Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИССАБО́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 573-577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Галкина (экономика), О. А. Ногтева (архитектура), А. П. Черных (история)
Фото David Cornejo Лиссабон. Панорама города.

ЛИССАБО́Н (Lisboa), сто­ли­ца Пор­ту­га­лии, центр ре­гио­на Лис­са­бон, глав­ный эко­но­мич., на­уч. и куль­тур­ный центр стра­ны. Нас. 473,6 тыс. чел. (2010); с при­мы­каю­щи­ми го­ро­да­ми Ама­до­ра, Каш­кайш, Ло­риш и др. (на пра­вом бе­ре­гу эс­туа­рия р. Те­жу), а так­же Сей­шал, Бар­рей­ру, Ал­ма­да, Мой­та, Мон­ти­жу (на ле­вом бе­ре­гу) и го­ро­дом-спут­ни­ком Се­ту­бал (в эс­туа­рии р. Са­ду) об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию Боль­шой Лис­са­бон с нас. 2641,7 тыс. чел. Рас­по­ло­жен близ по­бе­ре­жья Ат­лан­ти­че­ско­го ок., на хол­ми­стом пра­вом бе­ре­гу эс­туа­рия р. Те­жу. Оба бе­ре­га со­еди­не­ны мос­та­ми «25 ап­ре­ля» (1962–1966) и «Вас­ко да Га­ма» (1995–98, по про­ек­ту С. Ка­ла­тра­вы; дли­на 17,2 км – один из са­мых про­тя­жён­ных в Ев­ро­пе). Л. – узел на­зем­но­го, мор. и возд. со­об­ще­ния ме­ж­ду­нар. зна­че­ния. Же­лез­ные до­ро­ги и шос­се свя­зы­ва­ют Л. с др. го­рода­ми Пор­ту­га­лии и (че­рез Ис­па­нию) стра­на­ми Ев­ро­пы. Мор­ской и реч­ной (на р. Те­жу) порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Пор­те­ла. Мет­ро­по­ли­тен (с 1959). В сис­те­ме гор. транс­пор­та неск. фу­ни­ку­лё­ров и лиф­то­вых подъ­ём­ни­ков.

Ос­но­ван фи­ни­кий­ца­ми пред­по­ло­жи­тель­но во 2-м тыс. до н. э. под назв. Alis Ubbo (Безо­пас­ный порт). Впо­след­ст­вии на­хо­дил­ся под вла­стью гре­ков, за­тем Кар­фа­ге­на. В пе­ри­од Пу­ни­че­ских войн в 205 за­воё­ван рим­ля­на­ми и по­лу­чил ста­тус рим. му­ни­ци­пия, с 195 до н. э. в со­ста­ве рим. Лу­зи­та­нии. Из­вес­тен как Оли­си­по [нар. эти­мо­ло­гия свя­зы­ва­ет назв. «Л.» с ле­ген­дой об Одис­сее (лат. – Улисс), ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­лось ос­но­ва­ние го­ро­да]. Рас­по­ла­гал­ся на пе­ре­крё­ст­ке до­рог в Ме­ри­ду и Бра­ка­ру (ны­не Бра­га), круп­ный тор­го­вый центр. В 419 н. э. за­хва­чен го­та­ми, в 457 – све­ва­ми, в 469 – вест­го­та­ми, в 714 – ара­ба­ми. В пе­ри­од Ре­кон­ки­сты му­сульм. Л. (на­зы­вал­ся Аль-Ош­бу­ни) не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­па­де­ни­ям ас­ту­ро-ле­он­ских ко­ро­лей. В 1147 от­воё­ван пор­туг. ко­ролём Афон­су I Эн­ри­ки­шем и вклю­чён в со­став пор­туг. ко­ро­лев­ст­ва. В 1179 Л. по­жа­ло­ван фо­рал (свод го­род­ско­го пра­ва). Со 2-й пол. 1250-х гг. сто­ли­ца ко­ро­лев­ст­ва Пор­ту­га­лия. Сыг­рал осн. роль в борь­бе про­тив под­чи­не­ния Кас­ти­лии пор­туг. ко­ро­лев­ст­ва (см. Лис­са­бон­ское вос­ста­ние 1383). С 1393 ре­зи­ден­ция ар­хи­епи­ско­па. В 14–15 вв. один из круп­ней­ших цен­тров по­сред­нич. тор­гов­ли ме­ж­ду стра­на­ми Сев. Ев­ро­пы и Сре­ди­зем­но­мо­рья. В 15–16 вв., в эпо­ху Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий, ис­ход­ный пункт мно­го­числ. мор. экс­пе­ди­ций. В 1640 в ре­зуль­та­те вос­ста­ния в Л. Пор­ту­га­лия фак­ти­че­ски от­де­ли­лась от Ис­па­нии. 1.11.1755 силь­но по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ния и по­жа­ра; на­чи­ная с 1755–1756 и до кон. 18 в. от­страи­вал­ся за­но­во. В 1807–08, в пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ских войн, ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. центр рес­пуб­ли­кан­ско­го и ра­бо­че­го дви­же­ний. 12.6.1985 в Л. пор­туг. пре­мь­ер-мин. М. Со­ари­шем от име­ни пор­туг. пре­зи­ден­та под­пи­сан до­го­вор о вхо­ж­де­нии Пор­ту­га­лии в ЕЭС.

