Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАДРИ́Д

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 431-434

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Рыбина (история), И. Некрасова (театры), О. А. Ногтева (архитектура), Д. Л. Лопатников (экономика)
Мадрид. Панорама центра города.

МАДРИ́Д (Madrid), сто­ли­ца Ис­па­нии, центр ав­то­ном­но­го со­об­ще­ст­ва (об­лас­ти) Мад­рид и од­но­им. про­вин­ции; ад­ми­ни­ст­ра­тив­но вклю­ча­ет 21 рай­он. Нас. 3,14 млн. чел. (2010), в пре­де­лах гор. аг­ло­ме­ра­ции ок. 6,4 млн. чел. (тре­тья по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния сто­лич­ная аг­ло­ме­ра­ция в стра­нах ЕС по­сле лон­дон­ской и па­риж­ской). Рас­по­ло­жен в цен­тре Пи­ре­ней­ско­го п-ова, к юго-вос­то­ку от гор­но­го мас­си­ва Сьер­ра-де-Гва­дар­ра­ма, на выс. 667 м. Го­род пе­ре­се­ка­ет ма­ло­вод­ная р. Ман­са­на­рес (бас­сейн р. Та­хо). Круп­ней­ший транс­порт­ный узел стра­ны; от М. ра­ди­аль­но рас­хо­дят­ся осн. ж.-д. и ав­то­мо­биль­ные ма­ги­ст­ра­ли. Гл. ско­ро­ст­ные ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли: Мад­рид – Сью­дад-Ре­аль – Пу­эр­толь­я­но – Кор­до­ва – Ма­ла­га; Мад­рид – Гва­да­ла­ха­ра – Са­ра­го­са – Ле­ри­да – Тар­ра­го­на – Бар­се­ло­на; Мадрид – То­ле­до; Мад­рид – Се­го­вия – Валь­я­до­лид и др. В го­ро­де 2 ж.-д. во­кза­ла – Ато­ча и Ча­мар­тин. Осн. ско­ро­ст­ные шос­се ве­дут к гра­ни­це с Фран­ци­ей (Мад­рид – Аран­да-де-Ду­эро – Бур­гос – Ми­ран­да-де-Эб­ро – Ви­то­рия – Сан-Се­ба­сть­ян – Ирун; Мад­рид – Са­ра­го­са – Ле­ри­да – Бар­се­ло­на – Же­ро­на), Пор­ту­га­ли­ей (Мад­рид – Ме­ри­да – Ба­да­хос – Лис­са­бон) и круп­ней­шим цен­трам при­мор­ских про­вин­ций (Мад­рид – Ва­лен­сия; Мад­рид – Кор­до­ва – Се­ви­лья – Ка­дис; Мад­рид – Ме­ди­на-дель-Кам­по – Бе­на­вен­те – По­нфер­ра­да – Лу­го – Ла-Ко­ру­нья). Мет­ро­по­ли­тен (про­тя­жён­ность ли­ний 283 км, 2010; 3-е ме­сто в Ев­ро­пе по­сле лон­дон­ско­го и мо­с­ков­ско­го мет­ро). Дей­ст­ву­ют 3 ли­нии ско­ро­ст­но­го трам­вая (т. н. лёг­кое мет­ро). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Ба­ра­хас (ок. 50 млн. пас­са­жи­ров в год; вхо­дит в пя­тёр­ку круп­ней­ших аэ­ро­пор­тов Ев­ро­пы).

