Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИРЕ́Й

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 246

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Логинов (история)
Фото Robert Pittman Пирей. Вид города с бухты Пирей.

ПИРЕ́Й (но­во­греч. Πειραιάς, греч. Πειραιεύς), го­род на юге Центр. Гре­ции, адм. центр де­цен­тра­ли­зо­ван­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции Эгей­ских о-вов, в пе­ри­фе­рии Ат­ти­ка, адм. центр но­ма Пи­рей. Нас. 163,7 тыс. чел. (2011, пе­ре­пись; чет­вёр­тый по чис­лу жи­те­лей в стра­не по­сле го­ро­дов Афи­ны, Са­ло­ни­ки и Пат­ры); в пре­де­лах ур­ба­ни­зи­ров. зо­ны П. (Боль­шо­го Пи­рея) ок. 450 тыс. чел. Вхо­дит в со­став аг­ло­ме­ра­ции Боль­ших Афин. Рас­по­ло­жен в юго-зап. час­ти Цен­траль­ной рав­ни­ны Ат­ти­ка, на сев.-вост. по­бере­жье зал. Са­ро­ни­кос Эгей­ско­го м., на п-ове Пи­раи­ки (Пи­рей­ский; на за­паде омы­ва­ет­ся во­да­ми бух­ты Пи­рей, на во­сто­ке – зал. Фа­ли­рон) и при­ле­гаю­щей тер­ри­то­рии. Сеть гор. ав­то­мо­биль­ных и ж.-д. ма­ги­ст­ра­лей – часть еди­ной транс­порт­ной сис­те­мы аг­ло­ме­ра­ции Боль­ших Афин; со­еди­нён с Афи­на­ми ли­ни­ей мет­ро­поли­те­на. Мор. порт (аван­порт Боль­ших Афин). Бли­жай­шие ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты – афин­ские Эли­ни­кон (в 9 км к юго-вос­то­ку) и им. Элеф­те­рио­са Ве­ни­зе­ло­са (в 26 км к вос­то­ку).

Пер­вые по­се­ле­ния на Пи­рей­ском п-ове за­фик­си­ро­ва­ны в 2600–1900 до н. э. В пе­ри­од ан­тич­но­сти имел важ­ное стра­те­гич. и тор­го­вое зна­че­ние. По­сле 514 до н. э. афин­ским ти­ра­ном Гип­пи­ем на­ча­то строи­тель­ст­во ук­ре­п­ле­ний (при­ос­та­нов­ле­но по­сле его из­гна­ния в 510 до н. э.). В 493/492 до н. э. ра­бо­ты во­зоб­нов­ле­ны Фе­ми­сток­лом, на­ме­ре­вав­шим­ся сде­лать из П. гл. ба­зу афин­ско­го фло­та. Во 2-й пол. 5 в. до н. э. осу­ще­ст­в­лён план ре­гу­ляр­ной за­строй­ки П. (ав­тор – Гип­по­дам из Ми­ле­та), по­строе­ны т. н. длин­ные сте­ны [со­еди­ни­ли П. с Афи­на­ми и Фа­ле­ром, пре­вра­тив их в еди­ную кре­пость; раз­ру­ше­ны по­сле по­ра­же­ния Афин в Пе­ло­пон­нес­ской вой­не (431–404 до н. э.)]. В 4 в. до н. э. со­хра­нял зна­че­ние во­ен. и тор­го­во­го цен­тра: в 393 до н. э. «длин­ные сте­ны» и ук­ре­п­ле­ния П. вос­ста­нов­ле­ны афин­ским стра­те­гом Ко­но­ном, ок. 330 до н. э. по про­ек­ту арх. Фи­ло­на по­стро­ен ар­се­нал для фло­та (Ске­во­те­ка). В 3 в. до н. э. по­сле ос­лаб­ле­ния во­ен.-мор. мо­гу­ще­ст­ва Афин и пе­ре­ме­ще­ния тор­го­вых пу­тей на эл­ли­ни­стич. Вос­ток зна­че­ние П. упа­ло. В 86 до н. э. го­род взят штур­мом и со­жжён вой­ска­ми Сул­лы, по­сле че­го пре­вра­тил­ся в не­зна­чит. по­се­ле­ние. По­сле на­па­де­ния Ала­ри­ха I (396 н. э.) не вос­ста­нав­ли­вал­ся. Ак­тив­ное раз­ви­тие П. на­ча­лось по­сле про­воз­гла­ше­ния Афин сто­ли­цей не­за­ви­си­мой Гре­ции (1834); го­род стал важ­ным тор­го­вым и пром. цен­тром, круп­ней­шим мор. пор­том и вто­рым по чис­лу жи­те­лей в Гре­ции. В 1869 со­еди­нён ж. д. с Афи­на­ми (пер­вая ж. д. в стра­не; ны­не ли­ния сто­лич­но­го мет­ро­по­ли­те­на). По­сле по­ра­же­ния Гре­ции в гре­ко-ту­рец­кой вой­не 1919–22 П. – один из цен­тров ми­гра­ции гре­ков из Ма­лой Азии. 6.4.1941, в день на­ча­ла Бал­кан­ской кам­па­нии 1941, под­верг­нут бом­бар­ди­ров­ке герм. авиа­ци­ей (по­то­п­ле­но 11 брит. и греч. ко­раб­лей), за­тем ок­ку­пи­ро­ван. 12.10.1944 ос­тав­лен герм. вой­ска­ми (при от­сту­п­ле­нии бы­ли по­дор­ва­ны мн. пор­то­вые со­ору­же­ния), че­рез 2 дня за­нят брит. ар­ми­ей. К сер. 1950-х гг. вос­ста­нов­лен, на­ча­лось его ак­тив­ное ин­ду­ст­ри­аль­ное раз­ви­тие (в 1980-е гг. ряд круп­ных про­из­водств вы­не­сен за пре­де­лы го­ро­да).

