Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́ЛАГА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 599-600

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Лопатников (экономика)
Малага. Вид центра города. Фото Olaf Tausch

МА́ЛАГА (Málaga), го­род на юге Ис­па­нии, в ав­то­ном­ном со­об­ще­ст­ве Ан­да­лу­сия, центр пров. Ма­ла­га. При­мор­ский кли­ма­тич. ку­рорт, центр ку­рорт­ной зо­ны Кос­та-дель-Соль. Нас. 574 тыс. чел. (2010; шес­той по числу жи­те­лей го­род стра­ны и вто­рой в Ан­да­лу­сии по­сле Се­ви­льи; ок. 8% нас. – им­ми­гран­ты, гл. обр. ма­рок­кан­цы, ар­ген­тин­цы, вы­ход­цы из го­су­дарств Центр. Аф­ри­ки, ук­ра­ин­цы), в гор. аг­ло­ме­ра­ции М. (про­тя­ну­лась поч­ти на 160 км от г. Ма­ниль­ва на за­па­де до г. Нер­ха на вос­то­ке) – св. 930 тыс. чел. М. за­ни­ма­ет клю­че­вое по­ло­же­ние на пу­ти из Юж. Ев­ро­пы в Сев. Аф­ри­ку. Рас­по­ло­же­на на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го м., в бух­те Ма­ла­га, в 100 км к вос­то­ку от Гиб­рал­тар­ско­го прол., ок­ру­же­на гор­ным мас­си­вом Ма­ла­га. Вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние (ли­нии AVE) с Мад­ри­дом (2007), Се­виль­ей. Ав­то­до­ро­га­ми М. свя­за­на с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми Ис­па­нии; че­рез М. про­хо­дит Сре­ди­зем­но­мор­ская ав­то­стра­да. Круп­ный мор­ской порт (гру­зо­вой, пас­са­жир­ский, ры­бо­ло­вец­кий). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (в 8 км от го­ро­да; от­крыт в 1919 – один из ста­рей­ших в Ис­па­нии; но­вый тер­ми­нал с 1991). За­кан­чи­ва­ет­ся строи­тель­ст­во мет­ро (пуск 2 ли­ний с 24 стан­ция­ми на­ме­чен на 2011).

Ос­но­ва­на ок. 1000 до н. э. фи­ни­кий­ца­ми под назв. Ма­ла­ка. C 3 в. до н. э. под вла­стью Ри­ма, в кон. 1 в. н. э. по­лучи­ла ста­тус рим. му­ни­ци­пия. С кон. 5 в. в со­ста­ве Вест­гот­ско­го ко­ро­лев­ст­ва, в сер. 6 – нач. 7 вв. во вла­де­ни­ях Ви­зан­тии. В нач. 8 в. за­хва­че­на ара­ба­ми, важ­ный эко­но­мич. (до­бы­ча ру­би­нов, про­из-во шёл­ко­вых тка­ней и др.) и тор­го­вый центр. С 11 в. гл. го­род тай­фы ро­да Хам­му­ди­дов, с 1238 в со­ста­ве Гра­над­ско­го эми­ра­та. В авг. 1487 по­сле дли­тель­ной оса­ды взя­та вой­ском хри­сти­ан и при­сое­ди­не­на к Кас­ти­лии, б. ч. на­се­ле­ния го­ро­да про­да­на в раб­ст­во. В 13–15 вв. один из цен­тров про­из-ва ке­ра­ми­ки. В 1501 и 1568–71 центр вос­ста­ния мо­ри­сков. По­сле из­гна­ния мо­ри­сков в нач. 17 в. эко­но­ми­ка М. пе­ре­жи­ва­ла глу­бо­кий кри­зис. В пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ских войн в 1810–12 ок­ку­пи­ро­ва­на франц. вой­ска­ми. В сер. – кон. 19 в. вто­рой по зна­чи­мо­сти по­сле Бар­се­ло­ны ин­ду­ст­ри­аль­ный центр Ис­па­нии (гл. обр. ли­тей­ное про­из-во). В ию­ле – сент. 1873 в хо­де Исп. ре­во­лю­ции 1868–74 (см. Ис­пан­ские ре­во­лю­ции 19 в.) М. и её ок­ре­ст­но­сти об­ра­зо­ва­ли не­за­ви­си­мый от Мад­ри­да кан­тон. В 1933–36 во вре­мя Ис­пан­ской ре­во­лю­ции 1931–39 оп­лот ле­вых сил (т. н. Крас­ная М.). В пе­ри­од Гражд. вой­ны 1936–39 ба­за рес­пуб­ли­кан­ско­го фло­та, 8.2.1937 взя­та фран­ки­ста­ми при под­держ­ке итал. войск. Как ку­рорт (пре­им. зим­ний) М. раз­ви­ва­ет­ся с 19 в.

