Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНДАЛА́Й

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 737-738

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Гожева (история, искусство)

МАНДАЛА́Й (Ман­да­ле), го­род в центр. час­ти Мьян­мы, центр адм. об­лас­ти Ман­да­лай. Нас. 1464,9 тыс. чел. (2010, с при­го­ро­да­ми), из них от 30 до 40% – пред­ста­ви­те­ли кит. об­щи­ны (гл. обр. вы­ход­цы из кит. пров. Юнь­нань); 2-й по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Ян­го­на (Ран­гу­на). Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Ира­ва­ди. Важ­ный транс­порт­ный узел на пу­тях из при­бреж­ных рай­онов стра­ны во внут­рен­ние. Узел же­лез­ных (в т. ч. ко­неч­ный пункт ж.-д. ли­нии Ян­гон – Ман­да­лай) и ав­то­мо­биль­ных до­рог. Круп­ный реч­ной порт. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (2000; в т. ч. ре­гуляр­ные авиа­рей­сы в Кунь­мин, адм. центр кит. пров. Юнь­нань).

Ос­но­ван в 1857 ко­ро­лём Мин­дон Ми­ном к 2400-ле­тию со дня смер­ти (пе­ре­хо­да в нир­ва­ну) Буд­ды, до 1885 был сто­ли­цей мьян­ман­ско­го го­су­дар­ст­ва ди­на­стии Кон­ба­ун. Пер­во­на­чаль­но на­зы­вал­ся Яда­на­бон (или Ра­та­на­пу­ра – «Дра­го­цен­ный го­род»), за­тем пе­ре­име­но­ван в Ман­да­лай («Бла­го­при­ят­ная зем­ля»). В пе­ри­од брит. ко­ло­ни­аль­но­го гос­под­ства (1885–1947) один из цен­тров нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ния. В мае 1942 за­хва­чен япон­ца­ми (силь­но по­стра­дал от бое­вых дей­ст­вий), ос­во­бо­ж­дён в мар­те 1945 и воз­вра­щён под управ­ле­ние брит. ко­ло­ни­аль­ных вла­стей. С 1948 в не­за­ви­си­мом Бир­ман­ском Сою­зе (с 1974 Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ка Бир­ман­ский Со­юз, с 1989 Со­юз Мьян­ма).

Фото Michael Humbert Мандалай. Панорама города.

Го­род рас­ки­нул­ся на зна­чит. тер­ри­тории, име­ет ре­гу­ляр­ную пла­ни­ров­ку с 1-этаж­ной де­рев. и 2–3-этаж­ной кир­пич­ной жи­лой за­строй­кой. В М. – мно­же­ст­во буд­дий­ских со­ору­же­ний. В сев. час­ти го­ро­да – холм (выс. 236 м), на ко­то­ром, по пре­да­нию, по­бы­вал сам Буд­да. К юго-западу от холма – квад­рат­ная в пла­не ци­та­дель (2 × 2 км), ок­ру­жён­ная ши­ро­ки­ми рва­ми с во­дой с 5 мос­та­ми, кир­пич­но-зем­ля­ны­ми сте­на­ми со сто­ро­же­вы­ми баш­ня­ми и во­ро­та­ми. В ней рас­по­ла­га­ет­ся де­рев. двор­цо­вый ком­плекс Мья­нан­сан­чо («Изум­руд­ный дво­рец, про­слав­лен­ное на­сла­ж­де­ние», 1850–1870-е гг.), со­сто­яв­ший из бо­лее чем 100 по­стро­ек на еди­ной плат­фор­ме (поч­ти пол­но­стью сго­ре­ли в 1945; в 1989–95 б. ч. вос­ста­нов­ле­на). В цен­тре поч­ти 150-мет­ро­вой ан­фи­ла­ды двор­цо­вых по­ме­ще­ний на­хо­дил­ся гл. це­ре­мо­ни­аль­ный зал с Льви­ным тро­ном – «Зем­ля­ной дво­рец», над ко­то­рым воз­вы­ша­лась пи­ра­ми­даль­ная баш­ня-пьят­та (выс. ок. 60 м) – ха­рак­тер­ная де­таль де­рев. зод­че­ст­ва Мьян­мы. К «Зем­ля­но­му двор­цу» при­мы­ка­ли ук­ра­шен­ный зо­ло­том и зер­каль­ной мо­заи­кой «Стек­лян­ный дво­рец» с 5-ярус­ной кры­шей – дво­рец гл. суп­ру­ги го­су­да­ря, «Па­виль­он при­ят­но­го воз­ду­ха» и др. зда­ния. У под­но­жия хол­ма также две пло­ща­ди с от­кры­ты­ми па­виль­о­на­ми-зэя (1862, по­сле по­жа­ра 1889 вос­ста­нов­ле­ны); хра­мо­вые ком­плек­сы Ку­то­до и Сан­да­му­ни (2-я пол. 19 в.) с сот­ня­ми ми­ниа­тюр­ных бе­лых хра­мов: в них ус­та­нов­ле­ны мра­мор­ные пли­ты, на ко­то­рых вы­се­че­ны тек­сты буд­дий­ско­го ка­но­на Ти­пи­та­ка и ком­мен­та­ри­ев к не­му (счи­та­ет­ся са­мой боль­шой в ми­ре «ка­мен­ной» кни­гой); храм Ма­хамь­я­му­ни (нач. 20 в.) со свя­щен­ной ста­ту­ей Буд­ды (соз­дан­ной, по ле­ген­де, при его жиз­ни), при­ве­зён­ной в 1784 из Рак­хай­на (Ара­ка­на) вме­сте с брон­зо­вы­ми фи­гу­ра­ми львов и сло­нов.

