Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УЛЬЯ́НОВСК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 21-23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Д. Горячко (экономика), Н. В. Липатова (история), П. С. Павлинов (архитектура)
Фото В.Н. Тимофеева Ульяновск. Панорама города.

УЛЬЯ́НОВСК, го­род в Рос­сии, адм. центр Уль­я­нов­ской обл. и од­но­имён­но­го гор. ок­ру­га. Нас. 621,5 тыс. чел. (2016). Рас­по­ло­жен на р. Вол­га (Куй­бы­шев­ское во­до­хра­ни­ли­ще; порт) и её при­то­ках (в т. ч. р. Свия­га). Транс­порт­ный узел. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты Уль­я­новск-Вос­точ­ный, Уль­я­новск.

Ос­но­ван в 1648 как кре­пость Син­бирск (Сим­бирск) на т. н. Вен­це на пра­вом бе­ре­гу Вол­ги (выс. св. 120 м) Б. М. Хит­ро­во и дья­ком Г. Ку­на­ко­вым при строи­тель­ст­ве Сим­бир­ской (Кар­сун­ско-Сим­бир­ской) за­сеч­ной чер­ты. С 1649 центр уез­да. В 1670, во вре­мя Ра­зи­на вос­ста­ния 1670–71, вы­дер­жал оса­ду войск вос­став­ших. Уезд­ный го­род (с 1708) и центр про­вин­ции (с 1737) Ка­зан­ской губ. (1708–1717, кон. 1720-х гг.; по др. дан­ным, 1730-е гг. – 1780), Ас­т­ра­хан­ской губ. (1717 – кон. 1720-х гг.; по др. дан­ным, 1730-е гг.). Центр Сим­бир­ской гу­бер­нии (1780–1928; до 1796 Сим­бир­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во, с 1924 Уль­я­нов­ская губ.). К 19 в. стал од­ним из круп­ных цен­тров тор­гов­ли на Вол­ге; по­лу­чил рас­про­стра­не­ние бур­лач­ный про­мы­сел. В го­ро­де про­во­ди­лось 3 яр­мар­ки, круп­ней­шая – Сбор­ная (в 1860-х гг. 4-я по обо­ро­ту в Рос. им­пе­рии). В 1864 и 1888 по­стра­дал от по­жа­ров. От­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­ни­ям Ин­за – Сим­бирск (1898), Верх­няя Ча­сов­ня – Сим­бирск (1916).

Сов. власть ус­та­нов­ле­на 10(23).12.1917. Ле­вые эсе­ры во гла­ве с М. А. Му­равь­ё­вым 11.7.1918 вы­сту­пи­ли за соз­да­ние По­волж­ской рес­пуб­ли­ки и пред­при­ня­ли не­удав­шую­ся по­пыт­ку под­нять в го­ро­де вос­ста­ние. 22.7.1918 го­род за­хва­чен вой­ска­ми Ко­ми­те­та чле­нов Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния под ко­манд. В. О. Кап­пе­ля и си­ла­ми Че­хосл. кор­пу­са. 12.9.1918 за­нят час­тя­ми РККА под ко­манд. Г. Д. Гая. В 1924 пе­ре­име­но­ван в Уль­я­новск (здесь ро­дил­ся В. И. Ле­нин, дол­гое вре­мя слу­жил его отец – И. Н. Уль­я­нов). Ок­руж­ной (1928–30) и рай­он­ный (с 1928) центр Сред­не­волж­ской обл. (1928–29), Сред­не­волж­ско­го края (1929–35), Куй­бы­шев­ско­го края (1935–36), Куй­бы­шев­ской обл. (1936–43). В Вел. Отеч. вой­ну, в 1941, в У. эва­куи­ро­ва­но 15 пром. пред­при­ятий, часть из ко­то­рых со­ста­ви­ла по­сле окон­ча­ния вой­ны ос­но­ву эко­но­мич. раз­ви­тия го­ро­да, в т. ч. Харь­ков­ский элек­тро­ме­ха­нич. за­вод (ны­не «Кон­так­тор»), Моск. за­вод им. Ста­ли­на (ЗиС, ны­не ав­то­мо­биль­ный за­вод). Сю­да так­же бы­ли эва­куи­ро­ва­ны 25 пра­ви­тельств. уч­ре­ж­де­ний и ор­га­ни­за­ций со­юз­но­го зна­че­ния, в т. ч. нар­ко­ма­ты ВМФ, реч­но­го фло­та, иностр. дел, юс­ти­ции, Вер­хов­ный суд, Гос­банк, ру­ко­во­дство РПЦ (вклю­чая ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла митр. Сер­гия до 1943). В мар­те и сент. 1942 в У. со­стоя­лись Ар­хие­рей­ские со­бо­ры. В окт. 1942 от­кры­то дви­же­ние по про­шед­ше­му че­рез У. уча­ст­ку ж.-д. Волж­ской ро­ка­ды Сви­яжск – Сыз­рань. С 1943 центр Уль­я­нов­ской об­лас­ти, рай­он­ный центр (1943–44, 1959–77). В 1961–78 рас­ши­ре­на гор. чер­та. С 2004 центр гор. ок­ру­га.

