Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИРУ́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 708

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Лопатников

ИРУ́Н (Irun), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ис­па­нии, в ав­то­ном­ной обл. Стра­на Бас­ков (пров. Ги­пус­коа). Нас. 61,6 тыс. чел. (2008). Рас­по­ло­жен на низ­мен­но­сти Чин­гу­ди, в дель­те р. Би­да­соа (впа­да­ет в Бис­кай­ский зал., слу­жит ес­тест­вен­ной гра­ни­цей ме­ж­ду Ис­па­ни­ей и Фран­цией), ок­ру­жён го­рами Пе­нья-де-Ая. Глав­ный тран­зит­но-транс­порт­ный узел на гра­ни­це с Фран­ци­ей. Ж.-д. стан­ция. От И. на­чи­на­ет­ся ско­рост­ная ж. д. Ирун/Ан­дай (Фран­ция) – Па­риж. Стро­ят­ся (2008) ско­рост­ные ж.-д. ли­нии Мад­рид – Ви­то­рия – Ирун/Ан­дай (окон­ча­ние строи­тель­ст­ва на­ме­че­но на 2010) и Ирун/Ан­дай – Дакс (Фран­ция; 2010). Со­еди­нён ав­то­ма­ги­ст­ра­лью с Мад­ри­дом; че­рез И. про­хо­дит ав­то­до­ро­га Биль­бао – Бе­о­бия.

Впер­вые упо­ми­на­ет­ся в 1203. До 1766 на­хо­дил­ся под юрис­дик­ци­ей (гра­ж­дан­ской и уго­лов­ной) со­сед­не­го г. Фу­эн­те­ра­бия. 31.8.1813 близ И. исп. вой­ска и объ­е­ди­нён­ные анг­ло-пор­туг. си­лы под ко­манд. А. Вел­линг­то­на одер­жа­ли по­бе­ду над на­по­ле­о­нов­ской ар­ми­ей. Силь­но по­стра­дал во вре­мя кар­ли­ст­ских войн в 1837 и 1874 и в хо­де гражд. вой­ны в Ис­па­нии в 1936. С сер. 19 в. до 1980-х гг. раз­ви­вал­ся как центр при­гра­нич­ной тор­гов­ли с Фран­ци­ей. С про­ве­де­ни­ем в 1864 же­лез­ной до­ро­ги И. стал важ­ным цен­тром со­об­ще­ний меж­ду Ис­па­ни­ей и стра­на­ми Ев­ро­пы. Ста­тус го­ро­да с 1913.

Со­хра­ни­лась го­тич. ц. Св. Ма­рии (1508–1606, ба­роч­ный пор­тал – 17 в.), мон. Св. Еле­ны (14 в., ос­тат­ки ро­ман­ской церк­ви и древ­не­го нек­ро­по­ля; ны­не Ар­хео­ло­гич. му­зей, от­крыт в 2007), ко­лон­на Сан-Ху­ан (1564), двор­цы Ур­да­ни­бия (1612), Ар­бе­ла­ис (17 в., ре­кон­струи­ро­ван по­сле 1936), гос­пи­таль (1644), ба­роч­ный дом кон­си­сто­рии (1763). Бас­кет­боль­ный клуб «Би­да­соа Ирун» (соз­дан в 1962), шко­ла на­столь­но­го тен­ни­са «Ле­ка Энеа Ирун».

Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да в нач. 21 в.– сфе­ра ус­луг, в осн. транс­порт и ло­ги­сти­ка, тор­гов­ля (со­хра­ня­ет­ся при­гра­нич­ная тор­гов­ля та­ба­ком, ал­ко­го­лем, бен­зи­ном). И. – центр гру­зо­вых ав­то­пе­ре­во­зок. Сре­ди мно­го­числ. ав­то­транс­порт­ных пред­при­ятий го­ро­да – «Cen­tro de transporte de Irun» (св. 2000 ра­бо­таю­щих, од­но из круп­ней­ших на юге Ев­ро­пы), «Trans­portes López e Hijos S. A. de C. V.» (ос­но­ва­но в 1985). Дей­ст­ву­ют св. 150 сред­них и ма­лых пред­при­ятий (ме­нее 400 ра­бо­таю­щих). Про­из-во ж.-д. ва­го­нов («Construcciones y Auxiliar de Ferro­car­ri­les S. A.», CAF, 1860), разл. уст­ройств для на­строй­ки те­ле- и ра­дио­ап­па­ра­ту­ры (ан­тен­ны и др., ком­па­ния «Al­cad», 1988), ин­ст­ру­мен­тов (пред­при­ятие ком­па­нии «Eurotools», 1995), зам­ков («Talleres de Escoriaza, S. A.», TESA, 1941), кау­чу­ка («S. T. S. Irun Ex­press S. L.», 1996). Име­ют­ся пред­прия­тия по про­из-ву сто­ло­во­го фар­фо­ра и ке­ра­мич. из­де­лий («Porcelanas Bida­soa», 1934), а так­же про­дук­тов пи­та­ния («Choco­lates Elgor­riaga», 1770, кон­ди­тер­ские из­де­лия; «Pro­ducto Recondo S. L.», 1875, хле­бо­бу­лоч­ные из­де­лия; «La Bacaladera S. A. U.», 1955, в т. ч. рыб­ная про­дук­ция), пар­фю­ме­рии («Perfumería Gal», 1898).

Близ И. – при­род­ный парк Ай­а­ко-Ар­рия (6,1 тыс. га).

Вернуться к началу