Мандалай. Буддийский монастырь Швенандо. 2-я пол. 19 в.

Сре­ди буд­дий­ских мо­на­сты­рей М. наи­бо­лее из­вест­ны Шве­ин­бин и Шве­нан­до (2-я пол. 19 в.), от­ли­чаю­щие­ся, как и двор­цы, ис­кус­ной по­зо­ло­чен­ной резь­бой по де­ре­ву с изо­бра­же­ния­ми фан­та­стич. змей-ная, львов-чин­тэ, де­мо­нов-би­лу, по­лу­лю­дей-по­лу­птиц кей­наи, ду­хов-на­тов. В куль­то­вой скульп­ту­ре М. про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к уси­ле­нию де­ко­ра­тив­но­го на­ча­ла (изо­бра­же­ния Буд­ды в ко­ро­не и цар­ской оде­ж­де с пла­ме­об­раз­ны­ми ук­ра­ше­ния­ми, слож­ная ор­на­мен­таль­ная раз­ра­бот­ка скла­док одея­ния, при­ме­не­ние цвет­ной зер­каль­ной ин­кру­ста­ции, рель­еф­но­го ла­ка и зо­ло­че­ния). В ок­ре­ст­но­стях М. со­хра­ни­лись куль­то­вые и гражд. па­мят­ни­ки 18–19 вв., де­рев. мост на оз. Та­ун-Та­ман в юж. при­го­ро­де Ама­ра­пу­ра (1850; дли­на 1,2 км).

М. – вто­рой по зна­че­нию (по­сле Ян­го­на) куль­тур­ный, ре­лиг., на­уч. и об­ра­зо­ва­тель­ный центр Мьян­мы. Ун-ты: Ман­да­лай­ский (1925, совр. ста­тус с 1958), мед., сто­ма­то­ло­гич., тех­но­ло­гич., ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий и др. Биб­лио­теки ун-тов. Нац. (1905), ху­дож. (1955) му­зеи.

Гл. транс­порт­ный и тор­го­вый центр сев. и центр. рай­онов стра­ны. Че­рез М. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся зна­чит. часть то­ва­ро­об­ме­на Мьян­мы с Ки­та­ем и Ин­ди­ей. Пред­при­ятия ж.-д. транс­пор­та; ре­монт реч­ных су­дов, про­из-во пи­ло­ма­те­риа­лов, спи­чек и др. Тек­стиль­ная (хлоп­ча­то-бу­маж­ная, шёл­ко­ткац­кая) и пи­ще­вая (в т. ч. мас­ло­бой­ная) пром-сть; про­из-во ал­ко­голь­ных на­пит­ков, пи­во­ва­ре­ние. Тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты ре­мёс­ла и кус­тар­ные про­мыс­лы: то­рев­ти­ка (че­кан­ка по се­реб­ру), юве­лир­ное де­ло, шёл­ко­тка­чест­во, из­го­тов­ле­ние ла­ко­вых из­де­лий, резь­ба по де­ре­ву и кам­ню.

Лит.: O’Connor V. C. Mandalay and other cities of the past in Burma. L., 1907; The Manda­lay palace. Rangoon, 1963; Оже­гов С. С. Ар­хи­тек­ту­ра Бир­мы. М., 1970; Оже­гов С. С., Про­ску­ря­ко­ва Т. С., Хо­анг Дао Кинь. Ар­хи­тек­ту­ра Ин­до­ки­тая. М., 1988; Moore E. The reconstruc­tion of Mandalay palace: an interim report on as­pects of design // Bulletin of the School of Ori­ental and African Studies. 1993. Vol. 56. Pt. 2; Лис­то­па­дов Н. А. Бир­ма. Стра­на к югу от го­ры Ме­ру. М., 2002.

Вернуться к началу