Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРСЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 211-214

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика), И. С. Филиппов (история)
Фото П. С. Павлинова Марсель. Вид на центр города.

МАРСЕ́ЛЬ (Marseille), го­род на юге Фран­ции, ре­ги­он Про­ванс–Аль­пы–Ла­зур­ный бе­рег, адм. центр де­п-та Буш-дю-Рон. Рас­по­ло­жен на по­бе­ре­жье Мар­сель­ско­го зал. (часть Ли­он­ско­го зал.) Сре­ди­зем­но­го м., близ устья р. Ро­на. Нас. 780 тыс. чел. (2010; вто­рой по числу жи­те­лей го­род страны по­сле Па­ри­жа). С при­го­ро­да­ми и го­ро­да­ми-спут­ни­ка­ми (Бер-л’Этан, Фос-сюр-Мер, Ма­ринь­ян, Ла­ве­ра, Ла-Мед и др.) об­ра­зу­ет Мар­сель­скую гор. аг­ло­ме­ра­цию с нас. 1,65 млн. чел. (тре­тья по­сле Па­риж­ской и Ли­он­ской аг­ло­ме­ра­ций). М. – один из са­мых мно­го­на­цио­наль­ных франц. го­ро­дов (наи­бо­лее круп­ные об­щи­ны вы­ход­цев из Ал­жи­ра, Ту­ни­са, Ма­рок­ко, Ко­мор­ских Ост­ро­вов, а так­же Ита­лии, Тур­ции, Ар­ме­нии). Важ­ный узел ж.-д., ав­то­мо­биль­но­го и возд. со­об­ще­ния (в т. ч. ме­ж­ду­нар. тран­зит­но­го – ме­ж­ду Ис­па­ни­ей и Ита­ли­ей, Швей­ца­ри­ей). Важ­ней­шие ско­ро­ст­ные ж.-д. ли­нии TGV: Марсель – Ли­он – Па­риж (па­рал­лель­но ей про­хо­дит ско­ро­ст­ная ав­то­ма­ги­ст­раль), Мар­сель – Ту­лу­за – Бор­до; ав­то­ма­ги­ст­ра­ли: Мар­сель – Мон­пе­лье – Ту­лу­за – Бор­до (к за­па­ду от го­ро­да), Мар­сель – Ту­лон – Ниц­ца (к вос­то­ку). Круп­ней­ший порт Фран­ции, один из наи­бо­лее зна­чи­мых пор­тов Сре­ди­зем­но­мо­рья. Ре­гу­ляр­ное па­ром­ное со­об­ще­ние с ост­ро­ва­ми Кор­си­ка и Сар­ди­ния, а так­же Ал­жи­ром и Ту­ни­сом. Су­до­ход­ным ка­на­лом Мар­сель – Ро­на свя­зан с г. Арль (1927; дли­на 81 км; на уча­ст­ке Мар­сель – Пор-де-Бук ка­нал дос­ту­пен для мор. су­дов). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Мар­сель – Про­ванс (в Ма­ринь­я­не, в 27 км от М.). Мет­ро­по­ли­тен (1977).