Вы­рос во­круг кре­по­сти Мад­же­рит (позд­нее Мад­жрит; в пе­ре­во­де с араб. яз. – ис­точ­ник во­ды), ос­но­ван­ной пред­по­ло­жи­тель­но эми­ром Кор­до­вы Му­хам­ма­дом I (852–886) для за­щи­ты под­сту­пов к То­ле­до. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 932, ко­гда был за­хва­чен ко­ро­лём Ле­о­на Ра­ми­ро II (931–951; че­рез 2 го­да вновь пе­ре­шёл под кон­троль Ха­ли­фа­та). С сер. 11 в. в со­ста­ве тай­фы То­ле­до. В 1083 за­воё­ван кас­тиль­ским ко­ро­лём Аль­фон­со VI Храб­рым (до кон. 12 в. му­суль­ма­не не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли по­пыт­ки от­бить кре­пость). В 1123 по­лу­чил гор. при­ви­ле­гии, в 1202 – фу­эро. В 14–15 вв. ре­зи­ден­ция кас­тиль­ских ко­ро­лей и ме­сто за­се­да­ний кор­те­сов. В кон. 15 в. из М. из­гна­но му­сульм. и иу­дей­ское на­се­ле­ние. В 1520 один из цен­тров Ко­му­не­рос вос­ста­ния. В 1561 ко­роль Фи­липп II пе­ре­нёс сто­ли­цу в М. В пе­ри­од вой­ны за Ис­пан­ское на­след­ст­во 1701–14 два­ж­ды (26.6.1706, 28.9.1710) за­хва­ты­вал­ся си­ла­ми ан­ти­фран­цуз­ской коа­ли­ции, 3.12.1710 – фран­ко-исп. ар­ми­ей. В мар­те 1808 за­нят франц. вой­ска­ми во гла­ве с И. Мю­ра­том. Вос­ста­ние жи­те­лей М. 2.5.1808 по­ло­жи­ло на­ча­ло Исп. ре­во­лю­ции 1808–14. Впо­след­ст­вии центр ре­во­лю­ций 1820–23, 1834–43, 1854–56, 1868–1874 (см. Ис­пан­ские ре­во­лю­ции 19 в.). В 1851 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с г. Аранху­эс. Во вре­мя Гражд. вой­ны 1936–39 (см. Ис­пан­ская ре­во­лю­ция 1931–1939) оп­лот рес­пуб­ли­кан­ских сил. В нояб. 1936 рес­пуб­ли­кан­цы ос­та­но­ви­ли на­сту­п­ле­ние на М. фран­ки­стов во гла­ве с ген. Э. Мо­ла. 28.3.1939 без боя взят вой­ска­ми Ф. Фран­ко. 11.3.2004 в ре­зуль­та­те тер­ро­ри­стич. ак­та (од­но­вре­мен­ные взры­вы на не­сколь­ких во­кза­лах го­ро­да), от­вет­ст­вен­ность за со­вер­ше­ние ко­то­ро­го взя­ла на се­бя Аль-Каи­да, по­гиб­ло бо­лее 190 чел.

Са­мое ран­нее со­ору­же­ние М. – кре­пость (аль­ка­са­ба) Мад­же­рит с двор­цом Аль­ка­сар на ле­вом бе­ре­гу р. Ман­са­на­рес, по­стро­ен­ная в 9 в. (сохр. фун­да­мент; ны­не на этом мес­те Ко­ро­лев­ский дво­рец). При ко­ро­ле Аль­фон­со VI Храб­ром на хол­ме во­круг ста­ро­го Аль­ка­са­ра вы­рос не­боль­шой го­род со слож­ным ри­сун­ком улиц, сфор­ми­ро­ва­лись но­вые квар­та­лы, в ча­ст­но­сти ху­де­рия (ны­не р-н Ла­вапь­ес), бы­ли рас­ши­ре­ны и пе­ре­строе­ны гор. ук­ре­п­ле­ния (т. н. Сред­не­ве­ко­вая сте­на М., 11–13 вв.). В по­строй­ках это­го вре­ме­ни со­еди­ни­лись чер­ты ев­роп. ср.-век. зод­че­ст­ва и сти­ля му­де­хар: церк­ви Сан-Ни­ко­лас-де-лос-Сер­ви­тас (12–17 вв.), Сан-Пед­ро-эль-Ре­аль и Сан-Хе­ро­ни­мо-эль-Ре­аль (обе 13–17 вв.); Ка­са-де-лос-Лу­ха­нес (15 в.).

Мадрид. Площадь Пласа-Майор. 1617–19. Архитектор Х. Гомес де Мора и др.

