Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛО́НДОН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 16-22

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Арендт (архитектура), А. Н. Дорошевич, Е. В. Кочетова (театры), С. Г. Мереминский (история), В. М. Сокольский (экономика)
Фото Viktorija Shamolina Панорама Лондона. В центре – здание Парламента.

ЛО́НДОН (London), сто­ли­ца Ве­ли­ко­бри­та­нии, адм. центр Анг­лии; име­ет ста­тус мет­ро­по­ли­тен­ско­го граф­ст­ва (вклю­ча­ет 32 ок­ру­га и окр. Си­ти с осо­бым ста­ту­сом). Вто­рой по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род Ев­ро­пы (по­сле Мо­ск­вы) и круп­ней­ший в стра­нах ЕС. Нас. 7,74 млн. чел. (2010; св. 40% – им­ми­гран­ты, в т. ч. ок. 11% – ев­ро­пей­цы). Об­ра­зу­ет яд­ро ко­нур­ба­ции Боль­шо­го Лон­до­на с нас. бо­лее 8,3 млн. чел. и т. н. Мет­ро­по­ли­тен­ско­го р-на с нас. до 14 млн. чел. (вклю­ча­ет «мет­ро­по­ли­тен­ский по­яс», прак­ти­че­ски сов­па­даю­щий с поя­сом тру­до­вых по­ез­док на­се­ле­ния, на­счи­ты­ва­ет до сот­ни го­ро­дов). Рас­по­ло­жен на юго-вос­то­ке Анг­лии, в ни­зовь­ях р. Тем­за. Гл. транс­порт­ный узел стра­ны (струк­ту­ра брит. транс­порт­ной се­ти име­ет ра­ди­аль­ный ха­рак­тер с цен­тром в Л.). Ж.-д. и ав­то­мо­биль­ное со­об­ще­ние со стра­на­ми Ев­ро­пы че­рез Ев­ро­тон­нель (1994). Круп­ней­ший брит. мор. порт и центр авиа­со­об­ще­ния. В сис­те­ме об­ществ. транс­пор­та – лёг­кое мет­ро на эс­та­ка­дах (с 1987), неск. гор. вод­ных мар­шру­тов (ис­поль­зу­ют­ся так­же в ту­ри­стич. це­лях) и др.

Ос­но­ван рим­ля­на­ми ок. 50 как кре­пость Лон­ди­ни­ум (Londinium) для за­щи­ты пе­ре­пра­вы че­рез р. Тем­за, позд­нее раз­ви­вал­ся как тор­го­вый мор­ской и реч­ной порт. За­ни­мал центр. ме­сто в сис­те­ме рим. до­рог в Бри­та­нии. Во 2-й пол. 1 в. в Л. из Ка­му­ло­ду­на (ны­не Кол­че­стер) был пе­ре­не­сён адм. центр рим. пров. Бри­та­ния (с 3 в. Верх­няя Бри­та­ния). В кон. 2 в. об­не­сён ва­лом. Во 2–4 вв. круп­ней­ший и наи­бо­лее эко­но­ми­че­ски раз­ви­тый го­род Бри­та­нии. По­сле ухо­да рим. войск из Бри­та­нии в нач. 5 в. по­сте­пен­но при­шёл в упа­док и к 6 в. был за­хва­чен анг­ло­сак­са­ми, во­шёл в со­став ко­ро­лев­ст­ва Эс­секс. Воз­ро­ж­де­ние Л. как пор­та и цен­тра тор­гов­ли на­ча­лось в 7 в. С 604 центр епи­скоп­ст­ва. Ок. 730 ока­зал­ся под кон­тро­лем Мер­сии, в 1-й пол. 9 в. – Уэс­сек­са. В 9 – нач. 11 вв. не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­бе­гам ви­кин­гов. В 871 за­хва­чен ими, в 886 от­воё­ван и пе­ре­стро­ен ко­ро­лём Альф­ре­дом Ве­ли­ким. В 1014 за­воё­ван Кну­дом Ве­ли­ким. В 1060-х гг. Эду­ард Ис­по­вед­ник пе­ре­стро­ил Вест­мин­стер­ское аб­бат­ст­во, пре­вра­тив­шее­ся в ме­сто ко­ро­на­ции англ. ко­ро­лей. По­сле Нор­манд­ско­го за­вое­ва­ния Анг­лии 1066 ко­ро­лев­ской ре­зи­ден­ци­ей в Л. ста­ла Бе­лая баш­ня (ны­не часть Тау­эра). В кон. 11 в. по­стро­ен Вест­мин­стер­ский дво­рец – гл. ре­зи­ден­ция англ. ко­ро­лей до 16 в. С 12 в. р-н Вест­мин­стер (имев­ший ста­тус отд. го­ро­да) раз­ви­вал­ся пре­им. как адм. и цер­ков­ный центр, а р-н Си­ти – как ре­мес­лен­но-тор­го­вое по­се­ле­ние. К кон. 12 в. Л. сме­нил Уин­че­стер в ка­че­ст­ве фак­тич. сто­ли­цы Анг­лии. В 1199 и 1215 ко­роль Ио­анн Без­зе­мель­ный да­ро­вал Л. гра­мо­ты, за­кре­пив­шие гор. са­мо­управ­ле­ние. В 1265 в городе впер­вые был со­зван пар­ла­мент анг­лий­ский. К нач. 14 в. на­се­ле­ние Л. дос­тиг­ло примерно 80 тыс. чел., но по­сле эпи­де­мии чу­мы в сер. 14 в. со­кра­ти­лось поч­ти вдвое. Часть ре­мес­лен­ни­ков и гор. бед­но­ты Л. при­ни­ма­ла уча­стие в Уо­та Тай­ле­ра вос­ста­нии 1381 и Джэ­ка Кэ­да вос­ста­нии 1450.

В 16 в. на­чал­ся бур­ный рост Л. как адм. цен­тра и тор­го­во­го пор­та. За 16–17 вв. его на­се­ле­ние уве­ли­чи­лось с 60–70 тыс. до 500–600 тыс. чел., во 2-й пол. 17 в. Л. по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния пре­взо­шёл Па­риж, стал круп­ней­шим го­ро­дом и од­ним из гл. тор­го­вых цен­тров Ев­ро­пы. К 1700 на до­лю Л. при­хо­ди­лось 80% англ. им­пор­та, 65% экс­пор­та и 85% ре­экс­пор­та. В 16 в. в го­ро­де бы­ли соз­да­ны круп­ные тор­го­вые ком­па­нии (Мо­с­ков­ская ком­па­ния, 1554 или 1555, Брит. Ост-Инд­ская ком­па­ния, 1600, и др.), в 1566 от­кры­лась пер­вая бир­жа (с 1571 Ко­ро­лев­ская бир­жа). В 1530-х гг. в хо­де Ре­фор­ма­ции се­ку­ля­ри­зи­ро­ва­ны мно­го­числ. лон­дон­ские мо­на­сты­ри, а их вла­де­ния, со­став­ляв­шие око­ло по­ло­ви­ны пло­ща­ди Л., пе­ре­шли к ко­ро­лю, ари­сто­кра­там и пред­ста­ви­те­лям гор. вер­хов. В 16–17 вв. в зна­чит. ме­ре за­строе­на тер­ри­то­рия ме­ж­ду Вест­мин­сте­ром и Си­ти. В пе­ри­од Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. в Л. в янв. 1649 каз­нён Карл I Стю­арт, в мае – про­воз­гла­ше­на рес­пуб­ли­ка. По­сле эпи­де­мии чу­мы (1665) и «Ве­ли­ко­го по­жа­ра» (1666), унич­то­жив­ше­го св. 60% зда­ний, рас­по­ла­гав­ших­ся внут­ри стен Л., осн. часть гор. эли­ты пе­ре­се­ли­лась в рай­он к за­па­ду от Си­ти (ны­не Вест-Энд). Рай­он к вос­то­ку от Си­ти (ны­не Ист-Энд) стал ме­стом жи­тель­ст­ва пре­им. гор. бед­но­ты, а Си­ти пре­вра­тил­ся в де­ло­вую часть го­ро­да, рай­он со­сре­до­то­че­ния бан­ков (в т. ч. Анг­лий­ский банк – Bank of England, 1694) и кон­тор.