Ос­но­ван гре­ка­ми из ма­ло­азий­ско­го г. Фо­кея ок. 600 до н. э. под назв. Мас­са­лия (Μασσαλία; совр. назв. во­шло в оби­ход в сред­ние ве­ка, впер­вые за­фик­си­ро­ва­но в тек­сте в 950), древ­ней­ший го­род Фран­ции. Впо­след­ст­вии са­ма Мас­са­лия вы­ве­ла ряд ко­ло­ний на юж. по­бере­жье Гал­лии. С кон. 3 в. (см. Пу­ни­че­ские вой­ны) в сфе­ре влия­ния Ри­ма. В хо­де гражд. вой­ны 49–45 вы­сту­пил на сто­ро­не Пом­пея, в 49 до н. э., по­сле оса­ды, был за­хва­чен Га­ем Юли­ем Це­за­рем. До 2 в. н. э. со­хра­нял ав­то­но­мию. С 3 в. центр епи­скоп­ст­ва (пер­вый до­под­лин­но из­вест­ный епи­скоп М. – Оре­зий уча­ст­во­вал в Арль­ском со­бо­ре 314). В 476 М. в со­ста­ве Про­ван­са ото­шёл к вест­го­там, по­сле бит­вы при Пуа­тье 507 – к ост­го­там, в 536 – к фран­кам. При Ме­ро­вин­гах, как важ­ный мор. порт, не­ред­ко был раз­де­лён на две час­ти, ко­то­рые вхо­ди­ли в со­став раз­ных франк­ских ко­ро­левств. В 8–11 вв. в свя­зи с уси­ле­ни­ем ара­бов в Сре­ди­зем­но­мо­рье зна­че­ние М. как пор­та упа­ло. В 838 и 923 раз­граб­лен ара­ба­ми. По Вер­ден­ско­му до­го­во­ру 843 во­шёл в со­став го­су­дар­ст­ва Ло­та­ря I, с 879 в ко­ро­лев­ст­ве Аре­лат. С сер. 10 в. центр мар­сель­ско­го ви­конт­ст­ва в со­ста­ве граф­ст­ва Про­ванс. С кон. 12 в. го­род-ком­му­на; пер­вое упо­ми­на­ние о кон­су­лах М. от­но­сит­ся к 1178. В 1252 (окон­ча­тель­но в 1262) под­чи­нён гра­фом Кар­лом Ан­жуй­ским (часть го­ро­да до 1288 кон­тро­ли­ро­ва­лась епи­ско­пом) и вклю­чён в со­став вла­де­ний Ан­жуй­ской ди­на­стии. Осн. от­рас­ли ин­ду­ст­рии: тек­стиль, об­ра­бот­ка ко­жи, су­до­строе­ние, до­бы­ча со­ли. М. не раз силь­но стра­дал от чу­мы, в т. ч. в 1348 и 1720–22, ко­гда по­гиб­ло со­от­вет­ст­вен­но ок. 60% и 50% жи­те­лей. В 1481 при­сое­ди­нён к Фран­ции, стал гл. франц. пор­том на Сре­ди­зем­ном м. (че­рез М. шла б. ч. тор­гов­ли со стра­на­ми Вос­то­ка и Аф­ри­кой). В 16 в., в ус­ло­ви­ях во­ен. про­ти­во­стоя­ния с Ис­па­ни­ей, силь­но ук­ре­п­лён и за­стро­ен. Во 2-й пол. 19 в. пе­ре­жи­вал эко­но­мич. подъ­ём (свя­зан в т. ч. с от­кры­ти­ем Су­эц­ко­го ка­на­ла и на­ча­лом франц. ко­ло­ни­аль­ной экс­пан­сии в Сев. Аф­ри­ку, че­му в 16–17 вв. спо­соб­ст­во­ва­ли осо­бые от­но­ше­ния Фран­ции с Ос­ман­ской им­пе­ри­ей). С 16 в. важ­ный центр про­из­вод­ст­ва са­ха­ра и мы­ла. В хо­де Италь­ян­ских войн в 1524 и 1536 оса­ж­дал­ся исп. вой­ска­ми; в даль­ней­шем силь­но ук­ре­п­лён. Во вре­мя Ре­ли­ги­оз­ных (гу­ге­нот­ских) войн твёр­до дер­жал­ся ка­то­ли­циз­ма. В 1589 М. стал чле­ном Ка­то­лич. ли­ги. До­би­вал­ся ста­ту­са не­за­ви­си­мой рес­пуб­ли­ки; в 1596 при­знал власть Ген­ри­ха IV. В сер. 17 в. один из цен­тров Фрон­ды. В 1660 М. ли­шён сво­их при­ви­ле­гий; го­род стал управ­лять­ся 2 эше­ве­на­ми (об­ла­да­ли мень­ши­ми по срав­не­нию с кон­су­ла­ми пол­но­мо­чия­ми), дво­ря­не бы­ли от­стра­не­ны от вы­бо­ров. Знать вер­ну­ла свои по­зи­ции в 1767 с уч­ре­ж­де­ни­ем вы­бор­ной мэ­рии. В нач. Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. вы­сту­пал на сто­ро­не рес­пуб­ли­кан­цев; сфор­ми­ро­ван­ный в М. ба­таль­он во­лон­тё­ров при­нёс в Па­риж «Мар­сель­е­зу». В ию­не 1793 с ус­та­нов­ле­ни­ем яко­бин­ской дик­та­ту­ры М. под­нял мя­теж про­тив Кон­вен­та (по­дав­лен в ав­гу­сте то­го же го­да). С 1800 гл. го­род деп-та Буш-дю-Рон. Ле­том 1815, по­сле по­ра­же­ния На­по­ле­о­на I Бо­на­пар­та при Ва­тер­лоо, ме­сто мас­со­вых рас­прав над бо­на­пар­ти­ста­ми. В 19 в., с на­ча­лом франц. ко­ло­ни­аль­ной экс­пан­сии в Сев. Аф­ри­ку и от­кры­ти­ем Су­эц­ко­го ка­на­ла, пе­ре­жи­вал эко­но­мич. подъ­ём. В это вре­мя М. – гл. тор­го­вый порт Фран­ции, важ­ный центр па­ро­хо­до­строе­ния. В 1848 свя­зан же­лез­ной до­ро­гой с Авинь­о­ном, в 1856 – с Па­ри­жем. Под­дер­жал Па­риж­скую ком­му­ну 1871 (22.3–4.4.1871 в М. дей­ст­во­ва­ла собств. ком­му­на). В хо­де 2-й ми­ро­вой вой­ны с ию­ля 1940 на­хо­дил­ся под вла­стью пра­ви­тель­ст­ва «Ви­ши»; 12.11.1942–23.8.1944 ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми, важ­ный центр Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния. С 1960-х гг. центр им­ми­гра­ции из быв. франц. ко­ло­ний.

