Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ДУЯ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 53-55

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. М. Асейнов (история), Т. А. Галкина (экономика)

ПА́ДУЯ (Padova), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ита­лии, об­ласть Ве­не­то, адм. центр пров. Па­дуя. Нас. 212,2 тыс. чел. (2013). Рас­по­ло­жен на Ве­не­ци­ан­ской низ­мен­но­сти, в ме­ж­ду­ре­чье Брен­ты и Бак­киль­о­не, в 20 км к за­па­ду от Ве­не­ци­ан­ской ла­гу­ны. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог. Вы­со­ко­ско­ро­ст­ные ж.-д. ли­нии свя­зы­ва­ют П. с Ве­ро­ной, Ми­ла­ном и Ту­ри­ном (на за­па­де), Бо­лонь­ей, Фло­рен­ци­ей и Ри­мом (на юге), Ве­не­ци­ей (на вос­то­ке). Су­до­ход­ный ка­нал со­еди­ня­ет П. с р. Брен­та (впа­да­ет в Ад­риа­ти­че­ское мо­ре). Аэ­ро­порт П. – «Джи­но Ал­лег­ри» (в осн. биз­нес- и мед. авиа­ция). Ме­ж­ду­нар. авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ют аэ­ро­пор­ты Ве­не­ции, Тре­ви­зо, Ве­ро­ны, Бо­ло­ньи и Ми­ла­на. Трам­вай на ши­нах (осо­бый вид гор. транс­пор­та, в Ев­ро­пе дей­ст­ву­ет толь­ко в П. и франц. г. Клер­мон-Фер­ран).

Базилика Святого Антония Падуанского (Иль-Санто).Ок. 1233 – ок. 1310.