Пирей. Церковь Святителя Николая. 1879–1902. Архитектор И. Лазаримос.

В рай­оне бух­ты Пи­рей со­хра­ни­лись ру­и­ны «длин­ных стен», хра­ма Аф­ро­ди­ты, свя­ти­ли­ща Зев­са и Афи­ны и ста­рый мол (у вхо­да в га­вань – ко­пия скульп­ту­ры Пи­рей­ско­го льва; ори­ги­нал ус­та­нов­лен в 1318, в 1687 вы­ве­зен в Ве­не­цию), в рай­оне бух­ты Зея, в зал. Фа­ли­рон, – руи­ны Ске­во­те­ки, те­ат­ра Зея и др. Совр. го­род вы­стро­ен по пла­ну Э. Шау­бер­та (1835), час­тич­но во­зоб­но­вив­ше­го ан­тич­ную пла­ни­ров­ку. В 19 – нач. 20 вв. по­строе­ны: ц. Свт. Ни­ко­лая (1879–1902) и зда­ние гор. те­ат­ра (1883–95) в сти­ле не­оклас­си­циз­ма, церк­ви по­кро­ви­те­ля П. Свт. Спи­ри­до­на Три­ми­фунт­ско­го (1868–1875), Свя­тых рав­но­апо­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны (1878–82; все – арх. И. Ла­за­ри­мос), Но­вая ра­ту­ша, фон­до­вая бир­жа и др. В 1957–58 воз­ве­дён жи­лой р-н Ай­ос-Ио­а­нис-Рен­дис (арх. А. Кос­тан­ти­ни­дис; в сев.-вост. час­ти Боль­шо­го Пи­рея). Сре­ди важ­ней­ших хра­мов так­же: ка­фед­раль­ный со­бор Св. Трои­цы (1956–79; в под­ва­ле – руи­ны ан­тич­ных по­стро­ек), церк­ви Св. Дио­ни­сия и Св. Ека­те­ри­ны в не­ови­зан­тий­ском сти­ле, ц. Св. про­ро­ка Илии.

П. – важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Ун-т П. (1938), Ин-т тех­но­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния П. (1976). Гор. б-ка (од­на из круп­ней­ших в стра­не). Му­зеи: Греч. мор­ской (1949), ар­хео­ло­гич. (1966) и др. Гор. те­атр (1895; дра­ма­тич., муз. спек­так­ли), кон­церт­ная эс­т­ра­да под от­кры­тым не­бом «Те­атр Веáкио» (1969; в древ­нем ам­фи­те­ат­ре «Ски­ли­цио» на хол­ме Кас­тел­ла). В р-не Ай­ос-Ио­а­нис-Рен­дис – «Алу Фан Парк» (2002; круп­ней­ший парк раз­вле­че­ний аг­ло­ме­ра­ции Боль­ших Афин) и «Вил­лидж Парк» (с мно­го­функ­цио­наль­ным раз­вле­кат. цен­тром «Вил­лидж Си­не­мас»).

В 1896 в П. про­во­ди­лись со­рев­но­ва­ния по не­ко­то­рым ви­дам спор­та Игр I Олим­пиа­ды в Афи­нах. Ны­не один из круп­ных спор­тив­ных цен­тров стра­ны. Наи­бо­лее из­вест­ны фут­боль­ный и бас­кет­боль­ный клу­бы «Олим­пиа­кос». Пер­вый из них 41 раз вы­иг­ры­вал чем­пио­нат стра­ны по фут­бо­лу и 26 раз ста­но­вил­ся об­ла­да­те­лем Куб­ка Гре­ции; при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не им. Г. Ка­каи­ска­ки­са (1895; ок. 33,3 тыс. мест). Бас­кет­боль­ный клуб 10 раз по­бе­ж­дал в чем­пио­на­тах стра­ны (1949–2012) и 9 раз ста­но­вил­ся об­ла­да­те­лем Куб­ка Гре­ции (1976–2011), три­ж­ды вы­иг­ры­вал Ев­ро­ли­гу (1997, 2012 и 2013); при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на мно­го­функ­цио­наль­ной кры­той аре­не «Мир и Друж­ба» (1985; ок. 17 тыс. мест). Спор­тив­ные со­ору­же­ния рас­по­ло­же­ны в зо­не Олим­пий­ско­го ком­плек­са «Фа­ли­ро» на по­бе­ре­жье зал. Фа­ли­рон (пе­ре­строе­ны к Иг­рам XXVIII Олим­пиа­ды 2004 в Афи­нах). В П. про­хо­ди­ли муж­ские чем­пио­на­ты Ев­ро­пы и ми­ра по бас­кет­бо­лу (со­от­вет­ст­вен­но 1987 и 1998) и во­лей­бо­лу (1995 и 1994), мн. ев­роп. клуб­ные со­стя­за­ния, мат­чи во­лей­боль­но­го олим­пий­ско­го тур­ни­ра (2004).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; ве­ду­щие сек­то­ра – адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич. ус­лу­ги (свя­за­ны гл. обр. с дея­тель­но­стью мор. пор­та), тор­гов­ля, ин­ду­ст­рия ту­риз­ма и раз­вле­че­ний, об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние. В нач. 21 в. П. – важ­ный ор­га­ни­зац. центр су­до­ход­ст­ва в Вост. Сре­ди­зем­но­мо­рье. Мор. порт П. – один из круп­ней­ших в Гре­ции. Со­сто­ит из га­ва­ней Центр. пор­та (в бух­те Пи­рей), Зея и Мик­ро­ли­ма­но (в од­но­им. бух­тах зал. Фа­ли­рон). Часть гру­зо­вых тер­ми­на­лов вы­не­се­на на зап. пе­ри­фе­рию Боль­шо­го Пи­рея – в га­ва­ни Дра­пе­цо­на, Ка­ра­ци­ни и Пе­ра­ма. Об­слу­жи­ва­ет осн. часть внеш­не­тор­го­вых (гл. обр. им­порт­ных) пе­ре­во­зок стра­ны, а так­же мор. со­об­ще­ние с о. Крит, все­ми ост­ро­ва­ми Эгей­ско­го и Ио­ни­че­ско­го мо­рей и Вост. Сре­ди­земно­морь­ем. Гру­зо­обо­рот ок. 10 млн. т (2011; 3-е ме­сто сре­ди греч. пор­тов по­сле Айи-Тео­до­ри и Са­ло­ни­ки). Вво­зят­ся неф­те­про­дук­ты, ка­мен­ный уголь, ру­ды, ме­тал­лы, зер­но, му­ка, ле­со­ма­те­риа­лы, ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние; вы­во­зят­ся мра­мор, це­мент, ру­ды, та­бак и су­хо­фрук­ты. П. – гл. кон­тей­нер­ный (3,16 млн. кон­тей­неров ДФЭ, 2013) и ав­то­мо­бильный (2,55 млн. шт.) порт стра­ны; по пас­сажи­ро­обо­ро­ту (17,7 млн. чел., из них 2,1 млн. чел. с кру­из­ных лай­неров) вхо­дит в чис­ло круп­ней­ших в Ев­ро­пе.