Фото П. С. Павлинова Марсель. Приют «Вьей Шарите». 1671–1749. Архитектор П. Пюже и др.
Фото П. С. Павлинова Марсель. Собор Ла-Мажор. 1852–93. Архитекторы Л. Водуайе, А. Ж. Эсперандьё.

Ста­рый го­род (на мес­те ан­тич­ной Мас­са­лии) рас­по­ло­жен ам­фи­те­ат­ром во­круг Ста­ро­го пор­та, га­вань ко­то­ро­го за­мы­ка­ют фор­ты, по­стро­ен­ные Л. Н. де Клер­ви­лем и С. де Во­ба­ном: Сен-Жан (ос­но­ван в 12–13 вв.; ук­ре­п­лён в 1668–71; баш­ня – 1447–52) и Сен-Ни­ко­ла (1660–64). Здесь со­хра­ни­лись руи­ны др.-греч. те­ат­ра, эл­ли­ни­стич. и рим. ук­ре­п­ле­ний, пор­то­вых со­ору­же­ний, до­рог, ак­ве­ду­ка, цис­тер­ны. В юж. час­ти Ста­ро­го пор­та, близ фор­та Сен-Ни­ко­ла, рас­по­ло­же­на ро­ма­но-го­тич. ц. Сен-Вик­тор (ок. 1010–40, пе­ре­строе­на в 1-й пол. 13 в., тран­септ и хор – сер. 14 в.; крип­та – нач. 5 в.). За ней на хол­ме воз­вы­ша­ет­ся ба­зи­ли­ка Нотр-Дам-де-ла-Гард в ро­ма­но-ви­зант. сти­ле (1853–64, про­ект арх. А. Ж. Эс­пе­ран­дьё; ко­ло­коль­ню вен­ча­ет ста­туя Бо­го­ма­те­ри, 1870, скульп­тор Э. Л. Ле­кен). В сев. час­ти Ста­ро­го пор­та рас­по­ло­же­ны: по­лу­раз­ру­шен­ный в 1850-е гг. ста­рый со­бор Сент-Ма­ри-Ма­жор (11–12 вв., на руи­нах хра­ма Диа­ны и бап­ти­сте­рия 5 в.; в ка­пел­ле Сен-Ла­зар – скульп­тур­ный де­кор Ф. Лау­ра­ны, 1475–81) и но­вый со­бор Ла-Мажор в ро­ма­но-ви­зант. сти­ле (1852–93, архитекторы Л. Во­ду­айе, Эс­пе­ран­дьё). На мес­те ан­тич­но­го ак­ро­по­ля, пре­вра­щён­но­го в эс­пла­на­ду Ла-Ту­рет, – ро­ман­ская ц. Сен-Ло­ран (кон. 12–13 вв.; ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 17 в.). К се­ве­ру от Ста­ро­го пор­та так­же со­хра­ни­лись ко­ло­коль­ня ц. Нотр-Дам-дез-Ак­куль (13–14 вв.), ре­нес­санс­ные отель дё Кабр (1535) и т. н. Дом, осы­пан­ный ал­ма­за­ми (1570–76; с 1967 Му­зей ста­ро­го М.), мэ­рия в сти­ле ба­рок­ко (1653–70, Г. Пю­же и др.), при­ют «Вьей Ша­ри­те» (1671–1749, П. Пю­же и др.) с ба­роч­ной ку­поль­ной ка­пел­лой во внутр. дво­ре (1679–1704), быв. боль­ни­ца (отель Дьё; ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 18 в., про­ект Ж. Ар­ду­эн-Ман­са­ра) с па­мят­ни­ком О. До­мье (скульп­тор Э. А. Бур­дель). Сре­ди др. па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры: церк­ви – Нотр-Дам-де-ла-Гал­лин (11 в.), Сен-Фер­ре­оль (1447–1588, фа­сад – 1874), Сен-Кан­на (1526–1619, бароч­ный фа­сад – 1739), Сент-Ма­ри-Мад­лен быв. кар­те­зи­ан­ско­го мон. (1680–1702); са­ни­тар­ные при­ка­зы (1719), отель Давь­ель, быв. Дво­рец юс­ти­ции (1743–1747), дво­рец Бо­ре­ли (1766–78), зда­ние Опер­но­го те­ат­ра (1786–87, Ш. Бе­нар; пе­ре­стро­ен в 1921–24 в сти­ле ар де­ко).

