Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИНЧЁПИНГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 527-528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Е. Чиркова

ЛИНЧЁПИНГ (Linköping), го­род на юго-вос­то­ке Шве­ции, адм. центр ле­на Эс­тер­гёт­ланд. Нас. 99,8 тыс. чел. (2010, с при­го­ро­да­ми свы­ше 140 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен на р. Стон­гон, близ её впа­де­ния в оз. Рок­сен (вхо­дит в сис­те­му Гё­та-ка­на­ла). Транс­порт­ный узел. Че­рез Л. про­хо­дят гл. ж.-д. ма­ги­ст­раль Шве­ции Сток­гольм – Маль­мё и трансъ­ев­ро­пей­ская ав­то­ма­ги­ст­раль Хель­син­борг/Да­ния – Сток­гольм. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт.

Ос­но­ван ок. 1100, с сер. 12 в. епи­скоп­ская ре­зи­ден­ция. Столк­но­ве­ние в Л. в 1600 сто­рон­ни­ков Си­гиз­мун­да III Ва­зы и Кар­ла IX, во­шед­шее в ис­то­рию под назв. «Лин­чё­пинг­ская кро­ва­вая ба­ня», по­слу­жи­ло по­во­дом к польск.-швед. вой­нам, длив­шим­ся до 1629. В 1700 го­род поч­ти пол­но­стью унич­то­жен по­жа­ром; в нач. 18 в. от­стро­ен за­но­во. Раз­ви­тию Л. спо­соб­ст­во­ва­ло строи­тель­ст­во Гё­та-ка­на­ла (1832) и Кин­да-ка­на­ла (1870), а так­же ж. д. Сток­гольм – Маль­мё (2-я пол. 19 в.). В 1-й пол. 20 в. Л. ста­но­вит­ся круп­ным цен­тром ма­ши­но­строе­ния Шве­ции: здесь бы­ли соз­да­ны пер­вые авиац. за­во­ды кон­цер­на SAAB (2-я пол. 1930-х гг.), пред­при­ятия по про­из-ву ло­ко­мо­ти­вов и элек­тро­во­зов, ав­то­мо­би­лей и др.

Фото Daniel Larsson Линчёпинг. Вид центра города.

В цен­тре го­ро­да рас­по­ло­же­ны ро­ман­ская ц. Св. Лав­рен­тия (12 в., верх баш­ни пе­ре­стро­ен в сти­ле ба­рок­ко в 18 в., неф пе­ре­стро­ен в 1798–1801), го­тич. со­бор Свя­тых Пет­ра и Пав­ла на пл. Стур­тор­гет (храм заль­но­го ти­па, ок. 1230–1520; зап. фа­сад с баш­ней – 1877–86, арх. Х. Зет­тер­валль; сев. пор­тал тран­сеп­та – ок. 1230; юж. пор­тал тран­сеп­та – ок. 1310, рель­е­фы 1320-х гг.; в ал­та­ре – трип­тих худ. Х. Сё­рен­се­на, 1935), со­бор­ная гим­на­зия (14 в., пе­ре­страи­ва­лась ок. 1700 и в нач. 19 в.), епи­скоп­ский дво­рец (1733–34, на мес­те фран­ци­скан­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го в 1278), до­ма 15–18 вв.; де­рев. за­строй­ка ул. Хун­не­бер­г­с­га­тан. Со­хра­ни­лись по­строй­ки в сти­лях клас­си­циз­ма (дом кон­си­сто­рии, 1826; Бель­ве­дер, 1881), нео­го­ти­ки (Гос­банк, 1903, арх. Ф. Линд­ст­рум), мо­дер­на (те­атр, 1902–03, арх. А. Ан­дер­берг; гос­тини­ца «Цен­траль­па­лат­сет», 1907–09), нац. ро­ман­тиз­ма (ка­то­лич. шко­ла, 1914–1915, арх. А. Брун­ског), функ­цио­на­лиз­ма (вил­ла Фун­кис, 1929). Кон­церт­ный и де­ло­вой центр «Arenabolaget» (1987, ок. 4 тыс. мест); кон­церт­но-спор­тив­ный ком­плекс «Cloetta Center» (2004, од­на из круп­ней­ших кры­тых пло­ща­док Шве­ции, ок. 11 тыс. мест).

Важ­ный об­ра­зо­ват. центр ре­гио­на. Выс­шая ка­фед­раль­ная шко­ла (1627). Ун-т Л. (1970). Ис­то­рич. му­зей под от­кры­тым не­бом (де­рев. по­строй­ки из рай­онов Юж. Шве­ции); сре­ди др. му­зе­ев – крае­вед­че­ский ле­на Эс­тер­гёт­ланд (1884), го­род­ской (1901), спи­чек (1948), во­ен.-возд. сил, ор­ни­то­ло­ги­че­ский, пи­са­те­ля В. Рюд­бер­га.