Пер­вые по­се­ле­ния ве­не­тов на мес­те совр. П. поя­ви­лись ок. 11–10 вв. до н. э. Древ­ней­шие све­де­ния о Па­та­вии (Pata­vium) в письм. ис­точ­ни­ках (Тит Ли­вий) от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям 4 в. Вы­сту­пи­ла на сто­ро­не рим­лян в борь­бе с кель­та­ми (4 в.) и во вре­мя 2-й Пу­ни­че­ской вой­ны (см. Пу­ни­че­ские вой­ны). Со 183 в со­ста­ве пров. Ци­заль­пин­ская Гал­лия. В 89 по­лу­чи­ла пра­во лат. гра­ж­дан­ст­ва, в 49 до н. э. – ста­тус му­ни­ци­пия, став важ­ным цен­тром тор­гов­ли и ре­мес­ла. С сер. 3 в. н. э. центр епи­скоп­ст­ва (со­глас­но ле­ген­де, пер­вым епи­ско­пом был по­сле­до­ва­тель ап. Пет­ра св. Про­сдо­цим). В 408 раз­ру­ше­на вест­го­та­ми во гла­ве с Ала­ри­хом I, в 452 – гун­на­ми. С кон. 5 в. в Ост­гот­ском ко­ро­лев­ст­ве. Во вре­мя войн Ви­зан­тии с ост­го­та­ми (530–550-е гг.) в 540 за­хва­че­на ви­зант. ар­мией, вско­ре от­воё­ва­на То­ти­лой. В 568 вновь за­хва­че­на Ви­зан­ти­ей, од­на­ко в нач. 570-х гг. бы­ла за­воё­ва­на лан­го­бар­да­ми. В 602 в ре­зуль­та­те вос­ста­ния про­тив них поч­ти пол­но­стью раз­ру­ше­на. По­сле при­сое­ди­не­ния к Франк­ско­му го­су­дар­ст­ву (774) во­шла в со­став Фри­уль­ской мар­ки. С кон. 9 в. не­од­но­крат­но под­вер­га­лась на­бе­гам венг­ров. В 1089 имп. Ген­рих IV Са­лий пе­ре­дал власть в П. епи­ско­пу. Во вре­мя борь­бы с Фрид­ри­хом I Бар­ба­рос­сой в 1164 всту­пи­ла в Ве­рон­ский со­юз, в 1167 – в Лом­бард­скую ли­гу. В нач. 12 в. по­лу­чи­ла ста­тус ком­му­ны; со­пер­ни­че­ст­во гвель­фов и ги­бел­ли­нов (в т. ч. про­ти­во­стоя­ние знат­ных се­мей д’Эс­те, да Ро­ма­но и Кам­по­сам­пь­е­ро) при­ве­ло к уч­реж­де­нию в П. долж­но­сти по­де­стa. Уча­ст­во­ва­ла в во­зоб­нов­ле­нии Лом­бард­ской ли­ги во вре­мя по­хо­дов Фрид­ри­ха II Штау­фе­на в Сев. Ита­лию. В 1237 власть в П. за­хва­тил сто­рон­ник по­след­не­го Эц­це­ли­но да Ро­ма­но (1194–1259), под­верг­ший ре­прес­си­ям про­тив­ни­ков им­пе­ра­то­ра. В 1259 в ре­зуль­та­те кре­сто­во­го по­хо­да, ор­га­ни­зо­ван­но­го па­пой Рим­ским Алек­сан­дром IV (1254–61), Эц­це­ли­но да Ро­ма­но из­гнан из го­ро­да. В 13–15 вв. важ­ный центр ре­мес­ла (про­из-во шер­стя­ных тка­ней и др.) и тор­гов­ли, ме­сто про­ве­де­ния еже­год­ной яр­мар­ки (име­ла об­ще­италь­ян­ское зна­че­ние); куль­тур­ный центр. За 100 лет (нач. 12 – нач. 13 вв.) чис­лен­ность на­се­ле­ния вы­рос­ла с 15 до 35 тыс. чел. В 13 в. ус­пеш­ная борь­ба по­по­ла­нов с па­три­циа­том при­ве­ла к по­яв­ле­нию долж­но­сти ка­пи­та­на на­ро­да. В 1318 не­при­ми­ри­мые со­ци­аль­ные и меж­кла­но­вые про­ти­во­ре­чия спо­соб­ст­во­ва­ли ус­та­нов­ле­нию синь­о­рии ро­да Кар­ра­ра [вре­мен­но от­тес­нял­ся от вла­сти ро­да­ми дел­ла Ска­ла (1328–37) и Вис­кон­ти (1388–90)]. При Кар­ра­ра, ока­зы­вав­ших по­кро­ви­тель­ст­во ху­дож­ни­кам, по­этам и учё­ным, П. ста­ла од­ним из цен­тров куль­ту­ры Воз­ро­ж­де­ния. С 1405 под вла­стью Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки. В хо­де Италь­ян­ских войн в сент. 1509 вы­дер­жа­ла оса­ду войск Кам­брей­ской ли­ги. В 16 в. го­род зна­чи­тель­но ук­ре­п­лён ве­не­ци­ан­ца­ми. В ре­зуль­та­те Италь­ян­ско­го по­хо­да На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та 28.4.1797 ок­ку­пи­ро­ва­на фран­цу­за­ми. По Кам­по­фор­мий­ско­му ми­ру 1797 вме­сте со все­ми вла­де­ния­ми Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки П. при­сое­ди­не­на к Австр. им­пе­рии, по Прес­бург­ско­му ми­ру 1805 – к Итал. ко­ро­лев­ст­ву. По ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 ото­шла к Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­ско­му ко­ро­лев­ст­ву в со­ста­ве Австр. им­пе­рии. В сер. 19 в. на­блю­дал­ся эко­но­мич. подъ­ём, в 1842 П. свя­за­на же­лез­ной до­ро­гой с Ве­не­ци­ей. В февр. 1848 в ней про­изош­ли круп­ные ан­ти­ав­ст­рий­ские вы­сту­п­ле­ния (см. Ре­во­лю­ция 1848 в Ита­лии). В ре­зуль­та­те ав­ст­ро-прус­ской вой­ны 1866 ото­шла к объ­е­ди­нён­но­му Итал. ко­ро­лев­ст­ву. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны в П. рас­по­ла­га­лась став­ка глав­но­ко­ман­дую­ще­го итал. ар­ми­ей; в Вил­ла-Джу­сти близ П. 3.11.1918 за­клю­че­но пе­ре­ми­рие ме­ж­ду Ита­ли­ей и Ав­ст­ро-Венг­ри­ей. Вой­на спо­соб­ст­во­ва­ла бы­ст­ро­му раз­ви­тию тя­жё­лой пром-сти, осо­бен­но от­рас­лей, ори­ен­ти­ро­ван­ных на про­из-во во­ен. сна­ря­же­ния. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны в со­ста­ве (с 1943) Итал. со­ци­аль­ной рес­пуб­ли­ки (см. «Рес­пуб­ли­ка Са­ло»); один из цен­тров Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния в Ита­лии. Силь­но по­стра­да­ла в ре­зуль­та­те амер. бом­бар­ди­ров­ки 11.3.1944. Ос­во­бо­ж­де­на 28.4.1945 в хо­де Ап­рель­ско­го вос­ста­ния 1945. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од один из ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щих­ся го­ро­дов. В 1930–70-х гг. чис­лен­ность на­се­ле­ния вы­рос­ла поч­ти в 2 раза (св. 234 тыс. чел. в 1980).

