Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕКИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 527-532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Белозерова, А. Ю. Броновицкая (архитектура), С. В. Дмитриев (история), Е. Н. Самбурова (экономика)

ПЕКИ́Н (Бэй­цзин), сто­ли­ца Ки­тая, один из го­ро­дов центр. под­чи­не­ния. На­се­ле­ние П. в пре­де­лах гор. гра­ни­цы (про­хо­дит при­мер­но по 5-й коль­це­вой ав­то­до­ро­ге) ок. 10,2 млн. чел. (2013; вто­рой по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Шан­хая), гор. аг­ло­ме­ра­ции св. 13,2 млн. чел., го­ро­да центр. под­чи­не­ния 21,1 млн. чел. Рас­по­ло­жен на се­ве­ре Ки­тая, в сев. час­ти Ве­ли­кой Ки­тай­ской рав­ни­ны, у под­но­жия пла­то и гор Сев. Ки­тая, в 150 км к за­па­ду от зал. Бо­хай Жёл­то­го мо­ря. Один из круп­ней­ших в стра­не уз­лов ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог. Мет­ро­по­ли­тен (1969; 17 ли­ний об­щей про­тя­жён­но­стью 465 км). Аван­пор­ты П.: Тянь­цзинь и Циньху­ан­дао (пров. Хэ­бэй). С юго-вос­то­ка к го­ро­ду под­хо­дит од­но из от­ветв­ле­ний Ве­ли­ко­го ка­на­ла. Авиа­пе­ре­воз­ки обес­пе­чи­ва­ют ме­ж­ду­нар. Пе­кин­ский сто­лич­ный междунар. аэ­ро­порт (Шо­уду, 1958; близ г. Шу­ньи, к се­ве­ро-вос­то­ку от цен­тра П.; свя­зан с ним ско­ро­ст­ной ав­то­ма­ги­ст­ра­лью и лини­ей лёг­ко­го мет­ро) и ре­гио­наль­ный аэ­ро­порт Нань­юань (1910, ста­рей­ший в Ки­тае). Стро­ит­ся Пе­кин­ский ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Да­син (к югу от цен­тра го­ро­да; за­вер­ше­ние на­ме­че­но на 2017).

Фото Л. Ю. Иляхиной Ворота Тяньаньмынь. Основаны в 1420, перестроены в 1651.

Пер­вые све­де­ния о на­се­лён­ном пунк­те в рай­оне совр. П. от­но­сят­ся к кон. 2-го тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э. здесь воз­ник г. Цзи – сто­ли­ца кит. цар­ст­ва Янь (от­сю­да ино­гда упот­реб­ля­ет­ся по­этич. назв. г. Янь­цзин – Сто­ли­ца Янь). В кон. 3 в. до н. э. во­шёл в со­став им­пе­рии Цинь. В 1-м тыс. н. э. го­род раз­ви­вал­ся как важ­ный тор­го­вый центр и стра­те­гич. пункт Сев. Ки­тая, в 4 в. пе­ре­име­но­ван в Юч­жоу (по на­зва­нию ок­ру­га). С 938, по­сле за­вое­ва­ния Сев. Ки­тая ки­да­ня­ми, стал Юж. сто­ли­цей (Нань­цзин) ки­дань­ско­го гос-ва Ляо. С 1153, по­сле раз­гро­ма Ляо чжур­чжэ­ня­ми, Центр. сто­ли­ца (Чжун­ду) чжур­чжэнь­ско­го гос-ва Цзинь. В 1215 за­нят мон­го­ла­ми. В 1264 монг. хан Ху­би­лай уч­ре­дил здесь сто­ли­цу Монг. им­пе­рии. В 1267 по его при­ка­зу к се­ве­ро-вос­то­ку от Чжун­ду на­ча­лось строи­тель­ст­во но­во­го го­ро­да, на­зван­но­го Ве­ли­кой сто­ли­цей (кит. Да­ду; в ря­де не­ки­тай­ских ис­точ­ни­ков фи­гу­ри­ру­ет под тюрк. назв. Хан­ба­лык – «Го­род Ха­на»). При монг. ди­на­стии Юань, по­сле за­вер­ше­ния строи­тель­ст­ва Ве­ли­ко­го ка­на­ла, со­еди­нён внутр. вод­ным пу­тём с югом стра­ны. В по­след­ней тре­ти 13 в. опи­сан Мар­ко По­ло и др. ев­роп. пу­те­ше­ст­вен­ни­ка­ми. В 1368 ос­во­бо­ж­дён от вла­сти мон­го­лов кит. пов­стан­ца­ми под рук. Чжу Юань­чжа­на и на­зван Бэй­пин (Сев. спо­кой­ст­вие). С 1421 сто­ли­ца им­пе­рии Мин, пе­ре­име­но­ван в Бэй­цзин (букв. – Сев. сто­ли­ца). В 1644 по­встанч. ар­мия под рук. Ли Цзы­чэ­на (см. так­же Кре­сть­ян­ская вой­на 1628–1645) за­ня­ла го­род, сверг­нув ди­на­стию Мин, но бы­ла раз­би­та со­еди­нён­ны­ми си­ла­ми мань­чжур и под­дер­жи­вав­ши­ми их кит. вой­ска­ми. При маньч. ди­на­стии Цин П. ос­та­вал­ся сто­ли­цей им­пе­рии.

