Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́РФОЛК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 343-344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Баранчиков

НО́РФОЛК (Norfolk), го­род на Юге США, в юго-вост. час­ти шта­та Вир­ги­ния. Нас. 243,8 тыс. чел. (2013; в т. ч. 43,1% – аф­роа­ме­ри­кан­цы, 6,6% – вы­ход­цы из стран Лат. Аме­ри­ки), вто­рой по чис­лу жи­те­лей в шта­те по­сле г. Вир­ги­ния-Бич (Вирд­жи­ния-Бич). Вме­сте с го­ро­да­ми Вир­ги­ния-Бич, Хамп­тон, Нью­порт-Ньюс и при­го­ро­да­ми Порт­смут и Че­са­пик об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию – ме­тро­по­ли­тен­ский аре­ал Хамп­тон-Ро­удс с нас. св. 1,7 млн. чел. Рас­по­ло­жен в 28 км от по­бе­ре­жья Ат­лан­ти­че­ско­го ок., при вхо­де в Че­са­пик­ский зал., на юж. по­бе­ре­жье га­ва­ни Хамп­тон-Ро­удс, на пра­вом бе­ре­гу р. Эли­за­бет. Мор. порт и об­слу­жи­ваю­щая его круп­ная ж.-д. стан­ция. Узел ав­то­ма­ги­ст­ра­лей; свя­зан тон­нель­но-мо­сто­вы­ми пе­ре­хо­да­ми че­рез га­вань Хамп­тон-Ро­удс с Хам­пто­ном и Нью­порт-Нью­сом (Хамп­тон-Ро­удс; 1957, до­стро­ен в 1976; дли­на ок. 5,6 км), а че­рез вход в Че­са­пик­ский за­лив – с п-овом Дел­мар­ва (Че­са­пик-Бей; 1960–64, до­стро­ен в 1995–99; дли­на 37 км). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (в 9 км к се­ве­ро-вос­то­ку от цен­тра го­ро­да).

Фото Joey Sheely Норфолк. Вид набережной Уотерсайд-драйв.

Ос­но­ван ко­ро­лев­ской хар­ти­ей 1682 как «Towne of Lower Norfolk County» в со­ста­ве ко­ло­нии Вир­ги­ния. С 1691 в граф­ст­ве Нор­фолк (на­зва­но по од­но­им. граф­ст­ву в Анг­лии). В 1-й пол. 18 в. раз­ви­вал­ся как круп­ный тор­го­вый центр (че­рез Н. экс­пор­ти­ро­ва­лись та­бак, лес, дё­готь, ко­жа). В на­ча­ле Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83 центр лоя­ли­стов. В 1776 за­нят амер. вой­ска­ми, под­верг­ся бом­бар­ди­ров­ке, за­тем бло­ка­де брит. фло­та. В 1799, 1804 по­стра­дал от по­жа­ров. Во вре­мя анг­ло-аме­ри­кан­ской вой­ны 1812–14 два­ж­ды под­верг­ся ата­кам брит. войск, но взят не был. В 1820–1850-е гг. один из цен­тров т. н. дви­же­ния «На­зад – в Аф­ри­ку» (ре­пат­риа­ция нег­ров из США). В 1845 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В 1858 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Пи­терс­бер­гом, в 1883 – с Вир­ги­ния-Бич. Во вре­мя Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–65 важ­ная во­ен.-мор. ба­за южан. В 1862 взят вой­ска­ми се­ве­рян под ко­манд. бри­гад­но­го ген. Дж. Ву­ла. В кон. 19 – нач. 20 вв. раз­ви­вал­ся как центр экс­пор­та уг­ля, с.-х. про­дук­ции и ры­бы, рас­ши­рял­ся за счёт при­сое­ди­не­ния близ­ле­жа­щих на­се­лён­ных пунк­тов. В го­ды 1-й и 2-й ми­ро­вых войн один из цен­тров управ­ле­ния ВМФ США. Во 2-й пол. 20 в. важ­ный центр су­до­строе­ния и транс­порт­ный узел. В 1960–70-е гг. в свя­зи с от­то­ком «бе­ло­го» на­се­ле­ния в при­го­ро­ды из­ме­ня­лась со­ци­аль­ная струк­ту­ра. В 1980-е гг. для ус­ко­ре­ния раз­ви­тия ис­то­рич. цен­тра го­ро­да пред­при­ня­та его ре­кон­ст­рук­ция (раз­ру­ше­ны ус­та­рев­шие склад­ские по­ме­ще­ния, воз­ве­дён ряд вы­сот­ных зда­ний).

