Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ВО-МЕ́СТО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 202-203

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. М. Лобанов

НО́ВО-МЕ́СТО (Novo mesto), го­род в Сло­ве­нии, в ис­то­рич. обл. Ниж­няя Край­на, адм. центр ре­гии (ре­гио­на) Юж. Сло­ве­ния. Нас. 23,2 тыс. чел. (2013). Рас­по­ло­жен на юго-вос­то­ке стра­ны, на р. Крка (пра­вый при­ток р. Са­ва, бас­сейн р. Ду­най). Ж.-д. стан­ция; близ го­ро­да про­хо­дит ско­ро­ст­ная ав­то­ма­ги­ст­раль Люб­ля­на – За­греб.

Го­род ос­но­ван австр. гер­цо­гом Ру­доль­фом IV (1358–65) из ди­на­стии Габс­бур­гов в 1365. По­лу­чил в честь не­го назв. Ру­дольф­сверт (Rudolfswerth). В 14–15 вв. один из круп­ных тор­го­вых и ре­мес­лен­ных го­ро­дов Ниж­ней Край­ны, во­ен. кре­пость, сыг­рав­шая зна­чит. роль в от­ра­же­нии на­па­де­ний тур. войск. С 15 в. центр ор­де­на фран­ци­скан­цев. 16 – нач. 18 вв. – вре­мя упад­ка Н.-М. в свя­зи с по­жа­ра­ми, эпи­де­мия­ми, из­ме­не­ни­ем тор­го­вых пу­тей и на­па­де­ния­ми тур. войск. В 1738 со­еди­нён поч­то­вой ли­ни­ей с Люб­ля­ной и Кар­ло­ва­цем, с 1748 ок­руж­ной центр Ниж­ней Край­ны. В 1783–1865 из­вес­тен как Ной­штадтль (Neu­stadtl; назв. пе­рио­ди­че­ски упот­реб­ля­лось с 14 в.), с 1865 совр. назв. В 1894 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Люб­ля­ной. Ак­тив­но раз­ви­вал­ся в меж­во­ен­ный пе­ри­од как центр пром-сти и ис­кусств. В 1941–1943 за­нят итал. вой­ска­ми. Осе­нью 1943 пе­ре­дан час­тям На­род­но-ос­во­бо­дит. ар­мии Юго­сла­вии (НОАЮ), но за­хва­чен герм. вой­ска­ми; по­стра­дал от бом­бар­ди­ро­вок герм. ВВС. Ос­во­бо­ж­дён НОАЮ 8.5.1945. По­сле 1945 раз­ви­вал­ся как пром. центр и транс­порт­ный узел.

Ста­рый го­род (т. н. Брег) рас­по­ло­жен в из­лу­чи­не р. Крка, на её ле­вом бе­ре­гу. Его ис­то­рич. центр – Глав­ная пло­щадь (Глав­ни-трг; сфор­ми­ро­ва­лась во 2-й пол. 16 в.), на ко­то­рой рас­по­ло­же­ны: Ра­ту­ша (1905, арх. Й. Оли­во), дом Берг­ма­на, па­мят­ник пар­ти­за­нам (1952), фон­тан (1955, арх. М. Му­шич). В сред­ние ве­ка воз­ве­де­ны: го­тич. со­бор Св. Ни­ко­лая (1493, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1623; нео­го­тич. ко­ло­коль­ня; в ин­терь­е­ре – про­из­ве­де­ния жи­во­пи­си 16–18 вв., вы­пол­нен­ные Я. Тин­то­рет­то, В. Мет­цин­ге­ром и др.), фран­ци­скан­ский мон. (1472, пе­ре­стро­ен в 1696) с го­тич. ц. Св. Ле­о­нар­да (1478, ре­кон­ст­рук­ция – 1866). Сре­ди по­стро­ек 18 – нач. 20 вв.: зда­ние быв. фран­цискан­ской гим­на­зии (1746, пе­ре­строе­на в 1912), Нар. дом (1873–85), зда­ние быв. гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль» (1878), Ста­рый мост че­рез р. Крка (Кан­дий­ский мост; 1898). К югу от Ста­ро­го го­ро­да, на пра­вом бе­ре­гу р. Крка, ря­дом с ж.-д. ст. Но­во-Ме­сто-То­вар­ная рас­по­ло­жен за­мок Грм (1586) с ча­сов­ней Гро­ба Гос­под­ня (нач. 18 в.). Ме­мо­ри­ал пав­ших в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны (1953, арх. М. Му­шич).