В 1618 П. по­се­тил рус. пу­те­ше­ст­вен­ник И. Пет­лин. Позд­нее (в 17 в.) сю­да на­но­си­ли ви­зи­ты рос. по­слы Ф. И. Бай­ков, Н. Г. Спа­фа­рий и др. В 1716 в го­ро­де соз­да­на Рос. ду­хов­ная мис­сия, св. 150 лет слу­жив­шая не­офи­ци­аль­ным ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­тель­ст­вом и рос. ки­тае­ведч. цен­тром.

Во вре­мя анг­ло-фран­ко-ки­тай­ской вой­ны 1856–60 П. за­хва­чен и раз­граб­лен брит. и франц. вой­ска­ми (1860); здесь под­пи­са­ны не­рав­но­прав­ные Пе­кин­ские анг­ло-ки­тай­ский и фран­ко-ки­тай­ский до­го­во­ры 1860, а так­же рос.-кит. Пе­кин­ский трак­тат 1860. В ию­не 1900 го­род за­ня­ли пов­стан­цы (см. Ихэ­ту­ань), оса­див­шие по­соль­ский квар­тал и со­вер­шив­шие мас­со­вые убий­ст­ва ино­стран­цев и хри­сти­ан. Во вре­мя по­дав­ле­ния вос­ста­ния вой­ска­ми вось­ми дер­жав П. под­верг­ся но­во­му раз­граб­ле­нию. По­сле Синь­хай­ской ре­во­лю­ции в 1912 объ­яв­лен сто­ли­цей Кит. Рес­пуб­ли­ки, фак­ти­че­ски пре­вра­тив­шись в став­ку сев. ми­ли­та­ри­ст­ской груп­пи­ров­ки (см. Ки­тай­ские ми­ли­та­ри­ст­ские груп­пи­ров­ки) во гла­ве с Юань Ши­ка­ем, а за­тем Ду­ань Ци­жу­ем и др. Юж.-кит. рес­пуб­ли­кан­цы, спло­тив­шие­ся во­круг пар­тии Го­минь­дан во гла­ве с Сунь Ят­се­ном, не при­зна­ли сто­лич­но­го ста­ту­са П. и про­воз­гла­си­ли сто­ли­цей Ки­тая г. Гу­ан­чжоу.

Со­сто­яв­шая­ся в П. 4.5.1919 сту­денч. де­мон­ст­ра­ция по­ло­жи­ла на­ча­ло подъ­ё­му ан­ти­им­пе­риа­ли­стич. и ан­ти­фео­даль­но­го дви­же­ния в Ки­тае, раз­вер­нув­ше­го­ся под влия­ни­ем Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 в Рос­сии (см. «Чет­вёр­то­го мая» дви­же­ние). По­сле соз­да­ния в 1921 Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая (КПК) в го­ро­де дей­ст­во­ва­ло под­поль­ное Сев. бю­ро ЦК КПК во гла­ве с Ли Дач­жао. 6.4.1927 по­ли­ция ли­де­ра мук­ден­ской ми­ли­та­ри­ст­ской груп­пи­ров­ки Чжан Цзо­ли­ня, хо­зяй­ни­чав­ше­го в П., про­из­ве­ла про­во­ка­ци­он­ный на­лёт на сов. пол­пред­ст­во. В кон. 1928, по­сле ус­пеш­но­го окон­ча­ния Се­вер­но­го по­хо­да 1926–27 и при­зна­ния сев. ми­ли­та­ри­ста­ми пра­ви­тель­ст­ва Го­минь­да­на во гла­ве с Чан Кай­ши, дей­ст­во­вав­ше­го в г. Нан­кин, П. был сно­ва пе­ре­име­но­ван в Бэй­пин. 9.12.1935 здесь со­стоя­лась де­мон­ст­ра­ция сту­ден­тов про­тив го­минь­да­нов­ской по­ли­ти­ки раз­жи­га­ния гражд. вой­ны и ус­ту­пок Япо­нии, по­ло­жив­шая на­ча­ло «Де­вя­то­го де­каб­ря» дви­же­нию. В 1937–45 го­род ок­ку­пи­ро­ван япон. вой­ска­ми; стал ме­стом пре­бы­ва­ния про­япон­ско­го ма­рио­не­точ­но­го Врем. пра­ви­тель­ст­ва Сев. Ки­тая (про­су­ще­ст­во­ва­ло до 1940). В 1945–49 на­хо­дил­ся под кон­тро­лем го­минь­да­нов­ских вла­стей. 31.1.1949 взят На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ар­ми­ей Ки­тая. В сент. 1949 1-я сес­сия Нар. по­ли­тич. кон­суль­та­тив­но­го со­ве­та Ки­тая вновь пе­ре­име­но­ва­ла го­род в Бэй­цзин; он был объ­явлен сто­ли­цей Кит. Нар. Рес­пуб­ли­ки (КНР), про­воз­гла­шён­ной 1.10.1949. С нач. 1950-х гг. го­род бы­ст­ро рос, став од­ним из ве­ду­щих пром. цент­ров стра­ны. В 1976 и 1989 на центр. пло­ща­ди го­ро­да Тянь­ань­мынь про­шли мас­со­вые вы­сту­п­ле­ния оп­по­зи­ци­он­ных КПК по­ли­тич. сил (см. Тянь­ань­мынь­ские со­бы­тия). В 2000-е гг. из П. на­ча­лось вы­ве­де­ние ря­да эко­ло­ги­че­ски гряз­ных про­из­водств в др. го­ро­да и рай­оны стра­ны.

