Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́ФФЕНБAХ-АМ-МАЙН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 719

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Матвеева (история), В. Н. Стрелецкий (экономика), Д. П. Шульгина (архитектура)
Оффенбах-ам-Майн. Вид города. Фото Martin Wieczorrek

О́ФФЕНБAХ-АМ-МАЙН (Offenbach am Ma­in), го­род в центр. час­ти Гер­ма­нии, зем­ля Гес­сен. Нас. 116,9 тыс. чел. (2013), из них ок. 31% – ино­стран­цы, гл. обр. тур­ки, италь­ян­цы, гре­ки, сер­бы, ара­бы (по до­ле им­ми­гран­тов О.-ам-М. за­ни­мает 1-е ме­сто сре­ди круп­ных, с нас. св. 100 тыс. чел., го­ро­дов стра­ны). Рас­поло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Майн, в 40 км от мес­та её впа­де­ния в Рейн. Вхо­дит в по­ли­цен­три­че­скую Франк­фурт­скую (Рейн­ско-Майн­скую) ко­нур­ба­цию, яв­ля­ет­ся юго-вост. при­го­ро­дом Франк­фур­та-на-Май­не. Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог; че­рез го­род про­хо­дят ав­то­ма­ги­стра­ли: Эм­ме­рих – Дюс­сель­дорф – Франк­фурт-на-Май­не – Нюрн­берг – Пас­сау (од­на из глав­ных в стра­не) и «Тау­нус – Оден­вальд» (Обер­ур­зель – Франк­фурт-на-Май­не – Ной-Изен­бург – Эгельс­бах) и ж.-д. ма­ги­страль Франк­фурт-на-Май­не – Ха­нау-ам-Майн – Фуль­да – Беб­ра. Ре­ка Майн со­еди­ня­ет О.-ам-М. с круп­ней­шей в Зап. Ев­ро­пе Рейн­ской вод­но-транс­порт­ной сис­те­мой, че­рез ка­нал Майн-Ду­най – со стра­на­ми Юго-Вост. Ев­ро­пы. Авиа­пе­ре­воз­ки обес­пе­чи­ва­ет ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Франк­фур­та-на-Май­не.

По­се­ле­ние на мес­те совр. О.-ам-М. воз­ник­ло пред­по­ло­жи­тель­но во 2-й пол. 6 в. Впер­вые О.-ам-М. упо­ми­на­ет­ся в письм. ис­точ­ни­ках в 977. Пер­во­на­чаль­но при­над­ле­жал ро­ду ми­ни­сте­риа­лов Ха­ген-Мюн­цен­бер­гов, с 1255 – гра­фам Фаль­кен­штай­нам. В 1486 пе­ре­шёл во вла­де­ние гра­фов Изен­бур­гов, с 1556 слу­жил им ре­зи­ден­ци­ей. В 1559 в О.-ам-М. про­ве­де­на Ре­фор­ма­ция. Во вре­мя Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48 за­хва­чен ба­вар­ски­ми вой­ска­ми. По­сле их из­гна­ния в 1631 швед. ко­роль Гус­тав II Адольф при­нял в О.-ам-М. ка­пи­ту­ля­цию Франк­фур­та-на-Май­не. В 1635–42 вре­мен­но на­хо­дил­ся во вла­де­нии ланд­гра­фов Гес­сен-Дарм­штадт­ских. В 1698 граф Ио­ганн Фи­липп фон Изен­бург-Оф­фен­бах (1685–1718) при­нял в О.-ам-М. бе­жен­цев-гу­ге­но­тов, что по­ло­жи­ло на­ча­ло его бы­ст­ро­му эко­но­мич. раз­ви­тию и пре­вра­ще­нию в го­род.

