Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́МБУРГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Вишлёв (история); В. Н. Стрелецкий (экономика)

ГА́МБУРГ (Hamburg), го­род на се­ве­ре Гер­ма­нии, об­ра­зу­ет са­мо­стоя­тель­ную адм. еди­ни­цу – зем­лю Гам­бург. Вто­рой по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния (1743,9 тыс. чел. в 2006) го­род стра­ны по­сле Бер­ли­на; в нач. 21 в. по тем­пам рос­та на­се­ле­ния за­ни­мал од­но из пер­вых мест сре­ди круп­ных герм. го­ро­дов. Гор. аг­ло­ме­ра­ция Г. (Боль­шой Гам­бург, нас. 3277 тыс. чел. в 2006) вы­хо­дит за адм. гра­ни­цы зем­ли Гам­бург и вклю­ча­ет при­го­ро­ды, рас­по­ло­жен­ные в пре­де­лах зе­мель Ниж­няя Сак­со­ния и Шлез­виг-Голь­штейн (от­ту­да еже­днев­но на ра­бо­ту в Г. при­ез­жа­ют до 300 тыс. чел.). Ок. 15% нас. Г. – ино­стран­цы (гл. обр. иностр. ра­бо­чие и чле­ны их се­мей); в ря­де при­мы­каю­щих к гор. цен­тру квар­та­лах до­ля иностр. на­се­ле­ния дос­ти­га­ет 50%.

Го­род рас­по­ло­жен на р. Эль­ба и ост­ро­вах, об­ра­зо­ван­ных её про­то­ка­ми, в 100 км от Северного мо­ря. Один из ве­ду­щих транс­порт­ных уз­лов Гер­ма­нии. Фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие го­ро­да тес­но свя­за­но с его мор. пор­том. В кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Г. стал од­ним из круп­ней­ших пор­тов ми­ра (гру­зо­обо­рот 1,6 млн. т в 1870; 14 млн. т в 1913; 25 млн. т в 1939). В 1847 здесь ос­но­ва­на круп­ней­шая су­до­ход­ная ком­па­ния Гер­ма­нии – «Ham­burg-Ameri­ka­ni­sche Pa­ket­fahrt AG» («HAPAG»; в 1970 сли­лась со вто­рой по ве­ли­чи­не герм. су­до­ход­ной компанией «Nord­deu­tscher ‘Lloyd», ос­но­ва­на в 1857, в кор­по­ра­цию «HAPAG-Lloyd»). К нач. 2-й ми­ро­вой вой­ны на Г. при­хо­ди­лось св. 1/2 тон­на­жа тор­го­во­го фло­та стра­ны. Совр. мор. порт – один из круп­ней­ших в ми­ре по за­ни­мае­мой пло­ща­ди (75 км2, 1/10 тер­ри­то­рии Г.); к не­му при­пи­са­но ок. 1/2 су­дов мор. фло­та ФРГ. По гру­зо­обо­ро­ту (ок. 60 млн. т в 1980-е гг.; 125,7 млн. т в 2005) порт Г. за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в Ев­ро­пе по­сле Рот­тер­да­ма, по кон­тей­нер­ным пе­ре­воз­кам (бо­лее 8 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ в 2005) – 8-е ме­сто сре­ди мор. пор­тов ми­ра; че­рез Г. реа­ли­зу­ет­ся осн. часть герм. экс­пор­та. В ре­зуль­та­те осу­ще­ст­вляе­мой мо­дер­ни­за­ции к 2015 пла­ни­ру­ет­ся рост гру­зо­обо­ро­та до 220 млн. т и бо­лее 18 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ. Г. – круп­ный реч­ной порт (гру­зообо­рот ок. 10 млн. т в год; ка­на­лом Се­вер – Юг свя­зан со Сред­не­гер­ман­ским ка­на­лом и рай­оном Ган­но­ве­ра). В Г. схо­дят­ся ав­то­мо­биль­ные и ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли на Бер­лин, Бра­ун­швайг, Ган­но­вер, Бре­мен, Дюс­сель­дорф, Ко­пен­га­ген, Сток­гольм и мно­гие др. круп­ные го­ро­да Ев­ро­пы. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Фульс­бют­тель (с 1911, один из са­мых ста­рых в Ев­ро­пе) – круп­ней­ший на се­ве­ре ФРГ (по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту ус­ту­па­ет аэ­ро­пор­там Франк­фур­та, Бер­ли­на и Мюн­хе­на). Мет­ро­по­ли­тен.

