Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́РТУ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 196-198

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика), О. А. Ногтева (архитектура), А. П. Черных (история)
Фото Ole Givvit Порту. Панорама исторического центра города. Справа – мост Понти-ди-Дон-Луиш I (1886).

ПО́РТУ, Опор­ту (Porto, Oporto), го­род на се­ве­ре Пор­ту­га­лии, адм. центр ре­гио­на Се­вер. Нас. 237,6 тыс. чел. (2011, пе­ре­пись), вто­рой по чис­лу жи­те­лей в стра­не по­сле Лис­са­бо­на. Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу р. До­ру, близ её впа­де­ния в Ат­лан­ти­че­ский ок. Вме­сте с при­го­ро­да­ми об­ра­зу­ет мет­ро­по­ли­тен­ский аре­ал Боль­шой Пор­ту (пл. 1883,6 км2, нас. ок. 1,7 млн. чел.). Свя­зан нац. ав­то­мо­биль­ны­ми и ж.-д. ма­ги­ст­ра­ля­ми с го­ро­да­ми Бра­га, Ко­им­бра, Лис­са­бон и др. Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Фран­сиш­ку Са Кар­ней­ру. Сре­ди гор. ви­дов транс­пор­та – лёг­кое мет­ро (ско­ро­ст­ной трам­вай; 2002), трам­вай (1872), фу­ни­ку­лёр «Гин­дайш» (1891) и под­вес­ная ка­нат­ная до­ро­га (свя­зы­ва­ет П. с при­го­ро­дом Ви­ла-Но­ва-ди-Гая).

Тер­ри­то­рия совр. П. за­се­ле­на с глу­бо­кой древ­но­сти. Во 2 в. до н. э. – сер. 1 в. н. э. в П. обос­но­ва­лись рим­ля­не, го­род по­лу­чил назв. Ка­ле (Cale), впо­след­ст­вии Пор­тус-Ка­ле (Portus Cale) (позд­нее этот то­по­ним дал назв. всей стра­не – Пор­ту­га­лия). В 5 в. тер­ри­то­рия П. за­воё­ва­на све­ва­ми, по­сле 585 вхо­ди­ла в со­став Вест­гот­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. В 6–7 вв. круп­ный тор­го­вый и ре­лиг. центр; в го­ро­де че­ка­ни­ли мо­не­ты. В 716 в хо­де араб. за­вое­ва­ния Пи­ре­ней­ско­го п-ова го­род под­верг­ся зна­чит. раз­ру­ше­нию. С на­ча­лом Ре­кон­ки­сты прак­ти­че­ски обез­лю­дел. В 868 центр об­ра­зо­ван­но­го Пор­туг. граф­ст­ва в со­ста­ве ко­ро­лев­ст­ва Ле­он. В 1120 сень­о­ром П. и тер­ри­то­рии ок­ру­га стал епи­скоп Уго, в 1123 он да­ро­вал жи­те­лям П. фо­рал (гор. хар­тию). В 1147 вой­ско П. при­ни­ма­ло уча­стие в от­вое­ва­нии у му­суль­ман Лис­са­бо­на. В по­сле­дую­щие го­ды го­род стал объ­ек­том борь­бы ме­ж­ду ко­ро­ля­ми Пор­ту­га­лии и ме­ст­ны­ми епи­ско­па­ми. В 1406 сень­о­рия над П. окон­ча­тель­но пе­ре­шла к пор­туг. ко­ро­не; го­род по­лу­чил адм. ав­то­но­мию. По­сле да­ро­ва­ния 20.6.1517 П. но­во­го фо­ра­ла на­ча­лось его бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие. В 1629 центр ан­ти­ис­пан­ско­го вос­ста­ния, в 1808 – вос­ста­ния про­тив франц. ок­ку­па­ции (см. Опорт­ская жун­та). Вос­ста­ние в П. арт. пол­ка 24.8.1820 ста­ло на­ча­лом Пор­туг. ре­во­лю­ции 1820 (см. Пор­ту­галь­ские ре­во­лю­ции 19 – нач. 20 вв.). В хо­де т. н. Ми­ге­ли­ст­ских войн П. – центр кон­сти­туц. сил; во 2-й пол. 19 в. – рес­пуб­ли­кан­ско­го дви­же­ния. В 1-й пол. 20 в. пе­ре­жи­вал бур­ный де­мо­гра­фич. рост, гл. обр. за счёт ми­гра­ции сель­ско­го на­се­ле­ния, де-фак­то гл. го­род Пор­ту­га­лии. В кон. 20 в. в со­пер­ни­че­ст­ве с Лис­са­бо­ном ут­ра­тил ли­ди­рую­щее по­ло­же­ние.

