Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАПУ́ТУ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 71-72

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Притворов
Фото Andrew Moir Мапуту. Вид города.

МАПУ́ТУ (Maputo), сто­ли­ца Мо­зам­би­ка, в адм. от­но­ше­нии вы­де­ле­на в гор. ок­руг (име­ет ста­тус про­вин­ции). Население 1130,4 тыс. чел. (2010); с со­сед­ни­ми го­ро­да­ми об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию с нас. 2124 тыс. чел. (круп­ней­ший го­род-спут­ник – Ма­то­ла, 757,8 тыс. чел.). Рас­по­ло­жена на зап. бе­ре­гу бухты Ма­пу­ту (Де­ла­гоа) Ин­дий­ско­го ок., близ устья р. Тем­бе. Ж.-д. со­об­ще­ние с Пре­то­ри­ей (ЮАР), Бу­ла­вайо и Ха­ра­ре (Зим­баб­ве). Ав­то­мо­биль­ны­ми до­ро­га­ми свя­зан с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми стра­ны. Глав­ный мор. порт стра­ны. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Пер­вое врем. по­се­ле­ние на мес­те М. бы­ло ос­но­ва­но пор­ту­галь­ца­ми, об­сле­до­вав­ши­ми бух­ту Де­ла­гоа в 16 в. В 1721–1730 здесь на­хо­дил­ся ни­дерл. форт. С 1777 тер­ри­то­рия вхо­ди­ла в со­став австр. ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний, на по­бе­ре­жье бух­ты дей­ст­во­ва­ла фак­то­рия, а с 1781 на­хо­ди­лось пор­туг. по­се­ле­ние, яв­ляв­шее­ся цен­тром тор­гов­ли сло­но­вой ко­стью и од­но­вре­мен­но ба­зой ки­то­бо­ев. В 1787 по­строе­на кре­пость, в 1796 она бы­ла прак­ти­че­ски пол­но­стью раз­ру­ше­на франц. вой­ска­ми. В 1869 бух­та Де­ла­гоа во­шла в со­став пор­туг. ко­ло­нии Мо­зам­бик. Во 2-й пол. 1870-х гг. поя­ви­лась де­рев­ня Ло­рен­су-Мар­киш (на­зва­на в честь пор­ту­галь­ца, по­бы­вав­ше­го в бух­те Де­ла­гоа в 1544), ко­то­рая в 1887 по­лу­чи­ла ста­тус го­ро­да. Со строи­тель­ст­вом в 1895 же­лез­ной до­ро­ги, свя­зав­шей Ло­рен­су-Мар­киш с Пре­то­ри­ей, на­ча­лось его бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие. По­сле об­ре­те­ния Мо­зам­би­ком не­за­ви­си­мо­сти в 1976 го­род по­лу­чил совр. на­зва­ние. До 1970-х гг. – круп­ный экс­порт­ный порт, об­слу­жи­вав­ший пром. рай­оны се­ве­ро-вос­то­ка ЮАР. Гражд. вой­на 1977–92 на­нес­ла зна­чит. урон гор. хо­зяй­ст­ву.

Фото В. А. Снатенкова Мапуту. Собор Носа-Сеньора-да-Консейсан. 1944.

