Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́НГЕ́ЙМ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 731-733

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Матвеева (история), Л. А. Полётова (музыкальная культура), В. Н. Стрелецкий (экономика)
Мангейм. Вид центра города.

МА́НГЕ́ЙМ, Ман­хайм (Mannheim), го­род на юго-за­па­де Гер­ма­нии, зем­ля Ба­ден-Вюр­тем­берг. Нас. 313 тыс. чел. (2010; в т. ч. око­ло 20% – вы­ход­цы из др. стран, из них око­ло тре­ти – тур­ки), вто­рой по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род Ба­ден-Вюр­тем­бер­га (после Штут­гар­та). Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу Рей­на, в устье р. Нек­кар. С го­ро­да­ми Люд­вигс­ха­фен (на ле­вом бе­ре­гу Рей­на, зем­ля Рейн­ланд-Пфальц; М. со­еди­нён с Люд­вигс­ха­фе­ном мос­та­ми), Гей­дель­берг и ря­дом ме­нее круп­ных на­се­лён­ных пунк­тов об­ра­зу­ет ко­нур­ба­цию Рейн-Нек­кар с на­се­ле­ни­ем бо­лее 2 млн. чел. (М. – круп­ней­ший го­род ко­нур­ба­ции). Круп­ный транс­порт­ный узел; фак­ти­че­ски об­ра­зу­ет еди­ное це­лое с транс­порт­ным уз­лом Люд­вигс­ха­фе­на, че­рез ко­то­рый в зап. на­прав­ле­нии М. свя­зан ав­то­ба­на­ми и же­лез­ны­ми до­ро­га­ми с го­ро­да­ми и ре­гио­на­ми ле­во­бе­ре­жья Рей­на. Вост. при­го­ро­ды М. в ме­ри­дио­наль­ном на­прав­ле­нии пе­ре­се­ка­ет ав­тобан Ба­зель – Франк­фурт-на-Май­не. М. – 2-й по пас­са­жи­ро- и гру­зо­обо­ро­ту ж.-д. узел юго-за­па­да Гер­ма­нии (по­сле Штут­гар­та). Же­лез­ные до­ро­ги про­ло­же­ны от М. на се­вер и юг по пра­во­му бе­ре­гу Рейна, а так­же на се­вер к Франк­фур­ту-на-Май­не и на вос­ток к Гей­дель­бер­гу (че­рез не­го М. свя­зан с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми Ба­ден-Вюр­тем­бер­га и юга ФРГ). Вы­со­ко­ско­ро­ст­ное ж.-д. со­об­ще­ние со Штут­гар­том (с 1991); че­рез М. кур­си­ру­ют вы­со­ко­ско­ро­ст­ные по­ез­да Па­риж – Франк­фурт-на-Май­не (с 2007). Сор­ти­ро­воч­ная ж.-д. стан­ция М. – од­на из круп­ней­ших в стра­нах ЕС и 2-я по объ­ё­му транс­порт­ной ра­бо­ты в ФРГ (вну­т­ри стра­ны ус­ту­па­ет толь­ко круп­ней­шей в Ев­ро­пе сор­ти­ро­воч­ной ж.-д. стан­ции Ма­шен к югу от Гам­бур­га). Один из важ­ней­ших реч­ных пор­тов Гер­ма­нии (8,3 млн. т гру­зов, 2007). Гор. аэ­ро­порт М. (в М.-Ной­ост­хай­ме; внутр. рей­сы). Ме­ж­ду­нар. авиа­пе­ре­воз­ки обес­пе­чи­ва­ет аэ­ро­порт Франк­фур­та-на-Май­не (в 65 км к се­ве­ру от М.). В М. и др. цен­трах ко­нур­ба­ции Рейн-Нек­кар функ­цио­ни­ру­ет еди­ная сеть го­род­ских же­лез­ных до­рог (с 2003).

