
ДО́РТМУНД
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДО́РТМУНД (Dortmund), город на западе Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия, в Рурском индустриальном районе. Расположен на р. Эмшер, у начала канала Дортмунд – Эмс. Население 588,3 тыс. чел. (2019), первый по численности жителей город Рура и третий в земле Северный Рейн-Вестфалия (после Кёльна и Дюссельдорфа). Входит в состав крупнейшей в стране полицентрической гор. агломерации – Нижнерейнско-Рурской конурбации с населением около 11 млн. чел.; вместе с фактически слившимися Дуйсбургом, Эссеном, Бохумом и рядом других менее крупных городов образует её ядро – т. н. Рурштадт. Крупный транспортный узел, восточные «ворота» Рура (р. Эмшер и рурская система каналов соединяются с каналом Дортмунд – Эмс, который обеспечивает водный путь к Северному морю, минуя устье Рейна). Порт Д. (грузооборот около 3 млн. т в год, длина причальных линий 11 км) сохраняет большое экономич. значение. Через Д. проходят шесть автобанов и пять скоростных трасс, а также железнодорожная магистраль Париж – Кёльн – Дюссельдорф – Берлин. Аэропорт (обслуживает в осн. местные авиалинии). Метрополитен.
История
Возник как поселение при одном из каролингских королевских дворов. Впервые упоминается между 881 и 884 под названием Тротманни (Throtmanni), с 1152 – под названием Тремония (Tremonia), с 1222 – Дортмунд(е) [Dortmund(e)]. Ок. 990 получил право на проведение ярмарок и приобрёл значение важного центра на торговом пути Хелльвег (соединял Вестфалию с Рейнландом). С 1220 имперский город, наделённый правом свободной торговли. В 13–15 вв. один из богатейших ганзейских городов, крупный торгово-ремесленный центр. В 1388–90 отстоял свою независимость в борьбе с имперскими князьями и рыцарством. В период Тридцатилетней войны 1618–48 был разорён и утратил экономическое значение. К концу 18 в. численность населения Д. сократилась до 4,5 тыс. чел. В 1803 лишился статуса имперского города и отошёл к княжеству Нассау, в 1808 – к Великому княжеству Берг, в 1815 – к Пруссии. С середины 19 в. началось экономическое возрождение Д., предпосылки для которого создала разработка Рурского угольного бассейна. Д. стал одним из крупнейших центров германской угледобывающей промышленности, металлургии и машиностроения (в 1852 возникло первое акционерное общество рурской металлургии – «Hörder Bergwerks- und Hüttenverein»; в 1860–70-х гг. появились предприятия по производству стальных конструкций и тяжёлого машиностроения; в 1880-е гг. создан металлургический и машиностроительный завод фирмы «Hoesch», который до конца 20 в. оставался крупнейшим промышленным предприятием Д.), а также важным центром пивоварения. Большое значение для развития города имели сооружение Кёльнско-Минденской железной дороги (прошла через Д. в 1847), открытие канала Дортмунд – Эмс и крупного речного порта (1899). К началу 20 в. Д. – крупнейший город Рура; численность его населения достигла 142,7 тыс. чел. (541,9 тыс. чел. в 1939). В 1-й половине 20 в. Д. стал одним из главных центров тяжёлой промышленности Германии. В рамках Четырёхлетнего плана 1936 были построены заводы по производству жидкого синтетического горючего, парафина, предприятия военно-химической промышленности. В период 2-й мировой войны 98% зданий старого города и 59% жилого фонда были разрушены в результате налётов англо-американской авиации. В 1945–49 в британской зоне оккупации Германии, с 1949 в составе ФРГ, полностью восстановлен к 1957. После войны экономика города сохранила угольно-металлургическую специализацию и ориентацию на развитие связанных с ней отраслей тяжёлой индустрии. В кон. 1950-х гг. в угледобыче начался структурный кризис; в 1960–80-е гг. все шахты в городской черте Д. были закрыты. Переход на использование импортной железной руды негативно сказался на развитии чёрной металлургии, Д. стал всё более уступать главному металлургическому центру ФРГ Дуйсбургу. Концерн «Hoesch» (после поглощения металлургич. фирмы «Dortmund-Hörder-Hüttenunion» фактически ставший монополистом в чёрной металлургии восточного Рура) перенёс гл. направление производств. деятельности в сферу машиностроения и металлообработки; с конца 1960-х гг. Д. становится центром банковского капитала. С последней трети 20 в. гл. сектор экономики Д. – сфера услуг.
