Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕЧ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 143

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Лобанов; П. С. Павлинов (архитектура)

ПЕЧ (серб. Пећ, алб. Peja, Pejё), го­род на юге Сер­бии, в сев.-зап. час­ти ав­то­ном­но­го края Ко­со­во и Ме­то­хия. Нас. 49,0 тыс. чел. (2011, пе­ре­пись). Рас­по­ло­жен в кот­ло­ви­не Ме­то­хия (алб. – Ду­кад­жи­ни), ме­ж­ду гор­ны­ми мас­си­ва­ми Хай­ла (на се­ве­ре) и Про­кле­тие (на юге), на р. Печ­ска-Би­ст­ри­ца. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог; ж.-д. стан­ция. Бли­жай­ший ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт – в г. При­шти­на (в 60 км к вос­то­ку от Пе­ча).

Пред­по­ло­жи­тель­но ос­но­ван ил­ли­рий­ца­ми. В 1 в. пе­ре­шёл под кон­троль Рим. им­пе­рии, из­вес­тен как Пес­ци­ум (лат. Pes­cium). В 6 в. тер­ри­то­рия совр. П. за­се­ле­на сла­вя­на­ми. В 9–10 вв. в со­ста­ве вла­де­ний серб. ди­на­стии Вла­сти­ми­ро­ви­чей, за­тем Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва. По­сле его па­де­ния (1018) ото­шёл к Ви­зан­тии. В кон. 12 в. за­воё­ван Сте­фа­ном Не­ма­ней. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся как П. в 1202. В 1220 фи­гу­ри­ру­ет как се­ло жу­пы Хвос­но, пе­ре­дан­ное Сте­фа­ном Пер­во­вен­чан­ным мон. Жи­ча. В 13–14 вв. круп­ный тор­го­вый центр, под­дер­жи­вал ак­тив­ные свя­зи с Дуб­ров­ни­ком и Ко­то­ром. По­сле ра­зо­ре­ния в кон. 13 в. мон. Жи­ча по­лов­ца­ми пе­рио­ди­че­ски ста­но­вил­ся ре­зи­ден­ци­ей серб. ар­хи­епи­ско­па. В 1346–1463, 1557–1766 центр пат­ри­архии Серб­ской пра­во­слав­ной церк­ви, круп­ней­ший ду­хов­ный и куль­тур­ный центр Сер­бии. В 1370-е гг. под кон­тро­лем пра­ви­те­лей из ди­на­стии Бал­ши­чей, за­тем пе­ре­шёл к ди­на­стии Бран­ко­ви­чей. В 1455 за­воё­ван Ос­ман­ской им­пе­ри­ей. По­лу­чил назв. Ипек, был цен­тром ка­ды­лы­ка санд­жа­ка Ду­ка­кин (по­сле адм. ре­форм 1870-х гг. центр санд­жа­ка Ко­сов­ско­го ви­лай­е­та). В 1889 в П. соз­да­на алб. по­ли­тич. орг-ция Печ­ская ли­га (на­след­ни­ца При­зрен­ской ли­ги). В хо­де 1-й Бал­кан­ской вой­ны взят вой­ска­ми Чер­но­го­рии (1912). Во­шёл в её со­став по Лон­дон­ско­му мир­но­му до­го­во­ру 30.5.1913. В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны за­хва­чен ар­ми­ей Ав­ст­ро-Венг­рии (1915). С 1918 в со­ста­ве Ко­ро­лев­ст­ва сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев (с 1929 Юго­сла­вии), вхо­дил в Зет­скую обл. (в 1931–1941 Зет­скую ба­но­ви­ну). В 1920–30-е гг. свои пре­тен­зии на П. предъ­яв­ля­ло алб. пра­ви­тель­ст­во. В 1929 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с При­шти­ной. По­сле ок­ку­па­ции Юго­сла­вии Гер­ма­ни­ей и её со­юз­ни­ка­ми (см. Бал­кан­ская кам­па­ния 1941) при­сое­ди­нён к Ал­ба­нии. Ос­во­бо­ж­дён час­тя­ми Нар.-ос­во­бо­дит. ар­мии Юго­сла­вии 17.11.1944. В 1945 во­шёл в со­став Юго­сла­вии. В 1945–63 го­род на тер­ри­то­рии ав­то­ном­ной обл., в 1963–69 и с 1990 ав­то­ном­но­го края Ко­со­во и Ме­то­хия (в 1969–90 Ко­со­во) Рес­пуб­ли­ки Сер­бия. Силь­но по­стра­дал в хо­де аг­рес­сии НАТО про­тив Юго­сла­вии в 1999.

Фото П. С. Павлинова Фрески церкви Святых Апостолов. Около 1260.
Фото П. С. Павлинова Монастырь Святых Апостолов. 12–14 вв.

