Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЬЮ́КА́СЛ-АПО́Н-ТАЙН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Мереминский (история), В. М. Сокольский (экономика, культура), Д. П. Шульгина (архитектура)
Фото Phil Brown Ньюкасл-апон-Тайн. Вид города.
Ньюкасл-апон-Тайн. Донжон замка. 1172–77.

НЬЮ́КА́СЛ-АПО́Н-ТАЙН (Newcastle upon Tyne), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на се­ве­ро-востоке Анг­лии, в мет­ро­по­ли­тен­ском граф­ст­ве Тайн-энд-Уир, име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 279,1 тыс. чел. (2013, из них ок. 13% – им­ми­гран­ты и их по­том­ки). Н.-а.-Т. – яд­ро ко­нур­ба­ции Тайн­сайд с нас. ок. 1,57 млн. чел. Рас­по­ло­жен на ле­вом (се­вер­ном) бе­ре­гу р. Тайн, близ её впа­де­ния в Се­вер­ное м.; мос­та­ми свя­зан с г. Гейт­схед (на пра­вом бе­ре­гу ре­ки). Узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Че­рез Н.-а.-Т. про­хо­дят: глав­ная ме­ри­дио­наль­ная брит. ж.-д. ма­гистраль Лон­дон – Эдин­бург, диа­го­наль­ная ж.-д. линия из юго-зап. Анг­лии, транс­пен­нин­ская до­ро­га (свя­зы­ва­ет Н.-а.-Т. с зап. по­бе­режь­ем Ве­ли­ко­бри­та­нии – го­ро­да­ми Ман­че­стер и Ли­вер­пуль). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Нью­касл (в 10 км от го­ро­да; бо­лее 5 млн. пас­са­жи­ров в год). К вос­то­ку от Н.-а.-Т. – ме­ж­ду­нар. па­ром­ный тер­ми­нал Норт-Шилдс. Мет­ро­по­ли­тен (2 линии, 60 стан­ций; свя­зы­ва­ют рай­оны граф­ст­ва Тайн-энд-Уир).

