Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМСТЕРДАМ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий, Н. И. Фролова, Г. А. Шатохина-Мордвинцева
Амстердам. Панорама центральной части города.

АМСТЕРДА́М (Am­ster­dam; пер­во­на­чаль­но Am­stelle­damme – «пло­ти­на на реке Ам­стел»), сто­ли­ца Ни­дер­лан­дов, в провинции Северная Голландия. Население 844,9 тыс. чел. (в границах муниципалитета, 2017; 676 тыс. чел. в 1985; 866 тыс. чел. в 1967; 872 тыс. чел. в 1958 – максимальная численность; 769 тыс. чел. в 1946; 642 тыс. чел. в 1920; 100 тыс. чел. в начале 18 в.), крупнейший по числу жителей в стране; в пределах агломерации ок. 1,35 млн. чел.

Рас­по­ло­жен в устье реки Ам­стел, на южном бе­ре­гу залива Эйс­сел­мер. Со­еди­нён с Се­вер­ным морем дву­мя дос­туп­ны­ми для мор­ских су­дов ка­на­ла­ми: Норд­зе-ка­нал свя­зы­ва­ет А. с аван­пор­том Эй­мёй­ден, Норд­хол­ландс-ка­нал – с пор­том Ден-Хел­дер. Мор­ской порт А. – вто­рой по гру­зо­обо­ро­ту порт стра­ны по­сле Рот­тер­да­ма (97,4 млн. т грузов, 45,4 тыс. контейнеров ДФЭ и 315,6 тыс. пассажиров, 2014); со­еди­нён ка­на­лом с рекой Рейн. Круп­ный транс­порт­ный центр, в т. ч. глав­ный узел же­лезных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Ме­ж­ду­народный аэро­порт Схип­хол – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе (1916; в 9 км к юго-западу от центра города; 68,5 млн. пассажиров и 1752,5 тыс. т грузов, 2017). А. име­ет хо­рошо раз­ви­тую и раз­ветв­лён­ную сеть внут­ри­городского транс­пор­та. Мет­ро­по­ли­тен (1977).

Амстердам. Канал Лелиграхт. Фото В. М. Паппе

В 13 в. на мес­те А. су­ще­ст­во­ва­ло ры­ба­чье по­се­ле­ние, ко­то­рое рас­по­ла­га­лось на за­щит­ных дам­бах в устье р. Ам­стел. Впер­вые А. упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­те от 1275 о да­ро­ва­нии ему гра­фом Фло­ри­сом V Гол­ланд­ским тор­го­вых при­ви­ле­гий. Около 1300 по­лу­чил гор. пра­во. В 1317 при­сое­ди­нён к граф­ст­ву Гол­лан­дия и к 15 в. пре­вра­тил­ся в круп­ный тор­го­вый центр. С 1433 под вла­стью гер­цог­ст­ва Бур­гун­дия, с 1482 во вла­де­нии Габс­бур­гов. В 16 в. А. иг­рал ве­ду­щую роль в по­сред­нич. тор­гов­ле ме­ж­ду балт. и сре­ди­зем­но­мор­ски­ми стра­на­ми. В 1578 при­сое­ди­нил­ся к Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. С 1588 в со­ста­ве Рес­пуб­ли­ки Со­еди­нён­ных про­вин­ций. В кон. 16 – нач. 17 вв. в А. бы­ли ос­но­ва­ны бир­жа и круп­ней­ший в то вре­мя ев­роп. банк. Упа­док Ан­твер­пе­на спо­соб­ст­во­вал пре­вра­ще­нию А. в тор­го­вый и фи­нан­со­вый центр ев­роп. и ми­ро­во­го зна­че­ния. В 16–17 вв. – ме­сто им­ми­гра­ции ев­ре­ев из Пор­ту­га­лии и Гер­ма­нии, гу­ге­но­тов из Фран­ции. С 1795 сто­ли­ца Ба­тав­ской рес­пуб­ли­ки, с 1806 – Гол­ланд­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. В пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ско­го гос­под­ства (1810–14) А. пе­ре­жил вре­мен­ный упа­док. С 1814 сто­ли­ца Ко­ро­лев­ст­ва Ни­дер­лан­дов. Со 2-й пол. 19 в. в свя­зи с раз­ви­ти­ем пром. про­из-ва А. при­об­рёл чер­ты круп­но­го ин­дустр. цен­тра. По­строй­ка в 1865–76 Норд­зе-ка­на­ла, а позд­нее Амстердам-Рейн-ка­на­ла сти­му­ли­ро­ва­ла даль­ней­шее раз­ви­тие пром-сти, бан­ков­ско­го де­ла и тор­гов­ли, а так­же бы­строе уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­ро­да в кон. 19 – нач. 20 вв. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми (май 1940 – май 1945); неоднократно проходили антифашистские стачки (впервые в февр. 1941). То­ле­рант­ность ни­дерл. об­ще­ст­ва, в т. ч. ле­га­ли­за­ция упо­треб­ле­ния лёг­ких нар­ко­ти­ков, сде­ла­ли А. с нач. 1960-х гг. цен­тром при­тя­же­ния для хип­пи, пред­ста­ви­те­лей не­фор­маль­ных ор­га­ни­за­ций и сек­су­аль­ных мень­шинств. В кон. 20 – нач. 21 вв. при­ток в А. им­ми­гран­тов обо­ст­рил по­ло­же­ние с ра­бо­чи­ми мес­та­ми и жиль­ём, вы­звал ме­ж­эт­нич. и меж­ре­ли­ги­оз­ные кон­флик­ты.

