Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЯНСК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Евдокимов

БРЯНСК, город в Российской Федерации, административный центр Брянской области. Население 407,3 тыс. чел. (2015; 86,0 тыс. чел. в 1926; 207,3 тыс. чел. в 1959; 452,2 тыс. чел. в 1989; 424,1 тыс. чел. в 2005). Расположен в западной части Среднерусской возвышенности, на реке Десна, в месте впадения в неё рек Болва и Снежеть. Узел железных дорог на Москву, Киев (Украина), Гомель (Белоруссия), Смоленск, Орёл и Вязьму; в городе три железнодорожных вокзала (Брянск-Орловский, Брянск-Льговский и Орджоникидзеград). Узел федеральных автомагистралей Москва – Киев, Брянск – Новозыбков – Кобрин (Белоруссия) и Орёл – Рославль – Рудня. Через Б. проходят нефтепровод «Дружба» (Самара – Брянск – Мозырь) и газопроводы Дашава (Украина) – Москва, Шебелинка (Украина) – Орёл – Смоленск (с ответвлением на Гомель). Б. состоит из 4 обособленных районов (разделены реками Десна, Болва и Снежеть): Советского (административный и исторический центр города), Фокинского (при железнодорожном вокзале Брянск-Льговский), Володарского (при железнодорожном вокзале Брянск-Орловский) и Бежицкого (до 1956 отдельный город; в 1936–43 Орджоникидзеград).

На тер­ри­то­рии совр. Б. из­вест­ны па­лео­ли­ти­че­ская сто­ян­ка, го­ро­ди­ще и се­ли­ща ран­не­го же­лез­но­го ве­ка, се­ли­ща 1-го тыс. н. э., ро­мен­ской куль­ту­ры, 2 го­ро­ди­ща и се­ли­ща др.-рус. вре­ме­ни. Пред­по­ло­жи­тель­но город первоначаль­но рас­по­ла­гал­ся на го­ро­ди­ще Ча­шин кур­ган (ус­лов­ная да­та воз­ник­но­ве­ния го­ро­да – 985; ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лы 11–15 вв.), от­ку­да был пе­ре­не­сён на го­ро­ди­ще По­кров­ская го­ра (ар­хео­ло­гич. ма­те­риа­лы не ра­нее 2-й пол. 12 в.). Впер­вые упо­мя­нут в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си как До­б­ряньск при опи­са­нии со­бы­тий нач. 1147. Вхо­дил в со­став Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ст­ва, с сер. 13 в. центр Брян­ско­го кня­же­ст­ва. В 1310 ра­зо­рён мон­го­ло-та­та­ра­ми. В 1356 за­хва­чен ли­тов­ским кн. Оль­гер­дом, по­сле 1357 во­шёл в со­став Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Ли­тов­ско­го. С кон. 15 в. упот­реб­ля­ет­ся назв. Б. В 1500 в хо­де рус.-ли­тов. вой­ны взят рус. вой­ска­ми, по Мо­с­ков­ско­му пе­ре­ми­рию 1503 при­сое­ди­нён к Рус­ско­му гос-ву. Иг­рал важ­ную обо­рон­ную роль на юго-зап. ру­бе­жах стра­ны. В 1607 бо­лее ме­ся­ца вы­дер­жи­вал оса­ду войск Лже­дмит­рия II. С 17 в. близ Б. функ­цио­ни­ро­ва­ла круп­ная Свен­ская яр­мар­ка. Уезд­ный го­род Ки­ев­ской (1708–27), Бел­го­род­ской (1727–78) и Ор­лов­ской (1778–1920; до 1796 – Ор­лов­ско­го на­ме­ст­ни­че­ст­ва) гу­бер­ний.