Жи­во­пис­ная ис­то­рич. часть го­ро­да рас­по­ло­же­на на 7 хол­мах. Во вре­ме­на рим. вла­ды­че­ст­ва (205 до н. э. – 5 в. н. э.) ве­лось строи­тель­ст­во в рай­оне совр. квар­та­лов Бай­ша и Ал­фа­ма, где со­хра­ня­ют­ся му­зей­ные ар­хео­ло­гич. зо­ны (в т. ч. ос­тат­ки рим. те­ат­ра, 57), а так­же на са­мом вы­со­ком хол­ме (ны­не Сан-Жор­жи; холм и од­но­им. за­мок на­зва­ны в честь св. Ге­ор­гия, не­бес­но­го по­кро­ви­те­ля Л.): ук­ре­п­ле­ния (уце­ле­ли фраг­мен­ты стен), ко­то­рые бы­ли пе­ре­строе­ны по­сле за­вое­ва­ния Л. ара­ба­ми (714) и об­ра­зо­ва­ли но­вые гор. сте­ны (Сер­ка-Мо­ра), яв­ляв­шие­ся ча­стью Аль­ка­са­бы (араб. кре­по­сти). По скло­нам хол­ма на про­тя­же­нии все­го пе­рио­да араб. вла­ды­че­ст­ва ве­лось строи­тель­ст­во; сфор­ми­ро­вал­ся квар­тал Ал­фа­ма, ко­то­рый, не­смот­ря на мно­го­числ. вкра­п­ле­ния бо­лее позд­них зда­ний, со­хра­нил пла­ни­ров­ку, ти­пич­ную для араб. го­ро­дов, со слож­ным ри­сун­ком улиц, спус­ков и сле­пых пе­ре­ул­ков.

Кафедральный собор Се-ди-Лишбоа. Западный фасад. Ок. 1150 или 1160–86. Зодчие Робери Бернар.

По­сле ос­во­бо­ж­де­ния Л. от ара­бов (1147) Аль­ка­са­ба по при­ка­зу ко­ро­ля Афон­су I Эн­ри­ки­ша бы­ла пе­ре­строе­на и пре­вра­ще­на в ук­ре­п­лён­ный за­мок Сан-Жор­жи с мощ­ны­ми баш­ня­ми и сте­на­ми с зуб­ца­ми, ко­то­рый со­еди­нил в се­бе чер­ты араб. и исп. ср.-век. фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний. Од­но­вре­мен­но на мес­те ме­че­ти Ал­фа­мы бы­ло на­ча­то воз­ве­де­ние но­во­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Иг­ре­жа-ди-Сан­та-Ма­рия-Май­ор [ны­не Се-ди-Лиш­боа (Се­дес-Эпи­ско­па­лис-ди-Лиш­боа; Лис­са­бон­ская епи­скоп­ская ка­фед­ра)]. Не­смот­ря на позд­ней­шие пе­ре­строй­ки, со­бор (ок. 1150 или 1160–86, франц. зод­чие Ро­бер и Бер­нар, стро­ив­шие ра­нее со­бор в Ко­им­бре; хор и клу­атр – 1320-е – 1330-е гг.) до сих пор со­хра­ня­ет чер­ты, ти­пич­ные для пор­туг. ро­ма­ни­ки: про­стая 3-не­фная пла­ни­ров­ка, внеш­ний поч­ти кре­по­ст­ной об­лик. Про­сто­та и ла­ко­нич­ность форм ха­рак­те­ри­зу­ют и го­тич. мо­на­стыр­скую ц. Кар­му (кар­ме­ли­тов; ок. 1389–1423, силь­но раз­ру­ше­на во вре­мя зем­ле­тря­се­ния 1755; ны­не Ар­хео­ло­гич. му­зей).

