Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТУ́ТГАРТ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 135-136

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий (образование, экономика)

ШТУ́ТГАРТ (Stuttgart), го­род в Гер­ма­нии, адм. центр зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг. Нас. 624 тыс. чел. (2016; шес­той по чис­лу жи­те­лей го­род в стра­не). Рас­по­ло­жен на юго-за­па­де Гер­ма­нии, на р. Нек­кар. Круп­ный транс­порт­ный узел. Че­рез Ш. про­хо­дят фе­де­раль­ные ав­то­ба­ны Кар­лс­руэ – Ульм – Мюн­хен и Зин­ген – Хайль­б­ронн – Вюрц­бург, неск. ско­ро­ст­ных ав­то­ма­ги­ст­ра­лей, мно­го­числ. до­ро­ги ре­гио­наль­но­го зна­че­ния. Ж.-д. ли­ния­ми свя­зан с Ман­гей­мом, Франк­фур­том-на-Май­не, Нюрн­бер­гом и др. го­ро­да­ми; вы­со­ко­ско­ро­ст­ное со­об­ще­ние с Па­ри­жем, Ве­ной и ря­дом др. ев­роп. сто­лиц. Гор. об­ществ. транс­порт пред­став­лен ав­то­бу­са­ми, трам­вая­ми (вклю­чая т. н. гор­ный), элек­трич­ка­ми (в центр. час­ти Ш. не­ко­то­рые ли­нии про­хо­дят под зем­лёй). Фу­ни­ку­лёр. Реч­ной порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

По­се­ле­ние на мес­те совр. Ш. из­вест­но с ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся как го­род в 1229. С 1321 сто­ли­ца Вюр­тем­бер­га. Силь­но по­стра­дал во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны. С 1945 адм. центр зем­ли Вюр­тем­берг-Ба­ден (с 1952 Ба­ден-Вюр­тем­берг).

Штутгарт. Старый замок 10–14 вв. Перестроен в 1553–78. Ныне Вюртембергский музей.

В цен­тре – Ста­рый го­род с по­стройка­ми в сти­ле го­ти­ки: при­ход­ская цер­ковь (12 в., пе­ре­строе­на в заль­ную в 15 в., мас­те­ра Ханс и Абер­лин Йор­ги; вос­ста­нов­ле­на в 1956), Ра­ту­ша (1456–58), ц. Ле­о­нард­скир­хе (1463–66, А. Йорг, 3-не­фная; вос­ста­нов­ле­на как 2-не­фная в 1950), гос­пи­таль­ная цер­ковь (1471–93, А. Йорг). На Двор­цо­вой пл. – Ста­рый за­мок (10–14 вв., пе­ре­стро­ен в 1553–78 в сти­ле ре­нес­санс, арх. А. Треч; ны­не Вюр­тем­берг­ский му­зей), Ста­рая кан­це­ля­рия (1542–44, вос­ста­нов­ле­на в 1953), Но­вый дво­рец в фор­мах ба­рок­ко (1746–1760, ар­хи­тек­то­ры Л. Рет­ти, Ф. де ла Гепь­ер; до­стро­ен в кон. 18 – нач. 19 вв., арх. Н. Ф. фон Ту­ре; вос­ста­нов­лен в 1958–64), тор­го­вый пас­саж Кё­ниг­сбау (1856–60). В сти­ле клас­си­циз­ма воз­ве­де­ны двор­цы Ро­зен­штайн (1822–30; ны­не Гос. му­зей ес­теств. ис­то­рии) и ко­ро­ля Виль­гель­ма II (1834–40, арх. Дж. Са­луч­чи). В рус­ском сти­ле – пра­во­слав­ная ц. Свт. Ни­ко­лая (1895, арх. Л. Ай­зен­лор). Па­мят­ник Ф. Шил­ле­ру (1835–39, скульп­тор Б. Тор­вальд­сен). Так­же в Ш.: го­ти­че­ские ка­пел­ла Фей­та (1380–85, рос­пи­си кон. 14 в.) и цер­ковь р-на Бад-Канн­ш­татт (1471–1506, баш­ня – 1613), двор­цы Со­ли­тюд (в сти­ле ро­ко­ко; 1763–69) и гер­цо­га Кар­ла Вюр­тем­берг­ско­го (1772–1793; ны­не Ун-т Хо­эн­хайм), мав­зо­лей вел. кн. Ека­те­ри­ны Пав­лов­ны (1820–24, про­ект Са­луч­чи), Боль­шой ле­чеб­ный зал в рус­ле клас­си­циз­ма (1825–41, фон Ту­ре), Ио­ган­нес­кир­хе в фор­мах нео­го­ти­ки (1864–76).

