Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕА́ПОЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 231-235

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика)
Неаполь. Панорама города (справа на заднем плане – вулкан Везувий).

НЕА́ПОЛЬ (Napoli), го­род на Юге Ита­лии, адм. центр обл. Кам­па­ния и пров. Не­аполь. Круп­ней­ший го­род и важ­ней­ший эко­но­ми­че­ский и куль­тур­ный центр Юга стра­ны. Нас. 937,5 тыс. чел. (2012; тре­тий по числу жи­те­лей итал. го­род по­сле Ри­ма и Ми­ла­на; ок. 2% нас. – им­ми­гран­ты, гл. обр. из стран Вост. Ев­ро­пы), один из са­мых гус­то­на­се­лён­ных го­ро­дов Ев­ро­пы. Прак­ти­че­ски слив­шись с со­сед­ни­ми го­ро­да­ми [круп­ней­шие (тыс. чел., 2010): Джуль­я­но-ин-Кам­па­ния 134,2, Ка­зер­та 90,0, Поц­цуо­ли 88,9, Ка­зо­рия 83,7, Тор­ре-дель-Гре­ко 83,5, Аф­ра­го­ла 65,1, Кас­тел­ла­ма­ре-ди-Ста­бия 64,1, Ма­ра­но-ди-На­по­ли 64,4, Ка­саль­нуо­во-ди-На­по­ли 59,8, Ска­фа­ти 59,3, Ачер­ра 58,0, Ка­ва-де-Тир­ре­ни 54,2, Эр­ко­ла­но 52,1, Пор­ти­чи 51,8, Авер­са 51,6, Тор­ре-Ан­нун­циа­та 46,1, Сан-Джор­д­жо-а-Кре­ма­но 45,3, Ку­ар­то 44,5, По­миль­я­но-д’Арко 39,6, Ар­ца­но, Мунь­я­но-ди-На­по­ли, Ба­ко­ли, Вол­ла], об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию Боль­шой Не­аполь, на­се­ле­ние ко­то­рой, по разл. оцен­кам, со­став­ля­ет от 3 до 5 млн. чел. Го­род про­тя­нул­ся вдоль по­бе­ре­жья Неа­по­ли­тан­ско­го зал. Тир­рен­ско­го м. бо­лее чем на 10 км, от вул­ка­нич. Флег­рей­ских по­лей на за­па­де до под­но­жия вул­ка­на Ве­зу­вий на вос­то­ке. Гл. транс­порт­ный узел Юга стра­ны. Ж.-д. со­об­ще­ние с се­вер­ны­ми (че­рез Рим; так­же ско­ро­ст­ная ж.-д. ли­ния Не­аполь – Рим) и юж. об­лас­тя­ми; ши­рот­ная ли­ния Не­аполь – Ка­зер­та – Фод­жа. С се­ве­ром Ита­лии свя­зан гл. ме­ридио­наль­ной ав­то­ма­ги­ст­ра­лью – «Ав­то­стра­дой Солн­ца» (Ми­лан – Пар­ма – Бо­ло­нья – Фло­рен­ция – Ор­вие­то – Рим – Ка­зер­та – Не­аполь), с край­ним югом – ав­то­трас­сой Не­а­поль – Са­лер­но – Ко­зен­ца – Ред­жо-ди-Ка­лаб­рия. Ши­рот­ная ав­то­стра­да Двух мо­рей (Не­аполь – Ко­но­са-ди-Пу­лья) свя­зы­ва­ет го­род с по­бе­режь­ем Ад­риа­ти­чес­ко­го мо­ря. Н. – круп­ный гру­зо­вой и пас­са­жир­ский (в т. ч. кру­из­ный) порт Сре­ди­зем­но­мо­рья. Ре­гу­ляр­ное со­об­ще­ние (па­ро­мы, ско­ро­ст­ные ка­те­ра) с о-ва­ми Искья, Про­чи­да, Ка­при, Си­ци­лия и Сар­ди­ния. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Ка­по­ди­ки­но (в 5 км к юго-вос­то­ку от цен­тра го­ро­да), круп­ней­ший на Юге стра­ны (ок. 5,6 млн. пас­са­жи­ров, 2010). В рай­оне Ка­по­ди­ки­но (Сан-Пьет­ро-а-Па­ти­ер­но) рас­по­ло­жен во­ен. аэ­ро­порт «Уго Ни­ут­та». Мет­ро­по­ли­тен (2 ли­нии); фу­ни­ку­лё­ры (4 ли­нии).

