Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ́ВЕРПУЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 416-417

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Сокольский

ЛИ́ВЕРПУЛЬ (Liverpool), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на се­ве­ро-за­па­де Анг­лии; име­ет ста­тус гор. рай­она (1974; фак­ти­че­ски уни­тар­ное об­ра­зо­ва­ние). Нас. 452,8 тыс. чел. (2010, в гра­ни­цах гор. рай­она ок. 840 тыс. чел.), вхо­дит в ко­нур­ба­цию Мер­си­сайд с нас. ок. 1,35 млн. чел. Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу эс­туа­рия р. Мер­си, с ле­во­бе­режь­ем свя­зан па­ром­ной пе­ре­пра­вой и тре­мя под­вод­ны­ми тон­не­ля­ми. Круп­ный транс­порт­ный узел. Ж.-д. (с раз­ветв­лён­ной при­го­род­ной се­тью) и ав­то­мо­биль­ное со­об­ще­ние с Лон­до­ном, Бир­мин­ге­мом, Нью­кас­лом, Лид­сом, Нот­тин­ге­мом, Шеф­фил­дом и др. круп­ны­ми го­ро­да­ми. Мор­ской порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. Дж. Лен­но­на.

Ос­но­ван в 1207 по ука­зу англ. ко­ро­ля Ио­ан­на Без­зе­мель­но­го. До 16 в. раз­ви­вал­ся как ры­бо­лов­ный порт. С 18 в. важ­ный порт зап. по­бе­ре­жья (в 1715 в Л. со­ору­жён пер­вый в Анг­лии от­кры­тый пор­то­вый док), центр ра­бо­тор­гов­ли (в 1699 из Л. от­пра­ви­лось пер­вое суд­но с ра­ба­ми для хлоп­ко­вых план­та­ций в брит. вла­де­ни­ях в Аме­ри­ке; к кон. 18 в. Л. кон­тро­ли­ро­вал 80% британ­ской и бо­лее 40% ев­роп. тор­гов­ли ра­ба­ми), позд­нее – тор­гов­ли хлоп­ком (че­рез порт Л. про­хо­ди­ла б. ч. им­пор­та амер. хлоп­ка). С бур­ным раз­ви­ти­ем тек­стиль­ной пром-сти в со­сед­них го­ро­дах Лан­ка­ши­ра (пре­ж­де все­го в Ман­че­сте­ре) и Йорк­шира Л. стал од­ним из важ­ней­ших экс­пор­тё­ров хлоп­ча­то­бу­маж­ных и шер­стя­ных тка­ней (по объ­ё­му тор­гов­ли ус­ту­пал толь­ко Лон­до­ну). Был со­еди­нён су­до­ход­ны­ми ка­на­ла­ми с Лид­сом (1770–1816) и с Ман­че­сте­ром (1894). В 1830 же­лез­ная до­ро­га свя­за­ла Л. с Ман­че­сте­ром. В сер. 19 в. на при­воз­ном сы­рье ак­тив­но раз­ви­ва­лись «пор­то­вые» от­рас­ли пром-сти: му­ко­моль­ная, са­хар­ная, та­бач­ная, ле­со­пиль­ная; по­лу­чи­ли раз­ви­тие тек­стиль­ное ма­ши­но­строе­ние, сте­коль­но-ке­ра­мич. про­из-во. На­се­ле­ние го­ро­да бы­ст­ро рос­ло, в т. ч. за счёт мас­со­во­го при­то­ка им­ми­гран­тов из Ир­лан­дии (к 1851 ир­ланд­цы со­став­ля­ли око­ло чет­вер­ти на­се­ле­ния). Ста­тус го­ро­да с 1880. В 1-й пол. 20 в. в Л. воз­ник ряд но­вых от­рас­лей пром-сти, в т. ч. ав­то­сбо­роч­ная, про­из-во ком­плек­тую­щих для авиа­строе­ния, элек­тро­тех­нич. про­дук­ции. В 1931 на­се­ле­ние го­ро­да пре­вы­си­ло 846 тыс. чел. В хо­де Бит­вы за Ат­лан­ти­ку 1939–45 Л., где ба­зи­ро­ва­лись пред­при­ятия, про­из­во­див­шие про­дук­цию во­ен. на­зна­че­ния, по­стра­дал от мас­си­ро­ван­ных бом­бар­ди­ро­вок герм. авиа­ции. Во 2-й пол. 20 в. зна­че­ние Л. как пор­та и пром. цен­тра по­сте­пен­но умень­ша­ет­ся. Из-за спа­да пром. про­из-ва на­се­ле­ние го­ро­да со­кра­ща­ет­ся (за 1971–81 умень­ши­лось при­бли­зи­тель­но на 100 тыс. чел.); уро­вень без­ра­бо­ти­цы в Л. в 1980-е гг. – один из са­мых вы­со­ких в стра­не. В 1990-е гг., в т. ч. за счёт ус­ко­рен­но­го раз­ви­тия сфе­ры ус­луг, на­чи­на­ет­ся но­вый эко­но­мич. подъ­ём, тем­пы его вы­ше, чем в др. круп­ных брит. го­ро­дах (в ср. 6,3% в 1995–2001; в Лон­до­не – 5,8%; Бри­столе – 5,7%).

Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков – Шко­ла Блу-кот (1716–25, ре­кон­ст­рук­ция 2008, ар­хит. бю­ро «biq»; ны­не Центр ис­кусств) и Ра­ту­ша (1749–54, арх. Дж. Вуд Стар­ший; вос­ста­нов­ле­на пос­ле по­жа­ра 1795 ар­хи­тек­то­ра­ми Дж. Уай­етом и Дж. Фос­те­ром Стар­шим, кон. 18 – нач. 19 вв.) в сти­ле клас­си­циз­ма; жи­лые дома-тер­ра­сы Род­ни-стрит (1790 – 1810-е гг.), Мор­нинг­тон-тер­рас (1839–40) и Гам­бир-тер­рас (1830-е гг.) в рус­ле геор­ги­ан­ско­го сти­ля; гор. зал Сент-Джорджс-холл (1841–56, ар­хи­тек­то­ры Х. Элмс, Ч. Кок­ке­релл), Англ. банк (1844–47, Кокке­релл), Б-ка и Му­зей У. Брау­на (1859, ар­хи­тек­то­ры Т. Ал­лом, Дж. Г. Уэйт­ман; ны­не Все­мир­ный му­зей Л. и Центр. б-ка Л.), Ху­дож. га­ле­рея Уо­ке­ра (1874–77, ар­хи­тек­то­ры К. Шер­лок, Г. Х. Вейл) в сти­ле позд­не­го клас­си­циз­ма; «Кор­пус Вик­то­рии» Уни­вер­си­тет­ско­го кол­лед­жа (1892, арх. А. Уо­тер­ха­ус) и ог­ром­ный анг­ли­кан­ский со­бор (1904–78, дли­на ок. 189 м, арх. Дж. Г. Скотт Млад­ший) в ду­хе нео­го­ти­ки. Цен­три­че­ский в пла­не ка­то­лич. со­бор в фор­мах мо­дер­низ­ма (1960–67, арх. Ф. Гиб­берд; крип­та, 1933–1940, арх. Э. Ла­ченс; ком­плекс вхо­да в крип­ту, 2009, ар­хит. бю­ро «Nightinga­le Associates»).

Ливерпуль. «Три грации». Слева направо: Ройал-Лайвер-билдинг (1908–11, архитектор У. О. Томас), Кьюнард-билдинг (1914–16, архитекторы У. Э. Уиллинк, Ф. К. Тикнесс), здание управления гавани (1907, арх...

