Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСТЕ́НДЕ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 584

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика). 
Фото Gary Houston Пляж и мол в Остенде.

ОСТЕ́НДЕ (ни­дерл. Oostende, франц. Os­tende), го­род на се­ве­ро-за­па­де Бель­гии, во Фла­манд­ском ре­гио­не, в пров. Зап. Флан­д­рия. Нас. 70,5 тыс. чел. (2013). Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Се­вер­но­го мо­ря. Важ­ный транс­порт­ный узел. На­чаль­ный пункт ско­ро­ст­ной ав­то­ма­ги­ст­ра­ли Ос­тен­де – Брюг­ге – Гент – Брюс­сель. Вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние с Брюс­се­лем, Ген­том и Брюг­ге (ж.-д. во­кзал со­вме­щён с мор. па­ром­ным тер­ми­на­лом). Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ет ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Ос­тен­де-Брюг­ге. Мор. порт; па­ром­ное со­об­ще­ние с г. Рамс­гит (Ве­ли­ко­бри­та­ния). Ка­на­лом, со­еди­няю­щим Се­вер­ное м. с р. Шель­да (от­крыт в 1622, дли­на 20,5 км), О. свя­зан с Брюг­ге и да­лее с Ген­том (с 1751, дли­на 47 км). Че­рез го­род про­хо­дит ли­ния ме­ж­ду­го­род­не­го бе­ре­го­во­го трам­вая (Кнок­ке-Хейст, близ гра­ни­цы с Ни­дер­лан­да­ми, – Де-Пан­не, близ гра­ни­цы с Фран­ци­ей; са­мая про­тя­жён­ная в ми­ре, дли­на 67 км). При­мор­ский кли­ма­тич. и баль­нео­ло­гич. ку­рорт.

Воз­ник как ры­бац­кое по­се­ле­ние на вост. ок­раи­не (от­сю­да на­зва­ние) о. Тес­те­реп, впо­след­ст­вии слив­ше­го­ся с ма­тери­ком. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 814. С сер. 9 в. при­над­ле­жал гра­фам Флан­д­рии. В 1267 гра­фи­ня Флан­д­р­ская Мар­га­ри­та Кон­стан­ти­но­поль­ская (1244–80) да­ро­ва­ла О. гор. при­ви­ле­гии. В 1395 гор. центр пе­ре­не­сён юж­нее, за дам­бу, со­ору­жён­ную для за­щи­ты го­ро­да от за­то­п­ле­ния. В 1447 по­стро­ен порт, пре­вра­тив­ший го­род в один из круп­ней­ших тор­го­вых цен­тров. На про­тя­же­нии сред­них ве­ков гл. за­ня­ти­ем ме­ст­но­го на­се­ле­ния бы­ло ры­бо­лов­ст­во. С 1477 (окон­ча­тель­но с 1482) под вла­стью Габс­бур­гов, с 1555 – исп. Габс­бур­гов. Во вре­мя Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. оп­лот гё­зов, в 1580-х гг. зна­чи­тель­но ук­ре­п­лён. В хо­де дли­тель­ной оса­ды исп. ар­ми­ей (июль 1601 – сент. 1604) силь­но раз­ру­шен. С 1714 в со­ста­ве Австр. Ни­дер­лан­дов, стал их гл. пор­том. В 1722 ос­но­ва­на Ос­тенд­ская ком­па­ния, по­лу­чив­шая мо­но­по­лию на тор­гов­лю с Вос­то­ком (уп­разд­не­на под дав­ле­ни­ем Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1727/31). В 1795 ан­нек­си­ро­ван Фран­цией, с 1815 в Ни­дер­ланд­ском ко­ро­лев­ст­ве 1815–30, с 1830 в со­ста­ве Бель­гии. В 1838 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Брюс­се­лем. В нач. 19 в. при­об­рёл ев­роп. из­вест­ность как ме­сто от­ды­ха и мор. ку­па­ний. По­пу­ляр­ность ку­рор­та воз­рос­ла по­сле по­се­ще­ния его англ. ко­ро­ле­вой Вик­то­ри­ей в 1834. Рас­цве­та О. дос­тиг в пе­ри­од прав­ле­ния ко­ро­ля Ле­о­поль­да II (1865–1909), бла­го­да­ря вни­ма­нию ко­то­ро­го к за­строй­ке О. го­род стал од­ним из са­мых фе­ше­не­бель­ных (на­ря­ду с Мон­те-Кар­ло, Брай­то­ном, До­ви­лем) ку­рор­тов Ев­ро­пы. Силь­но раз­ру­шен в ре­зуль­та­те герм. бом­бар­ди­ро­вок в 1940.

