Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Н. Алексеева, Е. М. Гороховик, О. П. Дешпанде, Н. Р. Лидова, А. Л. Сафронова, В. Г. Мясников  (2015)

ДЕ́ЛИ, столица Индии, административный статус – Национальный столичный округ Дели. Площадь 1484 км2; население 16 314,8 тыс. чел. (2011, перепись; мусульмане – 10%, сикхи – 5%), в т. ч. городское 11 007,8 тыс. чел.; 2-й по числу жителей город в стране после Мумбаи. В границах Д., к югу от Старого Дели (Шахджахана-бад), находится Нью-Дели (Новый Дели; площадь 42,7 км2, население 295 тыс. чел., 2011)    официальная столица страны, место средоточия всех высших органов государственной власти. Расположен на севере Индии, в центральной части Индо-Гангской равнины (высота центральной части города 300 м), на реке Джамна (бассейн реки Ганг), в месте впадения в неё канала Наджафгарх; на востоке граничит со штатом Уттар-Прадеш, на юге, западе и севере – со штатом Харьяна. Вместе с многочисленными пригородами [в штате Уттар-Прадеш – Газиабад на востоке, Нойда (Ноида) и Большая Нойда на юго-востоке; в штате Харьяна – Фаридабад на юге, Гургаон на юго-западе, Бахадургарх и Джаджар на западе, Рохтак на северо-западе, Сонипат на севере] образует агломерацию площадью 46,2 тыс. км2 и населением ок. 21,8 млн. чел. (2011). Один из крупнейших транспортных узлов Индии. Здесь берут начало национальные автомагистрали Дели – Мумбаи (скоростная на участке Дели – Гургаон; часть магистрали Атари – Дели – Калькутта – Петрапол), Дели – Калькутта (скоростная на участке Дели – Нойда – Агра; обе составляют каркас «Золотого четырёхугольника» Индии), Дели – Лакхнау, Дели – Фазилка (граница с Пакистаном), Дели – Гималаи (граница с Китаем). Сооружены внутренняя и внешняя кольцевые автодороги. Крупнейшая в стране система автобусного пассажирского сообщения (включает систему скоростных транзитных автобусов). В Д. сходятся 7 ж.-д. линий; в черте города – ж.-д. кольцо (используется в т. ч. для пассажирских перевозок); действуют несколько крупных ж.-д. станций. Система пригородного ж.-д. сообщения. Международный аэропорт имени Индиры Ганди (бывший Палам, сооружён во время 2-й мировой войны; пассажирские перевозки с 1962; современное название с 1986; в юго-западной части Национального столичного округа Дели; 40,9 млн. пассажиров в 2015). Аэропорт Сафдарджунг (1929; главный до 1962; закрыт как пассажирский в 2002; в южной части Нью-Дели; ныне используется как учебный и как правительственная вертолетная площадка). Метрополитен (2002; 6 линий, 146 станций в 2015).

Счи­та­ет­ся, что Д. вы­рос на мес­те по­се­ле­ния, ос­но­ван­но­го в пер­вых ве­ках но­вой эры на руи­нах древне-индийского го­ро­да Ин­д­рап­раст­ха. Это по­се­ле­ние по­лу­чи­ло со вре­ме­нем название Дхил­ли­ка, или Дил­ли (Де­ли). С 8 в. Д. иг­рал важ­ную роль в меж­до­усоб­ной борь­бе рад­жпут­ских ди­на­стий, пре­ж­де все­го То­ма­ров и Чау­ха­нов. В 1206, по­сле за­вое­ва­ния Северной Ин­дии тюрк­ско-афганскими вой­ска­ми Му­хам­ме­да Гу­ри, сто­ли­ца Де­лий­ско­го сул­та­на­та. В 13–18 вв. круп­ный тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр Северной Ин­дии. В кон. 14 в., по­сле втор­же­ния в сул­та­нат войск Ти­му­ра, сто­ли­ца пе­ре­не­се­на в Аг­ру. Од­на­ко пер­вый мо­голь­ский пра­ви­тель Ба­бур вер­нул Д. его пер­во­на­чаль­ный ста­тус. С 1526 Д. – сто­ли­ца Мо­голь­ской им­пе­рии. При Ак­ба­ре и Джа­хан­ги­ре сто­ли­ца им­пе­рии пе­ре­но­си­лась из Д. со­от­вет­ст­вен­но в Фа­тех­пур-Сик­ри и Аг­ру, од­на­ко Шах Джа­хан вновь про­воз­гла­сил Д. сто­ли­цей. По­сле рас­па­да Мо­голь­ской дер­жа­вы во 2-й четв. 18 в. Д. под­вер­гал­ся на­бе­гам ма­рат­хов и на­ше­ст­вию войск На­дир-­ша­ха. В 1803 за­хва­чен анг­ли­ча­на­ми; до 1858 ос­та­вал­ся ре­зи­ден­ци­ей по­те­ряв­ших ре­аль­ную власть мо­голь­ских им­пе­ра­то­ров. В 1857–59 был од­ним из цен­тров Ин­дий­ско­го на­род­но­го вос­ста­ния. В 1911 в Д. (ны­не Ста­рый Де­ли) из Каль­кут­ты бы­ла пе­ре­не­се­на сто­ли­ца Британской Ин­дии и на­чал стро­ить­ся Нью-Де­ли. По­сле за­вое­ва­ния Ин­ди­ей не­за­ви­си­мо­сти (1947) зна­че­ние Д. как административного, по­ли­тического, эко­но­мического и куль­тур­но­го цен­тра по­сле­до­ва­тель­но воз­рас­та­ло.

