Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕ́ЙПЦИГ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 183-185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Матвеева (история, образование), Л. А. Полётова (музыкальная культура,театр), В. Н. Стрелецкий (экономика)
Фото Jorge Castro Лейпциг. Вид города.

ЛЕ́ЙПЦИГ (Leipzig), го­род на вос­то­ке Гер­ма­нии, круп­ней­ший в зем­ле Сак­со­ния. Нас. 520,6 тыс. чел. (2010). Рас­по­ло­жен в юж. час­ти Се­ве­ро-Гер­ман­ской низ­мен­но­сти (в цен­тре т. н. Лейп­циг­ской бух­ты), близ сев. края Сред­не­гер­ман­ских гор, на р. Вай­се-Эль­стер (бас­сейн Эль­бы) и её при­то­ках Плай­се и Пар­те. Один из важ­ней­ших транс­порт­ных уз­лов стра­ны. Че­рез гор. аг­ло­ме­ра­цию Л. про­хо­дят 3 фе­де­раль­ных ав­то­ба­на (стро­ит­ся чет­вёр­тый, нач. 2010) и 7 ско­ро­ст­ных ав­то­трасс. Осн. ж.-д. ма­ги­ст­ра­ли со­еди­ня­ют Л. с Бер­ли­ном, Дрез­де­ном (да­лее с Пра­гой), Кем­ни­цем, Ре­генс­бур­гом (да­лее с Мюн­хе­ном), Нюрн­бер­гом, Эр­фур­том (да­лее с Франк­фурт­ской и Ниж­не­рейн­ско-Рур­ской аг­ло­ме­ра­ция­ми), Ма­где­бур­гом (да­лее с Ган­но­ве­ром и Гам­бур­гом). Глав­ный ж.-д. во­кзал Л. (круп­ней­ший по за­ни­мае­мой пло­ща­ди ту­пи­ко­вый, т. н. го­лов­ной, ж.-д. во­кзал Ев­ро­пы – 26 плат­форм). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт Лейп­циг – Гал­ле (в 25 км к се­ве­ро-за­па­ду от го­рода) име­ет боль­шое зна­че­ние как узел гру­зо­вых авиа­пе­ре­во­зок; аэ­ро­порт Лейп­циг – Аль­тен­бург.