В по­строй­ках кон. 15 – нач. 16 вв. ощу­ти­мо влия­ние итал. Воз­ро­ж­де­ния: особ­няк Ка­са-де-лос-Сис­не­рос (16 в.), пе­ре­строй­ка Аль­ка­са­ра (ок. 1537, ар­хи­тек­то­ры Л. де Ве­га и А. де Ко­вар­ру­би­ас, не сохр.). В 1570–1670-е гг. центр М. при­об­рёл совр. об­лик. Ко­роль Фи­липп II и его при­двор­ный арх. Х. Б. де Эр­ре­ра пред­по­ла­га­ли при­дать ре­гу­ляр­ный ха­рак­тер пла­ни­ров­ке го­ро­да, рас­ши­рить осн. ули­цы, соз­дать сис­те­му па­рад­ных пло­ща­дей; эти идеи, б. ч. не­реа­ли­зо­ван­ные, тем не ме­нее оп­ре­де­ли­ли гл. тен­ден­ции раз­ви­тия М. в кон. 16–18 вв. Для по­стро­ек это­го пе­рио­да ха­рак­те­рен су­ро­вый об­лик, в ко­то­ром эле­мен­ты ре­нес­санс­ной ар­хи­тек­ту­ры «де­зор­на­мен­та­до» со­еди­ня­ют­ся с чер­та­ми фор­ми­рую­ще­го­ся сти­ля ба­рок­ко: мост Се­го­вии (1582–1588, арх. Эр­ре­ра), мо­на­сты­ри Дес­каль­сас-Реа­лес (ок. 1559, арх. А. Силь­е­ро, фа­сад – арх. Х. Б. де То­ле­до; цер­ковь, ок. 1612, арх. Х. Го­мес де Мо­ра) и Ла-Эн­кар­нась­он (1616, Го­мес де Мо­ра), двор­цы Сан­та-Крус (1629–34, Го­мес де Мо­ра) и Бу­эн-Ре­ти­ро (1630-е гг., арх. А. де Кар­бо­нель и др.; сохр. толь­ко часть – т. н. Ка­сон-дель-Бу­эн-Ре­ти­ро), ан­самбль Пла­са-Май­ор (1617–19, Го­мес де Мо­ра и др.). В это же вре­мя по при­ка­зу ко­ро­ля Фи­лип­па IV воз­ве­де­на но­вая гор. сте­на, на неск. ве­ков оп­ре­де­лив­шая гра­ни­цы за­строй­ки М. (име­ла не обо­ро­ни­тель­ное, а ско­рее тор­го­вое зна­че­ние; мно­го­числ. во­ро­та иг­ра­ли роль та­мо­жен­ных за­став). Со 2-й пол. 17 в. ба­роч­ные зда­ния в М. при­об­ре­та­ют бо­лее пыш­ный об­лик, их стро­ят, сле­дуя то итал. об­раз­цам (ц. Сан-Хи­нес, кон. 13–17 вв., в ин­терь­е­ре – жи­во­пись Эль Гре­ко, А. Ка­но и др.; ц. Ко­лехиа­та-де-Сан-Исид­ро, 17 в.), то нац. фор­мам сти­ля чур­ри­ге­ре­ско (зда­ние при­юта Сан-Фер­нан­до, 1726, арх. П. де Ри­бе­ра, ны­не Му­ни­ци­паль­ный му­зей).

По­сле по­жа­ра 1734, унич­то­жив­ше­го зда­ние Аль­ка­са­ра, в 1738 на­ча­лось воз­ве­де­ние но­во­го Ко­ро­лев­ско­го двор­ца; в хо­де его строи­тель­ст­ва фор­ми­ро­ва­лись прин­ци­пы исп. клас­си­циз­ма. Вы­даю­щи­ми­ся мас­те­ра­ми но­во­го сти­ля ста­ли ар­хи­тек­то­ры В. Род­ри­гес (ц. Сан-Мар­кос, 1749–53; дво­рец Ли­рия, 1773) и Х. де Виль­я­ну­эва (Бо­та­нич. сад, зда­ния Об­сер­ва­то­рии и Му­зея ес­теств. ис­то­рии, ны­не Му­зей Пра­до; все 1785–90-е гг.). В сти­ле клас­си­циз­ма вы­строе­ны церк­ви Сан-Фран­си­ско-эль-Гран­де (1761–84, арх. Ф. Са­ба­ти­ни и др.), Эр­ми­та-де-Сан-Ан­то­нио-де-ла-Фло­рида (1792–98, арх. Ф. Фон­та­на; фре­ски Ф. Гойи) и др. Од­но­вре­мен­но в М. про­из­во­ди­лась ре­кон­ст­рук­ция гор. сре­ды: мо­дер­ни­за­ция во­до­снаб­же­ния, мо­ще­ние улиц; сне­се­на сте­на вре­ме­ни Фи­лип­па IV, на мес­те ко­то­рой воз­ник­ла но­вая сеть транс­порт­ных ар­те­рий, па­рад­ных пло­ща­дей и три­ум­фаль­ных арок (во­ро­та Пу­эр­та-де-Аль­ка­ла, 1778, арх. Са­ба­ти­ни; буль­вар Па­сео-дель-Пра­до, 1780-е гг.).

Мадрид. Перекрёсток проспекта Гран-Виа и улицы Алькала.

