Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРКАРАЛИ́НСКИЕ ГО́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 161

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых (археология). 

КАРКАРАЛИ́НСКИЕ ГО́РЫ, в Ка­зах­ста­не, в вост. час­ти Ка­зах­ско­го мел­ко­со­поч­ни­ка. Пред­став­ля­ют со­бой сис­те­му обо­соб­лен­ных низ­ко­гор­ных (выс. до 1403 м) кру­тос­клон­ных мас­си­вов, гл. обр. из гра­ни­та. Из­вест­ны ме­сто­ро­ж­де­ния по­ли­ме­тал­лич. руд. Скло­ны по­кры­ты мас­си­ва­ми со­сно­вых и бе­рё­зо­вых ле­сов; рас­про­стра­не­ны ко­выль­ные и ко­выль­но-раз­но­трав­ные сте­пи. В ок­ре­ст­но­стях гор мно­го озёр. При­вле­ка­ют сво­ей жи­во­пис­но­стью «Уще­лье пе­щер» (в т. ч. пе­ще­ра «Па­лат­ка», на­по­ми­наю­щая юр­ту) с вы­хо­да­ми мно­го­числ. ми­нер. ис­точ­ни­ков, а так­же ес­теств. тон­нель (дли­ной ок. 20 м, ши­ри­ной до 7 м). Раз­вит ту­ризм. У под­но­жия К. г. вы­яв­ле­ны древ­ние мед­ные руд­ни­ки (Ка­ра­гай­лы, Шу­рук, Жан­гыз­ка­ра­гай и др.), ко­то­рые раз­ра­ба­ты­ва­лись уже в брон­зо­вом ве­ке (ан­д­ро­нов­ская куль­ту­ра и ва­ли­ко­вой ке­ра­ми­ки куль­ту­ра). По­бли­зо­сти об­на­ру­же­ны шла­ко­вые от­ва­лы, ско­п­ле­ния ру­ды, а так­же по­се­ле­ния, про­из­вод­ст­вен­ные пло­щад­ки гор­ня­ков и ме­тал­лур­гов (Кар­ка­ра­лы 1–4), кур­га­ны с ка­мен­ны­ми на­сы­пя­ми, мо­гиль­ни­ки с ог­рад­ка­ми. В жи­ли­щах-по­лу­зем­лян­ках – ме­де­пла­виль­ные гор­ны, ру­да, шла­ки, ли­тей­ные фор­мы, сы­рьё, по­лу­фаб­ри­ка­ты и го­то­вая про­дук­ция. У зап. под­но­жия К. г. вы­яв­ле­ны древ­ние же­лез­ные (маг­не­ти­то­вые) вы­ра­бот­ки и пунк­ты пе­ре­ра­бот­ки ру­ды (Ак­шо­кы, Кы­зы­лэс­пе, Ак­ша­гыл и др.).

Лит.: Ар­хео­ло­ги­че­ская кар­та Ка­зах­ста­на: Ре­естр. А.-А., 1960; Мар­гу­лан А. Х. Бе­га­зы-дан­ды­ба­ев­ская куль­ту­ра Цен­траль­но­го Ка­зах­ста­на. А.-А., 1979; он же. Са­ры­ар­ка. Гор­ное де­ло и ме­тал­лур­гия в эпо­ху брон­зы. Ал­ма­ты, 2001.

Вернуться к началу