Рай­оны к вос­то­ку и юго-вос­то­ку от Ста­ро­го пор­та с пря­мы­ми и ши­ро­ки­ми ули­ца­ми за­страи­ва­лись с сер. 18 в. В 19 в. здесь воз­ве­де­ны: ц. Нотр-Дам-дю-Мон (1823–24), три­ум­фаль­ная ар­ка (1823–39, арх. М. Р. Пен­шо, скульп­то­ры П. Ж. Да­вид д’Анже, Э. Ж. Ра­ме), ж.-д. во­кзал Сен-Шарль (1848), быв. бир­жа (1852–1860, арх. П. К. Кост), нео­го­тич. ц. Сен-Вен­сан-де-Поль (1855–88), ма­як Сент-Ма­ри (1855), но­вый Дво­рец юс­ти­ции (1856–62) и пре­фек­ту­ра (1861–67, оба – Ф. О. Мар­тен), дво­рец Лон­шан с по­лу­цир­куль­ной ко­лон­на­дой, три­ум­фаль­ной ар­кой и ним­фе­ем, за­кан­чи­ваю­щим ак­ве­дук (1862–69, арх. А. Ж. Эс­пе­ран­дьё; скульп­то­ры Э. Л. Ле­кен, П. Ж. Ка­ва­лье; в ин­терь­е­ре – фре­ски П. Пю­ви де Ша­ван­на; см. илл. к ст. Вто­рой им­пе­рии стиль), Дво­рец ис­кусств (1864–74, арх. Эс­пе­ран­дьё), Гл. си­на­го­га. Сре­ди по­стро­ек 1-й пол. 20 в.: зда­ние рыб­ной бир­жи (1909, с 1981 Нац. те­атр), не­оба­роч­ный фон­тан Кан­ти­ни (1913); ба­зи­ли­ка Сак­ре-Кёр (1920–47), боль­ни­ца Сен-Жо­зеф (1921).

Жи­во­пис­ная на­бе­реж­ная пре­зи­дента Дж. Ф. Кен­не­ди на юге свя­за­на с ав­то­стра­дой, ве­ду­щей к ку­рор­там Ла­зур­но­го бе­ре­га.

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны за­стро­ен час­тич­но раз­ру­шен­ный район Ста­ро­го пор­та (1949–54, арх. О. Пер­ре и др.), по­строе­ны жи­лой дом (1947–52, Ле Кор­бю­зье), Мор­ской во­кзал Жоль­ет (1953), ф-т ме­ди­ци­ны Мар­сель­ско­го ун-та (1959, Р. Эг­гер), во­ен. гос­пи­таль (1960–63, П. Фо­ре­стье), Дом ра­дио (нач. 1960-х гг.); жи­лые до­ма, в т. ч. «Бра­зи­лия» (1957–1967, Ф. Бу­коб­за). В кон. 20 – нач. 21 вв. воз­ве­де­ны зда­ния ад­ми­ни­ст­ра­ции ре­гио­на (1984–91) и де­пар­та­мен­та (1990–1993), Выс­шей нац. шко­лы тан­ца (1992, Р. Си­му­не), кон­церт­ный зал «Ку­пол» (1994, О. Кей­рак), ар­хив де­пар­та­мен­та (2006). Сре­ди пар­ков М. – Фа­ро (с двор­цом имп. На­по­ле­о­на III, 1855–58), Ама­бель-Ша­но (с Двор­ца­ми вы­ста­вок и кон­грес­сов), Пье­ра Пю­же (с кас­ка­да­ми и ан­тич­ной три­ум­фаль­ной ко­лон­ной на ак­ве­ду­ке Ро­ке­фа­вур).