С сер. 19 в. рас­ши­ря­лись пло­ща­ди, строи­лись но­вые ули­цы (ре­кон­ст­рук­ция пл. Пу­эр­та-дель-Соль, 1858–60; просп. Гран-Виа, 1897–1910, осн. за­строй­ка – 1910–50-е гг.). Реа­ли­зу­ют­ся про­ек­ты по рас­ши­ре­нию тер­ри­то­рии го­ро­да: в рам­ках пла­на «Эн­сан­че» арх. К. М. де Ка­ст­ро (ок. 1860) в кон. 19 в. на се­ве­ро-вос­то­ке М. воз­ве­дён р-н Са­ла­ман­ка с яр­ко вы­ра­жен­ной гео­мет­рич. струк­ту­рой пла­ни­ров­ки. Инж. ре­во­лю­ция 19 в. про­яви­лась в ис­поль­зо­ва­нии ме­тал­лич. кон­струк­ций с за­стек­ле­ни­ем (Хру­сталь­ный дво­рец в пар­ке дель-Бу­эн-Ре­ти­ро, ок. 1887, арх. Р. Ве­ла­скес Бос­ко; ста­рое зда­ние ж.-д. во­кза­ла Ато­ча, ок. 1888, арх. А. де Па­ла­сио). До­ми­ни­рую­щим сти­лем в этот пе­ри­од ста­но­вит­ся эк­лек­тизм, со­че­таю­щий фор­мы не­оба­рок­ко, «не­ому­де­хара», нео­го­ти­ки: ин­терь­ер со­бо­ра Нуэ­ст­ра-Сень­о­ра-де-ла-Аль­му­де­на (1879–1993), зда­ние Мин-ва зем­ле­де­лия (ок. 1897, Ве­ла­скес Бос­ко); зда­ние поч­ты и те­ле­гра­фа [Па­ла­сио-де-Ко­му­ни­кась­о­нес (ны­не зда­ние мэ­рии)] на пл. Ла-Си­бе­лес (1904–1918, арх. А. Па­ла­си­ас-и-Ра­ми­ло), аре­на для боя бы­ков «Лас Вен­тас» (1922–1931, арх. Х. Эс­пе­лиу). С 1910-х гг. в ар­хи­тек­ту­ре М. по­яв­ля­ют­ся чер­ты мо­дер­на, позд­нее – ар де­ко, ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся с пыш­но­стью и рос­ко­шью форм эк­лек­тиз­ма. У мад­рид­цев это ар­хит. те­че­ние по­лу­чи­ло назв. «мо­ну­мен­таль­ный кон­ди­тер­ский стиль».

В 1939–75, в го­ды дик­та­ту­ры Ф. Фран­ко, про­ис­хо­дит зна­чит. «клас­си­ци­за­ция» язы­ка ар­хи­тек­ту­ры М., ко­то­рая вы­ра­жа­лась как в пе­ре­ра­бот­ке форм ар де­ко (ан­самбль пл. Ис­па­нии с «Мад­рид­ской баш­ней», 1954–57, и не­бо­скрё­бом «Ис­па­ния», ок. 1953, ар­хи­тек­то­ры Х. и Х. М. Ота­мен­ди Ма­чим­бар­ре­на), так и в соз­да­нии сти­ля «не­оэр­ре­ре­ско» (зда­ние Мин-ва авиа­ции, 1942–51, арх. Л. Гуть­ер­рес Со­то; ар­ка По­бе­ды, 1953–56, ар­хи­тек­то­ры М. Ло­пес Оте­ро, П. Бра­во Сан­фе­лиу).

Мадрид. Башня «Пикассо». 1982–88. Архитектор М. Ямасаки.
Мадрид. Небоскрёбы бизнес-парка CTBA.

С 1960-х гг. в М. воз­во­ди­лись по­строй­ки в рус­ле мо­дер­низ­ма: жи­лой ком­плекс «Бе­лые баш­ни» (1960–68, ар­хи­тек­то­ры Ф. X. Са­энс де Ой­са, Р. Мо­нео), Рес­тав­ра­ци­он­ный центр в уни­вер­си­тет­ском го­род­ке (с 1961, ар­хи­тек­то­ры Ф. Иге­рас, Мо­нео), зда­ние «Бан­кин­тер» (1972–77, Мо­нео). Си­лу­эты вы­сот­ных зда­ний но­вых квар­та­лов, рас­по­ло­жен­ных по об­раз­цу па­риж­ско­го р-на Де­фанс в от­да­ле­нии от ис­то­рич. цен­тра, оп­ре­де­ли­ли но­вую па­но­ра­му го­ро­да: пл. Кас­ти­лии с на­клон­ны­ми пар­ны­ми баш­ня­ми KIO («Во­ро­та Ев­ро­пы»; 1995, ар­хи­тек­то­ры Ф. Джон­сон, Дж. Берд­жи), р-н AZCA с баш­ня­ми Бан­ка Биль­бао (1979–81, арх. Са­энс де Ой­са), «Ев­ро­па» (1985; арх. М. Ори­оль-и-Ибар­ра), «Пи­кас­со» (1982–88, арх. М. Яма­са­ки), биз­нес-парк CTBA (Cuatro Torres Business Area) с не­бо­скрё­ба­ми «Ка­ха Мад­рид» (2002–09, выс. 250 м; арх. Н. Фос­тер), «Са­сир Валь­е­эр­мо­со» (2004–08, выс. 236 м; ар­хи­тек­то­ры К. Ру­био Кар­ва­халь, Э. Аль­ва­рес-Са­ла), «Кри­сталь» (2004–08, выс. 250 м; арх. С. Пел­ли), «Эс­па­сио» (2004–08, выс. 225 м; ар­хит. бю­ро «Пей Кобб Фрид»). Воз­ве­де­ны но­вая зо­на ж.-д. во­кза­ла Ато­ча (1985–92, арх. Мо­нео), 4-й тер­ми­нал аэ­ро­пор­та Ба­ра­хас в сти­ле хай-тек (2000–05, арх. Р. Род­жерс и др.). На ок­раи­нах М. с кон. 20 в. воз­во­дят­ся мас­си­вы дос­туп­но­го жи­лья (напр., в р-не Ка­ра­бан­чель) по про­ек­там исп. и за­ру­беж­ных ар­хи­тек­то­ров (Т. Мей­на, Д. Чип­пер­фил­да, В. Арет­са, А. Са­эро-По­ло и бю­ро FOA, ар­хит. мас­тер­ских MVRDV, «Dosmasuno», «Somos» и др.).