Впер­вые ры­бац­кая де­рев­ня под назв. Ман­нен­гейм (Mannenheim) упо­ми­на­ет­ся в 766 в хро­ни­ке мон. Лорш. С 1160 под вла­стью Вит­тельс­ба­хов. Совр. на­зва­ние с 1262. Ок. 1270 кре­пость Ай­хельс­хайм (Eichelsheim) в пре­де­лах совр. М. ста­ла гл. та­мо­жен­ным пунк­том ре­гио­на. В 1606 кур­фюрст Пфальц­ский Фрид­рих IV (1583–1610) на­чал строи­тель­ст­во кре­по­сти Фрид­рихс­бург (Friedrichs­burg), ко­то­рое не уда­лось за­кон­чить до на­ча­ла Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48. В 1607 М. по­лу­чил гор. пра­во, в 1613 – пра­во на про­ве­де­ние двух еже­год­ных яр­ма­рок. В 1622 им­пер­ские вой­ска под ко­манд. фельдм. И. Ц. Тил­ли раз­ру­шили го­род (вос­ста­нов­лен по­сле 1650). В 1689 вновь раз­ру­шен франц. вой­ска­ми в хо­де вой­ны за Пфальц­ское на­след­ст­во. В 1709 кре­пость Фрид­рихс­бург бы­ла вклю­че­на в гор. чер­ту. В 1720–78 М. – ре­зи­ден­ция кур­фюр­стов Пфаль­ца. В 1763 здесь от­кры­лась АН кур­фюр­ше­ст­ва Пфальц. В 1795 ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми, силь­но по­стра­дал в хо­де по­пы­ток австр. войск от­вое­вать го­род. В 1803 в ре­зуль­та­те про­во­див­шей­ся На­по­ле­о­ном I Бо­на­пар­том по­ли­ти­ки ме­диа­ти­за­ции (ли­к­ви­да­ции мел­ких герм. кня­жеств) ото­шёл к Ба­де­ну. В 1819 в М. был убит дра­ма­тург А. Ф. Ф. Ко­це­бу, что ста­ло по­во­дом к при­ня­тию Кар­лс­бад­ских со­гла­ше­ний 1819. В 19 в. на­чал­ся бы­ст­рый эко­но­мич. подъ­ём М.: в 1828 был от­крыт Рейн­ский порт, в 1840 по­строе­на Ба­ден­ская ж. д. (со­еди­ни­ла М. и Гей­дель­берг), в 1865 здесь ос­но­ва­на ком­па­ния «Badische Anilin & Soda-Fab­rik» (вско­ре пред­при­ятие бы­ло пе­ре­не­се­но в Люд­вигс­ха­фен). В М. в 1921 пред­при­яти­ем «Heinrich Lanz AG» бы­ли вы­пу­ще­ны пер­вые герм. трак­то­ры. Вре­мен­но ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми в хо­де Рур­ско­го кон­флик­та 1922–23. В го­ды гит­ле­ров­ской дик­та­ту­ры М. был круп­ным цен­тром во­ен. ин­ду­ст­рии (в т. ч. тан­ко­строе­ния). В 1943–45 под­верг­ся мас­си­ро­ван­ным бом­бар­ди­ров­кам анг­ло-амер. авиа­ции (св. 150 на­лё­тов, ок. 50% зда­ний раз­ру­ше­но); 29.3.1945 за­нят амер. вой­ска­ми, вхо­дил в амер. зо­ну ок­ку­па­ции Гер­ма­нии. С 1949 в ФРГ, с 1952 в фе­де­раль­ной зем­ле Ба­ден-Вюр­тем­берг. В нач. 2-й пол. 20 в. рез­ко воз­рос­ло ин­ду­ст­ри­аль­ное зна­че­ние М.: го­род стал од­ним из ве­ду­щих цен­тров ма­ши­но­строе­ния на юго-за­па­де ФРГ, круп­ным цен­тром хи­мич., неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей (за­вод ком­па­нии «Wintershall AG») и цел­лю­лоз­но-бу­маж­ной (пред­при­ятия «Wald­hof AG») промышленности.

Мангейм. Иезуитская церковь. 1733–60. Архитекторы Ал. Галли-Биббиена, Ф. В. Рабалиатти.

