Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАЛЕМБА́НГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 108-109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Заварухин (экономика), И. С. Иванова

ПАЛЕМБА́НГ (Palembang), го­род в Ин­до­не­зии, адм. центр пров. Юж. Су­мат­ра. Нас. 1428,7 тыс. чел. (2012; в пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции – св. 2,1 млн. чел.); вто­рой по чис­лу жи­те­лей на о. Су­мат­ра по­сле Ме­да­на. Рас­по­ло­жен на пло­ской за­бо­ло­чен­ной низ­мен­но­сти в юго-вост. час­ти о. Су­мат­ра, на р. Му­си, в на­ча­ле её об­шир­ной дель­ты, в 80 км от по­бе­ре­жья прол. Бан­ка. Круп­ный транс­порт­ный узел: Транс­су­матранс­кое шос­се, ж.-д. ли­ния Бан­дар-Лам­пунг – Лу­бук­лин­гау, со­вме­щён­ный реч­ной и мор. порт (мор. су­да под­ни­ма­ют­ся вверх по уг­луб­лён­ным до 6,5 м ру­ка­вам дель­ты), па­ром­ное со­об­ще­ние с о. Ба­там (пров. Ке­пу­лау­ан-Ри­ау) и г. Мун­ток (пров. Бан­ка-Бе­ли­тунг), ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Сул­та­на Мах­му­да Ба­да­руд­ди­на II. Гор. тер­ри­то­рию пе­ре­се­ка­ют мно­го­числ. ре­ки и ру­чьи. В пе­ри­од наи­бо­лее ин­тен­сив­ных до­ж­дей (но­ябрь – ап­рель) П. за­та­п­ли­ва­ет­ся, за что по­лу­чил не­офиц. назв. «Ве­не­ция Вос­то­ка».

Ос­но­ван пред­по­ло­жи­тель­но в 683 как сто­ли­ца гос-ва Шри­вид­жайя. Пер­во­на­чаль­но рас­по­ла­гал­ся на мор. по­бе­ре­жье (за по­сле­дую­щие сто­ле­тия бе­ре­го­вая ли­ния сме­сти­лась к вос­то­ку), яв­лял­ся круп­ным тор­го­вым цен­тром [вы­во­зи­лись зо­ло­то (по од­ной из вер­сий, назв. го­ро­да про­изош­ло от сло­ва limbang – «ло­ток для про­мыв­ки зо­ло­та»), дре­ве­си­на, ко­фе, пе­рец, позд­нее – ка­мен­ный уголь] и мор. пор­том Юго-Вост. Азии. В 1025 за­хва­чен вой­ска­ми Чо­лов, ли­шил­ся сто­лич­но­го ста­ту­са. В 14 в. по­пал под власть гос-ва Мад­жа­па­хит. В 1617 ос­но­ва­на пер­вая фак­то­рия Ни­дерл. Ост-Инд­ской ком­па­нии (см. Ост-Инд­ские ком­па­нии), в 1659 для за­щи­ты её слу­жа­щих по­стро­ен форт. В 1659–1825 сто­ли­ца сул­та­на­та Па­лем­банг. В 1811–14 и 1818–21 кон­тро­ли­ро­вал­ся анг­ли­ча­на­ми. По­сле уп­разд­не­ния сул­та­на­та с 1825 под вла­стью Ни­дер­лан­дов. В кон. 1920-х – 1930-е гг. в Юж. Су­мат­ре раз­ве­да­ны пер­вые ме­сто­ро­ж­де­ния неф­ти. В 1942–45 ок­ку­пи­ро­ван япон­ца­ми. С 1948 сто­ли­ца гос-ва Юж. Су­мат­ра, с 1950 адм. центр пров. Юж. Су­мат­ра в со­ста­ве не­за­ви­си­мой Ин­до­не­зии.

Фото Achmad Rabin Taim Палембанг. Вертикальный подъёмный мост Ампера через р. Муси. 1965.

