Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИУ́ПОЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 133-134

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАРИУ́ПОЛЬ, го­род на юго-вос­то­ке Ук­раи­ны, в До­нец­кой обл. Нас. 486,8 тыс. чел. (2011; вто­рой по чис­лу жи­те­лей го­род об­лас­ти). Порт на сев.-зап. по­бе­ре­жье Та­ган­рог­ско­го зал. Азов­ско­го м., в мес­те впа­де­ния в не­го р. Каль­ми­ус. Ж.-д. стан­ция. Узел ав­то­мо­биль­ных до­рог: на До­нецк, Ме­ли­то­поль, Рос­тов-на-До­ну (Рос­сия). Аэ­ро­порт.

На тер­ри­то­рии совр. М. близ устья р. Каль­ми­ус за­по­рож­ские ка­за­ки, ве­ро­ят­но, в кон. 16 в. ос­но­ва­ли сто­ро­же­вой пост Да­ма­ха (Каль­ми­ус) для за­щи­ты от на­па­де­ний крым­ских та­тар, позд­нее став­ший цен­тром Каль­ми­ус­ской па­лан­ки (ка­зац­ко­го ок­ру­га) За­по­рож­ской Се­чи. В 1734 кре­пость Каль­ми­ус пе­ре­строе­на и ук­ре­п­ле­на, но в 1769 со­жже­на и раз­граб­ле­на при на­бе­ге крым­ских та­тар. В 1776 близ устья р. Каль­ми­ус ос­но­ва­на гос. Каль­ми­ус­ская сло­бо­да. Соб­ст­вен­но го­род М. ос­но­ван ле­том 1780 пра­во­слав­ны­ми гре­ка­ми – пе­ре­се­лен­ца­ми из Кры­ма (см. Ма­риу­поль­ские гре­ки) в устье р. Каль­ми­ус близ Каль­ми­ус­ской сло­бо­ды и сто­ро­же­во­го по­ста (ма­ло­ук­ре­п­лён­ной кре­по­сти) Пав­ловск (ос­но­ван в 1778 в устье р. Каль­чик; ны­не тер­ри­то­рия М.). На­зван в честь суп­ру­ги вел. кн. Пав­ла Пет­ро­ви­ча (бу­ду­ще­го имп. Пав­ла I) Ма­рии Фё­до­ров­ны. Уезд­ный го­род Азов­ской (1780–83), Ека­те­ри­но­слав­ской (1783–96, 1802–07, 1872/73–1920; до 1796 Ека­те­ри­но­слав­ское на­мест­ни­че­ст­во), Но­во­рос­сий­ской (1796–1802) гу­бер­ний. В 1807 М. с 23 греч. сё­ла­ми вы­де­лен в осо­бый греч. ок­руг, при­сое­ди­нён­ный к Та­ган­рог­ско­му гра­до­на­чаль­ст­ву. Важ­ную роль в управ­ле­нии го­ро­дом и его ок­ре­ст­но­стя­ми иг­рал Греч. суд (уч­ре­ж­дён в 1779, в 1798 до­бил­ся за­кры­тия в М. рос. уч­ре­ж­де­ний, ос­тав­шись един­ст­вен­ным управ­ляю­щим ор­га­ном, в 1859 его функ­ции рез­ко уре­за­ны). Осн. за­ня­ти­ем на­се­ле­ния бы­ла тор­гов­ля (в кон. 18 в. про­хо­ди­ло 4 яр­мар­ки в год, в 1-й пол. – сер. 19 в. – 2), боль­шое зна­че­ние для хо­зяй­ст­ва М. име­ли так­же ры­бо­лов­ст­во и пе­ре­ра­бот­ка ры­бы; в го­ро­де дей­ст­во­ва­ли кир­пич­ные за­во­ды (в 1825 – 3, к сер. 19 в. – 7) и др. пред­при­ятия по про­из-ву строй­ма­те­риа­лов. Го­род по­стра­дал во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–56: в мае/ию­не 1855 в М. вы­са­дил­ся анг­ло-франц. де­сант, унич­то­жив­ший скла­ды в пор­ту (в т. ч. зер­на на сум­му 425 тыс. руб.), а так­же ко­нюш­ни, ам­ба­ры, лав­ки и неск. до­мов.