В кон. 9 в. на мес­те совр. Л. су­ще­ст­во­ва­ло слав. по­се­ле­ние под назв. Лип­ци (Lipzi; в пе­ре­во­де с сер­бо­лу­жиц­ко­го – ли­па). В 929 (по др. дан­ным, в 928) оно по­па­ло под власть герм. фео­да­лов. В 1015 в хро­ни­ке еп. Мер­зе­бург­ско­го Тит­ма­ра впер­вые упо­ми­на­ет­ся герм. бург «urbs Lipzi». Ок. 1165 Л. по­лу­чил от марк­гра­фа Май­сен­ско­го От­то Бо­га­то­го (1156–90) го­род­ское пра­во и тор­го­вые при­ви­ле­гии. В нач. 13 в. жи­те­ли Л. по­пы­та­лись ос­во­бо­дить­ся от марк­граф­ской вла­сти, од­на­ко их вос­ста­ние бы­ло по­дав­ле­но. Ок. 1268 го­род по­лу­чил пра­во на про­ве­де­ние яр­ма­рок (од­на из ста­рей­ших яр­ма­рок в ми­ре; с 1458 в Л. про­во­ди­лись еже­год­но 3 яр­мар­ки), в 1273 – пра­во че­кан­ки мо­не­ты. С 15 в. Л. – один из ве­ду­щих в Ев­ро­пе и до сер. 20 в. круп­ней­ший в Гер­ма­нии центр яр­ма­рок. В 1485 Л. ото­шёл под власть аль­бер­тин­ской вет­ви Вет­ти­нов. В 1519 в Л. со­сто­ял­ся дис­пут М. Лю­те­ра и И. Эк­ка, в 1539 про­шла Ре­фор­ма­ция. В 16–18 вв. Л. при­об­рёл ми­ро­вую из­вест­ность в об­лас­ти из­да­тель­ско­го де­ла, по­ли­гра­фич. про­из-ва (пер­вая ти­по­гра­фия в го­ро­де ос­но­ва­на в 1485), книж­ной и ме­хо­вой тор­гов­ли. В хо­де Се­ми­лет­ней вой­ны 1756–63 ок­ку­пи­ро­ван прус. вой­ска­ми. Под Л. про­изо­ш­ла од­на из круп­ней­ших битв на­по­ле­о­нов­ских войн – Лейп­циг­ское сра­же­ние 1813. Боль­шое зна­че­ние для эко­но­мич. раз­ви­тия го­ро­да име­ло от­кры­тие в 1839 же­лез­ной до­ро­ги, со­еди­нив­шей Л. и Дрез­ден. К нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны за­ни­мал 4-е ме­сто сре­ди круп­ней­ших эко­но­мич. цен­тров стра­ны по объ­ё­му про­из­во­ди­мой пром. про­дук­ции. Со 2-й пол. 19 в. Л. – круп­ный центр ра­бо­че­го и со­ци­ал-де­мо­кра­тич. дви­же­ния. В 1863 Ф. Лас­саль ос­но­вал в Л. Все­об­щий герм. ра­бо­чий со­юз. Вско­ре по­сле ус­та­нов­ле­ния в Гер­ма­нии гит­ле­ров­ской дик­та­ту­ры – ме­сто про­ве­де­ния Лейп­циг­ско­го про­цес­са 1933 по де­лу о под­жо­ге рейхс­та­га. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны го­род силь­но по­стра­дал от анг­ло-амер. бом­бар­ди­ро­вок (4.12.1943 раз­ру­ше­но св. 4 тыс. зда­ний, 20% жи­те­лей ос­та­лись без кро­ва). 18.4.1945 за­нят амер. вой­ска­ми, в ию­ле 1945 во­шёл в Сов. зо­ну ок­ку­па­ции Гер­ма­нии, в 1949 – в ГДР (с 1952 адм. центр ок­ру­га). В ГДР Л. был од­ним из ве­ду­щих куль­тур­ных, на­уч. и ин­ду­ст­ри­аль­ных цен­тров стра­ны. В ию­не 1953 и окт. – дек. 1989 в Л. про­шли мас­со­вые ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ные вы­сту­п­ле­ния. По­сле объ­еди­не­ния Гер­ма­нии с 1990 в фе­де­раль­ной зем­ле Сак­со­ния. В 1990-е гг. Л. за­ни­мал од­но из пер­вых мест по уров­ню без­ра­бо­ти­цы сре­ди круп­ных го­ро­дов Гер­ма­нии.

Старая биржа. 1678–87. Архитекторы И. Г. Штарке, К. Рихтер.

Ис­то­рич. часть го­ро­да с Ры­ноч­ной пл. (Марк­т­п­лац) в цен­тре ок­ру­же­на коль­цом улиц (т. н. Про­ме­на­ден­ринг, воз­ник­ший к сер. 19 в. на мес­те гор. ук­ре­п­ле­ний). На Ры­ноч­ной пл. рас­по­ло­же­ны Ста­рая ра­ту­ша (1480; пе­ре­строе­на в 1556–57 в фор­мах нем. Воз­ро­ж­де­ния, арх. И. Лот­тер; ны­не Му­зей ис­то­рии го­ро­да), до­ма «Ста­рые ве­сы» (1555, Лот­тер; вос­ста­нов­лен по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны) и «Кёнигс­ха­ус» в сти­ле ба­рок­ко (1700, арх. И. Г. Фукс); ком­плекс тор­го­вых зда­ний «Бар­тельс­хоф» (1748–50). Так­же в Ста­ром го­ро­де – ц. Св. Фо­мы (То­ма­скир­хе; за­ло­же­на в 12 в.; строи­лась в 13 – кон. 15 вв., позд­не­го­тич. заль­ная ба­зи­ли­ка; нео­го­тич. зап. фа­сад кон. 19 в.), кан­то­ром ко­то­рой в 1723–50 был И. С. Бах (по­хо­ро­нен в этой же церк­ви). Др. па­мят­ни­ки: ц. Св. Ни­ко­лая (Ни­ко­лай­кир­хе; за­ло­же­на в 1165 в ро­ман­ском сти­ле; ин­терь­ер пре­вра­щён в позд­не­го­тич. заль­ную ба­зи­ли­ку в 1513–26, арх. Б. Ай­зен­берг; в 1784–97 ин­терь­ер оформ­лен в ду­хе клас­си­циз­ма, арх. И. К. Ф. Дау­те), ц. Св. Пав­ла (Санкт-Пау­ли; 1240, пе­ре­строе­на в фор­мах позд­ней го­ти­ки в кон. 15 – нач. 16 вв.), Ста­рая бир­жа в сти­ле ба­рок­ко (1678–87, ар­хи­тек­то­ры И. Г. Штар­ке, К. Рих­тер), Но­вая ра­ту­ша в ду­хе эк­лек­тиз­ма (1898–1905, арх. Г. Лихт), тор­го­вые и вы­ста­воч­ные ком­плек­сы «Шпекс­хоф» (1908–09) и «Мед­лер­пас­саж» (1912–14) в сти­ле мо­дерн.