Сре­ди по­стро­ек 1-й пол. 20 в.: ц. Эр­лё­зер­кир­хе (1906–08), Кун­ст­хал­ле (1911–1913, оба – арх. Т. Фи­шер), гос. те­атр в ду­хе не­оклас­си­циз­ма (1909–12), ры­нок в сти­ле мо­дерн (1910), гл. во­к­зал (1914–1928, арх. П. Бо­нац, баш­ня выс. 58 м; но­вый под­зем­ный во­кзал, с 2009, арх. К. Ин­ген­хо­вен), па­мят­ник сов­ре­мен­но­го дви­же­ния – по­сё­лок вы­став­ки «Не­мец­ко­го Вер­кбун­да» Вай­сен­хоф (1927, ар­хи­тек­то­ры Л. Мис ван дер Роэ, В. Гро­пи­ус, Б. Та­ут, Х. Ша­ро­ун, Х. Пёль­циг, Я. Й. П. Ауд и др.; два до­ма Ле Кор­бюзье вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия). В си­лу­эте Ш. до­ми­ни­ру­ют те­ле­баш­ня (1954–56, арх. Ф. Ле­он­хардт), но­вая Ра­ту­ша (1956, ар­хи­тек­то­ры Х. П. Шмоль, П. Што­рер), жи­лые ком­плек­сы «Ро­мео и Джуль­ет­та» (1959) и «Са­лю­те» (1963, оба – арх. Ша­ро­ун) и др. В кон. 20 – нач. 21 вв. воз­ве­де­ны зда­ния му­зе­ев – Но­вой гос. га­ле­реи в сти­ле по­стмо­дер­низ­ма (1984, ар­хи­тек­то­ры Дж. Стер­линг, М. Уил­форд), ху­дож. (2005, ар­хит. бю­ро «Hascher Jehle»), «Mercedes-Benz» (2006, ар­хит. бю­ро «UNStudio»), «Porsche» (2009, ар­хит. бю­ро «Delugan Meissl») и гор. б-ки (2011, арх. Ын Ёун Йи).

Круп­ный спор­тив­ный центр. Сре­ди спор­тив­ных со­ору­же­ний – «Мер­се­дес-Бенц-Аре­на» (св. 60 тыс. мест), на ко­то­рой вы­сту­па­ет фут­боль­ный клуб «Штут­гарт» (1893) – 5-крат­ный чем­пи­он стра­ны (1950–2007), 3-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Гер­ма­нии (1954, 1958, 1997), фи­на­лист Куб­ка УЕФА (1989) и Куб­ка Куб­ков (1998). В Ш. про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра (1974, 2006) и Ев­ро­пы (1988) по фут­бо­лу; чем­пио­на­ты ми­ра по лёг­кой ат­ле­ти­ке (1993), ве­ло­гон­кам на шос­се (1991, 2007), Все­мир­ный лег­ко­ат­ле­тич. фи­нал (2006–08).

Ш. – важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния, один из ве­ду­щих ев­роп. цен­тров НИОКР и тех­но­ло­гич. ин­но­ва­ций (1-е ме­сто сре­ди герм. го­ро­дов по чис­лу ре­ги­ст­ри­руе­мых па­тен­тов, нач. 2010-х гг.). Гл. на­уч. уч­ре­ж­де­ния – н.-и. ин-ты Об-ва Фра­унго­фе­ра, Об-ва Мак­са План­ка, на­уч.-тех­нич. раз­ра­бо­ток при ун-тах; от­де­ле­ние Герм. аэ­ро­кос­мич. цен­тра (од­но из круп­ней­ших в стра­не); н.-и. и на­уч.-про­из­водств. ла­бо­ра­то­рии ря­да герм. и транс­на­цио­наль­ных кор­по­ра­ций. Сре­ди ву­зов – ун-ты Хо­эн­хайм (1818; в его со­ста­ве бота­нич. сад) и Ш. (1829); Выс­шие шко­лы: тех­нич. (1832), му­зы­ки и ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва (1857), средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (2001); Гос. ака­де­мия изо­бра­зит. ис­кус­ств (1761). Вюр­тем­берг­ская зе­мель­ная б-ка (ве­дёт ис­то­рию с 1765), гор. б-ка (1901) и др. Ар­хив зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг (2005; вклю­чая Центр. гос. ар­хив Ш.). Неск. му­зе­ев. Гос. га­ле­рея Ш. (ве­дёт ис­то­рию с 1843; с 1984 вклю­ча­ет Но­вую гос. га­ле­рею). Гос. те­атр (1912; опе­ра, ба­лет, дра­ма). С 1982 про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь ани­мац. ки­но – один из круп­ней­ших в ми­ре. Ор­ке­ст­ры: Вюр­тем­берг­ский гос. ор­кестр Ш. (ве­дёт ис­то­рию с кон. 16 в.), Штут­гарт­ский фи­лар­мо­нич. (1924), Штут­гарт­ский ка­мер­ный (1945) и др. Зоо­бо­та­нич. сад «Wilhelma» (ве­дёт ис­то­рию с 19 в.). Пла­не­та­рий (1977).