Минарет Кутб-Минар. Нач. 13 в.
фото Мавзолей Хумаюна. 1562–76.
Фото К. В. Полонского Дворцово-крепостной ансамбль Лал-Кила («Красный форт»). 1639–48.

Город знаменит сохранившимися историко-архитектурными памятниками. С 12 в. он стал центром формирования индо-мусульманского искусства Индии с новыми для него типами портально-купольной архитектуры. На месте индусской крепости 10 в. был создан г. Лал-Кот (на южной окраине современного Д.), в котором сохранились памятники, включённые в список Всемирного наследия: нержавеющая железная колонна (нач. 5 в.), мечеть Кувват-уль-Ислам (построена из камней индусских храмов 7–11 вв. в 1193–98), минарет Кутб-Минар (нач. 13 в.), ворота Алаи-Дарваза (1311, ажурная резьба); а также тяжеловесные ранние мавзолеи, напоминающие крепости (мавзолей Ильтутмыша, после 1235). Близ Лал-Кота возводились новые резиденции правителей: Сири (строился с 1303), Туглакабад (с 1321; мавзолей Гийаса ад-Дина Туглака, 1325), Джаханпанах (14 в.) и др. Период активной застройки и расширения Д. – 2-я пол. 14 в.; здания строятся из бутового камня и почти лишены декора (руины г. Фирозабад, 1351–88; гробницы правителей из династии Лоди, 1451–1526). При Великих Моголах в архитектуре дворцов и культовых построек, возведённых из красного песчаника с мраморными вставками, усилились красочность и декоративность (мечеть Килаи-Кухна в дворцово-крепостном ансамбле Пурана-Кила, 1541; мавзолей Хумаюна, 1562–76, включён в список Всемирного наследия). Расцвет могольского зодчества в Старом Дели приходится на 2-ю четв. – сер. 17 в.: огромный дворцово-крепостной ансамбль Лал-Кила («Красный форт», 1639–48; в его составе археологический музей и Индийский военный мемориал), включающий дворцы Ранг-Махал, Дивани-Ам, Дивани-Кхас (1627–58), т. н. Жемчужную мечеть (1662); доминирующая в панораме Старого Дели 3-купольная Соборная мечеть (Джами-Масджид) (1644–58). Старый Дели и поныне представляет собой традиционный восточный город, изобилующий узкими улочками и торговыми рядами. Нью-Дели с многоцентрической планировкой и широкими улицами возводился в 1911–31 (под руководством архитекторов Э. Лаченса и Х. Бейкера: ансамбль правительственных зданий, Всеиндийский военный мемориал «Ворота Индии», 1931; храм Лакшми-Нараян, 1933–39) и активно развивается: мемориальный парк Редж-Гхат с местами кремации М. К. Ганди (1948), И. Ганди (1984) и Р. Ганди (1991); здания посольства Бельгии (1983, архитектор С. Гуджрал), Национального института иммунологии (1990, архитектор Р. Ревал); бахаитский храм Лотоса (1980–86, архитектор Ф. Сахба).