Руины монастырской церкви Карму. Ок. 1389–1423. Ныне – Археологический музей.

Но­вый рас­цвет ар­хи­тек­ту­ры Л. был свя­зан с эпо­хой Вел. гео­гра­фич. от­кры­тий и дея­тель­но­стью ко­ро­ля Ма­ну­эла I. Стиль ма­ну­эли­но осо­бен­но яр­ко про­явил­ся в ар­хи­тек­ту­ре мон. Же­ро­ни­муш (16 в.) и баш­ни Тор­ри-ди-Бе­лен (1514–1521, арх. Ф. ди Ар­ру­да) в пред­ме­стье Бе­лен (обе по­строй­ки вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия); так­же в ар­хи­тек­ту­ре мон. Мад­ри-ди-Де­уш (соз­дан в 1509; ны­не Нац. му­зей из­раз­цов). В 1508–11 пе­ре­стро­ен ста­рый ко­ро­лев­ский дво­рец (арх. Д. ди Ар­ру­да; па­виль­о­ны – 1577–97, итал. арх. Ф. Тер­ци); фа­сад двор­ца Ка­за-душ-Би­куш (16 в.) ук­ра­шен ал­маз­ной рус­тов­кой. С сер. 16 в. на сме­ну ма­ну­эли­но при­шёл но­вый стро­гий стиль, на­ве­ян­ный влия­ния­ми исп. сти­ля де­зор­на­мен­та­до, – гл. ка­пел­ла ц. Сан­та-Ма­рия-ди-Бе­лен в мон. Же­ро­ни­муш; ка­пел­ла Сан­ту-Ама­ру (1549, по про­ек­ту Д. ди Тор­рал­вы), церк­ви Сан-Ви­сен­ти-ди-Фо­ра (1582–1627, по про­ек­ту Тер­ци) и Сан-Ро­ки (ок. 1565, Тер­ци, А. Ал­ва­риш; в ней – Му­зей ре­лиг. иск-ва).

Ба­роч­ная ар­хи­тек­ту­ра Л. от­ме­че­на силь­ным итал. влия­ни­ем: двор­цы 17 в. – Мит­ра (пе­ре­ст­ро­ен в 1727–32, итал. арх. А. Ка­не­ва­ри), Ал­вор (ны­не Нац. му­зей ста­рин­но­го иск-ва), Паль­я­ва, Азур­ра­ра (ны­не Му­зей де­ко­ра­тив­но­го иск-ва), Фрон­тей­ра (зна­ме­нит сво­ей кол­лек­ци­ей из­раз­цов); церк­ви Сан-Ми­гел в Ал­фа­ме (1673–1720, арх. Ж. Ну­ниш Ти­но­ку), Сан­та-Эн­гра­сия (1684–1712, ар­хи­тек­то­ры Ж. Ну­ниш Ти­но­ку, Ж. Ан­ту­ниш, за­вер­ше­на в 1966; ны­не Нац. пан­те­он), Ме­ни­ну-ди-Де­уш (1711–37, М. да Кош­та Не­грей­руш, Ж. Ф. Лу­до­ви­си), Мар­тириш (2-я пол. 18 в., Р. М. душ Сан­туш); ба­зи­ли­ка Сан­та-Ма­рия-да-Эш­тре­ла (1779–90, Р. М. душ Сан­туш; парк кон. 18 в.) и др. Толь­ко в 1-й пол. 18 в. пор­туг. ба­рок­ко об­ре­та­ет собств. нац. чер­ты. По­строй­ки сти­ля жоа­ки­но (по име­ни ко­ро­ля Жуа­на V) от­ли­ча­ет под­чёрк­ну­тая рос­кошь де­ко­ра, обиль­ная леп­ни­на и сплош­ное зо­ло­че­ние (ка­пел­ла Сан-Жу­ан-Ба­тиш­та в ц. Сан-Ро­ки, меж­ду 1742 и 1747, арх. Н. Саль­ви по пла­ну Л. Ван­ви­тел­ли; внутр. уб­ран­ст­во церк­ви мон. Мад­ри-ди-Де­уш, 1-я четв. 18 в.). Сдер­жан­ная про­сто­та фа­са­дов и рос­кошь внутр. от­дел­ки от­ли­ча­ют дво­рец Бе­лен, по­стро­ен­ный Жуа­ном V (ны­не ре­зи­ден­ция пре­зи­ден­та стра­ны). В 1732–48 со­ору­жён ак­ве­дук «Агу­аш лив­риш» («Сво­бод­ные во­ды»; ар­хи­тек­то­ры М. да Мая, К. Вьей­ра и Э. душ Сан­туш; про­тя­жён­ность вод­ной се­ти ок. 18 км).