На ост­ро­вах ар­хи­пе­ла­га Фри­уль, близ М., – за­мок Иф на од­но­им. ост­ро­ве (1524–31, внеш­няя сте­на – кон. 16 в.; с 1634 тюрь­ма, ны­не му­зей); на о. Ра­тон­но – гос­пи­таль Ка­ро­лин (1828) и ча­сов­ня в сти­ле не­оклас­си­циз­ма. Сре­ди па­мят­ни­ков: По­гиб­шим сол­да­там Вост. ар­мии (1927, арх. Г. Кас­тель), Ре­пат­ри­ан­там из Сев. Аф­ри­ки (1971, скульп­тор Се­зар).

М. – один из круп­ней­ших франц. цен­тров нау­ки и куль­ту­ры, вто­рой по важ­но­сти в стра­не центр мед. ис­сле­до­ва­ний (по­сле Па­ри­жа). Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия (1702), Ин-т Фре­не­ля (1999, ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти фо­то­ни­ки элек­тро­маг­не­тиз­ма и об­ра­бот­ки сиг­на­лов и изо­бра­же­ний), Ин-т био­ло­гии раз­ви­тия (2006), Мар­сель­ский ин-т дви­же­ния, Ла­бо­ра­то­рия сис­тем на­уч. ин­фор­ма­ции Ин-та мо­де­ли­ро­ва­ния на­ук им. Дж. Мак­ле­о­да (США), ряд ла­бо­ра­то­рий Нац. цен­тра на­уч. ис­сле­до­ва­ний (Па­риж). На­уч.-тех­но­ло­гич. парк Лю­ми­ни (фун­да­мен­таль­ные и при­клад­ные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти фи­зи­ки, ма­те­ма­ти­ки, ме­ха­ни­ки и ин­фор­ма­ти­ки, а так­же био­ло­гии и био­тех­но­ло­гий), н.-и. цен­тры Сен-Же­ром и Ша­то-Гом­бер (вклю­ча­ют ис­сле­до­ват. ла­бо­ра­то­рии в об­лас­ти точ­ных на­ук – ме­ха­ни­ки, фи­зи­ки, хи­мии, элек­тро­ни­ки, ин­фор­ма­ти­ки и ин­же­не­рии), Нац. центр ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти ме­ха­ни­ки и энер­ге­ти­ки, Центр мик­ро­элек­трон­ных, оп­ти­че­ских и фо­тон­ных ис­сле­до­ва­ний. Мар­сель­ский уни­вер­си­тет, Нац. шко­ла мор. тор­гов­ли, Лин­гвис­тич. ин-т и др. Му­ни­ци­паль­ная б-ка (1800). Гор. куль­тур­но-об­ра­зо­ват. центр «Аль­ка­зар» (в т. ч. пуб­лич­ная б-ка, от­кры­та в 2004).

Му­зеи [по их чис­лу (бо­лее 20) М. усту­па­ет толь­ко Па­ри­жу]: изящ­ных ис­кусств (с 1801; ев­роп. жи­во­пись и гра­фи­ка) и ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии (1869) – оба во двор­це Лон­шан; ар­хео­ло­гии Сре­ди­зем­но­мо­рья (1861; др.-егип. от­дел, от­де­лы клас­сич. ан­тич­но­сти и ре­гио­наль­ной ар­хео­ло­гии; скульп­ту­ра из кель­то-ли­гу­рий­ско­го свя­ти­ли­ща Ро­ке­пер­ту­за) и Иск-ва стран Аф­ри­ки, Океа­нии и Аме­ри­ки (оба – в ан­самб­ле при­юта «Вьей Ша­ри­те»), ев­ро­пей­ских и сре­ди­зем­но­мор­ских ци­ви­ли­за­ций (1879), ре­лиг. иск-ва (1911), Гро­бе-Ла­ба­дье (1926; жи­во­пись и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное иск-во), мор­ской (1933; в быв. зда­нии бир­жи), Кан­ти­ни (1936; рас­по­ло­жен в оте­ле Мон­гран, 1694; кол­лек­ция ме­бе­ли, ке­ра­ми­ки, го­бе­ле­нов), ан­тич­ной тор­гов­ли (на мес­те др.-рим. до­ков; 1963, ке­ра­ми­ка 6 в. до н. э. – 4 в. н. э.: ам­фо­ры для ви­на, зер­на, мас­ла; мо­заи­ка 3 в.), мо­ды (1989), мо­то­транс­пор­та (1989), совр. иск-ва (2003), фа­ян­са (во двор­це Па­ст­ре), ис­то­рии М. (в тор­го­вом цен­тре Centre ­Bourse; при му­зее – ар­хео­ло­гич. парк).