Крупнейший научно-образовательный центр страны. Индийские национальные академии: наук (возникла в 1935 как Национальный институт наук Индии; современное название с 1970), музыки, танца и драмы (Академия «Sangeet Natak»; 1952), искусств (Академия «Lalit Kala»; 1954, официально открыта в 1957) и литературы (Академия «Sahitya»; 1954. Индийский совет социальных исследований (1969), Индийский совет исторических исследований (1972). Национальная физическая лаборатория (1950), Центр изучения лазерных технологий (1950), Организация оборонных исследований и разработок (1958; оба – при Министерстве обороны Индии), Центр биохимической технологии (1966), Центр развития телематики (1984), Индийский центр травм позвоночника (1997); институт пульмонологии и туберкулёза «Rajan Babu» (1935), Всеиндийский институт медицинский наук (1956), институт физиологии и смежных наук Мин-ва обороны (1962; исследования в области военной физиологии и нейрологии), оборонных исследований и анализа (1965; исследования и обучение в области междунар. отношений, стратегии и безопасности), Национальный институт городского планирования (1976), Национальный институт иммунологии (1981), институт печени и наук о желчи (возник в 2010 как клиническая больница; реализует образовательные программы); Центральная лаборатория судебной экспертизы (одна из 4 в Индии), исследовательская лаборатория американской компании IBM (1998; одна из 8 крупнейших лабораторий компании в мире) и др. Среди учреждений, которые одновременно осуществляют научно-исследовательскую и образовательную деятельность, университеты: Национальный исламский (1920), Д. (ведёт историю с 3 колледжей; 1922; один из крупнейших в стране; в его структуре 84 колледжа), Технологический Д. (1941), имени Дж. Неру (1969); Национальные академии: медицинских наук (1961), инженерная (1987), сельскохозяйственная (1990); институты: сельскохозяйственный исследовательский (1905), Индийский технологический (1961), фармацевтических наук и исследований Д. (1964), Индийский массовых коммуникаций (1965), Национальный моды (1986). Музыкальная академия (2000); школа музыки Д. (1966; обучение западной классической музыке). Многочисленные колледжи. Публичная библиотека Д. (1951; св. 1,8 млн. ед. хранения; с 35 филиалами). Национальный архив Индии (возник в 1891 в Калькутте; в Д. с 1911).

Фото К. В. Полонского Здание Парламента. 1921–27. Архитекторы Э. Лаченс и Х. Бейкер.
Фото К. В. Полонского Бахаитский храм Лотоса. 1980–86. Архитектор Ф. Сахба.

Национальный музей (1949; св. 200 тыс. экспонатов). Национальные музеи: ремесла и ручных ткацких станков (1956), естественной истории (1978), железнодорожный (1977); Национальный (мемориальный) музей М. К. Ганди (основан в Мумбаи в кон. 1940-х гг.; в Д. с 1951; официально открыт в 1961; с библиотекой); Национальный научный центр (Национальный музей науки; 1992). Национальная  галерея современного искусства (1954; св. 14 тыс. экспонатов). Международные музеи: кукол (1965) и туалетов (1992). Комплекс «Teen Murti Bhavan», в состав которого входят Мемориальный музей и библиотека Дж. Неру (1964), Мемориальный фонд Дж. Неру (1964), Центр современных исследований (2004) и планетарий (1984). Другие музеи: Парламента (первоначально открыт в 1989; вторично в новом здании в 2002; современный интерактивный в 2006), «Санскрити» (1990; состоит из 3 музеев: художественного «Everyday Art», искусства племён «Terracotta» и текстиля), мультимедийный «Вечный Ганди» (2005; в здании «Gandhi Smriti», бывшем «Доме Бирла», где провёл свои последние дни и 30 января 1948 был убит М. К. Ганди), ВВС Индии (на базе ВВС Индии «Палам»). Институт Галиба (1969; назван в честь индийского поэта М. Галиба; в его составе – музей поэта, библиотека, картинная галерея и концертный зал «Ghalib Auditorium»). Концертный зал «Kamani Auditorium» (1971; театральные, танцевальные и музыкальные представления). Камерный театр «Akshara» (1972). В Д. ежегодно проходят фестивали: культурные «Phool Walon Ki Sair» (с 1812) и «Diwali», музыкальный «Qutub», религиозные «Durga Puja», «Mahavir Jayanti», «Maha Shivaratri» и «Krishna Janmashtami», и др. Зоопарк (1959). Городские парки: М. К. Ганди (1961), Будды (1964), Дж. Неру (1969), «Холмы Дели» (1993; «зелёные лёгкие» города), «Сад пяти чувств» (2003) и др.