Ос­но­ван в 120-е гг. как рим. форт и по­се­ле­ние Понс-Эли­ус (лат. Pons Aeli­us – Мост Элия, в честь имп. Пуб­лия Элия Ад­риа­на) на Ад­риа­но­вой сте­не для за­щи­ты стра­те­ги­че­ски важ­но­го мос­та че­рез р. Тайн. По­сле анг­ло­сак­сон­ско­го за­вое­ва­ния сле­дов су­ще­ст­во­ва­ния по­се­ле­ния на мес­те Понс-Элиу­са нет, ги­по­те­за о том, что там на­хо­ди­лось по­ме­стье ко­ро­лей Нор­тум­брии «У сте­ны» (лат. Ad murum), упо­ми­нае­мое Бе­дой Дос­то­поч­тен­ным, ос­та­ёт­ся не­до­ка­зан­ной. Во 2-й пол. 11 в. упо­ми­на­ет­ся как Монк­че­стер (Monkchester), что, по-ви­ди­мо­му, ука­зы­ва­ет на су­ще­ст­во­ва­ние там в пред­ше­ст­вую­щий пе­ри­од мо­на­ше­ской об­щи­ны. В 1080 Ро­берт, стар­ший сын Виль­гель­ма За­вое­ва­те­ля, для за­щи­ты от на­бе­гов шот­ланд­цев по­стро­ил в Монк­че­сте­ре за­мок, по­лу­чив­ший назв. Но­вый за­мок (лат. Novum cas­tellum) и дав­ший назв. все­му по­се­ле­нию. В 1139–57 Н.-а.-Т. под кон­тро­лем Шот­лан­дии. До кон­ца сред­них ве­ков со­хра­нял зна­че­ние как важ­ный во­ен. центр, па­рал­лель­но раз­ви­ва­лись ре­мёс­ла и тор­гов­ля (осо­бен­но со Скан­ди­на­ви­ей и Флан­д­ри­ей). В 1175 Ген­рих II да­ро­вал Н.-а.-Т. гра­мо­ту о при­ви­ле­ги­ях, в 1216 уч­ре­ж­дён пост мэ­ра, соз­да­ны тор­го­вые гиль­дии. С 13 в. центр до­бы­чи и экс­пор­та ка­мен­но­го уг­ля. В 1400 вы­де­лен из граф­ст­ва Нор­там­бер­ленд в са­мо­сто­ят. адм.-терр. еди­ни­цу с собств. ше­ри­фом. В 1530 куп­цы Н.-а.-Т. до­би­лись мо­но­по­лии на экс­порт уг­ля со всей до­ли­ны р. Тайн, что спо­соб­ст­во­ва­ло рос­ту бла­го­сос­тоя­ния го­ро­да. В пе­ри­од Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. Н.-а.-Т. под­дер­жи­вал ко­ро­ля, пе­ре­нёс дли­тель­ную оса­ду войск пар­ла­мен­та. В 18–19 вв. стал од­ним из гл. цен­тров пром. пе­ре­во­ро­та в Ве­ли­ко­бри­та­нии, по­лу­чи­ли раз­ви­тие пе­чат­ное де­ло, про­из-во стек­ла, ма­ши­но­строе­ние (пре­ж­де все­го выпуск энер­го­си­ло­вых ус­та­но­вок – па­ро­вых ма­шин, тур­бин), су­до­строе­ние, во­ен. пром-сть; зна­че­ние тор­гов­ли уг­лём сни­зи­лось. В 1823 в Н.-а.-Т. соз­дан пер­вый в ми­ре па­ро­во­зо­стро­ит. за­вод. В 1882 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В 1901 от­кры­та ли­ния элек­трич. трам­вая. Бур­ное раз­ви­тие пром-сти сти­му­ли­ро­ва­ло рост численности на­се­ле­ния (33 тыс. чел. в 1801; 247 тыс. чел. в 1901). С 1930-х гг. эко­но­мич. раз­ви­тие за­мед­ли­лось, вы­рос уро­вень без­ра­бо­ти­цы (со­хра­ня­лась и позд­нее из-за про­дол­жаю­ще­го­ся спа­да в уг­ле­до­бы­че и др. от­рас­лях). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны го­род не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся бом­бар­ди­ров­кам герм. ВВС. До сер. 20 в. чис­ло жи­те­лей про­дол­жа­ло рас­ти (мак­си­мум дос­тиг­нут в 1951 – 340 тыс. чел.). В 1956 в Н.-а.-Т. за­кры­та по­след­няя уголь­ная шах­та, в 1970–1980-е гг. бы­ст­ро сво­ра­чи­ва­лись мощ­но­сти су­до­строе­ния и тя­жё­ло­го ма­ши­но­строе­ния. В рам­ках адм. ре­фор­мы 1974 город по­лу­чил ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния.