Осн. при­род­ные ле­чеб­ные фак­то­ры: уме­рен­ный мор. кли­мат с мяг­кой зи­мой (ср. темп-ра янв. ок. 3 °C) и уме­рен­но тё­п­лым ле­том (ср. темп-ра ию­ля ок. 17 °C), осад­ков до 800 мм в год; суб­тер­маль­ные (темп-ра 21 °C), низ­ко­ми­не­ра­ли­зо­ван­ные (3,2 г/дм3) хло­рид­ные на­трие­вые, со­дер­жа­щие суль­фи­ды, ка­лий, бром, во­ды ми­нер. ис­точ­ни­ков, а так­же мор. суль­фид­ная ило­вая грязь. Про­ве­де­нию та­лас­со­те­ра­пии бла­го­при­ят­ст­ву­ют ши­ро­кие (до 300 м) мел­ко­пес­ча­ные пля­жи, про­тя­нув­шие­ся поч­ти на 15 км. Кли­ма­то­та­лас­со­те­ра­пию и баль­не­ог­ря­зе­ле­че­ние (ми­нер. ван­ны, ин­га­ля­ции, питье­вое ле­че­ние, гря­зе­вые ап­пли­ка­ции) приме­ня­ют при за­бо­ле­ва­ни­ях сер­деч­но-со­су­ди­стой и нерв­ной сис­тем, ор­га­нов ды­ха­ния, дви­же­ния и опо­ры, пи­ще­ва­ре­ния. Мно­го­числ. оте­ли, бас­сей­ны с мор. и ми­нер. во­дой.

Остенде. Королевские галереи. 1902–06. Архитектор Ш. Жиро.

Центр го­ро­да име­ет срав­ни­тель­но пра­виль­ную пла­ни­ров­ку, па­рад­ные ма­ги­ст­ра­ли, пар­ки (Го­род­ской, Ле­о­поль­да, Ма­рии Ген­ри­ет­ты). На ре­кон­ст­руи­ро­ван­ном с 1873 по­бе­ре­жье (ны­не на­бе­реж­ная ко­ро­ля Бо­ду­эна I) рас­по­ло­же­ны: ип­по­дром «Вел­линг­тон» (1883; вос­ста­нов­лен в 1947–53, арх. В. Фо­бер; боль­шой зал – 1962, арх. М. Мол­ле­манс), Ве­не­ци­ан­ские га­ле­реи (1900–03, арх. А. Ма­ке), Ко­ро­лев­ские га­ле­реи в сти­ле не­оклас­си­циз­ма со сдво­ен­ны­ми ко­лон­на­ми тос­кан­ско­го ор­де­ра (1902–06, арх. Ш. Жи­ро; дли­на ок. 380 м), ван­ное зда­ние (Па­ле-де-Терм; 1931–33, арх. А. Л. Да­ни­елс), ча­со­вая баш­ня (1935, арх. Фо­бер), зда­ние кур­за­ла с ка­зи­но, кон­церт­ным за­лом, вы­ста­воч­ны­ми по­ме­ще­ния­ми (1950–1953, арх. Л. Сти­нен; рос­пи­си П. Дель­во, 1952). Сре­ди др. по­стро­ек: баш­ня ста­рой ц. Св. Пет­ра (кон. 15 в.), цер­ковь ка­пу­ци­нов (1620), т. н. Ис­пан­ский до­мик (1741; ра­зо­бран и вы­стро­ен за­но­во в 2000–01), 5-гран­ный в пла­не форт На­по­ле­он (1810–14), ма­як (1860, вос­ста­нов­лен в 1948); нео­го­ти­че­ские анг­ли­кан­ская цер­ковь (1863–64) и ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла (1899–1908, арх. Л. Де­ла­сан­се­ри; 2 баш­ни выс. 72 м); зда­ния ко­ро­лев­ско­го те­ат­ра (1905), Выс­шей шко­лы мо­ре­пла­ва­ния (1932, арх. П. Вер­брюг­ген), Дво­рец юс­ти­ции в ду­хе мо­дер­низ­ма (1938). В 1950-е гг. воз­ве­де­ны: пор­то­вые со­ору­же­ния с рыб­ным рын­ком (1951), поч­тамт (1952, арх. Г. Эйс­се­линк), ком­плекс Ра­ту­ши с биб­лио­те­кой, му­зе­ем и др. по­ме­ще­ния­ми (т. н. Дво­рец куль­ту­ры и празд­ни­ков; 1954–58, арх. В. Бур­жуа; ре­кон­ст­руи­ро­ван под тор­го­вый центр в 2003–07). Па­мят­ни­ки: мо­ря­кам (1953), ко­ро­лям Ле­о­поль­ду I и Ле­о­поль­ду II.