Фото Л. Ю. Иляхиной Дворец культуры национальностей. 1958–59. Архитектор Чжан Бо.

Ис­то­рич. яд­ро П. (ок­ру­же­но 2-й коль­це­вой ав­то­до­ро­гой, со­ору­жён­ной по пе­ри­мет­ру сне­сён­ных в 1965–69 древ­них гор. ук­ре­п­ле­ний) со­хра­ни­ло тра­ди­ци­он­ный для го­ро­дов Ки­тая пря­мо­уголь­ный план и ре­гу­ляр­ную сет­ку улиц; его ар­хит. па­мят­ни­ки пре­им. при­над­ле­жат к эпо­хам ди­на­стий Мин и Цин. В его цен­тре рас­по­ло­жен Имп. го­род с Им­пе­ра­тор­ским двор­цом (с 1914 му­зей) и при­мы­каю­щей к не­му с за­па­да це­пью ис­кусств. озёр, на бе­ре­гах ко­то­рых раз­би­ты имп. пар­ки Бэй­хай [на его тер­ри­то­рии храм Бай­та­сы (ны­не Юнъ­ань­сы) с ла­маист­ской сту­пой Бай­та («Бе­лая па­го­да»), се­рия бе­се­док Улун­тин (все 1651), хра­мы Шанъ­иньсы (кон. 17 – нач. 18 вв.)] и Чжун­нань­хай (ны­не за­кры­тая зо­на пра­ви­тельств. уч­ре­ж­де­ний); на се­ве­ре на­хо­дит­ся парк Цзин­шань («Го­ра пре­крас­но­го ви­да»). С юга к Имп. двор­цу при­мы­ка­ют храм Тай­мяо («Храм им­пе­ра­тор­ских пред­ков», 1420, пе­ре­стро­ен в 1544) и парк им. Сунь Ят­се­на со свя­ти­ли­щем Бай­дянь (нач. 15 в.; ны­не Ме­мо­ри­аль­ный зал Сунь Ят­се­на) и ал­та­рём Шэц­зи­тань («Ал­тарь бо­же­ств зем­ли и зла­ков», 15 в.). До­ро­га ме­ж­ду ни­ми, про­дол­жаю­щая гл. ось ан­самб­ля двор­ца, ве­дёт на юг к во­ро­там Тянь­ань­мынь («Во­ро­та Не­бес­но­го спо­кой­ст­вия»; со­ору­же­ны в 1420, перестро­ены в 1651) в сте­не Имп. го­ро­да. За во­ро­та­ми её пе­ре­се­ка­ет гл. гор. ма­ги­ст­раль – про­спект Чанъ­ань­цзе, за ко­то­рой по гл. оси рас­по­ло­же­на центр. пло­щадь го­ро­да – Тянь­ань­мынь (пл. 44 га) с мо­ну­мен­том Нар. ге­ро­ям (1952–58, арх. Лян Сы­чэн). Её ок­ру­жа­ют зда­ния Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния нар. пред­ста­ви­те­лей (Боль­шой зал на­род­ных соб­ра­ний; 1958–59, арх. Чжао Дун­жи), Му­зея ис­то­рии Ки­тая (1912) и Му­зея кит. ре­во­лю­ции (1950) (в 2003 объ­е­ди­не­ны в Нац. му­зей Ки­тая; в зда­нии 1958–59, арх. Чжан Кай­цзи; ре­кон­ст­рук­ция, 2007–10, ар­хит. бю­ро «gmp»), мав­зо­лей Мао Цзэ­ду­на (1977, арх. Ян Тин­бао и др.). В юж. час­ти ис­то­рич. яд­ра П. рас­по­ло­жен Храм Не­ба, а так­же ху­ту­ны (тра­диц. жи­лые квар­та­лы, за­стро­ен­ные по прин­ци­пу сы­хэ­юань: 4 кор­пу­са во­круг внутр. дво­ра); та­кая же за­строй­ка со­хра­ни­лась в зап. час­ти Ста­ро­го го­ро­да (ны­не сно­сит­ся, на её мес­те со­ору­жа­ют­ся мно­го­этаж­ные зда­ния). Сре­ди др. со­ору­же­ний ис­то­рич. цен­тра – па­го­ды мон. Тянь­нин­сы (1083 – нач. 12 в.; выс. 58 м) и мон. Мяо­ин­сы (па­го­да Бай­та; 1271; выс. ок. 50 м), ос­тат­ки гор. ук­ре­п­ле­ний, в т. ч. Ба­ра­бан­ная (Гу­лоу; со­ору­же­на в 1272, пе­ре­строе­на в 1420 и сер. 18 в.) и Ко­ло­коль­ная (Чжун­лоу; на­ча­ло ди­на­стии Мин, пе­ре­строе­на в 18 в.) баш­ни, хра­мы Зем­ли, Лу­ны и Солн­ца (все – 1530), круп­ный ла­маи­ст­ский хра­мо­вый ком­плекс Юн­хэ­гун («Дво­рец ми­ра и гар­мо­нии») в си­но-ти­бет­ском сти­ле (1694 – 1-я пол. 18 в.), дво­рец Гун­ван­фу (2-я пол. 18 в.), Нац. центр ис­пол­ни­тель­ских ис­кус­ств (2007, арх. П. Ан­дрё).