К нач. 18 в. Л. за­ни­мал вне­кон­ку­рент­ное по­ло­же­ние, став круп­ней­шим ми­ро­вым фи­нан­со­вым цен­тром; в бан­ки лон­дон­ско­го Си­ти сте­ка­лись ог­ром­ные ка­пи­та­лы. К 1800 на­се­ле­ние го­ро­да дос­тиг­ло 1 млн. чел. В 18 в. ак­тив­нее все­го раз­ви­вал­ся Вест-Энд, т. к. до 1750 су­ще­ст­во­вал лишь один по­сто­ян­ный мост че­рез Тем­зу. С по­строй­кой но­вых мос­тов во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. на­ча­лось рас­ши­ре­ние Л. на юж. бе­ре­гу ре­ки. За 19 в. на­се­ле­ние Л. вы­рос­ло до 6,5 млн. чел. (в 1-й тре­ти 19 в. Л. – круп­ней­ший го­род ми­ра по чис­лу жи­те­лей); ак­тив­но ве­лось пром. строи­тель­ст­во. Рост на­се­ле­ния спо­соб­ст­во­вал стре­ми­тель­ной ур­ба­ни­за­ции при­го­ро­дов (осо­бен­но в юж. час­ти го­рода) и раз­ви­тию сис­те­мы гор. транс­пор­та: в 1829 в Л. поя­вил­ся ом­ни­бус, в 1836 от­кры­та ж.-д. ли­ния, в 1860–63 по­строен пер­вый в ми­ре мет­ро­по­ли­тен. В 1855 вся тер­ри­то­рия Лон­дон­ской гор. аг­ло­ме­ра­ции (кро­ме Си­ти) объ­е­ди­не­на в т. н. Мет­ро­по­лию во гла­ве с Управ­ле­ни­ем гор. ра­бот (Metropolitan Board of Works). Под рук. гл. ин­же­не­ра Управ­ле­ния Дж. Ба­залд­жет­та соз­да­на сис­те­ма гор. ка­на­ли­за­ции (1859–65). Рост пром. про­из-ва и рас­про­стра­не­ние ис­поль­зо­вав­ших­ся для ото­пле­ния уголь­ных пе­чей при­ве­ли к ухуд­ше­нию эко­ло­гич. об­ста­нов­ки: ха­рак­тер­ной чер­той Л. сер. 19 – сер. 20 вв. яв­лял­ся смог. В 1851 в Л. со­стоя­лась 1-я Все­мир­ная вы­став­ка (см. Все­мир­ные вы­став­ки), для про­ве­де­ния ко­то­рой воз­ве­дён Хру­сталь­ный дво­рец. В 1889 Мет­ро­по­лия бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в граф­ст­во Лон­дон, по-преж­не­му не вклю­чав­шее Си­ти. К кон. 19 в. Л. стал гл. эко­но­мич. и по­ли­тич. ми­ро­вым цен­тром.

В пе­ри­од 1-й ми­ро­вой вой­ны Л. неск. раз под­вер­гал­ся на­лё­там герм. ди­ри­жаб­лей и аэ­ро­пла­нов (по­стра­да­ло ок. 2,5 тыс. чел.). В 1920–30-х гг. чис­лен­ность на­се­ле­ния Л. про­дол­жа­ла рас­ти и к 1939 до­стигла аб­со­лют­но­го мак­си­му­ма – 8,6 млн. чел. При бур­ном рос­те но­вых и но­вей­ших от­рас­лей пром-сти (ав­то- и авиа­строе­ния, элек­тро­тех­нич., хи­мич. и др.) Л. пре­вра­тил­ся в круп­ней­ший брит. ин­дустр. центр. Ур­ба­ни­зи­ро­ван­ная тер­ри­то­рия уве­ли­чи­лась поч­ти в 5 раз и вы­шла за адм. гра­ни­цы граф­ст­ва Лон­дон. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Л. мно­го­крат­но под­вер­гал­ся бом­бар­ди­ров­кам герм. авиа­ции (осо­бен­но в хо­де Бит­вы за Анг­лию 1940–41), в ре­зуль­та­те ко­то­рых по­гиб­ло ок. 30 тыс. и бы­ло ра­не­но ок. 50 тыс. жит., раз­ру­ше­но мно­же­ст­во зда­ний. Вос­ста­нов­ле­ние Л. про­дол­жа­лось до 2-й пол. 1950-х гг. Улуч­ше­нию эко­ло­гич. об­ста­нов­ки спо­соб­ст­во­ва­ли ре­ше­ния о соз­да­нии «зе­лё­но­го поя­са» во­круг Л. (1947) и «без­дым­ных зон» в са­мом го­ро­де (1956). В 1965 вся тер­ри­то­рия Лон­дон­ской гор. аг­ло­ме­ра­ции (вклю­чая Си­ти) объ­е­ди­не­на в т. н. Боль­шой Лон­дон.

Для сдер­жи­ва­ния ги­пер­тро­фи­ро­ван­но­го раз­ви­тия го­ро­да во 2-й пол. 20 в. про­во­ди­лась по­ли­ти­ка де­цен­тра­ли­за­ции, на­прав­лен­ная на вы­вод за пре­де­лы «зе­лё­но­го поя­са» на­се­ле­ния и хо­зяйств. объ­ек­тов (пре­ж­де все­го – пром. пред­при­ятий). Ак­цент де­лал­ся на строи­тель­ст­во но­вых и рас­ши­ре­ние ста­рых го­ро­дов в ок­ру­же­нии сто­ли­цы, соз­да­ние т. н. контр-маг­ни­тов (Брай­то­на, Окс­фор­да, Ре­дин­га, Сау­тен­да, Са­ут­гем­пто­на, Порт­сму­та, Мил­форд-Кейн­са и др.). На­се­ле­ние Л. по­сте­пен­но умень­ша­лось, дос­тиг­нув к нач. 1980-х гг. 6,8 млн. чел.; с сер. 1980-х гг. на­чал­ся его мед­лен­ный рост, гл. обр. за счёт при­то­ка вы­ход­цев из Азии, Аф­ри­ки и Вест-Ин­дии. К кон. 20 в. в струк­ту­ре гор. эко­но­ми­ки су­ще­ст­вен­но со­кра­ти­лась до­ля пром. про­из-ва (пред­при­ятия по­сте­пен­но вы­во­ди­лись за чер­ту Л., в гра­ни­цы «мет­ро­по­ли­тен­ско­го поя­са»), сни­зи­лось зна­че­ние Л. как пор­та. Од­но­вре­мен­но за счёт бы­ст­ро­го раз­ви­тия сфе­ры ус­луг (осо­бен­но бан­ков­ско-фи­нан­со­во­го сек­то­ра) об­щее чис­ло за­ня­тых в Л. за 1964–89 воз­рос­ло в 3 раза.

Совр. Л. име­ет два ис­то­рич. цен­тра, вплоть до 1600 су­ще­ст­во­вав­ших раз­дель­но: соб­ст­вен­но Лон­дон (ны­не р-н Си­ти-оф-Лон­дон, сокр. Си­ти) и Вест­мин­стер (ны­не р-н Си­ти-оф-Вест­мин­стер, сокр. Вест­мин­стер). Не­смот­ря на бли­зость друг к дру­гу (оба на­хо­дят­ся на сев. бе­ре­гу Тем­зы), они до 17 в. не бы­ли свя­за­ны за­стро­ен­ной тер­ри­то­ри­ей, и это от­час­ти объ­яс­ня­ет оп­ре­де­лён­ную хао­тич­ность пла­ни­ров­ки Л. За­строй­ку Л. в це­лом ха­рак­те­ри­зу­ет не­боль­шая плот­ность (пре­об­ла­да­ют од­но­се­мей­ные до­ма с пе­ред­ним и зад­ним дво­ра­ми), а так­же поч­ти пол­ное от­сут­ст­вие уча­ст­ков ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­ки. Со­хра­ни­лось срав­ни­тель­но ма­ло по­стро­ек до 2-й пол. 17 в.; б. ч. зда­ний от­но­сит­ся к пе­рио­ду по­сле «Ве­ли­ко­го по­жа­ра» 1666.

