то­рое рас­по­ла­га­лось на за­щит­ных дам­бах в устье р. Ам­стел. Впер­вые А. упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­те от 1275 о да­ро­ва­нии ему гра­фом Фло­ри­сом V Гол­ланд­ским тор­го­вых при­ви­ле­гий. Около 1300 по­лу­чил гор. пра­во. В 1317 при­сое­ди­нён к граф­ст­ву Гол­лан­дия и к 15 в. пре­вра­тил­ся в круп­ный тор­го­вый центр. С 1433 под вла­стью гер­цог­ст­ва Бур­гун­дия, с 1477 во вла­де­нии Габс­бур­гов. В 16 в. А. иг­рал ве­ду­щую роль в по­сред­нич. тор­гов­ле ме­ж­ду балт. и сре­ди­зем­но­мор­ски­ми стра­на­ми. В 1578 при­сое­ди­нил­ся к Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. С 1588 в со­ста­ве Рес­пуб­ли­ки Со­еди­нён­ных про­вин­ций. В кон. 16 – нач. 17 вв. в А. бы­ли ос­но­ва­ны бир­жа и круп­ней­ший в то вре­мя ев­роп. банк. Упа­док Ан­твер­пе­на спо­соб­ст­во­вал пре­вра­ще­нию А. в тор­го­вый и фи­нан­со­вый центр ев­роп. и ми­ро­во­го зна­че­ния. В 16–17 вв. – ме­сто им­ми­гра­ции ев­ре­ев из Пор­ту­га­лии и Гер­ма­нии, гу­ге­но­тов из Фран­ции. С 1795 сто­ли­ца Ба­тав­ской рес­пуб­ли­ки, с 1806 – Гол­ланд­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. В пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ско­го гос­под­ства (1810–14) А. пе­ре­жил вре­мен­ный упа­док. С 1814 сто­ли­ца Ко­ро­лев­ст­ва Ни­дер­лан­дов. Со 2-й пол. 19 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем пром. про­из-ва А. при­об­рёл чер­ты круп­но­го ин­дустр. цен­тра. По­строй­ка в 1865–76 Норд­зе-ка­на­ла, а позд­нее ка­на­ла А. – Рейн сти­му­ли­ро­ва­ла даль­ней­шее раз­ви­тие пром-сти, бан­ков­ско­го де­ла и тор­гов­ли, а так­же бы­строе уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­ро­да в кон. 19 – нач. 20 вв. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми (май 1940 – май 1945); ан­ти­фа­ши­ст­ское вос­ста­ние 1944 бы­ло по­дав­ле­но. То­ле­рант­ность ни­дерл. об­ще­ст­ва, в т. ч. ле­га­ли­за­ция упо­треб­ле­ния лёг­ких нар­ко­ти­ков, сде­ла­ли А. с нач. 1960-х гг. цен­тром при­тя­же­ния для хип­пи, пред­ста­ви­те­лей не­фор­маль­ных ор­га­ни­за­ций и сек­су­аль­ных мень­шинств. В кон. 20 – нач. 21 вв. при­ток в А. им­ми­гран­тов обо­ст­рил по­ло­же­ние с ра­бо­чи­ми мес­та­ми и жиль­ём, вы­звал ме­ж­эт­нич. и меж­ре­ли­ги­оз­ные кон­флик­ты.

Амстердам. Площадь Дам с Королевским дворцом.

