Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТОЛЬЯ́ТТИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 254-254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТОЛЬЯ́ТТИ, го­род в Рос­сии, в Са­мар­ской обл., центр Став­ро­поль­ско­го р-на. Нас. 719,6 тыс. чел. (2015; вхо­дит в со­став Са­мар­ско-Толь­ят­тин­ской гор. аг­ло­ме­ра­ции с на­се­ле­ни­ем ок. 2,5 млн. чел.). Порт на ле­вом бе­ре­гу р. Вол­га (Куй­бы­шев­ское во­до­хра­ни­ли­ще). Ж.-д. стан­ция. Че­рез вост. часть го­ро­да про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Урал» (Мо­ск­ва – Ря­зань – Пен­за – Са­ма­ра – Уфа – Че­ля­бинск).

Ос­но­ван по про­ше­ни­ям глав кре­щёных кал­мы­ков кн. П. П. Тай­ши­на и его же­ны кн. А. И. Тай­ши­ной; ме­сто для бу­ду­щей кре­по­сти (не­по­да­лё­ку от совр. го­ро­да) оп­ре­де­ле­но в 1737 В. Н. Та­ти­ще­вым. В 1738 воз­ве­дён го­род-кре­пость, в 1739 по­лу­чил назв. Став­ро­поль. Во­круг не­го сфор­ми­ро­ва­лись 2 тор­го­вые сло­бо­ды. В 1744–80 вхо­дил в Орен­бург­скую гу­бер­нию. В янв. 1774 за­нят вос­став­ши­ми в хо­де Пу­га­чё­ва вос­ста­ния 1773–75. Уезд­ный го­род Сим­бир­ской гу­бер­нии (1780–1850; до 1796 Сим­бир­ское на­ме­ст­ни­че­ст­во), Са­мар­ской губ. (1851 – 30.1.1919, 16.6.1919–1924). В 1851 и 1875 по­стра­дал от силь­ней­ших по­жа­ров.

Сов. власть ус­та­нов­ле­на 28.1(10.2). 1918. В ию­не – окт. 1918 под кон­тро­лем По­волж­ской на­род­ной ар­мии – во­ин­ско­го фор­ми­ро­ва­ния Ко­ми­те­та чле­нов Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния, 6.10.1918 за­нят час­тя­ми РККА. На­се­ление го­ро­да силь­но по­стра­да­ло от го­ло­да 1921–22. С 1924 се­ло, во­ло­ст­ной центр Са­мар­ско­го у. (1924–28). Центр Став­ро­поль­ско­го р-на Са­мар­ско­го окр. Сред­не­волж­ской обл. (1928–29) и Сред­не­волж­ско­го края (1929–30), за­тем Сред­не­волж­ско­го (с 1935 Куй­бы­шев­ско­го) края (1930–1936), с 1936 Куй­бы­шев­ской (с 1991 Са­мар­ской) обл. С 1946 вновь го­род. В 1951 от­кры­то дви­же­ние по ж.-д. ли­нии Куй­бы­шев (ны­не Са­ма­ра) – Жи­гу­лёв­ское мо­ре (в 1958 по­сле про­клад­ки пу­тей по пло­ти­не Волж­ской ГЭС со­еди­не­на с ли­ни­ей Сыз­рань – Жи­гу­лёвск). В 1953–55 в свя­зи со строи­тель­ст­вом Волж­ской ГЭС го­род прак­ти­че­ски пол­но­стью пе­ре­не­сён на совр. ме­сто. В 1964 пе­ре­име­но­ван в Т. в честь П. Толь­ят­ти. В 1967–73 (на­чал ра­бо­ту в 1970) по­стро­ен став­ший гра­до­об­ра­зую­щим пред­при­яти­ем Волж­ский ав­то­мо­биль­ный за­вод (ны­не Ав­то­ВАЗ).

Со­хра­ни­лись отд. зда­ния, пе­ре­не­сён­ные пе­ред за­то­п­ле­ни­ем ста­рой час­ти го­ро­да, в т. ч. де­рев. дом, в ко­то­ром в 1870 ос­та­нав­ли­вал­ся И. Е. Ре­пин. В 1950-е гг. сфор­ми­ро­ва­на пл. Сво­бо­ды с обе­ли­ском Сла­вы (1958) в цен­тре, адм. зда­ния­ми, До­мом куль­ту­ры (1958, ны­не Те­атр ку­кол «Пи­лиг­рим»). Так­же в сти­ле сов. не­о­клас­си­циз­ма по­строе­ны гос­ти­ни­ца-да­ча «Бе­ло­ка­мен­ная» (1956–57, арх. А. Эс­ту­лин) и др. С 1967 го­род за­страи­вал­ся по ген­пла­ну арх. Б. Р. Ру­ба­нен­ко. Со­бор­ная ме­четь (1994–2007); Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор (1996–2002, арх. Д. С. Со­ко­лов). Кон­ный па­мят­ник В. Н. Та­ти­ще­ву (1998, скульп­тор А. И. Ру­ка­виш­ни­ков). В мик­ро­рай­оне Фё­до­ров­ка – Бла­го­ве­щен­ский муж­ской мон. (1990-е гг.; 5-гла­вая Бла­го­ве­щен­ская ц., 1846; По­кров­ский со­бор, 1999). В мик­ро­рай­оне Порт­по­сё­лок – ком­плекс зем­ской боль­ни­цы (1902; ны­не Вос­кре­сен­ский муж­ской мон., ос­но­ван в 1997).