В цен­тре го­ро­да, рас­по­ло­жен­ном ме­ж­ду ре­ка­ми Рейн и Не­кар, со­хра­ни­лась пла­ни­ров­ка 17 в. с коль­це­вой ули­цей на мес­те поя­са ук­ре­п­ле­ний (1606–10, ни­дерл. инж. Б. Ян­сон; раз­ру­шен в 1622), ох­ва­ты­вав­ше­го Ста­рый го­род с пер­пен­ди­ку­ляр­ны­ми ули­ца­ми, ко­то­рые де­лят его на 144 квар­та­ла пря­мо­уголь­ной фор­мы. Од­на из гл. улиц Ста­ро­го го­ро­да Курп­фальц­штра­се ори­ен­ти­ро­ва­на на дво­рец кур­фюр­стов – один из круп­ней­ших ба­роч­ных двор­цов Ев­ро­пы, по­стро­ен­ный на мес­те зам­ка (раз­ру­шен в 1622) по об­раз­цу Вер­са­ля в 1720–60 (ар­хи­тек­то­ры Ж. К. де Фруа­мон, Г. Обер, Ал. Гал­ли-Биб­бие­на, Н. де Пи­гаж и др.; рос­пи­си худ. К. Д. Аза­ма, по­сле 1728; ны­не – ун-т и му­зей, от­крытый в 2007) с цер­ко­вью в сев.-зап. кры­ле. К се­ве­ро-вос­то­ку от не­го со­хра­ни­лись др. ба­роч­ные по­строй­ки Ста­ро­го го­ро­да: при­мы­каю­щие друг к дру­гу зда­ния Ра­ту­ши (1701–11) и ка­то­лич. ц. Св. Се­ба­сть­я­на (1705–23, арх. Й. Я. Ри­шер) на пл. Марк­т­п­лац, то­вар­ный склад (1736), ие­зу­ит­ская цер­ковь (1733–60, Ал. Гал­ли-Биб­бие­на, Ф. В. Ра­ба­ли­ат­ти), об­сер­ва­то­рия (1772–74, Ра­ба­ли­ат­ти), дво­рец Брет­цен­хайм (1782–88). В кон. 19 – нач. 20 вв. сфор­ми­ро­ва­на пл. Фрид­рих­с­плац с во­до­на­пор­ной баш­ней (1885–89), Кон­гресс-цен­тром (1903, арх. Б. Шмиц). Сре­ди хра­мов так­же: нео­го­тич. ка­то­лич. ц. Св. Ду­ха (1888–1903), не­оба­роч­ная еван­ге­лич. ц. Кри­стус-кир­хе (1907–11). По­сле раз­ру­ше­ний во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны центр за­страи­вал­ся вы­сот­ны­ми зда­ния­ми, раз­би­ва­лись скве­ры; по­строе­ны: цер­ковь в р-не Блю­ме­нау (1960–61, Х. Штриф­лер), центр об­щин в р-не Пфинг­ст­берг (1960–63, К. Муч­лер), те­ле­баш­ня (1973–75), си­на­го­га (1985–87), ме­четь Явуз-Сул­тан-Се­лим (1993–95), не­бо­скрёб «Вик­то­рия» (2001–07) и др. Па­мят­ник Ф. Шил­ле­ру (1862, скульп­тор К. Кау­эр).

Ве­ду­щие н.-и. цен­тры и ин­сти­ту­ты: Ин-т нем. язы­ка (1964) и Центр ев­роп. эко­но­мич. ис­сле­до­ва­ний (1990) На­уч. со­об­ще­ст­ва Г. В. Лейб­ни­ца; Ин-т ис­сле­до­ва­ний сред­не­го клас­са, Ман­гейм­ский центр ев­роп. со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний; н.-и. ла­бо­ра­то­рии ря­да кор­по­ра­ций. Ун-т М. (ос­но­ван в 1907 как Выс­шая шко­ла тор­гов­ли, ста­тус ун-та с 1967), Ман­гейм­ская Выс­шая шко­ла (осно­ва­на в 1898 как Выс­шее инж. уч-ще), Выс­шая шко­ла му­зы­ки и из­об­ра­зит. иск-ва (1900), Ака­де­мия те­ат­ра (1994), Ака­де­мия по­пу­ляр­ной му­зы­ки (2003), Выс­шая Фе­де­раль­ная шко­ла управ­ле­ния. Гор. му­зей изо­бра­зит. ис­кусств (с 1909, в зда­нии 1905–07; иск-во 19–20 вв., в т. ч. про­из­ве­де­ния им­прес­сио­ни­стов и экс­прес­сио­ни­стов), Му­зей Райсс-Эн­гель­хорн (1957, эт­но­гра­фич., ар­хео­ло­гич. со­б­ра­ния, ис­то­рия го­ро­да, голл. жи­во­пись 17 в.; рас­по­ло­жен в быв. зда­нии ар­се­на­ла, 1777–1779, в по­строй­ке 1988 и в др. зда­ни­ях; фи­ли­ал – Дом-му­зей Ф. Шил­ле­ра), Му­зей тех­ни­ки и тру­да (1990).

