Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАГО́Я

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 667-669

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Хропов (экономика). 

НАГО́Я, го­род в Япо­нии, адм. центр пре­фек­ту­ры Ай­ти. Нас. ок. 2,27 млн. чел. (2012; чет­вёр­тый по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле То­кио, Ио­ко­га­мы и Оса­ки); Н. – яд­ро гор. аг­ло­ме­ра­ции (нас. св. 8,9 млн. чел.), ко­то­рая яв­ля­ет­ся ча­стью ме­га­ло­по­ли­са То­кай­до (цепь аг­ло­ме­ра­ций на юге о. Хон­сю – от То­кио до Оса­ки и Ко­бе). Рас­по­ло­жен на юге центр. час­ти о. Хон­сю, на рав­ни­не Но­би, у сев. по­бе­ре­жья зал. Исе. Важ­ный транс­порт­ный узел, в т. ч. ско­ро­ст­ных ав­то­ма­ги­ст­ра­лей «То­мэй» (То­кио – Ко­ма­ки), «Исэ­ван­ган» (Тоё­та – Йок­каи­ти) и «Хи­га­си-Мэй­хан» (На­гоя – Ка­мея­ма); че­рез Н. про­хо­дит ли­ния «То­кай­до» (То­кио – Оса­ка) вы­со­ко­ско­ро­ст­ной ж. д. «Син­кан­сен». Круп­ней­ший в Япо­нии и один из круп­ней­ших в ми­ре мор. пор­тов. Па­ром­ное со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Сен­дай (вост. по­бе­ре­жье о. Хон­сю) и То­ма­ко­май (о. Хок­кай­до). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Тю­бу-Сен­трэр (2005; на ис­кусств. ост­ро­ве у вост. по­бе­ре­жья зал. Исе, к югу от Н.); аэ­ро­порт Ко­ма­ки (1944; к се­ве­ру от го­ро­да; внутр. авиа­рей­сы). Мет­ро­по­ли­тен (с 1957; 6 ли­ний).

По­се­ле­ние сфор­ми­ро­ва­лось во­круг зам­ка, воз­ве­дён­но­го в 1610–12 (пл. 35 га) ос­но­ва­те­лем ди­на­стии сё­гу­нов То­ку­га­ва – То­ку­га­вой Иэ­я­су (сё­гун в 1603–16). В по­сле­дую­щие го­ды по­ли­тич. центр пров. Ова­ри – вла­де­ния од­ной из бо­ко­вых вет­вей ро­да То­ку­га­ва. В 1871 в ре­зуль­та­те адм. ре­фор­мы во­шло в со­став пре­фек­ту­ры На­гоя, с 1872 в пре­фек­ту­ре Ай­ти; с 1889 ста­тус го­ро­да. С кон. 19 в. круп­ный тор­го­во-ин­ду­ст­ри­аль­ный центр (тек­стиль­ная, пи­ще­вая пром-сть, про­из-во ке­ра­мич. из­де­лий). В 1907 в со­став Н. вклю­чён г. Ацу­та. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны го­род силь­но по­стра­дал от на­лё­тов амер. авиа­ции (дек. 1944 – май 1945), вос­ста­нов­лен к кон. 1950-х гг.

