Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́МРЫ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 687

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Середа

КИ́МРЫ, го­род в Рос­сии, в юго-вост. час­ти Твер­ской обл., центр Кимр­ско­го р-на. Нас. 49,4 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на р. Вол­га (порт на ле­вом бе­ре­гу), в мес­те впа­де­ния в неё р. Ки­мер­ка. Ж.-д. ст. Са­вё­ло­во.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в гра­мо­тах Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го 1546 и 1549 как двор­цо­вое с. Ким­ра (офиц. назв. до 1917; со 2-й пол. 18 в. упот­реб­ля­лось так­же назв. Ким­ры). В 1591–1622 се­ло при­над­ле­жа­ло кн. Ф. И. Мсти­слав­ско­му, в 1635–53 кн. А. М. Льво­ву. Во 2-й пол. 17 в. с. Ким­ра ста­ло цен­тром по вы­дел­ке кож и про­из-ву обу­ви (в на­ча­ле и кон. 18 в. – гл. по­став­щик обу­ви для рос. ар­мии). В 1684–1741 се­ло при­над­ле­жа­ло Ф. П. Сал­ты­ко­ву и его по­том­кам. В 1762 по­жа­ло­ва­но А. К. Во­рон­цо­вой (уро­ж­дён­ной Скав­рон­ской, же­не канц­ле­ра гр. М. И. Во­рон­цо­ва). В 1781–96, 1803–1918 – в со­ста­ве Кор­чев­ско­го у. Твер­ской губ., в 1796–1803 – Твер­ско­го у. По­след­ней вла­де­ли­цей с. Ким­ра бы­ла гр. Ю. П. Са­мой­ло­ва. В 1846 с. Ким­ра пе­ре­шло в ве­де­ние Мин-ва гос. иму­ществ. В 1853 т-вом «Са­мо­лёт» от­кры­то ре­гу­ляр­ное па­ро­ход­ное со­об­ще­ние по Верх­ней Вол­ге че­рез с. Ким­ра. В кон. 18 – нач. 20 вв. в К. еже­год­но про­хо­ди­ли 2 яр­мар­ки: Пет­ров­ская и По­кров­ская. В 1907 т-вом ме­ха­нич. про­из-ва обу­ви «Н. А. Сто­ля­ров с сы­новь­я­ми» от­кры­та пер­вая ме­ха­нич. обув­ная фаб­ри­ка «Якорь» (ны­не обув­ная фаб­ри­ка «Крас­ная звез­да»). В 1900 по­строе­на ж.-д. ли­ния Мо­ск­ва – Са­вё­ло­во ак­цио­нер­но­го об-ва Мо­с­ков­ско-Яро­слав­ско-Ар­хан­гель­ской ж. д. (с 1900 ка­зён­ные Се­вер­ные же­лез­ные до­ро­ги) (ре­гу­ляр­ное со­об­ще­ние с 1902), в 1921 всту­пи­ла в строй вет­ка Ка­шин – Са­вё­ло­во Мо­с­ков­ско-Бал­тий­ской же­лез­ной до­ро­ги. С 1917 го­род К.

Уезд­ный центр Твер­ской губ. (1918–1929), рай­он­ный (1929–35) и ок­руж­ной (1929–30) центр Моск. обл., с 1935 рай­он­ный центр Ка­ли­нин­ской (с 1990 Твер­ская) обл. В 1936 в чер­ту К. во­шли право­бе­реж­ные де­рев­ни Ста­рое и Но­вое Са­вё­ло­во, Ши­ко­во, Кра­сту­но­во. В Вел. Отеч. вой­ну в К. бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны 260-я (июль 1941; прак­ти­че­ски вся по­гиб­ла под Брян­ском в Смо­лен­ском сра­же­нии в авг. 1941) и 88-я (1942; в хо­де Мо­с­ков­ской бит­вы 1941–42 уча­ст­во­ва­ла в ос­во­бо­ж­де­нии г. Ка­ли­нин) стрелк. ди­ви­зии. Осе­нью 1941 боль­шин­ст­во пред­при­ятий К. бы­ли эва­куи­ро­ва­ны на вос­ток, на ос­тав­шем­ся обо­ру­до­ва­нии на­ла­жен вы­пуск воо­ру­же­ния (в 1942 б. ч. пред­при­ятий воз­вра­ще­на в К.).

Фото П. С. Павлинова Кимры. Дом в стиле модерн. Нач. 20 в.