Рас­цвет куль­тур­ной жиз­ни М. от­но­сит­ся к 18 в. На ос­но­ве при­двор­ной ка­пел­лы сло­жи­лась ман­гейм­ская шко­ла. В при­двор­ном те­ат­ре (арх. Ал. Гал­ли-Биб­бие­на) с 1742 шли опе­ры, ба­ле­ты и пан­то­ми­мы (раз­ру­шен в 1795, ны­не час­тич­но ре­кон­ст­руи­ро­ван). В 1777 кур­фюрст Карл Тео­дор от­крыл те­атр для ши­ро­кой пуб­ли­ки «Ко­мё­ди­ен­ха­ус» – с 1779 Нац. те­атр (в 1839 пе­ре­шёл в управ­ле­ние го­ро­да; в 1870 ос­но­ва­на по­сто­ян­ная ба­лет­ная труп­па; зда­ние раз­ру­ше­но при бом­бар­ди­ров­ке в 1943, в 1957 по­строе­но но­вое, арх. Г. Ве­бер). Ны­не спек­так­ли Нац. те­ат­ра (опе­ры, опе­рет­ты, мю­зик­лы, ба­ле­ты, дра­ма­тич. спек­так­ли) ста­вят­ся так­же в те­ат­ре для де­тей «Шнавль» (1979) и в экс­пе­рим. те­ат­ре «Верк­ха­ус» (2008). Сим­фо­нич. ор­кестр Нац. те­ат­ра с 1779 да­ёт кон­цер­ты (под тра­диц. назв. «Му­зы­каль­ная ака­де­мия»). Ны­не в М. ра­бо­та­ют ок. 10 ча­ст­ных те­ат­ров. Сре­ди муз. кол­лек­ти­вов: Ка­мер­ный ор­кестр (1952), Фи­лар­мо­нич. ду­хо­вой ор­кестр (1987), хо­ры, ан­самб­ли джа­зо­вой и элек­трон­ной му­зы­ки. Кон­церт­ные за­лы: «Ро­зен­гар­тен» (1903, арх. Б. Шмиц), «Ста­рая по­жар­ная ох­ра­на» (1912; с 1981 куль­тур­ный центр), «Ка­пи­толь» (1927), зал двор­ца спор­та «САП-Аре­на (Ак­цио­нер­но­го об-ва сис­тем­но­го ана­ли­за и про­гно­зи­ро­ва­ния)» (2005). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: «Дни Шил­ле­ра» (с 1979), му­зы­ки В. А. Мо­цар­та (с 2007), ки­но (с 1951), совр. на­прав­ле­ний не­ака­де­мич. му­зы­ки «Time Warp» (с 1994), те­ат­ра, пер­фор­ман­са и тан­ца «Чу­до пре­рий» (с 2004) и др.

Хок­кей­ный клуб «Ад­лер Ман­хайм» (ос­но­ван в 1938, до 1994 «Ман­хай­мер ЕРК»), вы­сту­па­ет на «САП-Аре­не» (2005; 15 тыс. мест), – 6-крат­ный чем­пи­он Гер­ма­нии (1980, 1997–99, 2001, 2007). Фут­боль­ный «Карл-Бенц-Ста­ди­он» (св. 26 тыс. мест), где до янв. 2009 вы­сту­пал клуб Бун­дес­ли­ги «Хоф­фен­хайм».