Здание компании «Swiss Re» (ныне «30 Сент Мэри Акс»). 1997–2004. Архитектор Н. Фостер.
Фото Viktorija Shamolina Главный деловой район Лондона – Сити.

К ста­рей­шим по­строй­кам Л. при­над­ле­жат рас­по­ло­жен­ные на тер­ри­то­рии ос­но­ван­но­го рим­ля­на­ми Си­ти ос­тат­ки кре­по­ст­ной сте­ны и др. со­ору­же­ний рим. вре­ме­ни и на­хо­дя­щий­ся сра­зу за его ис­то­рич. гра­ни­цей (ни­же по те­че­нию Тем­зы) за­мок-дво­рец англ. ко­ро­лей Тау­эр, а так­же ро­ман­ская ц. Сент-Бар­то­ло­мью-те-Грейт (ос­но­ва­на в 1123), го­тич. цер­ковь ор­де­на там­плие­ров Темпл (Сент-Мэ­ри; 2-я пол. 12 – 1-я пол. 13 вв.) и ра­ту­ша Гилд­холл (ок. 1270, рас­ши­ре­на в 1411–1440; ре­с­тав­ри­ро­ва­на в 1788). Ис­то­рич. ком­плекс «под­во­рья юри­стов» Темпл (16–17 вв.) то­же час­тич­но на­хо­дит­ся на тер­ри­то­рии Си­ти. Имен­но в Си­ти на­чал­ся по­жар 1666 (в па­мять об этом со­бы­тии со­ору­жён «Мо­ну­мент», 1671–76, арх. К. Рен совм. с Р. Ху­ком), этот рай­он по­стра­дал боль­ше все­го: в чис­ле по­терь был Свя­то­го Пав­ла со­бор, за­тем пол­но­стью пе­ре­стро­ен­ный Ре­ном (на­ря­ду с 52 при­ход­ски­ми церк­ва­ми) в сти­ле англ. клас­си­циз­ма. Б. ч. позд­ней за­строй­ки Си­ти свя­за­на с его ис­то­ри­че­ски сло­жив­шей­ся функ­ци­ей тор­го­во­го и де­ло­во­го цен­тра: клас­си­ци­стич. зда­ния ре­зи­ден­ции лорд-мэ­ра «Ман­шен ха­ус» (1739–53, арх. Дж. Данс), Анг­лий­ско­го бан­ка (1788–1833, Дж. Со­ун; пе­ре­стро­ен в 1921–37), Ко­ро­лев­ской бир­жи (1841–44, У. Тайт) и др. Сре­ди по­стро­ек 2-й пол. 20 и нач. 21 вв. (в т. ч. воз­ве­дён­ных на мес­те зда­ний, раз­ру­шен­ных во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны) – не­бо­скрё­бы, в т. ч. Лон­дон­ская фон­до­вая бир­жа в сти­ле бру­та­лиз­ма (ны­не «125 Олд Брод­ ст­рит», ар­хит. бю­ро «Fitzroy Robinson & Partners» и др., 1970; ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 2003–2008), «Баш­ня 42» в ду­хе по­стмо­дер­низ­ма (1980, арх. Р. Сей­ферт), в рус­ле хай-те­ка – зда­ния ком­па­ний «Ллойд» (1986, арх. Р. Род­жерс), «Swiss Re» (ны­не «30 Сент Мэ­ри Акс», 1997–2004, арх. Н. Фос­тер) и «Брод­гейт тау­эр» (2005–08, ар­хит. бю­ро SOM), так­же «Ком­плекс Бар­би­кан» в фор­мах бру­та­лиз­ма (1971–82, ар­хит. бю­ро «Cham­berlin, Powell & Bon»; вклю­ча­ет Центр ис­кусств «Бар­би­кан» с га­ле­ре­ей, те­ат­ром и кон­церт­ным за­лом, биб­лио­те­ку, шко­лу, Му­зей Лон­до­на, со­ци­аль­ное жи­льё и пр.).

Си­ти со­еди­нён с Вест­мин­сте­ром ул. Странд. В от­ли­чие от Си­ти, тер­ри­то­рия ко­то­ро­го поч­ти не уве­ли­чи­лась со вре­мён его ос­но­ва­ния, совр. р-н Вест­мин­стер зна­чи­тель­но боль­ше, чем ис­то­ри­ческий. В его гра­ни­цах со­сре­до­то­че­но боль­шин­ст­во ис­то­рич. и ар­хит. па­мят­ни­ков, в т. ч. са­мые зна­чи­тель­ные из древ­ней­ших со­ору­же­ний Л. (за ис­клю­че­ни­ем Тау­эра) – вы­хо­дя­щие на пл. Пар­ла­мент-сквер Вест­мин­стер­ское аб­бат­ст­во и Вест­мин­стер­ский дво­рец [с кон. 11 в. ко­ро­лев­ская ре­зи­ден­ция; по­сле по­жа­ра 1834 вы­стро­ен за­но­во как зда­ние Пар­ла­мен­та в сти­ле нео­го­ти­ки с ча­со­вой баш­ней Биг-Бен (строи­лась с 1840), ар­хи­тек­то­ры Ч. и Э. Бэр­ри, О. Пьюд­жин; от ста­ро­го зда­ния со­хра­ни­лись зал Вест­мин­стер-холл (1097–99, пе­ре­стро­ен в 1394–1402 в пер­пен­ди­ку­ляр­ном сти­ле), кор­пус «Джу­эл тау­эр» (1365–66) и др.], а так­же совр. ре­зи­ден­ция ко­ро­лев­ской се­мьи – Бу­кин­гем­ский дво­рец (на пло­ща­ди пе­ред ним – ме­мо­ри­ал ко­ро­ле­вы Вик­то­рии, 1901–11, арх. А. Уэбб, скульп­тор Т. Брок). Ул. Уайт­холл, со­еди­няю­щая Пар­ла­мент-сквер с Тра­фаль­гар-сквер, по­лу­чи­ла назв. от од­но­им. ко­ро­лев­ско­го двор­ца, поч­ти пол­но­стью сго­рев­ше­го в 1698 (со­хра­нил­ся толь­ко «Бан­кет­ный зал» в рус­ле пал­ла­ди­ан­ст­ва, 1619–22, арх. И. Джонс, пла­фон­ная жи­во­пись П. П. Ру­бен­са, 1635). Ны­не на ул. Уайт­холл и во­круг неё рас­по­ло­же­ны мн. гос. уч­ре­ж­де­ния, по­это­му её наз­ва­ние час­то ис­поль­зу­ют как си­но­ним брит. пра­ви­тель­ст­ва. Здесь на­хо­дят­ся: ком­плекс Ад­ми­рал­тей­ст­ва (18–19 вв., ар­хи­тек­то­ры Р. Адам, С. Ко­ке­релл и др.), ре­зи­ден­ция пре­мьер-ми­ни­ст­ра (на со­сед­ней ул. Дау­нинг-стрит; 17–18 вв.), ка­зар­мы Ко­ро­лев­ской кон­ной гвар­дии (1750–59), Ка­зна­чей­ст­во (Мин-во фи­нан­сов; 1733–37; оба зда­ния – арх. У. Кент) и др., а так­же ряд па­мят­ни­ков, в т. ч. не­оклас­сич. ме­мо­ри­ал «Ке­но­таф» в па­мять о по­гиб­ших в 1-й ми­ро­вой вой­не бри­тан­цах (1919–20, арх. Э. Ла­ченс). Ул. Уайт­холл за­вер­ша­ет клас­си­ци­стич. пл. Тра­фаль­гар-сквер (1820–40-е гг.) с ко­лон­ной Нель­со­на (1839–43; выс. 56 м), ц. Сент-Мар­тин-ин-те-Филдс (1720–26, арх. Дж. Гиббс) и На­цио­наль­ной га­ле­ре­ей.

Вестминстерский собор. 1895–1903. Архитектор Дж. Бентли.
Улица Риджент-стрит с застройкой 19 в.