Те­атр Тур­ски (1970), Нац. те­атр (1981). Опер­ный те­атр (1787; опер­ная труп­па ос­но­ва­на в 1685; совр. назв. «Опе­ра мю­ни­си­паль де Мар­сей»). Нац. ба­лет М. (1972). Кон­цер­ты клас­сич. и совр. му­зы­ки ор­га­ни­зу­ют Нац. центр муз. твор­че­ст­ва (GMEM), муз. об-ва (в т. ч. Об-во ка­мер­ной му­зы­ки), Гё­те-ин­сти­тут, Итал. ин-т, а так­же Хор им. Г. Фо­ре. «Муз. го­ро­док» («Cité de la musique») вклю­ча­ет Ла­бо­ра­то­рию му­зы­ки и ин­фор­ма­ти­ки, Груп­пу экс­пе­рим. му­зы­ки, Груп­пу ис­сле­до­ва­ний муз. им­про­ви­за­ции.

Еже­год­но про­во­дят­ся: Празд­ник кни­ги (фес­ти­валь франц. лит-ры, с 1982, в М. с 2003), до­ку­мен­таль­но­го ки­но FID­Mar­seille (с 1990), фес­ти­ва­ли – рус. те­ат­ра и ки­но (с 1996; в рам­ках Фес­ти­ва­ля ис­кусств), ре­лиг. му­зы­ки (с 1995, в ц. Сен-Ми­шель), «гром­кой му­зы­ки» «Мар­са­так» (1999), джа­за (Festival de Jazz des 5 con­tinents; c 2000); Мар­сель­ская яр­мар­ка и др. Бо­та­нич. сад. Ак­ва­ри­ум. Зоо­парк.

Из­вест­ный фут­боль­ный клуб «Олим­пик» (ос­но­ван в 1899) – 9-крат­ный чем­пи­он Фран­ции (1937–2010), по­бе­ди­тель (1993) и фи­на­лист (1991) Ли­ги чем­пио­нов УЕФА, 2-крат­ный фи­на­лист Куб­ка УЕФА (1999, 2004); вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Ве­ло­дром» (1937; св. 60 тыс. мест), где в 2007 со­стоя­лись мат­чи Куб­ка ми­ра по рег­би. Сре­ди др. наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ви­дов спор­та – па­рус­ный, винд­сёр­финг, гольф, рег­би.

Фото П. С. Павлинова Марсель. Старый порт (на холме – базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард, 1853–64).

В нач. 21 в. М. – ди­на­мич­но раз­ви­ваю­щий­ся го­род, в эко­но­ми­ке ко­то­ро­го пре­об­ла­да­ет сфе­ра ус­луг (гл. обр. тор­гов­ля и ту­ри­стич. биз­нес, транс­порт и ло­ги­сти­ка, нау­ка и об­ра­зо­ва­ние, ИТ-тех­но­ло­гии). Гор. аг­ло­ме­ра­ция М. – один из важ­ней­ших ин­ду­ст­ри­аль­ных цен­тров стра­ны, где со­хра­ня­ет­ся до­ми­ни­рую­щее зна­че­ние пор­то­вой дея­тель­но­сти, неф­те­пе­ре­ра­бот­ки и неф­те­хи­мии; важ­ное зна­че­ние име­ют так­же чёр­ная ме­тал­лур­гия, ма­ши­но­строе­ние (су­до­строе­ние и су­до­ре­монт, авиа­строе­ние), пи­ще­вая пром-сть, про­из-во строй­ма­те­риа­лов. Б. ч. круп­ных про­изв. объ­ек­тов раз­ме­ща­ет­ся в при­пор­то­вой зо­не.

