Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОКОГА́МА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 541

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Хропов
Иокогама. Панорама города. Архив БРЭ

ИОКОГА́МА, го­род в Япо­нии, адм. центр пре­фек­ту­ры Ка­на­га­ва. Вхо­дит в гор. аг­ло­ме­ра­цию То­кио; на се­ве­ре прак­ти­че­ски слил­ся с г. Ка­ва­са­ки. Нас. 3649 тыс. чел. (2008), вто­рой по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род стра­ны по­сле То­кио. Рас­по­ло­жен на юге центр. час­ти о. Хон­сю, на зап. по­бе­ре­жье То­кий­ско­го зал. Круп­ный транс­порт­ный узел. Че­рез И. про­хо­дит ли­ния «То­кай­до-Санъё» (То­кио – Фу­куо­ка) вы­со­ко­ско­ро­ст­ной ж. д. «Син­кан­сен» (1964; стан­ция Син-Иокогама). Му­ни­ци­паль­ный мет­ро­по­ли­тен (с 1972; про­тя­жён­ность ли­ний 40,4 км, 39 стан­ций; ок. 164 млн. пас­са­жи­ров в год). От­дель­ная ско­ро­ст­ная ли­ния мет­ро «Ми­на­то-Ми­рай» (2004; 4,1 км, 6 стан­ций) свя­за­на с ли­ни­ей «То­кю-Тоё­ко» мет­ро­по­ли­те­на То­кио (обес­пе­чи­ва­ет пря­мое со­об­ще­ние ме­ж­ду цен­тром И. и то­кий­ским р-ном Си­буя).

Небоскрёб «Лендмарк-тауэр». Архив БРЭ

И. – один из круп­ней­ших пор­тов ми­ра, гл. мор­ской порт Япо­нии (с 1859). Гру­зо­обо­рот 138,2 млн. т (из них внеш­не­тор­го­вые гру­зы 87,3 млн. т, внут­рен­ний ка­бо­таж 50,9 млн. т) и 3,2 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ (2006). В 2006 вве­зе­но 44,9 млн. т внеш­не­тор­го­вых гру­зов (в т. ч. сы­рая нефть 15,6%, сжи­жен­ный при­род­ный газ 14,7%), от­прав­ле­но 42,4 млн. т (в т. ч. ав­то­мо­би­ли 33,9%, ком­плек­тую­щие к ав­то­мо­би­лям 12,8%, про­дук­ция ма­ши­но­строе­ния 12%). Пе­ре­вал­ка кон­тей­не­ров осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с 1968; с 2001 дей­ст­ву­ет пер­вый в Япо­нии глу­бо­ко­вод­ный (16 м) кон­тей­нер­ный тер­ми­нал. В 2002 от­крыт но­вый пас­са­жир­ский тер­ми­нал (по про­ек­ту брит. фир­мы «Foreign Office Architects», при­ни­ма­ет кру­из­ные су­да). Па­ром­ное со­об­ще­ние с рос. пор­том На­ход­ка (с 1958).

В пе­ри­од прав­ле­ния в Япо­нии ро­да То­ку­га­ва (1603–1867) – ры­бац­кий по­сё­лок. В 1854 не­да­ле­ко от И., в м. Ка­на­га­ва, был под­пи­сан япо­но-амер. до­го­вор о ми­ре и друж­бе, по­ло­жив­ший на­ча­ло от­кры­тию Япо­нии для внеш­не­го ми­ра. По­сле за­клю­че­ния в 1858 япо­но-амер. тор­го­во­го до­го­во­ра порт И. стал

гл. цен­тром ме­ж­ду­нар. тор­гов­ли в Япо­нии (по­сле 1868 спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся в осн. на тор­гов­ле шёл­ком с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей). В 1871 в И. вы­шла пер­вая япон. еже­днев­ная газ. «Ио­ко­га­ма сим­бун». В 1872 по про­ек­ту англ. ин­же­не­ров по­строе­на пер­вая в Япо­нии ж.-д. ли­ния, со­еди­нив­шая И. с Сим­ба­си (в чер­те То­кио). Ста­тус го­ро­да с 1889. С нач. 20 в. И. – бы­ст­ро­раз­ви­ваю­щий­ся пром. центр. В 1923 го­род силь­но по­стра­дал от зем­ле­тря­се­ния и по­жа­ра. В 1945 под­верг­ся ин­тен­сив­ным бом­бар­ди­ров­кам амер. ВВС. Во вре­мя амер. ок­ку­па­ции Япо­нии (1945–51), а так­же в пе­ри­од ко­рей­ской вой­ны 1950–1953 че­рез И. осу­ще­ст­в­ля­лись пе­ре­бро­ска и снаб­же­ние амер. войск. С 1956 го­род центр. под­чи­не­ния.