Са­мое ран­нее из об­на­ру­жен­ных на тер­ри­то­рии совр. Н. по­се­ле­ний – ко­ло­ния Пар­те­но­пея, ос­но­ван­ная, по-ви­ди­мо­му, ахей­ца­ми и тор­гов­ца­ми из Ма­лой Азии в 9 в. до н. э. На­зва­на в честь си­ре­ны из ми­фа об Одис­сее, мо­ги­ла ко­то­рой, по ле­ген­де, на­хо­ди­лась в рай­оне Н. Кон­ку­рен­ция с эт­ру­ска­ми за кон­троль над тор­го­вы­ми пу­тя­ми при­ве­ла к по­сте­пенно­му её упад­ку. По­сле по­ра­же­ния фло­та эт­ру­сков и кар­фа­ге­нян в бит­ве с объ­е­ди­нён­ным фло­том гре­ков и Си­ра­куз в 474 до н. э. жи­те­ли Кум ос­но­ва­ли но­вую ко­ло­нию, на­звав её Не­апо­лис (греч. Νέα Πόλις – Но­вый го­род). В 327–326 до н. э. Н. за­хва­чен Ри­мом, что при­ве­ло ко 2-й Сам­нит­ской вой­не (см. Сам­нит­ские вой­ны). Раз­ви­вал­ся как тор­го­вый го­род и ку­рорт рим. ари­сто­кра­тии. По­сле упад­ка Кум, в эпо­ху Им­пе­рии, пе­ре­жи­вал рас­цвет, яв­лял­ся од­ним из цен­тров др.-греч. куль­ту­ры на юге Ита­лии. В 476 н. э. ме­сто за­то­че­ния по­след­не­го рим. имп. Ро­му­ла Ав­гу­сту­ла. По­стра­дал во вре­мя войн ост­гот­ско­го го­су­дар­ст­ва с Ви­зант. им­пе­ри­ей: в 536 за­хва­чен Ве­ли­са­ри­ем, в 543 То­ти­лой. По­сле 552 фор­маль­но при­знал власть Ви­зан­тии, фак­ти­че­ски со­хра­нив не­за­ви­си­мость: на неа­по­ли­тан­ских мо­не­тах изо­бра­жал­ся не им­пе­ра­тор, а по­кро­ви­тель го­ро­да св. Яну­а­рий, Н. при­зна­вал (с 763) цер­ков­ную су­пре­ма­тию Ри­ма. В 7–12 вв. по­ли­тич. и во­ен. центр Не­апо­ли­тан­ско­го гер­цог­ст­ва. Вёл вой­ны с кн-вом Бе­не­вен­то, ара­ба­ми. В 1139 при­сое­ди­нён ко­ро­лём Ро­же­ром II из Нор­ман­ской ди­на­стии к Си­ци­лий­ско­му ко­ро­лев­ст­ву. В 1266, по­сле ги­бе­ли Ман­фре­да, во­шёл в со­став вла­де­ний Ан­жуй­ской ди­на­стии. С 1282 сто­ли­ца Не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. При пра­ви­те­лях из Ан­жуй­ской и (с 1442) Ара­гон­ской ди­на­стий пе­ре­жи­вал рас­цвет: в го­ро­де ве­лось ак­тив­ное строи­тель­ст­во, раз­ви­ва­лись тор­гов­ля и иск-во. В хо­де Италь­ян­ских войн в 1495 взят вой­ска­ми Кар­ла VIII, в 1501 – Лю­до­ви­ка XII. В 1504 за­хва­чен исп. вое­на­чаль­ни­ком Г. Ф. де Кор­до­ва, во­шёл в со­став Си­ци­лий обе­их ко­ро­лев­ст­ва. В пе­ри­од исп. гос­под­ства управ­лял­ся ви­це-ко­ро­ля­ми, об­ла­дав­ши­ми ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми. В 16 – кон. 17 вв. 2-й по чис­лен­но­сти жи­те­лей (по­сле Па­ри­жа) го­род Ев­ро­пы, круп­ный адм. центр, узел мор. и су­хо­пут­ных ком­му­ни­ка­ций, центр куль­ту­ры и иск-ва. С это­го вре­ме­ни проч­ные по­зи­ции в го­ро­де за­вое­ва­ла ка­мор­ра. Слож­ная со­ци­аль­но-эко­но­мич. об­ста­нов­ка в Н. в пе­ри­од исп. гос­под­ства при­во­ди­ла к гор. вос­ста­ни­ям: про­тив спе­ку­ля­ции хле­бом в 1585, вос­ста­ние под рук.

Ма­зань­ел­ло в 1647. В 1656 пе­ре­жил эпи­де­мию чу­мы. С сер. 18 в. (рас­коп­ки Пом­пей и Гер­ку­ла­ну­ма) стал ак­тив­но при­вле­кать вни­ма­ние ту­ри­стов. В янв. 1799 в Н. бы­ла про­воз­гла­ше­на Пар­те­но­пей­ская рес­пуб­ли­ка. В 1806–15 сто­ли­ца за­ви­си­мо­го от Фран­ции Не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, с 1815 вос­ста­нов­лен­но­го Ко­ро­лев­ст­ва обе­их Си­ци­лий. В 1839 че­рез Н. про­шла пер­вая в Ита­лии ж.-д. ли­ния (до г. Пор­ти­чи), в 1864 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Ри­мом. В 19 в. Н. – центр круп­ных ре­во­люц. со­бы­тий: Не­апо­ли­тан­ской ре­во­лю­ции 1820–21 (см. Кар­бо­на­рии), Ре­во­лю­ции 1848 в Ита­лии, борь­бы за объ­е­ди­не­ние Ита­лии. В 1860 взят вой­ска­ми Дж. Га­ри­баль­ди, в 1861 во­шёл в со­став Итал. ко­ро­лев­ст­ва, сто­ли­ца обл. Кам­па­ния. В 1906 по­стра­дал от из­вер­же­ния Ве­зу­вия. Во вре­мя 1-й и 2-й ми­ро­вых войн под­вер­гал­ся возд. на­лё­там. 27–30.9.1943 центр пер­во­го в Ита­лии мас­со­во­го вос­ста­ния про­тив герм. войск (т. н. Че­ты­ре дня Н.), за­кон­чив­ше­го­ся ос­во­бо­ж­дени­ем го­ро­да. В 1950–60-е гг. на­блю­да­лось бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие Н., со­про­во­ж­дав­шее­ся при этом на­ко­п­ле­ни­ем про­блем, об­щих для все­го Юга Ита­лии (сла­бое раз­ви­тие со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры, бед­ность, вы­со­кий уро­вень без­ра­бо­ти­цы и др.). В нач. 21 в. влия­ни­ем в Н. про­дол­жа­ет поль­зо­вать­ся ка­мор­ра. В 2008 в свя­зи с т. н. му­сор­ным кри­зи­сом в го­ро­де обо­ст­ри­лась эко­ло­гич. об­ста­нов­ка.

Го­род жи­во­пис­но рас­по­ло­жен ам­фи­те­ат­ром на при­бреж­ных хол­мах. От др.-греч. ко­ло­нии и рим. го­ро­да со­хра­ни­лись ос­тат­ки жи­лых до­мов, по­гре­бе­ний, ак­ве­ду­ка, хра­мов и об­ществ. со­ору­же­ний. Сле­ды ре­гу­ляр­ной ан­тич­ной пла­ни­ров­ки вид­ны на пла­не совр. Н. (напр., рим. де­ку­ма­ну­сам со­от­вет­ст­ву­ют ули­цы Виа-Три­бу­на­ли, Виа-Ан­ти­ка­лья и Виа-Сан-Бьяд­жо-деи-Либ­раи). В сев. час­ти Н., на глу­би­не ок. 30 м, – ог­ром­ный ла­би­ринт вы­ры­тых в ан­тич­ное вре­мя и сред­ние ве­ка в ту­фе пе­щер, ко­лод­цев и тон­не­лей разл. на­зна­че­ния, в т. ч. ка­та­ком­бы ран­не­хри­сти­ан­ско­го пе­рио­да – Сан-Гау­дио­зо (5 в., под ц. Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Са­ни­та, 1602–13, арх. Дж. Ну­во­ло), Сан-Джен­на­ро (2 в., нек­ро­поль вплоть до 11 в.; здесь в 5 в. за­хо­ро­нен св. Януа­рий; мо­заи­ки 5 в.), над ко­то­ры­ми воз­веде­на ц. Сан-Джен­на­ро-экс­т­ра-Мо­эния (9–15 вв., ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 17 в.).

