Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕОГРА́ФИЯ ТРА́НСПОРТА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 593-594

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Тархов

ГЕОГРА́ФИЯ ТРА́НСПОРТА, раз­дел со­ци­аль­но-эко­но­мич. гео­гра­фии, изу­ча­ет про­стран­ст­вен­ную струк­ту­ру транс­пор­та, за­ко­но­мер­но­сти и спе­ци­фич. осо­бен­но­сти его раз­ме­ще­ния в раз­ных час­тях ми­ра, стра­нах и ре­гио­нах.

Объ­ект Г. т. – про­стран­ст­вен­ные (тер­ри­то­ри­аль­ные) транс­порт­ные сис­те­мы, ко­то­рые со­сто­ят из транс­порт­ных се­тей (се­тей транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций), транс­порт­ных уз­лов и пунк­тов, транс­порт­ных по­то­ков. Тер­ри­то­ри­аль­ные транс­порт­ные сис­те­мы раз­ли­ча­ют­ся свои­ми мас­шта­ба­ми (гло­баль­ные, мак­ро­ре­гио­наль­ные, в пре­де­лах отд. стран и ре­гио­нов, ло­каль­ные, го­род­ские и т. п.), осо­бен­но­стя­ми гео­гра­фич. по­ло­же­ния, сте­пе­нью мо­даль­но­сти (чис­лом ви­дов транс­пор­та), кон­фи­гу­ра­ция­ми, ха­рак­те­ром транс­порт­ной ос­во­ен­но­сти тер­ри­то­рии (сплош­ное, фраг­мен­тар­ное или оча­го­вое, ли­ней­ное, дис­перс­ное) и т. д.

Пред­ме­том изу­че­ния Г. т. яв­ля­ет­ся про­стран­ст­вен­ное взаи­мо­дей­ст­вие разл. эле­мен­тов тер­ри­то­ри­аль­ной транс­порт­ной сис­те­мы, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся в ви­де транс­порт­но-гео­гра­фич. от­но­ше­ний (транс­порт­ное тя­го­те­ние, про­стран­ст­вен­ная уда­лён­ность, транс­порт­но-гео­гра­фич. по­ло­же­ние, транс­порт­ные дос­туп­ность, связ­ность и про­ни­цае­мость тер­ри­то­рии).

Раз­ли­ча­ют тео­ре­ти­че­скую, от­рас­ле­вую, ре­гио­наль­ную Г. т. Тео­ре­ти­че­ская Г. т. за­ни­ма­ет­ся во­про­са­ми соз­дания ме­то­до­ло­гии, тео­ре­тич. ана­ли­зом фор­ми­ро­ва­ния и функ­цио­ни­ро­ва­ния отд. транс­порт­но-гео­гра­фич. объ­ек­тов (транс­порт­ных се­тей, се­тей транс­порт­ных уз­лов и по­то­ков), ис­сле­до­ва­ния­ми транс­порт­но-гео­гра­фич. от­но­ше­ний. От­рас­ле­вая Г. т. изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти раз­ме­ще­ния отд. ви­дов транс­пор­та (ж.-д., ав­то­мо­биль­но­го, вод­но­го, воз­душ­но­го, тру­бо­про­вод­но­го и др.). Ре­гио­наль­ная Г. т. изу­ча­ет тер­ри­то­ри­аль­ные транс­порт­ные сис­те­мы раз­но­го мас­шта­ба.