За пре­де­ла­ми «Про­ме­на­ден­ринг» – особ­няк «Го­ли­зер Шлёс­хен» в сти­ле ба­рок­ко (с 1755, ар­хи­тек­то­ры Ф. Зель­тен­дорф, И. К. Рих­тер); Ба­вар­ский (1842, арх. Э. Пёцш) и Глав­ный (1907–16, ар­хи­тек­то­ры В. Лос­сов, М. Х. Кю­не) во­кза­лы, зда­ние Им­пер­ско­го су­да (1887–95, ар­хи­тек­то­ры Л. Хофф­манн, П. Дюб­вад; ны­не Фе­де­раль­ный адм. суд) – все в ис­то­ри­че­ских сти­лях; па­мят­ник (1896–1913, арх. Б. Шмиц, скульп­тор Ф. Мец­нер) и пра­во­слав­ный храм (оба в сти­ле мо­дерн; 1911–13, арх. В. А. По­кров­ский), воз­ве­дён­ные в па­мять о по­гиб­ших в «Бит­ве на­ро­дов». Сре­ди др. со­ору­же­ний 1-й пол. 20 в. – Му­зей Грас­си (1925–29, ар­хи­тек­то­ры К. В. Цвек, Х. Фойгт; ны­не в зда­нии рас­по­ло­же­ны му­зеи: при­клад­но­го иск-ва, эт­но­гра­фи­чес­кий, муз. ин­ст­ру­мен­тов), вы­сот­ное зда­ние «Крох» (1927, арх. Г. Бас­тель­май­ер) и ц. Св. Бо­ни­фа­ция (Бо­ни­фа­циу­скир­хе; 1929–30) – все в сти­ле ар де­ко; но­вые рай­оны – «го­род-сад» Ма­ри­ен­брунн (с 1911) и Рунд­линг (1929–30, арх. Х. Рит­тер).

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в Л. бы­ли воз­ве­де­ны в сти­ле мо­дер­низ­ма но­вые зда­ния Опер­но­го те­ат­ра (1956–60, арх. К. Ни­ра­де) и кон­церт­но­го за­ла «Ге­ванд­ха­уз» (1971–81, арх. Р. Шко­да), кор­пу­са ун-та, в т. ч. зда­ние учеб­но­го кор­пу­са (выс. 142 м; 1968–72; ны­не офис­ное зда­ние «Си­ти»). В кон. 20 – нач. 21 вв. по­строе­ны ком­плекс «Но­вой яр­мар­ки» (1992–95, ар­хит. бю­ро «gmp»), но­вое зда­ние Му­зея изо­бра­зит. ис­кусств (2000–04, ар­хит. бю­ро «Hufnagel, Pütze, Rafelian»), центр «Porsche» в сти­ле хайтек (2002; ар­хит. бю­ро «gmp»), центр. кор­пус за­во­да BMW в фор­мах де­кон­ст­рук­ти­виз­ма (2005, арх. З. Ха­дид).

