Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПАЯ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 133-134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв

ПОПАЯ́Н (Popayán), го­род на юго-за­па­де Ко­лум­бии, адм. центр деп-та Кау­ка. Нас. 270 тыс. чел. (2012). Рас­по­ло­жен в меж­гор­ной до­ли­не Пу­бен­са, ме­ж­ду За­пад­ной и Цен­траль­ной Кор­диль­е­ра­ми. Че­рез П. про­хо­дит гл. ме­ри­дио­наль­ная ав­то­до­ро­га (уча­сток Пан­аме­ри­кан­ско­го шос­се) зап. час­ти стра­ны. Внутр. аэ­ро­порт им. Гиль­ер­мо Ле­о­на Ва­лен­сии (1949).

Ос­но­ван в 1537 исп. кон­ки­ста­до­ром С. де Бе­лаль­ка­са­ром. С 1560-х гг. вхо­дил в Ко­ро­лев­скую ау­ди­ен­сию Ки­то (адм. ок­руг) в со­ста­ве ви­це-ко­ро­лев­ст­ва Пе­ру. Раз­ви­вал­ся как пе­ре­ва­лоч­ный пункт на пу­ти транс­пор­ти­ров­ки зо­ло­та и др. цен­ностей из глу­бин­ных об­лас­тей ау­ди­ен­сии в Кар­та­хе­ну, а от­ту­да в Ис­па­нию. В 1760–1819 в П. рас­по­ла­гал­ся мо­нет­ный двор (с 1826 мо­нет­ный двор не­за­ви­си­мой Ко­лум­бии). Не­од­но­крат­но стра­дал от зем­ле­тря­се­ний; по­след­нее наи­бо­лее раз­ру­ши­тель­ное про­изош­ло в 1983.

Фото Micah MacAllen Церковь монастыря Санто-Доминго. 1736–41. Архитектор Г. Кауси.

Ис­то­рич. центр го­ро­да в це­лом со­хра­нил ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку 17–19 вв. с пре­об­ла­даю­щей 1–3-этаж­ной за­строй­кой (вос­ста­нов­ле­на по­сле 1983). Яд­ро Ста­ро­го го­ро­да – квад­рат­ная в пла­не пл. Пар­ке-Каль­дас с ча­со­вой баш­ней (кон. 17 в., англ. ча­сы 1730-х гг.), ка­фед­раль­ным со­бо­ром Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-де-ла-Асун­сь­он-де-Попаян в фор­мах клас­си­циз­ма (1819–1902, ар­хи­тек­то­ры Х. Мос­ке­ра, Ф. С. Бар­бет­ти; ре­кон­струи­ро­ван в 1950-е гг., вос­ста­нов­лен по­сле 1983), зда­ни­ем ад­ми­ни­ст­ра­ции го­ро­да (19 в.), па­мят­ни­ком учё­но­му Ф. Х. де Каль­да­су (1910, франц. скульп­тор Р. Вер­ле). Сре­ди гражд. со­ору­же­ний цен­тра П.: жи­лые до­ма Р. Ве­ха­ра­но и Б. Се­гу­ра Каль­да­са (кон. 18 в., ны­не Му­зей Э. Не­гре­та), Мос­ке­ра (18 в., ны­не му­зей), Дво­рец пра­во­су­дия (19 в.), пер­вое зда­ние Ун-та Кау­ки (1-я пол. 19 в., ны­не юри­дич. и со­цио­ло­гич. фа­куль­те­ты ун-та), мост Умиль­я­де­ро (1870-е гг., арх. Ф. С. Бар­бет­ти), зда­ние те­ат­ра «Гиль­ер­мо Ва­лен­сия» (1892–1927, ар­хи­тек­то­ры М. Лом­бар­ди, А. Ара­гон, Х. М. Обан­до и др.), Пан­те­он (1920-е гг.; оба – в сти­ле не­оклас­си­циз­ма). Сре­ди куль­то­вых со­ору­же­ний П.: церк­ви Ла-Эр­ми­та (сер. 16 в.), Сан-Фран­си­ско в сти­ле ба­рок­ко (кон. 16 в., раз­ру­ше­на зем­ле­тря­се­ни­ем в 1736, вос­ста­нов­ле­на в 1765–88, арх. А. Гар­сия); церк­ви мон. Сан­то-До­мин­го (1736–41, арх. Г. Кау­си), ав­гу­стин­ско­го мон. (кон. 16 – нач. 17 вв., вос­ста­нов­ле­на по­сле зем­ле­тря­се­ния в 1827–54; сохр. на­стен­ные рос­пи­си с изо­бра­же­ни­ем Ии­су­са Хри­ста, пред­по­ло­жи­тель­но кон. 16 в.); ча­сов­ня Бе­лен (18–19 вв., пе­ре­строе­на в 1-й пол. 20 в.).

П. – важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Ун-т Кау­ки (1827; один из ста­рей­ших в Ко­лум­бии). Му­зеи: ес­теств. ис­то­рии (1936), «Ка­са Мос­ке­ра» (1951; вклю­ча­ет му­зеи: эт­но­ло­гич., ко­ло­ни­аль­но­го иск-ва и ис­то­рии), ху­дож­ни­ка Э. Мар­ти­не­са (1965), поэ­та и гос. дея­те­ля Г. Ва­лен­сии (1973), ре­лиг. иск-ва (1979), Ибе­ро-аме­ри­кан­ский совр. иск-ва (1994). Гор. те­атр «Гиль­ер­мо Ва­лен­сия» (1927; опер­ные и сим­фо­нич. кон­цер­ты). Фе­сти­валь ре­лиг. му­зы­ки (с 1964; еже­год­но).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, в т. ч. адм., транс­порт­но-ло­ги­стич., фи­нан­со­вые ус­лу­ги и тор­гов­ля. Ор­га­ни­зац. центр круп­но­го с.-х. рай­она (вы­ра­щи­ва­ние ко­фе, ово­щей и са­хар­но­го трост­ни­ка, раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та и пти­цы). Пред­прия­тия по пе­ре­ра­бот­ке ко­фе, про­из-ву ал­ко­голь­ных и про­хла­дит. на­пит­ков, мяс­ной и мо­лоч­ной про­дук­ции, са­ха­ра, овощ­ных кон­сер­вов и др. Вы­пуск пром. кон­вей­ер­ных и транс­пор­тёр­ных лент.

Вернуться к началу