Фото П. С. Павлинова Порту. Церковь Санту-Илдефонсу. 1739 (украшающие фасад изразцы-азулежуш – 1932).

Ис­то­рич. центр П. рас­по­ла­га­ет­ся на вы­со­ком, пра­вом бе­ре­гу р. До­ру и со­хра­ня­ет ср.-век. пла­ни­ров­ку. Од­ной из наи­бо­лее ста­рых по­стро­ек П. яв­ля­ет­ся ка­фед­раль­ный со­бор Се (Sé do Porto, 1123 – 13 в.), до­ми­ни­рую­щий над Ста­рым го­ро­дом и со­хра­нив­ший ла­ко­нич­ный «кре­по­ст­ной» об­лик, не­смот­ря на позд­ней­шие пе­ре­строй­ки [го­тич. клу­атр (кон. 14 в.), пыш­но ук­ра­шен­ный из­раз­ца­ми (пор­туг. – азу­ле­жуш) в сти­ле ро­ко­ко (1729–31, худ. В. ди Ал­мей­да); по­стро­ен­ный в сти­ле ба­рок­ко нар­текс сев. кры­ла тран­сеп­та (ок. 1736, итал. арх. Н. На­зо­ни), пор­тал зап. фа­са­да (ок. 1772)]. К эпо­хе ро­ма­ни­ки вос­хо­дит так­же од­но­не­фная ц. Сан-Мар­ти­нью-ди-Се­до­фей­та (12 в., пе­ре­страи­ва­лась в 17 в.), воз­ве­дён­ная на мес­те вест­гот­ской церк­ви (6 в.) и яв­ляю­щая­ся ста­рей­шей в го­ро­де. Го­тич. церк­ви Сан-Фран­сиш­ку (за­ло­же­на в 1233–34; совр. зда­ние ок. 1383–1400, зап. пор­тал и ин­терь­ер, обиль­но де­ко­ри­ро­ван­ный скульп­ту­рой и по­зо­ло­че­нной резь­бой,– 17–18 вв.), Сан­та-Клара (ос­но­ва­на в 1416; ре­нес­санс­ный пор­тал, в ин­терь­е­ре – зо­ло­чё­ная резь­ба в сти­ле ба­рок­ко, 17 в.). В 14 в. воз­ве­де­но коль­цо гор. ук­ре­п­ле­ний (осн. строи­тель­ст­во за­кон­че­но ок. 1370), фраг­мен­тар­но со­хра­нив­шее­ся до на­ше­го вре­ме­ни.

В эпо­ху ба­рок­ко, на ко­то­рую при­шёл­ся эко­но­мич. и куль­тур­ный рас­цвет П., бы­ли воз­ве­де­ны ие­зу­ит­ская ц. Сан-Ло­рен­су-душ-Гри­луш (1614–22, арх. Б. Ал­ва­риш), мас­сив­ный 2-этаж­ный епи­скоп­ский дво­рец (за­ло­жен в 17 в., за­вер­шён в 1734–37 ар­хи­тек­то­ра­ми Н. На­зо­ни и М. Ф. да Сил­вой), церк­ви Сан-Пед­ру-душ-Кле­ри­гуш (1731 – ок. 1750) с ап­сид­ной ко­ло­коль­ней – 6-ярус­ной, с за­круг­лён­ны­ми уг­ла­ми баш­ней Тор­ри-душ-Кле­ри­гуш (выс. ок. 76 м, 1757–63; обе – На­зо­ни), Сан­ту-Ил­де­фон­су (1739), фа­сад ко­то­рой ук­ра­шен азу­ле­жуш, Ми­зе­ри­кор­дия (пе­ре­строе­на На­зо­ни в 18 в.) с До­мом ми­ло­сер­дия (ны­не му­зей), Кар­ме­ли­таш (1750–68, арх. Ж. Ф. Сей­шаш) с при­мы­каю­щей к ней ц. Кар­му (18 в.); гос­пи­таль Сан­ту-Ан­то­ниу (стро­ил­ся с 1770 по про­ек­ту англ. арх. Дж. Кар­ра) и зда­ние Англ. фак­то­рии в рус­ле англ. пал­ла­ди­ан­ст­ва (1790, по про­ек­ту англ. кон­су­ла Дж. Уайт­хе­да). Сре­ди по­стро­ек 19 в. – позд­не­клас­си­ци­стич. Дво­рец Бир­жи (зда­ние фон­до­вой бир­жи П.; стро­ил­ся с 1842 по про­ек­ту Ж. да Кош­та Ли­мы-млад­ше­го) с ин­терь­е­ра­ми в ис­то­ри­че­ских сти­лях (в т. ч. в мав­ри­тан­ском сти­ле), ж.-д. во­кзал Сан-Бен­ту (1896–1900, арх. Ж. М. да Сил­ва; ук­ра­шен па­но­рам­ны­ми пан­но из из­раз­цов-азу­ле­жуш по ри­сун­кам Ж. Ко­ла­су, 1930). Ис­то­рич. центр П. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия (1996).