Л. – круп­ный центр нау­ки, куль­ту­ры и об­ра­зо­ва­ния Гер­ма­нии. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний: лейп­циг­ская АХ (1764), лейп­циг­ское от­де­ле­ние Сак­сон­ской АН (1846). В Л. на­хо­дят­ся ок. 30 НИИ, в т. ч. ин-ты Об-ва Мак­са План­ка по со­дей­ст­вию нау­ке – ма­те­ма­тич. при­ло­же­ний для ес­теств. на­ук (1996), эво­люц. ан­тро­по­ло­гии (1997), на­ук о че­ло­ве­че­ском моз­ге и по­зна­нии (2004); ин-ты Об-ва Фра­ун­го­фе­ра по со­дей­ст­вию при­клад­ным ис­сле­до­ва­ни­ям – кле­точ­ной те­ра­пии и им­му­но­ло­гии (2005) и Центр. и Вост. Ев­ро­пы (2006); ин-ты На­уч. со­об­ще­ст­ва Г. В. Лейб­ни­ца – изу­че­ния тро­по­сфе­ры, стра­но­ве­де­ния, по­верх­но­ст­ных мо­ди­фи­ка­ций; Центр по за­щи­те ок­ру­жаю­щей сре­ды Со­об­ще­ст­ва герм. н.-и. цен­тров им. Гельм­голь­ца. Выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния: Лейп­циг­ский уни­вер­си­тет, Выс­шая шко­ла гра­фи­ки и ху­дож. оформ­ле­ния кни­ги (ос­но­ва­на в 1764 как Ака­де­мия жи­во­пи­си, ри­сун­ка и ар­хи­тек­ту­ры, совр. назв. с 1950), Выс­шая шко­ла тех­ни­ки, эко­но­ми­ки и куль­ту­ры (соз­да­на в 1977 пу­тём слия­ния не­сколь­ких ву­зов, совр. назв. с 1992), Выс­шая шко­ла те­ле­ком­му­ни­каций (1990, вхо­дит в кон­церн «Дой­че Те­ле­ком АГ», име­ет гос. ак­кре­ди­та­цию), Выс­шая шко­ла уп­рав­ле­ния (1992). Биб­лио­те­ки: Лейп­циг­ско­го ун-та (1543), Го­род­ская (ос­но­ва­на в 1711 как б-ка гор. со­ве­та; в её со­ста­ве – муз. б-ка), от­де­ле­ние Нац. б-ки Гер­ма­нии (со­з­да­но в 1912 как Кни­го­хра­ни­ли­ще Гер­ма­нии), ок­ру­жаю­щей сре­ды (1988) и др. Му­зеи: изо­бра­зит. ис­кусств (1837), эт­но­гра­фич. (1869), при­клад­но­го иск-ва (1874), кни­ги и пись­мен­но­сти (1884, с 2006 в струк­ту­ре Нац. б-ки Гер­ма­нии), Лейп­циг­ско­го ун-та (еги­пет­ский, ан­тич­но­сти, муз. ин­ст­ру­мен­тов и др.), ес­теств. ис­то­рии (1906), ис­то­рии го­ро­да (1909) и др. Га­ле­рея совр. иск-ва (1996). Зоо­парк (1878).