Амстердам. Площадь Дам с Королевским дворцом.

Центр старого города – площадь Дам (на предполагаемом месте первой плотины на реке Амстел) с Королевским дворцом (бывшая Ратуша, 1648–55, завершена в 1665, арх. Я. ван Кам­пен), позднеготической церковью Ньиве-керк (1409; восстановлена после пожара в сер. 17 в., реставрирована в 1959–80; барочная кафедра мастера А. Винкенбринка, 1649–64) и Национальным монументом в память о жертвах 2-й мировой войны (1956, архитектор Я. Й. П. Ауд, скульптор Дж. Радекер и др.). Планировку старого города определяет пояс концентрических и радиальных каналов (преимущественно 17 в.; всего около 50 каналов, а также свыше 500 мостов; пояс включён в список Всемирного наследия). На берегах каналов расположены исторические жилые дома (в основном богатых торговцев; например, «Де Долфейн», 1599–1602, архитектор Х. де Кейсер, «Хёйс мет де Хофден», 1622, оба в формах голландского Ренессанса; «Коймансхёйс», 1625, архитектор ван Кампен, «Триппенхёйс», 1660–64, архитектор Ю. Вингбонс, оба в стиле классицизма) и склады, здания гильдий и компаний (штаб-квартира Ост-Индской компании, 1606, расширена в 1633, и др.), бегинаж (комплекс зданий средневековой общины бегинок; основан в 14 в.), Городской приют (Бургервесхёйс; 16 – 1-я пол. 17 вв., архитекторы Х. и П. де Кейсеры, ван Кампен и др.; ныне городской музей), приют Амстелхоф (1682; ныне музей «Эрмитаж-Амстердам», реконструкция, 2009, арх. Х. ван Хесвейк). От городских укреплений сохранились ворота Синт-Антониспорт (кон. 15 в., перестроены в здание весовой палаты «Ваг») и несколько башен (кон. 15 – нач. 16 вв.). Среди церквей – протестантские Ауде-керк (14 в. – 16 вв.), Зёйдеркерк (1603–11, башня, 1614, архитектор Х. де Кейсер), Вестеркерк (1620–31, башня, 1638, архитекторы Х. и П. де Кейсеры), Нордеркерк (1620–23, архитектор Х. де Кейсер), католическая базилика Св. Николая (1884–87, архитектор А. Блейс). В Еврейском квартале – дом-музей Рембрандта (где художник жил в 1639–58; 1606–07, перестроен в 1627–28) и Португальская синагога в стиле классицизма (1671–74, открыта в 1675, арх. Э. Бауман). Между историческим центром и рекой Эй на искусственном острове расположен Центральный вокзал в формах т. н. голландского неоренессанса (1889; архитектор П. Й. Х. Кёйперс), изменивший своим крупным размером градостроительный масштаб А. С юга к центру А. примыкает «Музейный квартал» – площадь Мюсеумплейн со зданиями музеев Рейксмюсеум, Стеделейкмюсеум и концертного зала «Консертгебау» (все построены в конце 19 в. в формах т. н. голландского неоренессанса), а также музея В. Ван Гога (в русле позднего модернизма; 1973, архитектор Г. Ритвелд; новое крыло, 1998, архитектор Курокава Кисё) и парком Вонделпарк. Здание Биржи (1897–1903, архитектор Х. П. Берлаге; ныне конференц-центр) стало одной из новых доминант центра А. В 1883–1920 вокруг А. была создана цепь укреплений (включена в список Всемирного наследия). Острый дефицит жилья ликвидировался в 1-й пол. 20 в. путём строительства к югу от центра А. крупных кооперативных жилых кварталов по проектам архитекторов т. н. амстердамской школы (М. де Клерка, П. Л. Крамера, Й. М. ван дер Мея) при поддержке члена городского совета