Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЯЧА́НГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НЯЧА́НГ (Nha Trang), го­род на юге Вьет­на­ма, адм. центр пров. Кхань­хоа. Нас. 315,9 тыс. чел. (2013; мно­го­чис­лен­ные ки­тай­ская, тай­ская и др. об­щи­ны), один из наи­бо­лее бы­ст­ро­рас­ту­щих го­ро­дов стра­ны. Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Юж­но-Ки­тай­ско­го м., в бух­те Ня­чанг, ме­ж­ду усть­ями рек Кай и Куа­бе. Узел ав­томо­биль­ных до­рог; на се­ве­ро-за­па­де че­рез го­род про­хо­дят глав­ная нац. ав­то­ма­ги­ст­раль и же­лез­ная до­ро­га, свя­зы­вающие се­вер­ные и юж­ные рай­оны стра­ны. Мор. порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Кам­рань (в 30 км к югу от цен­тра Н.; ста­тус меж­ду­на­род­но­го с 2009).

Чам­ское (см. Ча­мы) по­се­ле­ние на мес­те бу­ду­ще­го го­ро­да с 4 в. вхо­ди­ло в гос-во Чам­па. Ос­но­ван в 1924 ре­ше­ни­ем гу­бер­на­то­ра Ин­до­ки­тая Фран­цуз­ско­го пу­тём объ­е­ди­не­ния не­сколь­ких де­ре­вень, вхо­дил в про­тек­то­рат Ан­нам. Совр. назв. про­ис­хо­дит от р. Ячанг (Крас­ная ре­ка, ны­не р. Кай). В пе­ри­од франц. ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства раз­ви­вал­ся как ку­рорт. С кон. 19 в. центр план­та­ци­он­но­го хо­зяй­ст­ва (на­ту­раль­ный кау­чук, та­бак, ин­ди­го, чай, ко­фе). С это­го вре­ме­ни Н. – адм. центр пров. Кхань­хоа, здесь на­хо­ди­лась ко­ло­ни­аль­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция. Ста­тус го­ро­да с 1937. В 1941–45 ок­ку­пи­ро­ван япон. вой­ска­ми. В 1949–55 в со­ста­ве управ­ляе­мо­го фран­цу­за­ми Гос-ва Вьет­нам, с 1955 – Рес­пуб­ли­ки Вьет­нам (Юж. Вьет­нам). В 1958 был вре­мен­но ли­шён гор. ста­ту­са и раз­де­лён на 2 сель­ские ком­муны (вос­ста­нов­лен в преж­них пра­вах в 1970). С апр. 1975 под кон­тро­лем На­цио­наль­но­го фрон­та ос­во­бо­ж­де­ния Юж­но­го Вьет­на­ма, в 1976 во­шёл в Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ку Вьет­нам.

В Н. рас­по­ло­же­ны ка­то­лич. со­бор в рус­ле эк­лек­тиз­ма (1928–33); на хол­ме Чайт­хюи – ста­туя Буд­ды (выс. 24 м) и па­го­ды Лон­гши­он, Хай­зук и Буу­фонг (Линь­фонг) (1930-е гг.); ме­мо­ри­аль­ная баш­ня Чамху­онг (2008; сим­вол го­ро­да); па­мят­ник пол­ко­вод­цу Чан Хынг Дао. Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей – Центр. ры­нок Чо­дам. На ок­раи­не го­ро­да – ин­дуи­ст­ское свя­ти­ли­ще По­на­гар (7–14 вв.; гл. баш­ня-храм Тхап­тинь, кон. 11 – нач. 12 вв., выс. 23 м).

Н. – круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Юж. Вьет­на­ма. Сре­ди н.-и. уч­ре­ж­де­ний – ин­сти­ту­ты: Пас­те­ра (1895, пер­вый в Ин­до­ки­тае; на­сле­дие А. Йер­се­на), океа­но­гра­фии (1923), вак­ци­ны и про­из­вод­ст­вен­но­го ис­сле­до­ва­ния сы­во­рот­ки (1979). Учеб­ные за­ве­де­ния: ун-т (ос­но­ван в 1959 как ф-т рыб­но­го хо­зяй­ст­ва Ха­ной­ско­го ин-та сель­ско­го и лес­но­го хо­зяй­ст­ва; совр. ста­тус с 2006), во­ен­но-мор­ская ака­де­мия, во­ен­но-воз­душ­ная ака­де­мия и др. Нац. океа­но­гра­фич. му­зей (с океа­на­риу­мом). Дом-му­зей А. Йер­се­на. Ста­ди­он (25 тыс. мест). В Н. про­во­дит­ся Фес­ти­валь мо­ря (раз в два го­да).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки Н. – сфе­ра ус­луг, гл. обр. ино­стран­ный ту­ризм, роз­нич­ная тор­гов­ля, транс­порт­ные и фи­нан­со­вые ус­лу­ги. Мно­го­числ. ту­ри­стич. ком­плек­сы, в т. ч. «Vinpearl» на близ­ле­жа­щем о. Че (Бам­бу­ко­вый), со­еди­нён­ном с го­ро­дом ка­нат­ной до­ро­гой дли­ной ок. 3 км. В при­го­ро­дах – неск. не­боль­ших су­до­строи­тель­но-су­до­ре­монт­ных за­во­дов. Ры­бо­лов­ст­во и до­бы­ча мо­ре­про­дук­тов (гл. обр. ома­ров). К югу от Н., в бух­те Кам­рань, – во­ен.-мор. ба­за. В г. Кам­рань и его ок­ре­ст­но­стях соз­да­ют­ся (2013) неск. ин­ду­ст­ри­аль­ных пар­ков (дей­ст­ву­ют цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная фаб­ри­ка, са­хар­ный за­вод; стро­ят­ся пред­прия­тия др. от­рас­лей). К се­ве­ру от Н. при уча­стии япон. ка­пи­та­ла стро­ит­ся глу­бо­ко­вод­ный мор. тор­го­вый порт Ван­фонг.

Вернуться к началу