Вид площади Прато-делла-Валле. 1775. АрхитекторД. Черато.

Ста­рей­ший ар­хео­ло­гич. па­мят­ник П. – ос­тат­ки др.-рим. ам­фи­те­ат­ра (70–60 до н. э.), на мес­те ко­то­ро­го по­строе­на Ка­пел­ла дель-Аре­на (или Ка­пел­ла де­льи-Скро­ве­ньи, 1303), рас­пи­сан­ная Джот­то. Ря­дом рас­по­ло­же­на ц. Эре­ми­та­ни (1276, вос­ста­нов­ле­на по­сле бом­бар­ди­ров­ки 1944; в ал­тар­ной ка­пел­ле – рос­пи­си Гуа­ри­ен­то, 1361–65; в ка­пел­ле Ове­та­ри ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны фраг­мен­ты рос­пи­сей А. Ман­те­ньи и Ан­суи­но да Фор­ли). Дво­ры мон. Эре­ми­та­ни яв­ля­ют­ся ча­стью Гор. му­зе­ев. От гор. стен (строи­лись с кон. 12 в.) со­хра­ни­лись въезд­ные во­ро­та Аль­ти­на­те (1286) и мост Пон­те-Мо­ли­но (14 в.). Под вла­стью Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки в П. воз­ве­де­ны но­вые сте­ны (1517–40, ар­хи­тек­то­ры М. Сан­ми­ке­ли, Дж. М. Фаль­ко­нет­то и др.) – при­мер обо­ро­ни­тель­ной ар­хи­тек­ту­ры эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. Со­бор Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та (ос­но­ван в 4 в., пе­ре­страи­вал­ся в 1522–1754 в фор­мах мань­е­риз­ма и ба­рок­ко), бап­ти­сте­рий Сан-Джо­ван­ни (на­чал стро­ить­ся в 12 в., ос­вя­щён в 1281, мав­зо­лей ди­на­стии Кар­ра­ра, рос­пи­си Джу­сто ди Ме­на­бу­ои, 1375–76).

Палаццо делла-Раджоне. 1218 (перестроено в 1306).