В 1806 в со­ста­ве вла­де­ний Изен­бур­гов во­шёл в Рейн­ский со­юз, по ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 пе­ре­дан Ав­ст­рии. В 1816–1918 в со­ста­ве пров. Штар­кен­бург Вел. гер­цог­ст­ва Гес­сен (в 1871 во­шло в Герм. им­пе­рию). В 1828–1835 место про­ве­де­ния ме­ж­ду­нар. яр­ма­рок (вме­сто ут­ра­тив­ше­го зна­че­ние яр­ма­роч­но­го цен­тра Франк­фур­та-на-Май­не). С 1832 центр од­но­им. окру­га. В 1848 свя­зан же­лез­ной до­ро­гой с Франк­фур­том-на-Май­не. Со 2-й пол. 19 в. круп­ный пром. центр; гл. от­ра­сли: ко­же­вен­ная (раз­ви­ва­ет­ся с 18 в.), хи­мич. (про­из-во ани­ли­но­вых кра­си­те­лей, наф­то­ла и др.) и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щая (стро­ит. ме­тал­ло­кон­струк­ции; обе воз­ник­ли пос­ле соо­ру­же­ния реч­но­го пор­та О.-ам-М., 1899–1902). В 1908 к О.-ам-М. при­сое­ди­не­на близ­ле­жа­щая ком­му­на Бюр­гель. С 1919 ве­ду­щий пром. центр пров. Штар­кен­бург Нар. гос-ва Гес­сен в со­ста­ве вей­мар­ской, с 1933 гит­ле­ровской Гер­ма­нии. В 1920 на ко­рот­кое вре­мя ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми. В 1938 к О.-ам-М. при­сое­ди­не­на ком­му­на Би­бер, в 1942 – ком­му­на Рум­пен­хайм; в но­яб. 1938 го­род по­лу­чил ста­тус са­мо­сто­ят. адм. еди­ни­цы. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны в ре­зуль­та­те анг­ло-амер. бом­бар­ди­ро­вок в О.-ам-М. раз­ру­ше­но ок. 36% гор. за­строй­ки. С 1945 в амер. зо­не ок­ку­па­ции, вклю­чён в со­став зем­ли Грос-Гес­сен (с 1.12.1946 Гес­сен), с 1949 в ФРГ. С сер. 20 в. го­род по­сте­пен­но ут­ра­чи­вал тра­диц. от­рас­ли пром-сти (осн. часть пред­прия­тий бы­ла за­кры­та или пе­ре­не­се­на в др. райо­ны стра­ны).

В ис­то­рич. цен­тре го­ро­да – за­мок Изен­бург (1560-е гг.), франц. ре­фор­мат­ская цер­ковь (1699–1718), за­мок Рум­пен­хайм в сти­ле клас­си­циз­ма (18 в., раз­ру­шен во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, вос­ста­нов­лен в 2002), дво­рец Бю­зинг (1775, пе­ре­стро­ен в 1901–07 в сти­ле не­о­ба­рок­ко), ка­то­лич. ц. Св. Ма­рии в фор­мах не­оба­рок­ко (1911–13, арх. Л. Бек­кер), си­на­го­га (1913–16; ны­не те­атр), вил­ла Цим­ме­ра (1912–13, арх. Д. Бём, см. Бём, се­мья), фаб­ри­ка бр. Хай­не (1912–1914, арх. Х. Эбер­хардт). Сре­ди по­стро­ек 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.: Ра­ту­ша (1971, ар­хит. бю­ро «Meier, Graf, Spei­del»), зда­ние гор. сбе­ре­гат. кас­сы (1999, ар­хит. бю­ро «KSP Jürgen Engel Ar­chi­tek­ten»), не­бо­скрёб «City Tower» (2001–2003, ар­хит. бю­ро «Novotny Mähner As­soziierte»; выс. 120 м, са­мое вы­со­кое зда­ние О.-ам-М.).

Гл. вуз го­ро­да – Ин-т ди­зай­на (ос­но­ван в 1832 как ху­дож. уч-ще, совр. ста­тус с 1970). Ака­де­мия управ­ле­ния и хо­зяй­ст­ва (2006). Му­зеи: Не­мец­кий му­зей ко­же­вен­но­го де­ла (1917; объ­е­ди­ня­ет три му­зея: обу­ви; при­клад­но­го иск-ва, ре­мес­ла и ди­зай­на от Сред­не­ве­ко­вья до со­вре­мен­но­сти; эт­но­ло­ги­че­ский с от­де­ле­ния­ми Азии, Аф­ри­ки и Аме­ри­ки), ис­то­рии го­ро­да (1917), К. Клин­гш­по­ра (1953; ис­то­рия письм. куль­ту­ры че­ло­ве­че­ст­ва, кни­го­пе­ча­та­ния и по­ли­гра­фии), совр. ис­кус­ст­ва име­ни худ. Б. Ро­зен­хай­ма (2008; со­б­ра­ние жи­во­пи­си, гра­фи­ки и скульп­ту­ры 20–21 вв.).

Оф­фен­бах­ский фут­боль­ный клуб «Кик­керс» – один из ста­рей­ших в Гер­ма­нии (ос­но­ван в 1901), 2-крат­ный ви­це-чем­пи­он ФРГ (1950, 1959), об­ла­да­тель Куб­ка ФРГ (1970), в нач. 21 в. высту­па­ет в 3-й бун­дес­ли­ге, при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Шпар­да-Банк-Гес­сен» (2012; 20,5 тыс. мест; соо­ру­жён на ме­сте ста­дио­на «Би­бе­рер Берг», 1921).