Д. – организатор многочисленных международных спортивных соревнований и событий (1951 – 1-е Азиатские Игры; 1982 – 9-е Азиатские Игры; 1989 – чемпионат Азии по лёгкой атлетике; 2010 – Игры Содружества; 2010 – чемпионат мира по хоккею на траве среди мужчин; 2011 – одна из площадок чемпионата мира по крикету). Полумарафон (2005; ежегодно). Кубок Неру (1982; футбол; не проводился в 1998–2006). Стадионы: «Feroz Shah Kotla» (1883, один из старейших действующих в стране для игры в крикет; 40,7 тыс. мест; база команды Д. по крикету), Национальный «Dhyan Chand» (1951; реконструкция 2010; 16,5 тыс. мест; хоккей с мячом), «Karnail Singh» (1954; лёгкая атлетика, футбол, хоккей на траве, бокс, бадминтон; владелец – государственная компания «Indian Railways»), имени Дж. Неру (1982; реконструкция 2010; 60 тыс. мест; база сборной Индии по футболу), «Ambedkar» (2007; 20 тыс. мест; футбол), имени И. Ганди (1982; 14,3 тыс. мест; крупнейший в Индии крытый стадион). Спортивные комплексы: «Siri Fort» (1982; баскетбол, плавание, стрельба, теннис, аэробика и др.), «Yamuna»(1999; теннис, регби, бокс и др.), «Thyagaraj»(2010; нетбол, каббади и др.). Плавательный комплекс имени С. П. Мукхерджи (1982; реконструкция 2010). Теннисные корты «R. K. Khanna» (1982; реконструкция 2009; 5 тыс. мест; на них проходил женский турнир «Indian Open»). Стрельбище «Dr. Karni» (1982). Междунар. автодром Будды (в Большой Нойде; на нём проходил Гран-при Индии «Формула I»; 1-й заезд в 2011).

ВРП Национального столичного округа Дели ок. 4,51 млрд. инд. рупий (2014/15; 9-е место в стране среди штатов и союзных территорий Индии). Здесь берут начало «коридоры роста» Дели – Мумбаи и Дели – Калькутта, связывающие город с двумя важнейшими экономическими центрами страны. В структуре экономики ведущую роль играет сфера услуг – 82% ВРП (2010/11), доля промышленности – 17%, сельского хозяйства 1%. Основные сектора сферы услуг: административные, финансовые (включая операции с недвижимостью), транспортно-логистические, деловые, телекоммуникационные и информационные услуги, социальное обеспечение, культура, научно-исследовательская деятельность, образование, здравоохранение, туристический бизнес и обслуживание военных объектов. На государственной службе занято 0,6 млн. чел. (2010/11). Д. – центр политической жизни Индии, здесь размещаются все верховные органы власти, штаб-квартиры ведущих политических партий (Индийский национальный конгресс, Бхаратия Джаната и др.), дипломатические представительства государств. Д. – второй в Индии после Мумбаи центр корпоративного управления. Здесь базируются Делийская фондовая биржа (DSE; 1947; осуществляется котировка ценных бумаг ок. 3000 компаний), Индийская энергетическая биржа (IEX; 2008), штаб-квартиры ряда крупнейших государственных компаний [«Indian Oil Corporation» (нефтяная промышленность), «ONGC Videsh» (в структуре «Oil and Natural Gas Corporation»; нефтяная и газовая пром-сть), «Gas Authority of India» (реализация и транспортировка природного газа), «National Thermal Power Corporation» (тепловая энергетика), «Steel Authority of India», «Jindal Stainless» (обе – чёрная металлургия), «Bharat Aluminium Company» (алюминиевая промышленность), «Bharat Heavy Elecrticals» (тяжёлое и энергетическое машиностроение), «Indian Drugs & Pharmaceuticals» (фармацевтическая промышленность), «Indian Railways» (ж.-д. транспорт) и её регионального отделения – Северной железной дороги, «Dedicated Freight Corridor Corporation of India» (перевозка грузов по специальным ж.-д. грузовым коридорам), «Air India Regional» (внутренние авиационные перевозки), «Pravan Hans» (вертолётные перевозки), «Airport Authority of India» (развитие аэропортов), «Bharat Sanchar Nigam», «Mahanagar Telephone Nigam» и «Bharti Airtel» (все три – телекоммуникационные услуги), «National Small Industries Corporation» (поддержка развития малого бизнеса) и др.], частного многопрофильного конгломерата «Delhi Land & Finance» (DLF), частно-кооперативной компании «Indian Farmers Fertiliser Cooperative» (выпуск минеральных удобрений), некоторых частных компаний [«Bhushan Steel» (чёрная металлургия), «Hindustan Aluminum Corporation» (алюминиевая промышленность), «Suzuki Motorcycle India» (подразделение японской «Suzuki Motor Corporation»), «Hero MotoCorp» (обе – производство мотоциклов и мотороллеров), «Avtec» (автомобильные двигатели и др. автокомплектующие), «Computer Maintenance Corporation» (ИТ-технологии) и др.], Государственного банка развития малых предприятий и агентства рефинансирования (MUDRA Bank), государственных коммерческих банков National Housing Bank (обслуживает жилищный сектор) и Punjab National Bank (различные финансовые услуги), государственной финансовой компании «Tourism Finance Corporation of India» (поддерживает развитие туризма), издательских домов «Rajkamal Prakashan», «Motilal Banarsidass», «Munshiram Manoharlal Publishers» и «Allied Publishers», представительства ведущих иностранных компаний и денежно-кредитных учреждений.