Л. – один из цен­тров муз. жиз­ни Гер­ма­нии со сред­них ве­ков. В 1212 при ц. Св. Фо­мы бы­ла от­кры­та пев­че­ская шко­ла, соз­дан хор маль­чи­ков (ны­не «То­ма­нер­хор»). К 1356 от­но­сит­ся пер­вое упо­ми­на­ние о строи­тель­ст­ве ор­га­на. В 16 в. Л. – центр из­да­ния про­тес­тант­ских пес­но­пе­ний (в 1530 на­пе­ча­тан пер­вый сб-к; из­дан­ный в 1545 гим­на­рий со­про­во­ж­дал­ся пре­ди­сло­ви­ем М. Лю­те­ра). С нач. 17 в. лю­би­тель­ские муз. объ­е­ди­не­ния уст­раи­ва­ли пуб­лич­ные кон­цер­ты (в т. ч. в по­ме­ще­нии «Ау­эр­бахс Кел­лер»). С 17 в. дей­ст­во­ва­ли муз. ор­га­ни­за­ции под назв. Кол­ле­ги­ум му­зи­кум, од­ной из них (1702) ру­ко­во­дил Г. Ф. Те­ле­ман. Рас­цвет муз. жиз­ни Л. в 18 в. свя­зан с дея­тель­но­стью И. С. Ба­ха и с ос­но­ва­ни­ем ор­ке­ст­ра «Ге­ванд­ха­уз». Пер­вые опе­ры по­став­ле­ны в 1693, с 1766 опер­ная труп­па вы­сту­па­ла в те­ат­ре «Ко­мё­ди­ен­ха­ус». В 19 в. Л. – центр муз. ро­ман­тиз­ма, на сце­не Гор. те­ат­ра (1817, с 1868 «Ста­рый те­атр»), «Но­во­го те­ат­ра» (1868, по­стро­ен для опер­ных по­ста­но­вок; оба раз­ру­ше­ны в 1943 при бом­бар­ди­ров­ке) по­став­ле­ны мно­го­числ. ро­ман­тич. опе­ры. В 1802 соз­да­на Пев­че­ская ака­де­мия. В 1843 Ф. Мен­дель­сон ос­но­вал пер­вую в Гер­ма­нии кон­сер­ва­то­рию (в 1992 объ­е­ди­ни­лась с те­ат­раль­ной шко­лой «Ханс От­то», совр. назв. – Ин-т му­зы­ки и те­ат­ра им. Ф. Мен­дель­со­на). С сер. 19 в. в го­ро­де ра­бо­та­ли ком­по­зи­то­ры лейп­циг­ской шко­лы. С 1945 опе­ры ста­ви­лись на сце­не те­ат­ра опе­рет­ты «Ха­ус Драй­лин­ден», с 1960 – в зда­нии но­во­го Опер­но­го те­ат­ра (см. Лейп­циг­ская опе­ра). В Л. функ­циони­руют: Сим­фо­нич. ор­кестр ра­дио (1915, совр. назв. с 1924), ан­самбль ста­рин­ной му­зы­ки «Capella Fidicinia» (1957), ка­мер­ный ор­кестр «Но­вая ба­хов­ская му­зы­каль­ная кол­ле­гия» (1979) и др. Дей­ст­ву­ют все­мир­но из­вест­ные муз. из­да­тель­ст­ва «Брейт­копф и Хер­тель» (1719) и «Пе­терс» (1814). Муз. ар­хи­вы, биб­лио­те­ки, па­мят­ни­ки и ме­мо­ри­аль­ные му­зеи И. С. Ба­ха, Ф. Мен­дель­со­на, Р. и К. Шу­ман, А. Лор­цин­га, Р. Ваг­не­ра, Э. Гри­га, Г. Ма­ле­ра, А. Ни­ки­ша. Ме­ж­ду­нар. муз. фес­ти­ва­ли: им. И. С. Ба­ха (с 1908, с 1999 еже­год­но), джа­за (с 1976), ка­мер­ной му­зы­ки (с 1996), пе­ния а ка­пел­ла (с 1997), Р. Ваг­не­ра (с 2006) и др. По­пу­ляр­но­стью поль­зу­ет­ся кос­тю­ми­ро­ван­ный фес­ти­валь ро­ка «Уэйв-Го­тик-Треф­фен» (с 1992).