М. – од­на из са­мых зе­лё­ных ев­роп. сто­лиц. Сре­ди круп­ней­ших пар­ков – Бу­эн-Ре­ти­ро (быв. са­ды одноим. ко­ро­лев­ско­го двор­ца), Ка­са-де-Кам­по (быв. ко­ро­лев­ские охот­ни­чьи уго­дья) и ак­тив­но раз­ви­ваю­щий­ся «Ли­ней­ный парк Ман­са­на­рес» (на бе­ре­гах р. Ман­са­на­рес).

Сре­ди па­мят­ни­ков М. – X. Ко­лум­бу (1885), Ф. Гойе (1905), 2 па­мят­ни­ка М. де Сер­ван­те­су (1835, скульп­тор А. Со­ла; 1927, арх. П. Му­гу­ру­са, скульп­тор К. Ва­ле­ра).

М. – круп­ней­ший центр нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Ис­па­нии. На­уч. ис­сле­до­ва­ния ор­га­ни­зу­ют­ся и ко­ор­ди­ни­ру­ют­ся Выс­шим со­ве­том на­уч. ис­сле­до­ва­ний (1939), ко­то­рый ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью св. 100 на­уч. ин­сти­ту­тов и цен­тров. Функ­ции АН вы­пол­ня­ет Ин-т Ис­па­нии (1938), объ­е­ди­няю­щий: Ко­ро­лев­скую ака­де­мию исп. язы­ка (1713), Ко­ро­лев­скую ака­де­мию юри­дич. на­ук (ос­но­ва­на в 1730; совр. назв. с 1882), Ко­ро­лев­скую нац. ака­де­мию ме­ди­ци­ны (1734; совр. назв. с 1861), Ко­ро­лев­скую ака­де­мию ис­то­рии (1738), Ко­ро­лев­скую ака­де­мию изящ­ных ис­кусств «Сан Фер­нан­до» (1752), Ко­ро­лев­скую ака­де­мию точ­ных, фи­зич. и ес­теств. на­ук (1847), Ко­ро­лев­скую ака­де­мию мо­раль­ных и по­ли­тич. на­ук (1857), Ко­ро­лев­скую нац. ака­де­мию фар­ма­ции (1932). Сре­ди др. на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Нац. ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия (1790), Ин-т гео­ло­гии и гор­но­го де­ла (1849), Нац. гео­гра­фич. ин-т (1870), Нац. ин-т ме­тео­ро­ло­гии (1887), Нац. ин-т океа­но­гра­фии (1914), Исп. ин-т му­зы­ко­ве­де­ния (1943), Нац. ин-т с.-х. тех­но­ло­гии и про­до­воль­ст­вия (1971), Центр со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний (1977), Ин-т ев­ро­пей­ско-ла­ти­но­амер. ис­сле­до­ва­ний, Ин-т куль­тур­но­го на­сле­дия Ис­па­нии (оба 1984), На­уч. парк (2001). Круп­ные ву­зы: Мад­рид­ский уни­вер­си­тет Ком­п­лу­тен­се, Ав­то­ном­ный ун-т (1968), По­ли­тех­нич. ун-т (1971), Нац. ун-т дис­танц. обу­че­ния (1972, св. 60 фи­лиа­лов в Ис­па­нии и 20 за ру­бе­жом), Ун-т Аль­фон­со X Муд­ро­го (1993), Ко­ро­лев­ская кон­сер­ва­то­рия (1830; до 1963 Нац. шко­ла му­зы­ки и сце­нич. иск-ва). Сре­ди не­го­су­дарств. ву­зов – Епи­ско­паль­ный ун-т Ко­миль­яс (ос­но­ван в 1890 па­пой Рим­ским Львом XIII в Комильясе, с 1960 в М.). В го­ро­де дей­ст­ву­ют ок. 20 биб­лио­тек, в т. ч. Нац. б-ка Ис­па­нии (1712), Центр. во­ен­но-мор­ская б-ка (1856), Центр. во­ен­ная б-ка (1932). Нац. ис­то­рич. ар­хив (1866).