Во 2-й пол. 20 в. тер­ри­то­рия го­ро­да зна­чи­тель­но вы­рос­ла, во­круг ис­то­рич. цен­тра воз­ник­ли но­вые рай­оны мас­со­вой жи­лой за­строй­ки и ин­ду­ст­ри­аль­ной зо­ны, ог­ра­ни­чен­ные коль­це­вы­ми ав­то­до­ро­га­ми (с 3-й по 6-ю), при этом гра­до­строи­те­ли пе­ре­шли от пря­мо­уголь­ной пла­ни­ров­ки к ра­ди­аль­но-коль­це­вой. В чер­те го­ро­да ока­за­лись рас­по­ло­жен­ные к се­ве­ро-за­па­ду от цен­тра храм Ута­сы (Чжэнь­цзю­эсы; па­го­да ти­па «ал­маз­ный трон», 1473), быв. за­го­род­ные имп. ре­зи­ден­ции ди­на­стии Цин – Ста­рый лет­ний дво­рец (Юань­минъ­юань; кон. 17 – 18 вв.; раз­ру­шен в 1860 брит. и франц. вой­ска­ми, ны­не в руи­нах) и Лет­ний дво­рец [Ихэю­ань; с пар­ком; об­щая пл. ок. 297 га, вклю­чая ис­кусств. оз. Кунь­мин­ху; за­ло­жен в 1750; б. ч. су­ще­ст­вую­щих со­ору­же­ний воз­ве­де­на в 1886–95, ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в 1902, в т. ч. храм-па­го­да Фо­сян­гэ на го­ре Вань­шо­ушань, Длин­ная га­ле­рея (дли­на 728 м, св. 8 тыс. рос­пи­сей в ин­терь­е­ре) и мн. др.]. Сре­ди клю­че­вых по­стро­ек П. сер. 20 в. в ду­хе сов. не­оклас­си­циз­ма с эле­мен­та­ми тра­диц. кит. зод­че­ст­ва, на­ря­ду с ан­самб­лем пл. Тянь­ань­мынь: гос­ти­ни­цы «Мир» (1951, арх. Ян Тин­бао; позд­нее пе­ре­страи­ва­лась) и «Друж­ба» (1954; арх. Чжан Бо), Пе­кин­ский ж.-д. во­кзал (1958–1959, арх. Ян Тин­бао). Сре­ди по­стро­ек 1980–90-х гг. пре­об­ла­да­ют разл. трак­тов­ки «нац. сти­ля» (гос­ти­ни­ца «Сян­шань», 1980–82, арх. И. М. Пей; ре­кон­ст­рук­ция ху­ту­на Цзю­эр, 1990, арх. У Ля­нюн; Пе­кин­ский За­пад­ный ж.-д. во­кзал, 1996, арх. Чжу Цзянь­лу), в т. ч. и в рус­ле пост­мо­дер­низ­ма (б-ка ун-та Цинхуа, 1991, арх. Гу­ань Чжа­оэ). К вос­то­ку от ис­то­рич. цен­тра рас­по­ло­жен Центр. де­ло­вой рай­он с плот­ной вы­сот­ной за­строй­кой, в т. ч. Кит. Все­мир­ный тор­го­вый центр (1989, рас­ши­рен в 1999 и 2009) и ком­плекс Цен­траль­но­го кит. те­ле­ви­де­ния (2004–2008, от­крыт в 2012, ар­хит. бю­ро ОМА). На се­ве­ре П. – «Олим­пий­ский парк» XXIX Олим­пиа­ды: Нац. ста­ди­он («Пти­чье гнез­до»; 2002–08, ар­хит. бю­ро «Хер­цог и де Ме­рон»; до 90 тыс. мест), Нац. центр вод­ных ви­дов спор­та («Вод­ный куб»; 2003–08, ар­хит. бю­ро PTW; 17 тыс. мест), тен­нис­ный центр (32,4 тыс. мест), а так­же здание «Digital Beijing Buil­ding» (2005–08, ар­хи­тек­то­ры Чжу Пэй и У Тун). Сре­ди др. со­ору­же­ний нач. 21 в. – 3-й тер­ми­нал Пекинского столич­ного ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­та (2003–08; арх. Н. Фос­тер), Пе­кин­ский Юж­ный ж.-д. во­кзал (2008; арх. Т. Фар­релл), жи­лой ком­плекс «Linked Hybrid» (2009, арх. С. Холл).

В се­ве­ро-за­пад­ном при­го­ро­де Чан­пин – ком­плекс Ши­сань­лин (15–17 вв.; 13 гроб­ниц им­пе­ра­то­ров ди­на­стии Мин с «до­ро­гой ду­хов» дли­ной 800 м; рес­тав­ри­ро­ва­ны и пе­ре­строе­ны в сер. 18 в.; совр. рас­коп­ки с 1956; ны­не му­зей), вклю­чён­ный, на­ря­ду с Имп., Лет­ним двор­ца­ми и Хра­мом Не­ба, в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