Малага. Собор Санта-Мария-де-ла-Энкарнасьон. 1528–88. Фасад и башни – 1719–83.

От др.-рим. пе­рио­да со­хра­ни­лись руи­ны те­ат­ра (1 в.), хра­ма и ак­ве­ду­ка. На хол­ме рас­по­ло­же­ны араб. ци­та­дель Аль­ка­са­ба с пря­мо­уголь­ны­ми баш­ня­ми (пе­ре­строе­на в 8 и 11–13 вв. из фи­ни­кий­ской и др.-рим. кре­по­сти; час­тич­но раз­ру­ше­на в 1810–12) и со­еди­нён­ный с ней сте­ной араб. за­мок-ма­як «Хиб­раль­фа­ро» (780-е гг., на ос­но­ве фи­ни­кий­ской кре­по­сти; пе­ре­стро­ен в сер. 14 в.). В цен­тре Ста­ро­го го­ро­да – ре­нес­санс­ный со­бор Сан­та-Мария-де-ла-Энкарнасьон (1528–88, ар­хи­тек­то­ры Д. де Си­лоэ, Д. де Вер­га­ра; кар­ти­ны А. Ка­но, скульп­ту­ра П. де Ме­на) с 2-ярус­ным ор­дер­ным фа­са­дом и дву­мя баш­ня­ми (1719–83, ар­хи­тек­то­ры Х. де Ба­да, А. де Ра­мос; юж. баш­ня не за­вер­ше­на). Ря­дом с со­бо­ром – пря­мо­уголь­ная в пла­не ц. Сан­та-Ма­рия-дель-Са­гра­рио в сти­ле иса­бе­ли­но (позд­няя го­ти­ка; 16 в., ал­тарь в сти­ле пла­те­ре­ско) и ба­роч­ный епи­скоп­ский дво­рец (18 в.). Сре­ди др. церк­вей: позд­не­го­ти­че­ские Ну­э­ст­ра-Сень­о­ра-де-ла-Вик­то­рия (1487, ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в кон. 17 в.), Сан­ть­я­го-эль-Май­ор (1490, ко­ло­коль­ня в сти­ле му­де­хар) и цер­ковь мон. Сан­то-До­мин­го (кон. 15 в.); пе­ре­стро­ен­ные в сти­ле ба­рок­ко церк­ви Сан­тос-Мар­ти­рес, Сан-Ху­ан-Бау­ти­ста (обе кон. 15–18 вв.), Сан-Ху­ли­ан, Сан­то-Кри­сто-де-ла-Са­луд (обе 17 в.), Сан-Фе­ли­пе-Не­ри (18 в.). Так­же со­хра­ни­лись: ры­нок Ата­ра­са­нас с ос­тат­ка­ми быв. мав­ри­тан­ской вер­фи и ар­се­на­ла (сер. 14 в.), фон­тан «Неп­тун» (ок. 1560), двор­цы 16–18 вв., ак­ве­дук Сан-Тель­мо (1782–84), зда­ние теат­ра «Сер­ван­тес» в сти­ле клас­си­циз­ма (1793, итал. арх. В. Мад­зо­не­ски), за­строй­ка кон. 19 – нач. 20 вв. (дво­рец кон­си­сто­рии, 1911–19). Сре­ди по­стро­ек 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.: ба­зи­ли­ка де-ла-Эс­пе­ран­са (1988–98), т. н. Го­род юс­ти­ции (2007, арх. Х. Се­ги Пе­рес) и др.

Нац. ин-т ме­тео­ро­ло­гии (соз­дан в 1908 как Нац. ин-т пред­ска­за­ний). Ун-т М. (1972). Тра­ди­ци­он­но М. яв­ля­ет­ся важ­ным цен­тром изу­че­ния исп. язы­ка ино­стран­ца­ми (кур­сы при Ун-те М.; ряд гос. и ча­ст­ных школ). Рай­он­ная б-ка «Па­лос Вер­дес».