Струк­ту­ра гор. эко­но­ми­ки от­ли­ча­ет­ся рез­ким пре­об­ла­да­ни­ем сфе­ры ус­луг. Ш. – один из гл. бан­ков­ско-фи­нан­со­вых цен­тров стра­ны. Сре­ди ве­ду­щих бан­ков – Landesbank Baden-Württemberg (круп­ней­ший из герм. зе­мель­ных бан­ков), ча­ст­ные Südwestbank и Bankhaus Ellwanger & Geiger, Mercedes-Benz-Bank (в со­ста­ве герм. кор­по­ра­ции «Daimler AG»). Фон­до­вая бир­жа Ш. – вто­рая по объ­ё­му опе­ра­ций в Гер­ма­нии по­сле Франк­фурт­ской. Ш. – один из ве­ду­щих нац. цен­тров стра­хо­вых ус­луг (фи­ли­ал ми­ро­во­го ли­де­ра – кор­по­ра­ции «Allianz S. E.»; сре­ди др. ком­па­ний – «WGV–Versicherungen», «Wüstenrot & Württembergische», «Hallesche Kran­ken­versicherung»). Ш. вы­де­ля­ет­ся как центр пе­рио­дич. пе­ча­ти (осо­бен­но на­уч­ной), ус­луг в об­лас­ти тех­нич. ди­зай­на, ар­хи­тек­ту­ры и инж. про­ек­тов (в т. ч. го­лов­ной офис бю­ро «Schlaich Bergermann und Partner»). Сре­ди др. сек­то­ров вы­де­ля­ют­ся адм. (вклю­чая кор­по­ра­тив­ное управ­ле­ние), де­ло­вые (бух­гал­тер­ские, рек­лам­ные, кон­сал­тин­го­вые, юри­ди­че­ские), ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кац. и транс­порт­но-ло­ги­стич. (пас­са­жи­ро­обо­рот ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­та Ш. 10,6 млн. чел. – 6-е ме­сто в Гер­ма­нии, 2016) ус­лу­ги. В аг­ло­ме­ра­ции Ш. рас­по­ло­же­ны штаб-квар­ти­ры транс­на­цио­наль­ной кор­по­ра­ции «Daimler», мно­го­про­филь­но­го кон­цер­на «Robert Bosch», ав­то­кон­цер­на «Porsche», ев­роп. штаб-квар­ти­ры амер. кор­по­ра­ций IBM и «Hewlett Packard», го­лов­ной офис герм. ком­па­нии «Celesio» (один из гл. ев­роп. ди­ст­рибь­ю­те­ров ле­кар­ст­вен­ных пре­па­ра­тов). Ш. – ме­сто про­веде­ния мно­го­числ. пром., тех­но­ло­гич., на­уч.-тех­нич. вы­ста­вок и яр­ма­рок (гл. вы­ста­воч­ный ком­плекс – «Messe Stuttgart»).

В пром-сти пре­об­ла­да­ет ма­ши­но­строе­ние. Аг­ло­ме­ра­ция Ш. – один из клю­че­вых цен­тров герм. ав­то­мо­би­ле­строе­ния. В при­го­ро­дах Ш. дей­ст­ву­ют за­во­ды «Daimler» – ав­то­сбо­роч­ный в Зин­дель­фин­ге­не (27 тыс. за­ня­тых, 2015; ве­ду­щий про­из­во­ди­тель ав­то­мо­би­лей мар­ки «Мер­се­дес» в ми­ре) и по вы­пус­ку дви­га­те­лей, мос­тов и транс­мис­сий для лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей в Ун­тер­тюрк­хай­ме (18 тыс. за­ня­тых). Так­же в Ш. круп­ней­ший ав­то­за­вод ком­па­нии «Porsche». На ба­зе пе­ре­до­вой на­уч. ин­фра­струк­ту­ры по­лу­чи­ли раз­ви­тие мн. экс­пе­рим. про­из-ва, нау­ко­ём­кие и вы­со­ко­тех­но­логич­ные от­рас­ли пром-сти (один из ве­ду­щих нац. цен­тров), пре­ж­де все­го элек­трон­ная (в т. ч. мик­ро­элек­трон­ная, а так­же про­из-во ком­пь­ю­те­ров – пред­при­ятия «Siemens», «Robert Bosch», «IBM Deutschland», «Lenovo» и др. ком­па­ний). Круп­ный центр стан­ко- и при­бо­ро­строе­ния, точ­ной ме­ха­ни­ки и оп­ти­ки, про­из-ва офис­но­го обо­ру­до­ва­ния. Пред­при­ятия хи­мич., фар­ма­цев­тич., био­тех­но­ло­гич., по­ли­гра­фи­че­ской и ря­да др. от­рас­лей пром-сти. Ос­но­ва пи­ще­вку­со­вой пром-сти – ви­но­де­лие (ок. 450 га в гор. чер­те за­ня­то ви­но­град­ни­ка­ми; 1-е ме­сто по про­из-ву ви­на сре­ди герм. го­ро­дов), пе­ре­ра­бот­ка мя­са (осо­бен­но сви­ни­ны), про­из-во шо­ко­ла­да («Alfred Ritter & Co.»), пи­во­ва­ре­ние.

Лит.: Stephan R. Old and New сastle Stutt­gart with their surroundings. Hdlb., 1998; Wör­ner M., Lupfer G., Schulz U. Architek­tur­führer Stuttgart. 3. Aufl. B., 2006; Kirn D. Stuttgart: Eine kleine Stadtgeschichte. Erfurt, 2007.

Вернуться к началу