В пор­ту Л. – ан­самбль до­ков и др. пром. со­ору­же­ний на чу­гун­ном кар­ка­се (напр., Аль­берт-док, 1839–45, арх. Дж. Харт­ли), а так­же круп­ные кон­тор­ские зда­ния [«Три гра­ции»: зда­ния уп­рав­ле­ния га­ва­ни (1907, арх. А. Торн­ли), Рой­ал-Лай­вер-бил­динг (1908–11, арх. У. О. То­мас), Кью­нард-бил­динг (1914–1916, ар­хи­тек­то­ры У. Э. Уил­линк, Ф. К. Тик­несс)]. В кон. 20 – нач. 21 вв. в рай­оне до­ков со­ору­же­ны га­ле­рея Тейт-Ли­вер­пуль (в ре­кон­ст­руи­ро­ван­ной час­ти Аль­берт-до­ка; 1988, арх. Дж. Стер­линг и др.) и «Аре­на и центр кон­грес­сов» (в сти­ле хай-тек; 2008, ар­хит. бю­ро «Wilkinson Eyre»). Ан­самбль до­ков и ис­то­рич. центр Л. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Близ Л. – Порт-Сан­лайт, од­на из пер­вых по­пы­ток соз­да­ния ра­бо­че­го по­сёл­ка в ду­хе «го­ро­да-са­да» (1888); там рас­по­ло­же­на ху­дож. га­ле­рея ле­ди Ле­вер (1914–22, ар­хи­тек­то­ры У. и С. Оу­эны).

Ливерпуль. Католический собор. 1960–67. Архитектор Ф. Гибберд.

Ун-т им. Джо­на Мур­са (1823, совр. ста­тус с 1992), Ли­вер­пуль­ский ун-т (1881, совр. ста­тус с 1903), Ли­вер­пуль­ский ун-т «На­деж­да» (соз­дан в 1980 как Ли­вер­пуль­ский ин-т выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния, объ­е­ди­нив­ший 3 кол­лед­жа Л., совр. назв. с 2005). Все­мир­ный му­зей Л. (1851, совр. назв. с 2005), Мор­ской му­зей Мер­си­сай­да (от­крыт в 1980), Му­зей ли­вер­пуль­ско­го бы­та (от­крыт в 1993), ме­ж­ду­нар. му­зей раб­ст­ва (2007) и др. Ху­дож. га­ле­реи: Уо­ке­ра (1877), Тейт-Ли­вер­пуль (1988) и др. Те­ат­ры: «Рой­ал корт», «Эв­ри­мен». Еже­год­но про­во­дит­ся фес­ти­валь те­ат­раль­ной ко­ме­дии. Фи­лар­мо­нич. ор­кестр (1840). Гл. кон­церт­ная пло­щад­ка – Фи­лар­мо­нич. зал (1849; сго­рел в 1933; в совр. зда­нии с 1939). Осен­ний фес­ти­валь ис­кусств «Ли­вер­пуль­ский би­ен­на­ле». В 1960–70-х гг. Л. – ми­ро­вой центр поп- и рок-му­зы­ки (уча­ст­ни­ки ан­самб­ля «Битлз» – вы­ход­цы из Л.).

Фут­боль­ные клу­бы «Ли­вер­пуль» и «Эвер­тон» – од­ни из ве­ду­щих в англ. Пре­мьер-ли­ге; вы­сту­па­ют со­от­вет­ст­вен­но на ста­дио­нах «Ан­филд» (св. 45 тыс. мест) и «Гу­ди­сон Парк» (св. 40,5 тыс. мест). Бас­кет­боль­ный клуб «Эвер­тон Тай­герс», неск. рег­бий­ных ко­манд. Еже­год­но в мар­те на ип­по­дро­ме «Эйн­три» про­во­дит­ся тра­диц. «Ли­вер­пуль­ский стипл-чейз», ко­то­рый яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых пре­стиж­ных сре­ди ми­ро­вых ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ний по кон­но­му спор­ту; здесь же в 1950-е гг. про­хо­дил этап ав­то­го­нок Гран-при Ве­ли­ко­бри­та­нии. Из­вест­ные бок­сёр­ский и гим­на­стич. цен­тры. Ко­ро­лев­ский ли­вер­пуль­ский гольф-клуб про­во­дит ряд круп­ней­ших со­стя­за­ний, в т. ч. От­кры­тый чем­пио­нат Ве­ли­ко­бри­та­нии (2006). Со­стоя­лись мат­чи чем­пио­на­тов ми­ра (1966) и Ев­ро­пы (1996) по фут­бо­лу.