В нач. 21 в. ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; её ве­ду­щие сек­то­ра: ад­ми­ни­стра­тив­ные, де­ло­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич., фи­нан­со­вые, ин­фор­мац. и те­ле­ком­му­ни­кац. ус­лу­ги, оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, из­да­тель­ская дея­тель­ность. В О.-ам-М. ба­зи­ру­ют­ся: ев­роп. пред­ста­ви­тель­ст­ва юж.-кор. ком­па­ний «Hyun­dai» (ав­то­мо­би­ле­строе­ние) и «Kumho Tire» (про­из-во ав­то­мо­биль­ных шин); герм. от­де­ле­ния франц. ком­па­нии AREVA (обо­ру­до­ва­ние для атом­ной энер­ге­ти­ки и др.), амер. «Honeywell» (элек­трон­ные си­сте­мы уп­рав­ле­ния, ав­то­ма­ти­за­ции и др.) и брит. «Deltec International Cou­rier» (ло­ги­сти­ка); ре­гио­наль­ное от­де­ле­ние франц. ком­па­нии «Capgemini» (кон­сал­тинг в сфе­ре ме­недж­мен­та и ин­фор­мац. тех­но­ло­гий); дейст­ву­ют неск. баз син­га­пур­ской ло­ги­стич. ком­па­нии «APL Logistics». В го­ро­де соз­дан круп­ней­ший в стра­не кла­стер пред­при­ятий, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся в об­лас­ти тех­нич., пром. и ху­дож. ди­зай­на (св. 4 тыс. спе­циа­листов, не­сколь­ко со­тен ар­хи­тек­тур­ных и ди­зай­нер­ских бю­ро, сту­дий гра­фи­ки, ани­ма­ции и др.). Здесь же раз­ме­ща­ет­ся Ме­тео­ро­ло­гич. служ­ба Гер­ма­нии.

Осн. от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние. О.-ам-М. – один из ве­ду­щих в стра­не цен­тров про­из-ва по­ли­гра­фи­че­ско­го и кон­тор­ско­го обо­ру­до­ва­ния, ко­пи­ро­валь­ной и оф­сет­ной тех­ни­ки (пред­при­ятия «manroland AG»). Важ­ное зна­че­ние име­ет про­из-во ав­то­ком­плек­тую­щих для сбо­роч­ных за­во­дов Рейн­ско-Майн­ско­го ре­гио­на. За­вод дат. кон­цер­на «Dan­foss» вы­пус­ка­ет ком­прес­со­ры, хо­ло­диль­ную тех­ни­ку, те­п­ло­вую и раз­но­об­раз­ную пром. ав­то­ма­ти­ку. Хи­мич. пром-сть спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пус­ке по­лу­про­дук­тов для про­из-ва по­ли­эфир­ных во­ло­кон. О.-ам-М. – один из глав­ных в Гер­ма­нии цен­тров по вы­пус­ку раз­но­об­раз­ных кра­си­те­лей и пиг­мен­тов, по­ли­эфир­ных смол (амер. ком­па­ния «Invista») и по­лу­про­дук­тов для их про­из-ва («Allessa»), мы­ла, средств лич­ной ги­гие­ны и пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. то­ва­ров («M. Kappus»), ла­ков и кра­сок («Alfred Clouth Lack­fab­rik»), ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий и кож­за­ме­ни­те­лей. В нач. 21 в. бы­ст­ро раз­ви­ва­ет­ся фар­мацев­тич. пром-сть. Со­хра­нив­шие­ся ко­же­вен­но-обув­ные пред­при­ятия спе­циа­ли­зи­ру­ют­ся на из­го­тов­ле­нии ма­ло­се­рий­ных партий до­ро­го­стоя­щей обу­ви (ком­па­нии «Seeger Lederwaren», «Comtesse» и др.). Ком­па­ния «Pirastro» – один из ве­ду­щих в ми­ре про­из­во­ди­те­лей струн для муз. ин­ст­ру­мен­тов, ка­ни­фо­ли и хи­рур­гич. шов­ных ма­те­риа­лов. Пред­при­ятия та­бач­ной, пи­ще­вой, фа­ян­со­вой, по­ли­гра­фич. пром-сти. На ок­раи­не О.-ам-М. – круп­ный му­соро­сжи­гат. за­вод (пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет св. 200 тыс. т му­со­ра в год, обес­пе­чи­ва­ет зна­чит. часть по­треб­но­стей го­ро­да в элек­тро­энер­гии).

Лит.: Kurt A. Stadt und Kreis Offenbach in der Geschichte. Offenbach, 1998.

Вернуться к началу