В 1859–1872/73 М. вхо­дил в со­став Алек­сан­д­ров­ско­го у. Ека­те­ри­но­слав­ской губ. С нач. 1860-х гг. зна­чи­тель­но рас­ши­ря­лась тор­гов­ля, осо­бен­но внеш­няя (за 1863–78 вы­воз то­ва­ра из пор­та уве­ли­чил­ся в 4 раза), в кон. 19 в. в М. еже­год­но про­во­ди­лись 4 яр­мар­ки. В 1882 вве­де­на в строй ж. д. Еле­нов­ка – Ма­риу­поль, со­еди­нив­шая го­род с Дон­бас­сом. В 1886–89 по­стро­ен но­вый глу­бо­ко­вод­ный тор­го­вый порт, став­ший вто­рым на юге Рос. им­пе­рии по­сле Одес­ско­го. В кон. 19 в. ос­но­ва­ны два круп­ных ме­тал­лур­гич. пред­при­ятия: «Ни­ко­поль-Ма­риу­поль­ское гор­ное и ме­тал­лур­ги­че­ское об­ще­ст­во» (1897), ме­тал­лур­гич. за­вод бельг. об-ва «Про­ви­данс» (1898). К 1914 в М. дей­ст­во­ва­ли кон­суль­ст­ва 7 ев­роп. го­су­дарств (Ав­ст­ро-Венг­рии, Бель­гии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Гре­ции, Ита­лии, Ос­ман­ской им­пе­рии).

30.12.1917(12.1.1918) в го­ро­де ус­та­нов­ле­на сов. власть. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1917–22, с апр. 1918 по окт. 1920, го­род не­од­но­крат­но пе­ре­хо­дил из рук в ру­ки. 4.10.1920 окон­ча­тель­но за­нят час­тя­ми РККА. Уезд­ный (1920–23), ок­руж­ной (1923–25) центр До­нец­кой губ., ок­руж­ной центр УССР (1925–30). В 1920 ме­тал­лур­гич. за­во­ды объ­е­ди­не­ны (с 1924 называется за­вод им. Иль­и­ча); в 1930 на­ча­то строи­тель­ст­во, а в 1933 вве­дён в строй за­вод «Азов­сталь». В февр. – ию­ле 1932 М. вхо­дил в со­став Днеп­ро­пет­ров­ской обл., с ию­ля 1932 – До­нец­кой (в 1938–61 Ста­лин­ской) обл. С на­ча­лом Вел. Отеч. вой­ны часть пром. пред­при­ятий эва­куи­ро­ва­на. 8.10.1941 го­род за­хва­чен герм. вой­ска­ми, во вре­мя ок­ку­па­ции рас­стре­ля­но ок. 10 тыс. жи­те­лей, 50 тыс. чел. уг­на­но в Гер­ма­нию, в конц­ла­ге­рях на тер­ри­то­рии го­ро­да по­гиб­ло 36 тыс. сов. во­ен­но­плен­ных. Ос­во­бо­ж­дён час­тя­ми Крас­ной Ар­мии 10.9.1943 в хо­де Дон­бас­ской опе­ра­ции. В 1948–89 го­род на­зы­вал­ся Жда­нов (в честь сов. гос. дея­те­ля А. А. Жда­но­ва – уро­жен­ца М.).

Совр. ар­хит. ан­самбль центр. час­ти го­ро­да соз­да­ёт Те­ат­раль­ная пл. со зда­ни­ем те­ат­ра (1960, про­ект ар­хи­тек­то­ров А. А. Кры­мо­ва и О. А. Ма­лы­шен­ко) в цен­тре. На юж. сто­ро­не пло­ща­ди рас­по­ла­га­ют­ся особ­ня­ки 19 в. (в т. ч. куп­ца М. Г. Тре­гу­бо­ва), на се­вер­ной – два зда­ния со шпи­ля­ми (1954 и 1956, арх. Л. А. Яно­виц­кий), на за­пад­ной – во­до­на­пор­ная баш­ня (1909–10, арх. В. А. Ниль­сен; выс. 33 м). Сре­ди со­хра­нив­ших­ся по­стро­ек кон. 19 – нач. 20 вв.: зда­ние ку­печ. со­б­ра­ния (1887), гос­ти­ни­ца «Кон­ти­нен­таль» с кон­церт­ным за­лом (кон. 19 в.; ны­не Дво­рец куль­ту­ры ком­би­на­та «Азов­сталь»), муж­ская Алек­сан­д­ров­ская гим­на­зия (1899, арх. Н. К. Тол­вин­ский) и жен­ское епар­хи­аль­ное уч-ще (1910, арх. Ниль­сен; ны­не оба при­над­ле­жат тех­нич. ун-ту), быв. зда­ние ма­га­зи­на «Дет­ский мир» в сти­ле кон­ст­рук­ти­виз­ма (1930-е гг.; ны­не банк). Гор. сад (за­ло­жен в 1863). Свя­то-Ни­коль­ский ка­фед­раль­ный со­бор (1989–91; здесь хра­нит­ся часть мо­щей Св. Иг­на­тия Ма­риу­поль­ско­го), ц. Ар­хи­стра­ти­га Ми­хаи­ла (1996–98, ар­хи­тек­то­ры В. Н. Кон­стан­ти­нов, Л. Н. Кузь­мин­ков; по­строе­на по об­раз­цу Ус­пен­ской ц., 1887 – нач. 1930-х гг.). На тер­ри­то­рии го­ро­да рас­по­ла­га­ет­ся Ма­риу­поль­ский мо­гиль­ник (см. Ма­риу­поль­ская куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская об­ласть).