Архитектура
Старый город (Альтштадт) окружён кольцом улиц, проложенных на месте бывших крепостных валов. На пл. Фриденсплац расположены Ратуша, здание гор. управления, Дом информации и прессы. К Альтштадту примыкают микрорайоны, выросшие из возникших в последней трети 19 – нач. 20 вв. шахтёрских и заводских посёлков и окрестных деревень, вошедших в городскую черту Д. После 2-й мировой войны восстановлены средневековые церкви Райнольдикирхе, Петрикирхе (резной золочёный алтарь, 1521), Мариенкирхе (алтарь, 1420), т. н. Орлиная башня, замки на воде (Бодельшвинг, Делльвиг, Роденберг) и др. Памятники: мемориал трагедии Хиросимы (2000, скульптор А. Трезе), колонна Мира и др.
Около половины территории Д. занимают сады и парки; крупнейший – Вестфальский парк в юж. части города; в его пределах – телебашня Флориан (1959, 2 смотровые площадки), т. н. Немецкий розарий (свыше 3 тыс. видов роз).
Центры науки и культуры
Важный центр науки и образования. Среди научных учреждений (всего около 30) – институты: спектрохимии, молекулярной физиологии Об-ва М. Планка, материальных потоков и логистики Об-ва Фраунгофера, геронтологии, регионального и гор. планирования, социальных исследований. Дортмундский университет (открыт в 1968; 25 кафедр, более 21 тыс. студентов; ведутся разработки в области информац. технологий и программного обеспечения, электротехники, химич. технологий и др.); Высшая инженерная школа, Высшая горная школа, Педагогич. академия, Университет прикладных наук, Междунар. школа управления. Дортмундская городская и земельная библиотека (1907; одна из крупнейших в земле Северный Рейн-Вестфалия, более 1,2 млн. томов). Музеи: истории искусства и культуры (1883; история города, народное и прикладное искусство и др.; в музее хранится т. н. дортмундский клад – более 400 золотых монет), естественной истории (1910), Вестфальский музей школы (1910; история народного образования в Вестфалии), «Ам-Оствалль» (1947; совр. искусство), пивоварения (1981), Вестфальский промышленный (экспонаты по истории техники и хозяйства Вестфалии 19–20 вв.) и др. Театры: оперный (1904; здание 1966, архитекторы Й. Клеменс, Э. Фраш и др.), драматические Большой (1966) и Малый, а также Детский и молодёжный театр на Восточном валу, Театр танца К. Нольте и др. Филармонич. оркестр (1887). «Дортмундский ораториальный хор» (1899). «Концертхаус» (2002; 1500 мест) – одна из лучших концертных площадок Европы. С 1996 регулярно проводится междунар. «Бах-симпозиум». Многофункциональный выставочный центр «Вестфаленхалле» – место проведения междунар. ярмарок и выставок (в т. ч. промышленные «Techmo», 2 раза в год), конгрессов, конференций и др. мероприятий. Морской аквариум (2002; 30 бассейнов).
Спорт
Д. – один из ведущих в Германии центров профессионального спорта и место проведения крупных международных соревнований (проходят в т. ч. на одном из крупнейших в Европе крытых спорткомплексов на территории центра «Вестфаленхалле»; трибуны на 23 тыс. мест; включает универсальный, легкоатлетический и 6 специализир. залов, крытый ледовый стадион). Самые значительные спортивные события: матчи чемпионатов мира по футболу (Десятого чемпионата мира 1974 и Восемнадцатого чемпионата мира 2006), хоккею с шайбой (1955, 1983, 1993), гандболу (1965, среди женщин; 2007, среди мужчин); чемпионаты мира по фигурному катанию (1964, 1980 и 2004), спортивной гимнастике (1966; 1994 – командный), настольному теннису (1959, 1989; 2012 – командный). Футбольный клуб «Боруссия» (основан в 1909) – 8-кратный чемпион Германии (1956–57, 1963, 1995–96, 2002, 2011–12) и 4-кратный обладатель Кубка страны (1965, 1989, 2012, 2017), победитель Лиги чемпионов УЕФА (1997; финалист 2013), обладатель Кубка обладателей кубков (1966) и Межконтинентального кубка (1997); финалист Кубка УЕФА (1993 и 2002). Проводит матчи на самом вместительном футбольном стадионе Германии «Сигнал Идуна Парк» (до 2006 «Вестфаленштадион»; 81 365 мест). Среди других крупных спортсооружений города – ипподром «Галоппренбан» (построен в 1913), с травяной и песчаной дорожками (позволяющими проводить забеги в любую погоду), с искусственным освещением и крытыми трибунами. В Д. располагаются штаб-квартиры Немецкого гандбольного союза (образован в 1949) и гандбольной Бундеслиги (1965), Немецкой федерации борьбы (1883); Федеральный тренировочный центр гребли. Ежегодно (с 1973) проводится шахматный фестиваль («Дортмундские шахматные дни»; также с 2020 – «Шпаркассен чесс трофи»), гл. турнир которого является одним из самых крупных состязаний года.