С пром. ре­во­лю­ци­ей свя­за­но воз­ве­де­ние це­ло­го ря­да мос­тов, со­еди­нив­ших П. с г. Ви­ла-Но­ва-ди-Гая, в т. ч. Пон­ти-ди-До­на-Ма­рия-Пиа (1877, по про­ек­ту А. Г. Эй­фе­ля; един­ст­вен­ный про­лёт 450 м на выс. 60 м), Пон­ти-ди-Дон-Лу­иш I (1886, арх. Т. Сей­риг).

В 20 в. со­ору­же­ны Ра­ту­ша в фор­мах эк­лек­тиз­ма (1920–57, ар­хи­тек­то­ры А. Кор­рейя да Сил­ва, К. Ра­муш), име­ние «Сер­рал­виш» гра­фа К. А. Каб­ра­ла (вил­ла в сти­ле ар де­ко, 1925–43, ар­хи­тек­то­ры Ш. Сик­ли, Ж. М. да Сил­ва; парк пл. 18 га – 1930-е гг., ланд­шафт­ный арх. Ж. Гре­бер; зда­ние Му­зея совр. иск-ва «Сер­рал­виш», 1999, арх. А. Си­за). В по­след­ней тре­ти 20 – нач. 21 вв. в го­ро­де ра­бо­та­ют ар­хи­тек­то­ры имею­щей ме­ж­ду­нар. зна­че­ние «шко­лы Пор­ту» – Си­за (жи­лой дом коо­пе­ра­ти­ва «Агу­аш Фер­ре­аш», 1975–78, до­стро­ен в 2000–06; зда­ние ар­хит. фа­куль­те­та Гос. ун-та П., 1996), Э. Со­ту ди Мо­ра (офис­ное зда­ние «Тор­ри Бур­гу», 2007) и др. Сре­ди по­стро­ек нач. 21 в. – кон­церт­ный зал «Дом му­зы­ки» (2005, ар­хит. бю­ро ОМА).

П. – важ­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Пор­ту­га­лии. Сре­ди н.-и. уч­ре­ж­де­ний – ин-ты: вин До­ру и Пор­ту (1933), управ­ле­ния ар­хит. и ар­хео­ло­гич. на­сле­ди­ем; Центр спор­тив­ной ме­ди­ци­ны и трав­ма­то­ло­гии (1986). Ву­зы: Гос. ун-т П. (1911; круп­ней­ший в стра­не); Гос. по­ли­тех­нич. ин-т (1985; ве­ду­щий про­филь­ный вуз стра­ны; в его со­ста­ве – Выс­ший инж. ин-т, 1852) и др. Биб­лио­те­ки: Гор. пуб­лич­ная (1833), му­зы­каль­ная (1927), го­род­ская им. Ал­мей­ды Гар­рет­та (2000). Му­зеи: Нац. Суа­ри­ша душ Рей­ша (1833), эт­но­ло­гии П. (1945), элек­трич. транс­пор­та (1992), совр. иск-ва «Сер­рал­виш» (1999), го­род­ской [2002; со­сто­ит из не­с­коль­ких му­зе­ев, в т. ч. «Ро­ман­ти­ку», порт­вей­на (2004; г. Ви­ла-Но­ва-ди-Гая), Ка­би­нет ну­миз­ма­ти­ки (1850), Дом прин­ца]; до­ма-му­зеи: ме­мо­ри­аль­ный по­эта А. М. Гер­ра Жун­кей­ру, пор­туг. ди­пло­ма­та и вое­на­чаль­ни­ка Ф. ди Ка­ст­ру. Те­ат­ры: гор. те­атр «Ри­во­ли» (1913; опе­ра, та­нец, дра­ма, ки­но), экс­пе­ри­мен­таль­ный (1953), ма­рио­не­ток (1988), Нац. те­атр «Сан-Жу­ан» (1992, дра­ма). Кон­церт­ный зал «Ко­ли­сеу ду Пор­ту» (1941). Еже­год­ные ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: ибе­ро­языч­ных те­ат­ров (с 1978; пер­вый в Пор­ту­галии), ки­но­фес­ти­валь «Фан­тас­пор­ту» (с 1981), ку­коль­ных те­ат­ров (с 1989). Бо­та­нич. сад П. (1895).