Круп­ней­шие ху­дож. му­зеи М. – т. н. тре­уголь­ник ис­кусств (в нач. 21 в. ак­тив­но ве­дёт­ся их рас­ши­ре­ние): Пра­до (но­вое кры­ло му­зея 2001–07, арх. Р. Мо­нео), Тис­сена-Бор­не­ми­сы со­б­ра­ние [во двор­це Виль­яэр­мо­са (17–19 вв.), ре­кон­ст­руи­ро­ван Мо­нео, 1989; но­вое кры­ло – в фор­мах не­омо­дер­низ­ма, 2004, ар­хит. бю­ро BOPBAA], Центр ис­кусств ко­ро­ле­вы Со­фии (ос­но­ван в 1986; зда­ние – 2001–2005, арх. Ж. Ну­вель). Сре­ди др. му­зе­ев: Нац. му­зей ес­теств. на­ук (1771), Во­ен­но-мор­ской (1843), Нац. ар­хео­ло­ги­че­ский (1867), Нац. ан­тро­по­ло­ги­че­ский (1910), Нац. му­зей де­ко­ра­тив­но­го иск-ва (1912), ро­ман­тиз­ма (1924), Му­ни­ци­паль­ный му­зей (1929), Нац. му­зей на­у­ки и тех­ни­ки (1980). До­ма-му­зеи: Х. Со­ро­льи, Ло­пе де Ве­ги (Ло­пе Ф. де Ве­ги Кар­пьо). Куль­тур­ный центр «Кайк­са фо­рум» (2008, ар­хит. бю­ро «Хер­цог и де Ме­рон»). Ко­ро­лев­ский бо­та­нич. сад (1755; пл. 6,7 га; бо­лее 30 тыс. рас­те­ний). Пла­не­та­рий (1986).

Те­ат­ры: му­зы­каль­ные – Ко­ро­лев­ский («Те­ат­ро Ре­аль», 1850), «Сар­су­эла» (1856); дра­ма­ти­че­ские – «Эс­пань­оль» (ста­рей­ший те­атр Ис­па­нии, ос­но­ван в 1582 как «Кор­раль дель Прин­си­пе»; совр. назв. с 1849), «Аль­бе­нис» (1945), Нац. труп­па клас­сич. те­ат­ра (1986), «Ла Аба­дия» (1995), Нац. дра­ма­тич. центр (объ­е­ди­ня­ет те­атры «Ма­рия Гер­ре­ро» и «Ва­лье-Инк­лан»). Нац. ба­лет Ис­па­нии (1978), «Нац. те­атр тан­ца» (1986, совр. назв. с 1990), Ба­лет Вик­то­ра Уль­я­те (1988). Ор­ке­ст­ры: Мад­рид­ский сим­фо­ни­че­ский (1904), Фи­лар­мо­ни­че­ский (1915), Нац. ор­кестр Ис­па­нии (1937), Сим­фо­нич. ор­кестр и хор Исп. ра­дио и ТВ (1965), Гор. сим­фо­нич. ор­кестр и хор (1987). Нац. хор Ис­па­нии (1971; ра­нее функ­цио­ни­ро­вал под назв. «Хор Выс­шей пев­че­ской шко­лы»). Национальный музыкальный центр. Центр совр. му­зы­ки (1983) – ор­га­ни­за­тор ме­ж­ду­нар. на­уч. кон­фе­рен­ций, кон­цер­тов; при нём функ­цио­ни­ру­ет Ла­бо­ра­то­рия ком­пь­ю­тер­ной и элек­трон­ной му­зы­ки (1989). Ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: Осен­ний (муз., тан­це­валь­ное, те­ат­раль­ное, цир­ко­вое иск-во; еже­год­но с 1984), совр. му­зы­ки (еже­год­но с 1999), а так­же фес­ти­ва­ли фла­мен­ко, тан­ца, ки­но­фес­ти­валь. Нац. филь­мо­те­ка (1953).

