Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЁ́НХЕНГЛА́ДБАХ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 745-746

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий

МЁ́НХЕНГЛА́ДБАХ (Mönchengladbach), го­род на за­па­де Гер­ма­нии, зем­ля Сев. Рейн-Вест­фа­лия. Нас. 257,9 тыс. чел. (2010); с при­го­ро­да­ми об­ра­зу­ет край­нюю зап. пе­ри­фе­рию круп­ней­шей в Ев­ро­пе по­ли­цен­трич. ко­нур­ба­ции Рейн – Рур. Че­рез М., рас­по­ло­жен­ный в 15 км к за­па­ду от Рей­на, про­те­ка­ет р. Нирс (реч­ка Глад­бах, дав­шая на­зва­ние го­ро­ду, взя­та в под­зем­ные тру­бы). Один из круп­ней­ших транс­порт­ных уз­лов на за­па­де ФРГ. В М. скре­щи­ва­ют­ся фе­де­раль­ные ав­то­ба­ны Ахен – Кас­сель (со­еди­ня­ет М. с юго-за­па­дом зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия и да­лее с Бель­ги­ей и Фран­ци­ей), Рур­монд – Эс­сен и Вен­ло – Люд­вигс­ха­фен (оба свя­зы­ва­ют М. с Ни­дер­лан­да­ми). Ж.-д. ли­нии про­ло­же­ны от М. на се­ве­ро-вос­ток (на Кре­фельд – Дуйс­бург), вос­ток (на Дюс­сель­дорф), юго-вос­ток (на Кёльн), юго-за­пад (на Ахен и да­лее в Бель­гию и Фран­цию) и се­ве­ро-за­пад (на Вен­ло, Ни­дер­лан­ды). Аэ­ро­порт М. (в 6 км к се­ве­ру от го­ро­да) ме­ст­но­го зна­че­ния; б. ч. авиа­пе­ре­во­зок об­слу­жи­ва­ют ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты Дюс­сель­дорф и Кёльн – Бонн.

Воз­ник близ ос­но­ван­но­го в 974 од­но­го из ста­рей­ших в Гер­ма­нии аб­батств; впер­вые упо­ми­на­ет­ся под назв. Глад­бах (Gladbach) в 1085. Ис­то­рич. роль го­ро­да как ре­лиг. цен­тра от­ра­же­на в его совр. назв. (нем. Mönch – мо­нах), мо­на­стыр­ское хо­зяй­ст­во оп­ре­де­ля­ло эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Глад­ба­ха на про­тя­же­нии поч­ти все­го Сред­не­ве­ко­вья. Го­род­ское пра­во с 1364 (по др. дан­ным, с 1366). В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье и в ран­нее Но­вое вре­мя был круп­ным куль­тур­ным цен­тром (со зна­ме­ни­той биб­лио­те­кой Глад­бах­ско­го аб­бат­ст­ва), а так­же зна­чит. цен­тром тор­гов­ли, ре­мес­лен­но­го и ма­ну­фак­тур­но­го (пре­им. тек­стиль­но­го) про­из-ва; боль­шое зна­че­ние име­ло пи­во­ва­ре­ние. Вхо­дил в со­став гер­цог­ст­ва Юлих, в 1794 был ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми, в 1798 вклю­чён в со­став франц. деп-та Рур. Франц. пра­ви­тель­ст­во про­ве­ло се­ку­ля­ри­за­цию, Глад­бах­ское аб­бат­ст­во бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но, по­след­ние 30 мо­на­хов по­ки­ну­ли Глад­бах в 1802; Глад­бах­ская б-ка бы­ла б. ч. рас­хи­ще­на и унич­то­же­на. По ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 ото­шёл к Прус­сии, центр од­но­им. ок­ру­га (до 1929). В 1851 со­еди­нён ж. д. с Кре­фель­дом и Ру­рор­том (в со­ста­ве совр. Дуйс­бур­га). С 1871 в Гер­ман­ской им­пе­рии, в 1888 пе­ре­име­но­ван в Мюн­хен-Глад­бах (на пись­ме обо­зна­чал­ся как М.-Глад­бах, нем. M.-Glad­bach). Бы­ст­рый эко­но­мич. рост го­ро­да на­чал­ся в по­след­ней тре­ти 19 в.; до сер. 20 в. хо­зяйств. спе­циа­ли­за­цию оп­ре­де­ля­ли гл. обр. тек­стиль­ное про­из-во и вы­пуск обо­ру­до­ва­ния для тек­стиль­ной пром-сти. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны под­вер­гал­ся мас­си­ро­ван­ным бом­бо­вым уда­рам брит. и амер. авиа­ции (бы­ло унич­то­же­но до 65% гор. за­строй­ки). По­сле вой­ны во­шёл в со­став зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия; с 1949 в со­ста­ве ФРГ. В 1950 по­лу­чил но­вое офиц. назв. Мён­хен-Глад­бах; с 11.10.1960 совр. назв. В янв. 1975 в со­став М. во­шёл со­сед­ний го­род Рейдт с нас. св. 100 тыс. чел. и об­щи­на Ви­крат.

Мёнхенгладбах. Замок Рейдт. 1534–72. Архитектор М. Паскуалини.