Праса-ду-Комерсиу (Торговая площадь). В центре – памятник королю Жозе I (1770–75, скульптор Ж. Машаду ди Каштру).

В ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния 1755 осо­бен­но по­стра­дал Ниж­ний го­род (квар­тал Бай­ша). Ра­бо­ты по вос­ста­нов­ле­нию Л. воз­гла­вил мар­киз С. Ж. ди Пом­бал; под его ру­ко­во­дством воз­ник ан­самбль пло­ща­дей, со­еди­нён­ных ме­ж­ду со­бой пря­мы­ми па­рал­лель­ны­ми ули­ца­ми, ве­ду­щий от на­бе­реж­ной р. Те­жу в глубь го­ро­да (пла­ни­ров­ка – ар­хи­тек­то­ры Э. и Р. М. душ Сан­ту­ш; ра­бо­ты за­вер­ше­ны в кон. 18 – 1-й пол. 19 вв.): Пра­са-ду-Ко­мер­сиу (Тор­го­вая пл.; на ней – па­мят­ник ко­ро­лю Жо­зе I, брон­за, мра­мор, 1770–75, скульп­тор Ж. Ма­ша­ду ди Каш­тру; нео­ба­роч­ная три­ум­фаль­ная ар­ка, 19 в.), Пра­са-ду-Ро­сиу [в цен­тре – по­ме­щён­ная на вы­со­кую ко­лон­ну ста­туя ко­ро­ля Пед­ру IV (1870, франц. скульп­тор Л. Э. Ро­бер); на пло­щадь вы­хо­дит фа­сад Нац. те­ат­ра До­ны Ма­рии II (1842–46, итал. арх. Ф. Ло­ди)]; Пра­са-да-Фи­гей­ра (в цен­тре – кон­ная ста­туя ко­ро­ля Жуа­на I); Пра­са-душ-Реш­тау­ра­до­риш (в цен­тре – обе­лиск в честь бор­цов за не­за­ви­си­мость от Ис­па­нии); пл. Мар­ки­за ди Пом­ба­ла (с па­мят­ни­ком ди Пом­ба­лу), со­еди­нён­ная с пар­ком Эду­ар­ду VII. В про­цес­се ра­бо­ты над этим ком­плек­сом сфор­ми­ро­вал­ся пор­туг. клас­си­цизм (с ощу­ти­мым франц. влия­ни­ем), ко­то­рый до­ми­ни­ро­вал в ар­хи­тек­ту­ре Л. на про­тя­же­нии все­го 19 в.: но­вые ко­ро­лев­ские двор­цы – Не­се­си­да­диш (1743–1750, по пла­ну К. Вьей­ра, ар­хи­тек­то­ры Дж. Сер­ван­до­ни, Э. душ Сан­туш, К. То­маш) и Ажу­да (1796–1830-е гг., ар­хи­тек­то­ры Ф. Фаб­ри и Ж. да Кош­та и Сил­ва); Нац. те­атр «Сан-Кар­луш» (1792–98, Ж. да Кош­та и Сил­ва), Ра­ту­ша (1866–1875, Д. Па­рен­ти да Сил­ва), зда­ние Нац. ас­самб­леи (на­ча­то в 1896 по про­ек­ту М. Вен­ту­ра Тер­ры) и др.

В по­след­ней тре­ти 19 в. клас­си­цизм по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся по­строй­ка­ми в сти­лях не­ома­ну­эли­но (во­кзал Ро­сиу, арх. Ж. Лу­иш Мон­тей­ру, 1886–87; зда­ние аре­ны для кор­ри­ды Кам­пу-Пе­ке­ну, 1892), мо­дерн (ц. Но­са-Сень­о­ра-ди-Фа­ти­ма, арх. П. Пар­дал Мон­тей­ру, 1934–38) и ар де­ко (те­атр «Эден», 1937, арх. К. Бран­ку; ны­не отель). В кон. 19 – нач. 20 вв. соз­да­ны мно­го­числ. подъ­ём­ни­ки и фу­ни­ку­лё­ры, сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ет­ся лиф­то­вый подъ­ём­ник «Сан­та-Жуш­та» выс. 32 м, по­стро­ен­ный в 1900–01 инж. Р. Ме­нье де Пон­са­ром (по­сле­до­ва­те­лем А. Г. Эй­фе­ля).