М. – вто­рой (по­сле Штут­гар­та) эко­но­мич. центр зем­ли Ба­ден-Вюр­тем­берг. С по­след­ней четв. 20 в. ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 70% ра­бо­таю­щих, кон. 2000-х гг.). М. – один из круп­ней­ших цен­тров кни­го­изда­тель­ской дея­тель­но­сти ФРГ. Здесь на­хо­дят­ся го­лов­ной офис из­да­тель­ской кор­по­ра­ции «Bib­liographisches Institut & F. A. Bro­ck­haus AG» (од­но из ве­ду­щих и ста­рейших в Гер­ма­нии эн­цик­ло­пе­дич. из­да­тельств), а так­же ряд вхо­дя­щих в её со­став из­дательств (в т. ч. «F. A. Bro­ckha­us», «Dudenverlag», «Meyers Le­xi­kon­verlag», «Kunstverlag Weingar­ten»), ре­дак­ции ря­да пе­рио­дич. из­да­ний. М. – ме­сто раз­ме­ще­ния герм. штаб-квар­тир швед­ско-швейц. элек­тро­тех­нич. кон­цер­на «ASEA Brown Boveri Ltd.» (ABB), франц. транс­порт­но-ма­ши­но­стро­ит. кор­по­ра­ции «Alstom» (од­но­го из ми­ро­вых ли­де­ров в про­из-ве энер­ге­тич. обо­ру­до­ва­ния и ж.-д. транс­пор­та). Гл. управ­ленч. центр са­хар­ной ин­ду­ст­рии стра­ны (в М. – штаб-квар­ти­ра герм. пи­ще­во­го кон­цер­на «Südzucker AG», круп­ней­ше­го в Ев­ро­пе про­из­во­ди­те­ля са­ха­ра). Важ­ное зна­че­ние име­ют бан­ков­ско-фи­нан­со­вые и стра­хо­вые ус­лу­ги. В М. (на­ря­ду с Штут­гар­том и Кар­лс­руэ) на­хо­дят­ся один из го­лов­ных офи­сов Lan­des­bank Baden-Württemberg (LBBW, круп­ней­шее кре­дит­ное уч­ре­ж­де­ние Ба­ден-Вюр­тем­бер­га), прав­ле­ния бан­ков­ских кор­по­ра­ций Südwestbank AG, «Rhein-Neckar EG», Volksbank Sandhofen EG, неск. стра­хо­вых ком­па­ний. Кон­церн «Bil­finger Berger AG» (штаб-квар­ти­ра в М.) – од­на из ве­ду­щих герм. ком­па­ний на рын­ке не­дви­жи­мо­сти, ус­луг в сфе­ре гражд. и пром. строи­тель­ст­ва. Важ­ный сек­тор эко­но­ми­ки го­ро­да – об­слу­жи­ва­ние амер. во­ен. гар­ни­зо­на (ок. 15,6 тыс. во­ен­но­слу­жа­щих и гражд. лиц) и те­леком­му­ни­ка­ци­он­но­го цен­тра ко­ман­до­ва­ния ВС США в Ев­ро­пе. М. – тра­ди­ци­он­ное ме­сто про­ве­де­ния об­ществ.-по­ли­тич. и на­уч. кон­фе­рен­ций, съез­дов и се­ми­на­ров, а так­же ме­ж­ду­нар. про­мыш­лен­ных, тех­но­ло­гич. и на­уч.-тех­нич. яр­ма­рок и вы­ста­вок.

В пром-сти и строи­тель­ст­ве за­ня­то ок. 30% ра­бо­таю­щих. Ве­ду­щая от­расль ин­ду­ст­рии – ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ное ма­ши­но­строе­ние. М. – круп­ный центр мо­то­ро­строе­ния и транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния. За­во­ды ав­то­кон­цер­на «Daimler AG» (мо­то­ры для гру­зо­ви­ков и ав­то­моби­лей спец. на­зна­че­ния, а так­же раз­но­об­раз­ные уз­лы, де­та­ли и аг­ре­га­ты авто­мо­би­лей), фир­мы «Motorenwerke Mannheim GmbH» (ди­зель­ные мо­то­ры, га­зо­тур­бин­ные дви­га­те­ли для элек­тро­стан­ций, био­га­зо­вых ус­та­но­вок). Пред­при­ятие «EvoBus GmbH» (до­чер­няя фир­ма «Daimler AG») вы­пус­ка­ет го­род­ские ав­то­бу­сы; за­во­ды кон­цер­нов «Bom­bardier Transportation» и «Alstom» про­из­во­дят ло­ко­мо­ти­вы и элек­тро­обо­ру­до­ва­ние для ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва. Круп­ней­шее пред­при­ятие элек­тро­тех­нич. пром-сти – за­вод кор­по­ра­ции ABB (тур­бо­ге­не­ра­то­ры, транс­фор­ма­то­ры, элек­тро­мо­то­ры, элек­тро­при­бо­ры, ра­дио­элек­трон­ная ап­па­ра­ту­ра управ­ле­ния и ав­то­ма­ти­за­ции и др.). Пред­при­ятие фир­мы WIMA вы­пус­ка­ет элек­трич. кон­ден­са­то­ры и раз­но­об­раз­ную ра­дио­элек­трон­ную про­дук­цию, за­вод ком­па­нии «Pepperl Fuchs GmbH» – оп­то­элек­трон­ные, элек­тро­маг­нит­ные и ульт­ра­зву­ко­вые дат­чи­ки и рас­хо­до­ме­ры (штаб-квар­ти­ры обе­их фирм так­же в М.). М. – один из глав­ных герм. цен­тров с.-х. ма­ши­но­стро­е­ния: пред­при­ятие «John Deere – Lanz Werke Mann­heim» (круп­ней­ший за­вод амер. кон­цер­на «John Deere & Co» за пре­де­ла­ми США; про­из-во трак­то­ров и др. с.-х. ма­шин – зер­но­вых ком­бай­нов, сея­лок и др.). За­вод ком­па­нии «Joseph Vögele AG» (1836, од­но из ста­рей­ших пред­при­ятий М.) вы­пус­ка­ет гл. обр. раз­но­об­раз­ные строи­тель­ные и до­рож­ные ма­ши­ны, яв­ля­ет­ся ми­ро­вым ли­де­ром в про­из-ве ас­фаль­то­ук­лад­чи­ков. Дру­гие важ­ные ма­ши­но­стро­ит. про­из-ва в М. – при­бо­ро­строе­ние (точ­ная ме­ха­ни­ка, про­из-во оп­тич. при­бо­ров), стан­ко­строе­ние, об­щее ма­ши­но­строе­ние (про­из-во кот­лов, ар­ма­ту­ры и др.).