Ф. Вибаута, согласно генплану «Ньивен Зёйд» (1917, архитектор Берлаге). Также создавались жилые пригороды типа «город-сад» на противоположном от центра А. берегу реки Эй, в современном округе Амстердам-Норд. В 1930-е гг. в стиле модернизма в южной части А. были построены «школа на открытом воздухе» (1929–32, архитекторы Я. Дёйкер, Б. Бейвут), жилой комплекс «Зомердейкстрат» (1934, архитекторы П. Занстра, Я. Гизен, К. Сеймонс), экспериментальные дома «драйв-ин» (со встроенными гаражами на первом этаже; 1936, архитекторы В. ван Тейен, М. Стам, Л. Безе), 12-этажный многоквартирный дом «Волкенкраббер» (1-е высотное здание А.; 1932, архитектор Я. Ф. Стал), а в центре А. – кинотеатр «Cineac» (1934, архитектор Дёйкер). В духе ар деко были возведены театр Тушинского (1921, архитектор Х. Л. де Йонг; ныне кинотеатр) и кинотеатр «City Theater» (1935, архитекторы Я. Вилс, О. Розендал). Во 2-й половине 20 в. А. ван Эйк работал в русле архитектурного «структурализма» (детский приют, 1960; жилой комплекс в районе Ньивмаркт, 1975; жилой дом для родителей-одиночек «Хубертусхёйс», 1978). С 1990-х гг. активно строятся высотные здания: небоскрёбы «Рембрандт» (1995, архитектурные бюро «Skidmore, Owings & Merrill», «ZZ+P Architecten»; высота 150 м, самое высокое здание А.) и «Мондриан» (2001, архитектурное бюро «ZZ+P Architecten») в районе Омвал, башни делового района Зёйдас («Виньоли», 2005, архитектор Р. Виньоли; «Ито», 2005, архитектор Ито Тоёо; «Вивальди», 2008, архитектор Н. Фостер; «UNStudio», 2009, архитектурное бюро «UNStudio», и др.). В конце 20 – начале 21 вв. на берегах и искусственных островах реки Эй, часто на месте портовых сооружений, строятся жилые и офисные корпуса (жилой комплекс «Борнео-Споренбург», 1990-е гг., архитектурное бюро «West 8» и др.; многоквартирный дом «Силодам» – реконструированный склад, 2003, архитектурное бюро MVRDV; квартал смешанной застройки «Эйдок», 2013, архитектурные бюро «Claus en Kaan» и SeARCH, и др.), здания учреждений культуры (музей науки NEMO, 1997, архитектор Р. Пиано; гор. консерватория, 2008, архитектурное бюро «de Architekten Cie.»; Нидерландский институт кино EYE, 2012, архитектурное бюро «Delugan Meissl»). Формируются и реконструируются прибрежные районы (Оверхукс, Эйбург и др.). В начале 21 в. создан парк культуры «Вестергасфабрик» (2004, бюро ландшафтной архитектуры «Gustafson Porter», архитектурное бюро «Mecanoo»; реконструкция газового завода рубежа 19–20 вв.), возведены вокзал Бейлмер-Арена (Bijlmer ArenA; 2007, архитектор Н. Гримшо), здание компании «G-Star Raw» (2014, архитектурное бюро ОМА).

А. – ве­ду­щий в Ни­дер­лан­дах центр куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния и НИОКР. В го­ро­де рас­по­ло­же­ны Ко­ро­лев­ская ака­де­мия на­ук и ис­кусств Ни­дер­лан­дов (ос­но­ва­на в 1808), уни­вер­си­тет А. (круп­ней­ший в стра­не – св. 30 тыс. сту­ден­тов, 2016; ос­но­ван в 1632) и Сво­бод­ный ун-т (1880), Ни­дер­ланд­ский институт те­ат­ра. Круп­ней­шие библиотеки: уни­вер­си­тет­ская (ос­но­ва­на в 1578), го­род­ская (1919), Ко­ро­лев­ско­го тро­пического института (1910) и др. Мор­ской (1916), Ис­то­ри­че­ский (1926) му­зеи, Те­ат­раль­ный му­зей и др.