В цен­тре Н. – ре­гу­ляр­ная пла­ни­ров­ка нач. 17 в. (со­хра­не­на в хо­де вос­ста­нов­ле­ния го­ро­да). В его сев. час­ти рас­по­ло­жен за­мок На­гоя (час­тич­но раз­ру­шен в 1945, вос­ста­нов­лен в 1959 из же­ле­зо­бе­то­на; ны­не му­зей) с са­дом Ни­но­ма­ру (нач. 17 в., мас­тер са­до­во-пар­ко­во­го иск-ва Ко­бо­ри Энсю), ря­дом с ним – зда­ния Гор. со­ве­та (1933, арх. Хи­ра­бая­си Кин­го) и ад­ми­ни­ст­ра­ции пре­фек­ту­ры Ай­ти (1938, арх. Ва­та­на­бэ Хи­то­си) в сти­ле ар де­ко с эле­мен­та­ми нац. зод­че­ст­ва. Юж­нее на­хо­дят­ся те­ле­баш­ня (1954, инж. Най­то Та­тю, выс. 180 м), «Ме­мо­ри­аль­ный зал Тоё­да» На­гой­ско­го ун-та (1960, арх. Ма­ки Фу­ми­хи­ко), гор. ху­дож. му­зей (1983–1987, арх. Ку­ро­ка­ва Ки­сё), Центр ис­кусств пре­фек­ту­ры Ай­ти (1992), мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс «Oasis 21» в сти­ле хай-тек с на­пол­нен­ным во­дой стек­лян­ным пе­ре­кры­ти­ем пло­ща­ди (2002, арх. Ка­саи Хи­де­ки). В зап. час­ти цен­тра Н. рас­по­ло­же­но зда­ние ж.-д. во­кза­ла, за­вер­шён­ное пар­ны­ми не­бо­скрё­ба­ми «JR Central» (1999, ар­хит. бю­ро KPF; выс. 226 м и 245 м); ря­дом – вы­сот­ные адм. зда­ние «Midland Square» (2004–06, са­мое вы­со­кое со­ору­же­ние Н. – 247 м) и учеб­ный кор­пус «Mode Gakuen Spiral Towers» (2005–08, выс. 170 м; оба – ар­хит. бю­ро «Nikken Sekkei»). К югу от цен­тра Н. на­хо­дит­ся син­тои­ст­ское свя­ти­ли­ще Ацу­та (ос­но­ва­но во 2 в. н. э. или в 5/6 в. н. э.; су­ще­ст­вую­щие по­строй­ки пре­им. 20 в.; здесь хра­нит­ся один из трёх сим­во­лов имп. вла­сти, древ­ний свя­щен­ный меч «Ку­са­на­ги-но-цу­ру­ги») – од­но из са­мых древ­них и по­чи­тае­мых в Япо­нии, центр па­лом­ни­че­ст­ва.

Нагоя. Панорама города.

Н. – круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры. Св. 180 на­уч. уч­ре­ж­де­ний (ряд из них рас­по­ло­же­ны в На­уч. пар­ке Си­да­ми), в т. ч. Тех­нич. центр То­кай (1971), На­гой­ский гор. ин-т (1990), Н.-и. ин-т здо­ро­вья, Му­ни­ци­паль­ный ин-т пром. ис­сле­до­ва­ний, От­де­ле­ние Нац. ин-та пе­ре­до­вой нау­ки и тех­но­ло­гий в ре­гио­не Тю­бу (AIST, г. То­кио; соз­да­но на ба­зе Нац. ин-та пром. ис­сле­до­ва­ний, ос­но­ван­но­го в 1952); так­же н.-и. цен­тры пром. ком­па­ний. В го­ро­де св. 20 ун-тов и др. ву­зов, в т. ч. На­гой­ский ун-т (1939; в его со­ста­ве тех­но­ло­гич. ин-т, 1949), Ун-т Нанд­зан (1949), Ун-т Мэйд­зо (1949), Гор. ун-т (соз­дан в 1950 объ­еди­не­ни­ем Жен­ско­го мед. ин-та и Фар­ма­цев­тич. ун-та), Эко­но­мич. ун-т (1953), Жен­ский ун-т (1964), Ун-т ис­кусств (1970), кам­пу­сы ун-тов Ай­ти (1946), Тю­кё (1956); тех­но­ло­гич. ин-т «Toyota» (1981). Му­зеи: ху­до­же­ст­вен­ный То­ку­га­ва (1935), гор. на­уч­ный (1962; вклю­ча­ет пла­не­та­рий), ме­мо­ри­аль­ный Хи­дэё­си и Киё­ма­сы (1967; ис­то­рия 2-й пол. 16 в.), ав­то­мо­биль­ный (1989; экс­по­зи­ция ав­то­мо­би­лей кон. 19 – сер. 20 вв.), пром-сти и тех­но­ло­гий (1994; оба при­над­ле­жат ком­па­нии «Toyota»), стек­ла (1997); от­де­ле­ние Бос­тон­ско­го му­зея изящ­ных ис­кусств (от­кры­то в 1999) и др. Ме­ж­ду­нар. центр ди­зай­на (1996; в его со­ста­ве му­зей и га­ле­рея). Центр ис­кусств пре­фек­ту­ры Ай­ти (вклю­ча­ет ху­дож. му­зей, те­атр, б-ку и др.). На­гой­ский те­атр но (1997). Зоо­парк Хи­га­сия­ма и бо­та­нич. сад (1937). В рай­оне пор­та – океанариум (1992), мор. му­зей, парк раз­вле­че­ний. В Н. – бейс­боль­ный клуб «Тю­ни­ти Дра­гонс» (ос­но­ван в 1936), вы­сту­па­ет в «На­гоя До­ум» (1997, ок. 40 тыс. мест), и фут­боль­ный клуб «На­гоя Грам­пус» (1991). Еже­год­но про­во­дят­ся: меж­ду­нар. жен­ский ма­ра­фон (в мар­те), тур­нир бор­цов-про­фес­сио­на­лов су­мо (в ию­ле).