Круп­ней­ший центр па­лом­ни­че­ст­ва в Ита­лии – ба­зи­ли­ка Св. Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го (т. н. Иль-Сан­то) на мес­те ц. Сан­та-Ма­рия-Ма­тер-До­ми­ни, в ко­то­рой был по­гре­бён свя­той. Воз­ве­де­на из кир­пи­ча ок. 1233 – ок. 1310, пе­ре­страи­ва­лась в 15 в. (по­сле по­жа­ра 1394). В ар­хи­тек­ту­ре ба­зи­ли­ки ку­поль­ное мно­го­гла­вие (8 ку­по­лов), вос­хо­дя­щее к ве­не­ци­ан­ско­му Свя­то­го Мар­ка со­бо­ру, со­еди­ня­ет­ся с ро­ман­ски­ми и го­тич. чер­та­ми (хор с об­хо­дом и 9 рас­хо­дя­щи­ми­ся ка­пел­ла­ми). В ин­терь­е­ре – брон­зо­вые Рас­пя­тие и ал­тарь Св. Ан­то­ния Па­ду­ан­ско­го (оба 1443–53, скульп­тор До­на­тел­ло); Ка­пел­ла Сан­тис­си­ма (Ка­пел­ла дел­ла-Том­ба, 1550; цикл рель­е­фов на те­му жи­тия св. Ан­то­ния, скульп­то­ры Я. Сан­со­ви­но, А. и Т. Лом­бар­до и др. мас­те­ра 16 в.; стук­ко­вая де­ко­ра­ция по­тол­ка Фаль­ко­нет­то); ка­пел­ла Сан-Джа­ко­мо (Сан-Фе­ли­че, 1372, рос­пи­си ху­дож­ни­ков-«джот­те­сков» Аль­тикь­е­ро да Дзе­вио и Я. Аван­цо); центр. ка­пел­ла хо­ра (ку­поль­ная) дель-Те­зо­ро (арх. Ф. Па­ро­ди, 1694, стук­ко­вый де­кор в сти­ле ро­ко­ко). В ба­зи­лике так­же па­мят­ник Ан­то­нио Рос­сел­ли (1464–67) и над­гроб­ная пли­та Я. Па­ви­ни (1476, обе ра­бо­ты – П. Лом­бар­до); вдоль стен не­фа ста­туи вы­даю­щих­ся лич­но­стей (скульп­то­ры М. Сан­ми­ке­ли, А. Вит­то­рии и др.); ал­тар­ный об­раз «Св. Ага­та» Дж. Б. Тье­по­ло (1736). Ря­дом с ба­зи­ли­кой – ора­то­рий Сан-Джорд­жо (1377–84, рос­пи­си Аль­тикь­е­ро да Дзе­вио), Скуо­ла-дель-Сан­то (1427, до­страи­ва­лась в 1504, в За­ле При­ора­ле цикл рос­пи­сей, неск. сцен на­пи­са­ны Ти­циа­ном в 1510–11). На пл. Пьяц­ца дель-Сан­то – кон­ный па­мят­ник кон­доть­е­ру Гат­та­ме­ла­те (1447–53, скульп­тор До­на­тел­ло). Др. па­мят­ни­ки ср.-век. ар­хи­тек­ту­ры – Па­лац­цо дел­ла-Рад­жо­не (1218, пе­ре­строе­но в 1306, фре­ски на ас­т­ро­ло­гич. сю­же­ты, ме­ж­ду 1425–40), Па­лац­цо дель-По­дес­та (ны­не Па­лац­цо Му­ни­чи­па­ле, 1539, вклю­чи­ло в се­бя ос­тат­ки ср.-век. Па­лац­цо дель-Кон­си­льо и Па­лац­цо де­льи-Ан­циа­ни; оба за­кон­че­ны в 1285). В фор­мах пал­ла­ди­ан­ст­ва по­строе­ны Па­лац­цо дель-Бо (1546–89, арх. А. Мо­ро­ни; ны­не здание ун-та), Па­лац­цо дель-Ка­пи­та­но (1599–1605, вклю­чи­ло в се­бя Па­лац­цо Кар­ра­ра, 14 в.), Лод­жия Кор­на­ро и Одео (обе по­строй­ки – 1524, арх. Дж. М. Фаль­ко­нет­то). На тер­ри­то­рии, ра­нее при­над­ле­жав­шей аб­бат­ст­ву Сан­та-Джу­сти­на (ос­но­ва­но в 6 в., цер­ковь пе­ре­строе­на ок. 1600), – эл­лип­ти­че­ская в пла­не пл. Пра­то-дел­ла-Вал­ле (1775, арх. Д. Че­ра­то), од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе пло­ща­дей клас­си­циз­ма; она ок­ру­же­на ка­на­лом, обе сто­ро­ны ко­то­ро­го ук­ра­ше­ны ста­туя­ми зна­ме­ни­тых лю­дей (1775–1883). В нео­гре­че­ском сти­ле (вклю­чая ин­терь­е­ры) по­строе­но ка­фе Пед­рок­ки (1826–42, арх. Дж. Джап­пел­ли), в сти­ле нео­го­ти­ки – при­мы­каю­щая к не­му при­строй­ка (1837–1839; в ней – му­зей Ри­сор­джи­мен­то и совр. ис­то­рии). В 1872 раз­ра­бо­тан план гра­до­стро­ит. раз­ви­тия го­ро­да, пре­ду­смат­ри­вав­ший улуч­ше­ние и рас­ши­ре­ние се­ти улиц в ис­то­рич. цен­тре. К. Бой­то спро­ек­ти­ро­вал Па­лац­цо дел­ле-Де­би­те (1873) и Центр. зда­ние Гор. му­зея (1879). В Па­лац­цо Цук­кер­ман (в сти­ле не­оклас­си­циз­ма, про­ект 1912–14, арх. Ф. Аро­зио) – му­зеи при­клад­ных ис­кус­ств и Бот­та­чин. Ме­мо­ри­ал «Па­мять и Свет» (2004–05, арх. Д. Ли­бе­скинд), по­свя­щён­ный жерт­вам тер­ро­ри­стич. ак­тов в Нью-Йор­ке 11.9.2001.