А. – один из круп­ней­ших цен­тров туриз­ма в Ев­ро­пе (по чис­лу при­ни­мае­мых еже­год­но ту­ри­стов вхо­дит в пер­вую пя­тёр­ку го­ро­дов). На пред­по­ла­гае­мом мес­те пло­ти­ны на р. Ам­стел рас­поло­жен совр. центр го­ро­да – пл. Дам с Ко­ро­лев­ским двор­цом (1648–55, арх. Я. ван Кам­пен; ны­не Ра­туша), позд­не­го­тич. ц. Ньи­ве керк (ок. 1490 – ок. 1540, ба­роч­ная ка­фед­ра мас­те­ра А. Вин­кен­бри­ка) и Нац. мо­ну­мен­том (1954–1956, арх. Я. Й. П. Ауд, скульп­тор Дж. Ра­де­кер). Пла­ни­ров­ка ста­ро­го го­ро­да обу­слов­ле­на се­тью па­рал­лель­ных по­лу­коль­це­вых и ра­ди­аль­ных ка­на­лов (все­го ок. 50, а так­же св. 500 мос­тов), про­ры­тых в ос­нов­ном в 1610–62. Вдоль них рас­по­ло­же­ны бюр­гер­ские до­ма и скла­ды, зда­ния гиль­дий и ком­па­ний (Ост-Инд­ской ком­па­нии, 1642, и др.), Гор. при­ют (1581, арх. А. ван Эйк, ­ныне – Ис­то­рич. му­зей) и ком­плек­сы зда­ний ср.-век. об­щи­ны бе­ги­нок (Ам­стер­дам­ский бе­ги­наж, 1346, и др.); патрици­ан­ские до­ма (в т. ч. Трип­пен­хёйс, 1660–64; арх. Ю. Вин­гбонс). От ср.-век. за­строй­ки со­хра­ни­лись гор. во­ро­та Синт-Ан­тонс­порт (1488; до 1987 – Ев­рей­ский му­зей) и баш­ни 15–17 вв. Сре­ди церк­вей – го­тич. Ау­де керк (1306, пор­тал и баш­ня 1536 и 1565), Зёй­дер­керк (1603, арх. Х. де Кей­сер), Вес­тер­керк (1619–38, архитекторы Х. и П. де Кей­се­ры и К. Дан­кер; клас­си­ци­стич. ин­терь­ер, арх. ван Кам­пен), Нор­дер­керк (1620–23; арх. Х. Я. Стетс, по др. дан­ным, Х. де Кейсер), Мои­сея и Аа­ро­на (1841) и Св. Ни­ко­лая (1875) в сти­ле не­оре­нес­санс. В цен­тре ста­ро­го ев­рей­ско­го квар­та­ла – Дом-му­зей Рем­бранд­та (где ху­дож­ник жил в 1639–58) и Пор­ту­галь­ская си­на­го­га (1675). В ду­хе ни­дерл. Воз­ро­ж­де­ния по­строе­ны зда­ния круп­ней­ше­го ху­дож. му­зея Ни­дер­лан­дов Рейк­смю­се­ума (1877–85; му­зей ос­но­ван в 1808) и Центр. во­кза­ла (1889; оба – арх. П. Й. Х. Кёй­перс). С воз­ве­де­ния в цен­тре А. зда­ния Бир­жи (1897–1903) на­чал­ся но­вый гра­до­строи­тель­ный этап, свя­зан­ный с дея­тель­но­стью Х. П. Бер­ла­ге и ар­хи­тек­то­ров т. н. ам­стер­дам­ской шко­лы (М. де Клерк, П. Л. Кра­мер, М. ван де Мей), а за­тем груп­пы «Де Стейл» и по­сле­до­ва­те­лей функ­цио­на­лиз­ма.

