Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РДОВА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 246

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Лопатников (экономика), О. А. Ногтева (архитектура), М. В. Рыбина (история)

КО́РДОВА (Córdoba), го­род в Ис­па­нии, в ав­то­ном­ном сообществе (области) Ан­да­лу­сия, адм. центр пров. Кор­до­ва. Нас. 327,8 тыс. чел. (2009). Рас­по­ло­жен у под­но­жия гор Сьер­ра-Мо­ре­на, на р. Гва­дал­кви­вир. Че­рез го­род про­хо­дит вы­со­ко­ско­ро­ст­ная ж.-д. ма­ги­ст­раль Мад­рид – Кор­до­ва – Ма­ла­га. Аэ­ро­порт (внутр. рей­сы; 22 тыс. пас­са­жи­ров в 2007).

Фото В. М. Паппе Кордова. «Римский мост». 1 в. (перестраивался в 10 в. и 16–19 вв.).
Кордова. Вид города от Алькасара. В центре – колокольня Альминар. 1589–93, 1656. Архитекторы Э. Руис II, Г. де ла Пенья.

Из­вест­на со вре­мён ко­ло­ни­за­ции Ис­па­нии фи­ни­кий­ца­ми. За­воё­ва­на рим­ля­на­ми в 206 до н. э. в хо­де Пу­ни­че­ских войн, по­лу­чи­ла назв. Кор­ду­ба (Cordu­ba). В 143–141 до н. э. оса­ж­да­лась Ви­риа­том. В 46 до н. э. Пом­пей, до­би­ва­ясь под­держ­ки на­се­ле­ния К. в борь­бе с Юли­ем Це­за­рем, да­ро­вал ей ста­тус рим. ко­ло­нии. В мар­те 45 до н. э. К. за­хва­че­на и раз­ру­ше­на Це­за­рем, каз­нив­шим ок. 20 тыс. её жи­те­лей. С 25 н. э. сто­ли­ца рим. пров. Бе­ти­ка. Во 2-й пол. 3 в. в К. уч­ре­ж­де­но епи­скоп­ст­во. В нач. 5 в. за­хва­че­на ван­да­ла­ми. С сер. 5 в. фор­маль­но под­чи­не­на вест­го­та­ми. С 550 под вла­стью Ви­зан­тии, с 572 – Вест­гот­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. В 711 за­хва­че­на му­суль­ма­на­ми. С 716 сто­ли­ца од­ной из про­вин­ций Ха­ли­фа­та, с 756 – Кор­дов­ско­го эми­ра­та, с 929 – Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та. В 8–10 вв. в го­ро­де про­жи­ва­ла мно­го­числ. об­щи­на мо­са­ра­бов. С рас­па­дом Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та в 1031 центр не­за­ви­си­мой тай­фы (эми­ра­та), в 1070 во­шла в со­став эми­ра­та Се­ви­лья. В 10–12 вв. один из круп­ней­ших го­ро­дов Ев­ро­пы, куль­тур­ный центр (в 12 в. в К. жи­ли Ибн Рушд и Май­мо­нид). В 1236 за­воё­ва­на ко­ро­лём Кас­ти­лии Фер­нан­до III Свя­тым, по­жа­ло­вав­шим го­ро­ду в 1241 фу­эро. Не­ко­то­рое вре­мя К. иг­ра­ла роль опор­но­го пунк­та для даль­ней­ше­го про­дви­же­ния хри­сти­ан на юг. В кон. 15 в. на­чал­ся по­сте­пен­ный упа­док го­ро­да. В 1808 К. вы­сту­пи­ла про­тив пе­ре­да­чи исп. пре­сто­ла Жо­зе­фу I – бра­ту На­по­ле­о­на I; раз­граб­ле­на фран­цу­за­ми.

От вре­мён др.-рим. гос­под­ства со­хра­ни­лись руи­ны по­стро­ек 1 в. – хра­ма, ук­ра­шав­ше­го фо­рум, и мав­зо­лея, а так­же т. н. Рим­ский мост (пе­ре­стро­ен). Вы­даю­щий­ся па­мят­ник ис­лам­ско­го зод­че­ст­ва – Боль­шая ме­четь, соз­да­вав­шая­ся по об­раз­цу Омей­я­дов ме­че­ти в Да­ма­ске (за­ло­же­на в 785 на мес­те вест­гот­ско­го хра­ма Св. Вин­сен­та, рас­ши­ря­лась и пе­ре­страи­ва­лась в 9–10 вв.): ог­ром­ный мо­лель­ный зал, опи­раю­щий­ся на 900 ко­лонн из мра­мо­ра и гра­ни­та (час­тич­но вы­руб­ле­ны для ме­че­ти, час­тич­но пе­ре­ме­ще­ны из раз­ру­шен­ных рим. и вест­гот­ских зда­ний; см. илл. к ст. Ис­лам); мих­раб, ук­ра­шен­ный мо­заи­ка­ми и пе­ре­кры­тый ку­по­лом в фор­ме 8-ко­неч­ной звез­ды. В 1236, по­сле от­вое­ва­ния К. у му­суль­ман, ме­четь ос­вя­ще­на как со­бор Воз­не­се­ния Бо­го­ма­те­ри; в зда­ние встрое­ны ка­пел­лы – Виль­я­вись­о­са (1371) и Ко­ро­лев­ская (кон. 13 – нач. 14 вв.) в сти­ле му­де­хар. В нач. 16 в. ср. часть зда­ния раз­ру­ше­на, на её мес­те воз­ве­дён храм (на­ча­ло строи­тель­ст­ва 1523, ар­хи­тек­то­ры Э. Ру­ис I, Э. Ру­ис II, Ху­ан де Очоа) в фор­мах ар­хи­тек­ту­ры Ре­нес­сан­са и ба­рок­ко с ку­по­лом (1598, арх. Д. де Пра­вес) и ко­ло­коль­ней Аль­ми­нар (1589–93; 1656, ар­хи­тек­то­ры Э. Ру­ис II, Г. де ла Пе­нья), сме­нив­шей ми­на­рет.