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – н.-и. ин-ты Нац. ис­сле­до­ва­тель­ско­го со­ве­та Ита­лии, в т. ч. Ин-т по энер­ге­ти­ке и меж­фаз­ным яв­ле­ни­ям (2000), Ин-т био­ме­ди­цин­ской ме­ха­ни­ки (2001), Ин-т не­ор­га­нич. хи­мии и по­верх­но­стей (2001), Ин-т ио­ни­зи­ро­ван­но­го га­за (2001), ряд фи­лиа­лов ис­сле­до­ва­тель­ских ин-тов. Ву­зы: Па­ду­ан­ский ун-т (ос­но­ван в 1222; один из ста­рей­ших в Ев­ро­пе); в его со­ста­ве – биб­лио­те­ка (1629), бо­та­нич. сад (один из ста­рей­ших в ми­ре, соз­дан в 1545 для вы­ра­щи­ва­ния «ле­чеб­ных трав» для мед. ф-та, вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия), ана­то­мич. те­атр (от­крыт в 1594; пер­вый в Ев­ро­пе), ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия (1767), 10 му­зе­ев (бо­та­ни­че­ский; зоо­ло­ги­че­ский; ар­хео­ло­гич.; на­ук и ис­кусств; ас­тро­но­мич. ин­ст­ру­мен­тов; ан­тро­по­ло­гии; гео­ло­гии и па­лео­нто­ло­гии; ис­то­рии фи­зи­ки; ми­не­ра­ло­гии; ме­ха­ни­ки «Эн­ри­ко Бер­нар­ди»); Ин-т Дан­те Алигь­е­ри (1933; под­го­тов­ка пе­ре­во­дчи­ков). Пап­ская б-ка «Ан­то­ниа­на» (1240), Гор. б-ка (1839). Ком­плекс Гор. му­зе­ев [1825; в его со­ста­ве – Ар­хео­ло­гич. му­зей (1825), Му­зей ср.-век. и совр. ис­кус­ст­ва, ан­ти­к­вар­ная б-ка]; му­зеи: Бот­та­чин (1865; ну­миз­ма­тич. и ар­хео­ло­гич. кол­лек­ции, пред­ме­ты иск-ва эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, а так­же кол­лек­ция Ка­по­ди­ли­ста – жи­во­пись 15–18 вв.), Ри­сор­джи­мен­то и совр. ис­то­рии (1891), Св. Ан­то­ния (1895; про­из­ве­де­ния иск-ва из ба­зи­ли­ки и мон. Св. Ан­то­ния), мор­ской (1922), на­се­комых (1992), пред­ше­ст­вен­ни­ков ки­но (1998; ча­ст­ная кол­лек­ция М. Дзот­ти в Па­лац­цо Ан­же­ли, 15 в.), епи­ско­па­та (2000).

Те­ат­ры: «Те­ат­ро ко­му­на­ле Вер­ди» (1751; совр. зда­ние – 1884; дра­ма), «Пик­ко­ло те­ат­ро» (ки­но, дра­ма, му­зы­ка) и др.

Один из цен­тров итал. муз. куль­ту­ры Сред­не­ве­ко­вья, в 13 в. при ка­фед­раль­ном со­бо­ре от­кры­та пев­че­ская шко­ла. Здесь жи­ли круп­ные учё­ные-му­зы­кан­ты Ан­то­нио да Тем­по (1-я пол. 14 в.), Мар­кет­то Па­ду­ан­ский, Про­сдо­чи­мо де Бель­до­ман­ди (ум. 1428), в даль­ней­шем – ком­по­зи­то­ры Й. Чи­ко­ниа и Дж. Тар­тини­, ис­сле­до­ва­тель му­зы­каль­ной аку­стики­ Ф. А. Ва­лот­ти, ро­дил­ся изо­бре­та­тель фор­те­пиа­но Б. Кри­сто­фо­ри. Ка­мер­ный ор­кестр Па­дуи и Ве­не­то (1966). Гос. кон­сер­ва­то­рия им. Ч. Пол­ли­ни (1873) с кон­церт­ным за­лом «Ау­ди­то­рия Пол­ли­ни» (луч­ший кон­церт­ный зал Па­дуи).