Здание уездной земской управы. 1888–89.Архитектор М.Г. Алякринский. Фото П.С. Павлинова

В ис­то­рич. час­ти У. – ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка (план – 1780, до­пол­нен в 1843, 1866 и 1887). В цен­тре – пл. Ле­ни­на (быв. Со­бор­ная) со зда­ния­ми муж­ской гим­на­зии (1786), При­сут­ст­вен­ных мест (1804, арх. А. Д. За­ха­ров), Дво­рян­ско­го со­б­ра­ния (1838–47, арх. И. А. Бен­зе­ман). Со­хра­ни­лись так­же: зда­ния Гор. ду­мы (1838), уездной (1888–89, арх. М. Г. Аля­крин­ский; ны­не Дом офи­це­ров) и гу­берн­ской (1903–05, арх. А. И. Дмит­ри­ев; ны­не поч­тамт) зем­ских уп­рав, Вос­кре­сен­ско-Гер­ма­нов­ский со­бор (1877–94), лю­те­ран­ская ц. Св. Ма­рии (1913); до­ма Язы­ко­вых (кон. 18 в.), И. А. Гон­ча­ро­ва (нач. 19 в.; пе­ре­стро­ен в 1898–1900), куп­ца Н. Я. Шат­ро­ва (1901), Дом-па­мят­ник И. А. Гон­ча­ро­ву (1913–16, арх. А. А. Шо­дэ; ны­не крае­ведч. и ху­дож. му­зеи). Мно­го­числ. по­строй­ки арх. Ф. О. Лив­ча­ка в не­ови­зан­тий­ском сти­ле и в сти­ле мо­дерн.

Фото А.И. Нагаева Дом-памятник И.А. Гончарову. 1913–16.Архитектор А.А. Шодэ.

В 1930–60-е гг. раз­ру­ше­но боль­шин­ст­во хра­мов. В сер. – 2-й пол. 20 в. У. за­страи­вал­ся по ген­пла­нам 1946 и 1965; воз­ве­де­ны зда­ния реч­но­го (1965), ж.-д. и авиа­ци­он­но­го (оба 1970) во­кза­лов. К 100-лет­не­му юби­лею В. И. Ле­ни­на в 1966–70 ре­кон­ст­руи­ро­ва­на центр. часть го­ро­да, её ос­но­вой ста­ли ан­самбль Ле­нин­ско­го ме­мо­риа­ла (1967–70, арх. Б. С. Ме­зен­цев и др.), зда­ния пе­да­го­гич. ун-та и гос­ти­ни­цы «Ве­нец» (оба 1970). В 1997–2014 воз­ве­дён Воз­не­сен­ский со­бор. Бе­ре­га Вол­ги со­еди­ня­ют т. н. Им­пе­ра­торский (1913–16, инж. Н. А. Бе­ле­люб­ский; круп­ней­ший в Ев­ро­пе на мо­мент по­строй­ки, дли­на 2,85 км; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1952–58) и Пре­зи­дент­ский (1988–2011) мос­ты. В 2007–15 раз­ра­бо­тан но­вый ген­план го­ро­да. Па­мят­ни­ки: Н. М. Ка­рам­зи­ну (1845, скульп­тор С. И. Галь­берг), К. Мар­ксу (1921, скульп­тор С. Д. Мер­ку­ров), В. И. Ле­ни­ну (1940, скульп­тор М. Г. Ма­ни­зер), В. Уль­я­но­ву-гим­на­зи­сту (1954, скульп­тор В. Е. Ци­галь), И. Н. Уль­я­но­ву (1957, Ма­ни­зер), Б. М. Хит­ро­во (2008, скульп­тор О. А. Клю­ев).