Сре­ди ар­хит. па­мят­ни­ков: со­бор Св. Ви­та (13 в., крип­та нач. 12 в.), ка­то­лич. ц. Воз­не­се­ния Бо­го­ма­те­ри (1469–1533), ре­нес­санс­ный за­мок Рейдт (1534–72, арх. М. Пас­куа­ли­ни, с 1922 му­зей), Ра­ту­ша Аб­тай (1663–1705), ба­роч­ный дво­рец Ви­крат (1746–72), еван­ге­лич. цер­ковь в р-не Мён­хенг­лад­бах-Оден­кир­хен (1755–1757), во­до­на­пор­ная баш­ня (1908–09), мно­го­числ. церк­ви 2-й пол. 19 – 20 вв.

М. – один из ве­ду­щих куль­тур­ных цен­тров ле­во­бе­реж­ной час­ти зем­ли Сев. Рейн-Вест­фа­лия. Ве­ду­щий вуз – Ниж­не­рейн­ская выс­шая шко­ла при­клад­ных на­ук (1971); в го­ро­де раз­ме­ща­ют­ся неск. её фа­куль­те­тов (ос­таль­ные фа­куль­те­ты и го­лов­ной офис ву­за рас­по­ло­же­ны в Кре­фель­де). Му­зеи: совр. иск-ва Аб­тай­берг (на мес­те быв. аб­бат­ст­ва; зда­ние 1972–1982, арх. Х. Хол­ляйн), ар­хео­ло­ги­че­ский (со­б­ра­ние ар­хео­ло­гич. на­хо­док ка­мен­но­го ве­ка в Рейн­лан­де), ор­ни­то­ло­ги­че­ский и др. Гл. те­атр го­ро­да («Теа­тер Кре­фельд – Мён­хенг­лад­бах», ос­но­ван в 1950, дра­ма, ба­лет, опе­ра, опе­рет­та) вхо­дит в со­став Со­дру­же­ст­ва те­ат­ров Кре­фель­да и Мён­хенг­лад­ба­ха.

М. рас­по­ла­га­ет раз­ви­той спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­рой. Фут­боль­ный клуб «Бо­рус­сия» (ос­но­ван в 1900) – один из са­мых ти­ту­ло­ван­ных в ФРГ: в 1970-е гг. 5 раз вы­иг­ры­вал нац. пер­вен­ст­во, два­ж­ды (в 1975 и 1979) – Ку­бок УЕФА; до­маш­ние мат­чи про­во­дит на ста­дио­не «Бо­рус­сия-Парк» (от­крыт в 2004, св. 54 тыс. зри­те­лей).

Б. ч. ра­бо­таю­щих за­ня­та в сфе­ре ус­луг. В кон. 20 в. М., рас­по­ло­жен­ный не­да­ле­ко от гра­ниц со стра­на­ми Бе­ни­люк­са и Фран­ци­ей, стал цен­тром ло­ги­сти­ки транс­на­цио­наль­но­го зна­че­ния. Круп­ный бан­ков­ско-фи­нан­со­вый центр (Gladba­cher Bank, Volksbank Mönchen­gladbach, Volksbank Rheydt, а так­же фи­лиа­лы бан­ков Дюс­сель­дор­фа и Кёль­на). В нач. 21 в. рас­тёт зна­че­ние М. как цен­тра ту­риз­ма и от­ды­ха (в го­ро­де ок. 40 оте­лей, в ко­то­рых еже­год­но ос­та­нав­ли­ва­ет­ся св. 200 тыс. чел.). Важ­ное зна­че­ние име­ют ус­лу­ги в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния.

Со 2-й пол. 20 в. гл. от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние (элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ное, стан­ко­строе­ние, вы­пуск тех­но­ло­гич. обо­ру­до­ва­ния); пред­при­ятия го­ро­да вы­пус­ка­ют раз­но­об­раз­ные ав­то­ма­тич. сис­те­мы и элек­трон­ные при­бо­ры, транс­фор­ма­то­ры, сиг­наль­ные уст­рой­ст­ва для транс­порт­ных средств и др. М. – круп­ный центр ка­бель­но­го про­из-ва. Го­род ос­та­ёт­ся од­ним из ве­ду­щих в стра­не цен­тров тек­стиль­но­го ма­ши­но­строе­ния (вы­пуск пря­диль­ных ма­шин и др.) и про­из-ва обо­ру­до­ва­ния для швей­ной пром-сти (в кон. 20 – нач. 21 вв. мн. про­филь­ные пред­при­ятия пе­ре­ори­ен­ти­ро­ва­ны на вы­пуск тех­но­ло­ги­че­ски бо­лее слож­ной про­дук­ции). Объ­ё­мы про­из-ва тра­диц. тек­стиль­ной про­дук­ции в нач. 21 в. за­мет­но со­кра­ти­лись; в швей­ной ин­ду­ст­рии со­хра­ни­лись круп­ные фаб­ри­ки (в т. ч. фирм «Van Laack GmbH», «Gardeur AG»). Про­из-во ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая, пи­ще­вая пром-сть, пи­во­ва­ре­ние.

Лит.: Norrenberg P. Geschichte der Pfarreien des Dekanates M. Gladbach. Köln, 1889. Mön­chengladbach, 2005; Kaiser R. Schloß Rheydt und andere Orte. Mönchengladbach, [1996]; Lünendonk R. Auf den Spuren des Gladbachs und seiner Mühlen. Essen, 2008.

Вернуться к началу