The Mersey Partnership (TMP) Ливерпуль. Вид на город с реки Мерси.

В эко­но­ми­ке го­ро­да до­ми­ни­ру­ет сфе­ра ус­луг: на пред­при­яти­ях разл. про­фи­ля (св. 13,9 тыс. в 2008, из них ок. 60% мел­кие, до 5 ра­бот­ни­ков) соз­да­ёт­ся ок. 85% ВРП и за­ня­то ок. 82% имею­щих ра­бо­ту (в т. ч. в сек­то­ре фи­нан­со­вых и биз­нес-ус­луг, тор­гов­ле 36%, в об­ра­зо­ва­нии и здра­во­охра­не­нии 26%, на транс­пор­те 8%). Л. – центр де­ло­вой ак­тив­но­сти и тор­гов­ли Се­ве­ро-За­па­да Анг­лии. В го­ро­де раз­ме­ща­ют­ся офи­сы ря­да круп­ных бан­ков, дей­ст­ву­ют мно­го­числ. фир­мы «креа­тив­но­го» сек­то­ра, в т. ч. ме­дий­ные ком­па­нии (BBC, ме­ст­ные те­ле- и ра­дио­ве­ща­тель­ные кор­по­ра­ции, из­да­тель­ская груп­па «Trinity Mirror»), ком­па­нии – раз­ра­бот­чи­ки ком­пь­ю­тер­ных игр («Sony», «Psygnosis»). Зна­чит. роль иг­ра­ет об­слу­жи­ва­ние пор­то­вой дея­тель­но­сти. Че­рез порт Л. (час­тич­но вы­пол­ня­ет функ­ции аван­пор­та Ман­че­сте­ра) еже­год­но осу­ще­ст­в­ля­ют­ся пе­ре­воз­ки св. 32 млн. т гру­зов (вклю­чая пе­ре­воз­ки по Ман­че­стер­ско­му ка­на­лу – св. 40 млн. т) и бо­лее 0,7 млн. пас­са­жи­ров. Еже­год­но Л. по­се­ща­ет до 3 млн. ту­ри­стов (в т. ч. ино­стран­ных – 438 тыс. чел. в 2005, 4-е ме­сто в стра­не по­сле Лон­до­на, Ман­че­сте­ра и Бир­мин­ге­ма). Важ­ное зна­че­ние со­хра­ня­ет пром-сть (ок. 15% ВРП и ок. 18% за­ня­тых, вклю­чая строи­тель­ст­во; 770 пред­при­ятий, 2008). Наи­бо­лее раз­ви­ты пи­ще­вая (му­ко­моль­ная и са­хар­ная) и лёг­кая пром-сть, ори­ен­ти­ро­ван­ные на об­слу­жи­ва­ние ме­ст­но­го на­се­ле­ния.

К юго-вос­то­ку от Л., в Хейл­ву­де, – ав­то­за­вод «Jaguar Land Rover» (при­над­ле­жит инд. ком­па­нии «Tata Motors»).

Лит.: Reilly C. H. Some Liverpool streets and buildings. Liverpool, 1921; Hughes Q. Liverpool. L., 1969; Taylor S. de B. Two centuries of music in Liverpool. Liverpool, 1976; Buildings of Liverpool. Liverpool, 1978; Ritchie-Noa­kes N. Liverpool’s historic waterfront. L., 1984; Pollard R., Pevsner N., Sharples J. Lanca­shire: Liverpool and the southwest. New Haven; L., 2006.

Вернуться к началу