Центр го­ро­да за­стро­ен пре­им. при тур. вла­ды­че­ст­ве в 15–19 вв.: со­бор­ная ме­четь Бай­рак­ли (Аль-Фа­тих, кон. 15 в.), ме­четь Ха­мам (16 в.) и ком­плекс бань Хад­жи-бея (1462–85, пе­ре­стро­ен в 17 в.), ме­че­ти Кур­шум­ли (17 в.; но­вый ми­на­рет – 1989) и Деф­тер­дар (2-я пол. 17 в.). Сохра­ни­лись так­же 2–3-этаж­ные ка­мен­ные до­ма 18–19 вв. в ви­де ши­ро­ких ба­шен (ку­ла). На ле­вом бе­ре­гу р. Печ­ска-Би­ст­ри­ца – гл. ис­то­ри­ко-ар­хит. ан­самбль го­ро­да, став­ро­пи­ги­аль­ный жен­ский мон. Свя­тых Апо­сто­лов (с 12 в.; с сер. 20 в. жен­ский; вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), слу­жив­ший под­ворь­ем (ме­тох) мон. Жи­ча (в 1-й пол. 13 в.), ре­зи­ден­ци­ей серб. ар­хи­епи­ско­пов (в 1253–1346) и пат­ри­ар­хов (в 1346–1459 и 1557–1766). В его ос­но­ве – ком­плекс из трёх од­но­гла­вых церк­вей. Цер­ковь Свя­тых Апо­сто­лов по­строе­на пред­по­ло­жи­тель­но в 12 в. и пе­ре­строе­на при уча­стии св. Сав­вы Серб­ско­го в 1230–40-е гг. по ти­пу «сво­бод­но­го кре­ста» с ку­по­лом в ду­хе ар­хит. шко­лы Раш­ки (рос­пи­си 2-й пол. 12–19 вв., в т. ч. «Воз­не­се­ние» в ку­по­ле, ок. 1260; порт­ре­ты серб. ко­ро­лей Сте­фа­на Не­ма­ни и его сы­на Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го, ок. 1300, воз­мож­но, мас­те­ра Ми­ха­ил и Ев­ти­хий; ико­но­стас – 1722). К ней при­строе­ны од­но­неф­ные ку­поль­ные церк­ви Св. Ди­мит­рия (1321–24; фре­ски 1345–46, Ио­анн Тео­риа­нос; по­нов­ле­ны в 1619–20, Ге­ор­гий Мит­ро­фа­но­вич; ико­но­стас – 1803) и Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии (ок. 1330; фре­ски – до 1337) с ча­сов­ней Св. Ни­ко­лая (1330-е гг.; фре­ски – 1673–74, мас­тер Ра­дул; ико­но­стас – 1677). Все 3 церк­ви объ­е­ди­не­ны об­щим зап. при­тво­ром в ви­де ароч­но­го пор­ти­ка (до 1337, ар­ки за­ло­же­ны ок. 1560; фре­ски 14 и 16 вв.). В мо­на­сты­ре так­же ряд по­стро­ек 19–20 вв., со­б­ра­ние ко­ло­ко­лов (в т. ч. мас­те­ра Ро­до­па, 1432). Сре­ди др. по­стро­ек П.: нео­го­тич. ка­то­лич. ц. Св. Ека­те­ри­ны с ко­ло­коль­ней (1928), в р-не Бе­ло-По­ле – од­но­не­фная ц. Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы (16–18 вв.).

В П. – выс­шая биз­нес-шко­ла, юри­дич. и эко­но­мич. фа­куль­те­ты. Ре­гио­наль­ный ин-т по ох­ра­не па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры. Крае­ведч. му­зей. Ху­дож. га­ле­рея. Дра­ма­тич. те­атр им. И. Бе­го­ли.

Один из ве­ду­щих спор­тив­ных цен­тров края. Фут­боль­ные клу­бы «Бе­са» и «Шки­по­нья» вы­сту­па­ют на ста­дио­не «Ша­хин Хад­жи­ис­ля­ми» (8,5 тыс. мест). Про­фес­сио­наль­ные бас­кет­боль­ные (муж­ской и жен­ский), ганд­боль­ный и во­лей­боль­ный клу­бы.

Осн. сек­то­ра гор. эко­но­ми­ки – тор­гов­ля, пром. про­из-во и ту­ри­стич. биз­нес. П. – ор­га­ни­зац. центр важ­но­го с.-х. рай­о­на. Вы­пуск пи­ва, без­ал­ко­голь­ных и креп­ких ал­ко­голь­ных на­пит­ков (за­вод ком­па­нии «Birra Peja», круп­ней­шее пром. пред­при­ятие го­ро­да), мяс­ных и мо­лоч­ных про­дук­тов, пло­до­овощ­ных кон­сер­вов, рас­тит. мас­ла и др. За­во­ды ком­па­ний KSG (ав­то­мо­биль­ные си­де­нья и вы­хлоп­ные сис­те­мы) и «Tre­pça» (тя­го­вые ак­ку­му­ля­то­ры и ста­цио­нар­ные ба­та­реи). Про­из-во ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, пла­сти­ко­вых труб, це­мен­та, кир­пи­ча, оде­ж­ды и ко­жа­ной обу­ви. Де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щий ком­би­нат. Тра­диц. ре­мёс­ла (из­де­лия из дре­ве­си­ны и овечь­ей шер­сти). В ок­ре­ст­но­стях П. – по­пу­ляр­ные ту­ри­стич. объ­ек­ты: Ру­гов­ское уще­лье с сис­те­мой пе­щер т. н. Боль­шо­го кань­о­на, баль­нео­ло­гич. ку­рорт Печ­ка-Ба­ня с тер­маль­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми.

Лит.: Љубинковић Р. Црквa Све­тих апо­сто­ла y Пећкоj патриjаршиjи. Бео­град, 1964; Су­ботић Г. Црква све­тог Димитриjа у Пећкоj патриjаршиjи. Бео­град, 1964; Ива­но­вић М. Бо­го­ро­ди­чи­на црква у Пећкоj патриjаршиjи. Бео­град, 1972; Зироjевић О. Цркве и ма­на­сти­ри на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683 го­ди­не. Бео­град, 1984; Ђурић В. J., Ђирко­вић С., Ко­раћ В. Пећка патриjаршиjа. Бео­град, 1990; Jовин М. Пећка патриjаршиjа, ис­т­ра­жи­вања и ре­зул­та­ти. Бео­град, 2006.

Вернуться к началу