Ре­ка Му­си (ши­ри­на 500–1100 м) де­лит го­род на две не­рав­ные час­ти (бóль­шая – се­вер­ная ле­во­бе­реж­ная и юж­ная – пра­во­бе­реж­ная); со­еди­няю­щий их ав­то­мо­биль­ный вер­ти­каль­ный подъ­ём­ный мост Ам­пе­ра – «ви­зит­ная кар­точ­ка» П. (по­стро­ен в 1965 на япон. кре­ди­ты в ка­че­ст­ве ком­пен­са­ции за ущерб, на­не­сён­ный в хо­де 2-й ми­ро­вой вой­ны; дли­на 1177 м, выс. 60 м). Для го­ро­да ха­рак­тер­на плот­ная 2–4-этаж­ная за­строй­ка с отд. мно­го­этаж­ны­ми офис­ны­ми зда­ния­ми и оте­ля­ми. Со­хра­ни­лись тра­диц. де­рев. жи­лые до­ма с 4-скат­ны­ми че­ре­пич­ны­ми кры­ша­ми (т. н. пи­ра­ми­даль­ные до­ма). Сре­ди осн. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей ста­рой час­ти П. (на пра­вом бе­ре­гу р. Му­си) – Боль­шая ме­четь Сул­та­на Мах­му­да Ба­да­руд­ди­на II (1740; ми­на­рет – 1753; круп­ней­шая в пров. Юж. Су­мат­ра), форт Ку­то-Бе­сак (1797), мэ­рия (в зда­нии во­до­на­пор­ной баш­ни голл. по­строй­ки). К за­па­ду от ис­то­рич. цен­тра на­хо­дят­ся Ар­хео­ло­гич. пар­ки Шри­вид­жайя и Бу­кит-Се­гун­танг, где в 1920-е гг. об­на­ру­же­ны ка­мен­ные сте­лы с древ­не­ма­лай­ски­ми над­пи­ся­ми, ста­ту­эт­ки Буд­ды и др. ар­те­фак­ты, а так­же за­хо­ро­не­ния пра­ви­те­лей, сле­ды стро­е­ний эпо­хи Шри­вид­жайи.

П. – один из круп­ней­ших цен­тров об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры о. Су­мат­ра. Сре­ди ву­зов – ун-ты: «Шри­вид­жайя» (1960; от­но­сит­ся к чис­лу ве­ду­щих в стра­не; ряд учеб­ных кор­пу­сов на­хо­дит­ся в г. Ин­д­ра­лая), «Му­хам­ма­дия Па­лем­банг» (1979), Ун-т П. (1980), «Би­на Дар­ма» (1994), «Ин­до Гло­бал Ман­ди­ри» (UIGM; 2004, ста­тус ун-та с 2008) и др.; Гос. ис­лам­ский ин-т; Ин­до­нез. шко­ла жур­на­ли­сти­ки (2010; пер­вая в стра­не). Гор. б-ка (1886). Му­зеи: про­вин­ции Юж. Су­мат­ра (1984; с кол­лек­ци­ей ка­мен­ных скульп­тур ме­га­ли­тич. куль­ту­ры брон­зо­во­го ве­ка гор­но­го рай­она Па­се­мах), ху­до­же­ст­вен­ный Мах­му­да Ба­да­руд­ди­на II [2004; в зда­нии сул­тан­ско­го двор­ца (1823) с ка­мен­ной ста­ту­ей Буд­ды и др. ар­те­фак­та­ми эпо­хи Шри­вид­жайи], су­матранс­ко­го сон­гке­та (вы­шив­ка зо­ло­той и се­реб­ря­ной ни­тью на шёл­ко­вой тка­ни) и др.

П. – круп­ный эко­но­мич. центр Ин­до­не­зии. Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – пром. про­из-во. Ве­ду­щие от­рас­ли: неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, хи­ми­че­ская и неф­те­хи­ми­че­ская пром-сть. Дей­ст­ву­ют ме­тал­лур­гич., су­до­строи­тель­ные и су­до­ре­монт­ные, це­мент­ные за­во­ды. Раз­ви­ты пи­ще­вая и тек­стиль­ная пром-сть. Осн. сек­то­ра сфе­ры ус­луг: адм. услуги, тор­гов­ля, транс­порт и связь, фи­нан­со­вый биз­нес, ту­ризм, об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние. Че­рез порт П. (гл. гру­зо­вой и пас­са­жир­ский тер­ми­нал – Бо­ом-Ба­ру; рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Му­си, к вос­то­ку от цен­тра го­ро­да) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся экс­порт сы­рой неф­ти (с ме­сто­ро­ж­де­ний к за­па­ду от П.), неф­те­про­дук­тов, ка­мен­но­го уг­ля, ми­нер. удоб­ре­ний, на­ту­раль­но­го кау­чу­ка, паль­мо­во­го мас­ла, ко­фе, чая, хлоп­ка, пря­но­стей, дре­ве­си­ны и ко­ры хин­но­го де­ре­ва.

Вернуться к началу