В го­ро­де бо­лее 20 му­зе­ев (в осн. скон­цен­три­ро­ва­ны в ис­то­рич. час­ти го­ро­да), в т. ч. Му­зей П. Пи­кас­со (2003; во двор­це Бу­эна­ви­ста, 1530-е гг.; в со­б­ра­нии бо­лее 200 ра­бот ху­дож­ни­ка), Фонд П. Пи­кас­со (1988) – Дом-му­зей Пи­кас­со (с 1998), а так­же му­зей М. (об­ра­зо­ван в 1973 объ­е­ди­не­ни­ем Про­винц. му­зея изо­бра­зит. ис­кусств, 1913, и Про­винц. ар­хео­ло­гич. му­зея, 1947), нар. иск-ва и тра­ди­ций (1976; в зда­нии 17 в.), мор­ской «Ау­ла дель мар» (1989), ин­те­рак­тив­ный му­зей му­зы­ки (MIMMA; 2002; в кол­лек­ции ок. 300 муз. ин­ст­ру­мен­тов), Центр совр. ис­кусств (2003), му­зей му­ни­ци­паль­но­го на­сле­дия (2007), Центр нау­ки «Princi­pia» (ин­те­рак­тив­ный му­зей нау­ки и тех­но­ло­гий). Др. му­зеи: фла­мен­ко «Ху­ан Бре­ва» (1958), кор­ри­ды «Ан­то­нио Ор­донь­ес», «Ку­коль­ные до­ма» (в зда­нии 18 в., на ос­но­ве кол­лек­ции ку­коль­ных до­ми­ков В. Ар­рас), ви­на (2008). Те­ат­ры: «Сер­ван­тес» (1870), «Ала­ме­да» (1961), «Ка­но­вас» (1991), «Эче­га­рай» (2009). Еже­год­но про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли: те­ат­раль­ный, исп. филь­мов (с 1998), фла­мен­ко; гор. кар­на­вал. Бо­та­нич. сад (1850; бо­лее 500 ви­дов тро­пич. и суб­тро­пич. рас­те­ний).

Фут­боль­ный клуб «Ма­ла­га» (ос­но­ван в 1948 как «Ат­ле­ти­ко», с 1994 совр. назв.) вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Ла Ро­са­ле­да» (ок. 29 тыс. мест). Бас­кет­боль­ный клуб «Уни­ка­ха» (ос­но­ван в 1992) вы­сту­па­ет во Двор­це спор­та «Мар­тин Кар­пе­на» (св. 10 тыс. мест), один из силь­ней­ших в Ис­па­нии и Ев­ро­пе; чем­пи­он (2006) и об­ла­да­тель куб­ка стра­ны (2005); по­бе­ди­тель Куб­ка Ко­ра­ча (2001), 3-й при­зёр Ев­ро­ли­ги (2007). В 1982 в М. про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу, в 1986 – по бас­кет­бо­лу.

М. – эко­но­мич. сто­ли­ца Ан­да­лу­сии, с кон. 20 в. один из наи­бо­лее бы­ст­ро раз­ви­ваю­щих­ся исп. го­ро­дов. Ос­но­ва гор. хо­зяй­ст­ва – сфе­ра ус­луг: ту­ри­стич. биз­нес (с 1960-х гг. иг­ра­ет важ­ней­шую роль), тор­гов­ля, транс­порт и ло­ги­сти­ка, де­ловые ус­лу­ги, куль­ту­ра и об­ра­зо­ва­ние, здра­во­охра­не­ние и др. М. – центр ту­риз­ма ме­ж­ду­нар. зна­че­ния (гл. обр. пляж­ный, куль­тур­но-по­зна­ва­тель­ный, де­ло­вой); еже­год­но го­род по­се­щают ок. 8 млн. чел. Кли­мат суб­тро­пич. сре­ди­зем­но­мор­ский, с очень мяг­кой зи­мой (ср. темп-ра ян­ва­ря ок. 13 °С) и су­хим жар­ким ле­том (ср. темп-ра ию­ля ок. 29 °С); ср. го­до­вая темп-ра ок. 20 °С. Ха­рак­тер­но боль­шое чис­ло яс­ных, сол­неч­ных дней (ок. 300 в год). Ши­ро­кие пес­ча­ные пля­жи, мно­го­числ. оте­ли, пан­сио­на­ты, вил­лы. М. счи­та­ет­ся од­ной из «гас­тро­но­ми­че­ских» сто­лиц Сре­ди­зем­но­мо­рья (в осн. рыб­ные блю­да). Порт М. спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся гл. обр. на им­порт­ных опе­ра­ци­ях. Гру­зо­обо­рот 6,4 млн. т, из них на­сып­ные гру­зы ок. 1,6 млн. т (ввоз клин­ке­ра, це­мен­та, удоб­ре­ний, зер­но­вых, неф­ти; вы­воз до­ло­ми­та, олив­ко­во­го мас­ла, зер­но­вых и др.), кон­тей­нер­ные ок. 4,1 млн. т (542 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2007); свя­зан неф­те­про­во­дом с Пу­эр­толь­я­но, где рас­по­ло­жен один из круп­ней­ших исп. неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих за­во­дов. Ре­гу­ляр­ное ка­бо­таж­ное со­об­ще­ние М. – Ме­ли­лья (ок. 0,55 млн. т гру­зов еже­год­но). М. – круп­ный пас­са­жир­ский порт, вто­рой (по­сле Бар­се­ло­ны) кру­изный порт Ибе­рий­ско­го п-ова (бо­лее 0,6 млн. пас­са­жи­ров еже­год­но, из них око­ло по­ло­ви­ны – с кру­из­ных су­дов). Име­ет­ся га­вань для спор­тив­ных су­дов Эль-Кан­да­до. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт М. об­слу­жи­ва­ет 12,8 млн. пас­са­жи­ров (2008; чет­вёр­тый в Ис­па­нии по пас­са­жи­ро­обо­ро­ту по­сле аэ­ро­пор­тов Мад­ри­да, Бар­се­ло­ны и Паль­мы). М. – важ­ный центр фи­нан­со­вой и де­ло­вой ак­тив­но­сти. Осн. пло­щад­ка мас­со­вых ме­ро­прия­тий – Дво­рец вы­ста­вок и кон­грес­сов (2003; 17 тыс. м2 вы­ста­воч­ных пло­ща­дей; арх. А. Асен­хо); стро­ит­ся круп­ный на­уч­но-по­зна­ват. и куль­тур­но-раз­вле­кат. ком­плекс «Art Natura» (2010; в по­ме­ще­нии быв. та­бач­ной фаб­ри­ки; бо­лее 20 тыс. м2 вы­ста­воч­ных пло­ща­дей).

