Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЬЮ́ПОРТ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 428

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский (история); В. М. Сокольский

НЬЮ́ПОРТ (Newport), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на юго-вос­то­ке Уэль­са, в граф­стве Гу­энт; име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 143,8 тыс. чел. (2013). Вхо­дит в со­став мет­ро­по­ли­тен­ско­го рай­она Кар­дифф – до­ли­ны Юж. Уэль­са с на­се­ле­ни­ем ок. 1,1 млн. чел. Рас­по­ло­жен в ни­зовь­ях р. Аск, близ её впа­де­ния в Бри­столь­ский зал. Же­лез­ны­ми до­ро­га­ми и ав­то­ма­ги­стра­ля­ми (ши­рот­ны­ми, про­ло­жен­ны­ми вдоль по­бе­ре­жья, и ме­ри­дио­наль­ны­ми) свя­зан с гл. го­ро­да­ми Уэль­са (Кар­диф­фом, Су­он­си и др.) и стра­ны (в т. ч. с Лон­до­ном). Мор. порт (гру­зо­обо­рот 2,4 млн. т, 2011). Бли­жай­ший ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт – в Кар­диф­фе (в 48 км к юго-за­па­ду от Н.).

Ньюпорт (Великобритания). Общественный центр. 1964. Архитектор Т. С. Хауитт.
Ньюпорт (США).Особняк Марбл-хаус. 1888–92. Архитектор Р. М. Хант.

По­се­ле­ние в рай­оне совр. Н. су­ще­ст­во­ва­ло с брон­зо­во­го ве­ка. Ок. 75 к се­ве­ру от Н., у стра­те­ги­че­ски важ­но­го бро­да че­рез р. Аск, ос­но­ван рим. форт Ис­ка-Си­лу­рум (лат. Isca Silurum) – штаб-квар­ти­ра 2-го Ав­гу­сто­ва ле­гио­на. По­сле ухо­да рим­лян (кон. 4 в.) ср.-век. по­се­ле­ние под назв. Кайр­лли­он (Caerllion – от древ­не­вал­лий­ско­го «кре­пость ле­гио­на»), важ­ный центр вал­лий­ско­го ко­ро­лев­ст­ва Гвент (Гу­энт). Ок. 1090 в хо­де втор­же­ния анг­ло-нор­манд­ских ба­ро­нов в Уэльс к юго-за­па­ду от Кайр­ллио­на по­стро­ен за­мок, во­круг ко­то­ро­го в 12 в. сло­жи­лось тор­го­во-ре­мес­лен­ное по­се­ле­ние Но­вый го­род (лат. Novus burgus; от­сю­да совр. на­зва­ние Н.). В 1385 Н. по­лу­чил гор. при­ви­ле­гии, в 1426 – пра­во на про­ве­де­ние яр­ма­рок. В 16 в. Н. – центр тор­гов­ли, ре­мё­сел (пи­во­ва­ре­ние, пе­ре­ра­бот­ка мя­са, сто­ляр­ное и куз­неч­ное де­ло) и мор. порт. Бы­ст­рый рост на­чал­ся в кон. 18 в., с раз­ви­ти­ем уг­ле­до­бы­чи в Юж. Уэль­се. В 1790-х гг. по­стро­ен Мон­мут­шир­ский ка­нал, в 1850 – же­лез­ная до­ро­га, свя­зав­шие Н. с др. го­ро­да­ми на юге Уэль­са. В 1830-е гг. Н. – один из гл. цен­тров чар­ти­ст­ско­го дви­же­ния (см. Чар­тизм) в Уэль­се (центр вос­ста­ния 1839). В сер. 19 в. Н. – круп­ней­ший го­род Уэль­са, гл. порт по вы­во­зу уг­ля и ме­тал­ла. К кон. 19 в. Н. ус­ту­пал Кар­диф­фу по объ­ё­му экс­пор­та уг­ля, но ос­та­вал­ся важ­ным экономич. цен­тром. В 19 в. в Н. при­бы­ло боль­шое чис­ло им­ми­гран­тов из Ир­лан­дии и др. об­ла­стей Уэль­са (за 1801–1901 на­се­ле­ние вы­рос­ло с ме­нее 1 тыс. чел. до 79,3 тыс. чел.), к се­ре­ди­не ве­ка они уже ко­ли­че­ст­вен­но пре­об­ла­да­ли над ко­рен­ным вал­лий­ским на­се­ле­ни­ем. С 1850 центр ка­то­лич. дио­це­за, с 1921 – дио­це­за Анг­ли­кан­ской церк­ви Уэль­са. Эко­но­ми­ка го­ро­да серь­ёз­но по­стра­да­ла в пе­ри­од Великой депрессии 1929–33, уро­вень без­ра­бо­ти­цы дос­тиг ре­корд­ной от­мет­ки (35% в 1930). До кон. 1970-х гг. Н. ос­та­вал­ся ин­ду­ст­ри­аль­ным го­ро­дом (ок. 50% ра­бо­таю­щих бы­ло за­ня­то в пром-сти, в т. ч. око­ло по­ло­ви­ны – в чёр­ной ме­тал­лур­гии). В по­след­ней четв. 20 в. на­ча­лась пост­ин­ду­ст­ри­аль­ная транс­фор­ма­ция струк­ту­ры гор. эко­но­ми­ки.