Ву­зы М.: При­азов­ский гос. тех­нич. ун-т (ос­но­ван в 1930 как ме­тал­лур­гич. ин-т, совр. ста­тус с 1993), Ма­риу­поль­ский гос. гу­ма­ни­тар­ный ун-т (1991, совр. ста­тус с 2004), Азов­ский мор. ин-т Одес­ской нац. мор. ака­де­мии (1996, совр. ста­тус с 2001). Цен­траль­ная гор. б-ка им. В. Г. Ко­ро­лен­ко (1904). Крае­ведч. му­зей (1920), его фи­лиа­лы – Центр совр. иск-ва им. А. И. Ку­инд­жи (1971), му­зеи: на­род­но­го бы­та (1989), ис­то­рии и эт­но­гра­фии гре­ков При­азо­вья (1987, совр. ста­тус с 1997; в пос. Сар­та­на). Га­ле­рея де­рев. скульп­ту­ры Г. И. Ко­рот­ко­ва (1996), Ху­дож. му­зей им. А. И. Ку­инд­жи (2010). До­нец­кий об­ла­ст­ной рус. дра­ма­тич. те­атр (1878). С 2000 один раз в два го­да про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. фес­ти­валь греч. пес­ни им. Т. Ка­цы.

М. – круп­ный пром. центр Ук­раи­ны; ве­ду­щие от­рас­ли – чёр­ная ме­тал­лур­гия, ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка. Осн. пред­при­ятия – ме­тал­лур­гич. ком­би­на­ты: им. Иль­и­ча (го­ря­че­ка­та­ный и хо­лод­но­ка­та­ный, в т. ч. оцин­ко­ван­ный, про­кат, тру­бы, бал­ло­ны для сжа­тых га­зов) и «Азов­сталь» (сля­бы, тол­сто­лис­то­вой, сор­то­вой и фа­сон­ный про­кат, рель­сы и рель­со­вые скре­п­ле­ния и др.). Круп­ный ма­ши­но­стро­ительный кон­церн «Азов­маш» вклю­ча­ет: за­вод тя­жё­ло­го ма­ши­но­строе­ния (ве­ду­щий укр. про­из­во­ди­тель ж.-д. гру­зо­вых ва­го­нов и плат­форм; ме­тал­лур­гич. обо­ру­до­ва­ние), пред­при­ятие «Азов­об­ще­маш» (авиа­ци­он­ные и ра­кет­ные то­п­ли­во­за­прав­щи­ки, по­лу­при­це­пы и ва­го­ны-цис­тер­ны для транс­пор­ти­ров­ки неф­те­про­дук­тов, сжи­жен­но­го га­за и хи­мич. про­дук­тов, пром. во­до­грей­ные кот­лы, гор­но­руд­ное и подъ­ём­но-транс­порт­ное обо­ру­до­ва­ние и др.), Го­лов­ной спе­циа­ли­зи­р. кон­ст­рук­тор­ско-тех­но­ло­гич. ин-т и за­вод «Азо­вЭ­лек­тро­Сталь» (сталь­ные за­го­то­в­ки). Сре­ди др. круп­ных пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния – за­во­ды: опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ный и «Маг­ма» (оба вы­пус­ка­ют разл. обо­ру­до­ва­ние, за­пас­ные час­ти и ин­ст­ру­мен­ты для пред­при­ятий ме­тал­лур­гии, гор­но­руд­ной пром-сти, ма­ши­но­строе­ния, мор. и реч­ных пор­тов), Азов­ский су­до­ре­монт­ный (ре­монт су­дов разл. на­зна­че­ния; про­из-во су­дов-неф­те­му­со­рос­бор­щи­ков, грей­фе­ров, различ­ных ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций), су­до­строи­тель­ный «Плаз» (ма­ло­мер­ные су­да), «Элек­тро­быт­при­бор» (сти­раль­ные ма­ши­ны и др.). Дей­ст­ву­ют так­же пред­при­ятия по вы­пус­ку де­та­лей и уз­лов для ж.-д. транс­пор­та и ав­то­мо­би­лей, по­жар­ной тех­ни­ки и ав­то­ма­ти­ки, тех­но­ло­гич. и мед. обо­ру­до­ва­ния, на­со­сов и др. Хи­мич., лёг­кая (швей­ные из­де­лия, се­те­ма­те­риа­лы) и пи­ще­вая пром-сть. Про­из-во гра­фи­та и тех­но­ло­гических сма­зок (гра­фи­то­вый ком­би­нат), строй­ма­те­риа­лов (жел.-бе­тон. из­де­лия, кир­пи­чи, изо­ляц. ма­те­риа­лы и др.).