Фото Marco van Houdt Остенде. Корабль-музей «Меркатор».

Н.-и. ин-т ку­рор­то­ло­гии. Выс­шая ка­то­лич. шко­ла Брюг­ге-Ос­тен­де (1994), Выс­шая шко­ла мо­ре­пла­ва­ния. Ис­то­рич. му­зей «Де Пла­те» (1899); ко­рабль-му­зей «Мер­ка­тор» (1964; суд­но по­строе­но в 1932, до 1960 учеб­ный па­рус­ник бельг. тор­го­во­го фло­та); Му­зей­ный ком­плекс Ра­вер­сей­де [с 1988; вклю­ча­ет быв. усадь­бу прин­ца Шар­ля, бе­ре­го­вые ук­ре­п­ле­ния 1940–44 (часть «Ат­лан­ти­че­ско­го ва­ла»), ре­кон­ст­рук­цию ср.-век. ры­бац­кой дер. Вал­ра­вер­сей­де (от­кры­та в 2000)]; Ху­дож. му­зей «Mu.ZEE» (2008, об­ра­зо­ван слия­ни­ем му­зе­ев – изо­бра­зит. ис­кусств, 1893, и совр. иск-ва, 1986); его фи­ли­ал – Дом-му­зей худ. Дж. Эн­со­ра (1974). Мор. ак­ва­ри­ум. Еже­год­но про­во­дит­ся «Бал мёрт­вой кры­сы» (те­ма­тич. кар­на­вал).

Фут­боль­ный ста­ди­он «Ал­бер­тпарк» (8 тыс. мест). Бас­кет­боль­ный клуб «Ос­тен­де» – 14-крат­ный чем­пи­он Бель­гии (1981–2013) и 13-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка стра­ны (1979–2013); при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на «Слёй­тер Аре­не» (5 тыс. мест).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг. О. – центр ту­риз­ма, один из гл. бельг. цен­тров ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний и от­ды­ха с раз­ви­той ку­рорт­ной ин­фра­струк­ту­рой. На­уч. парк-ин­ку­ба­тор «Грин­бридж» (со­здан на ба­зе Ун-та г. Гент) спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на ис­сле­до­ва­ни­ях в об­лас­ти пи­та­ния и пи­ще­вых про­дук­тов, ох­ра­ны здо­ро­вья че­ло­ве­ка и ок­ру­жаю­щей сре­ды, фар­ма­цев­ти­ки, во­зоб­нов­ляе­мых ис­точ­ни­ков энер­гии и при­ме­не­ния ин­но­вац. тех­но­ло­гий в этих об­лас­тях. Че­рез порт О. (гру­зо­обо­рот 2,2 млн. т в 2011) про­хо­дит зна­чит. часть круп­но­га­ба­рит­ных гру­зов, в осн. для Ве­ли­ко­бри­та­нии; по ка­на­лу Се­вер­ное м. – р. Шель­да пе­ре­во­зят­ся гл. обр. уголь, строй­ма­те­риа­лы, с.-х. и хи­мич. про­дук­ция, тек­стиль­ное сы­рьё. Аэ­ро­порт Ос­тен­де-Брюг­ге спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся пре­им. на гру­зо­пе­ре­воз­ках (ок. 64 тыс. т в 2011; пре­об­ла­да­ют ско­ро­пор­тя­щие­ся про­дук­ты пи­та­ния).