Кастель-Нуово. Между 1279 и 1283.
Собор Сан-Дженнаро. 1294–1323, фасад – 1407 (перестроен в 1905).

Со­бор Сан-Джен­на­ро ос­но­ван в 4 в. на мес­те др.-греч. свя­ти­ли­ща Апол­ло­на; ны­неш­нее зда­ние в сти­ле го­ти­ки (1294–1323, фа­сад – 1407, арх. А. Ба­боч­чо, пе­ре­стро­ен в 1905 в сти­ле нео­го­ти­ки, арх. Э. Аль­ви­но; в ин­терь­е­ре – рос­пи­си Л. Джор­да­но и др.); в юж. не­фе – со­кро­вищ­ни­ца Сан-Джен­на­ро (1608–37, арх. Ф. Гри­маль­ди, ре­шёт­ка по ри­сун­ку К. Фан­за­го, 1668); крип­та св. Януа­рия (ны­не ка­пел­ла Ка­ра­фа, в ре­нес­санс­ном сти­ле, 1497–1506, арх. Т. Маль­ви­то). К сев. не­фу со­бо­ра при­мы­ка­ет ста­рей­шая из со­хра­нив­ших­ся в Н. ба­зи­ли­ка Сан­та-Рес­ти­ту­та (ны­не ка­пел­ла, ос­но­ва­на в 4 в. на мес­те хра­ма Апол­ло­на, пе­ре­строе­на в 14 в. и в 1688, пла­фон Джор­да­но; под­зем­ная ар­хео­ло­гич. зо­на с па­мят­ни­ка­ми гре­ко-рим. вре­ме­ни). К юж. не­фу со­бо­ра при­мы­ка­ет бап­ти­сте­рий (ка­пел­ла Сан-Джо­ван­ни-ин-Фон­те, 5 в., мо­заи­ки 5 в.). При пра­ви­те­лях Нор­манн­ской (12 в.) и Шваб­ской (кон. 12 – сер. 13 вв.) ди­на­стий бы­ли по­строе­ны зам­ки Кас­тель-Ка­пуа­но (ок. 1165, за­вер­шён во 2-й пол. 13 в., ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1143–58; с 1540 Дво­рец пра­во­су­дия), Кас­тель-дель-Ово (1154, на мес­те ви­зант. кре­по­сти, рес­тав­ри­ро­ван в 1975; Му­зей дои­сто­рич. эт­но­ло­гии), ц. Сан-Джо­ван­ни-а-Ма­ре (12 в.). В пе­ри­од прав­ле­ния Ан­жуй­ской ди­на­стии (1266–1442) за­ло­жен слу­жив­ший ко­ро­лев­ской ре­зи­ден­ци­ей за­мок Кас­тель-Нуо­во (ме­ж­ду 1279 и 1283, ны­не в его по­ме­ще­ни­ях Гор. му­зей, би­бли­о­те­ка, за­лы за­се­да­ния гор. со­ве­та Н. и ре­гио­наль­но­го со­ве­та Кам­па­нии; над во­ро­та­ми – три­ум­фаль­ная ар­ка, 1454–67, рель­е­фы скульп­то­ров Д. Гад­жи­ни, Изайя да Пи­за, Ф. Лау­ра­ны), Кас­тель-Сант-Эль­мо (1329–43; пе­ре­стро­ен в 16 в., арх. П. А. Скри­ва да Ва­лен­сия). В 13–15 вв. в ар­хи­тек­ту­ре Н. ве­ду­щим сти­лем ста­но­вит­ся франц. го­ти­ка, а из Центр. Ита­лии при­гла­ша­ют­ся луч­шие скульп­то­ры и жи­во­пис­цы Про­то­ре­нес­сан­са: П. Ка­вал­ли­ни, Джот­то, С. Мар­ти­ни, Ти­но да Ка­маи­но. В го­тич. сти­ле воз­во­дят­ся церк­ви Сан­та-Ма­рия-ла-Но­ва (1279, пе­ре­строе­на в 16 в., арх. А. Фран­ко), Сан-Ло­рен­цо-Мад­жо­ре (кон. 13 в.; по­строе­на на руи­нах рим. ба­зи­ли­ки и вос­про­из­во­дит её план; в ин­терь­е­ре – ср.-век. над­гро­бия, ба­роч­ные ка­пел­лы, жи­во­пись 17 в.), Сан­та-Ма­рия-дон­на-Ред­жи­на (ос­но­ва­на в 8 в., ны­неш­нее зда­ние 1307–1320; рос­пи­си Ка­вал­ли­ни и его шко­лы, на­ча­ты в 1308), к ко­то­рой при­мы­ка­ет ба­роч­ная цер­ковь ор­де­на теа­тин­цев (май­о­ли­ко­вые по­лы, рос­пи­си Джор­да­но), Сан­та-Кья­ра (1310–28, в ду­хе про­ван­саль­ской го­ти­ки, ин­терь­ер в сти­ле ба­рок­ко, 1742–57, вос­ста­нов­ле­на по­сле бом­бар­ди­ро­вок 1943, в ин­терь­е­ре – па­мят­ни­ки го­тич. скульп­ту­ры), Сан-До­ме­ни­ко-Мад­жо­ре (1289–1324, пе­ре­страи­ва­лась в 1465 и 1506, ре­нес­санс­ная скульп­ту­ра, ба­роч­ная жи­во­пись Д. А. Вак­ка­ро, Джор­да­но, М. Прет­ти, Ф. Со­ли­ме­ны), Сан-Пьет­ро-а-Май­ел­ла (1313–16, жи­во­пис­ный цикл Прет­ти, 1656–61), Сан­та-Ма­рия-Ин­ко­ро­на­та (1352, рос­пи­си сво­дов Р. Оде­ри­зи, 1370-е гг.), Сан-Джо­ван­ни-а-Кар­бо­на­ра (1343, рас­ши­ре­на в нач. 15 в., ре­нес­санс­ные ка­пел­лы), Сант-Анд­же­ло-а-Ни­ло (ос­но­ва­на в 1385, пе­ре­строе­на в 1709, арх. А. Гуль­ель­мел­ли, над­гро­бие кар­ди­на­ла Р. Бран­кач­чи, 1426, скульп­то­ры До­на­тел­ло и Ми­ке­лоц­цо), Сант-Ан­на-деи-Лом­бар­ди (быв. ц. Мон­те­о­ли­ве­то, на­ча­та в 1411, фа­сад 18 в., в ин­терь­е­ре – па­мят­ни­ки ре­нес­санс­ной скульп­ту­ры).