Се­вер­нее Тра­фаль­гар-сквер, час­тич­но в гра­ни­цах совр. Вест­мин­сте­ра, на­хо­дит­ся ис­то­рич. р-н Вест-Энд, ко­то­рый сло­жил­ся в 17–19 вв. как ме­сто рас­по­ло­же­ния особ­ня­ков ари­сто­кра­тии, мод­ных ма­га­зи­нов, луч­ших раз­вле­кат. уч­ре­ж­де­ний (до сих пор сла­вит­ся свои­ми те­ат­ра­ми, рес­то­ра­на­ми, ма­га­зи­на­ми, гос­ти­ни­ца­ми), а так­же как де­ло­вой центр. В Вест-Эн­де – ан­самбль пл. Ко­вент-Гар­ден с ц. Св. Пав­ла (1630–31; арх. И. Джонс, пе­ре­строе­на в 1795) и те­ат­ром «Ко­вент-Гар­ден»; тор­го­вые ули­цы Окс­форд-стрит (у её на­ча­ла, близ гра­ни­цы Гайд-пар­ка, – «Мра­мор­ная ар­ка», 1828, арх. Дж. Нэш), Бонд-стрит, Рид­жент-стрит с за­строй­кой 19 в. (пла­ни­ров­ка – Нэш), жи­лые квар­та­лы Адель­фи (1768–72) и Порт­ленд-плейс (с 1776; оба – арх. Р. Адам), рай­оны Пик­ка­дил­ли, Со­хо, Чай­на­та­ун и др. Так­же в гра­ни­цах совр. Вест­мин­сте­ра рас­по­ло­же­ны ко­ро­лев­ский дво­рец Сент-Джеймс в тю­до­ров­ском сти­ле (16–19 вв.), клас­си­ци­стич. Со­мер­сет-ха­ус (1776–86, арх. У. Чейм­берс; ны­не Кур­то ин­сти­тут), нео­го­тич. ком­плекс Ко­ро­лев­ско­го су­да (1874–82, арх. Дж. Э. Стрит), не­ови­зан­тий­ский Вест­мин­стер­ский со­бор (1895–1903, арх. Дж. Бент­ли), зда­ние «Но­во­го Скот­ланд-Яр­да» (1887–90 и 1901–07, арх. Р. Н. Шоу; ныне – корпуса Пар­ла­мента «Норман Шоу билдингс»), мно­го­числ. пар­ки (Гайд-парк, Рид­жентс-парк, Грин-парк, Сент-Джеймс-парк, Кен­синг­тон-гар­денс и др.) и му­зеи [Ко­ро­лев­ская ака­де­мия ис­кусств в клас­си­ци­стич. зда­нии Бер­линг­тон-ха­ус (17–19 вв., ар­хи­тек­то­ры Дж. Гиббс, К. Кэм­пбелл и др.), Бри­тан­ская га­ле­рея Тейт, Ин-т совр. иск-ва (в ком­плек­се Карл­тон-ха­ус-тер­рас; 1827–29, Нэш), Лей­тон-ха­ус (1870-е гг., арх. Дж. Эйт­чи­сон), Уол­лес со­б­ра­ние и др.].

Жилая застройка района Кенсингтон 19 в.

По­сле «Ве­ли­ко­го по­жа­ра» 1666 на­ча­ли за­страи­вать­ся тер­ри­то­рии за­го­род­ных име­ний к за­па­ду от Вест­мин­сте­ра – Кен­синг­тон и Чел­си, ку­да пе­ре­еха­ла часть зна­ти из раз­ру­шен­но­го Си­ти; сей­час это рай­оны особ­ня­ков кон. 18–19 вв. В Кен­синг­то­не ко­ро­лев­ская ре­зи­ден­ция (Кен­синг­тон­ский дво­рец) поя­ви­лась уже в нач. 17 в. (совр. зда­ние – 17–18 вв., арх. К. Рен и др.), так­же там на­хо­дит­ся ком­плекс куль­тур­ных и об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ний 2-й пол. 19 в., т. н. Аль­бер­то­по­лис, по­стро­ен­ный в вик­то­ри­ан­ском сти­ле (кон­церт­ный зал Аль­берт-холл; Вик­то­рии и Аль­бер­та му­зей; Му­зей ес­теств. ис­то­рии; Ко­ро­лев­ский муз. кол­ледж; ме­мо­ри­ал прин­ца Аль­бер­та, 1862–75, арх. Дж. Г. Скотт Стар­ший). В Чел­си рас­по­ло­жены Ко­ро­лев­ский гос­пи­таль для про­жи­ва­ния сол­дат-ве­те­ра­нов (1682–92, Рен) и штаб-квар­ти­ра гер­цо­га Йорк­ско­го (нач. 19 в., арх. Дж. Сан­дерс; ны­не Му­зей совр. иск-ва «Га­ле­рея Саа­чи»).

«Старый Лондонский мост» (вид до пожара 1666). Картина неизвестного художника 17 в. Кенвуд-хаус (Лондон).
Саутуаркский собор. 12–15 вв.

Лон­дон­ский мост (Лон­дон-бридж; совр. со­ору­же­ние – 1968–72), пер­вый и до 1750 един­ст­вен­ный мост че­рез Тем­зу в чер­те го­ро­да, со­еди­ня­ет Си­ти со ста­рей­шим рай­оном юж. бе­ре­га – Сау­ту­арк (ос­но­ван рим­ля­на­ми как са­мо­стоят. по­се­ле­ние; ны­не в со­ста­ве Боль­шо­го Лон­до­на), где на­хо­дят­ся го­тич. Сау­ту­арк­ский со­бор (за­ло­жен как ц. Сент-Мэ­ри-Ове­ри в 1106; пе­ре­стро­ена в 13–15 вв., ре­с­тав­ри­ро­ва­на в 19 в.; со­бор с 1905). Сау­ту­арк из­вес­тен в сред­ние ве­ка как ме­сто кри­ми­наль­ной ак­тив­но­сти, т. к. рай­он не под­чи­нял­ся гор. вла­стям; с 16 в. здесь про­во­ди­лись нар. уве­се­ле­ния, по­я­ви­лись пер­вые те­ат­ры (в т. ч. те­атр «Гло­бус»), а так­же тюрь­мы. За­строй­ка Сау­ту­ар­ка и со­сед­не­го р-на Лам­бет от­но­сит­ся пре­им. к 20 – нач. 21 вв. и вклю­ча­ет ин­дустр. со­ору­же­ния в сти­ле ар де­ко – фаб­рич­ное зда­ние «Ок­со тау­эр» (пе­ре­строе­но из зда­ния элек­тро­стан­ции в 1920-х гг., арх. А. Мур) и элек­тро­стан­цию «Бан­к­сайд» (1947–63, арх. Дж. Г. Скотт-млад­ший; ны­не Со­вре­мен­ная га­ле­рея Тейт, ре­кон­ст­рук­ция – 2000, ар­хит. бю­ро «Her­zog & de Meuron»), так­же Центр ис­кусств «Са­ут-Банк» [Рой­ал-фес­ти­вал-холл в фор­мах мо­дер­низ­ма (1949–51, Р. Мэ­тью, Л. Мар­тин), кон­церт­ный зал Ку­ин-Эли­за­бет-холл и га­ле­рея Хей­уард (оба зда­ния – 1967–68, арх. Х. Бен­нетт, бру­та­лизм)], Ко­ро­лев­ский нац. те­атр в фор­мах бру­та­лиз­ма (1967–76, арх. Д. Лас­дан), ко­ле­со обо­зре­ния «Лондон Ай» (2000, выс. 135 м).