М. – один из круп­ных цен­тров ту­риз­ма, в т. ч. кру­из­но­го (ок. 640 тыс. пас­са­жи­ров кру­из­ных су­дов, 2010). Ту­ри­стов при­вле­ка­ют ис­то­ри­ко-ар­хит. па­мят­ни­ки го­ро­да, бла­го­при­ят­ный кли­мат и мно­го­числ. ку­рор­ты Ла­зур­но­го бе­ре­га (ре­ги­он Про­ванс – Аль­пы – Ла­зур­ный бе­рег за­ни­ма­ет 1-е ме­сто во Фран­ции по чис­лу внутр. ту­ри­стов и 2-е – по чис­лу ино­стран­ных). При­ча­лы Ста­ро­го пор­та ны­не ис­поль­зу­ют­ся для ча­ст­ных про­гу­лоч­ных, ры­бо­лов­ных и спор­тив­ных су­дов; рыб­ный ры­нок М. – од­на из гор. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей. Важ­ное зна­че­ние име­ет де­ло­вой ту­ризм (в го­ро­де тра­ди­ци­он­но про­во­дят­ся разл. кон­фе­рен­ции, кон­грес­сы, др. ме­ж­ду­нар. ме­ро­при­я­тия; для их ор­га­ни­за­ции в 1998 соз­да­но Мар­сель­ское бю­ро кон­грес­сов). В чер­те го­ро­да на­счи­ты­ва­ет­ся ок. 5,9 тыс. тор­го­вых за­ве­де­ний с еже­год­ным обо­ро­том 500 млн. ев­ро (круп­ней­шее – тор­го­вый центр Centre Bourse). Б. ч. пром. пред­при­ятий мел­кие, ори­ен­ти­ро­ва­ны на об­слу­жи­ва­ние по­треб­но­стей го­ро­да; к нач. 21 в. часть ин­ду­ст­ри­аль­ных мощ­но­стей вы­не­се­на за пре­де­лы М., их по­ме­ще­ния (в т. ч. в пре­де­лах Ста­ро­го пор­та) пе­ре­строе­ны под тор­го­во-раз­вле­кат. цен­тры, рес­то­ра­ны и ба­ры, офи­сы и др.

Боль­шое зна­че­ние име­ют ус­лу­ги транс­пор­та и ло­ги­сти­ки. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Мар­сель – Про­ванс вхо­дит в пя­тёр­ку круп­ней­ших в стра­не (ок. 7,3 млн. пас­са­жи­ров и 48,7 тыс. т гру­зов, 2009). В М. раз­ме­ща­ет­ся го­лов­ной офис ком­па­нии CMA CGM, од­но­го из круп­ней­ших в ми­ре мор. пе­ре­воз­чи­ков и про­вай­де­ров ло­ги­стич. ус­луг (за­ни­ма­ет 3-е ме­сто по ко­ли­че­ст­ву су­дов и пар­ку мор. кон­тей­не­ров). Пор­то­вый ком­плекс М. – круп­ней­ший в стра­не, на не­го при­хо­дит­ся бо­лее 1/4 гру­зов, про­хо­дя­щих че­рез франц. пор­ты. Гру­зо­обо­рот 86 млн. т, в т. ч. 0,88 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ (5-е ме­сто в стра­нах ЕС по­сле Рот­тер­да­ма, Ан­твер­пе­на, Гам­бур­га и Ам­стер­да­ма, 2010); бо­лее 70% гру­зов – нефть и неф­те­про­дук­ты. На ба­зе им­порт­ной неф­ти вы­рос­ла круп­ная неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая (сум­мар­ная мощ­ность по пе­ре­ра­бот­ке бо­лее 20 млн. т в год, или бо­лее 1/5 франц. мощ­но­стей) и неф­те­хи­мич. пром-сть. Неф­те­хи­мич. ком­плек­сы дей­ст­ву­ют в Ла­ве­ра (один из ве­ду­щих в Ев­ро­пе, при­над­ле­жит ком­па­нии INEOS; неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод – один из круп­ней­ших в стра­не; осн. неф­те­хи­мич. про­дук­ция – по­ли­эти­лен и по­ли­про­пи­лен; все­го бо­лее 2 млн. т про­дук­ции в год) и Фос-сюр-Мер (ком­па­нии «ExxonMobil»), неф­тепе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие за­во­ды в Ла-Мед (ком­па­нии «Total») и Бер-Этан (ком­пании «Royal Dutch Shell»). В Фос-сюр-Мер – круп­ный ме­тал­лур­гич. ком­би­нат (при­над­ле­жит «ArcelorMittal»; ок. 3,8 млн. т про­дук­ции в 2007, гл. обр. го­ря­че­ка­та­ная сталь, сталь­ной лист для ав­то­мо­би­ле­строе­ния и др.; б. ч. про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся, в осн. в Ис­па­нию, Ита­лию, Тур­цию). В Ма­ринь­я­не рас­по­ло­же­ны штаб-квар­ти­ра и про­из­водств. мощ­но­сти ком­па­нии «Eurocopter» (в со­ста­ве «EADS Company», вы­пуск во­ен. и гражд. вер­то­лё­тов); на­ла­же­но про­из-во са­мо­лё­тов для по­жа­ро­ту­ше­ния (EADS). Тра­ди­ци­он­ные су­до­ре­монт и су­до­строе­ние (сре­ди про­филь­ных ком­па­ний – франц. «Nahema», стро­ит мор. ях­ты-ка­та­ма­ра­ны). Раз­ра­бот­ка и про­из-во тех­ни­ки для глу­бо­ко­вод­ных ра­бот (ком­па­ния COMEX-PRO – один из ми­ро­вых ли­де­ров в про­из-ве ма­ло­га­ба­рит­ных управ­ля­е­мых под­вод­ных ап­па­ра­тов, мо­биль­ных во­до­лаз­ных ком­плек­тов и др.), водо­лаз­но­го сна­ря­же­ния (ком­па­ния «Beu­chat» – гид­ро­кос­тю­мы и др.). Про­из-во обо­рудо­ва­ния для ме­тал­лур­гии (ком­па­ния «Ter­molli»), строй­ма­те­риа­лов («Lafar­ge» – це­мент, ке­ра­мич. плит­ка и др.). Пред­при­ятия сте­коль­ной, тек­стиль­ной, пи­ще­вку­со­вой (са­хар­ная, пло­до­ово­ще­кон­серв­ная, ра­фи­ни­ро­ва­ние олив­ко­во­го мас­ла, вы­пуск спирт­ных на­пит­ков и др.) пром-сти. Тра­ди­ци­он­ное про­из-во мы­ла.