Действуют производственные подразделения ИТ-компаний: американской «MetaOption», индийских «MindExtend Technologies», «Netsity Systems», «NextGen IT Solutions», «One Earth Infotech» и др. Быстро развивается туристический бизнес; в 2008 Д. посетили ок. 2,4 млн. иностранных туристов (на 15% больше, чем в 2007 и в 2,8 раза больше, чем в 2004). В городе проходят ежегодная Всемирная книжная ярмарка (с 1972; одна из крупнейших в мире), международные фестивали: фотографии (с 2011), автомобилей (крупнейший в Азии; оба – 1 раз в два года), манго и др. Выставочные и конгресс-центры: «Vigyan Bhavan» (1956), «Pragati Maidan» (1972; открыт к 25-летию независимости Индии) и «India Habitat» (1993). На территории Национального столичного округа Дели – несколько медицинских центров и больниц национального значения (в т.ч . при медицинских научно-исследовательских и образовательных учреждениях), а также крупных военных объектов (включая Западное командование ВВС Индии).

В пригородах Д. Гургаоне, Нойде, Большой Нойде, Фаридабаде и Газиабаде размещаются штаб-квартиры ряда компаний по производству автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, тракторов, электронной техники, фармацевтических препаратов, разработке ИТ-технологий и др., а также Индийское управление внутренних водных путей (в Нойде).

В Национальном столичном округе Дели функционируют 29 индустриальных зон (2010), из них 12 – в северной части, 7 – в южной, 6 – в западной, 4 – в восточной. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, химическая, лёгкая и пищевкусовая. Выпуск электротехнического оборудования, электронной техники и компонентов, изделий из полимерных материалов, средств бытовой химии и личной гигиены, косметических и фармацевтических препаратов, одежды, обуви, продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков и др. Широко распространено кустарное производство ковров, мебели, посуды, текстильных, кожевенных, гончарных, плетёных, чеканных, ювелирных и др. изделий.

Крупными индустриальными центрами являются пригороды Д. Гургаон (производство легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и мотороллеров, автокомплектующих, тракторов, медицинской и электронной техники, фармацевтических препаратов и др.), Нойда и Большая Нойда (легковые автомобили, автокомплектующие, электронная техника, нефтегазовое оборудование и др.), Газиабад (автокомплектующие и др.) и Фаридабад (мотоциклы, тракторы и др.). Промышленные предприятия в Гургаоне и Нойде действуют в рамках одноимённых специальных экономических зон. Индустриальные зоны Нойды и Гургаона – одни из крупнейших в стране.

Энергоснабжение Национального столичного округа Дели и его пригородов обеспечивают три газовые (мощность соответственно 1500 МВт, 330 МВт и 270 МВт) и две угольные (705 МВт и 135 МВт) ТЭС.

Лит.: Sharma Y. D. Delhi and its neighbourhood. 2nd ed. New Delhi, 1974; Delhi: history and places of interest / Ed. P. Chopra. New Delhi, 1975; Nath R. History of Moghul architecture. New Delhi, 1982; Ко­роц­кая А. А., Са­пож­ни­ков Б. Н. Де­ли. Л., 1983; Welch A., Crane H. The Tughlugs: master builders of the Delhi sultanate // Muqarnas. New Haven, 1983. Vol. 1; Historic Delhi: an anthology / Ed. H. K. Kaul. New Delhi, 1985; Delhi through the ages: essays on urban history, culture and society. New Delhi, 1986; Аш­ра­фян К. З. Де­ли: ис­то­рия и куль­ту­ра. М., 1987; Alfieri B. M. Islamic architecture of the Indian subcontinent. L., 2000.

  • ДЕ́ЛИ гор. агломерация в Сев. Ин­дии, име­ет осо­бый ста­тус Нац. сто­лич­ной тер­ри­то­рии (2007)
Вернуться к началу