К вос­то­ку от Си­ти на­хо­дит­ся Ист-Энд, ис­то­ри­че­ски рай­он ре­мес­лен­ни­ков, раз­но­ра­бо­чих, им­ми­гран­тов; с кон. 17 в. здесь так­же фор­ми­ру­ет­ся ком­плекс до­ков, пол­но­стью сло­жив­ший­ся в 19 в. К 19 в. Ист-Энд – са­мая бед­ная и гус­то­на­се­лён­ная часть Л. Он силь­но по­стра­дал во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, и во 2-й пол. 20 в. его ста­ли за­страи­вать за­но­во. В 1981 на­ча­лась про­грам­ма ре­кон­ст­рук­ции до­ков, в рам­ках ко­то­рой бы­ли вы­стро­ены де­ло­вой мас­сив «Ка­на­ри уорф» (с кон. 1980-х гг.), ти­по­гра­фия «Фай­нан­шел таймс» в фор­мах хай-те­ка (1987–88, арх. Н. Грим­шоу) и др. В Ист-Эн­де на­хо­дят­ся по­пу­ляр­ные мес­та от­ды­ха и раз­вле­че­ний, а так­же ху­дож. га­ле­реи (напр., Уайт­че­пел, в сти­ле мо­дерн, 1898–99, арх. Ч. Х. Та­ун­сенд; ре­кон­ст­рук­ция – 2007–09, ар­хит. бю­ро «Robbrecht en Da­em»). Ист-Энд и при­ле­гаю­щие к не­му с вос­то­ка тер­ри­то­рии сей­час но­сят назв. Вост. Лон­дон. В свя­зи с соз­да­ни­ем ин­фра­струк­ту­ры и спор­тив­ных объ­ек­тов к Олим­пийским играм 2012 на этой тер­ри­то­рии осу­щест­вля­ет­ся про­грам­ма ре­кон­струк­ции.

Ос­таль­ная тер­ри­то­рия Л. пред­став­ля­ет со­бой в осн. жи­лые рай­оны, быв­шие ра­нее при­го­ро­да­ми или ав­то­ном­ны­ми на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми (напр., Грин­вич, Да­лидж) и вклю­чён­ные в его со­став во вре­мя рос­та тер­ри­то­рии го­ро­да в 19–20 вв. К се­ве­ру от Вест­мин­сте­ра, в р-не Кам­ден, рас­по­ло­же­ны парк Хем­п­стед-Хит с двор­цом Кен­вуд-ха­ус, ан­самбль пл. Фиц­рой-сквер (ок. 1790–1800, ар­хи­тек­то­ры бр. Адам) и Бри­тан­ский му­зей. На юго-вос­то­ке Л., в Грин­ви­че, рас­по­ло­же­ны Грин­вич­ский мор­ской гос­пи­таль, зда­ние Грин­вич­ской ас­тро­но­ми­че­ской об­сер­ва­то­рии – Флем­стид-ха­ус (пла­не­та­рий – 2007, ар­хит. бю­ро «Allies and Morrison»), «Ку­пол Ты­ся­че­ле­тия» (ны­не раз­вле­кат. ком­плекс «О2»; 1996–99, арх. Р. Род­жерс). На юго-за­па­де Лон­до­на, в р-не Рич­монд, на­хо­дят­ся двор­цо­во-пар­ко­вый ком­плекс Хэмп­тон-корт и Ко­ро­лев­ский бо­та­нич. сад Кью-гар­денс.

Сре­ди мос­тов Л. – Тау­эр­ский (1886–1894, арх. Х. Джонс), Ва­тер­лоо (1945, арх. Дж. Г. Скотт-млад­ший), мост Ты­ся­че­ле­тия (1996–2000, арх. Н. Фос­тер). Мн. ис­то­рич. по­строй­ки Л. вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Л. – круп­ней­ший центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Ве­ли­ко­бри­та­нии. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ко­ро­лев­ская ака­де­мия ис­кусств (1768), Бри­тан­ская ака­де­мия, Ко­ро­лев­ская инж. ака­де­мия (1976), Ака­де­мия об­ществ. на­ук (1999), Бри­тан­ский со­вет (1934), Нац. кор­по­ра­ция по ис­сле­до­ва­ни­ям и раз­ра­бот­кам (1949), Н.-и. со­вет (1965), Ко­ро­лев­ский ар­хео­ло­гич. ин-т (1843), Нац. ин-т эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний (1938), Ме­ж­ду­нар. ин-т стра­те­гич. ис­сле­до­ва­ний (1958), Ин-т совр. брит. ис­то­рии (1986). Ста­рей­шие на­уч. об­ще­ст­ва: Лон­дон­ское Ко­ро­лев­ское об­ще­ст­во, ма­те­ма­тич. (1707), бо­та­нич. (1721), Ко­ро­лев­ское об-во по­ощ­ре­ния ре­мё­сел, про­из­во­ди­те­лей и тор­гов­ли (1754), Лин­не­ев­ское (1788), са­до­вод­че­ское (1804), гео­ло­гич. (1807), Ко­ро­лев­ское гео­гра­фи­че­ское (1830), ес­теств. ис­то­рии (1858) и др. Выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния: Лон­дон­ский уни­вер­си­тет, Вест­мин­стер­ский ун-т (1838, совр. ста­тус с 1992), Грин­вич­ский ун-т (1890, совр. ста­тус с 1992), Ун-т Са­ут-Банк (1892, совр. ста­тус с 1973), Ун-т Си­ти (1894, совр. ста­тус с 1966), Кин­г­стон­ский ун-т (1899, совр. ста­тус с 1992), Ун-т Брю­нель (1957, совр. ста­тус с 1966), От­кры­тый ун-т Л. (1969), Амер. меж­кон­ти­нен­таль­ный ун-т (1970), Ун-т Мид­л­секс (1973, совр. ста­тус с 1992), Ро­гем­птон­ский ун-т (об­ра­зо­ван в 1975 в ре­зуль­та­те объ­еди­не­ния 4 круп­ных кол­лед­жей, совр. ста­тус с 2004), Ун-т ис­кусств (1986, совр. назв. и ста­тус с 2004), Ун-т Мет­ро­политен (об­ра­зо­ван в 2002 слия­ни­ем Ун-та Сев. Лон­до­на и Ун-та Гилд­холл). Ко­ро­лев­ские ака­де­мии: Ко­ро­лев­ская ака­де­мия му­зы­ки (1822), дра­ма­тич. иск-ва (1904), тан­ца (1920), ин­же­нер­ная (1976); Лон­дон­ская ака­де­мия му­з.-дра­ма­тич. иск-ва (1861), Лон­дон­ская ки­но­ака­де­мия (2002); ряд круп­ных кол­лед­жей и выс­ших школ, в т. ч. Ко­ро­лев­ский кол­ледж ис­кусств (1837), конс. «Три­ни­ти-кол­ледж» (1872), Ко­ро­лев­ский муз. кол­ледж (1883), Лон­дон­ский им­пер­ский кол­ледж (соз­дан в 1907 объ­е­ди­не­ни­ем не­сколь­ких кол­лед­жей Л.), Ко­ро­лев­ская ба­лет­ная шко­ла (с 1931), Лон­дон­ская ки­но­шко­ла (1956), Ев­роп. биз­нес-шко­ла (1979). Круп­ные биб­лио­те­ки: Бри­тан­ская биб­лио­те­ка, Б-ка Деп-та здра­во­охра­не­ния (1834), Брит. б-ка по­ли­тич. и эко­но­мич. на­ук (1896), биб­лио­те­ки ву­зов, НИИ, му­зе­ев и др. В Л. св. 300 му­зе­ев, в т. ч. Брит. му­зей, га­ле­рея Тейт, Нац. га­ле­рея, со­б­ра­ние Уол­лес, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та (1852), Нац. порт­рет­ная га­ле­рея (1856), На­уч. му­зей (1857; со­дер­жит уни­каль­ную кол­лек­цию ма­шин), Му­зей ес­теств. ис­то­рии (1881), Им­пер­ский во­ен. му­зей (1920), Нац. мор. му­зей (1934; в его со­ста­ве – Грин­вич­ская ас­тро­но­ми­че­ская об­сер­ва­то­рия), Нац. му­зей ар­мии (1960), Му­зей Лон­до­на (1965); до­ма-му­зеи: Ч. Дик­кен­са (1925), З. и А. Фрейд (1986), Г. Ф. Ген­де­ля (2001); Му­зей Шер­ло­ка Хол­мса, Ла­бо­ра­то­рия и му­зей М. Фа­ра­дея (1973), Ла­бо­ра­то­рия-му­зей А. Фле­мин­га (1993).