Центр. часть М. име­ет ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку; зна­чит. часть за­строй­ки со­став­ля­ют зда­ния 1-й пол. 20 в. в сти­ле ар де­ко. Со­хра­ни­лись Ка­са-Ама­ре­ла (1787; ны­не Му­зей мо­нет), пор­туг. форт Но­са-Сень­о­ра-да-Кон­сей­сан (ос­но­ван в кон. 18 в.; осн. со­ору­же­ния 1851–67; ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1946; кон­ный па­мят­ник пор­туг. вое­на­чаль­ни­ку Ж. А. Мо­зи­нью ди Ал­бу­кер­ке, 1940, скульп­тор Си­мойнш Ал­мей­да Со­бри­нью, арх. А. Ко­ту); по­строй­ки кон. 19 – 1-й пол. 20 вв.: гос­ти­ни­ца «Clube» (1898; арх. Э. А. Сал­да­на), жи­лой дом из ме­тал­ла «Ка­са ди Фер­ро» (нач. 20 в.), гор. ры­нок (1903, ар­хит. бю­ро «David & Carvalho»), ж.-д. во­кзал в сти­ле не­оба­рок­ко (1916; ар­хи­тек­то­ры M. Вей­га, А. А. Лиш­боа ди Ли­ма, Ж. К. Фер­рей­ра да Кош­та), не­о­клас­си­ци­стич. Ра­ту­ша (ок. 1945), пре­зи­дент­ский дво­рец (1-я пол. 20 в.; в 1975 пе­ре­стро­ен, арх. Ж. Фор­жаш). Куль­то­вую ар­хи­тек­ту­ру пред­став­ля­ют: со­бор Но­са-Сень­о­ра-да-Кон­сей­сан в рус­ле ре­гио­на­лиз­ма (1944), ц. Сан­ту-Ан­то­ниу-да-По­ла­на (1962, арх. Н. К. Ло­пиш) в ду­хе мо­дер­низ­ма; ме­че­ти Масд­жид-Та­к­ва и Джум­ма (обе кон. 20 в.). С 1950–1960-х гг. в М. стро­ят­ся тор­го­вые, гос­ти­нич­ные и адм. ком­плек­сы в ин­тер­на­цио­наль­ном сти­ле. Парк Жар­дин-Тун­ду­ру (ос­но­ван как бо­та­нич. сад в 1885, ланд­шафт­ный арх. Т. Хон­ни).

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Нац. ин-т ме­тео­ро­ло­гии (1907), Нац. ин-т аг­ро­номич. ис­сле­до­ва­ний (1965), Нац. ин-т здра­во­охра­не­ния (1980), Мо­зам­бик­ский ин-т хлоп­ка (1991). Ун-т им. Э. Монд­ла­не (1962; совр. назв. с 1976), Пе­да­го­гич. ун-т (1977; совр. ста­тус с 1986). Исторический ар­хив (1934), Нац. биб­лио­те­ка (1961). Му­зеи: ес­теств. ис­то­рии (1911), во­ен. ис­то­рии (1955), Нац. гео­ло­ги­че­ский (1966), Нац. ху­дож. (1989), мо­зам­бик­ской ис­то­рии, ре­во­лю­ции и др.

М. – круп­ней­ший пром., транс­порт­ный и де­ло­вой центр стра­ны. Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да – пор­то­вое хо­зяй­ст­во. Гру­зо­обо­рот глу­бо­ко­вод­но­го пор­та М. – Ма­то­ла ок. 4,5 млн. т (2008, оцен­ка); осн. экс­порт­ные гру­зы – алю­ми­ний, уголь, хро­ми­ты, зер­но, цит­ру­со­вые, са­хар, коп­ра, хло­пок, си­заль; им­порт ма­шин и обо­ру­до­ва­ния, ме­тал­лов, неф­ти и неф­те­про­дук­тов, про­до­воль­ст­вия. В кон. 2000-х гг. пер­спек­ти­вы рас­ши­ре­ния пор­то­вой дея­тель­но­сти свя­за­ны с вос­ста­нов­ле­ни­ем гру­зо­по­то­ков из ЮАР и т. н. ко­ри­до­ром раз­ви­тия Йо­хан­нес­бург – М. В пре­де­лах аг­ло­ме­ра­ции – за­вод по вы­плав­ке алю­ми­ния «Mozal» (2003; ок. 500 тыс. т в год), пред­при­ятия тек­стиль­ной, обув­ной и пи­ще­вой пром-сти (в т. ч. про­из-во рыб­ных кон­сер­вов), по про­из-ву строй­ма­те­риа­лов (це­мент, стро­ит. ке­ра­ми­ка). Су­до­ре­монт, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка.

Лит.: Morais J. S. Maputo: património da es­tru­tura e forma urbana: topologia do lugar. Lis­boa, 2001; Corvaja L. Maputo: desenho e ar­qui­tec­tura. Maputo, 2003.

Вернуться к началу