В ис­то­рич. центре Н.-а.-Т. на­хо­дят­ся ста­рей­шие со­ору­же­ния го­ро­да: за­мок (дон­жон, 1172–77; Чёр­ные во­ро­та, сер. 13 в., пе­ре­строе­ны в 17 в.), ос­тат­ки гор. ук­ре­п­ле­ний (13–14 вв.), ц. Св. Ан­д­рея (12–14 вв., час­тич­но пе­ре­строе­на в 19 в.), до­ми­ни­кан­ский мон. (13 в.), со­бор Св. Ни­ко­лая (12–15 вв.). Так­же в цен­тре Н.-а.-Т. – Зал гиль­дии (1655, арх. Р. Трол­лоп; юж. фа­сад в рус­ле клас­си­циз­ма, 2-я пол. 17 в., ар­хи­тек­то­ры У. Нью­тон, Д. Сти­вен­сон), Три­ни­ти-ха­ус (16–18 вв.), Зал со­б­ра­ний (1774–1776, арх. Нью­тон); р-н Грейнд­жер-та­ун (по име­ни строи­те­ля Р. Грейнд­же­ра) с за­строй­кой в сти­ле позд­не­го клас­си­циз­ма (1835–42): ул. Грей-стрит (1835–1839, арх. Дж. Доб­сон), Ко­ро­лев­ский те­атр (1836–37, ар­хи­тек­то­ры Дж. и Б. Гри­ны), Но­вый ры­нок (1835–36, арх. Доб­сон), па­мят­ник Ч. Грею (1838, ар­хи­тек­то­ры Гри­ны, скульп­тор Э. Х. Бей­ли); ка­то­лич. со­бор Св. Ма­рии в сти­ле нео­го­ти­ки (1841–44, арх. О. Пьюд­жин), нео­клас­си­ци­стич. зда­ние Центр. ж.-д. во­кза­ла (1845–50, арх. Доб­сон), 2-уров­не­вый мост Хай-ле­вел-бридж (1847–49, инж. Р. Сти­вен­сон). Сре­ди со­ору­же­ний 20 – нач. 21 вв.: мос­ты Тайн-бридж (1925–28, инж. бю­ро «Mott, Hay and An­derson») и Гейт­схед-мил­лен­ни­ум-бридж в сти­ле хай-тек (2001, ар­хит. бю­ро «Wil­kin­son Eyre»), жи­лой мас­сив Бай­кер-уолл (1973–78, арх. Р. Эр­скин).

Ун-т Н.-а.-Т. (соз­дан в 1937 как Ко­ро­лев­ский кол­ледж пу­тём объ­е­ди­не­ния ря­да кол­лед­жей Н.-а.-Т., совр. ста­тус с 1963; при ун-те: гос­пи­таль Фри­ман, ве­дёт раз­ра­бот­ки в об­лас­ти транс­план­то­ло­гии; б-ка, 1871), Нор­тум­брий­ский ун-т (1969, совр. назв. и ста­тус с 1992). Осн. на­уч. ис­сле­до­ва­ния ве­дут­ся при ун-тах; функ­цио­ни­ру­ет так­же Центр на­ук о жиз­ни (от­крыт в 2000; пер­вым в Ев­ро­пе по­лу­чил ли­цен­зию на про­ве­де­ние ис­сле­до­ва­ний ство­ло­вых кле­ток на че­ло­ве­че­ских эм­брио­нах). Биб­лио­те­ки и ин­фор­мац. служ­ба (1880). Му­зеи: Джо­на Джой­си (1934), от­кры­тий (1934), Во­ен­ный (1983), Ж.-д. музей Сти­вен­со­нов (1986), Грейт-Норт [2009; объ­еди­ня­ет Му­зей Хан­кок (1884) и га­ле­рею Хат­тон (1925)] и др. Ху­дож. га­ле­рея Лейнг (1901). Ко­ро­лев­ский те­атр (1788) и др. Кон­церт­ный зал «Мет­ро Ра­дио Аре­на» (круп­ней­ший спор­тив­но-раз­вле­ка­тель­ный ком­плекс, ок. 11 тыс. мест). Еже­год­ная ярмар­ка «Хоп­пингс» (с 1882, про­хо­дит в ию­не; са­мая боль­шая пе­ре­движ­ная яр­мар­ка в Ев­ро­пе).