П. – ве­ду­щий центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Ки­тая. Здесь ба­зи­ру­ют­ся Гос. к-т по нау­ке и тех­ни­ке (1956) и Нац. фонд Ки­тая по ес­теств. нау­кам (1986) – оба при Гос. Со­ве­те КНР. На­уч. ис­сле­до­ва­ния ор­га­ни­зу­ют­ся и ко­ор­ди­ни­ру­ют­ся тре­мя гос. ака­де­мия­ми: Ки­тай­ской АН [1949; 12 фи­лиа­лов, 6 от­де­ле­ний, 123 НИИ, в т. ч. Ин-т фи­зи­ки ат­мо­сфе­ры (1928), Ин-т гео­гра­фии (1940), Ин-т ис­то­рии ес­те­ст­во­зна­ния (1957), Ин-т мик­ро­био­ло­гии (1958), Кит. ин-т атом­ной энер­гии (1958)], Ака­де­ми­ей об­ществ. на­ук (1977; 35 НИИ), Ака­де­ми­ей инж. на­ук (1994). При ря­де ми­ни­стерств дей­ст­ву­ют от­рас­ле­вые ака­де­мии: кит. мед. на­ук (1955), с.-х. на­ук (1957), лес­но­го хо­зяй­ст­ва (1958), гео­ло­гич. на­ук (1959) и др. Сре­ди ву­зов (все­го ок. 60) – ун-ты: Пе­кин­ский уни­вер­си­тет, Пе­кин­ский пе­да­го­гич. (1902), Цинхуа (1911), Пе­кин­ский ун-т иностр. язы­ков (1941), Кит. на­род­ный (1950), Цен­траль­ный ун-т на­цио­наль­но­стей (1951), Пе­кин­ский ун-т авиа­ции и кос­мо­нав­ти­ки (1952), Пе­кин­ский на­уч.-тех­нич. (1952), Сто­лич­ный пе­да­го­гич. (1954), Пе­кин­ский ун-т кит. ме­ди­ци­ны (1956), Пе­кин­ский ун-т хи­мич. тех­но­ло­гии (1958) и др.; ака­де­мии: Цен­траль­ная ху­до­жеств (1918), Цен­траль­ная дра­мы (1950), Пе­кин­ская ки­не­ма­то­гра­фии (1950). Б-ки: Нац. (с 1800 двор­цо­вая, совр. назв. и ста­тус с 1987; в зда­нии 1987, ар­хи­тек­то­ры Ян Тин­бао, Чжан Бо; ок. 18 млн. то­мов), Сто­лич­ная (1913). Пер­вый ис­то­рич. ар­хив Ки­тая (1925), Центр. ар­хи­вы Ки­тая (1959). Му­зеи: гео­ло­гич. (1916), ес­теств. ис­то­рии (1951), Во­ен. му­зей Кит. нар. ре­во­лю­ции (1958, от­крыт в 1960), Нац. ху­дож. му­зей Ки­тая (1963), сто­лич­ный (1981), Ме­мо­ри­аль­ный му­зей вой­ны кит. на­ро­да про­тив япон. за­хват­чи­ков (1987), Ки­тай­ский нау­ки и тех­но­ло­гии (1988), На­цио­наль­ный де­ко­ра­тив­но-прик­лад­но­го иск-ва (1994), вос­ко­вых фи­гур ди­на­стии Мин (1994), ху­до­же­ст­вен­ный Гу­ань­фу (1996); пе­ча­ти (1996) и ки­но (2005) – круп­ней­шие в ми­ре; ху­дож. Хань Мэй­ли­ня (2008) и др. Ху­дож. му­зей при Цен­т­раль­ной АХ (1958, в зда­нии 2008, арх. Исод­за­ки Ара­та), Ме­мо­ри­аль­ный му­зей кит. ху­дож­ни­ка 20 в. Сюй Бэй­ху­на (1983). Ки­тай­ский монумент Ты­ся­че­ле­ти­я с Му­зе­ем ми­ро­во­го иск-ва (2000). Ста­рая пе­кин­ская об­сер­ва­то­рия (1279, с 1956 му­зей).

Те­ат­ры: Пе­кин­ской опе­ры (кон. 18 в.), Центр. опер­ный те­атр Ки­тая (1952); дра­ма­тич.: нар. иск-ва и др. Центр. ба­лет­ная труп­па. Нац. центр ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств (в его со­ста­ве – опер­ный те­атр, дра­ма­тич. те­атр, кон­церт­ный зал, вы­ста­воч­ные за­лы и пр.). Куль­тур­ные цент­ры и двор­цы куль­ту­ры: тру­дя­щих­ся (с 1950 в зда­нии хра­ма Тай­мяо; с пар­ком), на­цио­наль­но­стей (в зда­нии 1958–1959; арх. Чжан Бо), «Чао­ян» (1996) и др. Ор­ке­ст­ры: Нац. сим­фо­ни­че­ский (1956), Ки­тай­ский фи­лар­мо­ни­че­ский (2000). Кон­сер­ва­то­рии: Цен­т­раль­ная (1950), Ки­тай­ская. Кон­церт­ный зал Кит. нац. ра­дио с ор­га­ном герм. ком­па­нии «Gebr. Oberlinger Or­gelbau» (ус­та­нов­лен в 1999). Пе­кин­ский ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­валь. Цир­ко­вые (ак­ро­ба­ти­че­ские) труп­пы: «Имп. Пе­кин­ский цирк» (с 1949 фи­нан­си­ру­ет­ся го­су­дар­ст­вом; с 1970-х гг. под упр. ком­па­нии «Imperial Circus Corp.»), «Нац. цирк КНР» (с 1953 под упр. ком­па­нии «Cirque Chinois»), «Ки­тай­ский гос. цирк» (1990-е гг.) и др.