М. – од­на из фут­боль­ных сто­лиц ми­ра; в го­ро­де про­хо­ди­ли: фи­нал чем­пио­на­та Ев­ро­пы (1964), мат­чи чем­пио­на­та ми­ра (1982), фи­на­лы Куб­ка ев­роп. чем­пио­нов (1957, 1969, 1988, 2010). Ве­ду­щие клу­бы Ев­ро­пы и Ис­па­нии – «Ат­ле­ти­ко» и «Ре­ал» – мно­го­крат­ные чем­пио­ны стра­ны, по­бе­ди­те­ли ря­да пре­стиж­ных ме­ж­ду­нар. со­рев­но­ва­ний вы­сту­па­ют со­от­вет­ст­вен­но на ста­дио­нах «Ви­сен­те Каль­де­рон» (по­стро­ен в 1966, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1982; 55,8 тыс. мест) и «Сан­ть­я­го Бер­на­беу» (по­стро­ен в 1947, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1982; 106,5 тыс. мест). Бас­кет­боль­ная ко­ман­да «Ре­ал» (М.) – од­на из силь­ней­ших в Ев­ро­пе, 30-крат­ный чем­пи­он стра­ны, по­бе­ди­тель восьми Куб­ков ев­роп. чем­пио­нов (1964–95), четы­рёх Кубков обладателей кубков (1984–97) и ря­да др. пре­стиж­ных ме­ж­ду­нар. со­стя­за­ний; вы­сту­па­ет с окт. 2010 на «Ка­ха Махика» (св. 12 тыс. мест); там же про­во­дят­ся тра­ди­ци­он­ные муж­ские тен­нисные тур­ни­ры, в 2006 и 2007 – ито­го­вый жен­ский тен­нис­ный тур­нир го­да «WTA Tour Cham­pionships». Сре­ди др. совр. спор­тив­ных со­ору­же­ний – Лег­ко­ат­ле­тич. ста­дион (1989–94, ар­хи­тек­то­ры А. Крус, А. Ор­тис). В 1575 в М. при дво­ре ко­ро­ля Фи­лип­па II со­сто­ял­ся пер­вый тур­нир в ис­то­рии шах­мат с уча­сти­ем че­ты­рёх шах­ма­ти­стов. Близ М. про­ве­де­но неск. исп. Гран-при Фор­му­лы-1 (с 1967) на трас­се «Ха­ра­ма», исп. Гран-при по мо­то­гон­кам (с 1913) и др. со­стя­за­ния.

В струк­ту­ре гор. эко­но­ми­ки пре­об­ла­да­ет сфе­ра ус­луг, в ко­то­рой соз­да­ёт­ся ок. 82% ВРП (в т. ч. сек­тор фи­нан­со­вых ус­луг ок. 32%, тор­гов­ля ок. 32%; сер. 2000-х гг.) и за­ня­та б. ч. ра­бо­таю­щих. М. – круп­ный фи­нан­со­вый центр, здесь раз­ме­ща­ют­ся офи­сы боль­шин­ст­ва на­цио­наль­ных и круп­ных иностр. бан­ков, стра­хо­вых ком­па­ний. Мад­рид­ская фон­до­вая бир­жа (1831) – круп­ней­шая в Ис­па­нии. В го­ро­де на­хо­дят­ся штаб-квар­ти­ры круп­ней­ших нац. ком­па­ний, в т. ч. «Repsol YPF» (неф­те­га­зо­вый сек­тор), «Endesa, S. A.» (энер­ге­ти­ка), «Telefóni­ca S. A.» (связь, в т. ч. мо­биль­ная), тор­го­вой груп­пы «El Corte Inglés». М. – центр ту­риз­ма ми­ро­во­го зна­че­ния; по чис­лу иностр. ту­ри­стов (св. 6 млн. чел. еже­год­но, нач. 21 в.) сре­ди ев­роп. сто­лиц ус­ту­па­ет толь­ко Па­ри­жу, Лон­до­ну и Ри­му. Ме­ж­ду­нар. яр­ма­роч­ный центр: гос. ком­па­ния IFEMA (соз­да­на в 1980; вхо­дит в пя­тёр­ку круп­ней­ших ев­роп. яр­ма­роч­ных ор­га­ни­за­ций) еже­год­но про­во­дит ок. 90 вы­ста­вок-яр­ма­рок, ко­то­рые по­се­ща­ют св. 4,5 млн. чел. Сре­ди важ­ней­ших ме­ж­ду­нар. ме­ро­прия­тий: вы­став­ки совр. иск-ва ARCO, юве­лир­ных из­де­лий и ан­тик­ва­риа­та FERIARTE, ме­бе­ли FIMM, воз­мож­но­стей об­ра­зо­ва­ния AULA, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий, муль­ти­ме­диа и свя­зи SIMO, а так­же са­ло­ны ав­то­мо­биль­ный, мор­ской, мо­ды и др. Вы­ста­воч­ный ком­плекс IFEMA (на­хо­дит­ся близ парка Хуа­на Кар­ло­са I) яв­ля­ет­ся од­ним из круп­ней­ших в Ев­ро­пе (ре­кон­ст­руи­ро­ван в 2002, но­вые па­виль­о­ны – 2008). Важ­ные от­рас­ли сфе­ры ус­луг – сек­тор гос. управ­ле­ния (свя­зан с адм.-по­ли­тич. функ­ция­ми го­ро­да), нау­ка и об­ра­зо­ва­ние (в сто­лич­ный ре­ги­он на­прав­ля­ет­ся ок. 29% гос. фи­нан­си­ро­ва­ния на­уч. и ин­но­вац. дея­тель­но­сти, 2007). М. – круп­ный центр пе­чат­но-из­да­тель­ско­го де­ла, рек­лам­но­го биз­не­са и мар­ке­тин­га.