Ин-т эко­ло­гии Волж­ско­го бас­сей­на РАН (1983). Сре­ди ву­зов – гос. ун-т (совр. назв. и ста­тус с 2001), По­волж­ский гос. ун-т сер­ви­са (совр. назв. и ста­тус с 2006), Волж­ский ун-т им. Та­ти­щева (не­го­сударств.). Му­зеи: крае­вед­че­ский (1962), ху­до­же­ст­вен­ный (1987, совр. назв. и ста­тус с 2007), ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го на­сле­дия г. Толь­ят­ти (2000), Тех­нич. му­зей Ав­то­ВА­За (от­крыт в 2001) и др. Гор. му­зей­ный ком­плекс «На­сле­дие» (1996; на ба­зе «До­ма Ста­ри­ко­вых» – пер­во­го пе­ре­ве­зён­но­го из зо­ны за­то­п­ле­ния в мае 1953). Те­ат­ры: ку­кол «Пи­лиг­рим» (1973), Дра­ма­тич. те­атр «Ко­ле­со» им. Г. Дроз­до­ва (1988), Мо­ло­дёж­ный дра­ма­тич. (1992, до 2005 ТЮЗ), ТЮЗ «Ди­ли­жанс» (1992). Фи­лар­мо­ния (ос­но­ва­на в 1980 как фи­ли­ал Куй­бы­шев­ской гос. фи­лар­мо­нии, с 1992 са­мо­сто­ят. ор­га­ни­за­ция), в её со­ста­ве – ор­ке­ст­ры: сим­фо­нич. (1991), джаз-ор­кестр (в шта­те с 1998), рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов (в шта­те с 2007). Муз. фес­ти­ва­ли: «Толь­ят­тин­ская му­зы­каль­ная осень» (с 1982), «Клас­си­ка над Вол­гой» (с 2008), «Клас­си­ка OPEN FEST» (с 2010). Толь­ят­тин­ский ме­ж­ду­нар. кон­курс му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей (с 1998).

Сре­ди спор­тив­ных со­ору­же­ний – мно­го­функ­цио­наль­ный ста­ди­он «Тор­пе­до» (18 тыс. мест), Спор­тив­но-тех­нич. ком­плекс им. Ана­то­лия Сте­па­но­ва (15 тыс. мест; со­стя­за­ния по спид­вею), ле­до­вый Дво­рец спор­та «Ла­да-Аре­на» (св. 6 тыс. мест), Дво­рец спор­та «Вол­гарь» (5 тыс. мест; 1969–75, арх. Ю. И. Кар­пу­хин). Из спор­тив­ных клу­бов наи­бо­лее из­вест­ны: жен­ская ганд­боль­ная ко­ман­да «Ла­да» (6-крат­ный чем­пи­он Рос­сии в 2002–2008), муж­ской хок­кей­ный клуб «Ла­да» (2-крат­ный чем­пи­он Рос­сии в 1994, 1996, об­ла­да­тель Куб­ка Ев­ро­пы в 1996/97 и Кон­ти­нен­таль­но­го куб­ка в 2006).

Круп­ный пром. центр. Наи­бо­лее раз­ви­ты ма­ши­но­строе­ние (гл. обр. ав­то­мо­би­ле­строе­ние) и хи­мич. пром-сть. Важ­ней­шие пред­при­ятия: Ав­то­ВАЗ (один из рос. ли­де­ров по вы­пус­ку лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей; ав­то­мо­би­ли ма­рок «Lada», Nis­san, Renault, Datsun), «Джи­Эм-Ав­то­ВАЗ» (Chevrolet NIVA), «Толь­ят­тиа­зот» (один из круп­ней­ших ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей ам­миа­ка; на тер­ри­то­рии пред­при­ятия бе­рёт на­ча­ло ам­миа­ко­про­вод Толь­ят­ти – Одес­са), «Куй­бы­ше­вА­зот» (ка­про­лак­там и про­дук­ты его пе­ре­ра­бот­ки, ам­ми­ак, азот­ные удоб­ре­ния), «Толь­ят­ти­кау­чук» (син­те­тич. кау­чу­ки). Ряд пред­при­ятий спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пус­ке ав­то­ком­по­нен­тов для нужд Ав­то­ВАЗа. Дей­ст­ву­ют так­же: ком­па­ния «Брон­то» (про­из-во спец. ав­то­мо­би­лей, в т. ч. бро­ни­ро­ван­ных, вез­де­хо­дов «Марш», вне­до­рож­ни­ков «Рысь»), Волж­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод (пром. и тех­но­ло­гич. уни­вер­саль­ные ро­бо­ты и др.), «Вол­го­цем­маш» (обо­ру­до­ва­ние для це­мент­ной и др. от­рас­лей), «Азот­рем­маш» (за­пас­ные час­ти к обо­ру­до­ва­нию по про­из-ву ми­нер. удоб­ре­ний), «Толь­ят­тин­ский транс­фор­ма­тор», су­до­ре­монт­ный за­вод, «Ме­га­пласт» и Сред­не­волж­ский за­вод по­ли­мер­ных из­де­лий (оба вы­пус­ка­ют из­де­лия из пла­ст­мас­сы). Пред­при­ятия лёг­кой и пи­ще­вку­со­вой пром-сти, по про­из-ву строй­ма­те­риа­лов. ТЭЦ (620 МВт).

В ок­ре­ст­но­стях Т. еже­год­но про­во­дит­ся Все­рос. фес­ти­валь ав­тор­ской пес­ни им. В. Гру­ши­на (с 1968; с пе­ре­ры­вом в 1-й пол. 1980-х гг.).

Лит.: Го­род Толь­ят­ти. Куй­бы­шев, 1987; Ло­ба­но­ва Н. Г. Став­ро­поль и Став­ро­поль­ский уезд, 18–20-е вв. Толь­ят­ти, 1998.

Вернуться к началу