Л. – один из круп­ней­ших в ми­ре цен­тров муз. и сце­нич. иск-ва. Гос. те­ат­ры: «Олд Вик», лон­дон­ский фи­ли­ал Ко­ро­лев­ско­го Шек­спи­ров­ско­го те­ат­ра в Страт­форд-апон-Эй­во­не (1960), Нац. те­атр (1963, до 1975 спек­так­ли шли на сце­не те­ат­ра «Олд Вик»). В р-не Вест-Энд рас­по­ло­же­ны ком­мерч. те­ат­ры (сис­те­ма сло­жи­лась в кон. 19 в. по прин­ци­пу те­ат­ров Брод­вея), ста­вя­щие дра­ма­тич. спек­так­ли и мю­зик­лы. Сре­ди ча­ст­ных те­ат­ров – «Рой­ал-корт» (1956), «Ал­мей­да» (1980). Дей­ст­ву­ют не­боль­шие те­ат­раль­ные труп­пы («Гейт» и др.), ра­бо­таю­щие на не­те­ат­раль­ных пло­щад­ках (па­бы, пар­ки и т. п.). С 1981 про­во­дит­ся Ме­ж­ду­нар. те­ат­раль­ный фес­ти­валь. Брит. ки­но­ин­сти­тут (1933, в 1935 при ин-те ос­но­ван Нац. ар­хив). Лон­дон­ский ки­но­фес­ти­валь (с 1956, еже­год­ный). До­с­то­при­ме­ча­тель­но­стью Л. яв­ля­ет­ся те­атр «Гло­бус», по­стро­ен­ный по об­раз­цу те­ат­ра шек­спи­ров­ских вре­мён.

«Колизей». 1904. Архитектор Ф. Матчем.

Опер­ные те­ат­ры: «Ко­вент-Гар­ден», Анг­лий­ская на­цио­наль­ная опе­ра (на ос­но­ве опер­ной труп­пы «Сэд­лерс-Уэллс», ра­бо­тав­шей в 1931–73; с 1968 – в зда­нии «Ко­ли­зея»). Лон­дон­ский фи­лар­мо­ни­че­ский ор­кестр, Лон­дон­ский сим­фо­ни­че­ский оркестр, др. ор­ке­ст­ры: Ор­кестр Би-Би-Си (1930), Ко­ро­лев­ский фи­лар­мо­ни­че­ский (1946), Анг­лий­ский ка­мер­ный (1948; совр. назв. с 1960); «Ре­во­лю­ци­он­ный и ро­ман­ти­че­ский ор­кестр» (1989; в ос­но­ве ре­пер­туа­ра – му­зы­ка вен­ских клас­си­ков и ком­по­зи­то­ров эпо­хи ро­ман­тиз­ма), «Лон­дон­ская сим­фо­ни­ет­та» (1968; спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на му­зы­ке 20–21 вв.). Ор­ке­ст­ры и ан­самб­ли ста­рин­ных ин­ст­ру­мен­тов: «Лон­дон­ский кон­сорт ста­рин­ной му­зы­ки» (1967–76; внёс ис­то­рич. вклад в ау­тен­тич­ное ис­пол­ни­тель­ст­во), «Анг­лий­ский кон­церт» (1973), «Анг­лий­ские со­лис­ты ба­рок­ко» (1978), «Ор­кестр ве­ка Про­све­ще­ния» (1986). Один из наи­бо­лее из­вест­ных в ми­ре струн­ных квар­те­тов – «Ама­де­ус-квар­тет» (1947–87). «Хор Мон­те­вер­ди» (ос­но­ван в 1964 в Кем­брид­же, ны­не ба­зи­ру­ет­ся в Л.). Наи­бо­лее из­вест­ные кон­церт­ные пло­щад­ки – Аль­берт-холл, Уиг­мор-холл (1901; совр. назв. с 1917). Ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ли: «Би-Би-Си промс», Ба­хов­ский (с 1977). Ме­ж­ду­нар. муз. кон­кур­сы: скри­па­чей им. К. Фле­ша (с 1945), во­ка­ли­стов (с 1998).

Л. – пер­вый в ми­ро­вой олим­пий­ской ис­то­рии го­род, ко­то­рый три­ж­ды стал ор­га­ни­за­то­ром Олим­пий­ских игр (в 1908, 1948 про­вёл, го­то­вит­ся к про­ве­де­нию в 2012). Ме­сто про­ве­де­ния мат­чей чем­пио­на­та ми­ра (1966) и чем­пио­на­та Ев­ро­пы (1996) по фут­бо­лу, чем­пио­на­тов ми­ра – по хок­кею с шай­бой (1937, 1950), фи­гур­но­му ка­та­нию (1898, 1902, 1929, 1937, 1950), ху­дож. гим­на­сти­ке (1979) и др. Силь­ней­шие фут­боль­ные клу­бы Л. – «Ар­се­нал», «Чел­си», «Тот­тен­хэм Хот­спур», «Вест Хэм» («Уэст Хэм»), «Фул­хэм» – вы­сту­па­ют в выс­шей ли­ге англ. фут­бо­ла (Пре­мьер-ли­ге) и при­ни­ма­ют сво­их со­пер­ни­ков со­от­вет­ст­вен­но на ста­дио­нах «Эми­рейтс» (до ию­ля 2006 «Хай­бе­ри»; св. 60 тыс. мест), «Стам­форд Бридж» (св. 42 тыс. мест), «Уайт Харт Лейн» (св. 36 тыс. мест), «Ап­тон Парк» (св. 35 тыс. мест), «Крей­вен Кот­тедж» (26 тыс. мест). Круп­ней­ший ста­ди­он Л. «Уэмб­ли» (90 тыс. мест) – ме­сто про­ве­де­ния ме­ж­ду­нар. мат­чей сбор­ной ко­ман­ды Анг­лии, фи­на­лов Куб­ка Анг­лии по фут­бо­лу и круп­ней­ших ми­ро­вых тур­ни­ров по рег­би. На ста­дио­нах «Овал» (23,5 тыс. мест) и «Лордс Кри­кет Гра­унд» (29 тыс. мест) про­хо­дят мат­чи по кри­ке­ту. Все­анг­лий­ский клуб ла­ун-тен­ни­са и кро­ке­та в Уимб­л­до­не с 1877 еже­год­но про­во­дит Уимб­л­дон­ский тур­нир по тен­ни­су, ко­то­рый име­ет ста­тус не­офиц. чем­пио­на­та ми­ра на тра­вя­ных кор­тах и вхо­дит в чет­вёр­ку тур­ни­ров «Боль­шо­го шле­ма». С 1981 в Л. про­во­дит­ся тра­диц. ме­ж­ду­нар. ма­ра­фон (как пра­ви­ло, в ап­ре­ле). В 1829 в го­ро­де про­хо­ди­ла пер­вая ре­га­та на Тем­зе с уча­сти­ем уни­вер­си­тет­ских ко­манд по ака­де­мич. греб­ле Кем­брид­жа и Окс­фор­да (с 1856 тра­ди­ци­он­ная еже­год­ная). В 1851 в Л. со­сто­ял­ся пер­вый в ис­то­рии Ме­ж­ду­нар. шах­мат­ный тур­нир; впо­след­ст­вии про­во­ди­лись мно­го раз. В 1927 в Л. ор­га­ни­зо­ва­на пер­вая в ис­то­рии Все­мир­ная шах­мат­ная олим­пиа­да. Три­ж­ды в Л. про­хо­ди­ли мат­чи на пер­вен­ст­во ми­ра по шах­ма­там: в 1986 (1-я по­ло­ви­на мат­ча-ре­ван­ша) – Г. К. Кас­па­ров – А. Е. Кар­пов; в 1993 – Кас­па­ров – Н. Шорт; в 2000 – Кас­па­ров – В. Б. Крам­ник. Близ Л. на­хо­дят­ся из­вест­ные в Ев­ро­пе ип­по­дро­мы «Кемп­тон Парк», «Эп­сом», «Ас­кот» и др.