Фут­боль­ный клуб «Нью­касл Юнай­тед» (ос­но­ван в 1892) – 4-крат­ный чем­пи­он Анг­лии (1905, 1907, 1909, 1927) и 6-крат­ный об­ла­да­тель Куб­ка Анг­лии (1910–55), об­ла­да­тель Куб­ка яр­ма­рок (1969); при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Сент-Джеймс Парк» (св. 52 тыс. мест). Ип­по­дром.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 82% ра­бо­таю­щих, в т. ч. в тор­гов­ле, фи­нан­со­вых и биз­нес-ус­лу­гах 37%, об­ра­зо­ва­нии и здра­во­охра­не­нии 25%, в адм. и др. ус­лу­гах 13%, сек­то­ре транс­пор­та и свя­зи 7%; кон. 2000-х гг.). Один из круп­ных ра­бо­то­да­те­лей – фи­нан­со­вая ком­па­ния «Northern Rock» (соз­да­на в 1965, спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся гл. обр. на управ­ле­нии ак­ти­ва­ми, 4,5 тыс. ра­бо­таю­щих). В роз­нич­ной тор­гов­ле вы­де­ля­ют­ся ме­ст­ные компании «Fenwick» (ос­но­ва­на в 1882, име­ет сеть уни­вер­ма­гов по всей стра­не) и «Greggs» (ос­но­ва­на в 1939, круп­ней­ший в стра­не роз­нич­ный про­да­вец муч­ных и кон­ди­тер­ских из­де­лий). Из отд. тор­го­вых цен­тров Н.-а.-Т. вы­де­ля­ют­ся «Eldon Square» (один из наи­бо­лее круп­ных в Ве­ли­ко­бри­та­нии), уни­вер­маг «Tesco» в р-не Кинг­стон-Парк (са­мый боль­шой уни­вер­маг круп­ней­шей в стра­не тор­го­вой ком­па­нии). Ряд ком­па­ний спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на раз­ра­бот­ке про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, в т. ч. «Sage Group» (один из ве­ду­щих ми­ро­вых по­став­щи­ков про­грамм по пла­ни­ро­ва­нию кор­по­ра­тив­ных ре­сур­сов, ли­дер в об­лас­ти ком­пь­ю­тер­ных про­грамм для ма­ло­го биз­не­са), «Eutechnyx» (разл. про­грам­мы, ви­део­иг­ры; у обеих – штаб-кварти­ры в Н.-а.-Т.).

В пром. про­из-ве за­ня­то 11% ра­бо­таю­щих, в строй­ин­ду­ст­рии – 7%. Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – авиа­строе­ние (пред­при­ятие ком­па­нии «BAE Systems Global Combat Systems»), хи­ми­че­ская (амер. фир­ма «Procter & Gamble» име­ет в Н.-а.-Т. науч. центр по раз­ра­бот­ке но­вых ви­дов сти­раль­ных по­рош­ков, по­су­до­мо­еч­ных со­ста­вов и за­вод по про­из-ву пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. про­дук­тов; фи­ли­ал но­во­зел. фир­мы «Fle­tcher Buil­ding» ком­па­ния «Formica Corporation» вы­пус­ка­ет ком­по­зит­ный ма­те­ри­ал под назв. Formica – тер­мо­стой­кий ла­ми­нат на ос­но­ве бу­ма­ги или тка­ни и ме­ла­ми­но­вых смол). Со­хра­ня­ет зна­че­ние пи­ще­вая пром-сть, в т. ч. му­ко­моль­ная (ос­но­ван­ная в 1875 ком­па­ния «Be-Ro» од­ной из пер­вых в ми­ре на­ча­ла вы­пус­кать му­ку в сме­си с дрож­жа­ми и раз­рых­ли­те­лем; ны­не при­над­ле­жит ком­па­нии «Premier Foods», вы­пус­ка­ет про­дук­цию под брен­дом Be-Ro).

Близ Н.-а.-Т. про­хо­дит Ад­риа­но­ва сте­на, рас­по­ло­же­ны ос­тат­ки рим. фор­та Се­ге­ду­нум, усадь­ба Бел­сей-холл (за­мок 14 в.; гл. дом в сти­ле клас­си­циз­ма, 1810–1817, арх. Дж. Доб­сон).

Лит.: Wilkes L., Dodds G. Tyneside classical: The Newcastle of Grainger, Dobson and Clay­ton. L., 1964; Allsopp B. Historic architecture of Newcastle-upon-Tyne. Newcastle-upon-Tyne, 1967; Pearson L. P. Northern city: an architec­tu­ral history of Newcastle-upon-Tyne. New­castle-upon-Tyne, 1996; Ayris I. A city of pala­ces: Richard Grainger and the making of Newcastle-upon-Tyne. Newcastle-upon-Tyne, 1997; Mc­Combie G. Newcastle and Gateshead. New Haven, 2009.

Вернуться к началу