С сер. 15 в. в Н. на­ча­лось ут­вер­жде­ние сти­ля Воз­ро­ж­де­ния, бла­го­да­ря тес­ным кон­так­там пра­вя­ще­го до­ма с се­мей­ст­вом Ме­ди­чи, го­род ук­ра­си­ли про­из­ве­де­ния зна­ме­ни­тых фло­рен­тий­ских мас­те­ров (До­на­тел­ло, Ми­ке­лоц­цо ди Бар­то­лом­мео, А. Рос­сел­ли­но, Дж. и Б. да Май­а­но). Воз­ве­де­ны но­вые гор. сте­ны и баш­ни (1484, 1499–1501), для Пор­та-Ка­пуа­на Дж. да Май­а­но создал три­ум­фаль­ную ар­ку (за­кон­че­на Л. Фан­чел­ли, 1484), в цен­тре Н. по­строе­ны па­лац­цо в ре­нес­санс­ном сти­ле (Ка­ра­фа Сант-Анд­же­ло, ок. 1466; Куо­мо, 1464–90; Ор­си­ни-ди-Гра­ви­на, 1513–49, ар­хи­тек­то­ры Г. д’Аньоло, Дж. Ф. Мор­ман­но, верх­ний этаж – 1839), церк­ви Сан-Джа­ко­мо-де­льи-Спань­о­ли (ос­но­ва­на в 1514, пе­ре­строе­на в 1741) и Сан-Пао­ло-Мад­жо­ре на мес­те рим. хра­ма Дио­ску­ров 1 в. (16 в., пе­ре­строе­на в 1603 Ф. Гри­маль­ди, рос­пи­си М. Стан­цио­не, Ф. Со­ли­ме­ны).

Церковь Джезу-Нуово (Тринита-Маджоре). 1584–1601. Архитектор Дж. Валериано.

Во вре­ме­на исп. гос­под­ства про­ис­хо­дит рас­цвет не­апо­ли­тан­ско­го ба­рок­ко. Его свое­об­ра­зие про­яви­лось в ар­хи­тек­ту­ре церк­вей Дже­зу-Нуо­во (Три­ни­та-Мад­жо­ре, 1584–1601, арх. Дж. Ва­ле­риа­но, в ин­терь­е­ре – рос­пи­си Б. Ко­рен­цио, М. Стан­цио­не, Х. де Ри­бе­ры, Ф. Со­ли­ме­ны; ку­пол – 1744), Сан-Джорд­жо-Мад­жо­ре (ос­но­ва­на в кон. 4 в., по­сле по­жа­ра 1640 пе­ре­строе­на арх. К. Фан­за­го), Джи­ро­ла­ми­ни [Сан-Фи­лип­по-Не­ри, 1592–1619, ар­хи­тек­то­ры Дж. А. До­зи (До­зио), Дио­ни­зио да Бар­то­ло­мео, фа­сад Ф. Фу­ги, ок. 1780, рос­пи­си Джор­да­но, Ко­рен­цио, Со­ли­ме­ны], Сан­та-Ма­рия-де­льи-Ан­д­же­ли (на­ча­та в 1600, арх. Ф. Гри­маль­ди), Сан­та-Ма­рия-Эд­жи­циа­ка-а-Пиц­цо­фаль-коне (при­пи­сы­ва­ет­ся Фан­за­го), в пе­ре­строй­ке мо­на­сты­рей Сан-Гре­го­рио-Ар­ме­но (ко­ло­коль­ня 17 в., в ин­терь­е­ре церк­ви – по­зо­ло­чен­ный пла­фон, 1582, рос­пи­си Джор­да­но), Чер­то­за-ди-Сан-Мар­ти­но (ос­но­ван в 14 в., цер­ковь пе­ре­страи­ва­лась в 1589–1609, арх. До­зи, и в 1623–56, арх. Фан­за­го; де­ко­ра­тив­ные и жи­во­пис­ные ра­бо­ты Д. А. Вак­ка­ро, Дж. Б. Ка­рач­чо­ло, Со­ли­ме­ны, Ка­ва­ле­ра Д’Арпино, Г. Ре­ни, Джор­да­но, Ри­бе­ры, Стан­цио­не и др.). В ц. Мон­те-дел­ла-Ми­зе­ри­кор­дия (1658–78) – кар­ти­на «Семь дел ми­ло­сер­дия» Ка­ра­вад­жо (1607); ря­дом – пи­на­ко­те­ка с ра­бо­та­ми мас­те­ров 17 в. Центр го­ро­да пе­ре­мес­тил­ся в юго-зап. часть, где бы­ла по­строе­на но­вая ре­зи­ден­ция ви­це-ко­ро­лей – Па­лац­цо Реа­ле (1600–02, арх. Д. Фон­та­на, вос­ста­нов­лен по­сле по­жа­ра в 1838–42; ны­не му­зей и Нац. б-ка Вик­то­ра Эм­ма­ну­и­ла III). В р-не Пиц­цо­фаль­ко­не – мно­го­числ. ба­роч­ные па­лац­цо (в т. ч. Сер­ра-ди-Кас­са­но, нач. 18 в.; Ла­риа­но-Сан­фе­ли­че, 1730-е гг., оба по про­ек­ту Ф. Сан­фе­ли­че); фон­тан дель-Им­ма­ко­ла­тел­ла (1601, скульп­ту­ра Пьет­ро Бер­ни­ни).