Ос­но­ван в 810 фран­ка­ми как ук­ре­п­лён­ный пункт на мес­те по­се­ле­ния сак­сов – Гам (Ham); вско­ре во­круг не­го сфор­ми­ро­ва­лось по­се­ле­ние, по­лу­чив­шее назв. Гам­ма­бург (Hammaburg). В 831 в нём уч­ре­ж­де­но епи­скоп­ст­во, ко­то­рое в 848 бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в ар­хи­епи­скоп­ст­во. В 9–11 вв. по­сто­ян­но под­вер­гал­ся на­бе­гам сак­сов и сла­вян. В 1189 Г. по­лу­чил от Фрид­ри­ха I Бар­ба­рос­сы эко­но­мич. и во­ен. при­ви­ле­гии, ко­то­рые со­хра­нял до 1265. В 1215 две час­ти го­ро­да – «ста­рая» и «но­вая» – ста­ли рас­по­ла­гать еди­ным со­ве­том, ра­ту­шей и су­дом. В 1410 в Г. при­нят пер­вый гор. ста­тут. Осо­бым влия­ни­ем в го­ро­де поль­зо­вал­ся пат­ри­ци­ат (из вер­хуш­ки ку­пе­че­ст­ва); Г. был од­ним из ос­но­ва­те­лей и наи­бо­лее влия­тель­ных чле­нов Ган­зы; в 14 в. он стал важ­ней­шим пе­ре­ва­лоч­ным пунк­том в тор­гов­ле стран бас­сей­нов Се­вер­но­го и Бал­тий­ско­го мо­рей. В 1510 по­лу­чил пра­ва им­пер­ско­го го­ро­да. В 1529 в Г. бы­ла про­ве­де­на Ре­фор­ма­ция. Ос­но­ва­ние в 1558 в Г. пер­вой в Гер­ма­нии и Сев. Ев­ро­пе бир­жи, в 1619 Гам­бург­ско­го бан­ка, в 1665 пер­вой герм. тор­го­вой па­ла­ты да­ли мощ­ный им­пульс раз­ви­тию внеш­ней тор­гов­ли, пре­ж­де все­го рос­ту экс­пор­та че­рез порт Г. вест­фаль­ско­го и си­лез­ско­го льна. На пра­вах воль­но­го го­ро­да Г. во­шёл в 1815 в Герм. со­юз, в 1867 в Сев.-Герм. со­юз, в 1871 в Герм. им­пе­рию, толь­ко в 1888 при­со­еди­нил­ся к Герм. та­мо­жен­но­му сою­зу.

В кон. 19 – нач. 20 вв. Г. – важ­ный центр ра­бо­че­го и ре­во­люц. дви­же­ния. В 1921 бы­ла при­ня­та собств. де­мо­кра­тич. кон­сти­ту­ция. С 1937 су­ще­ст­ву­ет в совр. адм. гра­ни­цах (в чер­ту го­ро­да бы­ли вклю­че­ны Аль­то­на, Блан­ке­не­зе, Виль­гельмс­бург, Ван­дс­бек и др.). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны под­верг­ся мас­си­ро­ван­ным бом­бар­ди­ров­кам анг­ло-амер. авиа­ции (1943–45); бы­ло унич­то­же­но ок. 4/5 пор­то­вых со­ору­же­ний, свы­ше по­ло­ви­ны жи­лых зда­ний и пром. пред­при­ятий. По­сле раз­гро­ма гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии в 1945 во­шёл в брит. зо­ну ок­ку­па­ции, в 1949 – в со­став ФРГ на пра­вах зем­ли (пол­ное назв. – Воль­ный и ган­зей­ский го­род Гам­бург, Freie und Han­sestadt Hamburg) с собств. кон­сти­ту­ци­ей (при­ня­та в 1952, из­ме­не­на в 1996), ор­га­на­ми за­ко­но­дат. и ис­пол­нит. вла­сти.

