Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАКХО́НРАТЧАСИ́МА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 713-714

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Гожева, А. Г. Хропов

НАКХО́НРАТЧАСИ́МА (Ко­рат), го­род в сев.-вост. час­ти Таи­лан­да, адм. центр од­но­им. про­вин­ции (чан­гва­та). Нас. 200,4 тыс. чел. (2012); с учё­том при­го­ро­дов ок. 450 тыс. чел. Рас­по­ло­жен на юго-зап. ок­раи­не пла­то Ко­рат, на р. Лам­так­хонг. Узел же­лез­ных и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Аэ­ро­порт (ок. 25 км к вос­то­ку от Н., ме­ст­ные авиа­ли­нии).

Фото Н. А. Гожевой Накхонратчасима. Комплекс Пхимай (Пхра-Пхимай, Хин-Пхимай) в окрестностях города. 11–12 вв.

Пер­вые по­се­ле­ния в рай­оне бу­ду­ще­го го­ро­да из­вест­ны с пе­рио­да ран­не­сред­не­ве­ко­во­го мон­ско­го цар­ст­ва Два­ра­ва­ти (6–11 вв.). В нач. 14 в. ос­но­ва­ны два не­боль­ших ук­ре­п­ле­ния, Кхо­ратк­ха­пу­ра и Се­ма, как вост. фор­по­сты гос-ва Сук­хот­хай. В пе­ри­од су­ще­ст­во­ва­ния гос-ва Аютт­хая объ­е­ди­не­ны в еди­ный го­род, став­ший к кон. 17 в. важ­ным во­ен.-стра­те­гич. пунк­том стра­ны. В 1826 за­хва­чен ар­ми­ей Вьен­ть­я­на, но вско­ре ос­во­бо­ж­дён бла­го­да­ря со­про­тив­ле­нию жи­те­лей под рук. Кхунйинг Мо, по­лу­чив­шей имя Тхау Су­ра­на­ри («храб­рая жен­щи­на»). В 1933, пос­ле окон­ча­ния ре­во­лю­ции в Таи­лан­де, – центр вос­ста­ния про­тив но­во­го пра­ви­тель­ст­ва. В пе­ри­од «Вьет­нам­ской вой­ны» близ Н. дей­ст­во­ва­ла круп­ная ба­за ВВС США (ны­не ба­за ВВС Таи­лан­да).

В зап. час­ти Н. рас­по­ло­жен пря­мо­уголь­ный в пла­не Ста­рый го­род (1,7×1,5 км). Со­хра­ни­лись ос­тат­ки ок­ру­жав­ших его мощ­ных кир­пич­ных кре­по­ст­ных стен, ши­ро­кий ров с во­дой и зап. вход­ные во­ро­та Чумп­хон (2-я пол. 17 в.; ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны во 2-й пол. 20 в.), пе­ред ни­ми на гл. пло­ща­ди – па­мят­ник Тхау Су­ра­на­ри (брон­за, 1934, арх. П. Тхе­вап­хи­ним­мит, скульп­тор Бхи­рас­ри Сил­па). Сре­ди мно­го­числ. буд­дий­ских ва­тов (мо­на­сты­рей) го­ро­да ста­рей­шим яв­ля­ет­ся Пхра-На­рай-Ма­ха­рат (17 в.), в хра­ме-ви­ха­не ко­то­ро­го на­хо­дят­ся скульп­ту­ры будд, а так­же ста­туи (из пес­ча­ни­ка) ин­дуи­ст­ских бо­жеств кхмер­ско­го вре­ме­ни (11–13 вв.), об­на­ру­жен­ные в ок­ре­ст­но­стях Н. В буд­дий­ском ком­плек­се ват Са­ла­лой (ват «Пла­ву­чей бе­сед­ки», 19 в.), на бе­ре­гу р. Лам­так­хонг, по­ко­ит­ся прах Тхау Су­ра­на­ри; храм от­де­лан ке­ра­мич. плит­кой из дер. Дан­кви­ан, на­хо­дя­щей­ся не­по­да­лё­ку от Н. (один из древ­них про­мы­слов Таи­лан­да).

