Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮДИ́НОВО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 233

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЮДИ́НОВО, го­род в Рос­сии, в юго-зап. час­ти Ка­луж­ской обл., центр Лю­ди­нов­ско­го р-на. Нас. 41,1 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен на бе­ре­гах т. н. Лю­ди­нов­ско­го во­до­хра­ни­ли­ща (оз. Лом­падь), на р. Не­по­лоть. Ж.-д. стан­ция.

Де­рев­ня Л. из­вест­на с 1626. Близ неё в 1730-х гг. Н. Н. Де­ми­до­вым (см. в ст. Де­ми­до­вы) на р. Не­по­лоть по­строе­ны 2 пло­ти­ны, соз­да­ны верх­нее (Лю­ди­нов­ское) и ниж­нее (Сук­ре­мен­ское) во­до­хра­ни­ли­ща. В 1756 ос­но­ван Лю­ди­нов­ский мо­ло­то­вый за­вод, близ не­го в 1795 П. Е. Де­ми­дов по­стро­ил Сук­ре­мен­ский мо­ло­то­вый за­вод (в 1799 пе­ре­обо­ру­до­ван в мо­ло­то­вый и до­мен­ный; вы­плав­лял чу­гун, в т. ч. для Лю­ди­нов­ско­го за­во­да). В 1812–18 Лю­ди­нов­ский за­вод на­хо­дил­ся под опе­кой каз­ны, на нём вы­пус­ка­лись ору­дий­ные ла­фе­ты, пу­шеч­ные чу­гун­ные яд­ра, кар­течь, бом­бы и др. В 1820 оба за­во­да ку­п­ле­ны И. А. Маль­цо­вым (см. в ст. Маль­цо­вы), мо­дер­ни­зи­ро­ва­ны; позд­нее они во­шли в со­став т. н. Маль­цов­ско­го гор­но­го окр. Лю­ди­нов­ский за­вод в сер. 19 в. стал од­ним из круп­ных рос. пред­при­ятий по про­из-ву рель­сов для же­лез­ных до­рог, со­ору­же­ний для моск. во­до­про­во­да, па­ро­хо­дов, па­ро­вых ма­шин для во­ен. ко­раб­лей, па­ро­во­зов и др. (с кон. 1880-х гг. спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на вы­пус­ке ло­ко­мо­би­лей, с 1950-х гг. – те­п­ло­во­зов; ны­не «Лю­ди­но­во­те­п­ло­воз»). В 1881 от­кры­то дви­же­ние по про­шед­шей че­рез Л. Маль­цов­ской уз­ко­ко­лей­ной ж. д. от ст. Ра­ди­ца (г. Брянск) до пос. Пе­соч­ня (ны­не г. Ки­ров). С 1925 ра­бо­чий по­сё­лок. В 1931 че­рез Л. про­шла ж.-д. ли­ния Дять­ко­во – Фа­ян­со­вая. Рай­он­ный центр За­пад­ной (1929–37), Ор­лов­ской (1937–1944) и Ка­луж­ской (с 1944) об­ла­стей. Го­род с 1938. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны два­ж­ды ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми (4.10.1941–9.1.1942, 17.1.1942–9.9.1943). В 1941–42 в го­ро­де дейст­во­ва­ла под­поль­ная ком­со­моль­ско-мо­ло­дёж­ная груп­па во гла­ве с А. С. Шу­мав­цо­вым (б. ч. её рас­стре­ля­на в окт. 1942). В 1942 на ко­рот­кое вре­мя за­нят Крас­ной Ар­ми­ей в хо­де Ржев­ско-Вя­зем­ской опе­ра­ции 1942, ос­во­бо­ж­дён в хо­де Брян­ской опе­ра­ции 1943.

Сре­ди ар­хит. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: церк­ви – в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1802–20, ре­кон­ст­рук­ции в сер. 20 в.), Свт. Ла­за­ря, Еп. Ки­ти­кий­ско­го (1826, в 1980 вос­ста­нов­ле­на по­сле по­жа­ра); ко­ло­коль­ня Тро­иц­кой церк­ви (1836); ц. Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1837, рес­тав­ра­ция с 1990), ц. Па­ра­ске­вы Пят­ни­цы (сер. 19 в.). Пред­ста­ви­тель­ст­во Брян­ско­го гос. тех­нич. ун-та. Нар. му­зей ис­то­рии те­п­ло­во­зо­строит. за­во­да (1971).

Ве­ду­щие пред­при­ятия: «Лю­ди­но­во­те­п­ло­воз» (ма­нев­ро­вые и ма­ги­ст­раль­ные те­п­ло­во­зы, пу­те­вая тех­ни­ка), аг­ре­гат­ный (гид­рав­лич. обо­ру­до­ва­ние) и ма­ши­но­строи­тель­ный (фи­ли­ал ка­луж­ско­го за­во­да «Рем­путь­маш»; ж.-д., ком­му­наль­ная и с.-х. тех­ни­ка, ав­то­гид­ро­подъ­ём­ни­ки и др.) за­во­ды. Дей­ст­ву­ют так­же чу­гу­но­ли­тей­ный за­вод «Крон­тиф-Центр» и пред­при­ятие «Лю­ди­но­во­ка­бель». Про­из-во строй­ма­те­риа­лов, ме­бе­ли, спец­оде­ж­ды и др.

Вернуться к началу