Хозяйство
Осн. отрасли сферы услуг (занято ок. 80% экономически активного населения, включая транспорт и связь) – сектор деловых и профессиональных услуг, банковско-финансовая сфера, транспорт и связь, наука и образование, торговля, а также спортивный бизнес. Д. – значительный центр издательского дела, крупные издательства были основаны в кон. 18 – нач. 19 вв. уроженцами города Д. Бедекером (дед К. Бедекера) и Ф. А. Брокгаузом. Крупнейшее издательство – «Harenberg Kommunikation Verlag» (его высотное здание, построенное к нач. 21 в., – один из символов города; в здании размещаются также офисы многочисл. фирм сферы услуг); в городе расположен имеющий мировую известность Научный институт газетно-издательского дела. В 2000–10-х гг. реализовывался (при участии «Thyssenkrupp» и консалтинговой компании «McKinsey&Co») инновационный проект («Dortmund-Projekt»), направленный на привлечение в Д. фирм, специализирующихся гл. обр. в области информац. технологий. В рамках проекта Д. стал крупным региональным инновационным центром; особенно велика его роль в подготовке технич. кадров, проведении НИОКР и их внедрении в производство, разработки и дистрибуции программного обеспечения (компании «Adesso», «Materna» и др.). В кон. 20 в. на базе университета создан технологич. парк Д., крупнейший в земле Северный Рейн-Вестфалия (более 300 фирм, специализирующихся в осн. в области электроники и информационно-коммуникационных технологий). Д. – крупный транспортно-логистический центр (компании «Rhenus», DHL, «Amazon» и др.). В Д. и окрестностях расположены правления крупных страховых («Continentale Krankenversicherung» и «Signal Iduna Gruppe») и пивоваренных («Die Freien Brauer» и «Dortmunder Actien-Brauerei») компаний, а также одной из ведущих рурских логистических компаний «Rhenus», ряда специализир. радиоэлектронных и машиностроительных фирм.
Д. – один из важнейших индустриальных центров Рура. Ведущая отрасль промышленности – машиностроение и металлообработка; особенно развиты электротехника и радио- и микроэлектроника (предприятия компании «ABP Induction Systems» и др., в осн. небольших фирм), производство металлургического, подъёмно-транспортного оборудования (амер. «Caterpillar»), а также роликовых подшипников («Thyssenkrupp Rothe Erde»), микроавтобусов (завод «EvoBus», дочерней компании «Daimler»). Ряд машиностроительных предприятий Д. выпускают продукцию преимущественно на экспорт: компания «Wilo» (1872, оборот ок. 1,5 млрд. евро, 2019) – один из мировых лидеров в разработке и производстве насосной техники для систем тепло- и водоснабжения; завод фирмы «Montanhydraulik» – крупнейший поставщик гидравлических цилиндров для горного оборудования в страны ЕС. Д. – один из центров чёрной металлургии Рура. В 1990–2000-х гг. резко снизилась загрузка производственных мощностей (были демонтированы все три действовавших в 1980-х гг. комбината полного металлургич. цикла; к 2010 полностью прекращено чугуноплавильное производство); вместе с тем в Д. и его окрестностях продолжают работать специализированные металлургические заводы (по производству листовой нержавеющей стали, легированных сталей, листового проката и др.). Химическая промышленность ранее специализировалась на переработке отходов коксования, выпуске тяжёлых химикатов (в т. ч. хлор, серная кислота) и пластмасс; к началу 21 в. объёмы этих производств резко сократились. Крупнейшее химич. предприятие расположено в городе-спутнике Д. – Кастроп-Раукселе (к западу от Д.; производство искусственных смол); с 1980-х гг. развивается фармацевтич. производство. Среди отраслей пищевкусовой промышленности традиционно выделяется пивоварение (старейший пивоваренный завод основан в 1293), по масштабам которого Д. во второй половине 20 в. значительно опережал Мюнхен и др. германские центры производства пива. Шесть основных пивоваренных заводов Д. («Union», «Kronen», «Their», «Actien», «Hansa», «Ritter») в конце 20 в. ежегодно производили свыше 7 млн. гектолитров пива (2-е место среди городов мира после амер. Милуоки, 1-е место в Европе). В 2000–10-х гг. пивоварение претерпело серьёзный кризис, крупные заводы были закрыты; сохранились небольшие пивоварни («Bergmann», «Dortmunder Actien-Brauerei» и др.). Действуют также предприятия полиграфической и лёгкой (гл. обр. швейной) промышленности.