При впа­де­нии р. Аль­стер в Сев. Эль­бу по­лу­кру­гом рас­по­ло­жен Ста­рый го­род, ок­ру­жён­ный ос­тат­ка­ми ук­ре­п­ле­ний. В нём со­хра­ни­лись: церк­ви в сти­ле кир­пич­ной го­ти­ки –  Св. Пет­ра (1310–20), Св. Ека­те­ри­ны (ок. 1380–1426; баш­ня – 1658), Св. Яко­ва (кон. 14–15 вв.); ба­роч­ная цер­ковь Св. Ми­хаи­ла (1751–78; баш­ня выс. 132 м, 1777–86); дом Свеч­ной гиль­дии (1676); зда­ние бир­жи (1839–1841) и «Ста­рая поч­та» (1847) в сти­ле клас­си­циз­ма; церковь Св. Ни­ко­лая (существующее здание в формах неоготики, 1874, архитектор Дж. Г. Скотт – в руинах, в т. ч. баш­ня выс. 147,3 м); Ра­ту­ша (1886–97, арх. М. Хал­лер) и гл. во­кзал в сти­ле не­оре­нес­санс (1906). Архитектором Ф. Хё­ге­ром по­строе­ны «Чи­ле­ха­ус» (1922–23), «Шприн­кен­хоф» (1928). Во 2-й пол. 20 в. по­строе­ны: зда­ние Гам­бург­ской го­су­дар­ст­вен­ной опе­ры (1954–1955, ар­хи­тек­то­ры Г. Ве­бер, В. Лукс, В. Га­ст­рейх, Х. Эберт), ц. Трои­цы (1956, арх. Р. Ри­мер­шмид); соз­да­на пе­ше­ход­ная ули­ца Пе­тер­шт­ра­се (1966–82, вос­произ­ве­де­ны фа­са­ды до­мов 17–18 вв.), те­ле­баш­ня (1965–68, ар­хи­тек­то­ры Ф. Тра­ут­вайн, Ф. Ле­он­хардт), ком­плекс Гам­бург­ской тор­го­вой яр­мар­ки (про­во­дит­ся с 1960), Кон­гресс-центр (1973), мос­ты Кёльб­ран­дб­рюк­ке (1974) и Нор­дэльб­брюк­ке (1915; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 2002) и др. Па­мят­ни­ки Г. Лес­син­гу (1881, скульп­тор Ф. Ша­пер), О. фон Бис­мар­ку (1906, скульп­тор Х. Ле­де­рер), жерт­вам 2-й ми­ро­вой вой­ны на Ольс­дорф­ском клад­би­ще (1949–52, скульп­тор Г. Маркс).

Гамбург. Порт. Контейнерный терминал Альтенвердер.

Де­ло­вой центр го­ро­да рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу Эль­бы. С за­па­да к не­му при­мы­ка­ет Санкт-Пау­ли – квар­тал шоу-биз­не­са, ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний и до­су­га; к вос­то­ку, во­круг ис­кусств. озе­ра на Аль­сте­ре, на­хо­дят­ся элит­ные квар­та­лы го­ро­да с вил­ла­ми, зда­ния­ми кон­сульств, зе­лё­ны­ми буль­ва­ра­ми. Глав­ные пор­то­вые со­ору­же­ния – на ост­ро­вах Эль­бы и её бе­ре­гах, осн. пром. зо­ны – на ле­во­бере­жье. Пра­во- и ле­во­бе­реж­ные час­ти Г. со­еди­не­ны под­вод­ны­ми тон­не­ля­ми. Ста­рый (про­ло­жен в 1907–11) свя­зы­ва­ет осн. (се­вер­ную) часть го­ро­да с вер­фя­ми и до­ка­ми в юж­ной ча­сти, по но­во­му тон­не­лю (от­крыт в 1975) про­хо­дит ев­роп. ав­то­стра­да Сток­гольм – Лис­са­бон.