Пе­кин­ский пла­не­та­рий (1957; пер­вый круп­ный в Ки­тае). Бо­та­нич. сад (1955; пл. 56,4 га; ок. 6 тыс. ви­дов рас­те­ний). Зоо­парк (1906; пл. 89 га; ок. 14,5 тыс. ви­дов жи­вот­ных). Пе­кин­ский ак­ва­ри­ум (т. н. Го­лу­бой зоо­парк; 1997), Пе­кин­ский океа­на­ри­ум (1999; св. 1 тыс. ви­дов мор­ских и пре­сно­вод­ных рыб). Парк Ми­ра (1993; пл. 46,7 га; на его тер­ри­то­рии св. 100 ми­ро­вых ар­хит. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей в ми­ниа­тю­ре).

Круп­ный спор­тив­ный центр. В 2001 про­хо­ди­ла XXI лет­няя Уни­вер­сиа­да. В 2008 со­стоя­лись Иг­ры XXIX Олим­пиа­ды, к ко­то­рым бы­ло воз­ве­де­но св. 30 спор­тив­ных объ­ек­тов. К чем­пио­на­ту ми­ра (1961) по на­столь­но­му тен­ни­су со­ору­жён Дво­рец спор­та «Про­ле­та­рий» (13 тыс. мест), к Ази­ат­ским иг­рам (1990) – ста­ди­он «Про­ле­та­рий» (св. 66 тыс. мест) и Дво­рец спор­та (7 тыс. мест). С 1981 еже­год­но в ок­тяб­ре про­во­дит­ся Пе­кин­ский ма­ра­фон. Про­хо­дят проф. муж­ские (с 1993) и жен­ские (с 1994) тен­нис­ные тур­ни­ры. Два фи­на­ла Гран-при по фи­гур­но­му ка­та­нию (2004–05, 2010–11) про­ве­де­ны в Сто­лич­ном двор­це спор­та (св. 17 тыс. мест). В 2011 со­стоя­лись Все­мир­ные ин­тел­лек­ту­аль­ные иг­ры, в про­грам­му ко­то­рых включены несколько шах­мат­ных тур­ниров, со­стя­за­ния по брид­жу, го, шаш­кам и др.

ВРП го­ро­да центр. под­чи­не­ния П. ок. 318,1 млрд. долл. (в рас­чё­те на ду­шу на­се­ле­ния ок. 15,4 тыс. долл., 2013). Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (до 3/4 ВРП, 2010), в т. ч. адм., фи­нан­со­вые, дело­вые ус­лу­ги, опе­ра­ции с не­дви­жи­мо­стью (б. ч. про­филь­ных уч­ре­ж­де­ний рас­по­ло­же­на в Центр. де­ло­вом р-не), НИОКР и об­ра­зо­ва­ние, транс­порт, ло­ги­сти­ка и связь, СМИ, оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, ту­ри­стич. биз­нес.

П. вхо­дит в чис­ло т. н. ми­ро­вых го­ро­дов – наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски зна­чи­мых в ми­ре. По чис­лу ба­зи­рую­щих­ся здесь штаб-квар­тир круп­ней­ших ми­ро­вых ком­па­ний (41 из 500, 2011) ус­ту­па­ет лишь То­кио, в их чис­ле – ве­ду­щие кит. гос. ком­па­нии: «China National Petroleum Cor­poration» (неф­тя­ная пром-сть), «China Petroleum & Chemical Corporation» («Si­nopec»; неф­те­хи­мич. пром-сть), «State Grid Corporation of China» (элек­тро­энер­ге­ти­ка), «China Telecom Corporation», «China Mobile Communications Corpora­ti­on» (обе – те­ле­ком­му­ни­кац. ус­лу­ги) и др. Здесь рас­по­ло­же­но св. 750 де­неж­но-кре­дит­ных уч­ре­ж­де­ний, в т. ч. Цен­траль­ный банк Ки­тая (Нар. банк Ки­тая), Ко­мис­сия по ре­гу­ли­ро­ва­нию бан­ков­ской дея­тель­но­сти Ки­тая, фон­до­вая бир­жа China Beijing Equity Exchange (CBEX) и эко­ло­гич. бир­жа China Beijing Environmental Ex­change (CBEEX); штаб-квар­ти­ры круп­ней­ших кит. ком­мерч. бан­ков (Industrial and Commercial Bank of China, China Construction Bank, Bank of China, Agri­cultural Bank of China, China Develop­ment Bank и др.) и стра­хо­вых ком­па­ний (в т. ч. «People’s Insurance Company of China», «China Life Insurance Company»).

В П. функ­цио­ни­ру­ют неск. зон вы­со­ких тех­но­ло­гий. Круп­ней­шая из них – пер­вый в стра­не на­уч. парк гос. уров­ня «Чжун­гу­ань­цунь» (в р-не Хай­дянь; сре­ди его фи­лиа­лов – пар­ки «Фын­тай», «Чан­пин», «Ич­жу­ан» на юге, «Парк элек­тро­ни­ки» на се­ве­ро-вос­то­ке). На тер­ри­то­рии на­уч. пар­ка и его фи­лиа­лов раз­ме­ща­ют­ся цен­тры НИОКР и экс­пе­рим. пред­при­ятия ок. 27 тыс. иностр. и нац. ком­па­ний, дей­ст­вую­щих в сфе­ре вы­со­ких тех­но­ло­гий (из них св. 1/2 в ИТ-ин­ду­ст­рии). Сре­ди др. цен­тров НИОКР – Пе­кин­ская эко­но­ми­ко-тех­но­ло­гич. зо­на раз­ви­тия гос. уров­ня, Пе­кин­ская зо­на раз­ви­тия «Ба­да­лин», Пе­кин­ская зо­на пром. раз­ви­тия «Лян­сян».