Сре­ди ста­рей­ших по­стро­ек Н. – анг­ли­кан­ская епи­ско­паль­ная ц. Св. Пав­ла (1739; со сле­дом от сна­ря­да, ос­тав­шим­ся по­сле бом­бар­ди­ров­ки 1776), форт Н. (ос­но­ван в 1794, со­ору­же­ния пре­им. 1810), до­ма Уиттл (1791), М. Май­ер­са (1792; ны­не му­зей) и Уил­ло­уби-Бей­лор (1794; с 2005 Ис­то­рич. му­зей Н.; в со­ста­ве Ху­дож. му­зея Крайс­ле­ра) в ге­ор­ги­ан­ском сти­ле. В Н. – об­ществ. зда­ния в сти­ле клас­си­циз­ма: Ака­де­мии Н. (1840, арх. Т. У. Уол­тер), быв. Ра­ту­ши (1850, ар­хи­тек­то­ры У. Сингл­тон, Уол­тер; ны­не Ме­мо­ри­ал ге­не­ра­ла Д. Ма­кар­ту­ра), та­мож­ни (1859, арх. А. Б. Янг), а так­же поч­там­та в сти­ле не­оре­нес­санс (Ста­рой ра­ту­ши; 1899–1900, ар­хит. бю­ро «Wyatt & Nol­ting»). Так­же в Н.: нео­го­тич. ц. Не­по­роч­но­го за­ча­тия (1858) и особ­няк Хан­тер-ха­ус в вик­то­ри­ан­ском сти­ле (1894, арх. У. П. Уэн­ту­орт; ны­не му­зей). Осн. рай­он де­ло­вой и об­ще­ств. ак­тив­но­сти – на­бе­реж­ная Уо­тер­сайд-драйв, где рас­по­ло­же­ны Ме­ж­ду­нар. тор­го­вый центр, вы­сот­ные офис­ные зда­ния «Доминион тау­эр» (1987; са­мое вы­со­кое зда­ние в аг­ло­ме­ра­ции Хамп­тон-Ро­удс – выс. 100 м), «Банк оф Аме­ри­ка сен­тер» (1967; выс. 93 м), «Нор­фолк Сау­терн тау­эр» (1989; выс. 86 м); гос­ти­ни­ца «Нор­фолк Уо­тер­сайд Мар­ри­отт» (1991; выс. 87 м); тор­го­вый центр «Уо­тер­сайд фес­ти­вал мар­кет­плейс» (1983); парк Та­ун-Пойнт (ме­сто про­ве­де­ния фес­ти­ва­лей и па­ра­дов) и др.

Н. – об­ра­зо­ват. и куль­тур­ный центр аг­ло­ме­ра­ции Хамп­тон-Ро­удс. Сре­ди ву­зов – Ун-т «Олд До­ми­ни­он» (ос­но­ван в 1930 как кол­ледж Уиль­я­ма и Мэ­ри; совр. ста­тус с 1962), Ун-т Н. (ос­но­ван в 1935 на ба­зе Вир­гин­ско­го объ­е­ди­нён­но­го ун-та; совр. ста­тус с 1979); гу­ма­ни­тар­ный Вир­ги­ния-Уэс­ли­ан-кол­ледж (1961), бизнес-колледж; кампусы обществ. колледжа «Тай­дуо­тер» (1968) и мед. кол­леджа «Фор­тис»; мед. шко­ла Вост. Вир­ги­нии (1973). Му­зеи: по­ли­ции (1919), ху­до­же­ст­вен­ный Крайс­ле­ра (1933), «Эр­ми­таж» (1937; в фах­вер­ко­вом зда­нии), по­жар­ной служ­бы (2004) и др. Ме­мо­ри­ал ге­не­ра­ла Д. Ма­кар­ту­ра (1964). Нац. мор. центр «Нау­ти­кус» (1994; на на­бе­реж­ной Уо­тер­сайд-драйв) с Во­ен.-мор. му­зе­ем Хамп­тон-Ро­удс (1979), ак­ва­риу­мом, ин­те­рак­тив­ным те­ат­ром и др. (в 2000 у пир­са ус­та­нов­лен лин­кор «Вис­кон­син»). Те­ат­ры: опер­ный [гл. по­ста­но­воч­ная пло­щад­ка ком­па­нии «Вир­ги­ния-опе­ра» (1974)], дра­ма­ти­че­ские «Уэллс» [для «Вир­ги­ния стейдж ком­па­ни» (1968)] и «Ат­тукс» (1919; аф­ро­аме­ри­кан­ский куль­тур­ный центр). Сим­фо­нич. ор­кестр Вир­ги­нии (1920). Центр ис­пол­ни­тель­ских ис­кусств им. Джин и Джорд­жа Ро­упер. Как кон­церт­ные пло­щад­ки ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся спор­тив­но-раз­вле­кат. ком­плекс «Нор­фолк Ско­уп» (1971; ок. 13,8 тыс. мест) и Центр им. Т. Кон­стан­та (2002; ок. 9,5 тыс. мест). Бо­та­нич. сад Н. (1939). Зоо­парк Вир­ги­нии (1900).