В Н.-М. – ун-ты (не­го­су­дар­ст­вен­ные): тех­но­ло­ги­че­ский, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий, ме­ди­цин­ский. Ре­гио­наль­ная биб­лио­те­ка (1946). Му­зей ис­то­рич. обл. Нижняя Крайна (1950). Ху­дож. га­ле­рея Б. Яка­ца.

В 2013 состоялся чемпионат мира по биатлону.

Один из гл. пром. цен­тров стра­ны. Ав­то­мо­биль­ный за­вод «Revoz» (при­над­ле­жит франц. ком­па­нии «Renault»; 211,5 тыс. лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей в 2010) по стои­мо­сти экс­пор­ти­руе­мой про­дук­ции яв­ля­ет­ся ве­ду­щим в стра­не. Про­из-во транс­порт­ных ко­лёс­ных средств, обо­ру­до­ван­ных жи­лы­ми по­ме­ще­ния­ми (т. н. са­мо­ход­ные и при­цеп­ные ав­то­до­ма – ком­па­ния «Adria Mobil», од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе в сво­ём сег­мен­те). Пред­при­ятия хол­дин­га TPV вы­пус­ка­ют ав­то­ком­плек­тую­щие (в т. ч. си­де­нья совм. с амер. ком­па­ни­ей «Johnson Controls» и франц. «Faurecia»). Штаб-квар­ти­ра и фаб­рика фар­ма­цев­тич. кор­по­ра­ции «Krka» (разл. ле­кар­ст­вен­ные и кос­ме­тич. сред­ст­ва, ве­те­ри­нар­ные пре­па­ра­ты и др.). Про­из-во бы­то­вых элек­тро­при­бо­ров, пе­чей и ка­ми­нов, пред­ме­тов ин­терь­е­ра (в т. ч. для яхт), строй­ма­те­риа­лов (ме­тал­ло­кон­ст­рук­ции, кир­пич, пи­ло­ма­те­риа­лы и сто­ляр­ные из­де­лия, изо­ляц. ма­те­риа­лы из стек­ло­во­лок­на и др.). По­ли­гра­фич., пи­ще­вая пром-сть, ви­но­де­лие (в т. ч. крас­ное ви­но «Сviček»). Н.-М. тра­ди­ци­он­но был од­ним из ве­ду­щих тек­стиль­ных цент­ров Сло­ве­нии; в кон. 20 – нач. 21 вв. круп­ней­шие фаб­ри­ки по про­из-ву тка­ней и оде­ж­ды («Labod», «Novo­teks») за­кры­ты.

В 31 км к се­ве­ро-вос­то­ку от Н.-М. – един­ст­вен­ная в стра­не АЭС «Krško» (1983; 730 МВт). В 6 км к се­ве­ро-во­сто­ку от го­ро­да – за­мок Ото­чец (1252, пе­ре­страи­вал­ся в 16 в. и в сер. 20 в.), в 19 км к во­сто­ку – г. Кос­та­не­ви­ца (1252; са­мый ста­рый ср.-век. го­род Сло­ве­нии с зам­ком-мо­на­сты­рём).

В ок­ре­ст­но­стях Н.-М. рас­по­ло­же­ны баль­нео­ло­гич. ку­рор­ты: в 8 км к се­ве­ро-вос­то­ку – Шмарь­еш­ке-То­п­ли­це [тер­маль­ные (32 °C) уг­ле­кис­лые ми­нер. воды], в 12 км к юго-за­па­ду – До­лень­ске-То­п­ли­це [из­вес­тен с 1228; тер­маль­ные (36 °C) уг­ле­кис­лые гид­ро­кар­бо­нат­ные каль­цие­во-маг­ние­вые ми­нер. во­ды и ле­чеб­ная грязь], в 40 км к вос­то­ку – Ча­теж­ке-То­п­ли­це [на­ря­ду с мяг­ким кли­ма­том, осн. при­род­ным ле­чеб­ным фак­то­ром яв­ля­ют­ся ра­до­но­вые тер­маль­ные (до 63 °C) ми­нер. во­ды].

Лит.: Jarc J. Novo mesto. Ljubljana, 1966; No­vo mesto. 1365–1965. Prispevki za zgodovino mesta / Ured. J. Jarc. Maribor, 1969; Jarc J., Knez T., Mlinaric J. Novo mesto: Kul­tur­no­zgo­dovin­ski vodnik. Novo mesto, 1971.

Вернуться к началу