Го­род де­лит­ся на две час­ти: ста­рая (на ле­вом бе­ре­гу Вол­ги) в зна­чит. ме­ре со­хра­ни­ла до­ре­во­люц. за­строй­ку, но­вая – Са­вё­ло­во (на пра­вом бе­ре­гу) – за­строе­на совр. 5- и 9-этаж­ны­ми зда­ния­ми. Со­хра­ни­лись: ц. Воз­не­се­ния Гос­под­ня (1813; за­кры­та в 1941, дей­ст­ву­ет с 1991), Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор (1902–11; за­крыт в 1920–47), тор­го­вые ря­ды (нач. 20 в.), боль­шой Гос­ти­ный двор (1914), мно­го­числ. жи­лые по­строй­ки 19 – нач. 20 вв., в т. ч. кир­пич­ные и де­ре­вян­ные в сти­ле мо­дерн. Ча­сов­ня во имя но­во­му­че­ни­ков Фео­до­ра, Ми­хаи­ла и Ана­нии (2002–07). Па­мят­ник авиа­кон­ст­рук­то­ру А. Н. Ту­по­ле­ву (ро­дил­ся в с. Пус­то­ма­зо­во, близ К.; 1979, скульп­тор Х. Б. Ге­вор­кян). Крае­ведч. му­зей (1918; с 1977 фи­ли­ал Твер­ско­го гос. объ­е­ди­нён­но­го му­зея). Фи­лиа­лы моск. и твер­ских ву­зов. Те­атр дра­мы и ко­ме­дии (1942).

Сре­ди круп­ных пред­при­ятий К. – Са­вё­лов­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод (с 2004 в со­ста­ве груп­пы ком­па­ний «Бо­ро­ди­но»; обо­ру­до­ва­ние для авиа­строе­ния, неф­тепе­ре­ра­ба­ты­ваю­щей пром-сти, фре­зер­ные, то­кар­ные стан­ки и др.), Кимр­ский ма­ши­но­стро­ит. за­вод (ме­тал­ло­ре­жу­щие стан­ки, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щее обо­ру­до­ва­ние), Са­вё­лов­ский за­вод де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­ще­го обо­ру­до­ва­ния, Кимр­ский за­вод теп­ло­во­го об­ору­до­ва­ния, на­уч.-про­из­водств. фи­ли­ал «Цен­тр­газ­ге­о­фи­зи­ка» (в со­ста­ве ком­па­нии «Газ­пром»; ап­па­ра­ту­ра и обо­ру­до­ва­ние для гео­фи­зич. ис­сле­до­ва­ний сква­жин), Кимр­ская фаб­ри­ка им. Горь­ко­го (сред­ст­ва ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты при ра­бо­те с ра­дио­ак­тив­ны­ми и аг­рес­сив­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми – рес­пи­ра­то­ры, оде­ж­да и обувь из пла­сти­ка­та и др.). Про­из-во обу­ви («Крас­ная звез­да»), верх­ней оде­ж­ды (швей­ная фаб­ри­ка), в т. ч. из три­ко­та­жа («Кимр­ский три­ко­таж», рос.-тур. фир­ма «Тар­ген»); пред­при­ятия пи­ще­вой пром-сти.

В ок­ре­ст­но­стях К. со­хра­ни­лись церк­ви: Вос­кре­се­ния (1780, ко­ло­коль­ня – сер. 19 в.) в с. Сто­ян­цы, в честь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1778–96) в с. Иль­ин­ское, Ни­коль­ская (1798–1810) в дер. Ни­ко­ло-Не­верь­е­во, Вос­кре­се­ния (1825–29) в уро­чи­ще Ма­лое Но­во­се­лье, Дмит­ров­ская (1835) в дер. Пе­че­то­во, Ни­коль­ская в сти­ле нео­го­ти­ки (1848) в с. Са­ду­но­во и Тро­иц­кий со­бор (1908–1912) быв. Тро­иц­ко­го Иль­ин­ско­го мон. в с. Ро­маш­ки­но. Со­хра­ни­лись так­же быв. усадь­ба Го­ле­ни­ще­вых-Ку­ту­зо­вых (сер. 19 в.) в дер. Пе­че­то­во, быв. усадь­ба Ива­но­вых в сти­ле мо­дерн (нач. 20 в.) в с. Ива­нов­ка.

Лит.: Иван­тер А. А. Го­род Ким­ры (эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка) // Уче­ные за­пис­ки Мо­с­ков­ско­го го­род­ско­го пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та. 1957. Т. 66. Вып. 5; Крю­ков Ю. В. Ким­ры и ким­ря­ки. Ким­ры, 1992; Сто­ля­ров А. С. Се­ло Ким­ры и его оби­та­те­ли. Ким­ры, 1992; Ле­бе­дев Н. Г. Ста­ти­сти­ко-эт­но­гра­фи­че­ское опи­са­ние се­ла Ким­ры. Ким­ры, 1993; Ма­лю­гин М. В. За­пис­ки куп­ца. Ким­ры, 1993; Су­ха­нов А. З. Быв­шие вла­дель­цы се­ла Ким­ры XVI–XIX вв. Ким­ры, 1997; Го­ро­да Твер­ской об­лас­ти. Ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ные очер­ки (ХI – на­ча­ло ХХ в.). М., 2000. Вып. 1; По­кров­ский В. И. Са­пож­ный про­мы­сел в се­ле Ким­ры и Кимр­ской во­лос­ти Кор­чев­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии. – Ка­та­лей В. И. Из­го­тов­ле­ние обу­ви в Кимр­ском рай­оне. Ис­сле­до­ва­ние 1888 г. Ким­ры, 2001; Ку­ди­нов Н. С. Кимр­ская зем­ля. Тверь, 2007. 

Вернуться к началу