ГП «Мариупольский морской торговый порт» Мариуполь. Вид порта.

Важ­ная гра­до­об­ра­зую­щая от­расль – транс­порт­ные ус­лу­ги и ло­ги­сти­ка. Мор. тор­го­вый порт М. – круп­ней­ший на Азов­ском мо­ре. Гру­зо­обо­рот ок. 16 млн. т (2010; вхо­дит в чет­вёр­ку гл. пор­тов Ук­раи­ны); ок. 88% – экс­порт­ные гру­зы; св. 50% объ­ё­ма пе­ре­ра­бо­тан­ных гру­зов при­хо­дит­ся на ме­талл, ок. 30% – на уголь и кокс.

М. – при­мор­ский кли­ма­тич. и гря­зе­вой ку­рорт. Кли­мат уме­рен­ный с чер­та­ми мор­ско­го. Зи­ма мяг­кая (ср. темп-ра ян­ва­ря –5 °C), ле­то очень тё­п­лое (ср. темп-ра ию­ля 23 °C); осад­ков ок. 500 мм в год (мак­си­мум – в ию­не – ав­гу­сте). Мяг­кий кли­мат и тё­п­лое мо­ре ис­поль­зу­ют­ся для про­ве­де­ния кли­ма­то­те­ра­пии и мор. ку­па­ний, мор. ило­вая грязь (до­бы­ва­ет­ся со дна Та­ган­рог­ско­го зал.) – для гря­зе­ле­че­ния. На ку­рор­те осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ле­че­ние за­бо­ле­ва­ний ор­га­нов дви­же­ния и опо­ры, пе­ри­фе­рич. нерв­ной сис­те­мы, ги­не­ко­ло­гич. бо­лез­ней.

Лит.: Гру­шев­ский Д. Н., Ру­ден­ко Н. Г. Жда­нов. 2-е изд. До­нецк, 1978; Ка­лое­ров С. А. О пе­ре­се­ле­нии гре­ков в При­азо­вье и ос­но­ва­нии гре­че­ских на­се­лен­ных пунк­тов // Ма­те­риа­лы по ис­то­рии и куль­ту­ре гре­ков Ук­раи­ны. До­нецк, 1998. Вып. 1; Яруц­кий Л. Д. Ма­риу­поль­ская мо­заи­ка. Ма­риу­поль, 1998–2002. Т. 1–2; Ма­риу­поль: ис­то­рия и пер­спек­ти­вы. Ма­риу­поль, 2002. Т. 1–2; Са­ен­ко Р. И. Из ис­то­рии ос­но­ва­ния го­ро­да Ма­риу­по­ля. 2-е изд. Ма­риу­поль, 2002; Бу­ров С. Д. Ма­риу­поль. Бы­лое. Ма­риу­поль, 2003; Ру­ден­ко М. Г. Приазов’я – ко­ли­ска ко­зац­тва. Маріуполь, 2005; Ма­риу­поль и его ок­ре­ст­но­сти. 2-е изд. До­нецк, 2007; До­ку­мен­ты по ис­то­рии гре­ков При­азо­вья: В 4 т. До­нецк, 2008–. Т. 1–; Ма­риу­поль и его ок­ре­ст­но­сти: взгляд из ХХI в. 2-е изд. Ма­риу­поль, 2008.

Вернуться к началу