В 1783 ос­но­ван Брян­ский ар­се­нал (ны­не «Брян­ский Ар­се­нал»), яв­ляв­ший­ся круп­ным по­став­щи­ком пу­шек для рос. ар­мии; с 1873 близ Б. в пос. Бе­жи­ца дей­ст­во­вал Брян­ский за­вод (ны­не Брянский ма­ши­но­стро­ит. за­вод). Че­рез Б. про­шли ли­нии Ор­ло­во-Ви­теб­ской (1868), По­лес­ской (1887), Мо­с­ков­ско-Кие­во-Во­ро­неж­ской (1899) же­лез­ных до­рог. В 1-ю ми­ро­вую вой­ну в Б. дис­ло­ци­ро­вал­ся гар­ни­зон (ок. 50 тыс. чел.). Б. – центр Брян­ской гу­бер­нии (1920–29), рай­он­ный центр За­пад­ной (1929–37) и Ор­лов­ской (1937–44) об­лас­тей. 6.10.1941 ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми, силь­но раз­ру­шен, ос­во­бо­ж­дён 17.9.1943 (в 1945 вклю­чён в чис­ло 15 ис­то­рич. го­ро­дов, под­ле­жав­ших вос­ста­нов­ле­нию). С 1944 центр Брян­ской обл., круп­ный центр ма­ши­но­строе­ния. В 1956 в чер­ту Б. во­шёл г. Бе­жи­ца – один из ве­ду­щих пром. цен­тров об­лас­ти. Город воинской славы (2010).

На вы­со­ком пра­вом бе­ре­гу Дес­ны на­хо­дит­ся ис­то­рич. яд­ро Б. с церк­ва­ми на мес­тах древ­них ар­хит. до­ми­нант: По­кров­ской (кон. 17 – нач. 18 вв.), Вве­ден­ской (1702–05), Гор­не-Ни­коль­ской (1751; ко­ло­коль­ня, 1-я пол. 19 в.) и Спа­со-Гро­бов­ской (1904). В кон. 17–18 вв. ве­лось ка­мен­ное строи­тель­ст­во в фор­мах ба­рок­ко (ц. Вос­кре­се­ния, 1739–41), на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко (ц. Трои­цы в Бе­жи­чах, 1-я пол. – сер. 18 в.), ран­не­го клас­си­циз­ма (та­мож­ня, 2-я пол. 18 в., – ста­рей­шее гражд. зда­ние Б.).

Ре­гу­ляр­ный план 1780 со зна­чит. кор­рек­ти­ва­ми 1802 и 1808 осу­ще­ст­в­лён в те­че­ние 19 в.: гл. ось с тре­мя на­ни­зан­ны­ми на неё квад­рат­ны­ми пло­ща­дя­ми со­еди­ня­ет на­гор­ную часть го­ро­да с при­бреж­ной. Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков в сти­ле клас­си­циз­ма – ком­плекс «Брянского ар­се­на­ла» (кон. 18–20 вв.), дом ге­не­рал-ди­рек­то­ра «Брянского ар­се­на­ла» и ка­зар­мы До­ро­го­буж­ско­го пол­ка (оба  кон. 18 в.; казармы в современном виде возведены в 1898), ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (1827–31); зда­ния в не­орус­ском сти­ле – гор. боль­ни­ца (по­след­няя четв. 19 в.), жен­ская гим­на­зия (1907). В 1920-е гг. воз­ве­де­ны круп­ные объ­ек­ты в фор­мах кон­ст­рук­ти­виз­ма: Дом Со­ве­тов (1925–26, арх. А. З. Грин­берг), Дом свя­зи (1930–31, арх. Грин­берг и др.) и пр. Строи­тель­ст­во и бла­го­ус­т­рой­ст­во Б., с осо­бым вни­ма­ни­ем к сис­те­ме буль­ва­ров, пар­ков и скве­ров (зе­лёный мас­сив «Суд­ки», ро­ща «Со­ло­вей» с 300-лет­ни­ми ду­ба­ми и др.), осу­ще­ст­в­ля­ют­ся по пла­ну 1968. Па­мят­ни­ки: Во­ин­ской и пар­ти­зан­ской сла­вы (1966, скульп­тор А. П. Фай­дыш-Кран­ди­ев­ский, ар­хи­тек­то­ры М. О. Барщ, А. Н. Кол­чин), лётчику П. М. Ка­мо­зи­ну (скульп­тор М. Г. Ма­ни­зер, арх. А. П. Ве­ли­ка­нов), 1000-ле­тия Б. (скульп­тур­ная груп­па «Пе­ре­свет и Бо­ян») и др.