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – НИИ авиац. тех­но­ло­гии и ор­га­ни­за­ции про­из-ва (1983), Все­рос. НИИ авиац. ма­те­риа­лов, ре­гио­наль­ное от­де­ле­ние АН Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан (2000), Центр транс­фе­ра тех­но­ло­гий (на­но­тех­но­ло­гич. центр, 2011). Гос. ву­зы: Пе­да­го­гич. ун-т им. И. Н. Уль­я­но­ва (1932), Выс­шее авиац. уч-ще гражд. авиа­ции (ин-т; 1935; в его со­ста­ве – Му­зей ис­то­рии гражд. авиа­ции), С.-х. ака­де­мия им. П. А. Сто­лы­пи­на (1943), Тех­нич. ун-т (1957), Ун-т (1988). Дей­ст­ву­ют 44 мас­со­вые биб­лио­те­ки, в т. ч. Дво­рец кни­ги (Об­ла­ст­ная на­уч. б-ка им. В. И. Ле­ни­на; ве­дёт ис­то­рию от соз­дан­ной в 1848 Ка­рам­зин­ской об­ществ. б-ки). Му­зеи: об­ла­ст­ной крае­вед­че­ский им. И. А. Гон­ча­ро­ва (1895; 4 фи­лиа­ла), об­ла­ст­ной ху­до­же­ст­вен­ный (1895; 3 фи­лиа­ла, в т. ч. Му­зей А. А. Пла­сто­ва), Ис­то­ри­ко-ме­мо­ри­аль­ный му­зей-за­по­вед­ник «Ро­ди­на В. И. Ле­ни­на» (1984; ряд фи­лиа­лов), Ле­нин­ский ме­мо­ри­ал (1970). Те­ат­ры: Дра­ма­тич. те­атр им. И. А. Гон­ча­ро­ва (1879), Те­атр ку­кол им. В. М. Ле­он­ть­е­вой (1944), «Не­боль­шой те­атр» (ТЮЗ, 2001). Об­ла­ст­ная фи­лар­мо­ния (Уль­я­нов­ский дом му­зы­ки) ос­но­ва­на в 1944 на ба­зе Кон­церт­но-эс­т­рад­но­го бю­ро, с дек. 1945 – в зда­нии быв. Сим­бир­ско­го об­ществ. со­б­ра­ния, в 1951 от­крыт кон­церт­ный зал, в 1982 ус­та­нов­лен ор­ган герм. фир­мы «Hermann Eule». В со­ста­ве фи­лар­мо­нии: Гос. ака­де­мич. сим­фо­нич. ор­кестр (1968), Гос. ор­кестр рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов (1996), Гос. ду­хо­вой ор­кестр «Дер­жа­ва» (2002), квин­тет мед­но-ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тов «Вол­га-Брасс» (1989), струн­ный квар­тет (1994) и др.

Наи­бо­лее по­пу­ляр­ный вид спор­та – хок­кей с мя­чом. В 2016 со­сто­ял­ся чем­пио­нат ми­ра; мат­чи про­хо­ди­ли на ста­дио­нах – «Труд» (1963; 15 тыс. мест) и «Вол­га-Спорт-Аре­на» (2014; 5 тыс. мест). Клуб «Вол­га» (1934) – по­сто­ян­ный уча­ст­ник рос. чем­пио­на­тов по хок­кею с мя­чом.