Гор. дра­ма­тич. те­атр «Ша­уш­пиль Лейп­циг» (ве­дёт ис­то­рию от ча­ст­но­го те­ат­ра «Ко­мё­ди­ен­ха­ус»; ны­не спек­так­ли иг­ра­ют на сце­нах «Цен­траль­теа­тер», ка­мер­но­го те­ат­ра «Ска­ла» и др.), «Теа­тер дер юн­ге Вельт» (1946, пер­вый те­атр для де­тей и юно­ше­ст­ва в не­мец­коя­зыч­ных стра­нах), те­атр-ка­ба­ре «Пфеф­фер­мю­ле» («Мель­ни­ца для пер­ца», 1954), «Лейп­ци­гер танц­теа­тер» (1967), «Шау­бю­не Лин­ден­фельс» (1994), «Сво­бод­ная сце­на» (2004) и др. Про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. фес­ти­ва­ли: до­ку­мен­таль­ных и ани­ма­ци­он­ных филь­мов (с 1955), экс­пе­рим. те­ат­ра и тан­ца «Ев­рос­це­на» и ку­коль­но­го те­ат­ра (оба с 1991).

В Л. про­хо­ди­ли чем­пио­на­ты ми­ра по шос­сей­ным ве­ло­гон­кам (1934) и совр. пя­ти­бо­рью (1965), Все­мир­ная шах­мат­ная олим­пиа­да (1960). В 2005 со­сто­ял­ся Ку­бок ми­ра по фех­то­ва­нию. На «Цен­траль­шта­ди­он» (от­крыт в 1956, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 2004, св. 44 тыс. мест) про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу (2006).

Л. – один из ве­ду­щих эко­но­мич. цен­тров стра­ны, вто­рой по­сле Бер­ли­на в Вост. Гер­ма­нии и круп­ней­ший в Сак­со­нии (зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дит по объ­ё­му ВРП сто­ли­цу зем­ли – Дрез­ден). Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – ди­вер­си­фи­ци­ро­ван­ная сфе­ра ус­луг. Л. – один из круп­ней­ших в стра­не цен­тров оп­то­вой и роз­нич­ной тор­гов­ли, про­ве­де­ния ме­ж­ду­нар. яр­ма­рок, пром. и тех­но­ло­гич. вы­ста­вок. В кон. 20 в. в Л. поя­ви­лись пред­ста­ви­тель­ст­ва св. 100 ком­мерч. бан­ков, го­род стал од­ним из ве­ду­щих фи­нан­со­вых цен­тров ФРГ. Важ­ное ме­сто за­ни­ма­ет сек­тор управ­ле­ния: в Л. раз­ме­ща­ют­ся ряд зе­мель­ных уч­ре­ж­де­ний (Кон­сти­ту­ци­он­ный суд, Счёт­ная па­ла­та и др.), с 2002 здесь рас­по­ла­га­ет­ся од­на из по­сто­ян­ных ре­зи­ден­ций Фе­де­раль­но­го адм. су­да. Л. – один из ста­рей­ших и круп­ней­ших в Гер­ма­нии цен­тров из­да­тель­ской дея­тель­но­сти; газ. «Leipziger Volkszei­tung» (LVZ, ос­но­ва­на в 1894) ста­ла од­ной из пер­вых в ми­ре еже­днев­ных га­зет. В нач. 21 в. Л. – ме­сто раз­ме­ще­ния круп­ных книж­ных из­да­тельств, ме­диа- и из­да­тель­ских кон­цер­нов («Amazon» и др.), ре­дак­ций га­зет и жур­на­лов, центр круп­ней­шей в Гер­ма­нии книж­ной яр­мар­ки (Leipziger Buch­messe). Круп­ней­шая из­да­тель­ская кор­по­ра­ция Л. – «Leipziger Verlags- und Druckereigesellschaft mbH».