Нагоя. Высотное здание «Mode Gakuen Spiral Towers». 2005–08. Архитектурное бюро «Nikken Sekkei».

Важ­ный де­ло­вой и пром. центр Япо­нии. Осн. роль в эко­но­ми­ке го­ро­да иг­ра­ет сфе­ра ус­луг (за­ня­то св. 70% ра­бо­таю­щих, сер. 2000-х гг.). В Н. – фон­до­вая бир­жа (тре­тья по объ­ё­му тор­гов в Япо­нии), фи­лиа­лы ве­ду­щих на­цио­наль­ных и го­лов­ные офи­сы ре­гио­наль­ных бан­ков [Aichi Bank (1910), Chukyo Bank (1943), Bank of Nagoya (1949)], круп­ных пром. ком­па­ний, в т. ч. «Nippon Sharyo» (ве­ду­щий про­из­во­ди­тель ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва), «Mori Seiki Co.» (пре­ци­зи­он­ные стан­ки). Важ­ное зна­че­ние име­ют ус­лу­ги транс­пор­та и ло­ги­сти­ки. Гру­зо­обо­рот мор. пор­та (рас­по­ло­жен в Н. и при­го­ро­дах) 185 млн. т (2010; 218,1 млн. т в 2008), из них внеш­не­тор­го­вые гру­зы ок. 110 млн. т (ввоз гл. обр. сжи­жен­но­го при­род­но­го га­за, же­ле­зо­руд­ных кон­цент­ра­тов, неф­ти, ка­мен­но­го уг­ля; вы­воз ав­то­мо­би­лей и ком­плек­тую­щих к ним, др. про­дук­ции ма­ши­но­строе­ния), так­же 2,5 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ (функ­цио­ни­ру­ют 5 кон­тей­нер­ных тер­ми­на­лов). В 2011 че­рез ме­ж­ду­нар. аэро­порт про­шло 9,1 млн. пас­са­жи­ров и 151 тыс. т гру­зов. Близ ре­гио­наль­но­го аэ­ро­пор­та – авиа­ба­за Ко­ма­ки Воз­душ­ных сил са­мо­обо­ро­ны Япо­нии. Центр вы­ста­воч­ной дея­тель­но­сти: здесь про­во­ди­лась Все­мир­ная вы­став­ка «Экс­по-2005»; сре­ди осн. пло­ща­док – Кон­гресс-центр (1990).