В по­след­ней тре­ти 20 в. соз­да­ны по­ст­мо­дер­нист­ские вы­сот­ные зда­ния Тор­го­во­го цен­тра «Амо­рей­раш» (ок. 1983, арх. Т. Та­вей­ра) и ком­плекс Пар­ка На­ций на вос­то­ке Л., строи­тель­ст­во ко­то­ро­го бы­ло при­уро­че­но к про­ве­де­нию в Л. Все­мир­ной вы­став­ки «ЭКСПО-98». Этот ан­самбль вклю­чил в се­бя па­виль­о­ны, Вост. ж.-д. во­кзал («Ори­ен­ти», арх. С. Ка­латра­ва), Океа­на­ри­ум (арх. П. Чер­ма­ефф), мост «Вас­ко да Га­ма» (ар­хи­тек­то­ры Р. Крус, Н. Ле­о­ни­даш) и др.; ны­не ком­плекс Пар­ка На­ций – круп­ный куль­тур­но-раз­вле­ка­тель­ный, де­ло­вой, тор­го­вый и спор­тив­ный центр Л. Па­мят­ни­ки Л. Ка­мо­эн­су (1867, скульп­тор В. Баш­туш) и Пер­во­от­кры­ва­те­лям (1960, арх. Ж. А. Кот­ти­нел­ли Тел­му, скульп­тор Л. ди Ал­мей­да).

Л. – круп­ный центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Пор­ту­га­лии. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Пор­туг. ака­де­мия ис­то­рии (1720, совр. ста­тус с 1936), Лис­са­бон­ская АН (1779), Нац. ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (1836, пре­кра­ти­ла су­ще­ст­во­ва­ние в 1911, вос­ста­нов­ле­на в 1932), Ко­ро­лев­ский ар­хео­ло­гич. ин-т (1868), Ме­ж­ду­нар. ака­де­мия пор­туг. куль­ту­ры (1965), Ин-т тро­пич. ис­сле­до­ва­ний (1883, в его со­ста­ве св. 20 на­уч. цен­тров), Ин-т гео­ло­гии и гор­но­го де­ла (1918), Ин-т Ка­мо­эн­са (1929, совр. ста­тус с 1992; рас­про­стра­не­ние пор­туг. куль­ту­ры, цен­тры бо­лее чем в 100 стра­нах ми­ра, с 2000 – в Рос­сии), Ин-т ме­тео­ро­ло­гии (1946, совр. ста­тус с 1993), Нац. ин-т ин­же­нер­но­го де­ла и пром. тех­но­ло­гии (1979, совр. ста­тус с 1992), Пор­туг. ин-т ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии; ряд на­уч. об­ществ и ас­со­циа­ций. Гл. ву­зы: Лис­са­бон­ский уни­вер­си­тет, Тех­нич. ун-т Л. (1930), Но­вый Лис­са­бон­ский ун-т (1973), Выс­ший ин-т биз­не­са и на­ук о тру­де (1972); выс­шие шко­лы – ин­же­нер­ная (1852, совр. назв. с 1974), тан­ца, те­ат­ра, ки­но, пе­да­го­ги­че­ская и др. Сре­ди не­го­су­дарств. ву­зов – Ка­то­лич. ун-т Пор­ту­га­лии (1967), Ав­то­ном­ный ун-т Л. (1985), Ун-т «Лу­зи­ада» (1986). Биб­лио­те­ки: Двор­ца Ажу­да (1756), на­цио­наль­ная (1796), во­ен­но-мор­ская (1835), пар­ла­мент­ская (1836), во­ен­ная (1837).