Церковь Сан-Франческо-ди-Паола. 1817–32. Архитектор П. Бьянки.

С сер. 18 в. в гос­под­ствую­щий стиль ба­рок­ко про­ни­ка­ют клас­си­ци­стич. влия­ния: Па­лац­цо Реа­ле-ди-Ка­по­ди­мон­те (см. Му­зей Ка­по­ди­мон­те), те­атр «Сан-Кар­ло» (1737, арх. Дж. А. Мед­ра­но, пе­ре­страи­вал­ся в 1762, 1768, 1797, вос­ста­нов­лен по­сле по­жа­ра 1816, арх. А. Ник­ко­ли­ни), ц. Сан-Фран­че­ско-ди-Пао­ла (1817–32, арх. П. Бьян­ки, вос­про­из­во­дит фор­мы рим. Пан­те­о­на). Чер­ты клас­си­циз­ма яр­ко про­яви­лись в зда­ни­ях Вил­лы Фло­ри­диа­на (1817–19, арх. Ник­ко­ли­ни, ны­не Нац. му­зей ке­ра­ми­ки «Ду­ка ди Мар­ти­на»), Па­лац­цо Сан-Джа­ко­мо (1-я треть 19 в., ар­хи­тек­то­ры Л. и С. Гас­се, ны­не Му­ни­ци­па­ли­тет) и др.

В кон. 19 в. бы­ла про­ло­же­на ул. Кор­со Ум­бер­то I, воз­ве­дён но­вый жи­лой рай­он на хол­ме Во­ме­ро, пе­ре­стро­ен квар­тал Сан­та-Лю­чия и др., по­строе­на Га­лерея Ум­бер­то I (1887–90, ин­же­не­ры Э. Рок­ко, Э. ди Мау­ро). Раз­ру­ше­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны по­влек­ли за со­бой ком­плекс­ную ре­кон­ст­рук­цию го­ро­да: по про­ек­ту Тан­гэ Кэнд­зо соз­дан гра­до­стро­ит. ан­самбль «Чен­тро Ди­ре­цио­на­ле» (1985–95), вклю­чаю­щий неск. не­бо­скрё­бов.

Сре­ди па­мят­ни­ков – кон­ные ста­туи ко­ро­лей Кар­ла III Бур­бо­на (скульп­тор А. Ка­но­ва) и Фер­ди­нан­да IV (А. Ка­ли) на Пьяц­ца дель-Пле­би­ши­то; Дан­те Алигь­е­ри (1872, Т. Анд­же­ли­ни), «Бес­при­зор­ни­ку» (1969, М. Мац­ца­ку­ра­ти). Ис­то­рич. центр Н. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Неаполь. Вид на деловой центр «Чентро Диреционале».

Н. – круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Ита­лии. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – ин-ты: ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ний (1947), Гос. проф. ин-т ке­ра­ми­ки и фар­фо­ра им. Дж. Ка­зел­ли (1961; ис­сле­до­ва­ния и под­го­тов­ка кад­ров в об­лас­ти ке­ра­мич. про­из-ва, со­хра­не­ние тра­ди­ций в из­го­тов­ле­нии ке­ра­ми­ки и фар­фо­ра), фи­лос. ис­сле­до­ва­ний (1975), гене­ти­ки и био­фи­зи­ки (1962), био­хи­мии про­теи­нов (2001), ис­сле­до­ва­ния при­бреж­ной мор. сре­ды (2001), био­струк­ту­ры и био­ви­зуа­ли­за­ции (2002). Об­сер­ва­то­рии: ас­тро­но­мич. Ка­по­ди­мон­те (ос­но­ва­на в 1812; строи­тель­ст­во за­вер­ше­но в 1819), вул­ка­но­ло­ги­че­ская (1842, на скло­не вул­ка­на Ве­зу­вий), гео­фи­зи­че­ская. Зоо­ло­гич. стан­ция (1873). Гл. ву­зы: Не­апо­ли­тан­ский уни­вер­си­тет [в его со­ста­ве – круп­ней­шая биб­лио­те­ка Ита­лии (1615) и 14 му­зе­ев], Вост. ун-т (1732; спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вост. куль­ту­рах), Ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (ос­но­ва­на в 1752 как Ака­де­мия ри­сун­ка, совр. назв. с 1838), Ун-т Пар­те­но­пе (ос­но­ван в 1920 как Ко­ро­лев­ский во­ен.-мор­ской ин-т, совр. назв. и ста­тус с 2000), 2-й Не­апо­ли­тан­ский ун-т (1991). Кон­сер­ва­то­рия Сан-Пьет­ро-а-Май­ел­ла (по назв. ка­то­лич. мо­на­сты­ря; ве­дёт ис­то­рию с 16 в., совр. назв. с 1826). Биб­лио­те­ки: пон­ти­фи­каль­ная (1687), на­цио­наль­ная им. Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла III (от­кры­та в 1804), не­апо­ли­тан­ско­го об­ще­ст­ва нац. ис­то­рии (1875). Ар­хив Н. (1808). Му­зеи: Нац. му­зей и га­ле­рея Ка­по­ди­мон­те (1738), На­цио­наль­ный ар­хео­ло­ги­чес­кий му­зей (18 в.), Нац. музей Сан-Мар­ти­но (1866; мор­ская ис­то­рия Не­апо­ли­тан­ско­го ко­ро­лев­ст­ва), го­род­ской им. Г. Фи­ланджье­ри (1882; кол­лек­ции ору­жия, ме­бе­ли и фар­фо­ра), Нац. му­зей ке­ра­ми­ки «Ду­ка ди Мар­ти­на» (1911), Па­лац­цо-Реа­ле (с 1950), прин­ца Дие­го Ара­го­на Пинь­я­тел­ли Кор­те­са (1960), Го­род­ской (1990; в зам­ке Кас­тель-Нуо­во), совр. иск-ва и др. Вы­ста­воч­ный ком­плекс «Palazzo delle Arti Na­poli» (PAN; пл. 6 тыс. м2; ме­сто про­ве­де­ния разл. вы­ста­вок и ме­ро­прия­тий, вклю­ча­ет ар­хив, биб­лио­те­ку, ме­диа­те­ку и др.). Океа­на­ри­ум (Гор. ак­ва­ри­ум; с 1870). Дра­ма­тич. те­ат­ры: «Сан-Фер­ди­нан­до» (1790), «Те­ат­ро То­то» (1996). С 2007 про­во­дит­ся ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­ный фес­ти­валь. Опер­ный те­атр «Сан-Кар­ло» (1737), ор­кестр те­ат­ра вы­сту­па­ет и как са­мо­сто­ят. кол­лек­тив с про­грам­ма­ми сим­фо­нич. кон­цер­тов. Муз. ас­со­циа­ция «Эн­ри­ко Ка­ру­зо» (1997). Фес­ти­валь «Ме­ж­ду­нар. муз. не­де­ля» (1971–94, с 1998 еже­год­но). Ме­ж­ду­нар. муз. кон­кур­сы: пиа­ни­стов им. А. Ка­зел­лы (1954, раз в 2 го­да), скри­па­чей им. А. Кур­чи (с 1967, раз в 2 го­да, в 1990–2001 не про­во­дил­ся).