Из араб. фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний со­хра­ни­лась баш­ня Ка­ла­ор­ра (рас­ши­ре­на и пе­ре­строе­на в 1369, ны­не Му­зей трёх куль­тур: хри­сти­ан­ской, араб­ской, ев­рей­ской). Влия­ни­ем араб. тра­ди­ции зод­че­ст­ва от­ме­че­ны мн. зда­ния, по­стро­ен­ные при хри­сти­ан­ских пра­ви­те­лях [в ча­ст­но­сти, Аль­ка­сар ка­то­ли­че­ских ко­ро­лей (14 в.) вклю­ча­ет в се­бя ан­самбль бань, по­вто­ряю­щих араб. схе­му по­доб­ных по­стро­ек]. О ср.-век. гор. за­строй­ке К. да­ёт пред­став­ле­ние Ев­рей­ский квар­тал (Ху­де­риа) с уз­ки­ми улоч­ка­ми, ту­пи­ка­ми, внутр. дво­ри­ка­ми и зда­ни­ем си­на­го­ги (ок. 1315), со­хра­нив­шим фраг­мен­ты стук­ко­во­го де­ко­ра в ин­терь­е­ре. В 15–16 вв. по­строе­ны двор­цы и мо­на­стыр­ские зда­ния, в де­ко­ре ко­то­рых ис­поль­зо­ва­ны как ре­нес­санс­ные гро­те­ски, так и мав­ри­тан­ские эле­мен­ты: дво­рец Па­ла­сио-де-лос-Па­эс-де-Ка­сти­лье­хо (арх. Э. Ру­ис II, ны­не Му­зей ар­хео­ло­гии и эт­но­ло­гии), Ка­са-де-лас-Бу­лас (ны­не Му­зей кор­ри­ды), гос­пи­таль де-ла-Ка­ри­дад (ны­не Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств). Стиль ба­рок­ко пред­став­лен не­мно­го­числ. по­строй­ка­ми: Епи­скоп­ский дво­рец (17 в., по­стро­ен на суб­струк­ци­ях араб. аль­ка­са­ра, ин­терь­ер офо­рм­лен в 18 в.; ны­не Епар­хи­аль­ный му­зей изящ­ных ис­кусств), гос­пи­таль кар­ди­на­ла Са­ла­са­ра (нач. 18 в.), фа­са­ды ц. Сан-Паб­ло (ок. 1706). В сти­ле клас­си­циз­ма – ц. Кол­ле­гии Св. Вик­то­рии с мас­сив­ны­ми ко­лон­на­ми пор­ти­ка (2-я пол. 18 в.; ку­пол – арх. В. Род­ри­гес). С нач. 20 в. соз­да­ют­ся ши­ро­кие про­спек­ты, буль­ва­ры с зо­на­ми от­ды­ха для го­ро­жан (Па­сео-де-ла-Вик­то­рия, про­спект Ар­ген­тин­ской Рес­пуб­ли­ки). Ис­то­рич. часть К., на­хо­дя­щая­ся на сев. бе­ре­гу р. Гва­дал­кви­вир, вклю­че­на в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ко­ро­лев­ская ака­де­мия на­ук, ли­те­ра­ту­ры и изо­бра­зит. ис­кусств (1810), Ин-т про­грес­сив­ных со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний. Ун-т (1972). Му­зеи: изо­бра­зит. ис­кусств (1862), ар­хео­ло­гии и эт­но­ло­гии (1867), исп. ху­дож­ни­ка Х. Ро­ме­ро де Тор­ре­са (1931), кор­ри­ды (1954), аль-Ан­да­лу­са (1987) и др. Те­атр (1873). Еже­год­ный фес­ти­валь му­зы­ки и тан­ца фла­мен­ко «Фе­рия де Кор­до­ба» (про­во­дит­ся в мае). Бо­та­нич. сад (1987).

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; К. – круп­ный центр ту­риз­ма. Пред­при­ятия цвет­ной ме­тал­лур­гии («Peninsular del Latón S. A.» – ме­тал­ло­про­кат, тру­бы; «Cunext Copper Industries S. A.» – мед­ная про­во­ло­ка), фар­ма­цев­ти­че­ской («Laboratorios Pérez Jiménez»), пи­ще­вой («Refinería Andaluza S. A.» – рас­ти­тель­ное мас­ло, в т. ч. олив­ко­вое) про­мыш­лен­но­сти.

Лит.: Ramírez de Arellano R. Historia de Córdoba. Siudad-Real, 1915–1916. Vol. 1–4; Historia de Córdoba. Córdoba, 1984–1990. Vol. 1–4; Jordano Barbudo M. A. Arquitec­tura medieval cristiana en Córdoba. Córdoba, 1996; Кап­те­ре­ва-Шам­би­на­го Т. П. Ис­па­ния. Ис­то­рия ис­кус­ст­ва. М., 2003; Ста­ро­дуб-Ени­кее­ва Т. Х. Со­кро­ви­ща ис­лам­ской ар­хи­тек­ту­ры. М., 2004; Barrucand M., Bednorz A. Moorish architecture: in Andalusia. Köln, 2007.

Вернуться к началу