Нац. му­зеи: ста­рин­но­го иск-ва (1884, совр. назв. с 2006), ар­хео­ло­ги­че­ский (1893), ка­рет (1905, в быв. Ко­ро­лев­ском ма­не­же в Бе­ле­не, 2-я пол. 18 в.; ко­ро­лев­ские ка­ре­ты с 16 в.), совр. иск-ва «Шиа­ду» (1911), эт­но­ло­ги­че­ский (1965), кос­тю­ма (1976), из­раз­цов (азу­ле­жуш; 1980; ог­ром­ное пан­но – дли­ной 23 м, сло­же­но из 1300 азу­ле­жуш – изо­бра­жа­ет па­но­ра­му Л. до зем­ле­тря­се­ния 1755), те­ат­ра (1982). Др. му­зеи: во­ен­ный (1851, совр. назв. с 1926; круп­ная кол­лек­ция пу­шек с 16 в.), ес­теств. ис­то­рии (1859; при Лис­са­бон­ском ун-те), мор­ской (1863), ре­лиг. иск-ва (1905), тро­пич. с. х-ва (1906), во­ды (1919), го­ро­да (1941), нар. иск-ва (1948), де­ко­ра­тив­но­го иск-ва (1953), му­зы­ки (1993), совр. иск-ва (2006; св. 800 ра­бот из со­б­ра­ния Ж. Бе­рар­ду). До­ма-му­зеи уро­жен­ца Л. по­эта Ф. Пе­соа, пе­ви­цы А. Род­ри­гиш (2000) и др. Фу­нк­цио­ни­ру­ет так­же Ин-т му­зе­ев и кон­сер­ва­ции (2007). При Фон­де Г. Гюль­бен­кя­на (ос­но­ван в 1956, один из круп­ней­ших в ми­ре, фи­нан­си­ру­ет мно­го­числ. куль­тур­ные про­ек­ты в Пор­ту­га­лии и др. стра­нах) – Куль­тур­ный центр, вклю­чаю­щий Му­зей Г. Гюль­бен­кя­на (1969; круп­ное со­б­ра­ние жи­во­пи­си, скульп­ту­ры, ков­ров, ке­ра­ми­ки), Центр совр. иск-ва, биб­лио­те­ку, за­лы для про­ве­де­ния кон­цер­тов, кон­фе­рен­ций и др. ме­ро­прия­тий. Куль­тур­ный центр Бе­лен – один из круп­ных ев­роп. вы­ста­воч­ных цен­тров (на юго-зап. ок­раи­не Л., ос­но­ван в 1988, от­крыт в 1993; при цен­тре – Му­зей ди­зайна). Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей Л. – Океа­на­ри­ум (в Пар­ке На­ций; 1998, один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе), Ак­ва­ри­ум «Вас­ко да Га­ма», Бо­та­нич. сад (при Лис­са­бон­ском ун-те), Пла­не­та­рий им. Г. Гюль­бен­кя­на (1965). Зоо­парк. Бо­та­нич. сад Ажу­да (1768); мно­го­числ. гор. пар­ки и са­ды. При­род­ный за­по­ведник «Эш­туа­рий Те­жу» (близ Л., пл. 45 тыс. га, круп­ней­ший вод­ный за­по­вед­ник в Пор­ту­га­лии).

Те­ат­ры: дра­ма­ти­че­ский – Нац. те­атр До­ны Ма­рии II; опер­ный – Нац. те­атр «Сан-Кар­луш» (1793) и др. Нац. ба­лет Пор­ту­га­лии [вы­сту­па­ет на сце­не Те­ат­ра Ка­мо­эн­са (1998)]. Сим­фо­нич. ор­ке­ст­ры: фи­лар­мо­ни­че­ский (1937), «Мет­ро­по­ли­та­на» (1992) и др. При Фон­де Г. Гюль­бен­кя­на функ­цио­ни­ру­ют: сим­фо­нич. ор­кестр (ос­но­ван в 1962, до 1971 ка­мер­ный), хор (1964), ба­лет (1965), фонд про­во­дит меж­ду­нар. фес­ти­ва­ли совр. (с 1977, еже­год­но) и ста­рин­ной (с 1980) му­зы­ки. Нац. конс. (1835). Выс­шая шко­ла му­зы­ки (1983).

Л. – ме­сто про­ве­де­ния мн. ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ний, вклю­чая чем­пио­на­ты ми­ра по фех­то­ва­нию (1947 и 2002), по шос­сей­ным ве­ло­гон­кам (2001), по ганд­бо­лу сре­ди муж­чин (2003), и чем­пио­на­тов Ев­ро­пы, в т. ч. по фут­бо­лу (2004). Фут­боль­ный клуб «Бен­фи­ка» (1904) – 2-крат­ный по­бе­ди­тель Куб­ка ев­роп. чем­пио­нов (1961, 1962), 35 раз вы­иг­ры­вал чем­пио­нат стра­ны (в 1930–2010), вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Да Луш» (ок. 65 тыс. мест); фут­боль­ный клуб «Спор­тинг» (1906) – по­бе­ди­тель пре­стиж­но­го ев­роп. тур­ни­ра – Куб­ка об­ла­да­те­лей куб­ков (1964), фи­на­лист Куб­ка УЕФА (2005), 22-крат­ный чем­пи­он стра­ны (в 1923–2002); вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Жо­зе ди Ал­ва­ла­ди» (св. 50 тыс. мест). В выс­шей ли­ге пор­туг. фут­бо­ла вы­сту­па­ет клуб «Бе­ле­нен­сиш» (1919), 4-крат­ный чем­пи­он Пор­ту­га­лии (в 1927–46), при­ни­ма­ет гос­тей на ста­дио­не «Рес­те­лу» (32,5 тыс. мест). Неск. спор­тив­ных клу­бов по ганд­бо­лу, бас­кет­бо­лу, хок­кею на ро­ли­ках. Л. стал ме­стом стар­та рал­ли «Да­кар-2006» и «Да­кар-2007». Близ Л. неск. гольф-клу­бов.