В У. – филиалы ве­ду­щих рос. бан­ков, ком­па­нии «Уль­я­нов­ск­нефть», авиа­ком­па­нии «Вол­га-Днепр» и др. Про­во­дят­ся Ме­ж­ду­нар. авиа­транс­порт­ный фо­рум (2011, с 2012 раз в 2 года), авиасалон (с 2008 ежегодно) и др. Важ­нейшая от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние. Дей­ст­ву­ют пред­при­ятия авиац. кла­сте­ра «Уль­я­новск-Авиа»: «Авиа­стар-СП» (се­рий­ное про­из-во са­мо­лё­тов Ил-76МД-90А, разл. мо­ди­фи­ка­ций Ту-204; мо­дер­ни­за­ция транс­порт­ных са­мо­лё­тов Ан-124 «Рус­лан» и др.), «Аэ­ро­Ком­по­зит-Уль­я­новск» (оба – в со­ста­ве «Объ­е­ди­нён­ной авиа­строи­тель­ной кор­по­ра­ции»; си­ло­вые эле­мен­ты авиац. кон­ст­рук­ций и аг­ре­га­тов из ком­по­зиц. ма­те­риа­лов), КБ при­бо­ро­строе­ния (вхо­дит в кон­церн «Ра­дио­элек­трон­ные тех­но­ло­гии» гос. кор­по­ра­ции «Рос­тех»; авиац. при­бо­ро­строе­ние), «Утёс» (аэ­ро­мет­рич. при­бо­ры, а так­же мед. обо­ру­до­ва­ние, ав­то­ком­по­нен­ты), «Спектр-Авиа» (ок­ра­ска возд. су­дов). Др. от­расль спе­циа­ли­за­ции – ав­то­мо­би­ле­строе­ние. Ве­ду­щие за­во­ды: ав­то­мо­биль­ный (под­раз­де­ле­ние ком­па­нии «Sollers»; вне­до­рож­ни­ки и ком­мерч. ав­то­мо­би­ли се­мей­ст­ва УАЗ, в т. ч. «Пат­ри­от», «Хан­тер») и мо­тор­ный (в ди­ви­зио­не «Лёг­кие ком­мер­че­ские и лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли» Груп­пы ГАЗ; си­ло­вые аг­ре­га­ты для ав­то­мо­би­лей ГАЗ и УАЗ). Про­из-во ав­то­ком­понен­тов («Та­ка­та-Рус»), ком­плек­тую­щих для ав­то­мо­би­лей УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, сбор­ка ком­мерч. ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов BAW (рос.-кит. «BAW-RUS Motor Corporation»); начат выпуск ав­тошин на за­воде япон. ком­па­нии «Brid­gesto­ne». Важ­ное зна­че­ние име­ет вы­пуск про­дук­ции для нужд ОПК: Фе­де­раль­ный НПЦ НПО «Марс» (вхо­дит в кон­церн «Мо­рин­форм­си­сте­ма-Агат»; ав­то­ма­ти­зир. сис­те­мы управ­ле­ния, в т. ч. для нужд ВМФ), НПП «За­вод Ис­кра» (в кон­цер­не возд.-кос­мич. обо­ро­ны «Ал­маз-Ан­тей»; эле­мент­ная ба­за для про­из-ва ра­дио­элек­трон­ной ап­па­ра­ту­ры, вы­чис­лит. тех­ни­ки, средств свя­зи и ап­па­ра­ту­ры спец. на­зна­че­ния), ме­хани­че­ский (под­раз­де­ле­ние кон­цер­на возд.-кос­мич. обо­ро­ны «Ал­маз-Ан­тей»; ра­дио­ло­кац. сис­те­мы и ЗРК) и па­трон­ный (па­тро­ны к бое­во­му, охот­ничь­е­му и спор­тив­но­му ору­жию) за­во­ды. Про­из-во ав­то­кра­нов (ме­ха­нич. за­вод № 2), элек­тро­тех­нич. из­де­лий (пред­при­ятие «Кон­так­тор» груп­пы ком­па­ний «Ле­гран»), кон­троль­но-ре­гу­ли­рую­щей ап­па­ра­ту­ры вы­со­ко­го дав­ле­ния, ме­тал­ло­ре­жу­ще­го обо­ру­до­ва­ния, ли­тей­ных из­де­лий из ста­ли и чу­гу­на, ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, ла­ко­кра­соч­ной про­дук­ции, строй­ма­те­риа­лов, ме­бе­ли, три­ко­таж­ных из­де­лий и др. Кон­ди­тер­ская фаб­ри­ка «Вол­жан­ка» (в со­ста­ве кон­дитер­ско­го объ­е­ди­не­ния «Сла­вян­ка»). Пи­во­ва­рен­ные за­во­ды «Трёх­со­сен­ский» и фи­ли­ал «Пи­во­вар­ня Моск­ва-ЭФЕС». «Юпи­тер Лод­жи­стик» (креп­кие ал­ко­голь­ные на­пит­ки). Фаб­ри­ка ком­па­нии «Mars» по про­из-ву кор­мов для до­маш­них жи­вот­ных. 2 ТЭЦ (сум­мар­ная ус­та­нов­лен­ная мощ­ность св. 850 МВт).

Лит.: Мар­ты­нов П. Го­род Сим­бирск за 250 лет его су­ще­ст­во­ва­ния. Сим­бирск, 1898; Уль­я­новск – ро­ди­на В. И. Ле­ни­на: Па­мят­ные мес­та. 5-е изд. Са­ра­тов, 1975; Сы­тин С. Л. Сим­бирск гла­за­ми фо­то­гра­фов и ис­то­ри­ка. Уль­я­новск, 1999; Уль­я­нов­ская-Сим­бир­ская эн­цик­ло­пе­дия. Уль­я­новск, 2004. Т. 2; Ис­то­рия Сим­бир­ско­го-Уль­я­нов­ско­го края в уни­каль­ных до­ку­мен­тах Го­су­дар­ст­вен­но­го ар­хи­ва Уль­я­нов­ской об­лас­ти. Уль­я­новск, 2006.

Вернуться к началу