Ве­ду­щие от­рас­ли пром-сти – пи­ще­вая (осн. спе­циа­ли­за­ция – про­из-во олив­ко­во­го мас­ла, кон­сер­ви­ров. ово­щей и фрук­тов, рыб­ных кон­сер­вов), хи­ми­ко-фар­ма­цев­ти­че­ская (удоб­ре­ния, крас­ки, то­ва­ры бы­то­вой хи­мии, кос­ме­тич. и др. про­дук­ция), лёг­кая (ко­же­вен­ные из­де­лия – сум­ки, че­мо­да­ны и др., тек­стиль и оде­ж­да), ме­бель­ная. Про­из-во обо­ру­до­ва­ния для об­ра­бот­ки кам­ня, строи­тель­ных и от­де­лоч­ных (в т. ч. стек­ло, ке­ра­мич. плит­ка, из­де­лия из стек­ла), упа­ко­воч­ных ма­те­риа­лов, юве­лир­ных из­де­лий. Б. ч. пред­при­ятий скон­цен­три­ро­ва­на в пре­де­лах раз­но­про­филь­ных ин­ду­ст­ри­аль­ных по­ли­го­нов. Раз­ра­бот­ки и про­из-во в об­лас­ти совр. вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лей ве­дут­ся гл. обр. в круп­ней­шем в гор. аг­ло­ме­ра­ции Тех­но­ло­гич. пар­ке Ан­да­лу­сии (Parque Tecnológico de Andalucía, PTA; ос­но­ван в 1988, функ­цио­ни­ру­ет с 1992 в тес­ном со­труд­ни­че­ст­ве с Ун-том М.). М. – центр рай­она ви­но­гра­дар­ст­ва и ви­но­де­лия (тра­диц. про­из-во де­серт­но­го ви­на «ма­ла­га»; раз­вит т. н. вин­ный ту­ризм). Сре­ди из­вест­ных ви­но­де­лен – «Bodega Antigua Casa de Guardia S. L.» (1840), «Bodegas Quintapenas» (1880), «P. R. Larios S. A.», «López Hermanos S. A.», «Hijos de Jose Suarez Villalba S. L.», «Bodegas Gomara S. L.». В ок­ре­ст­но­стях вы­ра­щи­ва­ют оли­ву, апель­си­ны и ли­мо­ны, аво­ка­до, клуб­ни­ку, ово­щи, са­хар­ный тро­ст­ник, мин­даль. Ры­бо­лов­ст­во (гл. про­мы­сло­вые ви­ды – ан­чо­ус, став­ри­да, кам­ба­ла, мер­лу­за).

Лит.: Torres Balbás L. La alcazaba y la Ca­te­d­ral de Málaga. Madrid, 1960; Guillén Rob­les F. Málaga musulmana: Sucesos, antigüedades, cien­cias y letras malagueñas durante la Edad medi. Málaga, 1980; Giménez Reyna S. Memoria ar­queolо́gica de la provincia de Málaga hasta 1946. Malaga, 1998; Bernardo Robles F. Las calles de Málaga. Málaga, 2000; Jiménez C. Arquitectura del Museo Picasso Málaga desde el siglo VI a. c. hasta el siglo XXI. Málaga, 2004; Candau M. E., Díaz Pardo JI., Rod­ríguez Marín F. Málaga: guía de arquitectura. Sevilla; Málaga, 2005.

Вернуться к началу