Фото А. И. Нагаева Проспект Ванфуцзин.
Фото Stephen Cochrane Пекинский столичный международный аэропорт.

Важ­ную роль иг­ра­ют ус­лу­ги транс­пор­та и ло­ги­сти­ки. Го­род свя­зан ав­то­мо­биль­ны­ми до­ро­га­ми (11 нац. и 9 ско­ро­ст­ны­ми ав­то­ма­ги­ст­ра­ля­ми) со все­ми райо­на­ми стра­ны. П. – один из ве­ду­щих в ми­ре цен­тров пас­са­жир­ско­го ж.-д. со­об­ще­ния (в городе 4 ж.-д. во­кза­ла). Дей­ст­ву­ют ско­ро­ст­ные ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли: Пе­кин – Тянь­цзинь – Шан­хай (с от­ветв­ле­ни­ем на Хэ­фэй), Пе­кин – Ухань – Гу­ан­чжоу – Шэнь­чжэнь, Пе­кин – Шэнь­ян (с вы­хо­дом на Да­лянь и Хар­бин). П. – один из круп­ней­ших в Азии уз­лов авиа­со­об­ще­ний. В 2013 Пе­кин­ский сто­лич­ный междунар. аэ­ро­порт пе­ре­вёз 83,6 млн. пас­са­жи­ров (2-е ме­сто в ми­ре по­сле аэ­ро­пор­та в г. Ат­лан­та, США). Пла­ни­руе­мая про­пу­ск­ная спо­соб­ность строя­ще­го­ся Пе­кин­ско­го ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­та Да­син 70–100 млн. пас­са­жи­ров в год. На рын­ке ло­ги­стич. ус­луг дей­ст­ву­ют один из ос­нов­ных в стра­не Пе­кин­ский ме­ж­ду­нар. ло­ги­стич. центр (близ Пе­кин­ско­го сто­лич­но­го междунар. аэ­ро­пор­та), пред­при­ятия ком­па­нии «Chi­na National Materials Storage and Trans­portation Corporation» и др. Роз­нич­ная тор­гов­ля пред­став­ле­на как ве­ду­щи­ми иностр. (амер. «Wal-Mart Sto­res», франц. «Carrefour», герм. «Metro» и др.), так и кит. («Wumart Stores» и др.) ком­па­ния­ми. На­ря­ду с ог­ром­ны­ми су­пер­мар­ке­та­ми, на­се­ле­ние об­слу­жи­ва­ет мно­же­ст­во мел­ких ма­га­зи­нов. Гл. тор­го­вые р-ны – Си­дань и просп. Ван­фуц­зин.

Один из круп­ней­ших ин­дустриальных цен­тров Ки­тая (ок. 1/4 ВРП). Мощ­ная н.-и. ба­за, на­ли­чие ква­ли­фи­цир. ра­бо­чей си­лы и раз­ви­той ин­фра­струк­ту­ры обу­сло­ви­ли кон­цен­тра­цию в сто­ли­це вы­со­ко­тех­но­ло­гич. от­рас­лей. Ве­ду­щие от­рас­ли: элек­трон­ная пром-сть и ав­то­мо­би­ле­строе­ние. П. – один из круп­ней­ших в ми­ре цен­тров по про­из-ву мо­биль­ных те­ле­фо­нов, в т. ч. ма­рок «Sony Ericsson» [на пред­при­яти­ях ком­па­ний «Beijing SE Pu­tian Mobile Communications Co.» и «So­ny Ericsson Mobile Communications (Chi­na) Co.»; обе – под­раз­де­ле­ния швед.-брит. «Sony Ericsson Mobile Communications»] и Nokia [«Nokia (China) Investment Co.»; под кон­тро­лем фин. «Nokia»]. За­во­ды ком­па­ний «Beijing Changliyuan Techno­logy Co.» и «Beijing HaiKeLingGao Electronics Technology Co.» вы­пус­ка­ют за­ряд­ные уст­рой­ст­ва для мо­биль­ных те­ле­фо­нов, «Semiconductor Manufacturing International Corporation» – по­лу­про­вод­ни­ко­вые ком­по­нен­ты и пе­чат­ные пла­ты, «BOE Technology Group Co.» – ЖК-мо­ни­то­ры, «Lenovo Group» – ком­пь­ю­тер­ную тех­ни­ку. Осн. про­из­водств. мощ­но­сти со­сре­до­то­че­ны в на­уч. пар­ке «Чжун­гу­ань­цунь». Ав­то­мо­би­ле­стро­ит. за­во­ды ком­па­нии «Beijing Automotive Industry Holding Co.» про­из­во­дят пи­ка­пы, вне­до­рож­ни­ки, лёг­кие гру­зо­ви­ки, ав­то­бу­сы и ав­то­мо­би­ли во­ен. на­зна­че­ния мар­ки «Bei­jing»; со­вме­ст­ное кит.-кор. пред­при­ятие «Beijing Hyundai Motor Co.» – ав­то­мо­би­ли «Hyundai» и дви­га­те­ли к ним; со­вме­ст­ные кит.-герм. пред­при­ятия «Beijing Benz Automotive Co.» и «Beijing Foton Daimler Automotive Co.» (оба – с «Daimler») – со­от­вет­ст­вен­но лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли мар­ки «Mercedes-Benz» и гру­зо­вые ав­то­мо­би­ли. Осн. цен­тры ав­то­мо­би­ле­строе­ния (вклю­чая про­из-во ав­то­ком­плек­тую­щих): сев.-вост. (Шу­ньи, Пин­гу, Ху­ай­жоу, Ми­юнь), вост. (Тун­чжоу) и юго-вост. (Ич­жу­ан) при­го­ро­ды Пе­ки­на.

