Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВКА́ЗСКИЕ МИНЕРА́ЛЬНЫЕ ВО́ДЫ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 363

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Фото А. И. Нагаева Кисловодск. Главные нарзанные ванны (1827–32; 1902–04).

КАВКА́ЗСКИЕ МИНЕРА́ЛЬНЫЕ ВО́ДЫ (КМВ), один из са­мых по­пу­ляр­ных и ста­рей­ших ку­рорт­ных рай­онов Рос­сии (Став­ро­поль­ский край), в пре­де­лах Став­ро­поль­ской воз­вы­шен­но­сти и сев. скло­на Боль­шо­го Кав­ка­за. Пред­став­ля­ет со­бой груп­пу баль­не­ог­ря­зе­вых кли­ма­тич. го­ро­дов-ку­рор­тов: Ки­сло­водск, Пя­ти­горскЕс­сен­ту­ки и Же­лез­но­водск. Рас­по­ло­жен на об­шир­ном на­клон­ном пла­то Бер­ма­мыт (выс­шая точ­ка 2644 м, гора Ма­лый Бер­ма­мыт). Вы­ше всех ку­рор­тов рас­по­ло­жен Ки­сло­водск (817–1062 м), ос­таль­ные при­мер­но на од­ной вы­со­те: Ес­сен­ту­ки (600–650 м) – на бе­ре­гу р. Под­ку­мок, Же­лез­но­водск  (600–650 м) – на скло­нах го­ры Же­лез­ная и Пя­ти­горск (510–630 м) – у под­но­жия го­ры Ма­шук. В рель­е­фе юго-зап. час­ти рай­она вы­де­ля­ют­ся сред­не­гор­ные хреб­ты Джи­наль­ский, Бор­гу­стан и Ка­бар­дин­ский. В сев.-вост. час­ти пре­об­ла­да­ет хол­ми­стый рель­еф с от­дель­но стоя­щи­ми ку­по­ло­вид­ны­ми го­ра­ми, пред­став­ляю­щи­ми со­бой от­пре­па­ри­ро­ван­ные лак­ко­ли­ты: Беш­тау, Ма­шук, Раз­вал­ка, Же­лез­ная, Бык, Змей­ка и др. Мес­та­ми раз­вит карст (Се­лит­ря­ная пе­ще­ра на го­ре Раз­вал­ка, «Про­вал» на го­ре Ма­шук, мно­го­числ. во­рон­ки, по­но­ры, ни­ши). Из­вест­но св. 130 ми­не­раль­ных (в т. ч. тер­маль­ных) ис­точ­ни­ков, наи­бо­лее зна­ме­ни­ты Сла­вя­нов­ский, Смир­нов­ский, Нар­зан, Ес­сен­ту­ки (№ 4, 17, 20), пя­ти­гор­ские суль­фид­ные и ра­до­но­вые во­ды и др. На­ли­чие ми­нер. ис­точ­ни­ков свя­за­но с зо­на­ми тек­то­нич. на­ру­ше­ний, а так­же с кон­так­та­ми ин­тру­зий и оса­доч­ных по­род и об­ра­зо­ва­ни­ем в по­ро­дах ме­зо­кай­но­зоя круп­но­го ар­те­зи­ан­ско­го скло­на, осн. об­ласть пи­та­ния ко­то­ро­го сов­па­да­ет с пло­ща­дью вы­хо­да на по­верх­ность древ­ней­ших ме­та­мор­фич. по­род. Из не­сколь­ких во­до­нос­ных го­ри­зон­тов наи­бо­лее обиль­ны: ти­тон­ский во­до­нос­ный ком­плекс, за­ле­гаю­щий на глу­би­не от 260 м (в рай­оне Ки­сло­вод­ска) до 1000 м (Ес­сен­ту­ки); ва­лан­жин­ский – от 170 м (Ки­сло­водск) до 800 м (Ес­сен­ту­ки); апт­ский – наи­боль­шая глу­би­на до 500 м (Ес­сен­ту­ки); верх­не­ме­ло­вой – до 300 м. Ре­сур­сы под­зем­ных вод КМВ фор­ми­ру­ют­ся за счёт ин­фильт­ра­ции ат­мо­сфер­ных осад­ков. Часть под­зем­ных вод обо­га­ща­ет­ся га­за­ми (уг­ле­кис­лым га­зом), об­ра­зую­щи­ми­ся в ус­ло­ви­ях вы­со­кой темп-ры недр.