 Кон­церт­ный зал и ор­кестр «Кон­серт­ге­бау» (1888). Ни­дер­ланд­ская опе­ра (1946). Ни­дер­ланд­ский национальный ба­лет (1961). Ам­стер­дам­ский фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1951), Ни­дер­ланд­ский ка­мер­ный ор­кестр (1955). Общество современной му­зы­ки «Гау­деа­мус» (1945). А. – один из цен­тров воз­ро­ж­де­ния ста­рин­ной му­зы­ки. Гол­ланд­ский музыкальный фес­ти­валь (лет­ний еже­год­ный, с 1947). Ам­стер­дам­ская консерватория (1884).

Ме­ж­ду­народный фес­ти­валь до­ку­мен­таль­но­го ки­но, Ме­ж­ду­народный фес­ти­валь дет­ско­го ки­но и др.

Крупный спортивный центр Европы. В 1928 был столицей IX Олимпийских игр, к началу которых возведён Олимпийский стадион (Olympisch Stadion; 31,6 тыс. мест) со спец. башней для Олимпийского огня. Футбольный клуб «Аякс» принимает соперников на «Амстердам Арене» («Amsterdam ArenA»; 1996; св. 51 тыс. мест), где в 2000 проходили матчи чемпионата Европы по футболу, в 1998 – финал Лиги чемпионов УЕФА. С 1975 ежегодно (с 1999 в октябре) проводится Амстердамский марафон, с 1985 традиционный легкоатлетич. шоссейный пробег (Dam tot Damloop) на 10 миль (ок. 16 км) по маршруту А. – Зандам. С 1889 проводятся междунар. шахматные турниры.

А. – один из ве­ду­щих бан­ков­ско-фи­нан­со­вых цен­тров Ев­ро­пы, круп­ней­ший тор­го­во-фи­нан­со­вый и пром. центр стра­ны; здесь на­хо­дят­ся прав­ле­ния ве­ду­щих ком­мер­че­ских бан­ков (ABN AMRO, Rabobank), пред­ста­ви­тель­ст­ва и офи­сы круп­ных транс­на­цио­наль­ных ком­па­ний («Unilever», «Royal Dutch Shell», «Akzo Nobel», «Philips» и др.), тор­го­вая и фон­до­вая бир­жа. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (элек­тро­тех­ни­ка и элек­тро­ни­ка, авиа-, су­до-, при­бо­ро­строе­ние, про­из-во пром. обо­ру­до­ва­ния) и хи­ми­че­ская (про­из-во по­ли­ме­ров, в т. ч. пла­ст­масс, син­те­тич. кау­чу­ка, ми­нер. удоб­ре­ний, а так­же ла­ко­кра­соч­ной и фар­ма­цев­тич. про­дук­ции). В при­го­ро­дах А. – круп­ный неф­те­пе­ре­гон­ный за­вод «Mobil Oil», са­мо­лё­то­строи­тель­ный за­вод «Fokker» (в Схип­хо­ле). А. – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе цен­тров швей­ной пром-сти. Раз­ви­ты так­же обув­ная, по­ли­гра­фич., пи­ще­вку­со­вая (тра­ди­ци­он­но свя­за­на с пе­ре­ра­бот­кой при­воз­но­го сы­рья и по­луфаб­ри­ка­тов – ка­као, ко­фе, та­ба­ка, ко­ко­со­во­го мас­ла, а так­же ме­ст­ных или при­воз­ных са­хар­ной свёк­лы, кар­то­фе­ля и др.) от­рас­ли. Тра­диц. юве­лир­ное про­из-во, гра­не­ние ал­ма­зов и тор­гов­ля ими. В 1970–2000-е гг. чис­ло за­ня­тых в пром-сти рез­ко со­кра­ти­лось, од­но­вре­мен­но ус­ко­рен­но раз­ви­ва­лись разл. от­рас­ли сек­то­ра ус­луг.

Лит.: Wattjes J. G., Warners F. A. Am­ster­dam­s bouwkunst en stad­sschoon 1306–1942. Amst., 1948; Casciato M. The Amsterdam school. Rotterdam, 1996; Кал­мар Я. Н. Ам­стер­дам. М., 1999; Ам­стер­дам. М., 2003; Amsterdam. N. Y., 2004; Kemme G., Bekkers G. Amsterdam architecture. Bussum, 2010.

 

Вернуться к началу