Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ЛА-НО́ВА-ДИ-ГА́Я

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Войнов

ВИ́ЛА-НО́ВА-ДИ-ГА́Я (Vila Nova de Gaia), город на северо-западе Португалии, в регионе Север (уровень адм.-территориального деления NUTS-II), субрегионе Большой Порту (уровень NUTS-III), в округе Порту; образует одноим. муниципалитет. Нас. 70,8 тыс. (2011, перепись), в границах муниципалитета 302,3 тыс. чел.; 3-й по числу жителей муниципалитет страны после Лиссабона и Порту. В.-Н.-ди-Г.  крупнейший пригород Порту, входит в состав метрополитенского ареала Большой Порту; в Порту занята значит. часть его населения; в самом городе работают мн. жители соседних муниципалитетов. Расположен на левом берегу р. Дору, к югу от Порту [связан с ним 6 мостами: Ponte Dona Maria Pia (ж.-д.; 1877; инж. Г. Эйфель; длина 352,9 м; закрыт для эксплуатации в 1991), Ponte Dom Luís I (автомобильный и пешеходный; 1886 – верхний ярус, 1888 – нижний ярус; инж. Т. Сейриг; 385 м), Ponte da Arrábida (автомобильный; 1963; 493,2 м), Ponte de São João (ж.-д.; 1991; 1140 м), Ponte do Freixo (автомобильный; 1995) и Ponte do Infante Dom Henrique (автомобильный; 2003; 370 м) и подвесной канатной дорогой]. Узел автомобильный дорог; связан ж.-д. магистралью и линией лёгкого метро (2002) с Порту. Мор. порт (в устье р. Дору; до мор. порта Порту – терминала Лейшойнш в г. Матозиньюш на побережье Атлантического ок. 15 км к северу). Ближайший междунар. аэропорт – имени Франсишку Са Карнейру в Порту (в 20 км к северу).

Кельтское поселение на месте В.-Н.-ди-Г. существовало до рим. времён. Первый форал – гор. хартия – дан португ. королём Афонсу III (1255). В 1288 король Диниш I даровал поселению Гая новый форал и новое имя – Вила-Нова-ди-Эль-Рей (Vila Nova de El Rei). В 1518 король Мануэл I Счастливый даровал первый форал отдельно Вила-Нова и Вила-ди-Гая (нижней и верхней частям поселения). В 1834 объединены под названием В.-Н.-ди-Г. В 1870 открыт 1-й завод по переработке пробки имени А. Альвиша Аморима (основатель холдинга «Corticeira Amorim»). Статус города с 1984.

В центре В.-Н-ди-Г. доминирует ротондальный собор мон. Носа-Сеньора-да-Серра-ду-Пилар (16–17 вв., арх. Ф. Терци), с бельведера которого открывается вид на г. Порту.

Среди вузов – гос. Высшая школа технологии здоровья Порту (2004; в составе Политехнич. ин-та Порту); частные вузы: Ин-т Пиаже (1979), Высший ин-т языков и управления (1989), Высший политехнич. институт Гая, Высший институт финансов и налогов (оба  1990), Высшая муз. консерватория (1996). Гор. б-ка (1933). Музей портвейна (2004; с винными подвалами). Дом-музей португ. скульптора А. Тейшейра Лопиша (1933). Театр «Eduardo Brazão» (1921; мультижанровый). Дом культуры (1982). Зоопарк «Santo Inácio» (2000). Биологич. парк «Gaia» (1983; на его территории зоопарк), парк «Dunas da Aguda» (1997; сохранение редкой флоры и фауны), гор. парк «Lavandeira» (1998; на его территории гор. стадион, 2009; 3,5 тыс. мест), Береговая станция Агуды (1999; изучение прилегающей акватории Атлантического ок.; включает зоопарк, аквариум, музей рыб), Центр экологич. образования «Ribeiras de Gaia» (2002); проектируется парк «Douro».

Футбольный клуб «Candal» (1904), выступает на стадионе «Rei Ramiro» (2004; 3,8 тыс. мест).

Соседство с Порту при более низкой стоимости земли благоприятствует развитию инфраструктуры транспортно-логистич. и инженерно-строит. услуг, оптовой и розничной торговли, центров технич. обслуживания и др. В этих секторах экономики выделяются склады портвейна, сервисный центр япон. компании «Toyota Motor Corporation» (импорт, продажа и обслуживание автомобилей), индустр. парк «Canelas», бизнес-парки «Sandim» и «Madalena», технопарк «São Félix», торговые комплексы «Continente», «Pingo Doce», «Makro Gaia», «Caetano Retail» и др. В В.-Н.-ди-Г. базируются штаб-квартиры компаний «Grupo Salvador Caetano» (выпуск автобусных кузовов на шасси «Volvo», MAN, DAF, «Mercedes-Benz», «IVECO-Pegaso» и др.) и «Camo – Indústria de Autocarros» (в структуре исп. «Unidad de Vehículos Industriales»; произ-во и ремонт автобусных кузовов, кузовные работы для транспортных компаний). Добавленная стоимость нефинансового сектора экономики 1,57 млрд. евро (2012; 7-е место среди муниципалитетов Португалии). Развиты экологич., рекреационный (песчаные и каменистые пляжи: Прая-да-Агуда, Прая-да-Гранжа и Прая-ди-Мирамар) и культурно-познават. (посещение винных подвалов и т. д.) виды туризма.

Среди ведущих промышл. предприятий – заводы компаний «Tegopi – Industria Metalomecânica» (произ-во механосварных конструкций и компонентов, оборудование для разгрузки контейнеров, мачты для ветроэнергоустановок и др.), «Camo – Indústria de Autocarros» (автобусные кузова), «Rubete – Equipamentos Industriais» (компрессоры), «Cabelte – Cabos Eléctricos e Telefónicos» (разл. кабельная продукция), «Semimetais» (алюминиевый, медный и латунный прокат), «Tecnogravura – Gravuras Metálicas» (нанесение изображений на металлич. изделия), «Cotesi – Companhia de Têxteis Sintéticos» (упаковочные материалы – тросы и сети из синтетич. и природных материалов, синтетич. плёнка и пакеты). Добыча строит. материалов, произ-во бетонных блоков (компания «INORBEL – Indústria de Betões do Norte»), деревообработка, выпуск мебели. Предприятия лёгкой пром-сти. Виноделие (гл. обр. портвейна из винограда, выращиваемого на склонах р. Дору близ В.-Н.-ди-Г.) и произ-во продуктов питания. Рыболовство.

Вернуться к началу