Важный научный, образовательный и культурный центр. Научно-исследовательские институты: «Изотерм» (1990; проектирование, разработка, производство и обслуживание оборудования для машиностроения, металлургии и железнодорожного транспорта), «НИИПИнефтегазстроймаш» (2002; сооружение и реконструкция предприятий топливно-энергетического комплекса). Среди вузов – государственные университеты: технический (ведёт историю с 1929; современный статус с 1995), инженерно-технологический (основан в 1930 как Лесотехнический институт; современное название и статус с 2015), им. академика И. Г. Петровского (основан в 1930 в Новозыбкове как педагогический институт; с 1976 – в Б.; современное название и статус с 2001); Институт управления и бизнеса (негосударственный; 1999); филиалы ряда московских университетов и институтов. Областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева (1944).

Музеи: государственный краеведческий (1921; включает 13 филиалов), областной художественный музейно-выставочный центр (1968), командира партизанского отряда Д. Н. Медведева (1975), художников братьев С. П. и А. П. Ткачёвых (1995), народный этнографии и ремёсел (2001), Литературный (с отделом «Музей Козьмы Пруткова»); а также парк-музей деревянных скульптур им. А. К. Толстого (1936) и мемориальный комплекс «Партизанская поляна» (1969) с музеем истории партизанского движения на Брянщине («Брянский лес», основан в 1983, открыт в 1989). Выставочный зал (2010). Театры: драмы им. А. К. Толстого (1926), областной кукол (1972), областной юного зрителя (1981), детский и молодёжный «Взрослые и дети», детский музыкальный «Орфей». Областная филармония (основана в 1944 как Концертное бюро; с 1950 Концертно-эстрадное бюро; современное название и статус с 1960); в её составе – концертный зал «Дружба», оркестры: губернаторский симфонический (1993; бывший городской камерный), городской народных инструментов (1996), городской духовой (2000); академический хор (1995); ансамбли: народной музыки «Ватага» (2004) и «Надея» (2009). Дворец детского и юношеского творчества им. Ю. А. Гагарина (1925). Планетарий (1977). Цирк (1975). Стадион «Динамо» (1924; 10 тыс. мест; проводятся футбольные матчи).

Основа городской экономики – сфера услуг, в т. ч. административные, транспортно-логистические услуги и торговля. На Б. приходится 68,7% оборота розничной торговли Брянской области (35,8 млрд. руб., 2013).

Крупный индустриальный центр. Ведущая отрасль промышленности – машиностроение. Действуют заводы: Брянский машиностроительный (производство магистральных и маневровых тепловозов, товарных вагонов, запчастей для железнодорожного транспорта), Бежицкий сталелитейный (каркасы тележек для товарных вагонов, надрессорные балки, автосцепки для товарных и пассажирских вагонов, буксы для товарных вагонов), «Термотрон-завод» (оборудование для железнодорожного транспорта, в т.ч. метрополитена, солнечных электростанций), автомобильный (колёсные шасси, колёсные тягачи высокой проходимости, запчасти), «Ирмаш» (дорожно-строительная и коммунальная техника: роторные траншейные экскаваторы, асфальтоукладчики, катки, автогрейдеры), «Брянский арсенал» (дорожно-строительная техника), «Дизель-Ремонт» (машины и оборудование для сооружения и ремонта магистральных трубопроводов; ремонт строительных машин, дизельных двигателей и гидравлического оборудования), металлоконструкций и технологической оснастки (оборудование для газовой и нефтяной промышленности), «Брянсксельмаш» (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны), «Брянск-лесхозмаш» (нестандартное деревообрабатывающее оборудование), компаний «Группа Кремний ЭЛ» (светодиодные энергосберегающие светильники) и «Научно-производственная фирма “Электроаппарат”» (разработчик и производитель осциллографов, медицинской техники, светильников и др. товаров народного потребления), электромеханический (оборудование для военной связи и медицинские приборы); а также военные заводы «192 Центральный железнодорожной техники» и по ремонту автотягачей.