Зна­чит. часть пром. пред­при­ятий вы­ве­де­на за пре­де­лы гор. чер­ты в ин­ду­ст­ри­аль­ные по­ли­го­ны в пре­де­лах про­вин­ции. С нач. 1990-х гг. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся мас­штаб­ная мо­дер­ни­за­ция пром. мощ­но­стей, ак­тив­но соз­да­ют­ся но­вые (ок. 20% дей­ст­вую­щих пред­при­ятий по­строе­ны в нач. 2000-х гг.). С по­след­ней четв. 20 в. до­ля пром. про­из-ва в ВРП М. не­ук­лон­но сни­жа­ет­ся (ок. 10% ВРП в сер. 2000-х гг.). Объ­ём пром. про­дук­ции сто­лич­ной аг­ло­ме­ра­ции пре­вы­ша­ет 8 млрд. ев­ро (2007); на­счи­ты­ва­ет­ся бо­лее 11 тыс. пред­при­ятий (в осн. мел­кие и сред­ние), на ко­то­рых тру­дят­ся ок. 125 тыс. чел. Ве­ду­щие от­рас­ли: ма­ши­но­строе­ние, в т. ч. транс­порт­ное [ав­то­строе­ние: в М. – ав­то­за­во­ды «Peugeot Citroën Automóviles Espa ̃na» (2,8 тыс. за­ня­тых, 114,5 тыс. ав­то­мо­би­лей, а так­же ав­то­мо­биль­ные ком­плек­тую­щие; 2008) и IVECO (при­над­ле­жит итал. груп­пе FIAT, вы­пус­ка­ет тя­жё­лые и лёг­кие гру­зо­ви­ки); авиа-, ло­ко­мо­ти­во­строе­ние], элек­трон­ная (вклю­чая ИТ- и те­ле­ком­му­ни­ка­ции), хи­ми­че­ская (в пре­де­лах сто­лич­ной аг­ло­ме­ра­ции про­из­во­дит­ся ок. 13% нац. про­дук­ции от­рас­ли, в т. ч. пла­ст­мас­сы, крас­ки и ла­ки, бы­то­вая хи­мия, пар­фю­ме­рия), фар­ма­цев­ти­че­ская и мик­ро­био­ло­ги­че­ская, тек­стиль­ная и швей­ная, ко­же­вен­но-обув­ная (в М. и ок­ре­ст­но­стях из­го­тов­ля­ет­ся бо­лее 12% исп. обу­ви), по­ли­гра­фи­че­ская, пи­ще­вку­со­вая. Тра­диц. про­из-во ху­дож. ре­мес­лен­ных из­де­лий (вы­шив­ки, кру­же­ва, вее­ра, кас­тань­е­ты, юве­лир­ные ук­ра­ше­ния). Ус­ко­рен­ны­ми тем­па­ми рас­тут мощ­но­сти строй­ин­ду­ст­рии (8% ВРП, сер. 2000-х гг.).

Лит.: Navascués Palacio P. Arquitectura y arquitectos madrileños del siglo XIX. Madrid, 1973; Бот­кин В. П. Пись­ма об Ис­па­нии. СПб., 1857. Л., 1976; Bravo Morata F. Historia de Madrid. Madrid, 1985–2002–. Vol. 1–22–; Castillos, fortificaciones y recintos amuralla­dos de la Comunidad de Madrid. Madrid, 1993; Juliá Diáz S. Madrid, historia de una capital. Madrid, 2000; Escobar J. R. The Plaza Mayor and the shaping of Baroque Madrid. Camb., 2004; García Gutiérrez P. F., Martínez Car­bajo A. F. Iglesias de Madrid. 3 ed. Madrid, 2006; Madrid metrópolis: la construcción in­somne de un territorio acelerado. Madrid, 2006; Нэш Э. Мад­рид: ис­то­рия го­ро­да. М.; СПб., 2007; Кап­те­ре­ва Т. П. Про­гул­ки по Мад­ри­ду. М., 2009.

Вернуться к началу