Тер­мин «Г. т.» (Verkehrsgeographie) вве­дён нем. гео­гра­фом Гёт­цем (1888). Пер­вые ра­бо­ты по Г. т. бы­ли на­пи­са­ны А. Гет­не­ром (1894, 1897); оп­ре­де­лял Г. т. как уче­ние о гео­гра­фич. рас­про­стра­не­нии транс­порт­ных яв­ле­ний (объ­ек­тов), их раз­ли­чи­ях на раз­ных уча­ст­ках зем­но­го про­стран­ст­ва. В сво­их тру­дах Гет­нер и его уче­ни­ки – К. До­ве (1905), К. Гас­серт (1913) и др. вы­чис­ля­ли плот­ность транс­порт­ной се­ти раз­ных стран, изу­ча­ли на­прав­ле­ния и ве­ли­чи­ны гру­зо- и пас­са­жи­ро­по­то­ков; со­став­ля­ли кар­ты плот­но­сти пу­тей со­об­ще­ния и эпюр транс­порт­ных по­то­ков, изо­хрон транс­порт­ной дос­туп­но­сти. В 1930–50-е гг. сфор­ми­ро­ва­лась амер. шко­ла Г. т. (Э. Уль­ман, Э. Та­афе). Уль­ман счи­тал гл. за­да­ча­ми Г. т. ана­лиз транс­порт­ных свя­зей разл. тер­ри­то­рий (их про­стран­ст­вен­но­го взаи­мо­дей­ст­вия) пу­тём изу­че­ния на­прав­ле­ния и раз­ме­ров транс­порт­ных по­то­ков, ана­лиз транс­порт­ных та­ри­фов, изу­че­ние влия­ния при­род­ных ус­ло­вий на фор­ми­ро­ва­ние и функ­цио­ни­ро­ва­ние транс­порт­ных сис­тем и влия­ния транс­пор­та на раз­ви­тие эко­но­ми­ки ре­гио­нов и стран. В 1960–1970-х гг. при изу­че­нии тер­ри­то­ри­аль­ных транс­порт­ных сис­тем гл. обр. ис­поль­зо­ва­лись ме­то­ды про­стран­ст­вен­но­го ана­ли­за. Ве­ду­щи­ми на­прав­ле­ния­ми ис­сле­до­ва­ний Г. т. ста­ли ана­лиз кон­фи­гу­ра­ций транс­порт­ных се­тей (се­те­вой ана­лиз), мо­де­ли­ро­ва­ние и ими­та­ция транс­порт­ных по­то­ков и транс­порт­но­го тя­го­те­ния, ана­лиз ие­рар­хии транс­порт­ных уз­лов. Ши­ро­ко вне­дря­лись раз­но­об­раз­ные ма­те­ма­тич. ме­то­ды ис­сле­до­ва­ний. В 1980–90-х гг. в США и Зап. Евро­пе сфор­ми­ро­ва­лось на­прав­ле­ние, по­лу­чив­шее назв. со­ци­аль­ной Г. т. (изу­ча­ет по­ве­ден­че­ские и со­ци­аль­ные ас­пек­ты пе­ре­ме­ще­ния лю­дей, в т. ч. осо­бен­но­сти ин­ди­ви­ду­аль­но­го вы­бо­ра ви­дов транс­пор­та и мар­шру­тов по­ез­док, ин­диви­ду­аль­ные оцен­ки рас­стоя­ний; про­цес­сы при­ня­тия ре­ше­ний о раз­ме­ще­нии транс­порт­ных объ­ек­тов; про­стран­ст­вен­ные осо­бен­но­сти под­виж­но­сти на­се­ле­ния).

Пре­об­ла­даю­щие на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний в Г. т. с нач. 1990-х гг.: ана­лиз ин­фра­струк­тур­ной обес­пе­чен­но­сти транс­порт­ных про­ек­тов, транс­порт­ной под­виж­но­сти лю­дей. В США и Ве­ли­ко­брита­нии воз­ник­ло но­вое на­прав­ле­ние Г. т. – гео­гра­фия го­род­ско­го транс­пор­та. На сты­ке с гео­гра­фи­ей сфе­ры ус­луг изу­ча­ют­ся осо­бен­но­сти раз­ме­ще­ния те­ле­ком­му­ни­кац. сис­тем.

Гл. прак­тич. зна­че­ние ис­сле­до­ва­ний Г. т. – вы­ра­бот­ка пла­нов и ре­ко­мен­да­ций по со­вер­шен­ст­во­ва­нию раз­ме­ще­ния про­из-ва и рас­се­ле­ния на­се­ле­ния с точ­ки зре­ния ми­ни­ми­за­ции транс­порт­ных из­дер­жек, оп­ти­ми­за­ции транс­порт­ных по­то­ков в рам­ках су­ще­ст­вую­щих тер­ри­то­ри­аль­ных транс­порт­ных сис­тем, раз­ви­тию транс­порт­ных сис­тем всех уров­ней.

Лит.: Ва­си­лев­ский Л. И. Ос­нов­ные про­бле­мы ис­сле­до­ва­ний по гео­гра­фии транс­пор­та ка­пи­та­ли­сти­че­ских и эко­но­ми­че­ски сла­бо­раз­ви­тых стран // Эко­но­ми­че­ские свя­зи и транс­порт. М., 1963; Буг­ро­мен­ко В. Н. Транс­порт в тер­ри­то­ри­аль­ных сис­те­мах. М., 1987; Тар­хов С. А., Шлих­тер С. Б. Гео­гра­фия транс­порт­ных сис­тем. М., 1995; Шлих­тер С. Б. Гео­гра­фия ми­ро­вой транс­порт­ной сис­те­мы. Взаи­мо­дей­ст­вие транс­пор­та и тер­ри­то­ри­аль­ных сис­тем хо­зяй­ст­ва. М., 1995; Taafe E. J., Gauthier H. L., O’Kelly M. E. Geography of transportation. 2nd ed. Upper Saddle River, 1996; Modern transport geography. 2nd ed. N. Y., 1998; Black W. R. Transportation: a geogra­phical analysis. N. Y., 2003; Ка­юч­кин Н. П. Гео­гра­фи­че­ские ос­но­вы транс­порт­но­го ос­вое­ния тер­ри­то­рии. Но­во­сиб., 2003; Тар­хов С. А. Эво­лю­ци­он­ная мор­фо­ло­гия транс­порт­ных се­тей. Смо­ленск; М., 2005.

Вернуться к началу