Це­леб­ный кли­мат КМВ уме­рен­но кон­ти­нен­таль­ный, с боль­шим чис­лом без­облач­ных (ок. 40 дней в го­ду бы­ва­ют пас­мур­ны­ми) и без­вет­рен­ных дней и уме­рен­ным ко­ли­че­ст­вом осад­ков (ок. 600 мм в год). Кли­мат Ки­сло­вод­ска с вы­со­кой ин­тен­сив­но­стью сол­неч­ной ра­диа­ции, имею­щий осо­бую рек­реа­ци­он­ную цен­ность, от­ли­ча­ет­ся вы­ра­жен­ной кон­ти­нен­таль­но­стью (ср. темп-ра ян­ва­ря ок. 4 °C, ию­ля 19 °C) по срав­не­нию с бо­лее тё­п­лым и влаж­ным, с чер­та­ми степ­но­го, кли­ма­том (ср. темп-ра ян­ва­ря ок. 5 °C, ию­ля 22 °C) Пя­ти­гор­ска, Ес­сен­ту­ков и Же­лез­но­вод­ска. Сре­ди ма­ло­числ. озёр вы­де­ля­ют­ся Там­бу­кан­ское оз. с цен­ной суль­фид­ной ило­вой гря­зью, а так­же со­лё­ные озё­ра Кар­рас и Лы­со­гор­ские. В пред­горь­ях раз­ви­ты степ­ные и ле­со­степ­ные ланд­шаф­ты, сме­няю­щие­ся в го­рах (на выс. 800–1100 м) гор­но-лес­ны­ми ланд­шаф­та­ми, пред­став­лен­ны­ми мас­си­ва­ми ши­ро­ко­ли­ст­вен­ных (дуб, бук, граб) ле­сов и че­ре­дую­щи­ми­ся с уча­ст­ка­ми гор­ных лу­го­степ­ных ланд­шаф­тов. Жи­во­пис­ность и раз­но­об­ра­зие при­ро­ды КМВ обу­слов­ле­ны мно­го­числ. при­род­ны­ми до­с­то­при­ме­ча­тель­но­стя­ми, сре­ди ко­то­рых – Крас­ные кам­ни, Коль­цо-го­ра, уще­лья рек Али­ко­нов­ка, Оль­хов­ка и Бе­рё­зо­вая, Ме­до­вый и Лер­мон­тов­ский во­до­па­ды, а так­же уни­каль­ный ку­рорт­ный парк (пл. св. 1300 га) у под­но­жия хреб­та Джи­нал. Раз­вит экс­кур­си­он­ный ту­ризм.

Пер­вые све­де­ния о ми­нер. ис­точ­ни­ках КМВ встре­ча­ют­ся у вра­ча Г. Шо­бе­ра (1717), ко­то­рый был на­прав­лен Пет­ром I для об­сле­до­ва­ния ми­нер. ис­точ­ни­ков Сев. Кав­ка­за. Под­роб­ные опи­са­ния их сде­ла­ны И. А. Гиль­ден­штед­том в 1773 и П. С. Пал­ла­сом в 1793. По­сле за­клю­че­ния спец. ко­мис­сии о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния ми­нер. вод с ле­чеб­ной це­лью ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 1803 бы­ло ут­вер­жде­но по­ло­же­ние о КМВ и на­ча­лось ос­вое­ние ку­рорт­но­го рай­она. Пер­во­на­чаль­но КМВ по­се­ща­ло срав­ни­тель­но не­боль­шое чис­ло боль­ных, пре­им. из сре­ды во­ен­ных и зна­ти. Управ­ле­ние ку­рор­та­ми воз­ла­га­лось на во­ен. ад­ми­ни­ст­ра­цию. Боль­шой вклад в де­ло бла­го­ус­т­рой­ст­ва КМВ вне­сли ар­хи­тек­то­ры бра­тья Джован­ни (Ио­ганн) (1782–1842) и Джу­зеп­пе (Ио­сиф) (1788–1840) Бер­нар­дац­ци, при­гла­шён­ные из Швей­ца­рии в 1822 А. П. Ер­мо­ло­вым. В 19 в. ис­точ­ни­ки КМВ бы­ли не­од­но­крат­но под­роб­но ис­сле­до­ва­ны и опи­са­ны, в т. ч. в 1823 фар­ма­коло­гом А. П. Не­лю­би­ным (1785–1858), в 1856 уча­ст­ни­ком Ме­же­вой ко­мис­сии на КМВ Ф. А. Ба­та­ли­ным (1823–95), в 1860–70-х гг. вра­чом и ди­рек­то­ром Уп­рав­ле­ния ку­рор­тов КМВ С. А. Смир­но­вым (1819–1911) (их име­на­ми на­зва­ны ми­нер. ис­точ­ни­ки), а так­же франц. гор­ны­ми ин­же­не­ра­ми Ж. Фран­суа (1874) и Л. Дрю (1882). Од­на­ко ин­тен­сив­ное ку­рорт­ное строи­тель­ст­во на­ча­лось лишь с нач. 20 в. (соз­да­ны пер­вые са­на­то­рии). В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны ку­рорт­ные уч­ре­ж­де­ния КМВ пе­ре­обо­ру­до­ва­ны в гос­пи­та­ли для ра­не­ных и ин­ва­ли­дов вой­ны. Важ­ную роль в вос­ста­нов­ле­нии и даль­ней­шем раз­ви­тии ку­рор­тов сыг­рал со­здан­ный в 1920 Пя­ти­гор­ский баль­нео­ло­гич. ин-т. В 1935 на­ча­лась ге­не­раль­ная ре­кон­ст­рук­ция ку­рор­тов КМВ, пре­рван­ная, од­на­ко, Вел. Отеч. вой­ной и ок­ку­па­ци­ей КМВ в 1942 нем. вой­ска­ми. Про­дол­жен­ные по­сле вой­ны вос­ста­нов­ле­ние и ре­кон­ст­рук­ция КМВ вско­ре пре­вра­ти­ли их в круп­ней­ший ку­рорт­ный рай­он стра­ны. Все ку­рор­ты свя­за­ны ме­ж­ду со­бой шос­се и же­лез­ной до­ро­гой; в г. Ми­не­раль­ные Во­ды – аэ­ро­порт.

Лит.: Смир­нов-Ка­мен­ский Е. А., Пав­лов М. К. Край це­леб­ных вод. Пу­те­во­ди­тель по Кав­каз­ским Ми­не­раль­ным Во­дам. Став­ро­поль, 1987.

Вернуться к началу