Н. – центр пром. зо­ны Тю­кё. Ве­ду­щая от­расль – ма­ши­но­строе­ние (транс­порт­ное, элек­тро­тех­ни­че­ское, при­бо­ро­строе­ние, про­из-во пром. обо­ру­до­ва­ния и др.). Аг­ло­ме­ра­ция Н. – важ­ней­ший центр ав­то­мо­биль­ной пром-сти стра­ны. Здесь раз­ме­ща­ют­ся штаб-квар­ти­ра (в г. Тоё­та) и 12 за­во­дов кор­по­ра­ции «Toyo­ta Motor Corporation» (од­но­го из круп­ней­ших ми­ро­вых про­из­во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей), за­во­ды кор­по­ра­ций «Mitsu­bishi Motors Corporation» и «Mit­subishi Fuso Truck and Bus Corporation» (ав­то­бу­сы сред­ней вме­сти­мо­сти), а так­же мно­же­ст­во фирм, вы­пус­каю­щих разл. ком­плек­тую­щие, уз­лы и аг­ре­га­ты, в т. ч. в Н. – го­лов­ные офи­сы и пред­при­ятия ком­па­ний «Aichi Machine Industry Co.» (дви­га­те­ли и др.), «NGK Spark Plug Co.» (све­чи за­жи­га­ния). В аг­ло­ме­ра­ции ши­ро­ко пред­став­ле­на авиац. пром-сть (под­раз­де­ле­ния «Mitsu­bi­shi Heavy Industri­es», вы­пус­каю­щие авиа­кос­мич. тех­ни­ку, в т. ч. во­ен. на­зна­че­ния, др. ком­па­нии). Дей­ст­ву­ют так­же пред­при­ятия ком­па­ний «Mitsu­bi­shi Heavy Industries Plastic Technology Co.» (лить­е­вые ма­ши­ны), «Mitsubishi Electric Corporation» (энер­ге­тич. обо­ру­до­ва­ние, элек­трон­ная тех­ни­ка). В городе – про­из-во стро­ит. тех­ни­ки и ди­зель-ге­не­ра­то­ров («Nippon Sharyo»), вен­ти­ля­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния для с. х-ва и пром-сти («Fulta Elect­ric Machinery Co.»), пром. и бы­то­вых на­гре­ва­те­лей и сис­тем ото­пле­ния, во­до- и га­зо­из­ме­ри­тель­ных при­бо­ров. В Н. – го­лов­ной офис и пред­при­ятия ком­пании «Brother Industries» (прин­те­ры, фак­си­миль­ные ап­па­ра­ты, швей­ные ма­ши­ны и др.).

Чёр­ная (пред­при­ятия «Daido Steel Co.», «Chubu Steel Plate Co.») и цвет­ная («Sumitomo Light Metal Industries») ме­тал­лур­гия, хи­мич. («Mitsui Chemicals» – пла­ст­мас­сы, син­те­тич. во­лок­на и плён­ки, «Toray Industries» – ис­кусств. во­лок­на, ог­не­ту­ши­те­ли и др., «Toa­gosei Co.» – нит­рон и др.), лёг­кая (тек­стиль­ная и др.), пи­ще­вку­со­вая (в т. ч. пи­во­ва­рен­ная – «Asahi Breweries»), по­ли­гра­фич., ке­ра­мич. («Noritake Co.» – фар­фо­ро­вые из­де­лия, ке­ра­мич. про­дук­ция для элек­тро­ни­ки и др.; «NGK In­sulators» – пром. ке­ра­ми­ка) пром-сть. Про­из-во гоф­ро­кар­то­на и та­ры («Rengo Co.»), строй­ма­те­риа­лов («Nichiha Corporation» – це­мент, кро­вель­ные и об­ли­цо­воч­ные ма­те­риа­лы). Тра­диц. ре­мёс­ла, в т. ч. из­го­тов­ле­ние ме­ха­нич. ку­кол «ка­ку­ри нин­гё».

В 20 км к се­ве­ро-вос­то­ку от цен­тра Н. – му­зей под от­кры­тым не­бом Мэйд­зи-му­ра («Се­ло Мэйд­зи»; 1965) с ар­хит. па­мят­ни­ка­ми эпо­хи Мэйд­зи.

Вернуться к началу