Са­мый по­пу­ляр­ный вид спор­та – фут­бол. В 1934 и 1990 в Н. про­во­ди­ли мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра по фут­бо­лу, в 1968 и 1980 – чем­пио­на­тов Ев­ро­пы. Фут­боль­ный клуб «На­по­ли» (ос­но­ван в 1926), чем­пи­он Ита­лии (1987, 1990; за ко­ман­ду иг­рал Д. Ма­ра­до­на) и об­ла­да­тель Куб­ка УЕФА (1989), вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Сан-Пао­ло» (от­крыт в 1959, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1989; ок. 80 тыс. мест). Сре­ди по­пу­ляр­ных ви­дов спор­та так­же – кон­ный (ип­по­дром «Ань­я­но»), фех­то­ва­ние (Нац. ака­де­мия и шко­ла фех­то­ва­ния), па­рус­ный, бое­вые ис­кус­ст­ва и др.

Еже­год­ные празд­ни­ки: День св. Януа­рия, по­кро­ви­те­ля го­ро­да (в мае), «Пиц­ца­Фест» (в мар­те; не­офи­ци­аль­но Н. счи­та­ет­ся «ро­ди­ной» пиц­цы) и др.

По эко­но­мич. по­тен­циа­лу Н. ус­ту­па­ет в стра­не толь­ко Ми­ла­ну, Ри­му и Ту­ри­ну. ВВП Боль­шо­го Не­апо­ля 43 млрд. долл. (2005; 91-е ме­сто сре­ди круп­ных го­ро­дов ми­ра). Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да и при­ле­гаю­щих тер­ри­то­рий – сфе­ра ус­луг (все­го ок. 68% ра­бо­таю­щих, в т. ч. в тор­гов­ле 14%, на транс­пор­те 8,2%, фи­нан­со­вом сек­то­ре 7,5%, гос­ти­нич­ном хо­зяй­ст­ве 3,7%; 2008); в об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти за­ня­то ок. 18% ра­бо­таю­щих, строи­тель­ст­ве ок. 9%, при­го­род­ном с. х-ве ок. 5%. Н. – зна­чит. де­ло­вой и фи­нан­со­вый центр, ме­сто­на­хо­ж­де­ние штаб-квар­тир ря­да круп­ных ком­па­ний (в т. ч. итал. кру­из­ной ком­па­нии «MSC Crociere Ita­lia S. p. A.», ме­диа­груп­пы «Center Rai of Naples»), мно­го­числ. бан­ков­ско-фи­нан­со­вых уч­ре­ж­де­ний, сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся Банк Не­апо­ля (Ban­co di Na­poli, один из ста­рей­ших бан­ков ми­ра; уч­ре­ж­дён в 1539, с 2006 вхо­дит в со­став бан­ков­ской груп­пы «Intesa San ­pao­lo»). Боль­шие по­сту­п­ле­ния в гор. бюд­жет да­ёт ин­ду­ст­рия ту­риз­ма и свя­зан­ное с ней гос­ти­нич­ное хо­зяй­ст­во. Ту­ри­стов при­вле­ка­ют мно­го­числ. ис­то­ри­ко-ар­хит. па­мят­ни­ки го­ро­да, сре­ди др. по­пу­ляр­ных объ­ек­тов – Нац. парк Ве­зу­вий, Пом­пеи, Гер­ку­ла­нум, о-ва Ка­при (Ла­зур­ный грот в Ана­ка­при – св. 240 тыс. по­се­ти­те­лей в год), Ис­кья и др. Зна­чит. роль иг­ра­ет сек­тор управ­ле­ния (свя­зан с вы­пол­не­ни­ем го­ро­дом адм. функ­ций цен­тра обл. Кам­па­ния).

Н. – важ­ный тор­го­вый, пас­са­жир­ский и кру­из­ный порт Сре­ди­зем­но­мо­рья. По об­ще­му ко­ли­че­ст­ву при­ни­мае­мых су­дов (33,2 тыс. в 2008, в т. ч. св. 6,6 тыс. – кру­из­ные) и пас­са­жи­ров [7,3 млн. в 2011 (7-е ме­сто сре­ди пор­тов Сре­ди­зем­но­го м.), из них ок. 6,0 млн. – пас­са­жи­ры внутр. ли­ний] – один из ве­ду­щих в стра­не. Гру­зо­обо­рот пор­то­во­го ком­плек­са св. 21 млн. т (2011), в т. ч. гру­зы ти­па ро-ро (на­кат­ные) 6,0 млн. т, кон­тей­нер­ные 5,4 млн. т, неф­те­про­дук­ты 4,5 млн. т (снаб­же­ние энер­го­но­си­те­ля­ми обл. Кам­па­ния осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но че­рез Н.), на­сып­ные 4,2 млн. т. В пре­де­лах тор­го­во­го пор­та – 30 при­ча­лов, тан­кер­ный тер­ми­нал, 7 хра­ни­лищ для неф­те­про­дук­тов и др. на­лив­ных гру­зов.

