Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕДИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 488

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Воропаев (экономика), М. Ю. Рощин (история), Т. Х. Стародуб (архитектура)

МЕДИ́НА (со­кра­ще­ние от араб. Ма­ди­нат ан-На­би – «Го­род про­ро­ка», офиц. назв. эль-Ма­ди­на эль-Му­на­ва­ра – «Све­то­зар­ная Ме­ди­на»), го­род на за­па­де Са­уд. Ара­вии, адм. центр эми­ра­та (про­вин­ции) Ме­ди­на. Нас. 1102,7 тыс. чел. (2010; чет­вёр­тый по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны). Рас­по­ло­жен в оа­зи­се, при­мер­но в 200 км от по­бе­ре­жья Крас­но­го мо­ря. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог (в т. ч. ско­ро­ст­ны­ми шос­се свя­зан с го­ро­да­ми Мек­ка и Эр-Ри­яд). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт им. прин­ца Му­хам­ме­да бен Абд аль-Ази­за (1974).

М. – од­на из двух (на­ря­ду с Мек­кой) важ­ней­ших свя­тынь ис­ла­ма, центр па­лом­ни­че­ст­ва му­суль­ман. Из­вест­на с 6 в. до н. э. под назв. Яс­риб. Совр. назв. по­лу­чи­ла по­сле хид­жры – пе­ре­се­ле­ния сю­да в 622 н. э. про­ро­ка Му­хам­ме­да. В М. ме­ж­ду 622 и 632 ис­лам стал са­мостоят. ре­ли­ги­ей: бы­ла по­строе­на пер­вая ме­четь, соз­да­на му­сульм. об­щи­на (ум­ма) и го­су­дар­ст­во, став­шее ядром Ха­ли­фа­та (до 656 М. – его сто­ли­ца). В 682–683 го­род об­не­сён ка­мен­ной сте­ной с во­ро­та­ми, ох­ва­тив­шей М. по­лу­ова­лом с се­ве­ро-за­па­да на юго-вос­ток (не сохр.). При Омей­я­дах и Аб­ба­си­дах адм. центр Хид­жа­за. С 10 в. в за­ви­си­мо­сти от пра­вя­щих в Егип­те ди­на­стий. С 1517 в со­ста­ве Ос­ман­ской им­пе­рии. С янв. 1919 во­шла в ко­ро­лев­ст­во Хид­жаз. В 1924 взя­та вой­ска­ми Абд аль-Ази­за, в 1932 при­сое­ди­не­на к Са­уд. Ара­вии.

Медина. Мечеть Пророка.

Ар­хит. па­мят­ни­ки М. свя­за­ны с ис­то­ри­ей ис­ла­ма. Ме­четь Про­ро­ка ос­но­ва­на в 622 в ви­де при­мы­каю­ще­го к до­му Му­хам­ме­да пря­мо­уголь­но­го в пла­не дво­ра, ок­ру­жён­но­го сыр­цо­вой сте­ной (с 629 име­ла мин­бар); воз­ве­дён­ная за­но­во в 707–709 (копт­ские и ви­зант. мас­те­ра; вклю­ча­ла мно­го­ко­лон­ный мо­лит­вен­ный зал с пер­вым в ис­ла­ме мих­ра­бом в фор­ме де­ко­ри­ро­ван­ной свод­ча­той ни­ши, 4 ми­на­ре­та в уг­лах ок­ру­жён­но­го га­ле­рея­ми пря­мо­уголь­но­го дво­ра; в ин­терь­е­ре – мо­заи­ки и мра­мор­ные об­ли­цов­ки), ста­ла об­раз­цом му­сульм. мо­лит­вен­но­го зда­ния ко­лон­но­го ти­па (рас­ши­ре­на ме­ж­ду 775–785 и 847–861; в по­след­ней тре­ти 15 в. при егип. сул­та­не Ка­ит-бее воз­ве­де­ны ку­пол над мо­ги­лой Му­хам­ме­да, мед­ре­се, фон­тан для омо­ве­ний; ре­кон­ст­руи­ро­ва­лась в 16, 19 и 20 вв.). В совр. ви­де ме­четь Про­ро­ка – ком­плекс­ное зда­ние в фор­ме вы­тя­ну­то­го пря­мо­уголь­ни­ка (пл. 165 тыс. м2), вклю­чаю­щее 10 ми­на­ре­тов (в т. ч. 6 вы­со­той 99 м), Му­зей Ко­ра­на, б-ку; 2 под­зем­ных яру­са (с пар­кин­га­ми, по­ме­ще­ния­ми для омо­ве­ния и др.).