Де­ло­вые квар­та­лы при­бли­же­ны к пор­ту, близ ко­то­ро­го в р-не Кан­най по­сле 1859 на­ча­ли раз­ме­щать­ся ди­пло­ма­тич. мис­сии, пред­ста­ви­тель­ст­ва иностр. тор­го­вых ком­па­ний; там же сфор­ми­ро­вал­ся кит. квар­тал Тю­ка­гай (или Чай­на-та­ун), круп­ней­ший в Япо­нии и один из круп­ней­ших в ми­ре (бо­лее 500 рес­то­ра­нов и ма­га­зи­нов). В р-не Кан­най со­хра­ни­лись зда­ния 1920–30-х гг., по­стро­ен­ные в ев­роп. сти­ле. К югу от пор­та – жи­лой р-н Яма­тэ, за­стро­ен­ный вил­ла­ми ино­стран­цев (19 – нач. 20 вв.). С 1983 реа­ли­зу­ет­ся про­ект соз­да­ния на на­сып­ном грун­те мно­го­функ­цио­наль­но­го гор. квар­та­ла Ми­на­то-Ми­рай 21 («Порт бу­ду­ще­го, 21 в.»; пл. 35,6 га). Здесь рас­по­ло­же­ны са­мый вы­со­кий в стра­не не­бо­скрёб «Ленд­марк-тау­эр» (1993; выс. 296 м, 70 эта­жей; арх. Х. Стаб­бинс-млад­ший), 3 кор­пу­са тор­го­во­го цен­тра «Ку­инс-ску­эр», оте­ли «Пан-Па­си­фик» и «Гранд-кон­ти­нен­тал», Дво­рец ме­ж­ду­нар. кон­грес­сов «Па­си­фи­ко-Иоко­га­ма» (1991), ко­ле­со обо­зре­ния (1989; выс. 112,5 м), Ин-т пе­ре­до­вых ис­сле­до­ва­ний Ун-та ООН. Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей И. – буд­дий­ские хра­мы Гу­мёд­зи (737, пе­ре­стро­ен в 17–18 вв.), Шо­ми­ёд­зи (1258, пе­ре­стро­ен в 19 в.; сад с мос­том и пру­дом), Со­дзид­зи (вос­ста­нов­лен по­сле по­жа­ра 1898), ка­то­лич. цер­ковь Яма­тэ, зда­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции пре­фек­ту­ры Ка­на­га­ва (1966; арх. Дзюнд­зо Са­ка­ку­ра), баш­ня «Ма­рин-тау­эр» (1961; выс. 106 м, са­мый вы­со­кий в ми­ре ма­як), под­вес­ной мост че­рез бух­ту И. (1980–89; об­щая дли­на 860 м, гл. про­лёт – 460 м).

НИИ тек­сти­ля. 11 ву­зов (в т. ч. 3 гос. ун-та). Б-ка Ка­над­за­ва (с 1275 в хра­ме Сё­мё, кол­лек­ция ста­рин­ных япон. и кит. книг и до­ку­мен­тов, му­зей). Ис­то­рич. ар­хив И. (1981; в зда­нии быв­ше­го брит. ге­не­раль­но­го кон­суль­ст­ва, 1931; по­сто­ян­ная и смен­ные экс­по­зи­ции по ис­то­рии И.). 42 му­зея (2006), в т. ч. «Центр нау­ки Иоко­га­мы» (об­ще­об­ра­зо­ват. на­уч­но-тех­нич. му­зей с пла­не­та­ри­ем, 1984), ку­кол (1986, бо­лее ты­ся­чи иг­ру­шек из раз­ных стран), ху­дож. (1989), мор­ской (с ис­то­рич. па­рус­ни­ком «Нип­пон-Ма­ру», 1930; му­зей с 1989), япон. лап­ши (1994), ис­то­рич. (1996), прес­сы (2000), ев­ра­зий­ских куль­тур, гра­до­стро­ит. раз­ви­тия И., тор­го­во-про­мыш­лен­ный, шёл­ка, гра­вюр, трам­ва­ев, совр. ли­те­ра­ту­ры и др. Мно­го­числ. те­ат­ры: ка­бу­ки, совр. дра­мы, тра­ди­ци­он­ный в сти­ле «но» (1996) и др. Пар­ки: Сан­кэй-эн (1906; в тра­диц. япон. сти­ле; со­б­ра­ны ста­рин­ные зда­ния, при­ве­зён­ные из др. райо­нов стра­ны, в т. ч. 500-лет­няя трёхъ­ярус­ная па­го­да), Но­гэя­ма (са­ды, те­атр под от­кры­тым не­бом, кон­церт­ный зал), Яма­си­та (1925–30; на на­сып­ном грун­те из об­лом­ков зда­ний, раз­ру­шен­ных при зем­ле­тря­се­нии 1923), Ми­на­то-но-Ми­эру-Ока-Ко­эн («Парк с ви­дом на порт»; 1962). На юге И., на ис­кус­ст­вен­ном о. Хак­кейд­зи­ма (1993), – парк раз­вле­че­ний с круп­ней­шим в Япо­нии океа­на­риу­мом (св. 100 тыс. мор­ских жи­вот­ных). Зоо­пар­ки: Зу­ра­сия (1998), Ка­над­за­ва, Но­гэя­ма. Еже­год­но про­во­дят­ся празд­ник пор­та с ме­ж­ду­нар. кос­тю­ми­ро­ван­ным па­ра­дом (с 1953), фес­ти­валь франц. филь­мов (с 1993). Иностр. клад­би­ще (св. 4 тыс. мо­гил), на ко­то­ром в 1853 бы­ли по­хо­ро­не­ны 300 рус. мат­ро­сов с крей­се­ра «Ас­кольд».