В О. раз­ме­ща­ют­ся Ев­роп. центр раз­ви­тия япон. ком­па­нии «Daikin Industries» (осн. спе­циа­ли­за­ция – ин­но­вац. энер­го­сбе­ре­гаю­щие тех­но­ло­гии в сфе­ре кли­мат-кон­тро­ля) и её за­вод (вы­пуск бы­то­вых и пром. кон­ди­цио­не­ров, вен­ти­ляц. ус­та­но­вок, воз­ду­хо­очи­сти­те­лей), штаб-квар­ти­ра ком­па­нии «Electrawinds» (раз­ра­бот­ка, строи­тель­ст­во и экс­плуа­та­ция эко­ло­ги­че­ски чис­тых энер­го­ус­та­но­вок, в т. ч. вет­ро­энер­го­ус­та­но­вок) и пред­при­ятие по про­из-ву био­то­п­ли­ва (на ба­зе жи­вот­ных жи­ров, рас­ти­тель­ных и бы­то­вых от­хо­дов). Пред­при­ятия: ком­па­ний «Fire Technics» (раз­ра­бот­ка, про­из-во и по­став­ки про­ти­во­по­жар­но­го обо­ру­до­ва­ния и др. тех­ни­ки для ава­рий­ных ра­бот), «Dura­net» (разл. за­щит­ные и др. ма­те­риа­лы – тка­ни, плён­ки, ме­тал­лич. сет­ки, тро­сы – пром., стро­ит., транс­порт­но­го и бы­то­во­го на­зна­че­ния, в осн. на ба­зе ис­поль­зо­ва­ния втор­сы­рья), «Ve­su­vius Belgium» (в струк­ту­ре амер. «Ve­suvius»; ог­не­упор­ные и ке­ра­мич. ма­те­ри­а­лы, ис­поль­зуе­мые гл. обр. в ме­тал­лур­гии), «Proviron» (вы­пуск про­дук­ции ос­нов­ной хи­мии, а так­же разл. функ­цио­наль­ных жид­ко­стей и реа­ген­тов для хи­мич., фар­ма­цев­тич., бу­маж­ной пром-сти, ав­то- и авиа­тех­ни­ки, очи­ст­ки вод и др.), «De Bree Soluti­ons» (пе­ре­ра­бот­ка от­хо­дов, очи­ст­ка и обез­зара­жи­ва­ние почв), «Fides Petfood» (в со­ста­ве «Group De­pré»; кор­ма для до­маш­них жи­вот­ных), «Icemark NV» (пе­ре­ра­бот­ка ры­бы, гл. обр. из Ис­лан­дии, по­став­ки про­дук­ции, в т. ч. на экс­порт) и др. Со­хра­ня­ет­ся зна­че­ние О. как тра­диц. цен­тра ры­бо­лов­ст­ва и раз­ве­де­ния уст­риц, про­из-ва бельг. шо­ко­ла­да («P&J Choco­lates Factory» и др.), пи­ва. Б. ч. пром. мощ­но­стей рас­по­ло­же­ны в пре­де­лах ин­ду­ст­ри­аль­ных пар­ков близ зап. ок­раи­ны го­ро­да.

В ок­ре­ст­но­стях О., вдоль по­бе­ре­жья Се­вер­но­го м., – при­мор­ские кли­ма­тич. ку­рор­ты Бре­де­не, Де-Пан­не, Зеб­рюг­ге, Кнок­ке-Хейст, Кок­сей­де, Ньив­порт-Бад и др.

Лит.: Open monumentendag Oostende. Oos­tende, 1995; Theuninck J.-M., Vermaut C. Oos­tende, stad in zicht. Oostende, 2001; Oos­tende in de Belle Époque: 1905, net wonderjaar van Leopold II. Leuven; Oostende, 2005.

Вернуться к началу