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг. Л. – ве­ду­щий в стра­не центр де­ло­вых, бан­ков­ско-фи­нан­со­вых, стра­хо­вых, ин­фор­мац., те­ле­ком­му­ни­кац. и др. ви­дов ус­луг; важ­ная от­расль сфе­ры ус­луг – сек­тор гос. управ­ле­ния. Здесь со­сре­до­то­че­ны боль­шин­ст­во гос. уч­ре­ж­де­ний, штаб-квар­ти­ры ве­ду­щих нац. бан­ков (Banco Portu­guẽs, Banco Espírito Santo) и пред­ста­ви­тель­ст­ва ря­да круп­ных иностр. бан­ков, фон­до­вая бир­жа, го­лов­ные офи­сы круп­ней­ших нац. ком­па­ний и др. Тра­диц. ме­сто про­ве­де­ния разл. ме­ж­ду­нар. вы­ста­вок-яр­ма­рок (в т. ч. «Feira Interna­cio­nal de Lisboa»), кон­фе­рен­ций и др. ме­ро­прия­тий. Л. – круп­ней­ший в стра­не центр оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли (тор­го­вый центр «Colombo» – са­мый круп­ный на Пи­ре­ней­ском п-ове). Важ­ное зна­че­ние име­ют транс­порт­ные ус­лу­ги. В Л. на­хо­дит­ся Ев­роп. агент­ст­во мор. безо­пас­но­сти (EMSA). В мор. порт Л. еже­год­но за­хо­дит око­ло 3,5 тыс. су­дов; гру­зо­обо­рот пор­та око­ло 12 млн. т (ок. 1/5 все­го объ­ё­ма пор­туг. мор. тор­гов­ли) и 343,4 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ (2006). Л. – тре­тий по мас­шта­бам кру­из­ный порт Ев­ро­пы (305,1 тыс. пас­са­жи­ров в 2007) по­сле брит. Са­ут­гем­пто­на (798 тыс. пас­са­жи­ров) и дат. Ко­пен­га­ге­на (502 тыс. пас­са­жи­ров). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Пор­те­ла – один из круп­ней­ших в Юж. Ев­ро­пе (13,4 млн. пас­са­жи­ров, 2007; един­ст­вен­ный в Ев­ро­пе аэ­ро­порт, рас­по­ло­жен­ный сре­ди гор. квар­та­лов; к 2017 пла­ни­ру­ет­ся пе­ре­не­сти его в г. Ал­ко­шети). Круп­ный центр ме­ж­ду­нар. ту­риз­ма (Л. по­се­ща­ют ок. 14% всех ту­ри­стов, при­бы­ваю­щих в Пор­ту­га­лию); к за­па­ду от го­ро­да, вдоль р. Те­жу и по­бе­ре­жья Ат­лан­ти­че­ско­го ок., – зо­на от­ды­ха Кош­та-ду-Сул (Сол­неч­ный бе­рег) с мно­го­числ. ку­рор­та­ми (Ал­жеш, Каш­кайш, Круш-Кеб­ра­да и др.).