В ок­ре­ст­но­стях – олив­ко­вые на­са­ж­де­ния, ви­но­град­ни­ки; вы­ра­щи­ва­ют ла­ван­ду, ово­щи, фрук­ты.

Лит.: Fabre A. Les rues de Marseille. Marseille, 1867–1868. Vol. 1–5; Bourrilly V.-C. Essai sur l’histoire politique de la commune de Marseille. Aix-en-Provence, 1925; Benoît F. L’abbaye de Saint-Victor et l’église de la Major а̀ Marseille. P., 1936; Histoire du commerce de Marseille. P., 1949–1959. Vol. 1–4; Lesage G. Marseille angevine. P., 1950; Bouyala d’ Arnaud A. Evocation du vieux Marseille. P., 1959; Gelu V. Marseille au XIXe siècle. P., 1971; Gaillard L. La vie ouvrière et les mouvements ouvriers à Marseille de 1848 à 1879. Aix-en-Provence, 1972. Vol. 1–3; Histoire de Marseille / Sous la dir. d’E. Baratier. Toulouse, 1973; Scott W. Terror and repression in re­volutionary Marseille. L., 1973; Carrière C. Le port mondial au XVIIIe siècle. Marseille, 1979; Urbain P. Architectures historiques а̀ Marseille. Aix-en-Provence, 1987; Bertrand R., Tirone L. Le Guide de Marseille. Besançon, 1991; Kaiser W. Mar­seille im Bürgerkrieg: Sozialgefüge, Re­li­gion­skonflikt und Faktionskämpfe von 1559–1596. Gött., 1991; Raveux O. Marseille, ville des métaux et de la vapeur au XIXe sucien. P., 1998; Marseille grecque, 600–49 av. J.-C., la cité phocéenne. P., 1999; Temime E. Histoire de Marseille de la Révo­lu­tion à nos jours. P., 1999; Smail D. L. Imaginary cartographies: possession and identity in late medieval Mar­seille. Ithaca; L., 2000; Marseille: trames et pay­sages urbains de Gyptis au roi René. Aix-en-Provence, 2001; Dell’ Umbria A. Histoire uni­ver­selle de Marseille: de l’an mil а̀ l’an deux mille. Marseille, 2006; Marseille au moyen âge, entre Provence et Méditerrannée / Dir. T. Pécout. Méolans-Revel, 2009; Lose­by S. Marseille in late antiquity and the early Mid­dle Ages. Oxf., 2010.

Вернуться к началу