В кон. 2000-х гг. Л. по мас­шта­бам гор. эко­но­ми­ки на­хо­дит­ся на 6-м мес­те в ми­ре (по­сле То­кио, Нью-Йор­ка, Лос-Анд­же­ле­са, Чи­ка­го и Па­ри­жа; оцен­ка). Л. за­ни­ма­ет гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние в брит. эко­но­ми­ке: здесь про­из­во­дит­ся ок. 20% ВВП стра­ны (в пре­де­лах Мет­ро­по­ли­тен­ско­го р-на – ок. 30%), ок. 40% НИОКР (по стои­мо­сти), свы­ше по­ло­ви­ны фи­нан­со­вых, бан­ков­ских, рек­лам­ных и др. ус­луг. Из об­ще­го чис­ла имею­щих ра­бо­ту (ок. 4 млн. чел.) в сфе­ре ус­луг за­ня­то св. 86% (в т. ч. биз­нес-ус­лу­ги, вклю­чая фи­нан­со­вые ус­лу­ги, св. 28%, тор­гов­ля и рес­то­ран­но-гос­ти­нич­ный биз­нес ок. 19%, здра­во­охра­не­ние св. 10%, транс­порт 8%, об­ра­зо­ва­ние 7,5%, адм. ус­лу­ги 5,4%), в об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти – ок. 8%, строи­тель­ст­ве – св. 5%.

В ди­вер­си­фи­ци­ров. струк­ту­ре сфе­ры ус­луг пре­об­ла­да­ют биз­нес-ус­лу­ги (в т. ч. фи­нан­со­вые опе­ра­ции, бан­ков­ское и стра­хо­вое де­ло, управ­ле­ние ак­ти­ва­ми, кон­сал­тинг). За Л. за­кре­пил­ся не­офиц. ста­тус од­но­го из 3 гл. ко­манд­ных пунк­тов ми­ро­вой эко­но­ми­ки (на­ря­ду с Нью-Йор­ком и То­кио) и ве­ду­ще­го де­ло­во­го цен­тра Ев­ро­пы. Здесь рас­по­ло­же­ны штаб-квар­ти­ры боль­шин­ст­ва ве­ду­щих брит. ком­па­ний и бо­лее 100 из 500 круп­ней­ших фирм Ев­ро­пы; офи­сы в Л. име­ют 3/4 из 500 круп­ней­ших кор­по­ра­ций ми­ра.

Л. – 2-й по зна­че­нию фи­нан­со­во-бан­ков­ский центр ми­ра (по­сле Нью-Йор­ка), круп­ней­ший в ми­ре центр ме­ж­ду­нар. бан­ков­ско­го де­ла (обес­пе­чи­ва­ет око­ло по­ло­ви­ны всех бан­ков­ских опе­ра­ций в Ев­ро­пе). В бан­ков­ско-кре­дит­ный сек­тор Л. вхо­дит ок. 600 брит. бан­ков (в т. ч. Bank of England, HSBC, Royal Bank of Scotland, Barclays, Halifax Bank of Scot­land), а так­же св. 550 ме­ж­ду­нар. и иностр. бан­ков. Здесь раз­ме­ща­ют­ся ев­роп. офи­сы бо­лее чет­вер­ти круп­ней­ших ми­ро­вых фи­нан­со­вых ком­па­ний (в т. ч. 170 фирм по тор­гов­ле цен­ны­ми бу­ма­га­ми). Л. – один из круп­ней­ших в ми­ре рын­ков ссуд­но­го ка­пи­та­ла, ус­луг по управ­ле­нию фи­нан­со­вы­ми фон­да­ми, фью­чер­са­ми и др. Лон­дон­ский ры­нок ва­лют­ных опе­ра­ций – круп­ней­ший в ми­ре (су­точ­ный обо­рот бир­жи об­ме­на ва­лют боль­ше со­во­куп­но­го обо­ро­та бирж Нью-Йор­ка и То­кио); че­рез Л. про­хо­дит свы­ше по­ло­ви­ны всех важ­ней­ших ми­ро­вых сде­лок по тор­гов­ле иностр. ва­лю­той и 70% сде­лок с ев­ро­бон­да­ми. Л. из­вес­тен опе­ра­ция­ми с цен­ны­ми бу­ма­га­ми: вы­де­ля­ют­ся Лон­дон­ская фон­до­вая бир­жа (3-е ме­сто по объ­ё­му опе­ра­ций по­сле бирж То­кио и Нью-Йор­ка) и Euronext. LIFFE – ве­ду­щая ми­ро­вая бир­жа по тор­гов­ле фью­чер­са­ми и др. фи­нан­со­вы­ми де­ри­ва­та­ми (св. 1/3 ми­ро­во­го объ­ё­ма). Л. – круп­ней­ший в ми­ре центр управ­ле­ния ак­ти­ва­ми: на его до­лю при­хо­дит­ся поч­ти 1/2 ак­цио­нер­но­го ка­пи­та­ла всех ев­роп. кор­по­ра­ций. Л. – один из ве­ду­щих в ми­ре цен­тров бир­же­вой и аук­ци­он­ной тор­гов­ли (Лон­дон­ская бир­жа ме­тал­лов оп­ре­де­ля­ет ми­ро­вые це­ны на цвет­ные ме­тал­лы, че­рез неё осу­ще­ст­в­ля­ет­ся про­да­жа св. 60% до­бы­вае­мых в ми­ре ал­ма­зов; дей­ст­ву­ют неф­тя­ная бир­жа, ряд др. то­вар­ных бирж – по про­да­же ме­хов, хлоп­ка, ка­као-бо­бов, ко­фе и др.). В Л. рас­по­ла­га­ют­ся аук­ци­он­ные до­ма «Sotheby’s» и «Cristie’s», спе­циа­ли­зи­рую­щие­ся на тор­гов­ле пред­ме­та­ми иск-ва. Тра­ди­ци­он­но силь­ны по­зи­ции Л. как ве­ду­ще­го цен­тра ме­ж­ду­нар. стра­хо­ва­ния: здесь ба­зи­ру­ет­ся ок. 200 стра­хо­вых ком­па­ний («Ллойд», AVIVA – ли­дер ев­роп. рын­ка лич­но­го стра­хо­ва­ния, «Prudential» и др.). Л. – важ­ный центр ин­фор­мац. ус­луг, в т. ч. в сфе­ре де­ло­вой ин­фор­ма­ции, кон­сал­тин­га (в т. ч. ме­недж­мент-кон­сал­тин­га – «PriceWa­ter­houseCoopers», юри­ди­че­ско­го), ры­ноч­ных ис­сле­до­ва­ний, ин­жи­ни­рин­го­вых, ли­зин­го­вых, ау­ди­тор­ско-бух­гал­тер­ских и др. де­ло­вых и проф. ус­луг.

Вто­рая по зна­чи­мо­сти от­расль сфе­ры ус­луг – ус­лу­ги «креа­тив­ной эко­но­ми­ки»: в Л. ак­ку­му­ли­ру­ет­ся ок. 40% всех ин­ве­сти­ций брит. «креа­тив­ной эко­но­ми­ки». Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют ус­лу­ги, свя­зан­ные с из­да­ни­ем и ти­ра­жи­ро­ва­ни­ем ме­дий­ных про­дук­тов (свы­ше 1/3 стои­мо­сти про­дук­ции «креа­тив­ной эко­но­ми­ки» го­ро­да). В Л. ба­зи­ру­ют­ся Би-Би-Си (BBC), Рей­тер, из­да­тель­ская груп­па «Pearson» (од­на из круп­ней­ших в ми­ре) и др. ме­диа­кор­по­ра­ции. Л. – один из важ­ней­ших в ми­ре цен­тров раз­ра­бот­ки и про­из-ва ра­дио- и те­ле­ви­зи­он­ных (в т. ч. «Кто хо­чет стать мил­лио­не­ром?», «По­след­ний ге­рой», «Те­ле­пу­зи­ки») про­грамм, ком­пь­ю­тер­ных про­грамм и игр. Здесь на­хо­дят­ся из­вест­ные брит. ком­па­нии зву­ко­за­пи­си (EMI, «Sanctuary Re­cords Group», «Beggars Group»); ра­бо­та­ют ки­но­сту­дии «Ealing Studios» (ос­но­ва­на в 1902, са­мая ста­рая дей­ст­вую­щая ки­но­сту­дия ми­ра, с 1959 в соб­ст­вен­но­сти BBC), «Twickenham Film Studios» (1913). Л., на­ря­ду с Нью-Йор­ком и То­кио, вхо­дит в трой­ку ве­ду­щих ми­ро­вых цен­тров рек­лам­но­го де­ла (ве­ду­щая ком­па­ния – WPP), яв­ля­ет­ся од­ним из че­ты­рёх гл. ми­ро­вых цен­тров мо­ды (на­ря­ду с Па­ри­жем, Ми­ла­ном и Нью-Йор­ком); из­вес­тен так­же как од­на из ми­ро­вых сто­лиц про­мыш­лен­но­го (в т. ч. ав­то­мо­биль­но­го) ди­зай­на, ар­хит. дея­тель­но­сти, муз. и сце­нич. иск-ва, му­зей­но-биб­лио­теч­но­го де­ла, ус­луг об­ра­зо­ва­ния и мн. др.