В нач. 21 в. Боль­шой Не­аполь ос­та­ёт­ся круп­ным пром. уз­лом. Поч­ти все круп­ные пред­при­ятия и зна­чит. часть сред­них бы­ли по­строе­ны в 1950–84 за счёт гос. кре­ди­тов «Кас­сы Юга» в рам­ках об­щей по­ли­ти­ки ин­ду­ст­риа­ли­за­ции Юга Ита­лии. В гра­ни­цах Н. ин­ду­ст­ри­аль­ные мощ­но­сти скон­цен­три­ро­ва­ны в осн. в вост. час­ти го­ро­да, что при­ве­ло к серь­ёз­ным эко­ло­гич. про­бле­мам. В 1998 при­ня­то ре­ше­ние о за­кры­тии (или пе­ре­про­фи­ли­ро­ва­нии) час­ти пред­при­ятий в Н. и при­го­ро­дах, по­сле­дую­щей ре­кон­ст­рук­ции тер­ри­то­рии, соз­да­нии но­вых рек­реа­ци­он­но-ту­ри­стич. рай­онов. К 2010 за­крыт ряд быв. круп­ных пром. объ­ек­тов, в т. ч. ме­тал­лур­гич. ком­би­нат пол­но­го цик­ла ком­па­нии «Ilva» в при­го­ро­де Бань­о­ли (ос­но­ван в 1905, был од­ним из круп­ней­ших в стра­не; на его тер­ри­то­рии стро­ит­ся, 2012, Му­зей­но-вы­ста­воч­ный центр «Го­род нау­ки» с Ин­те­рак­тив­ным му­зе­ем нау­ки и пе­ре­до­вых тех­но­ло­гий); ста­рая ТЭС в Виль­е­не, пор­то­вой час­ти вост. ин­ду­ст­ри­аль­ной зо­ны Н. (в быв. кор­пу­сах пред­по­ла­га­ет­ся соз­дать мо­ло­дёж­ный муз. центр) и неф­тя­ной при­чал (стро­ит­ся но­вый ту­ри­ст­ский порт «Фьо­ри­то»); ме­тал­лур­ги­че­ские и ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие пред­при­ятия ком­па­нии «Corradini» в Сан-Джо­ван­ни-а-Те­дуч­чо; за­вод ком­па­нии «Sofer» по вы­пус­ку ж.-д. ва­го­нов в Поц­цуо­ли; круп­ный мель­нич­ный ком­би­нат «Mulini Meridionali Mar­zoli» в Тор­ре-дель-Гре­ко. По ини­циа­ти­ве ком­па­нии «Whirpool» на тер­ри­то­рии двух за­кры­тых в пор­то­вой зо­не за­во­дов (сти­раль­ных ма­шин «Whirpool» и ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций ком­па­нии ICMI) с 2005 при уча­стии ком­па­нии и инж. фа­куль­те­тов Не­апо­ли­тан­ско­го ун-та и Ун-та Пар­те­но­пе соз­да­ёт­ся тех­но­парк (т. н. про­ект Genesis).

Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (гл. обр. транс­порт­ное), пи­ще­вая, лёг­кая. Ста­рей­шая и важ­ней­шая от­расль транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния – су­до­строе­ние. Су­до­строи­тель­ные и су­до­ре­монт­ные мощ­но­сти со­сре­до­то­че­ны в Виль­е­не (су­до­верфь ком­па­нии «Сan­tiere Navale Partenope» и су­до­ре­монт­ная верфь ком­па­нии «Nuova Meccanica Na­va­le»). В центр. час­ти пор­та Н., где мо­лы раз­де­ля­ют ак­ва­то­рию на неск. бас­сей­нов, рас­по­ло­же­ны боль­шой су­хой док на юж. око­неч­но­сти мо­ла Че­за­ре-Кон­со­ли, 2 су­хих до­ка на сев. бе­ре­гу бас­сей­на Ба­ги­ни, пла­ву­чий док для круп­но­тон­наж­ных су­дов се­вер­нее мо­ла Мар­тел­ло. В пре­де­лах Боль­шо­го Не­апо­ля – тра­диц. цен­тры су­до­строе­ния и су­до­ре­мон­та – Кас­тел­ла­ма­ре-ди-Ста­бия (верфь ком­пании «Fincantieri») и Тор­ре-дель-Гре­ко (не­боль­шие вер­фи, в т. ч. ком­па­нии «Palomba», по про­из-ву ры­бо­ло­вец­ких и спе­ци­аль­ных – для до­бы­чи ко­рал­лов и губ­ки – су­дов). 2-я по зна­чи­мо­сти от­расль – авиа­строе­ние (в т. ч. вы­пуск во­ен­но-транс­порт­ной тех­ни­ки); осн. центр в пре­де­лах аг­ло­ме­ра­ции – По­миль­я­но-д’Арко (пред­при­ятие ком­па­нии «Alenia Aeronautica», где ве­дут­ся про­филь­ные НИОКР и про­из-во фю­зе­ля­жей, эле­мен­тов опе­ре­ния са­мо­лё­тов; так­же пред­при­ятия др. ком­па­ний по про­из-ву авиа­дви­га­те­лей, их уз­лов и ком­по­нен­тов). Пред­при­ятия по про­из-ву авиа­ком­плек­тую­щих и обо­ру­до­ва­ния (в т. ч. средств авио­ни­ки) – в са­мом Н., в го­ро­дах Поц­цуо­ли, Ка­зо­рия и Но­ла (вклю­чая авиа­крес­ла, де­та­ли ин­терь­е­ра). Сре­ди др. про­дук­ции транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния – лег­ко­вые и спор­тив­ные ав­то­мо­били (за­вод ком­па­нии FIAT в По­миль­я­но-д’Арко, вре­мен­но ос­та­нов­лен в 2010 в свя­зи с па­де­ни­ем про­даж), ж.-д. по­движ­ной со­став и обо­ру­до­ва­ние (пред­при­ятие ком­па­нии «Seap Costruzioni Ge­ne­rali Spa» в Н.), гор. трам­ваи (за­вод ком­па­нии «AnsaldoBreda» в Тор­ре-дель-Гре­ко; так­же вы­пуск ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва), мо­то­цик­лы. Про­из-во энер­ге­ти­че­ско­го (в Н. – 2 за­во­да ком­па­нии COELMO, вы­пус­каю­щие ди­зель­ные элек­тро­стан­ции), куз­неч­но-прес­со­во­го обо­ру­до­ва­ния, хо­ло­диль­ных сис­тем пром. на­зна­че­ния и хла­да­ген­тов (за­вод ком­па­нии «M. T. A. S. p. A.»), стан­ков, ша­ри­ко­под­шип­ни­ков (в Чер­ко­ла и Ка­зо­рии), элек­тро­тех­ни­че­ской (в т. ч. за­вод в Ар­ко-Фе­ли­че по про­из-ву ка­бе­ля ком­па­нии «Prysmian Cables & Systems», быв. «Pirelli Cavi»; ком­па­ния – один из ми­ро­вых ли­де­ров по вы­пус­ку энер­ге­тич. и те­ле­ком­му­ни­кац. ка­бель­ной про­дук­ции) и элек­трон­ной про­дук­ции. Со­хра­ня­ет­ся вы­пуск обо­ру­до­ва­ния для ко­же­вен­ной и обув­ной пром-сти.