Г. – один из са­мых зе­лё­ных го­ро­дов ФРГ (св. 40% гор. тер­ри­то­рии за­ни­ма­ют пар­ки, са­ды, по­ля, ле­са); один из гл. рек­реа­ци­он­ных объ­ек­тов – парк «План­тен унд блу­мен», рас­по­ло­жен в сев. час­ти го­ро­да. По чис­лу мос­тов (св. 2200) Г. не­офи­ци­аль­но за­ни­ма­ет од­но из пер­вых мест сре­ди го­ро­дов ми­ра. Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей Г. – Рыб­ный ры­нок (в рай­оне пор­та), зоо­парк Ха­ген­бе­ка (1907).

Гамбург. «Чилехаус». 1922–23. Архитектор Ф. Хёгер.

Г. – один из ве­ду­щих куль­тур­ных цен­тров Гер­ма­нии и Сев. Ев­ро­пы, центр об­ра­зо­ва­ния, НИОКР. Гам­бург­ский ун-т (1919), Тех­нич. ун-т (1978), Ака­де­мия ис­кусств (1948–50), Ун-т фе­де­раль­ных воо­руж. сил (1973) и др.; выс­шие шко­лы: му­зы­ки и те­ат­ра (1950), пра­ва, эко­но­ми­ки и по­ли­ти­ки, при­клад­ных на­ук, изо­бра­зит. иск-ва и др. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний н.-и. ин­сти­ту­ты: ме­тео­ро­ло­гии Об-ва М. План­ка, тро­пич. ме­ди­ци­ны (1900), эко­но­мич. ис­сле­до­ва­ний (1908), Фе­де­раль­ный центр ры­бо­лов­ст­ва (1948), герм. гид­ро­гра­фи­че­ский, ядер­ных ис­сле­до­ва­ний (в Гест­хах­те; в т. ч. про­во­дят­ся НИОКР в об­лас­ти соз­да­ния и ис­поль­зо­ва­ния су­до­вых атом­ных си­ло­вых ус­та­но­вок). Биб­лио­те­ки уни­вер­си­те­тов и н.-и. ин­сти­ту­тов. Му­зеи: ис­то­рии Г. (1839), Аль­тон­ский му­зей Сев. Гер­ма­нии (1863), Гор. му­зей (1863; в т. ч. кол­лек­ция фи­гур, ук­ра­шав­ших но­сы ста­рин­ных ко­раб­лей), Ху­дож. га­ле­рея (1869; од­на из са­мых круп­ных в Гер­ма­нии, ев­роп. иск-во 14–20 вв.), Му­зей иск-ва и ре­мес­ла (1877), эт­но­ло­гии (1879), Кё­ст­не­ра (1889), ис­то­ри­че­ский (1903), Му­зей Э. Бар­ла­ха (1961), Га­ле­рея совр. иск-ва (1997), Му­зей И. Брам­са, Дом Г. Гей­не. Пла­не­та­рий, мор. об­сер­ва­то­рия.

C 17 в. Г. – круп­ный центр муз. куль­ту­ры: с го­ро­дом свя­за­но раз­ви­тие сев.-нем. ор­ган­ной шко­лы, твор­че­ст­во Р. Кай­зе­ра, Г. Ф. Ген­де­ля, Г. Ф. Те­ле­ма­на, К. Ф. Э. Ба­ха. Те­ат­ры: Гам­бург­ская гос. опе­ра, «Та­лия-теа­тер» (1843, в совр. зда­нии с 1912), Нем. дра­ма­тич. (1900), «Он­зорг-теа­тер» (1902), «Кам­мер­шпи­ле» (1941), опе­рет­ты и др. Фи­лар­мо­нич. кон­церт­ное об-во (1828). Гос. фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1934). Ор­кестр Сев.-герм. ра­дио. Кон­церт­ный зал «Лайс­хал­ле» (ос­но­ван в 1908 как «Му­зик­хал­ле»). С 1975 про­во­дит­ся фес­ти­валь «Дни ба­ле­та», с 1985 – Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ко­рот­ко­мет­раж­ных филь­мов. Фут­боль­ный клуб «Гам­бург». В 1974 и 2006 в Г. про­шли мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра по фут­болу.