Пищевкусовая промышленность представлена предприятием компании «Мелькрук» (мука и крупы), хлебокомбинатом, молочным, рыбным («Океан») и мясокомбинатами, агропромышленным холдингом «Царь-мясо» (выпуск колбасы, ветчины, мясных полуфабрикатов и консервов), кондитерской фабрикой «Брянконфи», а также ликеро-водочным («БрянскСпиртПром») и пивосолодовенным («Брянскпиво») заводами.

Производство красок, лаков и эмали (завод им. А. И. Поддубного); упаковки из картона и др. картонно-бумажной продукции (Брянская бумажная фабрика), диванов и кресел (мебельная фабрика «Царь-мебель»); железобетонных конструкций (заводы крупнопанельного домостроения и «Стройдеталь и К»), силикатного кирпича, теплоизоляционных материалов (базальтовое волокно), пластиковых окон, стекольных изделий (завод «Литий»); костюмных тканей, специализированной одежды, школьной формы торговой марки «Руслана» (комбинат шерстяных тканей). Предприятия железнодорожного транспорта (локомотивное и вагоноремонтное депо и др.). Энергоснабжение обеспечивает Брянская ГРЭС (1931; установленная мощность 10 МВт, топливо – природный газ и уголь).

Фото Л. К. Масиель-Санчес Свято-Успенский Свенский мужской монастырь близ Брянска. Надвратная Сретенская церковь. 1670–90-е гг.

Близ Б., в Су­по­не­во, рас­по­ло­жен Свя­то-Ус­пен­ский Свен­ский муж­ской мон., ос­но­ван­ный в 1280-е гг. брян­ским кн. Ро­ма­ном Ми­хай­ло­ви­чем Ста­рым. Древ­ней­шие по­строй­ки – Ус­пен­ский со­бор [1560–70-е гг.; пе­ре­стро­ен в 1712–15, 1749–58, од­на из луч­ших по­стро­ек арх. И. Ф. Ми­чу­ри­на с уни­каль­ным се­ми­ярус­ным ико­но­ста­сом нач. 18 в., сре­ди икон – «Бо­го­ма­терь Пе­чер­ская (Свен­ская)», 13 в., ны­не – в Государственной Третьяковской галерее], ц. Ан­то­ния и Фео­до­сия Печерских (1560–70-е гг.; пе­ре­строе­на в 1681 и 19 в.) – взо­рва­ны в 1930. Мо­нас­тырь за­крыт в 1924, воз­ро­ж­дён в 1992. Со­хра­ни­лись над­врат­ные Сре­тен­ская ц. (1670–90-е гг.) и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ская ц. (17 в.; пе­ре­строе­на в 1734–42). 

Лит.: Во­ло­хов В. Брянск: Очерк про­шло­го и на­стоя­ще­го од­но­го из ста­рей­ших рус­ских го­ро­дов. [Ту­ла], 1968; Ца­пен­ко М. Зем­ля Брян­ская. М., 1972; По­ло­зов В., Ски­дан В. Брянск 1000-лет­ний, 985–1985. Ту­ла, 1985; До­зор­цев С. С., До­зор­цев М. С. Брянск. Ис­то­ри­ко-эко­но­ми­че­ский очерк. Ту­ла, 1986; Ар­хео­ло­ги­че­ская кар­та Рос­сии: Брян­ская об­ласть. М., 1993; Ки­зи­мо­ва С. П. Бе­жи­ца. Брянск, 1996; Стра­ни­цы ис­то­рии го­ро­да Брян­ска. Брянск, 1997; Го­род­ков А. В., Оя­ла Э. Э. Зод­чие Брян­ска. Брянск, 2001.

  • БРЯНСК город в России, адм. центр Брянской обл. (2006)
Вернуться к началу