Сто­лич­ная аг­ло­ме­ра­ция – важ­ней­ший ин­ду­ст­ри­аль­ный узел стра­ны (в пре­де­лах гор. чер­ты Л. круп­ных пром. пред­при­ятий прак­ти­че­ски нет). В Боль­шом Лис­са­бо­не со­сре­до­то­че­но ок. 1/3 пром. по­тен­циа­ла Пор­ту­га­лии и про­из­во­дит­ся ок. 36% ВВП. Б. ч. пред­при­ятий рас­по­ло­же­на на ле­во­бе­ре­жье Те­жу и в го­ро­де-спут­ни­ке Се­ту­бал. Наи­бо­лее важ­ное зна­че­ние име­ют ма­ши­но­строе­ние, ме­тал­лур­гия, неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая, пи­ще­вая и лёг­кая пром-сть, про­из-во строй­ма­те­риа­лов. Л. – центр су­до­ре­мон­та ме­ж­ду­нар. зна­че­ния; в 1970-е гг. вер­фи ком­па­нии «Lisnave» бы­ли од­ни­ми из круп­ней­ших в ми­ре (верфь в Мар­гей­ре в отд. го­ды об­слу­жи­ва­ла до 40% ми­ро­во­го тан­кер­но­го фло­та; в 1971 по­стро­ен один из круп­ней­ших в ми­ре су­хой док «Alfredo da Silva»). В 2005 про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти из Мар­гей­ры пе­ре­не­се­ны в рай­он Се­ту­ба­ла (там в 2001 на ис­кусств. ост­ро­ве на р. Са­ду по­строе­ны но­вые круп­ные вер­фи «Mitrena»; име­ет­ся 3 су­хих до­ка, воз­мо­жен ре­монт су­дов до 700 тыс. т дед­вей­та); на тер­ри­то­рии быв. до­ков «Lisnave» на­ча­то строи­тель­ст­во круп­но­го биз­нес-цен­тра. Боль­шин­ст­во ста­рых до­ков в пре­де­лах Л. в 21 в. ис­поль­зу­ет­ся в рек­реа­ци­он­ных це­лях или пе­ре­обо­ру­до­ва­но в тор­го­во-раз­вле­кат. зо­ны. Важ­ное зна­че­ние име­ет ав­то­строе­ние; дей­ст­ву­ют за­во­ды в Се­ту­ба­ле («AutoЕuropa», со­вме­ст­ное пред­при­ятие «Volkswagen» и «Ford»), Азам­бу­же («Opel») и Ви­ла-Фран­ка-ди-Ши­ра («Mi­t­subishi»). Пред­при­ятия ма­ши­но­строе­ния ори­ен­ти­ро­ва­ны в зна­чит. сте­пе­ни на вы­пуск смеж­ной про­дук­ции для су­до­ре­мон­та. Про­из-во элек­тро­тех­нич. и элек­трон­но­го обо­ру­до­ва­ния для мор. су­дов и др. (ком­па­ния «E. N. I. – Elec­tri­cidade Naval e Industrial»), сва­роч­но­го обо­ру­до­ва­ния и элек­тро­дов («Electro-Ar­co S. A. R. L.»). Ме­тал­лур­гич. за­вод пол­но­го цик­ла дей­ст­ву­ет в Сей­ша­ле (1961), неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод «Pet­ro­gal» – в Се­ту­ба­ле; круп­ное про­из-во сер­ной ки­сло­ты и удоб­ре­ний – в Бар­рей­ру. В пре­де­лах аг­ло­ме­ра­ции ши­ро­ко пред­став­ле­ны тра­диц. от­рас­ли: сте­коль­ная, фар­фо­ро­вая, об­ра­бот­ка дре­ве­си­ны и про­б­ки, тек­стиль­ная (тка­ни из ис­кусств. и син­те­тич. во­ло­кон), швей­ная, ко­же­вен­но-обув­ная, по­ли­гра­фи­че­ская. Важ­ное экс­порт­ное зна­че­ние име­ют ви­но­де­лие, про­из-во олив­ко­во­го мас­ла и рыб­ных кон­сер­вов (один из гл. ры­бо­ло­вец­ких пор­тов и осн. центр пе­ре­ра­бот­ки ры­бы – Се­ту­бал).

Лит.: Proenca R. Guia de Portugal. Lisboa, 1924. Vol. 1: Lisboa e arredores; Soeiro de Bri­to R. Lisboa: Esboço geográfico. Lisboa, 1976; França J.-A. Lisboa pombalina e o iluminismo. Lisboa, 1977; idem. Lisboa: história física e moral. 2 ed. Lisboa, 2009; Madeira Rodriques M. J. Tra­dição, transição e mudança. Lisboa, 1979; Guia urbanistico e arquitectónico de Lis­boa. Lisboa, 1987; Vieira da Silva A. A cerca moura de Lisboa. 2 ed. Lisboa, 1987; idem. A cer­ca fer­nandina de Lisboa. 2 ed. Lisboa, 1987; Кап­те­ре­ва Т. П. Ис­кус­ст­во Пор­ту­га­лии. М., 1990; Santana F., Sucena E. Dicionário da história de Lisboa. Lisboa, 1994; O livro de Lisboa. S. l., 1994; Couto D. História de Lis­boa. Lis­boa, 2003; Oliveira Marques A. H. de, Abran­ches F. História de Lisboa. Lisboa, 2007. Vol. 1–2.

Вернуться к началу