В по­след­ней четв. 20 в. в Г. ус­ко­рен­но раз­ви­вал­ся тре­тич­ный сек­тор эко­но­ми­ки, до­ля об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти в струк­ту­ре за­ня­тости и ВРП зна­чи­тель­но со­кра­ти­лась. В нач. 21 в. ВВП на ду­шу на­се­ле­ния на 1/3 вы­ше сред­не­гер­ман­ско­го по­ка­за­те­ля, уро­вень без­ра­бо­ти­цы не­сколь­ко ни­же сред­не­го по стра­не. В эко­но­ми­ке го­ро­да рез­ко до­ми­ни­рует сфе­ра ус­луг (за­ня­то бо­лее 75% ра­бо­таю­щих). Г. – важ­ный тор­го­вый, фи­нан­со­вый и де­ло­вой центр Гер­ма­нии, ве­ду­щий в стра­не центр раз­ме­ще­ния штаб-квар­тир ТНК (из 500 круп­ней­ших герм. фирм ок. 50 име­ют штаб-квар­ти­ры в Г.; во Франк­фур­те-на-Май­не и Мюн­хе­не – по 30, в Бер­ли­не – 11). Гам­бург­ские фир­мы име­ют бо­лее 2700 фи­лиа­лов в стра­нах ЕС. Все­го в го­ро­де за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но бо­лее 90 тыс. ком­па­ний (б. ч. за­ня­ты мел­ким биз­не­сом, до 10 ра­бо­таю­щих). Г. име­ет дав­ние тра­диции стра­хо­вой дея­тель­но­сти (пер­вое стра­хо­вое об­ще­ст­во от­кры­то в 1676) и яв­ля­ет­ся круп­ней­шим цен­тром раз­ме­ще­ния стра­хо­вых ком­па­ний (из 700 осн. герм. стра­хо­вых пред­при­ятий бо­лее 100 име­ют штаб-квар­ти­ры в Г.). В го­ро­де рас­по­ла­га­ют­ся круп­ные тор­го­вые пред­при­ятия, бан­ки, бир­жи (в т. ч. то­вар­ные бир­жи са­ха­ра, ко­фе, кау­чу­ка). Как бан­ков­ско-фи­нан­со­вый центр ФРГ (в го­ро­де со­сре­до­то­че­но ок. 200 штаб-квар­тир бан­ков, из них 36 за­ру­беж­ных) Г. силь­но ус­ту­па­ет Франк­фур­ту-на-Май­не, но идёт вро­вень с Дюс­сель­дор­фом и Бер­ли­ном. Важ­ную роль в тре­тич­ном секторе эко­но­ми­ки иг­ра­ют по­ли­ти­ко-адм. функ­ции го­ро­да – фе­де­раль­ной зем­ли; по чис­лу рас­по­ло­жен­ных в пре­де­лах Г. кон­суль­ских уч­ре­ж­де­ний го­род за­ни­ма­ет од­но из пер­вых мест в ми­ре. Г. – один из герм. ли­де­ров в области СМИ (вклю­чая про­из-во ау­дио­ви­зу­аль­ной и муль­ти­ме­дий­ной про­дук­ции), круп­ный центр ев­роп. ки­но­ин­ду­ст­рии. Раз­ви­то га­зет­но-из­да­тель­ское де­ло (до 1990 на Г. при­хо­ди­лось бо­лее 40% ти­ра­жа еже­днев­ных га­зет в ФРГ), здесь рас­по­ло­же­ны из­вест­ные изд-ва, в т. ч. «Springer», «Heinrich Bauer», «Gru­ner + Jahr». Круп­ный центр ту­ри­ст­ско­го биз­не­са.

