Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́РЛОВКА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 438-439

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Ю. Замятина

ГО́РЛОВКА, го­род на юго-вос­то­ке Ук­раи­ны, в До­нец­кой обл. Нас. 275,3 тыс. чел. (2006). Рас­по­ло­жен в зап. от­ро­гах До­нец­ко­го кря­жа. Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог.

В 1779 на мес­те совр. Г. воз­ник­ло село Зай­це­во. В нач. 19 в. здесь бы­ли от­кры­ты за­ле­жи уг­ля, поя­ви­лись неболь­шие шах­ты. В 1867 в свя­зи со строи­тель­ст­вом Кур­ско-Харь­ков­ско-Азов­ской ж. д. ос­но­ван ра­бо­чий по­сё­лок, на­зван­ный в честь инж. П. Н. Гор­ло­ва. Го­род с 1932.

Со­хра­ни­лись: ста­рей­шая ц. Воз­не­се­ния (1834; вос­ста­нав­ли­ва­лась в 1950-е и 1980-е гг.), Свя­то-Ни­коль­ский со­бор (1905; ка­фед­раль­ный со­бор Гор­лов­ской и Сла­вян­ской епар­хии РПЦ, об­ра­зо­ван­ной в 1994). Па­мят­ни­ки: за­бой­щи­ку шах­ты «Ко­че­гар­ка» Н. А. Изо­то­ву (1968; скульп­тор В. М. Кос­тин, арх. Н. К. Яков­лев), «Веч­ный огонь» (1970, арх. А. К. Ан­то­но­вич), П. Н. Гор­ло­ву (2000; скульп­тор П. И. Ан­тып) и др. Пар­ко­вая скульп­ту­ра укр. и нем. мас­те­ров (1989).

Гос. пе­да­го­гич. ин-т иностр. язы­ков, Ав­то­до­рож­ный ин-т (от­де­ле­ние До­нец­ко­го гос. тех­нич. ун-та). Му­зеи: ис­то­рии го­ро­да, ху­до­же­ст­вен­ный (1959; со­б­ра­ние кар­тин Н. К. Ре­ри­ха и др.), Му­зей ми­ниа­тюр­ной кни­ги им. В. А. Ра­зу­мо­ва (2001), Ме­мо­ри­аль­ный му­зей по­эта В. С. Сту­са.

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – хи­мич. пром-сть. Клю­че­вые пред­при­ятия вхо­дят в кон­церн «Сти­рол»: «Сти­рол­хим­трейд» (жид­кие азот­ные удоб­ре­ния, ам­ми­ак на ос­но­ве кок­со­во­го га­за, кар­ба­мид, по­ли­сти­ро­лы и др.), «Сти­рол­хим­быт» (ла­ко­кра­соч­ная про­дук­ция), «Сти­рол­био­фарм» (ле­кар­ст­вен­ные пре­па­ра­ты), «Сти­рол­пак» (пе­но­по­ли­сти­роль­ные пли­ты, по­ро­лон и др.). Ма­ши­но­строе­ние спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пус­ке и ре­мон­те гор­но­до­бы­ваю­ще­го обо­ру­до­ва­ния для уголь­ной пром-сти: Гор­лов­ский (ос­но­ван в 1895) и Но­во­гор­лов­ский ма­ши­но­стро­ит. за­во­ды, за­вод «Рем­маш». Про­из-во ог­не­упо­ров (Ни­ки­тов­ский ог­не­упор­ный ком­би­нат, Пан­те­лей­мо­нов­ский ог­не­упор­ный за­вод), стро­ит. сме­сей (Ни­ки­тов­ский але­ба­ст­ро­вый ком­би­нат), жел.-бе­тон. из­де­лий, уголь­ных фильт­ров, ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий, ре­зи­но­вой обу­ви («Эла­сто­мер»), швей­ных («Гор­лов­чан­ка») и три­ко­таж­ных («Аль­та­ир») из­де­лий и др. Управ­ле­ние «Дон­басс­энер­го».

Г. – один из ста­рей­ших цен­тров До­нец­ко­го уголь­но­го бас­сей­на (в 1867 по­строе­на пер­вая шах­та «Кор­сунь­ская копь № 1», позд­нее на­зы­ва­лась «Ко­че­гар­ка», ны­не не дей­ст­ву­ет). До­бы­чу уг­ля (в т. ч. кок­сую­ще­го­ся) осу­ще­ст­в­ля­ет гл. обр. пред­при­ятие «Ар­тём­уголь» (раз­ра­бот­ка кру­то­па­даю­щих пла­стов). Ха­рак­те­рен тех­но­ген­ный гор. ланд­шафт – тер­ри­кон­ни­ки, гус­тая сеть ж.-д. пу­тей.

Лит.: Бриж А. М. Ту­ри­ст­ские мар­шру­ты До­нет­чи­ны. До­нецк, 1985.

Вернуться к началу