Фут­боль­ный клуб «Ио­ко­га­ма Ф. Ма­ри­нос» вы­сту­па­ет на ста­дио­не «Нис­сан» (77,3 тыс. мест); 5-крат­ный чем­пи­он Япо­нии (1989–2004), об­ла­да­тель ази­ат. Куб­ка куб­ков (1993). В 1961 про­хо­дил чем­пио­нат ми­ра по гре­ко-рим­ской и воль­ной борь­бе, в 2002 – мат­чи чем­пио­на­та ми­ра по фут­бо­лу (в т. ч. фи­нал).

И. – круп­ный де­ло­вой и пром. центр, важ­ный объ­ект ту­риз­ма (ок. 40 млн. чел., из них с ноч­ле­гом 4,6 млн. чел., 2006; по по­се­щае­мо­сти 2-е ме­сто в Япо­нии по­сле То­кио). В го­ро­де рас­по­ло­же­ны япон. центр. офи­сы ме­ж­ду­нар. кор­по­ра­ций (ITT, «Kodak» и др.), штаб-квар­ти­ры и про­из­водств. мощ­но­сти круп­ней­ших пром. и тор­го­вых фирм Япо­нии, в т. ч. «NHK Spring Co.», «Kyosan Electric Manufacturing Co.», «Trinity Industrial Corporation» (про­из-во ком­плек­тую­щих для ав­то­мо­биль­ной и аэ­ро­кос­мической пром-сти), «Shibaura Mechatronics Corporation», JVC, «Computer Institute of Japan», «I-Net Corporation» (элек­тро­ни­ка и про­грамм­ное обес­пе­че­ние), «Create Medic», «Techno Medica» (мед. обо­ру­до­ва­ние), «Chiyoda Corporation», «Shin­ko Plantech» (обо­ру­до­ва­ние для пе­ре­ра­бот­ки неф­ти и га­за), «Anest Iwata Corporation» (пнев­мо­тех­ни­ка), «Fu­ru­ka­wa Battery Co.» (ак­ку­му­ля­то­ры и элек­тро­обо­ру­до­ва­ние), «A&A Material Corporation» (строит. ма­те­риа­лы), «Nip­pon Formula Feed Manufacturing Co.», «Coca-Cola Central Japan», «Takanashi Milk Products» (про­дук­ты пи­та­ния и на­пит­ки) и др. В И. раз­ме­ща­ют­ся так­же штаб-квар­ти­ры круп­ных япон. фирм в сфе­ре пром. и гражд. строи­тель­ст­ва («JGC Corporation», «Suruga Corpora­tion»), опе­ра­ций с не­дви­жи­мо­стью («Nice Holdings», «Land», «Yoko Toshikai­hat­su»), ло­ги­сти­ки («Utoc Corporation», «Alps Logistics»), тор­гов­ли и об­ществ. пи­та­ния («Sagami Corporation», «CFS Corporation», «Three F») и др.

И. вхо­дит в пром. зо­ну Кэй­хин. Ве­ду­щая от­расль – ма­ши­но­строе­ние (ок. 40% стои­мо­сти пром. про­дук­ции), в т. ч. про­из-во ав­то­мо­би­лей (за­вод ком­па­нии «Nissan», 859 тыс. в 2006), элек­трон­но­го и те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ния, др. нау­ко­ём­кой про­дук­ции. Раз­ви­ты так­же неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая (ок. 24%; НПЗ ком­па­нии «Nippon Petroleum Refi­ning» – «Negishi Yokahama», мощ­ность 385 тыс. барр./сут, и «Yokohama», 115 тыс. барр./сут), пи­ще­вая (13,6%; в т. ч. пи­во­ва­рен­ный за­вод ком­па­нии «Kirin») пром-сть. 2 ТЭС: «Ио­ко­га­ма» (3,5 тыс. МВт) и «Ми­на­ми-Ио­ко­га­ма» (1,2 тыс. МВт).

Лит.: Эн­ци­кло­пе­дия Йоко­ха­мы. То­кио, 1983. Т. 1–2 (на япон. яз); The history of Kana­ga­wa. Yokohama, 1985; Carroll I. Trails of two cities: a walker’s guide to Yokohama, Ka­ma­ku­ra, and vicinity. Tokyo, 1994.

Вернуться к началу