В М. со­хра­ни­лись руи­ны зам­ков-двор­цов Каср-Азим (ос­тат­ки стен, по­ме­ще­ний и пло­ти­ны, пред­по­ло­жи­тель­но сер. 7 в.) и Каср-Са­ид-ибн-аль-Ас (ка­мень со сле­да­ми шту­ка­тур­ки; пред­по­ло­жи­тель­но эпо­ха Омей­я­дов); жи­лые до­ма 19–20 вв. Ме­че­ти (ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в кон. 20 в.): Ку­ба (на мес­те мо­лит­вы Му­хам­ме­да пе­ред въез­дом в М. в 622), Киб­ла­тайн (Ме­четь двух Кибл; на мес­те из­ме­не­ния в 624 киб­лы – свя­щен­но­го на­прав­ле­ния с Ие­ру­са­ли­ма на Мек­ку), Га­ма­ма (Ме­четь Об­ла­ков; на мес­те мо­ле­ния о до­ж­де), Ми­кат (1987, егип. арх. Аб­дель Ва­хед аль-Ва­кил). В кон. 20 – нач. 21 вв. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся мас­штаб­ные про­ек­ты по бла­го­ус­т­рой­ст­ву и озе­ле­не­нию гор. тер­ри­то­рии; по­строе­ны круп­ные тор­го­вые цен­тры, совр. до­рож­ные раз­вяз­ки и др.

Ис­лам­ский ун-т М. (1961), Ун-т Тай­ба (2003). Б-ка ко­ро­ля Абд аль-Ази­за (1983). С сер. 2000-х гг. на ок­раи­не М. соз­да­ёт­ся ком­плекс, вклю­чаю­щий ис­сле­до­ват. центр и му­зеи, биз­нес-центр (с при­вле­че­ни­ем иностр. ком­па­ний нау­ко­ём­ких и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лей), те­ма­тич. парк и др.

Эко­но­ми­ка го­ро­да в осн. ори­ен­ти­ро­ва­на на об­слу­жи­ва­ние па­лом­ни­ков. Дей­ст­ву­ет из­да­тель­ский ком­плекс им. ко­роля Фах­да (от­крыт в 1985; круп­ней­ший в ми­ре центр из­да­ния Ко­ра­на – св. 10 млн. экз. в год). Ме­тал­ло­об­ра­ба­ты­ваю­щие и ав­то­ре­монт­ные пред­при­ятия, гон­чар­ные и сто­ляр­ные мас­тер­ские. Про­из-во про­дук­тов пи­та­ния, строй­ма­те­риа­лов (кир­пич, че­ре­пи­ца). М. – центр рай­она оро­шае­мо­го (ва­ди, грун­то­вые во­ды) зем­ле­де­лия; вы­ра­щи­ва­ют гл. обр. фи­ни­ки (б. ч. об­ра­бо­тан­ной про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся), а так­же фрук­ты, ово­щи, зер­но­вые.

Лит.: Sauvaget J. La mosquée omeyyade de Médine. P., 1947; Esin E. Mecca the Blessed, Madinah the Radiant. L., 1963; King G. R. D. The historical mosques of Saudi Arabia. L., 1986; The architecture of the Prophet’s holy mosque Al Madinah. L., 1998; Мек­ка и Ме­ди­на – два свя­щен­ных го­ро­да ис­ла­ма. СПб.; М., 2007.

Вернуться к началу