Сре­ди др. от­рас­лей ма­ши­но­строе­ния раз­ви­ты стан­ко­строе­ние [пред­при­ятия ком­па­ний «Beijing No.1 Machine Tool (Gaobeidian) Forging Corp.», «Beijing No. 2 Machine Tool Works Co.» и др.], трак­то­ро­строе­ние («Beijing Foison Trac­tor Co.»), про­из-во раз­но­об­раз­но­го пром. обо­ру­до­ва­ния. Неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, неф­те­хи­ми­че­ская [пред­при­ятие ком­па­нии «SINOPEC Beijing Yanshan Co.»; под­раз­де­ле­ние «Sinopec»; мощ­ность 13 млн. т сы­рой неф­ти в год; про­из-во неф­те­про­дук­тов, эти­ле­на (800 тыс. т), син­те­тич. смол и кау­чу­ка, ке­то­нов, фе­но­ла и др.] и хи­ми­че­ская («Beijing Ji­n­yuanqiancheng Chemical Co.» – кра­си­те­ли, ки­сло­ты, кау­стич. со­да и др.; «Beijing Wuyue Tiancheng Chemical Pro­ducts Co.» – кра­си­те­ли, пиг­мен­ты, ки­с­ло­ты, ре­зи­но­тех­нич. из­де­лия и др.; «Beijing Chemical Industry Group Corpo­ration Co.» – син­те­тич. во­лок­на; «Beijing Zi­Qiang Adhesive Products Co.» – про­дук­ция из ПВХ-смол; и др.; П. – ве­ду­щий ми­ро­вой про­из­во­ди­тель ме­ла­ми­на и ме­ла­ми­но­вых со­еди­не­ний) пром-сть. Тра­ди­ци­он­но ве­ли­ко зна­че­ние лёг­кой [«Beijing MYS Textile Co.» – мах­ро­вые тка­ни и из­де­лия из них; «Xin­cheng (Bei­jing) Textiles Co.» – три­ко­таж­ные из­де­лия; «Beijing Jingmian Tex­tile (Group) Co.» – тех­нич. тек­стиль; и др.] и пи­ще­вку­со­вой [«Beijing Weibao Food Indust­ry Co.» – со­усы, при­пра­вы и спе­ции; «Bei­jing Huadu Meat Chicken Co.» – про­дук­ция из мя­са пти­цы; «Beijing Sa­nyuan Foods Co.» – мо­лоч­ные про­дук­ты; «Bei­jing Zhangyiyuan Tea Co.» – пе­ре­ра­бот­ка чая; «Beijing Yan­jing Beer Group» – пи­во (обес­пе­чи­ва­ет ок. 1/2 по­треб­но­стей в пи­ве Сев. Ки­тая); «Beijing Red Star Wine Co.» – ви­на, креп­кие ал­ко­голь­ные на­пит­ки, в т. ч. тра­диц. кит. бе­лый ли­кёр «Baijiu»; и др.] пром-сти.

На до­лю при­го­род­но­го с. х-ва (гл. обр. ово­ще­вод­ст­ва, цве­то­вод­ст­ва и вы­ра­щи­ва­ния гри­бов) при­хо­дит­ся ок. 1% ВРП.

Лит.: Bretschneider E. Archaeological and his­torical researches on Peking and its environs. Shanghai, 1876; Cameron N., Brake B. Peking: a tale of three cities. N. Y., 1965; Arlington L. C., Lewisohn W. In search of old Peking. Hong Kong; Oxf., 1991; Meyer J. F. The Dragons of Tiananmen: Beijing as a sacred city. Columbia, 1991; Ры­чи­ло Б. П., Солн­цев М. В. Пе­кин: Но­вый рус­ский пу­те­во­ди­тель. М., 2000; До­ро­нин Б. Г. Сто­лич­ные го­ро­да Ки­тая. СПб., 2001; Wu Hung. Remaking Beijing: Tia­nan­men Square and the creation of a political space. Chi., 2005; Li L., Dray-Novey A., Kong H. Beijing: from imperial capital to Olympic city. N. Y., 2007; Becker J. City of heavenly tran­quility: Beijing in the history of China. L.; N. Y., 2008; Greco C., Santoro C. Beijing: the new city. Mil.; N. Y., 2008; Olympic architec­ture: Beijing 2008. Beijing; Basel, 2008; Wang Jianhua. Hutongs in Beijing. Bei­jing, 2008; Пле­ска­чев­ская И. Н., Дуб­ров­ская Д. В. Пе­кин. М., 2008; Beijing. 2nd ed. L. a. o., 2011.

Вернуться к началу