Рег­бий­ный клуб «Пет­рар­ка Па­до­ва» – 12-крат­ный чем­пи­он стра­ны (1970–2011); вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Пле­бис­ци­то» (9 тыс. мест). Фут­боль­ный клуб «Па­до­ва» при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Эу­га­нео» (св. 32 тыс. мест). Со­стя­за­ния по бас­кет­бо­лу и во­лей­бо­лу про­хо­дят во Двор­це спор­та «Сан-Лац­ца­ро» (5 тыс. мест). На ип­по­дро­ме еже­год­но про­во­дят­ся ро­зы­гры­ши тра­диц. при­зов.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг, осн. сек­то­ра – тор­гов­ля, транс­порт и ло­ги­сти­ка, куль­ту­ра и об­ра­зо­ва­ние, ту­ри­стич. биз­нес. Здесь про­хо­дит неск. ме­ж­ду­нар. вы­ста­вок-яр­ма­рок, в том чис­ле т. н. Вы­став­ка П. (мно­го­от­рас­ле­вая яр­мар­ка пром. то­ва­ров и ин­ве­сти­ций), «Expobici» (ве­ло­си­пе­ды и то­ва­ры для ве­ло­си­пед­но­го спор­та), «Flor­mart» (фло­ри­сти­ка и са­до­вод­ст­во), а так­же ряд те­ма­тич. пром. вы­ста­вок – «Ter­moi­drauli­ca Clima Ecoenergie» (ото­пи­тель­ные, вен­ти­ля­ци­он­ные, мо­ро­зиль­ные ус­та­нов­ки, стро­ит. тех­ни­ка; 1 раз в 2 го­да), «Expo Scuola» (бу­ма­га и кар­тон, по­ли­гра­фия, мед. тех­ни­ка) и др.

П. – важ­ный транс­порт­но-ло­ги­стич. узел и пром. центр се­ве­ро-вос­то­ка Ита­лии. Цен­траль­ный ж.-д. во­кзал го­ро­да – один из круп­ней­ших в стра­не (ок. 20 млн. пас­са­жи­ров в год). В пре­де­лах Ин­ду­ст­ри­аль­ной зо­ны П. (соз­да­на в 1946 в вост. час­ти го­ро­да) со­сре­до­то­че­но ок. 1,3 тыс. раз­но­про­филь­ных пром. пред­при­ятий с об­щим чис­лом за­ня­тых ок. 50 тыс. чел. Про­из-во раз­но­об­раз­ной про­дук­ции ма­ши­но­строе­ния (ж.-д. по­движ­ной со­став, ме­тал­ло­ре­жу­щие стан­ки, с.-х. ма­ши­ны, обо­ру­до­ва­ние для ко­же­вен­но-обув­ной пром-сти, разл. элек­трон­ные из­де­лия и др.; тра­диц. вы­пуск ве­ло­си­пе­дов и мо­то­цик­лов), хи­мич., пи­ще­вой, по­ли­гра­фич. пром-сти, а так­же обу­ви, тка­ней (син­те­тич. и до­ро­гих тка­ней руч­ной вы­дел­ки), швей­ных из­де­лий, ме­бе­ли.

Лит.: Simioni A. Storia di Padova: Dalle ori­gini alla fine del secolo XVIII. Padova, 1968; Lorenzoni G., Puppi L. Padova, ritratto di una cittа̀. Vicenza, 1973; Bellinati C., Puppi L. Padova: basiliche e chiese. Vicenza, 1975; Toffanin G. Padova tra ottocento e novecento. Mil., 1982; Puppi L., Universo M. Padova. Bari, 1982; Ventura A. Padova. Roma, 1989; Rippe G. Padoue et son contado: X–XIII siècle. Rome, 2003; Braccesi L., Gullino G. Storia di Padova: dall’antichitа̀ all’etа̀ contemporanea. Verona, 2009.

Вернуться к началу