Боль­шин­ст­во круп­ных спор­тив­ных со­стя­за­ний (по хок­кею с шай­бой, бас­кет­бо­лу и др.) про­во­дит­ся в «Нор­фолк Ско­уп», со­рев­но­ва­ния по бейс­бо­лу – на ста­дио­не «Хар­бор Парк» (1993; ок. 12,1 тыс. мест; на на­бе­реж­ной Уо­тер­сайд-драйв).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки Н. – сфе­ра ус­луг, гл. обр. транс­порт­но-ло­ги­сти­че­ские, оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, адм., фи­нан­со­вые, ту­ри­стич. биз­нес, об­слу­жи­ва­ние во­ен. объ­ек­тов. Мор. тор­го­вый порт Н. (гру­зо­обо­рот ок. 60 млн. т, 2009) спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на об­ра­бот­ке на­ва­лоч­ных (ка­мен­ный уголь, зер­но и др.), на­лив­ных (нефть и неф­те­про­дук­ты) и кон­тей­нер­ных гру­зов. Уголь­ный тер­ми­нал Н. – один из круп­ней­ших в Сев. по­лу­ша­рии (мощ­ность ок. 48 млн. т уг­ля в год). Кон­тей­нер­ный тер­ми­нал – 2-й по мощ­но­сти на Вост. по­бе­ре­жье США по­сле пор­то­во­го ком­плек­са Нью-Йорк – Нью-Джер­си. В го­ро­де за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны от­де­ле­ния ря­да ми­ро­вых су­до­ход­ных ком­па­ний, спе­циа­ли­зи­рую­щих­ся на кон­тей­нер­ных пе­ре­воз­ках, в т. ч. дат­ской «A. P. Mol­ler-Maersk Group», франц. CMA CGM, изра­иль­ской «ZIM Integrated Shipping Ser­vices».

Н. – круп­ный ре­гио­наль­ный центр де­ло­вой ак­тив­но­сти; здесь на­хо­дят­ся штаб-квар­ти­ры ком­па­ний: «Norfolk Southern Corporation» (од­на из ве­ду­щих ж.-д. ком­па­ний США), «Landmark Media En­terprises» (од­на из круп­ней­ших в стра­не ча­ст­ных ме­диа­ком­па­ний), «Domi­nion Enterprises» (из­да­тель­ская и ин­тер­нет-дея­тель­ность), «FHC Health Systems» (мед. об­слу­жи­ва­ние), «BlackHawk Pro­ducts Group» [про­из-во и по­став­ка за­щит­но­го обо­ру­до­ва­ния (ко­бу­ры, бро­не­жи­ле­ты, рюк­за­ки и др.) для Mин-ва обо­ро­ны США и пра­во­ох­ра­нит. ор­га­нов мн. стран]. За­мет­ную роль иг­ра­ет ту­ризм (50–100 тыс. кру­из­ных пас­са­жи­ров в год).

В 5 км к се­ве­ру от мор. тор­го­во­го пор­та рас­по­ло­же­на ба­за ВМС США «Нор­фолк» – круп­ней­шая во­ен. ба­за в ми­ре (ос­но­ва­на в 1917). Здесь раз­ме­ща­ют­ся Ко­ман­до­ва­ние объ­е­ди­нён­ных воо­руж. сил НАТО по во­про­сам транс­фор­ма­ции (с 1952; до 2003 Вер­хов­ное ко­ман­до­ва­ние объ­е­ди­нён­ных воо­руж. сил НАТО в Ат­лан­ти­ке), Ко­ман­до­ва­ние сил фло­та (быв. Ат­лан­ти­че­ский флот) США, неск. во­ен.-мор. учеб­ных за­ве­де­ний, мно­го­числ. скла­ды (бо­е­при­па­сов, ве­ще­вые, про­до­воль­ст­вен­ные), аэ­ро­дром и др.

Пром-сть иг­ра­ет вспо­мо­гат. роль и об­слу­жи­ва­ет гл. обр. во­ен.-мор. ба­зу и мор. тор­го­вый порт. В Н. на­хо­дят­ся вер­фи ком­па­ний: «BAE Systems Norfolk Ship Repair» (1936; в струк­ту­ре брит. «BAE Systems»), «Colonna’s Ship­yard», «Lyon Shipyard»; су­до­строит. под­раз­де­ле­ния ком­па­нии «General Dynamics» и др.; в Порт­сму­те – круп­ней­шая в юж. ча­сти аг­ло­ме­ра­ции Хамп­тон-Ро­удс верфь ком­па­нии «Norfolk Naval Shipyard» (1767; под конт­ро­лем ВМС США) и др.

Лит.: A Tricentennial celebration, Norfolk, 1682–1982. Norfolk, 1982; Parramore T. C., Stewart P. C., Bogger T. L. Norfolk: the first four centuries. Charlottesville, 1994.

Вернуться к началу