В Н. на­хо­дят­ся ун-ты: Вонг­ча­ва­лит­кул (1984; не­го­су­дар­ст­вен­ный, совр. ста­тус с 1994; в его со­ста­ве ком­мерч. кол­ледж тех­но­ло­гии ма­ши­но­ст­рое­ния), тех­но­ло­ги­че­ский им. Су­ра­на­ри (1990), буд­дий­ский Н.; ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния Ун-та Ра­джаб­хат и Тех­но­ло­гич. ун-та Ра­джа­ман­га­ла (совр. ста­тус с 2005); тех­нич. кол­ледж Н. Нац. му­зей им. прин­ца Ма­ха­ви­ра­вон­га (1954, на тер­ри­то­рии ва­та Сутт­ха­тин­да; пред­ме­ты иск-ва от эпо­хи брон­зы до пе­рио­дов Два­ра­ва­ти, Сук­хот­хая и Аютт­хаи, в т. ч. мон­ские из­вая­ния будд, 8–10 вв., скульп­ту­ра 11–13 вв.); Му­зей ока­ме­не­ло­стей. Центр ис­кусств Ра­джаб­хат. Спор­тив­ный ком­плекс в честь 80-ле­тия ко­ро­ля Пу­ми­по­на Адуль­я­де­та (2007, по­стро­ен к 24-м Иг­рам Юго-Вост. Азии; 20 тыс. мест). Зоо­парк.

Н. – важ­ный эко­но­мич., на­уч. и куль­тур­ный центр сев.-вост. час­ти стра­ны. В го­ро­де и при­го­ро­дах – пред­при­ятия элек­трон­ной, элек­тро­тех­нич., ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти; про­из-во с.-х. ма­шин, ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий. Де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная, тек­стиль­ная пром-сть; вы­пуск стро­ит. ма­те­риа­лов (в т. ч. це­мен­та). Пи­ще­вая (ри­со­очи­стит., са­хар­ная) пром-сть; про­из-во про­хла­дит. на­пит­ков и др. ТЭС. Раз­ви­ты тра­диц. ре­мёс­ла (шёл­ко­тка­че­ст­во, юве­лир­ное де­ло и др.). Центр ту­риз­ма.

В ок­ре­ст­но­стях Н. – ох­ра­няе­мая ар­хео­ло­гич. зо­на Ис­то­рич. пар­ка Пхи­май (с 1980-х гг.). В него входит хра­мо­вый ком­плекс Пхи­май (Пхра-Пхи­май, Хин-Пхи­май; в 60 км к се­ве­ру-вос­то­ку от Н., у р. Мун). Он по­стро­ен из пес­ча­ни­ка и ла­те­ри­та при пра­ви­те­ле Кам­буд­жа­де­ши Сурь­я­вар­ма­не I (1006–50) как ин­дуи­ст­ское свя­ти­ли­ще и пре­об­ра­зо­ван в буд­дий­ский ват при Джай­а­вар­ма­не VII. В цен­тре ком­плек­са, об­не­сён­но­го двой­ны­ми сте­на­ми с вхо­да­ми с 4 сто­рон, – свя­ти­ли­ще-пра­сат с баш­не­об­раз­ным на­вер­ши­ем; по­кры­тые ка­мен­ной резь­бой фрон­то­ны и над­врат­ные рель­е­фы изо­бра­жа­ют ин­дуи­ст­ских бо­гов, ге­ро­ев «Ра­мая­ны», бод­хи­саттв. Близ Н. так­же кхмер­ские свя­ти­ли­ща ват Пха­ном­ван (11 в.) юж­нее дер. Пхо, в 14 км к се­ве­ро-вос­то­ку от го­ро­да, Пра­сат-Хин­нон­ку и раз­ва­ли­ны ва­та Пра­сат-Мы­ан­гкэк у пос. Сунг­нен, в 37 км к за­па­ду от Н., в ко­то­рых со­хра­ни­лись скульп­ту­ры и рель­е­фы 10–11 вв. по мо­ти­вам ин­дуи­ст­ской ми­фо­ло­гии; руи­ны древ­не­го го­ро­да (пред­по­ло­жи­тель­но мон­ско­го, 6–11 вв.) у дер. Се­ма, в 40 км к за­па­ду от Н.

В 60 км к за­па­ду от Н. – круп­ней­шая в Таи­лан­де вет­ро­вая элек­тро­стан­ция.

Лит.: Оже­гов С. С., Про­ску­ря­ко­ва ТС., Хо­анг Дао Кинь. Ар­хи­тек­ту­ра Ин­до­ки­тая. М., 1988; Van Beek S., Invernizzi L. The arts of Thailand. N. Y., 1991; Бер­зин Э. О. Юго-Вос­точ­ная Азия с древ­ней­ших вре­мен до ХIII в. М., 1995; Ки­нель К. Г., Ми­шу­ко­ва Д. Д. Таи­ланд. Ко­ро­лев­ст­во хра­мов и двор­цов. М., 2011.

Вернуться к началу