Хи­мич. ин­ду­ст­рия пред­став­ле­на пред­при­яти­ем ком­па­нии «Deutsche Hutchinson GmbH» (про­из-во и пе­ре­ра­бот­ка раз­но­об­раз­ных эла­сто­ме­ров; вы­пуск ав­то­мо­биль­ных и ве­ло­си­пед­ных шин, гид­рав­лич. шлан­гов и др. ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий), за­во­да­ми «Fuchs Petrolub AG» (гл. обр. мо­тор­ные мас­ла, го­рю­че-сма­зоч­ные ма­те­риа­лы). Пред­при­ятия от­рас­ли осу­ще­ст­в­ля­ют так­же ко­неч­ную об­ра­бот­ку хи­ми­ка­тов, по­сту­паю­щих с ком­би­на­та BASF в Ле­вер­ку­зе­не. Дей­ст­ву­ет неск. фар­ма­цев­тич. фирм, в т. ч. «Roche Diagnostics GmbH» и «Galenus Mann­heim GmbH». Раз­ви­ты др. от­рас­ли «тон­кой» хи­мии (вы­пуск мою­щих и чис­тя­щих средств, кос­ме­ти­ки и др.). М. – один из ве­ду­щих цен­тров бу­маж­ной пром-сти ФРГ; осн. про­из­вод­ств. мощ­но­сти (в т. ч. пред­при­ятия быв. круп­ней­ше­го герм. про­из­во­ди­те­ля «Wald­hof AG») при­над­ле­жат швед. кон­цер­ну «Svenska Cellulosa Aktiebolaget» (SCA). В пи­ще­вой пром-сти вы­де­ля­ют­ся му­ко­моль­ное про­из-во (М. – один из круп­ней­ших цен­тров в стра­не), пи­во­ва­ре­ние, вы­пуск ма­ка­рон­ных из­де­лий (в М. – штаб-квар­ти­ра и круп­ное пред­при­ятие ком­па­нии «Birkel Teigwaren GmbH», ве­ду­ще­го герм. про­из­во­ди­те­ля ма­ка­рон­ных из­де­лий). Пред­при­ятия по­ли­гра­фич., тек­стиль­ной, швей­ной, ме­бель­ной промышленности.

Лит.: Friedmann H. Alt-Mannheim im Wan­del… (1606–1965). Bad Godesberg, 1968; Mann­heimer Stadtkunde. Mannheim, 1977; Wal­ter F. Geschichte Mannheims vom Über­gang an Baden (1802) bis zur Gründung des Reiches. Fr./M., 1978; Die Kunstdenkmäler des Stadtkreises Mannheim / Hrsg. H. Huth. Münch., 1982. Bd 1–2; Mannheim und sein Nationaltheater / Hrsg. L. Homering, K. Welck. Mannheim, 1998; Schenk А. Architekturführer Mannheim. B., 1999; idem. Mannheim und seine Bauten 1907–2007. Mannheim, 2008; Gün­ther E.-M. Die Jesuitenkirche in Mannheim. Lindenberg, 2005; Der Brockhaus Mannheim: 400 Jahre Quadratestadt. 2. Aufl. Mannheim, 2006; Ellrich H. Mannheim. Erfurt, 2007.

Вернуться к началу