В об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти (вклю­чая строи­тель­ст­во) за­ня­то ок. 25% ра­бо­таю­щих. Яд­ро ин­ду­ст­ри­аль­но­го ком­плек­са – ма­ши­но­строе­ние, ос­но­ву ко­то­ро­го тра­ди­ци­он­но со­став­ля­ет су­до­строе­ние. В 1960-х – нач. 1970-х гг. об­щее чис­ло вер­фей дос­ти­га­ло 60–70; в по­след­ней четв. 20 в. из-за спа­да в ми­ро­вом су­до­строе­нии и со­кра­ще­ния за­ка­зов мн. мел­кие и сред­ние вер­фи бы­ли за­кры­ты. В нач. 21 в. на Г. при­хо­дит­ся ме­нее 1/4 мор. су­до­строе­ния ФРГ (в 1990 – ок. 1/3), бо­лее по­ло­ви­ны дей­ст­вую­щих вер­фей за­ня­то толь­ко су­до­ре­мон­том. Круп­ней­шие вер­фи – все­мир­но из­вест­ные «Blohm und Voss» и «Howaldts­werke – Deutsche Werft». Раз­ви­ты авиа­ци­он­ная (пред­при­ятия авиа­кон­цер­нов «Mes­ser­sch­mitt-Bölkow-Blohm» и «Vo­cker»), элек­тро­тех­ническая и ра­дио­элек­трон­ная пром-сть (про­из-во рент­ге­нов­ских ап­па­ра­тов, элек­тро­дви­га­те­лей, ра­дио­ап­па­ра­ту­ры и др.), точ­ная ме­ха­ни­ка и оп­ти­ка, об­щее ма­ши­но­строе­ние. С кон. 20 в. ус­ко­рен­но раз­ви­ва­ют­ся нау­ко­ём­кие про­из­вод­ст­ва (в т. ч. мик­ро­про­цес­со­ров, ин­те­граль­ных схем, вы­со­ко­точ­ных при­боров); в нач. 21 в. для струк­тур­ной мо­дер­ни­за­ции ма­ши­но­строе­ния реа­ли­зу­ет­ся про­грам­ма «от ко­раб­ля к чи­пу».

На ос­но­ве пе­ре­ра­бот­ки при­воз­но­го сы­рья в Г. воз­ник­ли неф­те­пе­ре­ра­бот­ка (за­во­ды «ESSO», «Deutsche Shell», «BP»; круп­ные неф­те­хи­мич. ком­плек­сы рас­по­ло­же­ны в при­го­ро­дах Г. на ле­во­бе­ре­жье Эль­бы), цвет­ная ме­тал­лур­гия (на Г. при­хо­дит­ся до 80% вы­плав­ки ме­ди в Гер­мании), мн. про­из­вод­ст­ва пи­ще­вку­со­вой пром-сти (в т. ч. шо­ко­ла­да, та­бач­ных из­де­лий, пе­ре­ра­бот­ка ко­фе и чая и др.; раз­ви­ты так­же ры­бо­кон­серв­ная, му­ко­моль­ная, мас­ло­бой­ная, про­из-во мар­га­ри­на, пи­ва). Пред­при­ятия хи­ми­че­ской (пе­ре­ра­бот­ка гру­зов, иду­щих на экс­порт; про­из­вод­ст­во удоб­ре­ний, хи­мич. во­ло­кон, ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий и др.), лёг­кой, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти; про­из-во муз. ин­ст­ру­мен­тов (роя­лей и др.).

Лит.: Die Bau- und Kunstdenkmale der Freien und Hansestadt Hamburg. Hamb., 1953–1968. Bd 1–3; Bracker J. Hamburg. Von den Anfän­gen bis zur Gegenwart. 3. Aufl. Hamb., 1992; Thede-Ottowell A.-M. Hamburg. Vom Al­sterha­fen zur Welthafenstadt. Hamb., 1996; Kleßmann E. Geschichte der Stadt Hamburg. 7. Aufl. Hamb., 2002; Hamburg Altstadt / Mit Beitragen von R. Busch. Stuttg., 2002.

Вернуться к началу