Сим­фо­нич. ор­кестр Л. На ба­зе ун-та Л. дей­ст­ву­ют разл. сту­денч. муз. кол­лек­ти­вы. В го­ро­де про­во­дит­ся неск. му­зы­каль­ных фес­ти­ва­лей, в т. ч. фес­ти­ва­ли джа­за и блю­за (март – ап­рель), сту­денч. ор­ке­ст­ров (май), ка­мер­ной му­зы­ки (ав­густ), фольк­лор­ной му­зы­ки (ок­тябрь). Еже­год­ный фес­ти­валь шо­ко­ла­да (фев­раль – март).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки в нач. 21 в. – сфе­ра ус­луг (за­ня­то ок. 80% ра­бо­таю­щих, в т. ч. в об­ра­зо­ва­нии, нау­ке и куль­ту­ре – ок. 19%, со­ци­аль­ной сфе­ре и здра­во­охра­не­нии – ок. 18%, фи­нан­со­вом сек­то­ре – ок. 17%, тор­гов­ле и свя­зи – ок. 15%, адм. сек­то­ре – ок. 7%). Л. – важ­ный ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-де­ло­вой центр ре­гио­на. Здесь рас­по­ло­же­ны пред­ста­ви­тель­ст­ва не­сколь­ких круп­ных ме­ж­ду­нар. ком­па­ний («Ericsson», «Motorola», «Toy­ota In­dustries», «Hewlett Packard»), го­лов­ные офи­сы ря­да нац. ком­па­ний. Важ­ное зна­че­ние име­ет об­слу­жи­ва­ние ак­тив­но рас­ши­ряю­ще­го­ся сек­то­ра ИТ и те­ле­ком­му­ни­ка­ций (в т. ч. раз­ра­бот­ка кор­по­ратив­но­го про­грамм­но­го обес­пе­че­ния, ана­ли­ти­ка в об­лас­ти ИТ, тех­нич. и про­грамм­ное обес­пе­че­ние в сфе­ре те­ле­ком­му­ни­ка­ций), ока­за­ние биз­нес-ана­ли­тич. и кон­сал­тин­го­вых ус­луг. Ок. 250 про­филь­ных фирм дей­ст­ву­ют в рам­ках на­уч. пар­ка «Мьер­де­ви» (Mjärdevi; 1984; осн. спе­циа­ли­за­ция – раз­ра­бот­ки в об­лас­ти ав­то­ма­ти­зир. тех­но­ло­гий, элек­тро­ни­ки и мик­ро­элек­тро­ни­ки, за­щи­ты ок­ру­жаю­щей сре­ды, те­ле­ком­му­ни­ка­ций и муль­ти­ме­диа, мед. тех­но­ло­гий). Ди­на­мич­но раз­ви­ва­ет­ся рек­реа­ци­он­ный и де­ло­вой ту­ризм, в т. ч. ме­ж­ду­на­род­ный.

Л. ос­та­ёт­ся од­ним из важ­ней­ших цен­тров авиа­строе­ния Шве­ции. Здесь рас­по­ло­же­ны под­раз­де­ле­ния «SAAB Group» – ком­па­нии «SAAB Aerostructures» (раз­ра­бот­ка и про­из-во ма­те­риа­лов, ком­плек­тую­щих, аг­ре­га­тов для гражд. и во­ен. са­мо­лё­тов), «SAAB Aerosystems» (раз­ра­бот­ка и про­из-во обо­ру­до­ва­ния, сис­тем безо­пас­но­сти, про­грамм­но­го обес­пе­че­ния – тес­ти­рую­ще­го, кон­троль­но­го, и др.). Сре­ди др. вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной пром. про­дук­ции – ма­те­риа­лы и ком­по­нен­ты для ав­то­мо­би­лей, сис­тем кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния и кон­тро­ля ка­че­ст­ва воз­ду­ха, а так­же кон­троль­но-из­ме­рит. при­бо­ры (в т. ч. для учё­та энер­го-, во­до- и га­зо­по­треб­ле­ния), мед. обо­ру­до­ва­ние (в т. ч. рент­ге­но­гра­фи­че­ское), био­тех­но­ло­гич. про­дук­ция для фар­ма­цев­тич. про­мыш­лен­но­сти.

Лит.: Linköpings domkyrka. Stockh., 1986–2001. Vol. 1–3.

Вернуться к началу