Н. – один из ши­ро­ко из­вест­ных и зна­чи­мых итал. и ми­ро­вых цен­тров про­из-ва шёл­ко­вых гал­сту­ков, мод­ной обу­ви и оде­ж­ды, из­де­лий кож­га­лан­те­реи (гл. обр. ко­жа­ные пер­чат­ки), ку­паль­ни­ков. В пи­ще­вой пром-сти вы­де­ля­ет­ся про­из-во ма­ка­рон­ных из­де­лий (в т. ч. за­вод ком­па­нии «Pastificio Carmine e Giulio Rus­so di Nicola Spa» в По­миль­я­но-д’Арко), овощ­ных кон­сер­вов, то­мат­ной пас­ты, дже­мов, олив­ко­во­го мас­ла (в т. ч. пред­при­ятие фир­мы «Industrie Olearie Luca­ne» в Н.), са­ха­ра (круп­ный за­вод в Ка­пуе); дей­ст­ву­ют пред­при­ятия, гл. обр. не­боль­шие, по пе­ре­ра­бот­ке и фа­сов­ке ко­фе, про­из-ву ли­мон­но­го ли­кё­ра «ли­мон­чел­ло», вин. Хи­мич. пром-сть пред­став­ле­на про­из-вом хи­мич. удоб­ре­ний, фар­ма­цев­тич. про­дук­ции, по­ли­ме­ров (пред­при­ятие ком­па­нии «Montefibre» в г. Ачер­ра), ам­миа­ка (за­вод ком­па­нии ICMI в Сан-Джо­ван­ни-а-Те­дуч­чо), ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий. Про­из-во бу­ма­ги (фаб­ри­ка ком­па­нии «Articarta» в Пом­пе­ях), ме­бе­ли, по­ли­гра­фич. про­дук­ции, строй­ма­те­риа­лов. Тра­диц. про­из-во фар­фо­ра и ху­дож. фар­фо­ро­вых из­де­лий («Por­cellana di Capodimonte», быв. ко­ро­лев­ская фар­фо­ро­вая ма­ну­фак­ту­ра «Re­al Fabbrica Capodimonte», ос­но­ван­ная в 1743 в Н., ны­не пе­ре­ве­де­на в Сор­рен­то; в го­ро­де со­хра­ня­ют­ся не­боль­шие пред­при­ятия по из­го­тов­ле­нию ху­дож. фар­фо­ра), ке­ра­мич. по­су­ды, юве­лир­ных из­де­лий [в т. ч. с ко­рал­ла­ми (Тор­ре-дель-Гре­ко – один из ми­ро­вых цен­тров по их из­го­тов­ле­нию; ис­поль­зу­ют­ся ме­ст­ные и ази­ат­ские ко­рал­лы), пер­ла­мут­ром], муз. ин­ст­ру­мен­тов (ман­до­ли­ны, ги­та­ры).

В пре­де­лах Боль­шо­го Не­апо­ля – НПЗ ком­па­нии «RA. M. OIL S. p. A.» (с 1963, г. Ка­саль­нуо­во-ди-На­по­ли; так­же про­из-во сма­зоч­ных ма­сел), ме­тал­лур­гич. пред­при­ятия (за­во­ды ком­па­нии «Ferrosud S. p. A.» груп­пы «Italsider» в го­ро­дах Ка­саль­нуо­во-ди-На­по­ли, Кас­тел­ла­ма­ре-ди-Ста­бия и Тор­ре-Ан­нун­циа­та). Энер­го­сна­б­же­ние Не­апо­ли­тан­ско­го ин­ду­ст­ри­аль­но­го уз­ла обес­пе­чи­ва­ют ТЭС «Le­vante» (мощ­ность 430 МВт, по­строе­на в 1970-е гг. к вос­то­ку от пор­та в Сан-Джо­ван­ни-а-Те­дуч­чо) и ТЭС ком­па­нии «Tir­reno Po­wer» в Виль­е­не (по­строе­на в 1953, за­кры­та в кон. 1980-х гг.; проб­ный пуск но­вой со­сто­ял­ся в 2008). В го­ро­дах Сан­та-Ма­рия-ла-Фос­са и Пон­ти­чел­ли дей­ст­ву­ют му­со­ро­сжи­гат. за­во­ды.

Лит.: Ceva-Grimaldi F. Della cittа̀ di Napoli dal tempo della sua fondazione sino al presente. Napoli, 1857; Gleijeses V. La storia di Napoli: dalle origini ai nostri giorni. Napoli, 1974; idem. La nuova guida storica, artistica, monumentale, turistica della cittа̀ di Napoli e dintorni. Napoli, 1979; Galasso G. Mezzogiorno medievale e moderno. Torino, 1975; Vincenzo R. Le chiese di Napoli. Napoli, 1995; Napoli guida: tra luoghi e monumenti della cittа̀ storica / A cura di F. D. Moccia, D. Caporali. Napoli, 2001; Cantone G. Napoli barocca. Napoli, 2002; Фе­до­ро­ва Е. В., Лес­ниц­кая М. М. Не­аполь и его ок­ре­ст­но­сти: ве­ка, лю­ди, ис­кус­ст­во. М., 2005; Blunt A. Architettura barocca e rococò a Napoli. Mil., 2006; Di Mauro L., Vitolo G. Breve storia di Napoli. Ospedaletto; Pisa, 2006.

Вернуться к началу