Круп­ный спор­тив­ный центр. Наи­боль­ших ус­пе­хов в ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ни­ях до­бил­ся фут­боль­ный клуб «Пор­ту», вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Дра­гау» («Дра­ган», 2003; св. 52 тыс. мест). Др. из­вест­ный фут­боль­ный клуб «Боа­виш­та» (1903) вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Бе­са XXI» (1911; пос­ле ре­кон­струк­ции 2003 ок. 28,3 тыс. мест). С 2004 еже­год­но про­во­дит­ся ме­ж­ду­нар. ма­ра­фон (в ок­тяб­ре или но­яб­ре). Про­хо­дят тра­диц. со­стя­за­ния по ла­ун-тен­ни­су и кри­ке­ту (ста­рей­ший в стра­не клуб, 1855).

Боль­шой Пор­ту – вто­рой по ве­ли­чи­не эко­но­мич. центр стра­ны по­сле Боль­шо­го Лис­са­бо­на. С сер. 20 в. наи­бо­лее бы­ст­ры­ми тем­па­ми раз­ви­ва­ет­ся сфе­ра ус­луг. Её ве­ду­щие сек­то­ра: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги, тор­гов­ля, об­ра­зо­ва­ние и ту­ри­стич. биз­нес. В П. и его при­го­ро­дах (го­ро­да Мая, Ма­то­зинь­юш, Ви­ла-Но­ва-ди-Гая и др.) ба­зи­ру­ют­ся штаб-квар­ти­ры ря­да круп­ней­ших пор­туг. ком­па­ний, в т. ч. хол­дин­гов «Sonae», «Altri», «Grupo Amorim» и «Grupo RAR», и го­лов­ные офи­сы круп­ных ком­мерч. бан­ков: Millennium bср (опе­рац. штаб-квар­ти­ра – в г. Уэй­раш, близ Лис­са­бо­на) и Banco Português de Investimento. Мор. порт П. рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Ат­лан­ти­че­ско­го ок., в г. Ма­то­зинь­юш (тер­ми­нал Лей­шойнш; гру­зо­обо­рот 15,6 млн. т, в т. ч. 700 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2013; осн. гру­зы: нефть и неф­те­про­дук­ты, тек­стиль­ные то­ва­ры, про­дук­ты пи­та­ния, лес, ав­то­мо­би­ли и др.). Еже­год­но го­род по­се­ща­ют ок. 1 млн. иностр. ту­ри­стов. В при­го­ро­де Ле­са-да-Пал­мей­ра с 1857 про­во­дит­ся еже­год­ная Ме­ж­ду­нар. вы­став­ка «Exponor». Осн. от­рас­ли пром-сти: пи­ще­вку­со­вая [в т. ч. ви­но­дель­че­ская (гл. обр. про­из-во порт­вей­на, с 1253; г. Ви­ла-Но­ва-ди-Гая) и рыб­ная (г. Ма­то­зинь­юш)], неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, хи­мич., лёг­кая, ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка. В пос. Сан-Пед­ру-Финш дей­ст­ву­ет пе­ре­дель­ный ме­тал­лур­гич. за­вод, в г. Гон­до­мар – од­на из круп­ней­ших в стра­не ТЭС «Tapada» (мощ­ность 990 МВт).

Лит.: Magalhães Basto A. de. História da ci­dade do Porto. Porto, 1962–1965. Vol. 1–3; Oliveira J. M. P. de. O espaço urbano do Por­to. Coimbra, 1973. Vol. 1–2; Mandroux-Fran­ça M. T. Quatro fases da urbanização do Porto no século XVIII. Porto, 1984; Ferreira Alves J. J. B. O Porto na época dos Almadas, 1757–1804: Arquitectura. Porto, 1988–1990. Vol. 1–2; Silva Fr. Ribeiro da. O Porto e o seu termo (1580–1640): Os homens, as instituições e o po­der. Porto, 1988. Vol. 1–2; Кап­те­ре­ва Т. П. Ис­кус­ст­во Пор­ту­га­лии. М., 1990; História do Porto / Dir. L. A. de Oliveira Ramos. Porto, 2000; Costa A. Rebelo da. Descrição topo­grá­fica e histórica da cidade do Porto. Lisboa, 2001; Duarte L. M. História do Porto em BD. Porto, 2001.

Вернуться к началу