Древ­ней­шие со­ору­же­ния го­ро­да – ос­тат­ки рим. фор­та с ка­зар­ма­ми, тер­ма­ми и ам­фи­те­ат­ром (ны­не Нац. му­зей рим. ле­гио­на) в Кар­лио­не (Кайр­лли­он), на сев. ок­раи­не Н. На хол­ме, в цен­тре горо­да, на­хо­дит­ся со­бор Св. Вул­ло­са в нор­манн­ском сти­ле (ос­но­ван ок. 500; 1140–60, пе­ре­стро­ен в 15 в.; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 19 и 20 вв.), на бе­ре­гу р. Аск – руи­ны зам­ка (пре­им. 1-я пол. 15 в.). Так­же в Н. – име­ние Тре­де­гар-ха­ус (1664–72), гос­ти­ни­ца «Уэтс­гейт» в вик­то­ри­ан­ском сти­ле (1881 или 1887, арх. Э. А. Лан­сда­ун), кры­тый рынок в рус­ле эк­лек­тиз­ма (1887, ар­хи­тек­то­ры К. Кер­би, Т. Уот­кинс), мост-транс­пор­тёр че­рез р. Аск (1902–06, ин­же­не­ры Ф. Ар­но­ден, Р. Хейнс), Об­ществ. центр в фор­мах ар де­ко (про­ект, 1936; за­кон­чен в 1964, арх. Т. С. Хау­итт), ки­но­те­атр «Оде­он» в сти­ле мо­дерниз­ма с эле­мен­та­ми ар де­ко (1939). Сре­ди по­стро­ек кон. 20 – нач. 21 вв.: за­вод по­лу­про­вод­ни­ков «Inmos» в сти­ле хай-тек (1982–87, арх. Р. Род­жерс; ны­не од­но из пред­при­ятий «Internatio­nal Rectifier»), центр ис­кусств «Ри­вер­фронт» (2004, ар­хит. бю­ро «Austin-Smith: Lord»), а так­же пе­ше­ход­ный ван­то­вый мост че­рез р. Аск (2006), ж.-д. во­кзал (2010, оба – арх. Н. Грим­шо), кам­пус Ун-та Уэль­са (2011, ар­хит. бю­ро BDP; все три – в сти­ле хай-тек).

Н. – важ­ный на­уч­но-об­ра­зо­ва­тель­ный и куль­тур­ный центр Юж. Уэль­са. Ве­ду­щий вуз – Ун-т Уэль­са (ос­но­ван в 1841 как Ин-т ме­ха­ни­ки), при ун-те – Шко­ла ис­кусств, ме­диа­тех­но­ло­гий и ди­зай­на. Нац. му­зей рим. ле­гио­на, го­родской, биб­лио­теч­ный и др. Ху­дож. га­ле­рея. Еже­год­но про­хо­дит лет­ний Фес­ти­валь ис­кусств (осн. пло­щад­ка – ам­фи­те­атр в Кар­лио­не).

Н. – сто­ли­ца вал­лий­ско­го голь­фа (св. 30 по­лей; в 2010 со­сто­ял­ся тур­нир на Ку­бок Рай­де­ра – са­мый пре­стиж­ный ме­ж­ду­нар. ко­манд­ный тур­нир по голь­фу).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да – сфе­ра услуг, где за­ня­то ок. 67% ра­бо­таю­щих (в т. ч. тор­гов­ля, фи­нан­со­вые и де­ло­вые ус­лу­ги ок. 37%, здра­во­охра­не­ние 12%, об­ра­зо­ва­ние 7%, транс­порт и связь 7%, адм. и про­чие ус­лу­ги 11%; кон. 2000-х гг.). В сек­то­ре фи­нан­со­вых и биз­нес-ус­луг вы­де­ля­ют­ся ком­па­нии: стра­хо­вая «Ad­miral Group plc» (спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на ав­то­стра­хо­ва­нии; в Н. – один из 3 брит. офи­сов), ин­фор­ма­ци­он­ная «Next Generation Data» (в 2010 от­кры­ла здесь один из круп­ней­ших в ми­ре цен­тров по сбо­ру и хра­не­нию ин­фор­мации для ве­ду­щих ком­па­ний в об­лас­ти ин­фор­ма­ти­ки и те­ле­ком­му­ни­ка­ций); в Н. – центр. офис Управ­ле­ния нац. ста­ти­сти­ки, Управ­ле­ние за­пи­сей ак­тов гражд. со­стоя­ния и пас­порт­ной служ­бы по юго-зап. ре­гио­ну, от­де­ле­ния Гос. ко­мис­сии по бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти, Управ­ле­ния по ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти, Управ­ле­ния по ком­му­наль­но­му хо­зяй­ст­ву Уэль­са и За­па­да, Ко­ро­лев­ской тю­рем­ной служ­бы и др.

В нач. 21 в. пром-сть со­хра­ня­ет важ­ное зна­че­ние (за­ня­то ок. 19% ра­бо­таю­щих; до­ля в струк­ту­ре гор. хо­зяй­ст­ва вы­ше сред­не­го уровня в стра­не). Наи­бо­лее раз­ви­ты про­из-во по­лу­про­вод­ни­ков и мик­ро­чи­пов (пред­при­ятие ком­па­нии «Inter­na­tional Rectifier»), бы­то­вой элек­тро­ни­ки («Panasonic System Networks Company UK»), ра­диа­то­ров ото­пле­ния (за­вод ком­па­нии «Quinn Radiators», од­но­го из ве­ду­щих в стра­не про­из­во­дите­лей бы­то­вых ра­диа­то­ров). Ме­тал­лур­гич. за­вод ком­па­нии «Sims Metal Mana­gement» с круп­ны­ми ус­та­нов­ка­ми по пе­ре­ра­бот­ке ме­тал­ло­ло­ма и ути­ли­за­ции (прес­со­ва­нию) ав­то­мо­би­лей.

Лит.: The borough of Newport, Gwent: official guide. Gloucester, 1984.

Вернуться к началу