В струк­ту­ре пром-сти клю­че­вое зна­че­ние име­ет ма­ши­но­строе­ние. Фор­ми­ро­ва­ние мно­го­от­рас­ле­во­го ма­ши­но­стро­ит. ком­плек­са ис­то­ри­че­ски свя­за­но с раз­ви­ти­ем Л. как транс­порт­но­го уз­ла (транс­порт­ное ма­ши­но­строе­ние), обес­пе­че­ни­ем по­треб­но­стей тра­диц. лёг­кой пром-сти (про­из-во тек­стиль­но­го, швей­но­го, по­ли­гра­фич. обо­ру­до­ва­ния), а так­же вы­со­ко­раз­ви­то­го аг­ро­про­мыш­лен­но­го про­из-ва Сак­со­нии (с.-х. ма­ши­но­строе­ние и вы­пуск обо­ру­до­ва­ния для пи­ще­вой пром-сти). В 20 в., с ос­вое­ни­ем в ок­ре­ст­но­стях го­ро­да ме­сто­ро­ж­де­ний бу­ро­го уг­ля и рос­том его ис­поль­зо­ва­ния, Л. стал круп­ным цен­тром энер­ге­тич. ма­ши­но­стро­е­ния и про­из-ва обо­ру­до­ва­ния для гор­но­до­бы­ваю­щей и хи­мич. пром-сти. Бла­го­да­ря раз­ви­той на­уч.-тех­нич. ба­зе и на­ли­чию вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, по­лу­чи­ли раз­ви­тие нау­ко­ём­кие от­рас­ли ма­ши­но­строе­ния (в 1960–80-е гг. ряд пе­ре­до­вых для ГДР под­от­рас­лей стан­ко­строе­ния и элек­тро­тех­нич. пром-сти, в кон. 20 – нач. 21 вв. – элек­трон­ная пром-сть и при­бо­ро­строе­ние, в т. ч. вы­пуск слож­ной мед. тех­ни­ки). В 1-й пол. 1990-х гг. мн. ма­ши­но­стро­ит. пред­при­ятия Л. не вы­дер­жа­ли кон­ку­рен­ции с зап.-герм. фир­ма­ми и бы­ли за­кры­ты (осо­бен­но боль­шой спад про­из-ва от­ме­чал­ся в стан­ко­строе­нии, элек­тро­тех­нич. пром-сти, про­из-ве пе­чат­ных ма­шин). В этот же пе­ри­од Л. стал од­ним из ве­ду­щих цен­тров ав­то­мо­биль­ной пром-сти объ­е­ди­нён­ной Гер­ма­нии (за­во­ды BMW AG и «Porsche AG»), круп­ней­шим в вост. зем­лях. Хи­мич. пром-сть спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на про­из-ве пла­ст­масс, ре­зи­но­тех­нич. из­де­лий, ла­ков, кра­сок; в нач. 21 в. бы­ст­ро раз­ви­ва­ет­ся фар­ма­цев­тич. и био­тех­но­ло­гич. пром-сть. Пи­ще­вая пром-сть ба­зи­ру­ет­ся на пе­ре­ра­бот­ке про­дук­ции вы­со­ко­ин­тен­сив­но­го с. х-ва ок­ре­ст­ных рай­онов; наи­бо­лее раз­ви­ты мя­со­пе­ре­ра­бот­ка, про­из-во са­ха­ра, кон­ди­тер­ских из­де­лий, пи­во­ва­ре­ние. Л. – один из гл. цен­тров по­ли­гра­фич. ин­ду­ст­рии Гер­ма­нии. В лёг­кой пром-сти (ста­рей­шей и тра­ди­ци­он­ной для Л.) вы­де­ля­ют­ся тек­стиль­ная, швей­ная, пуш­но-ме­хо­вая от­рас­ли, а так­же ков­ро­тка­че­ст­во.

Лит.: Pevsner N. Leipziger Barock: die Bau­kunst der Barockzeit in Leipzig. Lpz., 1990; Schneider W. Leipzig: Dokumente und Bilder zur Kulturgeschichte. Lpz., 1990; Hennenberg F. 300 Jahre Leipziger Oper. Münch., 1993; Bir­kigt A., Wittke L. Leipziger Ballett. Hdlb., 2001; Riedel H. Chronik der Stadt Leipzig. Lpz., 2001; idem. Stadtlexikon Leipzig von A bis Z. Lpz., 2005; Musikstadtführer Leipzig / Hrsg. M. Goltz. Altenburg, 2004; Zeit-Reise: 1200 Jahre Leben in Leipzig / Hrsg. Th. Seid­ler, M. Schwibbe. Lpz., 2007; Leonhardt P. Mo­derne in Leipzig: Architektur und Städte­bau 1918 bis 1933. Lpz., 2007.

Вернуться к началу