Тре­тья по важ­но­сти от­расль сфе­ры ус­луг – рек­ре­ац. ус­лу­ги (вклю­чая ту­ризм и тес­но свя­зан­ные с ним рес­то­ран­ный и гос­ти­нич­ный биз­нес). Л. – один из гл. ми­ро­вых цен­тров ту­риз­ма, в т. ч. де­ло­во­го. По чис­лу иностр. ту­ри­стов (15,6 млн. чел. в 2006) за­ни­ма­ет 1-е ме­сто в ми­ре; с крат­ко­вре­мен­ны­ми ви­зи­та­ми (ме­нее чем на од­ни су­тки) Л. еже­год­но по­се­ща­ют ок. 27 млн. чел. В сер. 2000-х гг. еже­год­ные рас­хо­ды ту­ри­стов оце­ни­ва­ют­ся в 15 млрд. ф.ст. Ве­ду­щие брит. тор­го­вые ком­па­нии с се­тя­ми су­пер­мар­ке­тов вхо­дят в чис­ло круп­ней­ших в ми­ре («Tesco», «Sainsbury’s», «Morrison’s»); в гос­ти­нич­ном биз­не­се вы­де­ля­ет­ся ком­па­ния «In­tercontinental Hotels».

Важ­ное нац. и ме­ж­ду­нар. зна­че­ние име­ют ус­лу­ги транс­пор­та. Л. – один из ве­ду­щих ми­ро­вых рын­ков мор. фрах­та (по объ­ё­му про­филь­ных ус­луг кон­ку­ри­ру­ет с Сян­га­ном, Син­га­пу­ром, Нью-Йор­ком и Афи­на­ми). Здесь ба­зи­ру­ет­ся ряд ор­га­ни­за­ций, за­ни­маю­щих­ся ме­ж­ду­нар. су­до­ход­ст­вом, в т. ч. International Mari­time Organisation и The Baltic Exchange (бир­жа мор. фрах­то­ва­ния, един­ст­вен­ный в ми­ре ры­нок су­до­вых бро­ке­ров, обес­пе­чи­ваю­щий в ре­аль­ном вре­ме­ни фрахт су­дов и гру­зов, тор­гов­лю фрах­то­вы­ми де­ри­ва­та­ми и др.). Л. – один из круп­ней­ших в ми­ре цен­тров авиа­со­об­ще­ния, важ­ней­ший узел транс­кон­ти­нен­таль­ных авиа­пе­ре­во­зок. Об­щий пас­са­жи­ро­обо­рот 134,5 млн. чел. (2006, в т. ч. ме­ж­ду­на­род­ный 120,2 млн. чел.); пе­ре­воз­ки обес­пе­чи­ва­ют 5 аэ­ро­пор­тов: Хит­роу (67,3 млн. чел. в 2006, в т. ч. на ме­ж­ду­нар. ли­ни­ях 61,3 млн. чел., вхо­дит в трой­ку круп­ней­ших в ми­ре), Га­ту­ик (34,1 млн. чел.), Стан­стед (23,7 млн. чел.), Лу­тон (9,4 млн. чел.), Си­ти-оф-Лон­дон (1,7 млн. чел., 2004). Лон­дон­ский мор. порт по гру­зо­обо­ро­ту (51,9 млн. т, 2006) ус­ту­па­ет пор­там Хам­бер­сай­да и Тис­сай­да, но с учё­том аван­пор­та Ме­ду­эй за­ни­ма­ет 1-е ме­сто в стра­не (70,9 млн. т). Л. пре­вос­хо­дит все др. брит. го­ро­да по чис­лу ж.-д. пу­тей (глав­ных – 11) и ав­то­до­рог (глав­ных – 15). По­сле офиц. от­кры­тия Ев­ро­тон­не­ля (1994) Л. стал тран­зит­ным пунк­том ж.-д. и ав­то­мо­биль­но­го со­об­ще­ния ме­ж­ду стра­на­ми Ев­ро­пы и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей.

В об­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти об­щее чис­ло за­ня­тых в пе­ри­од с 1961 по 2001 со­кра­ти­лось поч­ти в 6 раз (1,6 млн. чел. в 1961; 500 тыс. чел. в 1990; 260 тыс. чел. в 2001) из-за за­кры­тия (с 1975) ря­да круп­ных пред­при­ятий (в т. ч. ав­то­за­во­дов ком­па­ний «British Leyland» и «Ge­neral Motors», вер­то­лёт­но­го за­во­да ком­па­нии «Westland», су­до­строи­тель­ных и су­до­ре­монт­ных за­во­дов, за­во­дов элек­тро­бы­то­вых при­бо­ров ком­па­нии «Hoo­ver»). В кон. 2000-х гг. пром. про­из-во пред­став­ле­но в осн. мел­ки­ми фир­ма­ми (все­го ок. 24,5 тыс. фирм, из них 85% име­ли ме­нее 10 ра­бо­таю­щих, в т. ч. 70% – ме­нее 5 ра­бо­таю­щих). Со­хра­ня­ют зна­че­ние т. н. ста­рые от­рас­ли – по­ли­гра­фи­че­ская (св. 2,4 тыс. фирм), лёг­кая (1,7 тыс. фирм) и пи­ще­вая, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая и ме­бель­ная пром-сть (1,3 тыс. фирм), ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, юве­лир­ное де­ло (ок. 450 фирм); сре­ди но­вых и но­вей­ших от­рас­лей – при­бо­ро­строе­ние, элек­тро­тех­нич. и элек­трон­ная (ок. 1,3 тыс. фирм), тон­кая хи­мия. В пре­де­лах ко­нур­ба­ции со­хра­ня­ют­ся еди­нич­ные пред­при­ятия, в т. ч. неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти (за­вод ком­па­нии «British Petroleum»), ав­то­мо­би­ле­строе­ния (круп­ный центр НИОКР ком­па­нии «Ford Motor» в Да­ге­не­ме; раз­ра­бот­ка и про­из-во ди­зель­ных дви­га­те­лей, ок. 5 тыс. за­ня­тых) и авиа­строе­ния (про­из-во ком­плек­тую­щих).

Лит.: Reddaway T. F. The rebuilding of Lon­don after the Great Fire. L., 1951; Trent C. Greater London, its growth and development through two thousand years. L., 1965; Во­ро­ни­хи­на Л. Н. Лон­дон. Л., 1969; Williams G. A. Medieval London: from commune to capital. L., 1970; Икон­ни­ков А. В. Лон­дон. Л., 1972; Min­gay G. E. Georgian London. L., 1975; Sum­mer­son J. The architecture of Victorian London. Charlottesville, 1976; Pevsner N., Cherry B. London. L., 1983; Schwarz L. D. London in the age of in­dustri­ali­zation: entrepreneurs, labour force and li­ving conditions, 1700–1850. Camb., 1992; Куд­ряв­цев Б. В. Ху­до­же­ст­вен­ные му­зеи Лон­до­на. М., 1994; George M. D. London life in the eighteenth century. L., 1996; Scho­field J. The building of London: from the Conquest to the Great Fire. 3rd ed. Stroud, 1999; Porter R. London: a so­cial history. L., 2000; Powell K. New London architecture. L., 2005–2007. Vol. 1–2; Sut­cliffe A. London: an architectural history. New Haven; L., 2006; Baha­món A. London: atlas of architecture. L., 2007; Marshall B. Building London: the making of a modern metropolis. N. Y., 2008; Ак­ройд П. Лон­дон: Био­гра­фия. М., 2009.

Вернуться к началу