А. – ве­ду­щий в Ни­дер­лан­дах центр куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и НИОКР. В го­ро­де рас­по­ло­же­ны Ко­ро­лев­ская ака­де­мия на­ук и ис­кусств Ни­дер­лан­дов (ос­но­ва­на в 1808), уни­вер­си­тет А. (круп­ней­ший в стра­не – св. 22 тыс. сту­ден­тов; ос­но­ван в 1632) и Сво­бод­ный ун-т (1880), Ам­стер­дам­ская конс. (1884), Ни­дер­ланд­ский ин-т те­ат­ра. Круп­ней­шие б-ки: уни­вер­си­тет­ская (ос­но­ва­на в 1578), го­род­ская (1892), Ко­ро­лев­ско­го тро­пич. ин-та (1910) и др. Мор­ской (1916), Ис­то­ри­че­ский (1926) му­зеи, Те­ат­раль­ный му­зей, Сте­де­лейк­мю­се­ум, Му­зей В. Ван Го­га. Кон­церт­ный зал и ор­кестр «Кон­серт­ге­бау» (1888); Ни­дер­ланд­ская опе­ра (1946); Ни­дер­ланд­ский нац. ба­лет (1961). Ам­стер­дам­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1951); Ни­дер­ланд­ский ка­мер­ный ор­кестр (2-я пол. 1940-х гг.), Об-во совр. му­зы­ки «Гау­деа­мус» (1945). А. – один из цен­тров воз­ро­ж­де­ния ста­рин­ной му­зы­ки. Про­во­дят­ся Гол­ланд­ский муз. фес­ти­валь (лет­ний еже­год­ный, с 1947), Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь до­ку­мен­таль­но­го ки­но, Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь дет­ско­го ки­но и др.

А. – один из ве­ду­щих бан­ков­ско-фи­нан­со­вых цен­тров Ев­ро­пы, круп­ней­ший тор­го­во-фи­нан­со­вый и пром. центр стра­ны; здесь на­хо­дят­ся прав­ле­ния ве­ду­щих ком­мер­че­ских бан­ков («АБН АМРО», «Ра­бо­банк»), пред­ста­ви­тель­ст­ва и офи­сы круп­ных транс­на­цио­наль­ных ком­па­ний («Юни­ле­вер», «Рой­ял Датч-Шелл», АКЗО, «Фи­липс» и др.), тор­го­вая и фон­до­вая бир­жа. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (элек­тро­тех­ни­ка и элек­тро­ни­ка, авиа-, су­до-, при­бо­ро­строе­ние, про­из-во пром. обо­ру­до­ва­ния) и хи­ми­че­ская (про­из-во по­ли­ме­ров, в т. ч. пла­ст­масс, син­те­тич. кау­чу­ка, ми­нер. удоб­ре­ний, а так­же ла­ко­кра­соч­ной и фар­ма­цев­тич. про­дук­ции). В при­го­ро­дах А. – круп­ный неф­те­пе­ре­гон­ный за­вод «Мо­бил Ойл», са­мо­лё­то­строи­тель­ный за­вод «Фок­кер» (в Схип­хо­ле). А. – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе цен­тров швей­ной пром-сти. Раз­ви­ты так­же обув­ная, по­ли­гра­фич., пи­ще­вку­со­вая (тра­ди­ци­он­но свя­за­на с пе­ре­ра­бот­кой при­воз­но­го сы­рья и по­луфаб­ри­ка­тов – ка­као, ко­фе, та­ба­ка, ко­ко­со­во­го мас­ла, а так­же ме­ст­ных или при­воз­ных са­хар­ной свёк­лы, кар­то­фе­ля и др.) от­рас­ли. Тра­диц. юве­лир­ное про­из-во, гра­не­ние ал­ма­зов и тор­гов­ля ими. В 1970–2000-е гг. чис­ло за­ня­тых в пром-сти рез­ко со­кра­ти­лось, од­но­вре­мен­но ус­ко­рен­но раз­ви­ва­лись разл. от­рас­ли сек­то­ра ус­луг.

В 1928 в А. со­стоя­лись Иг­ры IX Олим­пиа­ды. Ба­за и ста­ди­он «Аре­на» фут­боль­но­го клу­ба «Аякс» (ос­но­ван в 1900).

Лит.: Wattjes J. G., Warners F. A. Am­ster­dam­s bouwkunst en stad­sschoon 1306–1942. Amst., 1948; Кал­мар Я. Н. Ам­стер­дам. М., 1999; Ам­стер­дам. М., 2003; Amsterdam. N. Y., 2004.

Вернуться к началу