В П. на т. н. Ак­ти-Миа­у­ли (на­бе­реж­ная адм. А. В. Миа­у­ли­са) раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ры мно­го­числ. су­до­ход­ных и тор­го­вых ком­па­ний, а так­же ком­па­ний, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на ока­за­нии адм., юри­дич., бан­ков­ских, стра­хо­вых и др. ус­луг в сфе­ре мор. пе­ре­во­зок. В П. ба­зируются Мин-во судоходства и Эгей­ско­го мо­ря Гре­ции, офи­сы стран – чле­нов Ме­ж­ду­нар. мор. ре­ги­ст­ра, в т. ч. рос­сий­ско­го; штаб-квар­ти­ры ря­да пром., мн. ту­ри­стич. ком­па­ний и др.

П. – зна­чит. ин­ду­стри­аль­ный центр. Тра­ди­ци­он­но ве­ду­щие от­рас­ли – су­до­строе­ние, су­до­ре­монт (осн. часть пред­при­ятий – на ок­раи­нах П.; осу­ще­ст­в­ля­ет­ся те­ку­щий ре­монт су­дов, за­хо­дя­щих в порт П.) и вы­пуск смеж­ной про­дук­ции. Про­из-во пром., стро­ит., во­до­очи­сти­тель­но­го и по­жар­но­го обо­ру­до­ва­ния, бы­то­вой элек­тро­тех­ни­ки, ме­тал­ло­из­де­лий, ми­нер. удоб­ре­ний, ла­ков, кра­сок, хи­ми­ка­тов для ко­же­вен­ной, ме­хо­вой, тек­стиль­ной пром-сти, тек­сти­ля, обу­ви и про­дук­тов пи­та­ния (од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе ма­ка­рон­ная фаб­ри­ка итал. ком­па­нии «Barilla Group»; пе­ре­ра­бот­ка ры­бы и др.).

К за­па­ду от П., в га­ва­ни Ка­ра­ци­ни, – ТЭС «Agios Georgios» (мощ­ность 360 МВт); на о. Са­ла­мин – гл. ба­за ВМФ Гре­ции «Са­ла­мин», па­мят­ник бит­ве при Са­ла­ми­не на его вост. око­неч­но­сти и мон. Фа­не­ро­ме­ни (1682; фре­ски 1735) – на за­пад­ной. К се­ве­ро-за­па­ду, в пор­тах Ас­про­пир­го­са и Элеф­си­ны, – два НПЗ (мощ­но­стью 7,5 млн. т и 5 млн. т сы­рой неф­ти в год).

Лит.: Ζουμπουλδης Κ. Ιστορα ϰαι εξέλιξις του λιμένος Πειραις. Αθήνα, 1932; Len­schau Th. Peiraieus // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Stuttg., 1937. Bd 37; Lorenzen E. The Arsenal at Pi­raeus. Cph., 1964; Garland R. The Piraeus from the fifth to the first century B. C. Ithaca, 1987; Χατζημανωλϰης Γ.Ε. Το λιμάνι του Πειραι στη διαδρομ των αινων. Πειραιάς, 1996; Ντόριζας Ν. Τα ϰτρια του Πειραι ϰατ τον 19ο αινα. Αθήνα, 1997; Lohmann H. Antike Straßen und Saumpfade in Attika und der Me­garis // Stuttgarter Kolloquium zur histori­schen Geographie des Altertums, 7, 1999. Stuttg., 2002; Μαλιϰούτη Σ. Πειραιάς 1834–1912. Λειτουργιϰή συγϰρότηση ϰαι πολεοδομιϰή εξέλιξη. Αθήνα, 2004.

Вернуться к началу